Министерствообразования и науки
ГОУ ВПО«Шадринский государственный педагогический институт»
Факультетфизической культуры
Кафедра теоретическихоснов физического воспитания
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами(ПАВ) подростками в семье
Курсовая работапо педагогике
Исполнитель
Студент 373 группы
Тенигин Семен Николаевич
Научный руководитель
ст. преподаватель
Булдашева Ольга Викторовна
Шадринск 2010
Оглавление
Введение
Глава1. Общие вопросы злоупотребления и профилактики ПАВ
1.1Понятие и виды ПАВ
1.2Профилактика злоупотребления ПАВ
Выводыпо 1 главе
Глава2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) в семье
2.1Роль семьи в формировании зависимости употребления ПАВ
2.2Семья в профилактике злоупотребления ПАВ
Выводыпо 2 главе
Заключение
Списоклитературы
Введение
В настоящее время всложной социально- экономической и политической ситуации в стране на жизньмногих людей негативно влияют стрессы, риск, невозможность четко представить испланировать будущее. У значительной части взрослого населения отсутствуетуверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенностью жизнью. Слабые,размытые нравственные ориентиры в современном обществе, неблагоприятное благополучиеухудшает воспитательный потенциал семей, приводит к маргинализации многихтрудоспособных граждан. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровневоспитанности детей, так как воспитанию в некоторых семьях уделяетсянедостаточно времени и усилий.
Система школьногообразования в современных условиях часто уходит от дела воспитания личности,полностью передовая эту ответственность родителям, основным оставляя для себялишь процесс обучения — трансляцию определенной информации на уроках. Дети иподростки в результате, оказываются в воспитательном вакууме, что толкаетнекоторых из них на путь ухода от непонятной и не стабильной реальности виллюзорный мир по средствам использования различных психоактивных веществ(ПАВ).
Эти вещества воздействуютна центральную нервную систему человека и приводят к изменению сознания. Ихдлительное применение является причиной возникновения у личности состоянияпсихологической и физической зависимости. С каждым годом увеличиваетсяколичество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивныевещества школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов иродителей и дает основания для усиления профилактических воздействий,направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижения интереса к психоактивнымвеществам у учащихся. Необходимо своевременное усиление профилактическойдеятельности специалистами в учебных заведениях, а также в учрежденияхдополнительного образования, в которых дети и подростки проводят значительнуючасть свободного времени. Основное направление, имеющее большой потенциал иресурс эффективности в деле первичной психолого-педагогической профилактики — организация досуговой деятельности подростков. Свободное время подростка — этотот ресурс, который необходимо использовать оптимально. Задача родителей ипедагогов совместно с подростком организовать его так, что бы оно служило делуразвития, воспитания и становления личности подростка.
Свободное время,организованное оптимально, с учетом интересов, связанное с удовлетворением потребностейподростков в общении, познании окружающего мира предоставляющее возможностьподростку заниматься актуальной для него деятельностью, — это залог того, чтоподросток найдет для себя сферу реализации, приобретет навыки общения, а также,вполне возможно, первичные профессиональные навыки, будет приобщен к культурнымосновам, созданным человечеством. Таким образом, подросток окажется вовлеченнымв активную жизнь с возможностью самореализации и целенаправленного дальнейшегоразвития [15, С.8].
Тема исследования: профилактика злоупотребленияпсихоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье.
Объект исследования: процесс профилактики злоупотребленияпсихоактивными веществами
Предмет исследования: профилактика злоупотребления психоактивнымивеществами в семье
Цель – выявитьвозможности семьи в профилактике ПАВ среди учащихся подросткового возраста
Задачи:
1. Рассмотретьпонятие и виды психоактивных веществ;
2. Определить общиевопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами;
3. Выявить роль семьив формировании зависимости употребления психоактивных веществ;
4. Определить возможностисемьи в профилактике злоупотребления подростками психоактивными веществами.
Методы исследования:
Анализнаучно–методической литературы, анализ опыта работы современной школы по даннойпроблеме, анализ статистики наркологических диспансеров по проблеме наркоманиии алкоголизма.
Работа состоит извведения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы,включающего 37 источников.
Глава 1. Общие вопросызлоупотребления и профилактики ПАВ
1.1 Понятие и виды ПАВ
Психоактивные вещества — любое химическое соединение (или смесь)естественного или искусственного происхождения, которое влияет нафункционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психическогосостояния, это совокупность наркотических и токсикоманических средств,применяемых для изменения психического состояния и способных привести кразвитию зависимости (наркомании или токсикомании) [22, с. 13].
Эти изменения могутносить как положительный (лечебный) характер, так и отрицательный, напримердеградация психики при злоупотреблении наркотиками.
Психоактивные вещества,влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине длялечения психических заболеваний, называются психотропными. Психоактивныевещества, вызывающие привыкание и/или запрещённые законодательством, считаютсянаркотиками.
Нейротро́пныесре́дства —обширная группа лекарственных средств, оказывающие действие на нервную систему —центральную и периферическую. Могут угнетать или стимулировать передачунервного возбуждения в различных отделах (центральной) нервной системы,понижать или повышать чувствительность нервных окончаний в периферическихнервах, воздействовать на разные типы рецепторов синапсов [22, с. 13].
По происхождениюпсихоактивные вещества и наркотики делятся на растительные, полусинтетические(синтезируемые на основе растительного сырья) и синтетические, также делят поспособу действия на организм. Не все психоактивные вещества являютсянаркотиками, но все наркотики являются психоактивными веществами. Разделениепсихоактивных веществ может также проводиться как по их химическому строению,так и по действию, которое они оказывают на поведение человека, и которое можносубъективно ощутить. Существуют также комбинированные классификации.
Чем меньшее количествовещества необходимо принять для того, чтобы полностью ощутить его действие, темболее сильным, более психоактивным оно является. Для ЛСД, например,каноническая доза равна 100 микрограммов, в то время как для этанола дозаизмеряется десятками граммов. В зависимости от особенностей метаболизмаиндивида вещество может на него почти не действовать или действовать гораздосильнее (гиперчувствительность). Также принято измерять дозу в граммах веществана килограмм веса.
Деление по силе зависимостинеоднозначно. Лидерами по данному показателю среди веществ считаются героин,кокаин и иногда никотин, а также алкоголь. Из классов веществ выделяют опиаты истимуляторы, как вызывающие сильную зависимость, также сильную зависимостьмогут вызывать барбитураты, хотя реакции конкретных людей на различныепрепараты могут быть очень индивидуальны.
Кофе и чай, содержащиепурины, оказывают лёгкий стимулирующий эффект. Под «лёгкими наркотиками» обычноподразумевают марихуану и иногда некоторые психоделики.
На ЦНС психоактивные веществаоказывают разнообразное влияние на любом уровне функционирования ЦНС:молекулярном, клеточном, системном, синаптическом. В целом, любое такое влияниесопровождается изменением обмена веществ на том уровне, на котором происходитэто влияние [3, с. 56].
