Прогнозирование и планирование использования земель

ФГОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Землеустройство и лесное хозяйство
КафедраЗемлеустройства
Курсовая работа
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ
Уфа 2010
 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПЛАТЕЖИ ЗА ЗЕМЛЮ ИКАЧЕСТВЕННОЕ СОСОТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РФ И РБ
1.1 Земельный налог
1.2 Арендная плата
1.3 Качественное состояниеземель Российской Федерации
1.4 Качественное состояниеземель Республика Башкортостан
2. ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
3. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ИГОСУДАРСТВА И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
3.1 Аграрная политикагосударства
3.2 Землеустройство какосновной инструмент государственной земельной политики
4. МОДЕЛИРОВАНИЕЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ ОТ ДЕГРАДАЦИИ
5. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИИ ЕЁ ПРОВЕДЕНИЕ
6. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
7. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СОКРАЩЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.В настоящее время прогнозирование становится одной из наиболее важных функцийуправления. Под прогнозированием использования земельных ресурсов понимаютвероятностное суждение о возможном состоянии изучаемого объекта в будущем, атак же о путях и сроках достижения определенных целей и результатов.Прогнозирование использования земельных ресурсов представляет собойпредплановую предпроектную стадию выполнения земельно-кадастровых работ.
Организацияработ по прогнозированию использования земельных ресурсов представляет собойкомплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на оптимизацию всегопрогнозного процесса.
Задачамиорганизации работ по прогнозированию использования земельных ресурсов являются:бор и систематизация необходимой информации для прогнозирования; подготовкаспециалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования;формирование и организация функционирования рабочих органов программирования,интегрированных с существующими службами управления.
Предмет исследования. Процессыпрогнозирование и планирование использование земель в РФ.
Объект исследования — земельныересурсы РФ в области прогнозирования и планирования.
Цель исследования. Изучение методови функций прогнозирования и планирования при использование земельных ресурсов находящихсяна территории РФ, в области управления земельными ресурсами, установлениевеличины зависимости стоимостной оценки земли.

1.ПЛАТЕЖИ ЗА ЗЕМЛЮ И КАЧЕСТВЕННОЕ СОСОТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РФ И РБ
Платаза землю взимается на всей территории РФ. Цель ее введения состоит встимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышенияплодородия почв, выравнивания социально экономических условий хозяйствования наземлях различного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенныхпунктах путем формирования специальных фондов финансирования мероприятий.Формами платы являются: земельный налог, арендная плата и нормативная ценаземли.
Ежегодныйземельный налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи.За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата и нормативная ценаземли.
Ежегодныйземельный налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи.За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для обеспеченияэкономического регулирования земельных отношений при передаче земли всобственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю,передачи по наследству, дарении, получении банковского кредита под залогземельного участка вводится нормативная цена земли. Данный показательхарактеризует стоимость участка определенного качества и местоположения исходяиз потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Размер земельногоналога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственниковземли, землевладельцев и устанавливается в виде стабильных платежей за единицуземельной площади в расчете на год.
Плательщикамиземельного налога и арендной платы выступают организации, включаямеждународные, неправительственные, иностранные юридические лица, граждане РФ,иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территориальной Россииземельные участки (в собственности, во владении, пользовании или аренде).Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка и утвержденныхставок. Объектами обложения выступают земельные участки вне зависимости отнаправлении их использования (промышленные цели, транспортные коммуникации,лесной фонд, водный фонд, личное подсобное хозяйство, жилищное, дачное,гаражное строительство, садоводство, огородничество, животноводство и т.п.). Воблагаемую налогом площадь включаются земли, занятые строениями, сооружениями,санитарно-защитные, технические зоны объектов.
 
1.1 Земельный налог
 
Действующеезаконодательство определяет несколько форм платы за землю. Это: земельный налоги арендная плата.
Земельный налог — этоопределенная сумма которую обязан ежегодно вносить (уплачивать) собственникземли, а также землепользователь и землевладелец.
Размерземельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельностисобственников земли и землепользователей и устанавливается в виде твердыхплатежей за единицу земельной площади определенного качества и хозяйственнойценности в расчете на год.
Установлены3 главных критерия, определяющих хозяйственную ценность земли, и, стало быть,размер платы за нее:
· основное целевое назначение земли,т. е. целевая категория, к которой отнесен земельный участок;
· качество земли, т. е. степеньпригодности участка для удовлетворения определенных хозяйственных нужд;
· местоположение конкретногоземельного участка в данном хозяйственно-экономическом пространстве,определяющее его ценность с точки зрения принципа: минимальностьэксплуатационных затрат и максимальность экономической эффективности.
По категориям земель устанавливаются средние ставкиплаты за землю, которые затем дифференцируются по показателям качества иместоположения конкретных земельных участков.
Плата за землю устанавливается в виде налога илиарендной платы. Порядок дифференцирования средних ставок определяетсязаконодательством субъектов РФ с учетом региональных условий. Средние ставкиземельного налога периодически корректируются в зависимости от измененияэкономических условий в стране.
Плательщиками земельного налога и арендной платы являются все физические и юридические лица, которымпредоставлена земля в собственность или пользование (включая аренду) натерритории России. Объектами обложения земельным налогом являются конкретныеземельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в,собственность или пользование.
В облагаемую налогом площадь включается весь предоставленныйв собственность или пользование земельный участок, независимо от того, чем онзанят, если иное не установлено в законе. Если земельный участок предоставлендля обслуживания строения, находящегося в общей собственности несколькихграждан или юридических лиц. то налог начисляется всем собственникампропорционально их долям на строение.
Налоговые ставки устанавливаются представительныморганом власти муниципального образования в следующих пределах:
10,3% в отношении земельного участка, отнесенных к землям с/х назначения, кземлям с/х использования в поселениях, к земельного участка занятым жилымфондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ., предоставленных для веденияЛПХ и ИЖС, огородничества, садоводства и животноводства.
21,5% от кадастровой стоимости в отношении прочих з.у.
Суммазем. налога определяется как произведение установленного норматива платежа (до0,3% и до 1,5% от кадастровой стоимости) на кадастровую стоимость з.у.
 
1.2Арендная плата
Аренднаяплата- это тоже некая установленная сумма,но уже уплачиваемая за земли и земельные участки, которые находятся в аренде.
А.п.может быть в виде:
—денежной компенсации;
—части от полученного дохода;
—выполнения определенного вида работ;
—передачи материальных ценностей.
Размерарендной платы за землю, а также условия и сроки ее внесения устанавливаются подоговоренности между арендодателем и арендатором. Из этого правила сделанотолько одно исключение: при аренде земель, находящихся в государственной илимуниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти(органы местного самоуправления) устанавливают базовые ставки арендной платы покатегориям земель и категориям арендаторов, которые определяются по усмотрениюэтих органов применительно к местным условиям.
Аренднаяплата за землю может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной формеили в виде услуг. В тех случаях, когда объектом аренды являются строения,сооружения и иные объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, неявляющемся собственностью арендодателя, арендная плата за земли может взиматьсякак отдельно, так и в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество,при одном обязательном условии та часть общей арендной платы, котораяприходится на землю, должна перечисляться на бюджетные счета соответствующихорганов местного самоуправления. Это обстоятельство должно быть оговорено вдоговоре аренды.
1.3Качественное состояние земель Российской Федерации
 
Поданным государственного учета земель (форма №22 государственной отчетности)земельный фонд Российской Федерации на 1 января 1998 года составлял 1709,8 млнга. Земли фонда различаются по принадлежности (кому принадлежат, ктособственник): земли сельскохозяйственных предприятий, земли лесного фонда,земли запаса и. т. д. Различаются земли по характеру использования илипокрытия: сельскохозяйственные угодья, лесные площади, болота, пастбища и. т.д.
