Профессиональный выбор молодежи

План
 
Введение
Глава I.Профессиональный выбор молодежи
Глава II. Анализ анкетированиястаршеклассников
Глава III.Государственная поддержка учителей
Заключение
Список используемой литературы и источников
 

Введение
 
Беспрерывная смена поколений влечет засобой изменение вкусов, культуры, поведения, интересов, приоритетов и ценностей…Эти изменения затрагивают все сферы общества. Что же касается изменения ввыборе той или иной профессии молодежью, то здесь временные рамки сужаются 3-5лет. Это свидетельствует о том, что молодежь, как передовая и активная частьобщества, все чаще меняет приоритеты в выборе будущей профессии. На это влияютразличные факторы: заработная плата, карьерный рост, легкое трудоустройство,заинтересованность, самооценка и многое другое. Еще пару десятков лет назадпрофессия учителя была престижна и востребована. Молодежь стремилась получитьпедагогическое образование и посвятить жизнь учительской деятельности. Но насегодняшний день профессия учителя практически потеряла интерес молодых людей.Это происходит из-за сложившихся приоритетов: теперь куда более престижныпрофессии экономистов, юристов, программистов…
Актуальность исследования заключается втом, что от выбора профессий миллионов учеников, которые стоят на пороге кпоступлению в ВУЗы, зависит будущее России, ее развитие и место на мировойарене. И совсем не справедливо молодежь не уделяет должного вниманияучительской деятельности, той неотъемлемой части всеобщего развития страны.
Чтобы выявить престиж профессий,профессиональный выбор молодежи, место профессии учителя в этом выборе,приоритеты учительства и способы его развития были поставлены следующие цели изадачи:
1)        проанализировать теоретическую базу и статистику престижа профессий;
2)        изучить мнение учеников старших классов для выявления престижных инепрестижных профессий, их собственного профессионального выбора, причин этоговыбора и оценки престижа профессии учителя;
3)        выявить причины «старения» профессии учителя;
4)        выявить методы государственной поддержки учителей;
5)        предложить способы привлечения молодого поколения к выбору профессии педагога.
Новизна исследования состоит в том, чтоисследование охватывает такие социумы как класс и школа.
Методами исследования явились:
·         Опрос и анкетирование учащихся 9-11 классов
·         Изучение документов по данной проблеме
·         Анализ статистических данных
Проблема выбора профессии настоятельнотребует более пристального внимания к исследованию этого процесса, в целяхсвоевременного разрешения возникающих несоответствий между потребностями ивозможностями общества на каждом конкретном этапе развития и реально существующимиинтересами молодежи, а именно анализа престижа профессий, профессиональныхсклонностей молодежи.
 

ГлаваI.Профессиональный выбор молодежи
Начать взрослуюсамостоятельную жизнь с пособия по безработице – вряд ли об этом мечтаютнынешние студенты высших учебных заведений России. По официальной статистике,90% выпускников школ получают высшее образование. Эта же статистика гласит отом, что 36% безработных, зарегистрированных на бирже, не старше 30 лет. Каждыйтретий – с высшим образованием.
В чем причинабезработицы среди молодежи и возможно ли каким-то образом помочь молодым людямнайти работу? Как выяснилось, проблема даже не в отсутствии работы. Ее как раздостаточно, во всяком случае, для того, чтобы трудоустроить молодежь. Главнаяпроблема в том, что имеющиеся вакансии не всегда устраивают молодых людей: илиработа непрестижная, или за нее мало платят.
Наиболеевостребованными среди молодежи являются профессии менеджеров по туризму,рекламе, связям с общественностью, инженеров-экологов и event-менеджеров. Какпоказало исследование проведенное порталом SuperJob.ru, осваивать новыепрофессии в первую очередь спешат молодые. Неудивительно, что больше всегомолодежи можно наблюдать среди представителей относительно новых для Россииспециальностей, пришедших к нам вместе с рыночной экономикой.
Так, более80% специалистов 1980-90 годов рождения активно осваивают область маркетинговыхи финансовых исследований, брендинг и управление персоналом. Не страшитмолодежь и андеррайтинг (оценка финансовых рисков страховых компаний). В этихспециальностях россияне до 30 лет представлены в количестве более 70%.
