“ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ” План курсового реферата. I Введение: Определение профилактики стоматологических заболеваний; Цели и задачи профилактики; Актуальность темы. II Основная часть.
Методы профилактики основных стоматологических заболеваний: Стоматологическое просвещение населения; Обучение правилам рационального питания;
Обучение правилам стоматологического ухода за полостью рта; Эндогенное использование препаратов фтора; Применение средств местной профилактики; Вторичная профилактика (санация полости рта). III Резюме IV Выводы V Библиография I Введение.
Профилактика стоматологических заболеваний –это предупреждение возникновения и развития заболеваний поло-сти рта. Внедрение программ профилактики приводит к резко-му снижению интенсивности кариеса зубов и болезней паро-донта, значительному уменьшению случаев потери зубов в моло-дом возрасте и возрастанию количества детей и подростков с интактными зубами. Стоимость профилактических методов, в среднем, в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших сто-матологических заболеваний.
Стоматологическая заболеваемость в нашей стране достато-чно велика, и следует ожидать дальнейшего её увеличения, если не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на развитие заболевания. Цели и задачи профилактики:
Уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов; увеличение количества лиц, не имеющих кариеса.
Снижение процента лиц, у которых выявлены признаки поражения тканей пародонта; уменьшение количества секстантов с кровоточивостью, зубным камнем и патоло-гическими карманами в ключевой возрастной группе в соответствии с индексом нуждаемости в лечении болез-ней пародонта. Актуальность темы:
Тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, поскольку результаты многочисленных исследований показывают, что интенсивность основных стоматологических заболеваний (кариеса зубов и болезни пародонта) среди насе-ления России достаточно высока.
Так, у трехлетних детей интенсивность кариеса временных зубов составляет в среднем 3, 7, то есть у каждого трехлетнего российского ребенка почти 4 зуба поражены кариесом.
В дальнейшем, с возрастом, наблюдается значительное нарас-тание активности кариеса. К 15 годам среднее количество пораженных зубов среди подростков достигает 8, 0. У взрослого населения поражаемость зубов кариесом достигает 100%.
Что касается состояния тканей пародонта, то оно оказалось неудовлетворительным у большинства населения России, неза-висимо от возраста и места проживания. К 35–44 годам и старше практически у всех обследованных выявились тяжелые поражения пародонта с преобладанием зубного камня и паро-донтальных карманов различной глубины.
Что касается Белгородской области, то за 2000 год пародон-тит зарегистрирован в 52, 18 случаев, а за 2001 год– 96, 70 случаев. II Основная часть. Методы профилактики основных стоматологических заболеваний: стоматологическое просвещение населения; обучение правилам рационального питания; обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта; эндогенное использование препаратов фтора; применение средств местной профилактики; вторичная профилактика (санация полости рта).
Методы стоматологического просвещения – это беседы, лек-ции, семинары, уроки здоровья, игры и т. д. Методы, предусматривающие заинтересованное участие насе-ления, называются активными. Их преимуществом является не-посредственная взаимосвязь и взаимодействие специалиста и аудитории, что обеспечивает наилучший эффект воздействия.
Методы не требующие активного участия населения, назы-ваются пассивными. Они не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время и на большую ауди-торию. Недостаток– отсутствие обратной связи между паци-ентами и специалистом. Стоматологическое просвещение в зависимости от количества населения, вовлеченного в просветительскую работу, подраз-деляют на 3 организационные формы: массовая, групповая, индивидуальная.
Ступени, которые надо преодолеть любому человеку для выработки полезной привычки: знание => понимание => убеж-дение => навык => привычка. Обучение правилам рационального питания.
Питание может влиять на ткани зубов двумя путями: во-первых, во время формирования зуба перед прорезыванием и, во-вторых, после прорезывания. Для формирования резистентных к кариесу зубов одним из главных условий является полноценное в качественном и коли-чественном отношении питание беременной женщины, включа-ющее молочные продукты, минеральные вещества, витамины, овощи, фрукты. Большое значение имеет питание в первый год жизни ребенка, когда идет закладка и развитие постоянных зу-бов.
Возникновению и прогрессированию кариеса зубов у насе-ления способствуют следующие особенности питания:
высокое содержание в пищи легко ферментируемых углеводов, особенно сахара; увеличение частоты приема пищи;
уменьшение употребления пищи, требующей интенсив-ного жевания, которое приводит к повышению тока слю-ны и“естественному очищению полости рта”; уменьшение потребления пищи, способствующей ингиби-рованию кариесу зубов. Индивидуальная гигиена полости рта.
Индивидуальная гигиена предусматривает тщательное и регу-лярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.
Существует много методов чистки зубов. Один из них –стандартный метод чистки зубов Пахомова Г. Н. Он заключается в следующем: чистку зубов начинают с участка в области верх-них правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.
