Профессиональное становление школьников как фактор жизненного самоопределения

В. Н. Кормакова

Белгородский государственный университет

В статье изложены педагогические аспекты профессионального самоопределения личности школьников через раскрытие их профессионального становления. Дан теоретический анализ становления и развития личности будущего специалиста посредством воспитания мотивов профессиональной деятельности, его профессионального призвания. Раскрыты сущность и содержание профессионального становления школьника в структуре его личностного, профессионального и жизненного самоопределения, показана логика формирования профессиональных потребностей личности школьника.

Ключевые слова: профессиональное ориентирование молодежи, профессионализация, профессиональное становление и развитие личности; жизненное самоопределение; профессиональные намерения и потребности, мотивация к труду и профессиональной деятельности.

Развитие практики профессионального ориентирования молодежи становится в наши дни как никогда актуальным. В изменившихся экономических условиях необходимо помочь старшеклассникам познать свои способности и возможности, научить их разбираться в мире профессий, соотносить свои “хочу” и “могу” с рынком труда. Таков новый социальный заказ!

Обычно процесс профессионализации принято рассматривать, начиная с периода непосредственного вхождения в мир профессии. Так, чаще всего период, связанный с вузовской формой подготовки считается началом профессионализации, экстенсивного целенаправленного развития и освоения деятельности. В соответствии с этим выделяются основные уровни: «предметный», «теоретический» и «практический». На довузовском этапе в качестве стадий профессионального развития будущего специалиста выделяют адаптацию учащихся к новым социальным условиям обучения; становление активной позиции обучаемого; самоопределение и преобразование личности будущего специалиста.

Существует и несколько иной взгляд на проблему профессионального становления как на «формообразование личности», состоящее из следующих этапов: формирование профессиональных намерений; профессиональная подготовка; профессионализация и мастерство. В данной системе мастерство являет собой вершину профессионального самосовершенствования и определяется высшим мотивационным комплексом – профессиональным призванием. Поиск призвания не есть поиск профессии, хотя призвание всегда конкретизируется в определенном виде труда. Как правило, о призвании говорят, когда реализация профессиональной деятельности носит устойчивый характер решения задач на личностном уровне. Для достижения профессионального совершенства специалисту необходимо актуализировать личностные потенции.

Данный переход осуществим в процессе профессионализации, то есть «вхождения в профессию». И если профессиональное развитие рассматривать как формирование устойчивых положительных мотивов, социально значимых и профессионально важных качеств личности, готовность к постоянному профессиональному росту, нахождение оптимальных приемов и способов качественного и творческого выполнения профессиональной деятельности в соответствии с индивидуальнопсихологическими особенностями специалиста, то профессионализация – это процесс, который приводит к формированию особых качеств и черт, присущих представителям определенной профессии.

В сегодняшнем обновляющемся обществе наиболее способствуют становлению профессионала такие черты личности как: следование профессиональной этике, социальная и экономическая ответственность, внутренний контроль (стремление видеть причины событий своей жизни в себе, а не во внешних обстоятельствах); конкурентоспособность, гибкость и оперативность, смыслотворчество (как способность находить новые позитивные смыслы в своей жизни и работе); внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и т. д.

Становление профессионала является динамичным процессом. Этот процесс зависит, во-первых, от внешних условий: в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней; меняется соотношение данной профессии с другими профессиями; может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности; перестраивается операциональная сфера при появлении новых технологий, структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами – то, что было условием, становится результатом, что было средством, позднее может стать условием и др.

Становление профессионала зависит, во-вторых, и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии оценки человеком самой профессии, а также критерии оценки профессионала в себе. Отсутствие учета этих динамичных процессов опасно для специалиста. Проигрывают те люди, которые упрямо пытаются применять в своей профессиональной деятельности каноны, усвоенные ими в учебных заведениях несколько десятилетий назад, не учитывая изменения запросов общества к их профессии или специальности, духа времени.