В организм психоактивныевещества могут попадать самыми разными путями, распространённые способы –
· перорально, черезпищеварительную систему,
· инъекционно — внутримышечноили внутривенно,
· через слизистые,в том числе интраназально (через носоглотку путём вдыхания измельчённоговещества),
· через лёгкие,путём курения или вдыхания паров.
Психоактивное веществопроходит сложный путь в организме, в зависимости от способа принятия можетперерабатываться организмом в производные, и, проходя через гематоэнцефалическийбарьер, воздействует на передачу нейронами нервных импульсов, например, черезбаланс нейромедиаторов в мозге, изменяя таким образом работу нервной системы.
Чем выше толерантностьупотребляющего к веществу, тем большие дозы ему необходимы для полученияожидаемого эффекта. Обычно толерантность вырабатывается при приёме вещества исо временем уходит на спад. Быстро толерантность формируется у кофеина иопиатов. Чем чаще и больше вещества употребляется — тем быстрее растёт толерантность.
Своеобразнойтолерантностью обладают классические психоделики (ЛСД, псилоцибин, мескалин) —при приеме одного из этих веществ толерантность возрастает очень быстро,буквально через несколько часов после начала действия, но полностью спадаетприблизительно за неделю. Более того, для психоделиков характерна кросстолерантность;к примеру, прием псилоцибина на следующий день после приема ЛСД, в зависимостиот индивидуальной восприимчивости и количества вещества, либо вообще не дастникакого эффекта, либо эффект будет значительно снижен и непродолжителен.Кросстолерантность психоделиков также полностью исчезает приблизительно за однунеделю[19, с. 27].
Отмечают, что у некоторыхвеществ, например, у сальвинорина, природного диссоциатива, содержащегося вмексиканском шалфее Salvia divinorum, может отмечаться обратная толерантность,означающая феномен того, что при длительном употреблении для достижения одногои того же эффекта требуется меньшее количество вещества.
Обычно формированиезависимости связывают со злоупотреблением ПАВ, его систематическим применением.Хотя действие веществ на человека очень индивидуально, можно сказать, чтонаиболее быстро из распространённых веществ зависимость формируется при приёме героинаи «винта» (кустарно приготовленного стимулятора первитина и его производных),также можно выделить психостимуляторы кокаин и амфетамин.
Существует мнение, чтопсихологическую зависимость вызывают вещества, действующие на обращение ворганизме эндогенных нейромедиаторов (количество которых ограниченно, балансвосстанавливается постепенно), а физическую — непосредственно воздействующие нанервную систему (для употребления таких веществ ради удовольствия характернопостоянное повышение дозы). Характер воздействия в обоих случаях имеет подсобой нейрохимическую основу, затрагивающую психику человека.
Физиологическаязависимость формируется, когда организм привыкает к регулярному экзогенномупоступлению участвующих в метаболизме веществ в организм и снижает ихэндогенную выработку, таким образом, при прекращении поступления вещества ворганизм в нём возникает обусловленная физиологическими процессами потребностьв этом веществе.
Психологическаязависимость связывается в основном с приятными ощущениями от веществ, стимулирующимичеловека к повторению опыта их употребления. Под действием опиатов человекможет не чувствовать боли и тревог, одним из вариантов действия стимуляторовявляется повышение самооценки и энергичности. Однако зависимость можетформироваться и при употреблении других веществ, например диссоциативов,которые вызывают распад сознания (в трип-репортах сообщается даже опереживаниях смерти под их действием); переживания и визуальные эффекты от психоделиковчасто вообще не могут быть описаны как приятные, тем не менее, при частомупотреблении эти вещества могут вызывать разрыв с реальностью, связанный с эскапистскимхарактером психоделического опыта. Интоксикация каннабисом помогает от депрессии,http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF- cite_note-11 при этомпостоянному употреблению марихуаны или замещающих её смесей сопутствует рядпсихосоциальных проблем.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF- cite_note-12
В последние годы вРоссийской Федерации, практически во всех регионах, ситуация, связанная созлоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом, имееттенденцию к утяжелению. Быстро растет число потребителей психоактивных веществ(ПАВ), включая наркотические и токсикоманические средства, что, в свою очередь,определяет рост численности лиц с сформированной зависимостью от наркотиков — больных наркоманией и токсикоманий. Наркозависимые группы населениястремительно «молодеют». Уровень этой наркотизации все болеезахватывает среду подростков[22, с. 53].
Данные по злоупотреблениюПАВ среди несовершеннолетних за последние 5 лет и данные по темпу формированиянаркоманий среди детей и подростков. Следует отметить, что на первый план внастоящее время выходит употребление синтетических препаратов с высокойнаркогенной активностью (героин, амфетамины). В этой ситуации подросткибыстрее, чем взрослые попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкоеукорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после началаупотребления наркотических средств и «запущенность» наркологическихпроблем при первичном обращении детей и подростков за помощью. Эти факторыопределяют объективную необходимость существенной перестройки и активизациисистемы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ [2, С.106-108].
В большинстве регионовсреди лиц, злоупотребляющих наркотиками, наибольшее распространение имеюттрадиционные для страны наркотики растительного происхождения — мак, конопля иих производные. 9О% подростков, больных наркоманией, употребляют опиаты, затемидет гашиш (производное конопли) — 3%, более 4% подростков имеют диагнозполинаркомания. В последнее время рынок насыщается препаратами, вызывающимибыструю психическую и физическую зависимость — героин, амфетамины, кокаин. Вприграничных областях отмечается массированное поступление опия иранского,афганского и среднеазиатского происхождения, который вытесняет из незаконногооборота мак. Наблюдается также распространение наркотиков амфетаминовой группы(стимуляторов) типа «экстази», в основном доставляющихся из Москвы,Санкт-Петербурга. Эти наркотические средства также начали заменять традиционныенаркотики растительного происхождения. Из сильнодействующих веществ наибольшеераспространение получил контрабандно ввозимый через территорию Украины изБолгарии и Турции эфедрин, являющийся сырьем для производства сильнодействующегонаркотика — эфедрона [10, С.34-37].
Общие признаки началапотребления психоактивных веществ подростками.
— Снижение интереса кучебе, обычным увлечениям.
— Появляетсяотчужденность, эмоционально«холодное»отношение к окружающим, могутусилиться такие черты, как скрытность и лживость.
— Нередко возможныэпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодаминеестественного благодушия.
— Компания, с которойобщается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
— Эпизодическое наличиекрупных или непонятного происхождения небольших сумм денег, не соответствующихдостатку семьи. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у болееслабых.
— Тенденция общаться попреимуществу с подростками, которые заведомо употребляют наркотики и/или другиепсихоактивные вещества.
— Повышенный интерес кдетям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
— Наличие таких атрибутовнаркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток,небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковыхпакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха отодежды и изо рта.
— Изменение аппетита — отполного отсутствия до резкого усиления, обжорства; эпизодически тошнота, рвота.
— Наличие следов отинъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений накоже, слизистых.
— «Беспричинное» сужение или расширение зрачков.
Решающим признакомупотребления подростком психоактивных средств является выявление состояниянаркотического одурманивания.