При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров зубную щетку располагают под углом в 450к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными движениями. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов. Заканчивают чистку круговыми движениями.
Основным инструментом для чистки зубов является зубная щетка. Существует 5 степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.
Наиболее широко применяются щетки средней степени жест-кости.
Зубочисткипредназначены для удаления остатков пищи из межзубных промежутков и зубного налета с боковых поверх-ностей зубов.
Флюсыпредназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контакт-ных поверхностей зубов.
Зубные пастыдолжны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать хорошими дезодорирующим и освежающим действием и не иметь побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующе-го. Основными компонентами зубных паст является абразивные, гелеобразующие и пенообразующие вещества, отдушки, краси-тели.
Самым массовым лечебно-профилактическим средством явля-ются фторсодержащие зубные пасты. Поступление фторида в эмаль зубов увеличивает ее резистивность к кислотной демине-рализации за счет образования более устойчивых к растворению структур.
Зубные пасты, содержащие в своем составе фосфаты камня, натрия, глицерофосфаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, обладают выраженным противокариозным дей-ствием.
В последнее время широко используют лечебно-профи-лактические зубные пасты, в состав которых входят несколько лекарственных растений (шалфей, мята перечная, ромашка, эхинация и др. ).
Жевательная резинка –средство, позволяющее улучшить ги-гиеническое состояние полости рта за счет увеличения коли-чества слюны и скорости слюноотделения, что способствует очищению поверхности зуба и нейтрализации органических кислот, выделяемых бактериями зубного налета.
Зубные эликсирыпредназначены для ополаскивания полости рта. Они улучшают очищение поверхностей зубов, предупре-ждают образование зубного налета, дезодорируют полость рта. Эндогенные методы применения фторидов.
Применение соединяющих фтора для профилактики кариеса зубов можно условно разделить на два основных способа– системный (эндогенный) –поступление фторидов в организм с водой, солью, молоком, в таблетках или каплях; и местный (экзогенный)– использование растворов, гелей, зубных паст, лаков. Средства для местного применения.
Фторидсодержащие лаки. Их используют для пролонги-рования периода воздействия фторидов на эмаль. Они образуют прилегающую к эмали пленку, остающуюся на зубах в течении нескольких часов, а в фиссурах, щелях и микропространствах– несколько дней и даже недель. Средняя редукция прироста кариеса при применении лака составляет 50%. Фторосодержащие растворы и гели.
Используют препараты с высокой концентрацией фторида натрия (2% раствор фторида натрия).
Эффективным реминерализирующим препаратом является “Ремодент”, используемый в виде раствора для аппликации и зубной пасты. Герметики для запечатывания фиссур зубов
Назначение герметиков заключается в создании физического барьера, предотвращающего попадание в ретенционные учас-тки эмали микроорганизмов ротовой полости и конечных про-дуктов их жизнедеятельности. Этапы герметизации фиссур:
протравливание эмали зуба 35-37% ортофосфорной кислоты в течении 15-20 секунд; отмывание кислоты с поверхности зуба водно-воздушной струей; повторная изоляция зуба от слюны ватными валиками и слюноотсосом; высушивание протравленной поверхности воздухом. Протравленная эмаль должна быть тусклой, матовой, меловидно-белого цвета.
Нанесение герметика должно проводиться немедленно тонким слоем по всей фиссурно-ямочной сети жевательной поверхности, исключая при этом образова-ние пузырьков воздуха и завышение окклюзионной высо-ты зуба.
Контроль за постановкой герметика осуществляется в следующие сроки: через неделю, месяц, полгода и год. III Резюме
Таким образом, из вышеизложенного следует, что при отсутствии программ профилактики на популяционном уровне относительно невысокая поражаемость зубов кариесом и легкая степень заболевания парадонта у детей и подростков переходит у взрослых в достаточно тяжелую форму, что, в свою очередь, приводит к увеличению потребности в терапевтическом, хирургическом и ортопедическом лечении. IV Выводы
Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний среди населения России достаточно высока, огром-ное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий.
В стоматологическом просвещении, помимо врачей-стомато-логов, должны участвовать психологи, педагоги и другие специ-алисты по обучению. Целесообразно начинать мотивацию с педагогов и медицин-ских работников детских учреждений. После этого следует орга-низовать встречи с родителями детей, объяснить им возмож-ность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказывать о правилах и особенностях чистки зубов у детей. Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны быть строго дифференцированы в зависимости от их возраста: если с маленькими детьми лучше проводить занятия в форме игры, то со старшими разговаривать надо так же, как со взрослыми.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что для улучшения стоматологического здоровья на уровне популяции необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом. Должно сформироваться общественное мнение, что забо-титься о здоровье полости рта так же необходимо, как и о кра-соте своей внешности.