Профессионалом можно считать человека, который овладел нормами профессиональной деятельности, профессионального общения и осуществляет их на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям; который изменяет и развивает свою личность и индивидуальность средствами профессии; который стремится внести творческий вклад в профессию, обогащая её опыт; который стремится и умеет вызвать интерес общества к своей профессиональной деятельности, способствует повышению веса и престижа своей профессии в обществе, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

Очевидно, что эти качества необходимо формировать в самом начале становления личности будущего специалиста, на первом этапе профессионального самоопределения. Учитывая, что профессиональное самоопределение характеризуется как сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, отношения к себе как к субъекту определенной деятельности, сопоставление, «примерка» своих физических и интеллектуальных сил и способностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций и установок с требованиями к профессиональной деятельности, мы считаем важным выявить «зачатки» этого процесса.

Обычно, рассматривая формирование профессиональных намерений, выделяют ряд ступеней: 1) возникновение слабоосознаваемой потребности; 2) осознание потребностей и дифференциация интересов; 3) определение конкретного вида деятельности и нахождение наиболее целесообразного пути самодвижения к ней.

Как длительный и динамичный процесс, профессиональное самоопределение школьников характеризуется противоречием между потребностью личности в приобретении определенного социального статуса, в самореализации, самоутверждении и недостаточным представлением о профессии, отсутствием необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, несформированными профессионально важными качествами. Одной из форм проявления этого противоречия является несоответствие представления личности о своих профессиональных возможностях профессиональному идеалу.

Существует и другой подход к профессиональному развитию, который рассматривает данный процесс с точки зрения разрешения противоречий между воздействиями среды и потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Диспозиционный механизм процесса самоопределения обусловлен иерархичностью развития мотивационных комплексов как возрастных новообразований.

Мотивация к труду, к профессиональной деятельности определяется в целом сложным, постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. Как уже отмечалось выше, мотивация к профессиональной деятельности начинается с профессионального призвания, которое определяет влечение к профессии, стремление ее избрать. С призванием связаны профессиональные намерения – это осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование. В отличие от призвания намерение включает и принятие решения.

Для профессиональной деятельности необходима потребность в труде – готовность к активности человека, вызванная необходимостью в чем либо; психическое состояние, создающее предпосылку к профессиональному труду. Сама по себе потребность еще не определяет характера профессионального труда, так как одна и та же потребность удовлетворяется по-разному в зависимости от ценностных ориентаций, мотивов.

В современном обществе происходят процессы активной выработки духовных ценностей. Опросы показывают, как наши соотечественники определяют для себя систему ценностей (их порядок соответствует степени значимости): предприимчивость, богатство, деловитость, прибыльность труда, профессионализм, свобода выбора, дисциплина труда; ценностями, наиболее важными для себя, опрошенные считают: справедливость, личное достоинство, трудолюбие, чувство долга, образованность, профессионализм.

Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности. Важно различать мотивы и стимулы. Стимулы – это внешние побуждения, факторы, которые могут вызвать разные мотивы как внутренние побуждения. Чтобы стимул вызвал мотивы, надо, чтобы он был принят личностью. От мотивов надо отличать мотивировки – это указание человека на причины своих профессиональных действий. Мотивировка может не совпадать с настоящим мотивом, так как выражает только осознанные человеком мотивы или призвана скрывать подлинные мотивы. Для успешной профессиональной деятельности чрезвычайно важна мотивация успеха, настрой на позитивные результаты своего труда.

Разные побуждения к труду между собой находятся в сложном нелинейном соотношении. Например, одна и та же потребность (в труде, в поиске смысла жизни) может выражаться в разных мотивах. И, напротив, на основе нескольких разных потребностей (в труде, в самореализации) может возникнуть один мотив (например, выбрать престижную профессию). Сочетание разных мотивов может вызвать одну цель, например, мотивы престижной профессии и хорошего заработка могут усилить цель интенсивного самообразования. И, напротив, один мотив может инициировать несколько профессиональных целей. Соотношение описанных видов побуждений между собой определяет общую характеристику мотивационной сферы труда.