При оценке употребленияпсихоактивных веществ всегда необходимо проявлять тактичность и осторожность.Особенно это относится к работе с несовершеннолетними, имеющими наркологическиепроблемы, так как необоснованные подозрения в употреблении наркотическихвеществ могут сами по себе оказаться психотравмирующим фактором и, в своюочередь, подтолкнуть к их реальному употреблению.
1.2 Профилактиказлоупотребления ПАВ
Вся детско-подростковаясреда с учетом, конечно, возрастной специфики является объектом раннейантинаркотической профилактики. С одной стороны, несовершеннолетние выступаюткак большая социальная группа, на которую направлены основные усилия раннейпрофилактики, с другой стороны, они должны сами, начиная с определенноговозрастного периода, выступать субъектами профилактической работы.
Особое внимание уделяетсяобеспечению эффективного межведомственного взаимодействия в решении проблемпрофилактики наркомании и борьбы с незаконным оборотом наркотиков вобразовательной среде, в частности, в вопросах выявления и учета обучающихся истудентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресеченияраспространения наркотиков и иных одурманивающих веществ в образовательныхучреждениях; восстановления системы медицинского обслуживания в образовательныхучреждениях, в том числе – системы проведения ежегодных медицинскихпрофилактических осмотров обучающихся; обеспечения защиты граждан, в первуюочередь, несовершеннолетних, от информации, наносящей вред их здоровью,нравственному и духовному развитию [26, с.24].
Профилактическаядеятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечиваетсясовместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальныхработников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на всеусилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом.Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызываетбольшие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационнаяработа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании,токсикоманий и алкоголизма.
Профилактика (prophylaktikos — предохранительный)— термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных напредупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
В зависимости отсостояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологииможно рассмотреть три вида профилактики [37].Первичная профилактика
Первичная профилактика — система мер предупреждениявозникновения и воздействия факторов риска. Ряд мероприятий первичнойпрофилактики может осуществляться в масштабах государства.Вторичная профилактика
Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленныхна устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс,ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функционалныесистемы организма) могут привести к возникновению, обострению и рецидивуявления [37].
В международной практикеможно выделить следующие основные модели профилактики злоупотребления ПАВ:
Медицинская модельориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании ипредусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствияхприема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическоездоровье.
Образовательная модельнаправлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеменаркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.
Психосоциальная модельсвоей главной целью утверждает необходимость развития определенныхпсихологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решенииконфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложениянаркотиков [22, с. 123].
Выделяютнесколько уровней профилактики злоупотребления ПАВ среди детей.
1уровень — превентивный
Это четкая и доступнаяинформация для детей, подростков, родителей, учителей с целью разъяснения нестолько вреда наркотиков, сколько пользы здорового образа жизни, формированияздорового морально — психологического климата, создания условий для разумнойорганизации в проведении свободного времени, разъяснения определенных нормповедения.
Работа должна проводитьсяпо определенным принципам:
1. индивидуальнаянаправленность;
2. выявление групп рискас использованием различных методов (медицинских, психологических,педагогических и др.);
3. работа с лицами групприска по групповым и индивидуальным программам;
4. организацияспециальных лагерей для детей с девиантным поведением. Следует иметь в виду,что чаще в «рядах наркоманов» могут оказаться подростки сакцентуациями и психическими заболеваниями.
Профилактика I уровня —это работа учителя и классного руководителя, забота родителей и родных,внимание школьного психолога и врача. Это повседневная работа, требующаяопределенных знаний по проблеме.
IIуровень профилактики — это раннее выявление, диагностика и лечение заболевших. Этимзанимаются в специализированных детских наркологических диспансерах
Трудности в проведениипервичной профилактики касаются педагогов, родителей, психологов, врачей.Прежде всего это связано с практическим отсутствием подготовленных по проблемекадров. Большая часть педагогов школ, средних и высших учебных заведений неимеют знаний по диагностике коррекционному воспитанию детей и подростков всовременных социальных условиях нашей страны [22, с. 127].
Анализируя обстановку вобласти профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичнойпрофилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основномобразовательные учреждения среднего звена – школы, профессиональные училища,менее активно – колледжи, лицеи и ВУЗы. Введены новые учебные программы(«Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образомориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программынет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактическисоответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики.
Необходимо добавить, чтодо сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы сдетьми молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств иодурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательныхучреждений признают свою неосведомленность в области предупреждениязлоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квалификациипедагогических кадров и иных работников социальной сферы представленоминимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимостиу детей и молодежи.
В связи с этим одним изважнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системеобразования является включение в программы образовательных учреждений,осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификацииспециалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактикизлоупотребления ПАВ [29, с. 75].
Все стороны,заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущаютпотребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такуюдеятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем,что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е.правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечениегосударственной системы профилактики наркомании практически отсутствует.
Вместе с тем наркомания –это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникаютсерьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционнымизаболеваниями – (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни), и стольже легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманиейвтягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотическогоопьянения, особенно, если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, онипредставляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практическиневозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всемупрочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнятьсвой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем самым онистановятся обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен.Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться сотступлениями от «правила неприкосновенности», т.к. в конечном счете, речь идето том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должныгосподствовать в демократическом обществе [35, с. 29].
Поэтому, чтобы обеспечитьактивную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационнуюпомощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуетсясовершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровняхтак называемой наркотической пирамиды. Прежде всего, должна быть введенаадминистративная ответственность за употребление наркотиков, обеспеченавозможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в потреблениинаркотических средств, расширены правовые основы для профилактической работы иреабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.
Проводимые в настоящеевремя в регионах профилактические антинаркотические мероприятия не составляютединой системы в рамках целевых региональных программ профилактики наркоманий.В региональных программах недостаточное внимание уделяется антинаркотическойпросветительной работе. Она проводится малоэффективными методами, основаннымина информационном подходе (чтение лекций). Недостаточно активно вантинаркотическую работу с детьми и подростками вовлекаются семьи, общественныеорганизации по месту жительства. Слабо оказывается поддержка такимзарекомендовавшим себя во всем мире формам как объединения родителей в группысамо и взаимопомощи.
В этих условиях наиболееактуальной становится задача создания реально действующей на федеральном ирегиональном уровнях системы активной первичной профилактики злоупотребленияпсихоактивными веществами, основанной на межведомственном и междисциплинарномвзаимодействии психологов, педагогов, психиатров-наркологов, работниковсоциальных служб и правоохранительных органов. Исходными, базовыми принципамисистемы первичной профилактики должны стать следующие положения:
1. зависимость отнаркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить;
2. в условияхугрожающей наркологической ситуации целенаправленное внимание следует уделятьобучению несовершеннолетних жизненным навыкам противостояния агрессивной среде,которая провоцирует потребление наркотиков;
3. целевоевоздействие должно быть комплексным и осуществляться на личностном, семейном исоциальном (школа, общество) уровнях[26, с. 19].
Необходимо обобщитьосновные положения, которые следуют из показателей медицинской статистики идолжны определять направленность первичной профилактической работы в семье, вобразовательной среде и в сфере досуга несовершеннолетних.
