профориентационная работа

Содержание 1.Введение 2. Профориентационная работа в школе 3. Содержание профориентации в условиях непрерывного образования 4. Профориентационная работа классного руководителя 5.Заключение 6.Список литературы 7.Приложения Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Введение Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все
более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных
факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. В социально-экономической и психологической литературе нет однозначного определения профориентации. А.Е.Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии. И.Н.Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть –
профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» . Функции профориентации : – социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества; – экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда; – психолого-педагогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи; – медико-физиологическая – учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности. Характеристики профориентации :
1. Профориентация представляет собой систему государственных мероприятий. Она предназначена для того, чтобы решать задачи, связанные с рациональным использованием кадров, оптимальной их расстановкой. 2. Научность её форм и методов. Так как профориентация не является самостоятельной дисциплиной, то она использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т. д. 3. Учёт условий, позволяющих обеспечить эффективность профессиональной ориентации: а) потребностно-
мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, стремлений, установок и т. д.); б) способностей и других личностных характеристик человека; в) потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества; 4. Активность форм, средств и методов воздействия профориентационной работы. При воздействии на личность необходимо её формировать, так как адекватность выбора профессии будет
достигнута только тогда, когда личность сама осознает необходимость выбора специальности, соответствующей её способностям и интересам. Цели • оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. • выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи: • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.; • выработка гибкой системы кооперации
старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. Вот, какое дают определение профессиональной ориентации в новом веке: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» . 1. Профориентационная работа в школе
Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический,
психолого-педагогический, медико-физиологический. Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы. Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда). Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору). Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов. Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности
кандидата. Рисунок 1 С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе: 1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные
возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. 8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. 10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. 2. Содержание профориентации в условиях непрерывного образования Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации.
Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя “Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими
учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации. Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители. Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе. Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе, заместитель
директора по воспитательной работе, в функции которого входят: • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности; • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы; • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль- • тирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории; • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного
и профессионального самоопределения старшеклассников; • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики; • организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; • организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся; • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, школьного психолога
по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся; • организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения; • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”). Выполняющие рекомендации координатора: Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы
школы: • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика); • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио; • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родите • лей по проблеме самоопределения; • проводит родительские собрания по проблеме
формирования готовности учащихся к профиль • ному и профессиональному самоопределению; • организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профес • сиональных учебных заведений. Учителя-предметники: • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние
сочинения и т.д.: • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся обще • трудовые, профессионально важные навыки; • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся. Библиотекарь: • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по
годам обучения) и профориентационной работе; • изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отрослям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д) Социальный педагог: • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов,
затрудняющих процесс самоопределения школьника. Школьный психолог: • изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся; • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора; • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; • способствуют
формированию у школьников адекватной самооценки; • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков; • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; • создает базу данных по профдиагностике. Медицинский работник: • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности
профессиональной карьеры и здоровья человека; • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру; • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся. Направления и формы работы Организационно-методическая деятельность • Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся. • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт. Работа с учащимися • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры; • Консультации по выбору профиля обучения (инд групп.). • Анкетирование • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия) • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями • проведение родительских собраний, (общешк классн.); • лектории для родителей. • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; • анкетирование родителей учащихся; • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами; • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций; • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на
предприятиях; • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время; • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников; • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе,
представителей шефских организаций и т.д. Как оценивать эффективность профориентации школьников? К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится; • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах. • Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное
составление своего профессионального плана. • Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии. • В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания
школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах. • Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности
профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии. В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие: • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств); • направленность профориентационных воздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной
деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана). Критерии Показатели 9 класс 10-11 классы Когнитивный (К) 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. 2. Владение способами самодиагностики и саморазвития. 3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально го выбора в соответствии
со своими желаниями, склонностями, способностями. 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК). 4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей. Мотивационно- ценностный (М-Ц) 1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем. 3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности. 4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями. 5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора. 1. Устойчивые познавательные интересы. 2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 3. Адекватная самооценка ПВК. Деятельностно-практический (Д-П) 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к совершенствованию ПВК. 3. Профориентационная работа классного руководителя
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создании в системе профессиональной ориентации молодежи условий для психологической поддержки молодежи, оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии. Данная идея находит свое дальнейшее развитие и уточнение в концепции профильного обучения, где указано,
что профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Однако, как показывают результаты социологических опросов (данные Центра социально-профессионального самоопределения молодежи Института содержания и методов обучения РАО), 67% учащихся выпускного класса не имеют представлений ни о содержании дальнейшего образования, ни о предстоящей работе. Многие из них уповают на случай («как получится»), 27% считают, что об их дальнейшей трудовой и жизненной карьере должны позаботиться родители.