Выделяют несколько групп мотивов профессиональной деятельности: мотивы понимания предназначения профессии; мотивы профессиональной деятельности; мотивы профессионального общения; мотивы межличностного общения в профессии. Сочетание этих мотивов образует внутреннюю детерминацию профессионального и трудового поведения.

Источником изменения в мотивационной сфере является перестраивание общественных отношений человека, условий профессионального труда, неравномерность развития и рассогласование между уровнем профессиональной деятельности профессионального общения, зрелости личности, а также рассогласование между отдельными сторонами в мотивационной сфере (мотивы, цели, смыслы) профессиональной деятельности.

Изменения в мотивационной сфере профессиональной деятельности происходят в следующих направлениях:

изменяется состав побуждений, входящих в мотивационную сферу, появляются новые мотивы и цели труда, исчезают некоторые старые, например, вначале человек безразлично относился к своей специальности и главным мотивом был заработок, затем у того же человека появляются новые мотивы, интерес к содержанию труда, к процессу, творчеству;

изменяются качественные параметры входящих в мотивационную сферу побуждений.

Так, возможны следующие преобразования и «приращения»:

превращение эпизодических ситуативных побуждений к труду в устойчивые, длительные;

переход от неупорядоченных к иерархически организованным с доминированием отдельных мотивов;

переход от мотивов профессиональной деятельности к мотивации профессионального общения и профессионального развития личности;

движение от узко результативных мотивов репродуктивной деятельности к процессуальным, творческим;

возрастание осознанности мотивов труда.

Изменения в мотивации могут происходить по механизму «сверху вниз» (через осознание человеком желательных для общества эталонов – мотивов) и «снизу вверх» (через включение человека в разные виды реальной деятельности, в ходе которой во взаимодействии с другими людьми практически осваиваются и изменяются мотивы и цели труда человека).

Таким образом, профессиональное мотивообразование, лежащее в основе формирования направленности личности будущего специалиста, состоит в переходе на качественно более высокие ступени: от ситуативного интереса к склонности, а через нее к увлечению профессией.

Этап самоопределения, на котором и происходит начало «формообразования личности» соответствует возрасту среднего школьника или подростка. Этот период в жизни учащихся характеризуется определенными особенностями, связанными с возникновением или развитием психологических, социальных новообразований, с физиологической перестройкой организма. Необходимо учитывать все эти изменения при рассмотрении данного этапа профессионального самоопределения.

Позиция как психическое новообразование может рассматриваться с двух сторон: «я в обществе» и «я и общество». Позиция «я и общество» наиболее активно формируется в (дошкольном (с 3 до 6 лет) и подростковом (с 10 до 15 лет), когда особенно активно усваиваются нормы человеческих взаимоотношений. Характерно, что процесс профессионального самоопределения начинается уже в подростковом возрасте, когда подросток начинает усваивать социальные нормы, правила, способы поведения, у него начинает складываться своя система ценностных ориентаций во взрослом мире. В этом возрасте главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее (недооценка настоящего). Но, мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, которыми руководствуется подросток, еще не приобрели устойчивости, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия в жизни. Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности, критерии оценок и самооценки, начинается в подростковом возрасте.

По данным исследователей в подростковом возрасте происходит кризис самооценки: наблюдается рост недовольства собой. Исход этого кризиса во многом зависит от личностного опыта подростка и юноши: если в нем будет иметь место переживание успеха в жизненной ситуации, это может в дальнейшем определить профессиональное содержание его самооценки и уже на начальном этапе его трудового становления сформировать высокий уровень профессиональных притязаний, которые впоследствии послужат внутренним мотивом овладения системой специальных знаний.

Возраст старшеклассников сензитивен для крупных принципиальных новообразований. Есть типичная для этого периода жизни совокупность внутренних процессов и внешних условий, определяющая новообразования личности. С развитием личности оформляется система фиксированных установок, представляющих определенную ценностную ориентацию личности, которые и являются в этом возрасте регулятором поведения.