1 — е положение.Приобщение детей, подростков и молодежи к наркотизации в настоящее время идетболее высокими темпами, чем среди взрослого населения, и характеризуетсябольшей тяжестью медико-социальных последствий.
2 — е положение. Ростнаркоманий и токсикоманий все шире и глубже затрагивает младшие возрастныегруппы, включая младших школьников.
3 — е положение. Одним изведущих факторов, влияющих на снижение возраста потребителей одурманивающихвеществ, является социальная дезадаптация детей, указывающая на устойчивуювзаимосвязь между ростом случаев наркоманий среди несовершеннолетних и ростомправонарушений, совершаемых детьми и подростками в связи с злоупотреблениемнаркотиками.
4 — е положение.Сочетание наркотизации с широким распространением рискованных формсексуально-девиантного поведения несовершеннолетних приводит к значительномуухудшению показателей развития и соматического здоровья детей и подростков.
5 — е положение. Внастоящее время складывается ситуация, когда каждая отдельная семья остаетсяодин на один с проблемой наркотизации своих детей и вынуждена действоватьвслепую.
6 — е положение. При всеймасштабности патологических сдвигов, происходящих в здоровьедетско-подростковой популяции в связи с наркотизацией, этот процесс для многихработников школы, отвечающих за обучение и воспитание детей, остается«латентным», сопровождается определенной, во многом отстраненнойпозицией по отношению к самой проблеме ранней алкоголизации и наркотизации [19,С.358-378].
Основные принципы обеспеченияактивной первичной антинаркотической профилактической работы [19, С.56-72].
Реально действующая натерриториальном уровне активная антинаркотическая профилактика должна бытьоснована на взаимодействии педагогов, школьной психологической службы, психиатров-наркологов,работников социальных служб и правоохранительных органов. Их совместнаядеятельность должна опираться на следующие базовые положения:
— зависимость отнаркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить, поэтомупрофилактическая антинаркотическая работа в образовательной среде должна бытьсистемной и концептуально обоснованной на основе модели активнойантинаркотической профилактической помощи и законодательно разрешена вобразовательных учреждениях (концептуальные и законодательные рамки);
— целевое воздействиедолжно быть комплексным и осуществляться при личностном, семейном и социальном(школа, общество) взаимодействии (формирование и развитие социальной системыпрофилактики употребления психоактивных веществ и социальной поддержки наоснове совместной работы специалистов, общественных объединений (группыродительской поддержки) и волонтеров, осуществляющих активную профилактику врегионе):
— в превентивныхобразовательных программах в условиях угрожающей наркологической ситуацииосновное внимание следует уделять формированию ценностей здорового образажизни, развитию личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивныхвеществ, а также развитие у несовершеннолетних жизненных навыков противостоянияагрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков (разработкакомплекса дифференцированных обучающих программ профилактики употреблениянаркотиков среди детей и подростков);
— в превентивныхобразовательных программах отдельно должен быть представлен аспект подготовкиспециалистов в области профилактики употребления психоактивнымх веществ изчисла педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, инспекторовотделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН). Для этой целидля методического обеспечения первичной профилактической помощи целесообразно вкаждом регионе на постоянной основе организовать обучающие семинары дляучителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений,социальных работников по формам предупреждения злоупотребления наркотическимисредствами в детско-подростковой среде [18, с. 45].
В своих основах первичнаяпрофилактическая помощь при распространении наркоманий в детско-подростковойсреде должна опираться на школьную психологическую службу, на подразделенияцентров психолого-педагогической реабилитации, на формирование широкой сетиконсультативных пунктов для детей и подростков. Все вместе они должныобеспечивать тесное межведомственное взаимодействие при работе специалистов с«проблемными детьми» по месту их жительства, а также родительскихобъединений, подростковых групп само- и взаимопомощи в школах и микрорайонах.
Последовательное, этапноеи комплексное выполнение мероприятий, направленных на разрешение выделенных«ключевых» проблем, сделает работу по профилактике наркоманий иалкоголизма среди детей и подростков действительно системной, конструктивной ипозволит преодолеть негативные тенденции в развитии наркоситуации вдетско-подростковой популяции России.
психоактивныйподросток наркотический профилактика
Выводы по 1 главе
Психоактивные вещества — любое химическое соединение (или смесь)естественного или искусственного происхождения, которое влияет нафункционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психическогосостояния
Психоактивные вещества,влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине для леченияпсихических заболеваний, называются психотропными. Психоактивные вещества,вызывающие привыкание и/или запрещённые законодательством, считаютсянаркотиками.
На ЦНС психоактивные веществаоказывают разнообразное влияние на любом уровне функционирования ЦНС: молекулярном,клеточном, системном, синаптическом. В целом, любое такое влияниесопровождается изменением обмена веществ на том уровне, на котором происходитэто влияние
Профилактика (prophylaktikos — предохранительный)— термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных напредупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
Профилактическаядеятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечиваетсясовместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальныхработников, сотрудников правоохранительных органов.
Вся детско-подростковаясреда с учетом, конечно, возрастной специфики является объектом раннейантинаркотической профилактики. С одной стороны, несовершеннолетние выступаюткак большая социальная группа, на которую направлены основные усилия раннейпрофилактики, с другой стороны, они должны сами, начиная с определенноговозрастного периода, выступать субъектами профилактической работы.
Глава 2. Профилактиказлоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) среди подростков в семье2.1 Рольсемьи в формировании зависимости употребления ПАВ
Для здоровой семьихарактерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие,открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими«образцами» отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплыесвязи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти»[23,с. 18].
К сожалению,не всегда родители успевают изменяться вместе с подростком, перестраивать своиотношения с ним, свою родительскую воспитательную стратегию. Взрослыепрактикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а такжестремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственнымипредставлениями о том, что «пригодится в будущем». До IX класса«благополучным» семьям удается передать своих детей в свободное времяпод ответственность тренеров, музыкантов, художников и т.д. А дальше ониусиливают давление на детей в направлении их профессионального самоопределенияи связанного с будущей работой (учебой) успеха. В свободное время значительнаячасть старшеклассников обречена продолжать учебу: посещать кружки иностранныхязыков, подготовительные курсы в институт и заниматься в классах, сотрудничающихс вузами по определенной программе. Примерно в половине случаев родителям неудается достичь своих целей. Те из «благополучных», кто невыдерживает такой нагрузки, уже на этом этапе отдаляются от семьи и проходятсоциализацию в кругу сверстников при ослабленном влиянии родителей.
Для конфликтной(дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» междучленами семьи, например, семья с мужчиной-отцом (отчимом) на перифериисемейного поля; семья с разъединенными, конфликтно сосуществующими родителями;семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим исредним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям. Вдисфункциональной семье постоянно существуют проблемы с алкоголем, наркотиками;у членов семьи, особенно у женщин, часто наблюдаются психосоматические, т.е.связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны соматическогоздоровья. Обычно они идут «под флагом хронических, трудно излечимыхзаболеваний», вина за которые перекладывается на других членов семьи, втом числе и на детей [31, с. 36].