И только 4% опрошенных высказывают предположение, что в решении этих важных вопросов им может помочь школа. Серьезные затруднения также испытывают и учащиеся выпускного девятого класса основной школы в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они совершают этот выбор под влиянием случайных факторов: за компанию с товарищами, по совету взрослых (которые, как правило, переоценивают или недооценивают способности и возможности детей). Часто школьники попадают под влияние средств массовой информации и
общественных стереотипов. В условиях массового введения в отечественной школе предпрофильной подготовки и профильного обучения существенно обостряется противоречие «старых» «новых» целей и ценностей профориентационной работы. Целью профориентационной работы в доперестроечное время были формирование социально одобряемой модели будущего участника трудовых отношений и помощь школьнику в выборе типовых сценариев профессионального становления, преимущественно в условиях индустриальной экономики.
В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле, а также дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях. При этом в педагогической практике целесообразно исходить из понимания слова «ориентация» не как манипулятивного воздействия на подростка, а как его формируемой способности разбираться в сложившихся внешних обстоятельствах, запрашивать и получать психолого-педагогическую помощь со стороны образовательного учреждения, использовать информационные ресурсы. Сущность классного руководителя по организации деятельности самоопределения школьников. Педагогическая поддержка самоопределения школьников в основной и старшей школе – это совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности педагогического коллектива во взаимодействии
с социальными партнерами школы по формированию образовательной среды, способствующей самоопределению учащихся. Актуальность данной проблемы возросла в нашей стране с изменением социально-экономического устройства государства. Понятие педагогическая поддержка пришло в отечественную педагогику вместе с изменением парадигмы образования, пониманием того, что ученик является не объектом педагогического воздействия, а субъектом самопознания, самоопределения, саморазвития, осуществляемого в процессе обучения, при котором
ученик и учитель являются партнерами. Это особая сфера деятельности педагога, ориентированная на приобщение подростков к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и личном жизненном пространстве. Педагогическая поддержка со стороны классного руководителя (куратора), направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении.
Педагогическая поддержка классного руководителя профильного и профессионального самоопределения школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере (знаниево-деятельностный блок); на формирование моральной, психологической готовности к труду (мотивационно-ценностный блок); на профильную и профессиональную ориентацию (ориентационный блок). Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому поддержка классного руководителя является непрерывным процессом, основа которого закладывается еще на пропедевтическом этапе в начальной школе, но наиболее важный этап, по данным психологов, приходится на 9-11 классы. В 9 классе учащиеся должны адекватно определить необходимость и возможность получения ими полного (среднего) общего, начального или среднего профессионального образования.
В условиях введения профильного обучения в старшей школе решившие получить общее образование избирают профиль обучения. А через два года им предстоит выбор пути получения профессионального образования и вида трудовой деятельности. Школьник должен суметь правильно оценить свои личностные характеристики (склонности, способности, наличие профессионально важных качеств, уровень самооценки и др.), экономическую целесообразность выбора (востребованность профессии на рынке труда в настоящее время и в перспективе,
уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д.), сформулировать профессионально обусловленные цели получения образования, а затем, с учетом возможностей профильного обучения, разработать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач. Это сложная задача для 14-17-летнего человека. На выбор профиля обучения в 9 классе и пути профессионального становления выпускника общеобразовательного учебного заведения оказывают влияние многочисленные факторы.
Профильное и профессиональное самоопределение осуществляется школьниками: • самостоятельно, исходя из личных склонностей, способностей; • самостоятельно, ориентируясь на идеал (кумира); • под влиянием родителей, родственников (традиции, материальные возможности семьи); • по совету педагогов (преподавателей общеобразовательных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, руководителей кружков, секций); • под влиянием других взрослых (соседи, знакомые, консультанты и т.д.); • за компанию с товарищами; • под влиянием средств массовой информации. Целью деятельности классного руководителя по самоопределению школьников является создание образовательной среды, способствующей познанию субъектом самоопределения себя, окружающего мира и нахождению своего места в нем. Перед классным руководителем стоят следующие задачи: в основной школе – развитие у учащихся умений жизненного целеполагания, рефлексии, направленности на профильное и профессиональное самоопределение
как значимую часть жизненного самоопределения; развитие умений самопознания и самооценки; поддержка профильно выраженных интересов школьников; расширение знаний о мире труда и профессий, о специфике регионального рынка труда, средних и высших учебных заведениях профессионального образования региона, создание у учащихся положительных установок на интересующие их виды деятельности; в старшей школе – развитие умений рефлексивной деятельности, самопознания и самооценки, помощь в формировании положительной адекватной самооценки;
поддержка активности учащихся, направленной на развитие своих познавательных и профессиональных интересов, определение ближних и средних временных жизненных перспектив, создание индивидуальной образовательной траектории (с использованием возможностей профильного обучения), способствующей профессиональному самоопределению, продолжение работы по расширению знаний о мире труда и профессий, путях и формах профессиональной подготовки в избранной сфере деятельности, формированию профессионально значимых качеств.
Классные руководители (кураторы), опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы: – составляют для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; – организуют индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; – ведут психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика); – помогают обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио; – организуют посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях; – организуют тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия; – оказывают помощь школьному психологу в проведении анкетирования,
учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; – проводят родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению; – организуют встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений. Система профориентационной работы классного руководителя также включает взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива общеобразовательного учреждения с родителями учащихся и другими социальными
партнерами: управлениями образования и молодежной политики; учреждениями дополнительного образования; учебными заведениями профессионального образования; управлениями и учреждениями социальной защиты; управлениями и учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями; территориальными отделами и службами занятости; городскими и районными военкоматами, ГУВД, ОВД; межшкольными учебными комбинатами; центрами профориентации; средствами массовой информации.
Заключение Подводя итоги по вышеизложенному материалу следует отметить о том, что профессиональное самоопределение учащихся – это приоритетная задача работы классного руководителя в школе. Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Педагогическая поддержка со стороны классного руководителя, направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении. Педагогическая поддержка классного руководителя в профессиональном самоопределении школьников включает комплекс мероприятий, осуществляемых в общеобразовательном учреждении, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой деятельности в предпочитаемой сфере, на формирование моральной, психологической готовности к труду, на профильную и профессиональную ориентацию.
Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический,
психолого-педагогический, медико-физиологический. Библиографический список 1. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе: Первичное профессиональное самоопределение //Педагогика. – 2004 №2 – С.28-33 2. Борисова Е. М. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание, 1991. – 80 с. 3. Гапоненко А.В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения
школьников в сельской школе //Школа и производство. – 2006, апрель №2. – С.7-13 4. Захарова Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 269 с. 5. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности М.: Изд-во МГУ, 1987. – 132. 6. Климов Е.А. Как выбирать профессию М.: Просвещение, 1990. -159с. 7. Лепешева Е. Программа личностного и профессионального самоопределения учащихся //Школьный психолог. – 2006 №3, фев. – С. 36-37 8. Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М 1972, 256 с. 9. Немова Н. Профильная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения //Управление школой . – 2004. – 8-15 сент. – С. 15-18 10. Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками.
Ярославль, 1990, 83 с. 11. Орлов В. Шаги к профессии: профориентация – программа для учащихся 9-го класса //Школьный психолог. – 2006 №13, июль. – С. 6-11 12. Платонов К.К. Проблемы способностей. М 1974, 312с. 13. Пряжников Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Первое сентября, 2006. – 224 с. 14. Рахматуллина
З. Профессиональная ориентация выпускников школ: Опыт Башкирии //Социальное обеспечение . – 2006 №3, февраль. – С.26-29 15. Роботова А.С. Шапашникова И.Г. Профессия учитель: Учебное пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. – М.: Академия, 2005 365 с. 16. Рожкова М.И. Классному руководителю по профессиональной ориентации:
Учебно-методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 280 с. 17. Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. – Ленинград, 1988. – 25с. 18. Столяренко Л.Д Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512с. 19. Чистякова
С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. – М.: Просвещение, 1988. – 150 с. 20. Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М 1970, 238 с. 21. Ягафарова Д. С. Классный руководитель в сельской школе Казань: Татар, кн. изд-во, 1983 112 с. 22. Ягафарова Д.С. Современная сельская школа: Реалии и перспективы. – Елабуга, 1993 г. 23. Якушина Е. Интернет помогает учиться и выбрать профессию //Народное образование . – 2006 №5, июнь. – С.163 – 170 Приложение 1 Примерные мероприятия, включающиеся в план профориентационной работы школы. Содержание деятельности Ответств. Организационная работа в школе 1 Оформление кабинета, уголка по профориентации. “Твоя профессиональная карьера” “В мире профессий” “Слагаемые
выбора профессии” Оформление стенда (общешк.). “Образовательная карта г. Абакана”. (шк. сеть, направления, учебные заведения) “В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”. Совет по профориент. 2 Создание школьного совета по профориентации. зам. дир. по восп. работе. 3 Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные уч. завед. выпускников IX, XI кл.) зам. дир. по восп. работе.
4 Сопоставление и обсуждение плана профорнентационной работы на новый учебный год. Презентация. Защита планов воспитательной работы по профориентации. “Организация профориентационной работы в классе”. зам. дир. по восп. работе. 5 Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации. зам. дир. по восп. работе. 6 Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению. Библиотекарь. 7 Обеспечение участия школьников в работе ученических трудовых объединений.
Администрация 8 Организация работы предметных кружков на базе школьных мастерских, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных. (Приложение 2) Зам дир. по УВР, зам. днр. по восп. работе. 9 Предусмотреть введение элективных курсов и факультативов. «’Твоя профессиональная карьера", "Выбор профессии " и др. (Приложение 3) Зам. дир. по УВР. 10 Организация регулярная выпуска газеты "Кем быть" Редколлегия. 11 Вовлечение уч-ся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. Зам. дпр. по восп. работе кл. руков. 12 Осуществление взаимодействия с учреждениями доп. образования, МУК, Центром занятости. звр, совет по Профориентации, кл. руковод. 13 Оформление и обновление стенда "Профессии, которые нам предлагают".
Зам. дир. по восп. работе. 14 Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками. Зам. дир. по восп. работе, совет по профориентации Работа с педагогическими кадрами. 1 Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентацнонной работы с учащимися различных возрастных групп. Зам дир. по восп. работе 2 Организовать для педагогов и кл. рук цикл семинаров по теме “Теория и практика
профориентационной работы". Зам. дир. по УВР. Зам дир. по восп. работе 3 Предусмотреть в плане работы метод объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентацнонной работы, обмен опытом ее проведения. “Подготовка учащихся к компетентному выбору профессии”. “Система образования в России”; “Система профориентащюнной работы в городе, в школе”; “Методика профориентационной работы по возрастным группам”; “Психологическая и социальная обусловленность
выбора профессии старшеклассниками”; “Методические основы профориентации во внеклассной работе”; “Работа с учащимися по интересам”; “Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей учащихся, основы профконсультации”; “Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”; “Профориентация в процессе изучения основ наук”. Зам дир. по восп. работе Руководитель М.О. Психолог 4 Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности школьника. (Приложение 4) “Исследование готовности учащихся к выбору профессии” “Изучение личностных особенностей и способностей учащихся”, “Изучение склонностей и интересов”, “Изучение профессиональных намерений и планов учащихся” 5-6кл 7-8кл 9-11кл Психолог. 5 Организовать проведение конкурса пособий по профориентации, методических разработок внеклассных мероприятий. Совет по профориент. Зам дир. по восп. работе 6 Практиковать отчетность учителей-предметников, кл. руководителей, руководителей
кружков о проделанной работе. Зам дир. по восп. работе 7 Подготовка рекомендаций кл. руководителям по учету профессиональной направленности уч-ся в педагогическом процессе. Психолог. 8 Организовать помощь в разработке кл. часов. Зам дир. по восп. работе 9 Скоординировать деятельность учителей, работающих в классе, психолога, медика и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с уч-ся.
Зам дир. по восп. работе Работа с родителями 1 Организовать для родителей лекторий по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении". Зам дир. по восп. работе 2 Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов. “Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”. К л. руков Психолог. 3 Организовать встречи уч-ся с их родителями -представителями различных профессий.
Кл. руковод. Учителя-предм. 4 Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и учебные заведения. Кл. руковод. 5 Спланировать проведение родительских собраний (общешко ль пых, классных). “Анализ рынка труда и востребованости профессий в регионе” “Медицинские аспекты при выборе профессии” Зам дир. по восп. работе Кл. руковод 6 Привлекать родителей к оформлению профорнентац уголков, кабинетов профорнентац. стендов, к организации экскурсий. Кл .руковод Учителя-предм. 7 Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации. Кл. руковод. Психолог 8 Привлекать родителей к руководству кружками по интересам. Зам дир. по восп. работе Кл. руковод 9 Организовать для родителей встречи со специалистами. Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений колледжей экономики и права, пед образования, информатики и права, училищ, лицеев.
Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений. 9 кл 11 кл Кл. руковод Психолог Работа с учащимися 1 Предпрофильная подготовка Курс “Выбор” “Твоя профессиональная карьера” Учнтеля-предм. Кл. руковод. 2 Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения города 6-11 кл Кл.руковод 3 Организация тестирования и анкетирования уч-ся с целью выявления профнаправленностн.
Психолог. кл. руковод. 4 Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации. Кл. руковод Психолог 5 Проведение классных часов по изучению професснограмм учебных заведений. К л. руковод. 6 Осуществление индивидуальных и групповых консультаций уч-ся. Психолог. 7 Проведение месячников по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др. Праздник “Город Мастеров”, “Встреча с Самоделкиным”
Кл. час “Есть такая профессия – Родину защищать” Конкурс рисунков “Моя будущая пофессия” “Мама, папа на работе” “Фестиваль профессий” 1-4 кл Зам дир. по восп. работе Кл. руковод 8 Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии" Учителя "технологий". 9 Организация и проведение с уч-ся выставок “В мире профессий” “Транспорт”, “Военные профессии” “Информационные технологии”. “Строительство и архитектура””, “Машиностроение” и т. д. Организация и проведение с уч-ся викторин, бесед. К.л. руковод библиотекарь. 10 Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям) “Сто дорог – одна твоя” “Как претворить мечты в реальность” “Легко ли быть молодым” “К чему люди стремятся в жизни” 5-11кл. Кл. руковод. 11 Организация и проведение встреч с представителями различных профессий.
Кл. руковод. 12 Организация экскурсий и встреч со специалистами “Центра занятости”. Зам. дир. по В.Р. 13 Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений 9-11кл. Зам. дир. по В.Р. 14 Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д Расширение знаний учащихся учителями- предметниками 1-4 кл 6-11кл. Учителя- предметники 15 Организация экскурсий в МУК, помощь в определении профиля обучения.
7-9кл. Кл. руковод психолог 16 Обеспечение участия уч-ся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда. 9-11кл. Зам дир по В.Р Кл. руковод 17 Оформление на каждого учащегося профориентационной карты. Создание портфолио учащегося. (Приложение 5) Кл. руковод психолог. 18 Организация работы кружков на базе школьных мастерских и вовлечение в них уч-ся.
Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Учителя "Технологий", 19 Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования. Кл. руковод. 20 Организация "Дня выпускника" для уч-ся на бирже труда. 11кл. Зам. дир. по В.Р. Кл. руковод. Проведение диагностики по выявлению интересов уч-ся
Психолог. 21 Организация пятой трудовой четверти. Обеспечение участия уч-ся в работе ученических трудовых бригад, работа на пришкольном участке: – знакомство с профессиями, связанными с растениводством – знакомство со строительными профессиями – пришкольный лагерь отдыха (педкласс) 7-8 кл 10 кл Зам. днр. по В.Р кл. руковод. 22 Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил дня выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.). Кл. руковод. 23 Изучение читательских интересов школьников, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профорнентационное значение. Библиотекарь. 24 Защита проектов “Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана” “Ступени мастерства” “Мои жизненные планы, перспективы и возможности” Кл. руковод. Приложение 2 Организация предпрофильной подготовки по типам профессий в начальном и среднем
звене через систему внеклассных занятий Человек – Человек Человек – Техника Человек-Природа Человек-Знаковая система Человек – Художественный образ Спортивно – оздоровительно секции «Лидер» совет старшеклассников Телестудия ДДТ Туристический клуб «Горизонт» Интел. Клуб "Эрудит» Студия «Театр Моды» Нац. виды борьбы
ЮПО «Дельта» Радиокружок Кружок «Цветоводство» Студия «Модный контур» СДК Теннис Пед. отряд «Исток» Кружок «Умелые руки» Кружок «Язык цветов» Факультатив «Занимательная экономика» Кружок «Юный гитарист» СДК Легкая атлетика «Юный зоолог» ДДТ Медиа–центр «Шоу» Фольклорный кружок ДДТ Вольная борьба
Кружок «История школы» Кружок «Эколог» «Выжигание» ДДТ Баскетбол ДТД (Дети, творящие добро) Кружок кулинар «Хозяюшка» «Резьба по дереву» ДДТ Волейбол «Краеведение» ДДТ Кукольный театр ДДТ Футбол НОУ Секция «Филология» НОУ Секция «Технология» НОУ Секция «Естеств науки» НОУ Секция «Физ-мат науки»
Детский народный ансамбль «Весёлые нотки»» НОУ краеведение НОУУ Секция «Искусствовед» Факультативы по иностран. языку ДМШ отделения *Хореографии *Фортепиано *Народ инструментов *Художественное Приложение 3 Ориентационные курсы по предпрофильной подготовке в 9 классе Курсы по выбору (68 часов) ориентированы на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. Для этого организованы модульные курсы по типу профессиональных проб, предоставляющих подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения. Цели курсов: • Выявление интересов и склонностей школьников, формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности; •
Помощь в принятии адекватного выбора дальнейшего направления образования, пути получения образования. Типы профессий ноябрь декабрь январь февраль март апрель май Человек- Техника «Электрорадиотехнологии» «История техники» «Ремонт бытовой техники» Человек-Человек «Введение в педагогику» «Человек-общество-мир» «Практическое право» «Окружающая среда и здоровье человека» Человек-Знаковая система Делопроизводство «Офисные технологии» «Путешествие во
Францию» Человек и книга Экономика и предпринимательство Мир цифр Человек-Худ образ Керамика «Массовая культура» «Стилистика изобразительно-выразите льных средств» Искусствове дение «Современный дизайн» Человек-Природа «Экология в эксперимен тах» «Что мы знаем о небесных телах» Растениеводство Приложение 4 Календарный план работы по выявлению профессиональных интересов, склонностей и способностей Сроки реализации Этапы
Взаимодействие 7-8 класс 9 класс 10-11 класс 1. Подготовительный этап Сентябрь • Подготовка материалов. • Собеседование с классными руководителями. • Составление плана работы Классный руководитель, Зам. дир. по В.Р. психолог 2. Информационный этап Октябрь • Информирование учеников по проблемам досугового самоопределения. • Информирование о профильных классах данной школы и других школ города. • Информирование родителей о возможных вариантах выбора. • Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута. • Информирование учеников о возможных вариантах выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения. • Представление в доступной форме профессиограмм наиболее популярных среди учащихся профессий. Классный руководитель Психолог 3. Диагностический этап
Ноябрь – Декабрь • Диагностика интересов, потребностей и склонностей: – карта интересов; – диагностика включенности и эмоционального благополучия на уроках. • Диагностика возможностей: – анализ результатов успеваемости; – анализ результатов досуговой деятельности; – проведение экспресс-диагностики (определение типа мышления). • Анкетирование родителей: – анкета “Мнение”. • Изучение интересов, потребностей и склонностей: – карта
интересов; – диагностика свойств личности. • Диагностика возможностей: – анализ результатов успеваемости; – анализ результатов досуговой деятельности; – проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта). • Изучение интересов, потребностей и склонностей: – карта интересов; – диагностика свойств личности. – анкета “Ориентация” – опросник Дж. Голланда; • Диагностика возможностей: – анализ результатов успеваемости; – анализ результатов досуговой деятельности; – проведение экспресс-диагностики (определение типа интеллекта).
– анкета “Стили познания”. Психолог, учащиеся, родители 4. Аналитический этап Декабрь – Январь • Анализ результатов диагностики интересов и возможностей каждого учащегося. • Анализ мнения родителей, классного руководителя и учителей. • Подведение итогов диагностической работы, подготовка рекомендаций. • Обработка и анализ результатов диагностики. • Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося. • Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий. • Обработка и анализ результатов диагностики. • Соотнесение интересов, склонностей и возможностей каждого учащегося. • Соотнесение свойств личности каждого учащегося с типами профессий. Психолог Учащиеся совместно с психологом 5. Обобщающий этап Февраль – Март • Индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики и выбору образовательного
маршрута. • Индивидуальное консультирование родителей по итогам работы. • Беседа с классным руководителем по результатам работы с классом • Определение основного и запасных вариантов с использованием алгоритма “сильные и слабые стороны выбора”. • Выработка конкретных шагов на ближайшее будущее по сбору информации для окончательного принятия решения по выбору профиля обучения. • Индивидуальное консультирование учащихся, родителей по проблемам выбора
профиля обучения и профессионального самоопределения. • Проведение серии индивидуальных консультаций для учащихся. • Работа с учащимися по анализу основного и запасного вариантов выбора с использованием алгоритма “Мой выбор”. • Индивидуальное консультирование родителей по проблемам выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения. Психолог, администрация, классные руководители.
6. Заключительный этап Апрель – Май • Работа по схеме “МОГУ + ХОЧУ + НАДО + Варианты выбора” • Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов образовательного маршрута после окончания 9 класса. • Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио. • “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации. • Составление списков класса с указанием основного и запасного вариантов выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения. • Беседа с классным руководителем по результатам работы по оформлению портфолио. • “Круглый стол” по итогам работы с участием психолога, классных руководителей, администрации. Классный руководитель, администрация психолог Приложение 5 Календарный план работы с портфолио Сроки Мероприятия
Ответственные Формы, используемые в мероприятии Сентябрь Родительское собрание для параллели 9-х классов “Предпрофильная подготовка”. Обсуждаемые вопросы: – цели и задачи предпрофильной подготовки; – курсы по выбору; – портфолио (внешний вид, значение, формирование, знакомство с формами и их заполнением) – роль родителей, детей и школы в формировании портфолио; – итоговая аттестация. Администрация школы, классные руководители,
Приглашаются: родители, учащиеся 9-х классов Образец портфолио Классный час “Предпрофильная подготовка, знакомство с портфолио, начало оформления и формирования” Заполнение титульного листа, листа самоанализа начала года Классный руководитель, учащиеся Журнал отчетных форм и пустая папка (у каждого учащегося) Оформление стенда по предпрофильной подготовке с об¬разцом заполнения портфолио и инструкцией (пояснением
к нему), набором профилей в сети, структурой образова¬тельной сети, списком курсов по выбору. Оформление стенда по предпрофильной подготовке с об¬разцом заполнения портфолио и инструкцией (пояснением к нему), набором профилей в сети, структурой образова¬тельной сети, списком курсов по выбору Заместитель директора по НМР Полный образец портфолио Октябрь апрель Посещение элективных курсов, заполнение зачетного листа посещения элективных курсов, накопление документов, образцов показательных работ в Копилке достижений. Учащиеся, учителя (школы и ДОУ) Грамоты, дипломы, свидетельства, удостоверения отчеты, проекты, научные исследования, журнал отчетных форм Апрель (последняя неделя) Классный час “Оформление портфолио” составление перечня портфолио, заполнение листа самоанализа по итогам года, заполнение выписки из портфолио по профилю
Классный руководитель, учащиеся Полный пакет портфолио Июнь Заполнение итоговой ведомости образовательного рейтинга Классный руководитель Итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю Обнародование рейтинга по профилям выпускников 10-х классов Администрация школы Выдача аттестатов, итоговых ведомостей и портфолио
Администрация школы, классный руководитель, учащиеся Итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю, портфолио. Прием заявлений на обучение по профилю в 10-11 классы любой школы образовательной сети Администрация школы, учащиеся Заявление, итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю, портфолио Рассмотрение заявлений и предварительное формирование 10-х классов
Администрация школы Заявление, итоговая ведомость образовательного рейтинга по профилю, портфолио Оглашение предварительных списков 10-х классов Администрация школы Решение конфликтных ситуаций по формированию профильных классов Администрация школы, учащиеся, Конфликтная комиссия. Портфолио учащихся Август Утверждение окончательных списков 10-х классов
Администрация школы