Другими словами, для формирования профессиональных новообразований, регулирующих дальнейшее «поведение и вхождение» в сферу будущей трудовой деятельности необходимо возникновение профессиональной установки. В свою очередь, для возникновения установки необходимы социальная ситуация развития, потребности и возможности их реализации. Профессиональная установка образуется посредством взаимодействия следующих факторов: потребности осуществления деятельности, связанной с будущей профессией (которая включает в себя потребности в достижении и самореализации, а также самоактуализацию личности), соответствующей ситуации развития, представленной в рамках школьного обучения в виде специально педагогически организованного учебного процесса (школьные мастерские, компании, производственные сельскохозяйственные бригады и т.п.) и определенных операциональных возможностей, каковыми являются квазипрофессиональные умения. Возникает вопрос: в какой мере выше перечисленные факторы проявляются в указанном возрасте?

Как отмечают ученые, изучающие особенности подросткового и раннего юношеского периода, возникающая в этом возрасте потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности школьника, но и определяет ее. Это относится, прежде всего, к выбору учебного заведения, классов с различной специализацией и игнорированию предметов того или иного цикла.

Ряд авторов указывают на сдвиг мотива на цель у старшеклассников в процессе профессионального самоопределения. Становясь реально действующим мотивом, профессиональные намерения меняют учебную активность учащихся, начинающих оценивать свои знания и умения, сообразуясь с требованиями, предъявляемыми к своей будущей профессии. С другой стороны, профессиональные намерения возникают и как результат активности самих учащихся, как источник удовлетворения потребности в самоопределении. При этом на формирование профессиональных намерений оказывают влияние социально-психологические особенности школьников, их интересы, способности, отношение к труду, прошлый опыт, социальное окружение. В подростковом и старшем школьном возрасте нередко происходит рассогласование намерений и поступков. Однако, опираясь на чувство долга, моральная ответственность приводит в соответствие слово и дело, намерение и поступок. В этом случае взаимодействия с долгом чувство ответственности помогает личности оценить реальные объективные и субъективные возможности в реализации ее намерений, то есть способствует формированию правильной самооценки.

Ориентация на некий образец, свойственная подростковому и юношескому самосознанию, влияет на развитие социальною аспекта рефлексии, который предполагает осознание личностью того, как она в действительности воспринимается и оценивается окружающим социумом. Таким образом, увеличиваются и усложняются объекты рефлексии. По мнению А.Н. Крылова, с подросткового возраста в “образ – Я “начинают входить идеалы личности, спецификой которых является некоторое опережение действительности на основе формирующихся у личности нравственных эталонов.

Идеалы как новое содержание “образа – Я” меняют систему целеполагания личности: происходит переход от ориентации на внешне заданные цели к формированию устойчивых личностных перспектив. В результате у учащихся складываются не только социальные, но и профессиональные идеалы, что во многом определяет последующий выбор профессии.

Несмотря на то, что подготовка к выбору профессии начинается еще в детстве, этот выбор становится сознательным только в школе. В процессе формирования личности под влиянием ближайшего окружения (семьи, друзей), школы, средств информации и других связей у человека накапливаются сведения о различных видах трудовой деятельности; складывается устойчивое эмоциональное отношение к ним; вырабатываются установки на профессии и другие жизненные ценности, связанные с трудовой деятельностью. В этом смысле немаловажно, как школьник взаимодействует с окружающими его людьми, какой стиль отношений предпочитает использовать в совместной деятельности. От этого во многом зависит его будущий профессиональный рост. На первом этапе речь не идет о карьере, но, чтобы выбор жизненного пути стал удачным, необходимо учитывать и предпочитаемый личностью стиль взаимодействия.

Позиция личности может быть зафиксирована в многообразных проявлениях в различных сферах жизнедеятельности. Индивидуальное своеобразие профессиональной позиции формируется в процессе преломления нормативных компонентов педагогической деятельности через индивидуальные способности и личностные качества. Процесс индивидуализации предполагает выражение собственной позиции, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспективы дальнейшего собственного развития, раскрывает уникальность позиции личности, придает профессиональной деятельности неповторимое личностное своеобразие. Другими словами, профессиональная позиция характеризует способ профессионального существования личности: стремление к профессиональной идентичности или, наоборот, к профессиональной индивидуализации.