Социально-психологическийпортрет такой семьи будет неполным, если мы не укажем на характерные чертыповедения взрослых членов такой семьи:
— общение между ниминаходится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;
— в семейных отношенияхдоминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;
— определяющим являетсяактивное нежелание членов семьи обсуждать проблемы семьи с кем-либо изокружающих; с этим связано избегание различных форм поддержки семьи со стороныслужб социальной защиты, профилактики, родительских объединений;
— по отношению кнарастающим семейным проблемам легко возникают состояниями тревоги и паники;постоянно проявляется тенденция разрешать возникающие проблемы на аффективномуровне.
Для асоциальной семьи снаркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьихарактерны:
— сочетание затяжных,конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологическойотягощенностью;
— нарастающая социальнаяизоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений сдругими семьями в доме, микрорайоне. Дети, проживающие в такой семье,испытывают различные формы давления: разъединенность и эмоциональное отвержениесо стороны родителей, заброшенность и насилие, чувство вины и стыда заповедение других членов семьи, например, алкоголизирующейся матери, отца. Онивынуждены соизмерять свое поведение и свои отношения с «двойным стандартомправил» — аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральноимперативным как определенные правила поведения вне семьи — в школе, в общениис другими. При этом они обычно стремятся перенести стиль внутрисемейных«образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его,если не встречают действенного отпора [6, с. 28].
Для распавшейся семьихарактерно сочетание «разъединенных» отношений с включенностью взастывшие, уходящие в прошлое, конфликты, стойкая неприязнь отношений.Достаточно часто такая ситуация утяжеляется тем, что члены «распавшейсясемьи» вынуждены по прежнему проживать совместно, что усугубляетконфликтность отношений, делает их патологически зависимыми.
Неумениедетей себя занять соответственно своим желаниям и потребностям, испытываемоеими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональныесостояния, депривация, фрустрация, дефицит удовольствий и положительных эмоций,возникающее желание забыться, «отключиться» от трудноразрешимыхпроблем нередко служат содержанием того душевного состояния, котороемаскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ. Родителямнеобходимо знать, как учитывать эти обстоятельства с целью своевременного,опережающего развития адаптивных возможностей ребенка и снижения риска его обращенияк психоактивным веществам.
Общепринятаяродительская стратегия «загрузить» подростка образовательнымизанятиями оказывается для половины подростков безуспешной. Эти ученикиотлынивают от учебы в любом виде и предпочитают «тусоваться» подальшеот родительских глаз. Для профилактики обращения к наркотикам имеет значението, как родители стремятся реализовать свою ответственность за ребенка путемустановления всеобъемлющего контроля за ним. Похоже, что для «хорошихродителей» достаточно знать о том, где и с кем проводит свое время ихребенок, быть в курсе внешних событий его жизни. Они считают необходимымбороться с бездельем и незанятостью детей как с издержками, последствиямислабого родительского контроля. Они часто сетуют на «излишки» свободноговремени у детей, которое те могут расходовать по своему усмотрению. На самомделе проблема не в излишней свободе детей, а в их неумении пользоваться своимивозможностями. В настоящее время основные надежды на эффективную профилактикудевиантного поведения связывают не с ограничениями, запретами и наказаниями, ас формированием у подрастающего поколения навыков разумного самостоятельноговыбора, механизмов активного саморегулирования, расширения диапазона путей исредств самореализации.
Такимобразом, внутрисемейные отношения могут подталкивать подростка к переносу своейжизненной активности во внесемейные сферы и лишать его возможностейиспользовать потенциал семьи в процессе взросления. Кроме того, самоустранениесемьи в вопросах профилактики наркологических заболеваний и делегированиеантинаркотического воспитания специалистам лишает этот процесс глубины,индивидуализации, что снижает его эффективность.
Специалисты в динамикесемейных отношений при формировании у ребенка зависимости от наркотика выделяютнесколько фаз[19, С.172-174]:
1. фаза: — аффективно-шоковая. Она связана с тем, что в своем большинстве родители внастоящее время достаточно осведомлены о трагичности взаимоотношений человека снаркотиком, однако, в целом для большинства родителей типична позиция, когдаони понимают тяжесть последствий употребления наркотиков детьми, но убеждены,что «их ребенка эта беда никогда не коснется». Поэтому в ответ насведения о наркотизации ребенка у родителей, как правило, развивается реакцияпо типу «эмоционального шока». Эта реакция обычно непродолжительна,но сразу выделяет внутрисемейные отношения «родитель-ребенок» вособые отношения.
2. фаза — фазародительского гиперконтроля. Для этой фазы типично стремление родителей кустановлению максимального контроля за поведением ребенка, за его контактами.На короткий период времени внутрисемейный гиперконтроль оказывает сдерживающеевлияние, но в целом быстро выявляется его несостоятельность. Она обусловленатем, что родители при установлении гиперконтроля ставят перед собой вдействительности нереальную цель. На самом деле, так как ребенок должен,несмотря на случаи употребления наркотиков, посещать школу, иметь время длядосуга, встречаться с друзьями, он не может быть изолирован от среды, в которойживет. Ставя нереалистичную цель и идя по этому пути, родители вынуждены всебольше ужесточать меры контроля и ограничивать поведение. Это вызывает одностремление — избавиться от контроля любыми средствами и путями, включая обман,пренебрежение требованиями родных.
3. фаза — фазаоппозиционного противостояния наркотизирующегося ребенка и родителей. В этойфазе подросток-наркоман перестает скрывать свою наркотизацию, может бравироватьпренебрежением требований родных или может давать неоднократные обещанияпрекратить употребление наркотиков, но каждый раз у него возникают«условно объективные „причины, в силу которых наркотизациявозобновляется. Такая “концепция зависимости» принимается родителямии они начинают обвинять в наркотизации ребенка его друзей и знакомых, торговцевнаркотиками, недостаточность работы со стороны правоохранительных органов. Вбольшинстве случаев родители начинают возлагать основные надежды на мерымедицинского характера, однако, в при обращении за диагностической илечебно-оздоровительной помощью стремятся избегать учреждений государственнойнаркологической службы, чтобы не ставить ребенка на наркологический учет.
4. фаза — фаза«поляризации конфликтных отношений». Эта фаза, как правило,развивается в связи с повторяющимися срывами после кратковременных илидлительных курсов лечения. Родители в причинах повторяющихся срывов видятнедостаточную компетентность наркологов, обвиняют подростка в «слабостиволи», в «плохом характере» и отказываются от попыток решатьпроблему зависимости доступными им средствами. При этом стойкие конфликтныеотношения сопровождаются тем, что и подросток-наркоман и родители продолжаютсуществовать в своеобразных автономных условиях. Происходит своеобразнаякапитуляция и фактический распад семьи как единого организма. Место постоянныхссор в семье начинает нарастать отчуждение, которое может сопровождатьсяактивной неприязнью друг к другу, что по типу порочного круга повторнопорождает кратковременные конфликты и вспышки раздражения.