Молодымлюдям, не обремененным узами брака и воспитанием детей, проще добиться успеха впрофессиях, предполагающих большое число разъездов, командировок иненормированный рабочий день. В силу этих причин 77% претендентов на такуюдолжность, как, например, торговый представитель, моложе 30 лет.
Интернет-бизнеси компьютерные технологии – это также преимущественно территория молодых. Базарезюме системных администраторов, программистов РНР и Java, веб-дизайнеров,инженеров технической поддержки и менеджеров интернет-проектов более чем на 70%состоит из анкет соискателей моложе 30 лет.
«Нашествию»на рынок труда выпускников строительных факультетов вузов способствует развитиестроительной отрасли, индустрии дизайна и ремонта помещений, а главное,перспектива хороших заработков. На сегодняшний день среди архитекторов иинженеров-проектировщиков преобладает молодежь (67% и 78% соответственно),однако в этой сфере достаточно и специалистов со стажем.
«Перекос» вроссийской системе образования привел к переизбытку экономистов, юристов инехватке представителей рабочих специальностей. Сегодня среди экономистов икорпоративных юристов доля специалистов моложе 30 лет составляет более 76%, вто время как рабочие специальности представлены в основном 40-50-летнимиработниками.
Экономические трудностине повлияли на выбор школьниками будущей профессии: они все также хотят статьбанкирами и юристами и не желают идти в рабочие. На родителях же кризиссказался: у них все чаще нет денег, чтобы оплачивать обучение ребенка впрестижном вузе.
Аналитическим отделом ВЦИОМ были проведены исследования по профессиональномувыбору выпускников школы. Исследование выявило определенные закономерности ввыборе профессии. Так, у примеру, семнадцатилетняя Ольга Самусева в детствемечтала стать врачом, учителем или психологом. Но нынешним летом она поступилаучиться на экономиста. «Я считаю, что бухгалтеры и менеджеры будутвостребованы, несмотря на кризис», — убеждена Ольга. Будущий финансовыйаналитик, а ныне студент Академии народного хозяйства при правительстве РФПавел Гнусарев также не боится остаться без работы: «Когда я выучусь, кризисминует, и откроются новые возможности». Кризис не повлиял на предпочтенияподростков — самыми популярными остаются профессии, связанные с управлением,говорит «НИ» директор одного из столичных центров развития карьеры ЭльмираДавыдова. По данным «Левада–Центра», до кризиса тройку самых престижных профессийсоставляли банкир, депутат и министр, после кризиса — банкир, звезда эстрады исудья. Популярность рабочих профессий остается низкой, хотя даже в московскомметро развешаны объявления с призывом бесплатно учиться на рабочих споследующим гарантированным трудоустройством. «У молодежи на первом месте — желание найти непыльную работу. А если профессия грязная или утомительная, людине готовы работать даже за хорошие деньги», — поясняет «НИ» руководительаналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов. По словам г-на Бызова, и в кризиссамыми желаемыми у молодежи остаются профессии, связанные с работой вкоммерческих фирмах: менеджеры, агенты, управленцы, консультанты: «Средипредставителей этих профессий прошли сокращения, но безработицу считаютвременным явлением». Работа в сфере услуг и информационных технологийпривлекает подростков высокой зарплатой и возможностью проявлять личнуюинициативу, подтверждает «НИ» директор Центра психологической и социальноймедицины Евгений Шапошников. Студентка Московского государственногоуниверситета печати Екатерина Горина учится на журналиста, но работаетриелтором. В журналистике Екатерине не понравилось то, что перспективы здесь неясны, а работать начинающему журналисту нужно практически бесплатно. Сзанятиями наукой успех в жизни подростки не связывают. Не более 10% из нихвыбирают профессии, связанные с исследованиями, говорит социолог Бызов.Верность детской мечте также хранят единицы. Психолог Ирина Корчагинарассказывает «НИ», что очень часто мечтавшие стать космонавтами или врачамипоступают на маркетологов или пиарщиков: «Современные дети трезво смотрят нажизнь, они более практичны». 14-летний Евгений Ретивых в детстве мечтал статьдесантником, «потому что десантники — сильные, смелые, ловкие и защищают нашуродину». Но в военное училище Евгений не собирается, а собирается в МГТУ имениБаумана — полученное там образование, по мнению парня, будет в дальнейшей жизниболее необходимым.