Сельскохозяйственныеугодья занимают 221,6 млн га, что составляет 13% земельного фонда, в том числепашня – 7.5%. На значительных площадях эти земли характеризуются невысокимпочвенным плодородием, неудовлетворительным культурно-техническим состоянием,мелиоративной обустроенностью. В большинстве основных сельскохозяйственныхрегионов расспаханность территории превышает экологически допустимые пределы, чтоусиливает процесс деградации почв и ухудшения гидрологического режимаводосборных бассейнов, снижает способность природных комплексов ксаморегулированию и продуктивность сельскохозяйственных угодий.
Наиболееразрушительное воздействие на почвенный покров оказывают процессы водной иветровой эрозии. В составе сельхозугодий эрозионноопаспые и подверженные воднойи ветровой эрозии почвы занимают более 125 млн га, в том числе эрозированные –54.1 млн. га.
Эрозированнымявляется и нуждается в осуществлении мер защиты от деградации каждый третийгектар пашни и пастбищ.
Оленьипастбища составляют 326.9 млн. га. Общая площадь в разной степенидеградированных оленьих пастбищ составляет 230.6 млн. га.
Вследствиеразвития нефтегазового комплекса, предприятий добывающей и перерабатывающейпромышленности, энергетики, транспорта в районах Крайнего Севера продолжаетсясокращение оленьих пастбищ, ухудшается их состояние. Только за последний годплощадь пастбищ сократилась на 1.3 млн. га.
Надолю лесов и древесно-кустарниковых насаждений приходится 786 млн. га, изкоторых 608.3 млн. га составляют леса, 18.2 млн. га – древесно-кустарниковаярастительность, остальная часть – 159.5 млн. га непокрытые лесом вырубки, гари.
Подболотами занято 108.2 млн. га, что составляет 6.3% от общей площади земельногофонда страны. 29.8 млн. га составляют земли природоохранного назначения. В эту категориювключаются земли, занятые заповедниками, национальными, культурно-оздоровительныетерритории.
Поддорогами, улицами и постройками занято 125 млн. га, земли промышленности,транспорта и иного несельскохозяйственного назначения составляет 18.2 млн. га.
Подводой находится 72.0 млн. га. 60% этих территорий занято озерами, более 30% — ручьями и реками, около 8% — водохранилищами и прудами.
Оврагизанимают 1.7 млн. га или 1.0% общей площади. За последние 10 лет на территорииРоссии площадь оврагов ежегодно увеличивается на 8-9 тысяч га.
Незакрепленныепески занимают площадь 6.3 млн. га или 3.5% общей площади России. Велика доляпесков на Прикаспийской низменности, много на террасах Нижнего Дона вВолгоградской и Ростовской областях.
Ледники,оползни, осыпи и каменистые поверхности занимают 171.7 тысяч га, что составляет0.1% всей территории страны. Полигонами отходов и свалками занято 135.2 тысячга. Несмотря на незначительный удельный вес этих площадей, эти земельные угодьяимеют важное экологическое значение и требуют строго контроля за их состоянием.
Состояниеземель, находящихся в сфере хозяйственной деятельности остается неудовлетворительным.Продолжается нерациональное природопользование, существенно сократилисьмероприятия по охране и рациональному использованию почв и земельных ресурсов.Это еще больше усугубило проявление процессов деградации земель.
Масштабыдеградационных процессов определялись непрерывностью действия естественных иантропогенных факторов и имели свою региональную специфику: от деградацииоленьих пастбищ на севере, дегумуфикации, истощения и эрозии почв в центральнойчасти России до опустынивания на юге.
Естественныефакторы деградации земель – это действия климатических, гидрогеологических,фито- и зоогенных факторов.
Усилилосьдействие антропогенных факторов: нерациональное ведение земледелия, чрезмерныйвыпас, уничтожение почвенно-растительного покрова промышленным, коммунальным иирригационным строительством, горные разработки, технологические и аварийныевыбросы в атмосферу и сбросы сточных и дренажных вод…
Продолжилосьразвитие таких негативных процессов и явлений как подтопление земель,загрязнение токсикантами промышленного происхождения (тяжелые металлы, нефть инефтепродукты), захламление и нарушение земель. Значительная часть земель, втом числе сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов, загрязнена радиоактивнымиэлементами.