Как бы это никазалось удивительным, можно сказать, что даже «благополучная» семья,осознающая свою ответственность за социализацию ребенка, может способствоватьпоиску подростком одурманивающих веществ (алкоголь, наркотики, пиво и т.д.),если она недооценивает трудности подросткового возраста, не поддерживаетпотребность ребенка в самоидентификации. В тревожных ситуациях, когда родителиполучают сигнал о неблагополучии или сами заподозрили неладное, они обычноусиливают контроль, ужесточают «борьбу». Тогда как правильнее было бызадуматься о причинах, о своих ошибках и попробовать изменить привычноевзаимодействие, поощрить самостоятельность детей, уделить больше вниманияразвитию у них навыков самоконтроля, совместно обсудить трудности и возможныепути их преодоления.
2.2 Семья в профилактикезлоупотребления ПАВ
Родители спокойновоспринимают информацию о наркотиках вообще, но дают эффективные или дажепанические реакции, когда сталкиваются с наркотиками через любимых дочерей исыновей. Таким образом, родители, даже серьезно обеспокоенные волной раннейнаркотизации, являются практически беспомощным и мало организованными восуществлении конкретных профилактических воздействий и относятся к нимнегативно или безучастно, равнодушно.
При этом, непосредственностолкнувшись в семье с наркотизацией своего ребенка, родители зачастую незнают, что делать, и в результате остаются один на один со своей проблемой.Большинство родителей стремится скрыть факт употребления ребенком наркотиков ирешать возникшие проблемы в первую очередь через медицинских специалистов.Многие при этом стремятся прибегать к услугам частнопрактикующих специалистов,что в целом иногда только загоняет проблему в тупиковое положение
Родители являютсянаиболее важными значимыми другими лицами для несовершеннолетнего. Поэтомупрофилактика обязательно включает в себя работу с дифференцированными группамиродителей: родители, активно участвующие в профилактической работе; родители спроблемами; родители с явлениями зависимости и созависимости [23, с. 27].
Однакоучастие современной семьи в антинаркотической профилактике носит проблемныйхарактер.
Родителипризнают необходимость проведения массовой антинаркотической профилактики, нопонимают ее в значительной мере только как просвещение детей относительнонегативных последствий злоупотребления наркотиками. Основную роль в организациипросвещения они отводят школе.
Очевидно, чтообычная семья также нуждается в укреплении внутрисемейных отношений, которыеявляются необходимым условием для выполнения ею своих задач по подготовкеребенка к интеграции во взрослое общество. Развитие ребенка опирается взначительной мере на семейные ресурсы, и именно семья должна обеспечить защитуподростка от негативных внешних влияний. Защита обеспечивается прежде всегохорошим микроклиматом в семье. Сплоченность семьи, ее крепкие внутренние связии привязанности формируются и укрепляются постоянным и устойчивым семейным руководствомсо стороны родителей [6, с. 25].
Ссорыпредупреждаются, а конфликты ослабляются, когда во взаимоотношениях родителей идетей последовательно реализуются три основных принципа семейного воспитания:
– ребенку обеспечивается возможность пользоваться любовью иподдержкой родителей;
– ребенка обучают навыкам конструктивного участия в семейнойжизни: взаимодействию и взаимопомощи, самостоятельности и ответственности;
– родители используют меры поощрения и наказания за соблюдениеили нарушение семейных порядков (правил) и установок.
Многиеспециалисты утверждают, что важнейшей задачей родителей является формирование иукрепление чувства защищенности. Однако не все семьи оказываются полезными длядетей в этом отношении. Вероятно, потому, что они находятся под грузом своих«взрослых проблем». При этом большинство внутренних семейныхтрудностей не осознаются членами семьи и потому остаются нерешенными. Изповседневных совместно переживаемых событий плетется ткань семейной жизни. Еслиэтого нет, возникает нравственная пустота, скука и депрессия у подростка,неудовлетворенность семьей и собой у взрослых. Причиной этого во многих случаяхявляется противоречивое отношение родителей к подростковому «статусу»ребенка: с одной стороны, его освобождают от посильных домашних обязанностей,семейных забот, с другой — не включают в свой мир взрослых забот и устремлений,ожидая, что он сам должен определиться, чем заниматься и как с собойобращаться. При этом родители забывают о том, что это сфера социальногообучения, в которой взрослые вольно или невольно выступают образцами дляподражания, учителями [31, с. 38].
Учитываяколичество учителей в стране, их довольно активное взаимодействие с родителями«трудных» учеников, а также то, что дома они личностно не меняются,можно представить себе «объемы» авторитарного воздействия на детей.
Обратимся котечественному опыту работы с семьей как участником профилактики употребленияПАВ подростками. Концепция профилактики, представленная в документах иметодических пособиях, предусматривает разнообразные способы работы с молодежью— от информационных буклетов до подготовки волонтеров из числа подростков дляинформирования своих ровесников по принципу «равный — равному». Впредлагаемых программах действий часто присутствует блок — информированиеспециалистов, работающих с молодежью. Учителям, психологам и воспитателямсообщают более подробную информацию о видах наркотических средств, ихвоздействии на организм, вредных последствиях систематического употребления, овыявлении потребителей наркотиков и обнаружения аксессуаров, связанных снаркотической субкультурой (шприцы, жгуты и т.д.)
Посколькумероприятия сверх школьной программы должны согласовываться с родителями, школапроводит соответствующие занятия для родителей — преимущественно в формеродительских собраний. На них, как правило, звучит информация о случаяхнаркотизации в школе или микрорайоне, часто приводится статистика по стране.Администрация отчитывается перед родителями о проводимой антинаркотическойработе. В лучшем случае родители получают ту же самую информацию, что испециалисты, работающие с молодежью. В худшем — их пугают и, напоминая ородительском долге, просят «побеседовать» со своим ребенком на темунаркомании [26, с. 8]. Такое просвещение родителей и специалистов не даетответа на важные вопросы: что делать лично слушателю и как разговаривать сребенком на эту тему?
В весьмаемком обзоре отечественных профилактических программ и анализе их характерныхошибок ученые отмечают, что вовлечение родителей в профилактическуюдеятельность продиктовано обычно желанием авторов усилить эффективность работыс подростками. В обширном обзоре не названа ни одна программа работы сродителями, хотя среди критериев эффективности профилактических программ. Развитиесоциальной среды: включение модулей для родителей, учителей, воспитателей,соответствующих тематике подростковых программ, чтобы инициироватьвнутрисемейное обсуждение и выработку четкой внутрисемейной политики. [17, с.42]. На этом обсуждение проблем, связанных с привлечением семьи к участию вантинаркотической профилактике, заканчивается.
В работе сродителями учителю необходимо быть готовым к преодолению специфическихсложностей:
1) по сравнениюс детьми взрослая аудитория, как правило, гораздо более закомплексована иинертна, а значит, труднее поддается воздействию;
2) родительскаяаудитория считает себя достаточно просвещенной и компетентной, чтобы приниматьчужие советы относительно воспитания собственного ребенка, тем более что советыносят обобщенный характер и не учитывают специфических особенностей семей иродительской позиции в них.