Выбор профессиивыпускником школы — это во многих случаях выбор его родителей. Евгений Шапошниковутверждает, что в городах до 40% выпускников школ поступают в тот вуз, которыйим указали родители. С этим связано частое нежелание выпускников вузов работатьпо специальности: в столице таких более половины. Студентка Московскогоинститута мировой экономики и международных отношений Олеся Сучкова учится наюриста, но уже сейчас собирается получить второе высшее образование и статьпрофессиональным фотографом. На родителях подростков кризис сказался в первуюочередь. Все чаще встречается ситуация, когда у родителей нет денег на оплатуобучения ребенка в вузе. С началом кризиса большинство российских вузовзаморозили стоимость обучения и плата за нынешний учебный год осталась такойже, как и за прошлый. Но доходы у многих семей упали, а другие статьи расходоввыросли — даже официальная инфляция в годовом исчислении превышает 10%. Изстоличных вузов самые дорогие — МГИМО и Высшая школа экономики, где плата заобучение на отдельных специальностях достигает 300 тыс. рублей в год. Самыедешевые вузы — технические, в большинстве из них семестр стоит в пределах 30-40тыс. рублей.
 
ГлаваII. Анализ анкетирования старшеклассников
Современная молодежь расставила своиприоритеты в выборе будущей профессии.
И не смотря на то, что не все ученикистарших классов определились со своим приближающимся поступлением в ВУЗ, онилегко могут ответить на вопросы о том, какая профессия, по их мнению,престижная, какая же напротив не пользуется успехом на рынке труда.
Для того, чтобы выяснить, престижпрофессий; причины, по которым одни профессии престижные, а другие нет; собственныйвыбор молодого человека; что повлияло на этот выбор и престижна ли профессияучителя в наше время, был проведен опрос учеников старших классов моей школы.
Опрос заинтересовал старшеклассников, оноказался актуальным и своевременным. Вопросы оказались темами для долгихразмышлений и дискуссий учеников. Итак, его результаты.
На вопрос какая работа наиболеепрестижная на сегодняшний день, ученики дали следующие ответы. Самой престижнойпо данным опроса оказалась профессия судьи (так считают 37,5 % учащихся).Вторая по престижу работа программиста (32,5%). Тройку лидеров замыкаетпрофессия юриста (30%). Далее ответы распределились в следующем порядке:профессия адвоката (27,5), бизнесмена (22,5%), врача (22,5%), работникаправительства (20%), банковского работника (17,5%), экономиста (17,5%),предпринимателя (15%), бухгалтера (15%), менеджера (12,5%), архитектора(12,5%), режиссера (12,5%). Профессии инженера, актера, переводчика считаютпрестижными 10% учащихся, журналиста, милиционера, спортсмена – 7,5%, прокурораи налогового инспектора – 5%.
Эти профессии ученики считают престижнымипо следующим причинам:
·         Высокая заработная плата (65%)
·         Заинтересованность в профессии (35%)
·         Востребованность и актуальность (25%)
·         Карьерный рост, перспектива (12,5%)
·         Легкая работоустроенность (10%)
Непрестижными оказались профессии:
·         Сотрудники ЖКХ: дворник, сантехник, уборщица, вахтер, токарь,электрик
·         Механик
·         Сварщик
·         Сторож, охранник
·         Водитель, таксист, дальнобойщик
·         Грузчик
·         Каменщик
·         Сельскохозяйственные работники: агроном, доярка, комбайнер,тракторист
·         Учитель
·         Курьер
·         Шахтер
·         Бармен, официант, посудомойщик, разносчик пиццы
·         Секретарь
·         Продавец
·         Медсестра
·         Танцор, художник
Четвертым в анкете был вопрос: какуюпрофессию старшеклассники собираются получать по окончанию школы? Лидером сталапрофессия экономиста. Эту профессию собираются получать 37% учащихся. Второйбыла профессия юриста – 16,5%. Третьей – профессия программиста и 14,9% учеников.Далее ответы расположились следующим образом: профессию журналиста собираютсяполучать 7,4% учеников, столько же сотрудника милиции. И каждую из профессий:переводчик, логопед, учитель, дизайнер – собираются получать по 3,7% учеников.
Причины такого профессионального выбора взрослеющегопоколения были разными. 30% учеников сделали выбор по совету родителей.Оказалось, что личная заинтересованность играет наибольшую роль в выборепрофессии, потому что эту причину указывают 85% старшеклассников. Ни малоевлияние имеет и заработная плата, эта причина одна из главных у 75% учащихся.Также причиной являлось легкое трудоустройство – 12,5%.
