Прогнозирование и планирование экономики

–PAGE_BREAK–План-прогноз развития материально-технической базы перерабатывающей промышленности разрабатывается с учетом более глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, комплексного использования сельскохозяйственного сырья и эффективной эксплуатации действующих производственных мощностей. При этом учитываются следующие особенности: сырьем является сельскохозяйственная продукция, производство которой колеблется по годам, спрос на продукцию пищевой промышленности неравномерен, в результате длительного хранения она теряет свои качества (например, снижение сахаристости в сахарной свекле). Все это обусловливает необходимость создания резервов мощности, определения величины производственных мощностей исходя из оптимальных сроков переработки сельскохозяйственной продукции, формирования оптимального ассортимента с учетом рационального использования производственной мощности.
В РБ проводится ряд программ по развитию АПК: «Дети Беларуси» (подпрограмма «Развитие индустрии детского питания на 1997-2005 годы), «Государственная программа обеспечения населения республики рыбой и морепродуктами на 1998-2005 годы», «Республиканская комплексная программа по племенному делу в животноводстве на 1997-2005 годы», «Республиканская комплексная программа «Лен» на 1998-2003 годы». В целом стратегическая линия развития этого комплекса базируется на реализации «Программы повышения эффективности АПК».
2. Методы прогнозирования социальной инфраструктуры
Ведущие страны рыночной экономики большое внимание уделяют эффективному функционированию таких отраслей, как образование, культура, здравоохранение, туризм и отдых, жилищно-коммунальное хозяйство, экология. Совокупность этих отраслей обычно определяется как социальная сфера. По мере развития рыночной экономики значение социальной сферы постоянно возрастает.
Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.
Современные условия хозяйствования требуют максимального расширения сферы и совершенствования методов прогнозирования и планирования. Чем выше качество прогнозов и планов, тем более весомым будет их вклад в общественное развитие.
Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.
Социальная инфраструктура. — совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (транспорта и связи по обслуживанию населения; образование, здравоохранения) деятельность которых направлена на удовлетворение личных потребностей, обеспечение жизнедеятельности и интеллектуального развития населения.
Социальная инфраструктура не является механизмом, обслуживающим вспомогательным и предаточным для некой основной структуры. Ведь объект социального обслуживания — население — состоит с непроизводственной сферой в отношениях, не имеющих ничего общего с отношениями производства, экономики и инфраструктуры, обслуживающей производство.
Однако необходимо отметить сходство производственной и социальной инфраструктуры, которое состоит в том, что изменение стоимости товара происходит как оказание услуг в производственной сфере транспортирование узлов из одного предприятия на другое), так и в социальной сфере (ремонт обуви, одежды).
Функции социальной инфраструктуры:
1. Воспитание подрастающего поколения, получение квалификации, переквалификации (просвещение, образование);
2. Увеличение продолжительности периода работоспособности (здравоохранение);
3. Предотвращение снижения производительности труда в течении рабочего дня. (общественное питание, пассажирский транспорт);
Обеспечение условий для отдыха работников, повышение их культурного уровня (жилищное хозяйство, культура, искусство).
Социальная сфера – это совокупность отраслей национального хозяйства, создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма и т. д. Отрасли социальной сферы приобретают все большее значение в развитии общественного производства. Они оказывают непосредственное влияние на уровень благосостояния, качество жизни населения.
В странах с социальной рыночной экономикой в социальную сферу ежегодно осуществляются огромные инвестиции. В ней сосредоточены значительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы.
Услуги населению оказывают отрасли сферы обслуживания: народное образование, культура и средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения. Кроме того, в сферу обслуживания населения включаются некоторые виды деятельности, относящиеся к сфере материального производства: торговля и общественное питание, производственные виды бытовых услуг — ремонт бытовых машин, приборов, ремонт и изготовление мебели, индивидуальный пошив одежды и обуви, химическая чистка и крашение.
В бывшем СССР большая часть социально-культурных услуг предоставлялась населению бесплатно, финансирование развития социальной сферы осуществлялось за счет госбюджета. При переходе к рыночным отношениям в странах СНГ сокращается доля бюджетных средств на эти цели и наряду с бесплатными оказываются платные услуги населению коммерческими структурами.
Специфика услуг состоит и в том, что процесс их производства и потребления совпадает по времени, в связи с чем их нельзя накапливать, они должны создаваться там, где есть потребители. Поэтому система государственного регулирования, прогнозирования и планирования развития отраслей, производящих потребительские услуги, децентрализована, т.е. осуществляется в основном областными, городскими и районными органами управления, в максимальной мере приближена к потребителям и учитывает местные условия.
Особенностью сферы услуг является также и то, что она развивается главным образом экстенсивным путем. Если в материальном производстве прирост продукции в большей мере осуществляется за счет роста производительности труда, т.е. интенсивных факторов, то в сфере обслуживания наращивание объема услуг производится в основном за счет увеличения численности работающих. В отраслях, создающих платные услуги, повышение эффективности труда выражается, прежде всего в улучшении качества обслуживания населения и расширении перечня предоставляемых услуг. В связи с этим и в перспективе развитие сферы услуг будет основываться также на привлечении в данные отрасли дополнительной рабочей силы. Особенно это касается таких отраслей, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение.
Прогнозирование и планирование функционирования и развития сферы обслуживания населения производится с учетом особенностей отраслей.
Прогнозирование и планирование образования и подготовки специалистов.
Важное место среди отраслей социальной сферы занимает образование. Оно направлено на повышение качества работников, приумножение образованности, интеллектуальности, духовного потенциала общества. Образование играет существенную роль в повышении производительности труда. В начале XXI века для успешного социально-экономического развития общества требуется высококачественная рабочая сила, обладающая высоким уровнем образования, профессиональной подготовки. Высококвалифицированная рабочая сила обеспечивает объем валового национального продукта, рост качества продукции, экономное использование ресурсов и т. д.
Прогнозирование и планирование образования и подготовки специалистов осуществляется с учетом поставленных целей и задач перед отраслью, финансовых, материальных и других возможностей общества по их реализации. При прогнозировании и планировании развития общеобразовательных школ разрабатываются следующие показатели: контингент, прием и выпуск учащихся, количество классов, среднее число учеников в одном классе, сменность занятий, сеть школ и ее развитие. Главным из них является контингент учащихся, на основе которого определяются все другие показатели, т.е. потребность в классных комнатах, сеть школ, ее материальная база, необходимые педагогические кадры. Данный показатель характеризует общую численность учащихся с выделением следующих групп, получающих общее среднее и профессиональное образование: начальная школа (1 — 4 классы); неполная средняя школа (5 — 9 классы); средняя образовательная и профессиональная школа, 10 — 11 классы общеобразовательной школы, колледжи, средние профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения.
Система показателей обосновывается нормами и нормативами по определению потребностей в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. Важное условие успешного функционирования общеобразовательной школы — это поддержание в надлежащем состоянии ее материально-технической базы. Общеобразовательные школы должны быть оснащены современными техническими средствами, укомплектованы учебниками и наглядными пособиями. На основе прогнозных и плановых расчетов разрабатываются практические меры по обеспечению требуемого технического и эксплуатационного состояния зданий и сооружений, средств обучения, повышению статуса работников образования, усилению социальной защиты воспитанников школ-интернатов и детских домов, учащихся, учителей, сохранению сети детских дошкольных учреждений и развитию национальной системы дошкольного образования.
Во многом аналогичные задачи решаются и в отношении профессионального образования. Это прежде всего создание рациональной сети учебных заведений с многоуровневой и многовариантной системой, сочетающей привлечение различных источников финансирования, включая и средства самих обучающихся.
При прогнозировании и планировании высшего и среднего специального образования, как правило, предусматривается:
осуществление структурно-содержательных реформ, отвечающих запросам общества, государства и личности и обеспечивающих повышение качества профессиональной подготовки, усиление индивидуального подхода, развитие творческих способностей, формирование устойчивой жизненной позиции будущих специалистов, укрепление связи с производством;
совершенствование нормативного, учебно-методического и научного обеспечения системы образования;
качественное обновление материально-технической базы отрасли.
Обычно определяется круг проблем, связанных с подготовкой квалифицированных специалистов по уровням образования, темпам их роста, пропорциям и укрупненным профессиональным группам специальностей. При прогнозировании подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием разрабатываются следующие показатели:
прием в высшие и средние специальные учебные заведения;
выпуск специалистов по группам специальностей, видам обучения и вузам.
Показатель численности учащихся на начало планового учебного года рассчитывается в целом и по формам обучения.
Потребность в специалистах определяется на текущий и перспективный периоды. Последняя рассчитывается исходя из показателей развития соответствующих отраслей, сфер деятельности. В основе прогнозирования подготовки специалистов на перспективу лежит определение научно обоснованной дополнительной потребности в каждой из сфер деятельности и отраслей с учетом их развития, а также возмещения естественного выбытия, частичной замены практикой дипломированными специалистами и др.
При разработке комплексного прогноза подготовки кадров с высшим и средним специальным образованием необходимо учитывать и факторы, связанные с общей социально-экономической ситуацией в обществе, предполагаемыми изменениями нормативно-законодательной базы, развитием связей с мировым сообществом и ряд других условий, которые могут во многом повлиять на полученные результаты. Такие разработки чаще всего выполняются на основе применения интуитивных методов прогнозирования, а при наличии достаточного объема достоверной информации дополняются формализованными.
Определяющими при разработке планов-прогнозов образования и подготовки специалистов являются вопросы финансирования отрасли. В большинстве государств мира с относительно высоким уровнем ВВП расходы на получение общего среднего и начального профессионального образования компенсируются из средств государственного бюджета. При подготовке специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях финансирование носит смешанный характер, т.е. осуществляется как из бюджета государства, так и различными юридическими лицами и непосредственно абитуриентами.
Прогнозирование и планирование развития здравоохранения.
Здравоохранение способствует улучшению здоровья населения, росту продолжительности жизни. Эффективное функционирование здравоохранения позволяет избавиться от ущерба, который мог бы быть нанесен национальной экономике в результате нетрудоспособности работников. Благодаря расширению системы здравоохранения, использованию современного медицинского оборудования, удается улучшить качество медицинского обслуживания, добиться уменьшения заболеваемости. Все это позволяет повысить производительность труда, увеличить важнейшие макро- и микроэкономические показатели.
Прогнозирование и планирование здравоохранения направлено на решение таких первоочередных задач, как:
гарантированное обеспечение установленного объема медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения;
формирование рынка медицинских услуг, использование дополнительных источников финансирования;
обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи;
первоочередная реконструкция действующих учреждений;
развитие отечественной фармацевтической промышленности, совместных предприятий (производств) с фирмами зарубежных стран;
создание медицинским работникам благоприятных
условий для труда и быта, в том числе в районах и производствах с повышенным риском;
совершенствование и развитие законодательной базы в области здравоохранения.
Прогноз развития медицинских учреждений базируется на использовании целевых нормативов потребности населения и лечебно-профилактической помощи, данных о потребности и ресурсах и реально возможных сроках их удовлетворения,
План-прогноз развития здравоохранения включает основные показатели, характеризующие развитие медицинского обслуживания населения: количество больничных коек, врачебных должностей, посещений населением поликлиник, амбулаторий, мест в санаториях и домах отдыха.
Каждый из перечисленных показателей, рассчитанный на 10 тыс. человек, характеризует обеспеченность медицинской помощью и профилактическими услугами. Кроме того, данные показатели используются для планирования численности обслуживающего персонала, производства лекарственных средств, уровня материально-технического обеспечения и размера финансирования учреждений здравоохранения.
В процессе прогнозных и плановых расчетов определяются потребности в медикаментах, медицинских изделиях, прогнозируется сеть аптек, аптечных складов и специализированных магазинов медицинской техники.
Наиболее массовым видом медицинского обслуживания населения является амбулаторно-поликлиническая помощь. Основной показатель ее обеспеченности — количество посещений в смену.
Прогнозирование развития здравниц предполагает установление их пропускной способности отдельно по санаториям и домам отдыха. Пропускная способность рассчитывается путем умножения количества отдыхающих в одну смену на количество таких смен за год.
К числу наиболее важных в области здравоохранения относится проблема придания особой значимости профилактической работе. В связи с этим в планах-прогнозах необходимо предусматривать отдельные мероприятия и комплексные программы по формированию и достижению устойчивой работы соответствующих подразделений.
В обозримом будущем, как и сегодня, медицина будет находиться под воздействием как рыночных, так и государственных регуляторов. На первое место выдвигается задача создания принципиально новой модели здравоохранения — бюджетно-страховой, главная особенность которой — рациональное сочетание государственного и местного финансирования (взносы за счет государственного бюджета, предприятий и населения).
Принятые в зарубежных странах системы здравоохранения сочетают различные варианты ее организации и финансирования (за счет налогов, взносов в систему социального и частного страхования, частной практики).
    продолжение
–PAGE_BREAK–