План занятийс родителями включает пять тем, изложение учителем каждой из них сопровождаетсявыполнением четырех заданий, обсуждением домашнего задания и завершаетсярефлексией. Темы занятий ориентированы на развитие родительской поддержкималенького ученика: как помочь ребенку стать увереннее, научиться заботиться одругих, делать вместе общие дела, принимать решения и отвечать за сделанныйвыбор.
Рекомендованныепрограммы адресованы главным образом родителям младших школьников. Онинаправлены на повышение профилактического потенциала родителей за счетпополнения знаний. Объемы вмешательства не позволяют говорить о формированиинавыков, это скорее попытка расшатать привычные стереотипы взаимодействия детейи родителей по наиболее важным аспектам социализации, дать толчок процессамсамоанализа и самоконтроля у взрослых. В то же время важно отметить, чтоантинаркотическая профилактика встраивается в систему мер по укреплению позицийсемьи как защитного фактора, препятствующего обращению к ПАВ.
Из доступныхнам отечественных программ профилактики только в работе Т.И.Петраковой [17] указывается,что родителей надо не просто вовлекать в активную профилактическуюдеятельность, но и научить вести диалог со своими детьми о ПАВ. Она непредлагает специальной программы, но излагает логику работы с родителями:
1) преодолениеоборонительной позиции родителей, препятствующей восприятию информации опредпосылках алкоголизации и наркотизации подростка: отрицание самойвозможности приобщения их ребенка к наркотикам;
2) информированиео наркологической ситуации с анализом отдельных случаев и разбором возможногоповедения родителей, а также оценкой их последствий;
3) мотивированиеродителей к участию в профилактике (консультирование, формирование группсамопомощи родителей);
4) «соответствующееобучение» родителей-волонтеров для участия в родительских конференциях испециальных тематических собраниях.
Авторпрограммы считает необходимым обратить внимание родителей на факторы рискаприобщения к употреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек,работа правоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правилпродажи спиртных напитков, лекарств и т.п.), на необходимость осознаниясобственного отношения к ПАВ и критического подхода к рекламным объявлениям,песням и поговоркам, анекдотам, материалам СМИ по проблеме. Вместе с тем впрограмме проводится мысль, что дети в общении с родителями должны получатьвозможность учиться отстаивать свое мнение и понимать свои потребности. В этойсвязи упоминается известная игровая обучающая ситуация «упаковка рюкзакана всю жизнь», в которой участвуют взрослые и дети, члены семьи. Она можетслужить хорошим примером совместного проведения времени детей и взрослых,которых обычно трудно мотивировать на подобную деятельность [17, с. 127].
В профилактических целяхдолжны использоваться разные формы работы: беседы, видео и другие средства. Всеэти формы могут использоваться для обучения и информирования родителей нетолько о том, как в школе видят и проводят санитарное просвещение, но также поотдельным вопросам здоровья.
Список родителей, обладающихспециальными познаниями и навыками по вопросу потребления ПАВ и другим вопросамздоровья и использование их как консультантов;
Советы родителям поповоду курсов, имеющихся в местных колледжах и университетах по вопросамздоровья, навыкам общения и другим соответствующим предметам;
Предоставление доступародителям к литературе, аудио/видеооборудованию и листовкам по вопросамздоровья, общения и других жизненных навыков.
Кроме того, в некоторыхпрограммах используется обучение родителей для укрепления роли семьи ввоспитании детей. Основной акцент этих программ делается на общении родителей идетей, подчеркивая важность побуждения, эмоциональной сдержанности и веры ввозможности детей. Исследование превентивных программ показало, что наиболееэффективными являются те, которые формируют семейные взаимоотношения.
Очень важно со стороныродителей осуществитьорганизацию досуга детей на уровне дома, двора, уличного микросоциума,школьного микрорайона благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественномуповедению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иныхпсихоактивных веществ [7,с. 93].
Использование такихструктур как общественные клубы, учреждения дополнительного образования детей,центры социально – реабилитационной направленности различных форм внешкольнойдетской и юношеской инициативы.
В целом,изучение отечественного опыта включения семьи в программы профилактикинаркозависимости свидетельствует о недооценке ее роли и недостаточном вниманиик семейным ресурсам и потенциалу. Имеется настоятельная необходимостьразрабатывать такие профилактические программы, в которых объектом воздействиявыступают все члены семьи, как взрослые, так и дети, а содержание не сводитсятолько к информированию о признаках регулярного употребления ПАВ и егонегативных эффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивногосемейного окружения, развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностеймежду членами семьи, четкого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательнойантинаркотической стратегии, что в совокупности может быть действенным факторомзащиты от приобщения подростков к ПАВ.
Выводы по 2 главе
Неумениедетей себя занять соответственно своим желаниям и потребностям, испытываемоеими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональныесостояния, депривация, фрустрация, дефицит удовольствий и положительных эмоций,возникающее желание забыться, «отключиться» от трудноразрешимыхпроблем нередко служат содержанием того душевного состояния, котороемаскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ.
Взрослыепрактикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а такжестремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственнымипредставлениями о том, что «пригодится в будущем».
Оченьважно, чтобы родители обращали внимание на факторы риска приобщения купотреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек, работаправоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продажиспиртных напитков, лекарств и т.п.).
Крометого, большое значение в профилактике злоупотребления ПАВ в семье имеетустановление с ребенком доверительных отношений, благоприятногопсихологического климата в семье.
Также необходимо состороны родителей осуществитьорганизацию досуга детей на уровне дома, двора, уличного микросоциума,школьного микрорайона благополучной ненаркотической среды, нетерпимой кантиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя,наркотиков и иных психоактивных веществ.
Заключение
Психоактивное вещество — любое химическое соединение (или смесь)естественного или искусственного происхождения, которое влияет нафункционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психическогосостояния.
Психоактивные вещества,влияющие на высшие психические функции, и часто используемые в медицине длялечения психических заболеваний, называются психотропными.
Психоактивные вещества,вызывающие привыкание и/или запрещённые законодательством, считаютсянаркотиками.
На ЦНС психоактивные веществаоказывают разнообразное влияние на любом уровне функционирования ЦНС:молекулярном, клеточном, системном, синаптическом. В целом, любое такое влияниесопровождается изменением обмена веществ на том уровне, на котором происходитэто влияние.
Обычно формированиезависимости связывают со злоупотреблением ПАВ, его систематическим применением.Вся детско-подростковая среда с учетом, конечно, возрастной специфики являетсяобъектом ранней антинаркотической профилактики. С одной стороны,несовершеннолетние выступают как большая социальная группа, на которуюнаправлены основные усилия ранней профилактики, с другой стороны, они должнысами, начиная с определенного возрастного периода, выступать субъектамипрофилактической работы.
Профилактическаядеятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечиваетсясовместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальныхработников, сотрудников правоохранительных органов.
Профилактика (prophylaktikos — предохранительный)— термин, означающий комплекс различного рода мероприятий, направленных напредупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.