Последним пунктом анкетирования былвопрос о престиже профессии учителя в нынешнее время. Ответы на этот вопросразделились. И престижна эта профессия, по мнению только 14% старшеклассников.Престиж профессии, по результатам опроса составляют: возможность заниматьсярепетиторством учеников, поддержка государства и уважение. 86% опрошенныхсчитают, что учительская деятельность не престижна. В подтверждение этому ониприводят следующие причины: низкая заработная плата, не востребованность,трудоемкость и нервы.
В ходе опроса, выяснилось, что и натекущий год молодое поколение отнюдь не стремиться к получению педагогическогообразования. Так же учащиеся не уделили должного внимания профессиям,нуждающимся в квалифицированных кадрах: рабочей и медицинской специальностям,инженерам, специалистам по продажам.
ГлаваIII.Государственная поддержка учителей
Как показывает проведенное намиисследование профессия учителя для многих респондентов оказалась непрестижной ималовостребованной, хотя многие осознают важность роли педагога в обучении ивоспитании подрастающего поколения. Сейчас молодые люди не выбирают профессиюучителя и складывается ситуация, когда наши школы могут остаться без учителей.Отдельная проблема – это процесс старения профессии учителя. Проведя опросучеников старших классов, мы выяснили, современная молодежь не тяготеет кпреподавательской деятельности, вследствие чего профессия учителя «стареет».
Специалисты Центра социологическихисследований МГУ, провели опрос российских учителей и пришли к своим выводам.
Не секрет, что большинство педагоговработают в школе исключительно «из любви к искусству». Средняязарплата российского учителя – всего 4812 рублей в месяц (170 долларов), ачетверть из них получают и того меньше — около 3000 рублей. При этом, как нипарадоксально, современные Макаренко и Ушинские готовы «сеять разумное,доброе, вечное» даже в том случае, если платить вообще перестанут, – лишьбы кормили. Потому что главная мотивация для них не деньги, а призвание,которому они служат. Учительский труд интересен прежде всего сам по себе (83%педагогов — дамы), а размер зарплаты стоит лишь на третьем месте (на втором — польза обществу). Выходит, все разговоры об их корыстолюбии — не более чеммиф… Правда, к молодым Песталоцци это не относится — они легко готовыпоменять учительскую профессию на более денежную и престижную. Но если зарплатувсе же повысят (хотя бы до прожиточного минимума), то и они останутся…Выяснилось также, что причина старения педкадров – не только нежеланиевыпускников педвузов работать по специальности. В ряде регионов для них… нетмест. За пять лет количество российских учеников уменьшилось на четверть – с 20до 15 миллионов человек. Учительский же корпус сократился меньше: среднийпоказатель по России – 1 учитель на 10 детей, в Европе — 1 на 15. Выгнать же«лишние» кадры у директоров школ рука не поднимается — куда деваться50-летней «Марьиванне», тридцать лет отработавшей в классе?.. Кроме того,пожилые учителя работают, что называется, до упора – пока хватает сил дойти додоски. Причины две: маленькая пенсия и боязнь остаться никому не нужным. Вот ивышло, что на фоне спада рождаемости молодых в школе не ждут. В провинцииобразовался даже конкурс на учительские вакансии, некоторые стоят в очередигодами. Естественно, самые активные и талантливые бегут из райцентров в крупныегорода, где устроиться гораздо легче. И через несколько лет в маленьких школахостанутся только дамы пенсионного возраста. В Москве, кстати, дефицит учителейесть только по нескольким предметам – математика, русский и английский языки,физкультура. По остальным недобора практически нет…
Третий вывод, который сделали социологи,– сокращается число учительских династий. Что логично: престиж профессии крайненизкий, зарплаты маленькие… Поэтому мамы-педагоги решительно выступают противтого, чтобы их дочки шли работать в школу. Уж лучше пусть бухгалтерами… Но высшееобразование у учителей по-прежнему в чести — его имеют 84,2% опрошенных (еще12% – среднее специальное). В целом же портрет современного учителя нарисовалсятакой: это женщина старше 43 лет, живет либо в крупном городе (34%), либо,наоборот, на селе (40%), стоит у доски уже 20 лет, имеет 13-й разряд ЕТС иполучает около 5 тысяч рублей в месяц. Не слишком получилось привлекательно.