Таким образом, ситуация развития, характеризующая период на рубеже подросткового и старшего школьного возраста, потребности учащихся в самоопределении и профессиональной самореализации определяют формирование способностей, склонностей, интересов как операциональных возможностей для возникновения и фиксации системы отношений.

Следующим этапом в изучении профессиональных потенций личности может быть изучение отношения личности к какой-то конкретной профессии. Поиск путей формирования профессионального самоопределения молодежи позволил выявить факторы, влияющие на выбор профессии, и противоречия в современной системе профориентации. Эти факторы связаны как с личностью учащегося, так и с реальными “рыночными” условиями самоопределения.

Важным фактором, определяющим формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация отношений в обществе. По существу происходит замена профессиональной карьеры – предпринимательской, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Смещение ориентации молодых людей от общественно-производственной к предпринимательской, коммерческой сфере (по данным наших исследований, 56,4% старшеклассников изъявляют желание стать предпринимателями) вызывает тревогу. Часто желания и стремления этих молодых людей идут вразрез с их способностями, о которых они сами имеют лишь приблизительное представление.

Значительным является такой социально-психологический фактор как повышение роли личности и особенно ее интеллектуального развития в профессиональном самоопределении. Причем развитие личности становится потребностью человека, условием его выживаемости в конкурентной борьбе в разных сферах приложения своих сил, выражения индивидуальных особенностей.

Рыночные отношения характеризуются необходимостью приспособления к повышенной динамичности производства, возможной временной безработице, внезапной смены профессии и места работы. В этих условиях для специалиста могут оказаться недостаточными “чистый профессионализм”, высокая квалификация и отличное качество работы, хотя их ценность не снижается, а, наоборот, даже повышается. В дополнение к “чисто профессиональным” качествам специалист должен обладать для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда и такими личностными качествами, как целеустремленность, способность к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, способность к риску и другими.

Одним из важных факторов профессионального самоопределения является уровневая интеллектуализация профессиональной деятельности. Развитие личности может осуществляться адекватно способностям, если уровень приложения ее интеллектуально-профессионального потенциала соответствует уровню интеллектуальнопрофессиональной деятельности. Это в одинаковой мере относится к различным образовательным уровням человека (начальному, среднему, высшему профессиональному). Выпускник школы стоит перед выбором: продолжать обучение в профессиональных образовательных учреждениях или искать работу уже сейчас. Тогда он должен знать специальности, которые не требуют профессионального обучения: курьер, мойщик посуды, подсобный рабочий, рабочий зеленого строительства, сторож, упаковщик, укладчик пиломатериалов, фасовщик, грузчик, дворник, дорожно-путевой рабочий, уборщица (уборщик), землекоп, кухонный рабочий и др.

Меняются в настоящее время и приоритеты выбора профессии. Если традиционная профориентация решала проблему оптимизации выбора профессии между возможностями и потребностями личности, то сейчас на первое место выдвигаются мотивы выбора профессии и некоторые личностные качества. Дело в том, что зачастую наиболее выраженные мотивы выбора профессии (например, достижение материального благополучия в будущем) оказываются неадекватными возможностям личности при обучении, возникает дисбаланс между требованиями профессии и способностями обучающегося, преодолеть который и помогают личностные качества, такие как воля, темперамент и др. В таком случае, задачей профориентации является, в первую очередь, накопление приоритетных возможностей личности при выборе и поступлении на обучение будущей профессии.

В современных социально-экономических условиях возникает и целый ряд противоречий в сфере профессионального самоопределения, разрешению которых призвана помочь система профориентации.

Среди противоречий нами выделены следующие:

Противоречия между рыночным спросом на квалифицированный труд специалистов и личностными особенностями молодежи, включающейся в рыночные отношения и стремящейся к достижению материального благополучия наиболее быстрым путем.

Противоречие между склонностью и способностью к определенной профессии и необходимостью “выживания” в рыночных условиях.

Противоречие между недостаточным составом личностных качеств, необходимых для овладения профессией, и ярко выраженной мотивацией к овладению ею.

Противоречие между недостаточной мотивацией учащихся и наличием личностных качеств для успешного овладения ею (исследования института профтехобразования РАО показали, что до 25-30% учащихся к концу обучения теряют интерес к своей профессии).

Противоречие между мотивацией выбора профессии и отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).

В каждом конкретном случае возникающие противоречия разрешаются в зависимости от индивидуальных особенностей структуры личности учащегося, особенностей профессиональной деятельности, положения на рынке труда в данный момент и в ближайшей перспективе. Однако существуют, на наш взгляд, и некоторые общие подходы к разрешению этих противоречий.

Первое противоречие обусловлено перекосом в системе профессиональных ценностей, вызванным переходным состоянием экономики. И пока этот перекос будет существовать, профориентация должна в большей степени учитывать возможности достижения материального благополучия при выборе и освоении той или иной профессии и раскрывать эти возможности перед молодежью более полно.

Необходимость выживания заставляет молодых людей изменить своему призванию и выбрать такую профессию, овладение которой обеспечит более высокие материальные возможности. В таком случае профессиографический анализ и знание самого себя, своих возможностей может помочь учащемуся найти другую профессию, соответствующую структуре его личности и в то же время предполагающую более высокие материальные возможности.

Разрешение третьего противоречия, когда существует сильная мотивация к овладению профессией, но нет необходимых личностных качеств, можно осуществить по двум направлениям. Во-первых, учащемуся можно посоветовать профессию, более соответствующую его личностным особенностям и обладающую определенными привлекательными характеристиками. Во-вторых, учащемуся на основе многоуровневого подхода может быть предложена профессия, близкая по важным для него признакам к выбранной, но стоящая на более доступном уровне интеллектуализации профессиональной деятельности.

Разрешение четвертого противоречия осуществляется за счет раскрытия привлекательных сторон изучаемой профессии в зависимости от личностных особенностей учащегося, в частности, от его направленности, исходя из преобладания у учащегося того или иного вида направленности (материальной, творческой, социальной, стремление к комфорту, к профессиональному росту и т.д.), необходимо помочь ему осознать, какими возможностями избранная профессия располагает для удовлетворения его индивидуальных потребностей. Возможна и корректировка в специализации при многоуровневом обучении.

Таким образом, в процессе формирования профессионального самоопределения возрастает значение таких педагогических технологий, которые учитывают и усиливают функцию социальной защищенности учащихся. К ним относятся многоуровневая трудовая и профессиональная подготовка и подготовка по интегрированным группам профессий. Исходя из того, что любая профессиональная деятельность требует определенной степени соответствия ей особенностей личности, представляется важной оценка их синтеза. Другими словами, речь идет о развитии умений ориентироваться в окружающем пространстве, самостоятельно принимать решения, готовности к профессиональному старту.

Список литературы

Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев, 1988.

Гриншпун С. С. и др. Проблемы профессионального самоопределения молодежи. М., 1986.

Исаев И. Ф. Профессиональное самоопределение учащихся в условиях сельской школы-комплекса // Учебно-воспитательные комплексы – новый тип школы XXI века: материалы Всерос. науч.-практ. конференции / Под ред. проф. И. Ф. Исаева и проф. Е. В. Тонкова.

Белгород: Изд-во БелГУ, 2001.

Исаев И.Ф, Кормакова В.Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: учеб. пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.

Климов Е. А. Психология профессионала. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

Константиновский Д. Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. – М.: Центр социологии образования РАО, 2000.

Кухарчук А. М., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. – М., 1996.

Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. – М., 1997.

Сейтешев А. П. Пути профессионального становления молодежи. – М., 1988.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru/

Дата добавления: 31.10.2013