1.4Качественное состояние земель Республика Башкортостан
 
РеспубликаБашкортостан обладает уникальными по качеству и достаточными по количествуземельными ресурсами.
Всоответствии с материалами государственного учета земель, земельный фондреспублики по состоянию на 1 января 2008 года составил 14294,72 тыс. га (0,8%площади Российской Федерации). В структуре основных категорий земельпреобладают земли сельскохозяйственного назначения – 54,1% (7735,2 тыс. га) иземли лесного фонда – 37,4% (5352,2 тыс. га). На долю земель поселенийприходится 4,3% (613,6 тыс. га), при этом города и поселки городскоготипа занимают порядка 1,5% земельного фонда; на долю земель промышленности,энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначенияприходится 0,8% (110,0 тыс. га). Особо охраняемые территории составляют 384,1тыс. га или 2,7% общей площади земельного фонда (в основном это земли трехзаповедников и национального парка). Наименьшую долю составляют земли водногофонда 0,5% (77,9 тыс. га) и земли запаса – 0,2% (21,6 тыс. га).
Поданным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости поРеспублике Башкортостан, произошло незначительное изменение в структуреземельного фонда: на 2465 га уменьшилась площадь земель сельскохозяйственногоназначения, из них 1911 га переведены в категорию земель населенных пунктов всвязи с расширением и изменением административных границ населенныхпунктов и районов; 729 га предоставлены для строительства автомобильных дорог,объектов дорожного сервиса, разработки месторождений с переводом земель вкатегорию промышленности; 12 га переведены в категорию земель особо охраняемыхтерриторий для организации отдыха и туризма; 187 га земли возвращеныпромышленными предприятиями, которые были предоставлены им ранее длянесельскохозяйственных нужд. Площадь земель населенных пунктов за прошедший годв целом увеличилась на 1948 га, площадь земель промышленности – на 512 га,площадь земель лесного фонда – на 27 га.
Площадьсельскохозяйственных угодий в 2007 году сократилась на 1,1 тыс. га, в основномв связи с предоставлением земли под строительство, посадку полезащитных иовражно-балочных лесных насаждений. Площадь пашни в целом уменьшилась на 1,5тыс. га, при этом залужено и переведено в кормовые угодья 1,6 тыс. га, из них всенокосы – 0,8 тыс. га и пастбища – 0,8 тыс. га.
Вперспективе сложившаяся структура распределения земельного фонда по категориямземель сохранится, и соотношение земель разных категорий будет изменяться внезначительной степени.
Правовыеотношения перевода земельных участков из одной категории в другую, регулируютсяЗемельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О переводеземель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции от8 ноября 2007 года № 261-ФЗ), а также соответствующими республиканскиминормативными правовыми актами.
Поданным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости поРеспублике Башкортостан, по состоянию на 1 января 2008 года в собственностиграждан находится 2214,7 тыс. га земель (15,5%) земельного фонда республики, всобственности юридических лиц – 914 га (0,006%). Площадь земель, находящихся вгосударственной и муниципальной собственности, составляет 12079 тыс. га(84,5%), из них 5297,8 тыс. га (43,9% от государственной и муниципальнойсобственности и 37,1% от общего земельного фонда республики) находится всобственности Российской Федерации.
Извсех земель, находящихся в собственности граждан, более 98% – это землисельскохозяйственного назначения, 1,6% – земли населенных пунктов,незначительную долю составляют земли промышленности (12 га). Собственностьюридических лиц распределяется по следующим категориям земель: 12,4% – землисельскохозяйственного назначения, 70,1% – земли населенных пунктов, 17,5% –земли промышленности, энергетики, транспорта. В пользование и арендупредоставлено 29,4 тыс. га земель, находящихся в муниципальнойсобственности, 40,8 тыс. га земель, находящихся в собственностиреспублики, и 174,5 тыс. га земель, находящихся в федеральнойсобственности.