Поэтому необходимо поднять престижпрофессии учителя.
В настоящее время правительствооказывает активную поддержку учителям. Это необходимо для повышения жизненногоуровня учителей, условий их труда и увеличения престижа профессии. Такимобразом, правительство старается привлечь молодежь к учительской деятельности.
Заявление Дмитрия Медведева о том, что2010 год будет объявлен Годом учителя еще раз это доказывает. «Поддерживаюпредложения образовательного сообщества об объявлении 2010 года Годомучителя», – сказал Медведев, выступая с ежегодным посланием ФедеральномуСобранию. Он отметил, что государство сделает все, чтобы учитель стал уважаемойфигурой в обществе, но при этом педагоги должны внимательно относиться к своимученикам. Медведев сообщил, что стратегия развития российского образованияскоро будет утверждена правительством. «Ее реализация продолжится как наоснове национального проекта, так и с опорой на недавно принятоезаконодательство. Сегодня же основной акцент сделан на школьноеобразование», – сказал глава государства.
Он также сообщил, что будет разработананациональная образовательная стратегия «Инициатива – наша новаяшкола», которая будет основана на пяти направлениях.
По его словам, должны быть разработаныобразовательные стандарты нового поколения, должна быть выстроена разветвленнаясистема поиска талантливых детей, ключевая роль должна отводиться учителю. Приэтом он поручил правительству разработать в самое ближайшее время новыепринципы работы школ, а также порядок их проектирования, строительства ипорядок формирования материальной базы.
Последующее выступление Премьер-министраВладимира Владимировича Путина также несло в себе комплекс мер, направленных наподдержку учителей.
Владимир Путин предложил пересмотретьсистему аттестации учителей, повысить зарплаты учителям младших классови выдать молодым специалистам гранты на сумму до 500 тыс.руб.
Премьер-министр России Владимир Путинсчитает необходимым пересмотреть систему аттестации учителей.
«Требуетсяпересмотреть систему аттестации учителей. Знаю, что здесь есть вопросо профсоюзах, разумеется, такие вопросы нужно решать и рассматриватьих в контакте с профсоюзами», —сказал Путин, выступая на заседании оргкомитета по проведениюв России года учителя в 2010 году, передаетРИА «Новости».
Также премьер отметил, что зарплатыучителей-предметников и учителей младших классов необходимо выравнивать.При этом последние должны повышать свою квалификацию.
«Наряду с качественнойфундаментальной подготовкой учителя должны иметь возможность для непрерывногоповышения своей квалификации, которое учитывало бы индивидуальныепотребности самих педагогов, а также специфику школ, где ониработают», — сказал премьер.
Он подчеркнул в этой связипервостепенное значение модернизации системы педагогического образования.«Сегодняшнему учителю должны быть доступны все современные достижения наукио ребенке и технологические возможности», — отметил В. В. Путин.
Владимир Владимирович сообщил онеобходимости повышения зарплаты учителей младших классов.
«Мы с вами знаем, что преподавателимладших классов, для того чтобы получить равную зарплату с предметниками,должны большее количество часов отработать. Имею в виду повышениетребований к подготовке малышей и, соответственно, требованийк квалификации учителя младших классов, считаю возможным продумать вопросо выравнивании этих норм», — сказал Путин.
По мнению премьера, новая системаоплаты труда и нормативное подушевое финансирование школ, которое сегоднявнедряется в российских регионах, обеспечивают заметное повышение зарплатыучителей, прежде всего наиболее опытных и заслуженных.
«Работа в школе должна бытьпривлекательной для лучших специалистов, которые, как известно, стремятся туда,где интересно и престижно, где есть ясные перспективы личногои карьерного роста и, конечно, убедительные материальные стимулы», —сказал Путин.
Также, глава правительства считаетвозможным выделить на два года до тысячи грантов на поддержкумолодых учителей, каждый объемом до 500 тыс. руб.
«У нас есть федеральная целеваяпрограмма «Научно-педагогические кадры». Можно оттуда часть средств взятьи направить на грантовую поддержку молодых специалистов, скажем,можно было бы до тысячи грантов выделить на два года общимобъемом финансирования для каждого гранта до полумиллиона рублей —по 250 тыс. руб. в год», — предложил Путин.
И это не первые меры по поддержкеучителей.
Начиная с 2006 года в рамках приоритетногонационального проекта «Образование» ежегодно ко Дню учителявыплачивается денежное поощрение 10 000 лучшим учителям в размере 100 000рублей каждое. Целью данного мероприятия ПНПО является стимулирование лучшихучителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программыначального, основного общего и среднего (полного) общего образования.Государственная поддержка лучшим учителям осуществляется ежегодно из средствфедерального бюджета в объёме 1 млрд. рублей. Количество денежных поощренийкаждому субъекту Российской Федерации ежегодно определяется Минобрнауки Россиис учетом числа обучающихся в образовательных учреждениях, расположенных вгородской и сельской местности.
Согласно положению денежное поощрениевыплачивается лучшим учителям общеобразовательных учреждений за высокоепрофессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования. Научастие в конкурсе имеют право учителя со стажем педагогической работы не менеетрех лет, основным местом работы которых являются образовательные учреждения,реализующие образовательные программы начального общего, основного общего исреднего (полного) общего образования. Лица, осуществляющие вобщеобразовательных учреждениях только административные или организационныефункции, права на денежное поощрение не имеют. Учитель, получивший денежноепоощрение, имеет право повторно участвовать в конкурсе не ранее чем через пятьлет.
Выплата денежного поощренияосуществляется по результатам конкурса. Конкурсный отбор среди учителейпроводится во всех субъектах Российской Федерации. Коллегиальный орган субъектаРоссийской Федерации по приоритетному национальному проекту«Образование» создает конкурсную комиссию с участием ассоциаций попечителей,выпускников, экспертов и консультантов по вопросам общего образования; советовректоров вузов, руководителей образовательных учреждений начальногопрофессионального образования и среднего профессионального образования;профсоюзов; профессиональных объединений работодателей, родителей и другихобщественных объединений. Конкурсная комиссия по согласованию с коллегиальныморганом и уполномоченным органом субъекта Российской Федерации устанавливаетпроцедуры проведения конкурса и максимальный балл по каждому из критериевотбора (до 10).
В настоящее время известны имена 40тысяч лучших учителей Российской Федерации — победителей региональных конкурсов2006, 2007, 2008 и 2009 годов.
Более того, для учителейзаконодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени,предусмотрены особый порядок предоставления отпусков, выплата компенсаций инекоторые льготы. Таким образом, на государственном уровне осуществляетсяподдержка учителей, и принимаются меры для увеличения престижа профессиипедагога.

Заключение
 
1.        Таким образом, выбор профессий современной молодежью, обусловленныйрядом причин, негативно сказывается на развитии экономики, поэтому нашегосударство должно контролировать профессиональный выбор молодежи, поднимаяавторитет некоторых «непрестижных» профессий, необходимых для сбалансированногоразвития страны, в том числе и авторитет профессии учителя.
2.        Изучив ответы респондентов, мы пришли к выводу о том, что профессияучителя, несмотря на ее значимость, не престижна.
3.        Как показывает анализ государственной политики по данному вопросу, государствонаметило ряд мер по привлечению молодых специалистов в школы.
4.        В то же время, выбор будущей профессии должен обуславливатьсяспособностями и возможностями конкретного человека и контролируемымгосударством рынком рабочей силы
Учитель — все же прекрасная профессия, ичтобы там ни говорили — благодарная. Потому что каждый мало-мальски порядочныйчеловек будет всю жизнь с теплотой и нежностью вспоминать людей, отдавшихстолько сил его воспитанию. К сожалению, чаще всего осознание этого приходитслишком поздно, когда вырастают собственные дети, поэтому давайте все вместесейчас скажем спасибо нашим учителям.

Списокиспользуемой литературы и источников
 
1.        Послание президента Федеральному Собранию от 5.11.2008г. (http://www.kremlin.ru/transcripts/1968)
2.        Выступление В.В. Путина на заседании оргкомитета по проведению в РФ Годаучителя в 2010 году. РИА новости. (http://www.rian.ru/education/20091116/193975144.html)
3.        И.Сергеев. Конец династии. Изд.: газета «Московский комсомолец»
4.        Е. Клименко. Молодежь выбирает модные профессии. Изд.: газета «Мойрайон»
5.        Подростки сегодня выбирают те же профессии, что и до кризиса. Изд.:газета «Новые известия»