В международной практикеможно выделить следующие основные модели профилактики злоупотребления ПАВ:
Медицинская модельориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании ипредусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствияхприема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическоездоровье.
Образовательная модельнаправлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеменаркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.
Психосоциальная модельсвоей главной целью утверждает необходимость развития определенныхпсихологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решенииконфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложениянаркотиков
Неумениедетей себя занять соответственно своим желаниям и потребностям, испытываемоеими внутреннее напряжение, дискомфорт, неосознанные негативные эмоциональныесостояния, возникающее желание забыться, «отключиться» оттрудноразрешимых проблем нередко служат содержанием того душевного состояния,которое маскируется скукой и может служить толчком к началу употребления ПАВ.
Взрослыепрактикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а такжестремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственнымипредставлениями о том, что «пригодится в будущем».
Оченьважно, чтобы родители обращали внимание на факторы риска приобщения купотреблению ПАВ в окружающей среде (расположение торговых точек, работаправоохранительных органов, охрана учебных заведений, соблюдение правил продажиспиртных напитков, лекарств и т.п.).
Крометого, большое значение в профилактике злоупотребления ПАВ имеет установление сребенком доверительных отношений, благоприятного психологического климата всемье.
Также необходимо состороны родителей осуществитьорганизацию досуга детей на уровне дома, двора, уличного микросоциума,школьного микрорайона благополучной ненаркотической среды, нетерпимой кантиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя,наркотиков и иных психоактивных веществ.
В целом,изучение отечественного опыта включения семьи в программы профилактики злоупотребленияПАВ свидетельствует о недооценке ее роли и недостаточном внимании к семейнымресурсам и потенциалу. Имеется настоятельная необходимость разрабатывать такиепрофилактические программы, в которых объектом воздействия выступают все членысемьи, как взрослые, так и дети, а содержание не сводится только кинформированию о признаках регулярного употребления ПАВ и его негативныхэффектах. С помощью таких программ необходимо добиваться позитивного семейного окружения,развития устойчивых эмоциональных связей и привязанностей между членами семьи,четкого осознания всеми семейных ценностей и адекватной воспитательнойантинаркотической стратегии, что в совокупности может быть действенным факторомзащиты от приобщения подростков к ПАВ.
Список литературы
1. Ананьева, Г.Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева,В.Ловчев. — Казань, 1999. — 342с.
2. Березин, С.В.Психология ранней наркомании [Текст] / С.В. Березин, К.С. Лисецкий — Самара,2000. — 407с.
3. Битенский, В.С.Наркомания у подростков [Текст] / В.С. Битенский. Киев.1988.- 372с.
4. Игры: обучение,тренинг, досуг [Текст] / Под.ред. В.В. Петрусинского- М.,1994. — 105с.
5. Кривцова, С.В.Практическое руководстводля школьного психолога [Текст] / Е.А. Мухаматулина .-М.,1997. — 248с.
6. Крыжановская, Л.М. Психология семьи:проблемы психолого-педагогической реабилитации [Текст] / Л.М. Крыжановская. — М.,2005 – 156 с.
7. Леванова, Е.А.Готовясь работать с подростками [Текст] / Е.А. Леванова.- М., 1993. — 105с.
8. Легальные и нелегальныенаркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики средиподростков в 2-х частях. Часть 1. — СПб, 1996.-87с.
9. Леонтьев, А. Н.Избранные психологические произведения [Текст] В 2 т. / А.Н. Леонтьев. — Т. I.M., 1983. — 437 с.
10. Личко, А.Е. Подростковая наркомания[Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. — М., 1991. — 334с.
11. Маюров, А. Н. Антинаркотическоевоспитание школьников [Текст] / А.Н. Маюров // Основы социальной педагогики /Под ред. В.А. Попова. — Владимир, 1995. — 470с.
12. Минияров, В.М. Психологиясемейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) [Текст] / В.М. Минияров. М., 2000.– 176 с.
13. Молодежь и общество на рубеже веков[Текст] / Под ред. И.М. Ильинского. – М.: Голос, 1999. — 402с.
14. Наркомании и токсикоманииу несоверношеннолетних и молодежи. Сб. научно- методических материалов [Текст]/ Под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995. — 451с.
15. Николаева, Л.П..Уроки профилактики наркомании в школе [Текст]: Пособие для учителей /Л.П.Николаева, Д.В. Колесов. – М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. — 432с.
16. О концепциипрофилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде // Вестникобразования. — 2000 г. — № 8. – С. 17 — 25
17. Петракова, Т.И. Руководство попрофилактике наркомании среди детей и подростков [Текст] / Т.И. Петракова. — М.,2000. – 178 с.
18. Предупреждениеподростковой и юношеской наркомании [Текст] / Под ред. С.В. Березина, К.С.Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.: Институт психотерапии, 2000. – 240 с.
19. Причинараспространения и пути профилактики наркомании [Текст]: Учебное пособие / Подред. И.С. Петровой. – Ростов — на — Дону, 2001.-504 с.
20. Проблемыпсихологии современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.,1982. – 128 с.
21. Проблемы мотивацииобщественно полезной деятельности школьников [Текст] / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1984. — 167с.
22. Профилактика злоупотребленияпсихоактивными веществами в образовательной среде [Текст] / Под ред. В.Л.Белова. – М.: Нарконет, 2002. – 502 с.
23. Психологические проблемы современной российской семьи [Текст] / Под ред. Семенова П.Т. М., 2005 –276 с.
24. Психология современного подростка [Текст] / Под ред. Л.А. Регуш. — СПб., 2005 –245 с.
25. Психологиясовременного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1987.- 147с.
26. Руководство по профилактикезлоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью [Текст] / Под науч. ред. Л.М.Шипицыной, Л.С.Шпилени.- СПб., 2003 – 167 с.
27. Рудестам, К.Э.Групповая психотерапия [Текст] / К.Э. Рудестам. — СПб, 1998. – 303 с.
28. Сирота, Н.А.Программа формирования здорового образа стиля [Текст] / Н.А. Сирота, В.М.Ялтонский / Работающие программы. Выпуск 5. М., 2000. — 78с.
29. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и другихформ зависимого поведения [Текст] / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонсний. — М.,2004. – 127 с.
30. Смид, Р.Групповая работа с детьми подростками [Текст] / Р. Смид. — М., 1999. – 206 с.
31. Спиваковская, А.С. Детско-родительские отношения [Текст] / А.С. Спиваковская. — СПб., 2005 – 124 с.
32. Фельдштейн, Д. И. Психологическиеосновы общественно полезной деятельности подростков [Текст] / Д.И. Фельдштейн.- М., 1982. – 94 с.
33. Фельдштейн, Д. И. Психологические закономерности социального развитияличности в онтогенезе [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопр. психол. — 1985. — № 6.– С. 23 — 27
34. Формированиеличности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту [Текст] /Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1987. – 128 с.
35. Шаг за шагом отнаркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей, СПб.,1999.-142с.
36. Школа безнаркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М. Щипицыной иЕ.И. Казаковой. – СПб.: Детство- Пресс, 2001. – 368 с.
37. Википедия –свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki