Доклад: «Профориентацияи трудоустройство молодёжи»
В современной Россииослабли роль и значимость трудового воспитания подрастающего поколения. Вразвитие данной тенденции привнесли свою лепту и некоторые СМИ: печатныеиздания и телеканалы, особенно центральные, часто способствуют потребительскомуотношению к жизни, стремлению к удовольствиям, а не к становлению человеческогодостоинства в труде на благо семьи, родного села, города, региона.
Возраст накладываетотпечаток на представления о перспективной работе. Молодежь, например, в первуюочередь ориентирована на получение специальности для работы в банковской сфере,маркетинге, рекламе. Питает иллюзии молодое поколение и о возможности сделатьлегкую карьеру в юриспруденции и экономической сфере. Увы, наука,промышленность и сельское хозяйство, строительство и архитектура,информационные технологии, как показывает практика, – совсем не те сферы, накоторые ориентируется сегодня молодежь. Многие ребята совершенно непредставляют себе, «кем быть» и куда поступать.
Государство гарантируетмолодежи право на труд, но из-за отсутствия реальной практической ориентации,социально-правовых и профессиональных знаний, а иногда и моральнойнеподготовленности к конкуренции на рынке труда молодым людям достаточно сложнореализовать данное право. Это обусловлено также такими факторами, какотсутствие необходимого опыта, разрыв между высокими требованиями молодежи кразмеру заработной платы и низкой стартовой оплатой труда молодых работников.
К указанным вышефакторам добавляются и другие, не менее негативные. Дело в том, что переходроссийского общества на путь рыночных отношений привел к возникновениюпринципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. В результате молодежьоказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Вчастности, наблюдается увеличение численности работающих не по специальностивыпускников профессиональных училищ, средних специальных и высших учебныхзаведений.
Сегодня этот процессосложнен кризисными явлениями переходного периода. Ситуация, сложившаяся нарынке труда, характеризуется по крайней мере тремя негативными тенденциями.
Во-первых, производствоиспытывает недостаток в специалистах с практическими навыками работы(производственная практика) в машиностроительной, энергетической,сельскохозяйственной, медицинской, образовательной и других сферах. Во-вторых,российское образование излишне теоретизировано, школьные программы не отвечаюттребованиям, предъявляемым к молодым людям, когда они выходят на рынок труда. Ив третьих, у выпускников школ часто отсутствует личная мотивация в полученииспециальности.
Необходимагосударственная воля
Выбор профессии –важный и ответственный шаг в жизни каждого человека, поскольку активнаяпрофессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет наличностные качества человека и отношения с окружающими людьми и миром.
Для миллионов молодыхлюдей качественные профориентационные услуги остаются недоступными. Гдесегодняшний российский школьник может получить грамотную профессиональнуюконсультацию или пройти курс занятий, которые помогли бы ему выбратьпрофессиональный путь? Таких примеров очень мало.
А вот в США, на которыечасто ориентируются либералы (представители идейного иобщественно-политического течения, объединяющего сторонников представительногоправления и свободы личности, а в экономике — свободы предпринимательства),эта работа ведется. Еще в 1994 году Конгресс США принял акт, который был назван«Школа — работе». В соответствии с этим документом главным национальнымбогатством страны провозглашается не сырье, а высококвалифицированные,обучаемые и гибкие кадры. Этот документ ориентирует специалистов системы образованияна подготовку школьников и студентов к будущей работе и карьере, на объединениеакадемических и профессионально-технических знаний. Не забыты необходимостьформирования у школьников личных целей и планов собственной карьеры в реальнойэкономике, влияние на заблаговременный выбор молодым человеком будущегорабочего места, а значит и на сокращение безработицы среди молодежи. Особоуказывается в акте важность связи между образовательными учреждениями ипредприятиями.
Говоря опрофориентационной работе в Российской Федерации, что решение проблемыбезработицы стало необходимым.
С одной стороны,потребность в проведении качественной и крупномасштабной профориентационнойработы с молодежью прекрасно осознается чиновниками и специалистами, которыезанимаются трудовыми ресурсами. Не случайно постановлением Министерства труда исоциального развития от 27 сентября 1996 года было утверждено «Положение опрофессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РоссийскойФедерации».
С другой стороны, межведомственнаяразобщенность привела к тому, что руководители российской системы образованияне отвечают за профессиональное самоопределение выпускников и их подготовку квыбору специальности, обучению и трудоустройству.
Любимая профессия какусловие социальной адаптации
Особую актуальность впериод кризиса приобрела задача создания условий для социально-экономическойадаптации молодежи, ее включения в систему трудовых отношений. Давно назреланеобходимость введения профильного обучения на старшей ступени общеобразовательнойшколы, обеспечение предпрофильной подготовки школьников.
Результаты опросоввыпускников школ и школьников старших классов свидетельствуют, что участиешколы крайне необходимо в подготовке к взрослой жизни, выбору профессии. Да ипрактика показывает, что шансов найти хорошую работу больше у тех, кто еще вшколе интересовался избранной специальностью, участвовал в кружках юныхтехников, а также у тех, кто начал работать, будучи еще студентом.
В данной связи важноформировать у учащихся начальные представления о трудовой деятельности, орабочих специальностях. Не последнюю роль в выборе профессии молодым человекомдолжна сыграть пропаганда обучения, проводимая в любом техникуме или вузе.
В целом для реализациипрограмм профориентации учащихся, а значит, и профилактики потенциальнойбезработицы, следует, предпринять следующее:
Первое. Необходимаразработка государственной базовой программы, которая будет максимальноотражать практическую направленность и профориентацию школьников, предусматриватьспециальные факультативные курсы на базе имеющихся профтехучилищ, техникумов,высших учебных заведений, (а может быть, и на современной базе реальногобизнеса???)
Второе. При созданиимежшкольных учебно-производственных мастерских, цехов и комбинатов трудовогообучения и профориентации оснащать их современным оборудованием иукомплектовывать высококвалифицированными кадрами преподавателей и мастерамипроизводства. При этом особое внимание обратить на функционирование подобныхучебно-производственных учреждений в сельских районах.
Третье. На курсахпереподготовки при институтах повышения квалификации работников образованияввести спецкурс по профориентации учащейся молодежи.
Несомненно,профессиональная ориентация, направленная на оказание помощи в самоопределениишкольников на основе согласования личных интересов, склонностей, способностей,возможностей личности и потребностей рынка труда, осуществляемая на всех этапахразвития карьеры гражданина, является важной частью социальной политики, а потому– исключительно государственной задачей. Ее решение позволит поднять престижнашего Отечества как страны высоких технологий, производительности труда, азначит, и достойного уровня жизни граждан.