Всоответствии с Федеральным законом «Об обороте земельсельскохозяйственного назначения», Федеральным законом «О введении вдействие Земельного кодекса Российской Федерации» и Законом РеспубликиБашкортостан «О регулировании земельных отношений в РеспубликеБашкортостан» с 1 января 2006 года по 1 января 2008 года на территорииреспублики проводились мероприятия по бесплатной однократной приватизациигражданами земельных участков земель сельскохозяйственного назначения.Бесплатная приватизация проведена в 974 хозяйствах на площади 2481,4 тыс. га,в том числе пашни – 2225,4 тыс. га (89,0%). Полностью завершены работы покадастровому учету приватизируемых земельных участков в 18 муниципальныхрайонах, в 11 районах работа близится к завершению. Земельные доли (паи)предоставлены в распоряжение 357,3 тыс. граждан в виде общей (долевой)собственности, из них 16,5 тыс. граждан (4,6%) уже зарегистрировали правособственности на земельные доли (паи) на общую площадь 127,7 тыс. га.
Физико-географическиеособенности территории республики определяют структуру почвенного покроваземель. Почвы обнаруживают ярко выраженную высотную поясность. Наибольшеераспространение получили черноземы, серые лесные, горные и пойменные почвы.Одной из природных особенностей почв Башкортостана является относительновысокое содержание гумуса, что квалифицирует их как потенциальновысокоплодородные. Однако при этом почвы Башкортостана характеризуются слабойподвижностью гумуса, укороченностью генетического профиля (особенно учерноземов), пониженной биологической активностью, тяжелым механическимсоставом, карбонатностью почвообразующих пород, что требует пристальноговнимания к ведению земледельческих работ для получения максимальнойпродуктивности.
Анализсовременного состояния земельных ресурсов, динамика изменения свойств почвпоказывает, что начиная с 90-х годов имеет место устойчивая тенденциядеградации, отчуждения, загрязнения и захламления почв, теряетсяустойчивость к внешним воздействиям, снижается способность к саморегуляции ивосстановлению первоначальных свойств, воспроизводству плодородия, утраченноговследствие истощительного и нерационального использования земель.
Деградацияв основном вызвана процессами эрозии почв, переувлажнением и заболачиванием,переуплотнением почвенного профиля вследствие применения традиционных аграрныхтехнологий. Всего в 2007 году выявлено 1239 тыс. га (8,7% территорииреспублики) деградированной пашни. Более 1 тыс. га подвержены водной эрозии,55 тыс. га – ветровой эрозии, переувлажнены – около 125 тыс. га,заболочены – 63,3 тыс. га, засолены – 17,3 тыс. га. Степеньэродированности пашни по республике составляет в среднем 48,4%. Главнымипричинами развития эрозии являются нерациональное соотношение площадейпахотных, луговых и лесных угодий; высокая распаханность (которая составляетпорядка 50%, а в некоторых районах 70-80%) и низкая лесистостьсельскохозяйственных угодий; малая доля почвозащитных технологий; нарушениеструктуры посевных площадей и севооборотов.
Всвязи с развитием эрозии и переуплотнением почвы происходит сокращение мощностигумусового горизонта пахотных почв (в среднем на 5 см, с колебанием от 1 см до20 см).
Дляустранения причин снижения плодородия почв, обеспечения прироста гумусанеобходимо ежегодно вносить 7-8 тонн органических удобрений на 1 га севооборотнойплощади, в действительности объем вносимых органических удобрений в среднем пореспублике составлял 1,4 тонны на 1 га. В ряде районов органическиеудобрения вносились в количестве 0,1-0,3 тонн на 1 га или вовсе не вносились.
Напредотвращение развития и устранение процессов деградации земель,восстановление их плодородия, возврат эродированных земель в хозяйственныйоборот ориентированы мероприятия программы «Сохранение и восстановлениеплодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов какнационального достояния Республики Башкортостан на 2006-2010 годы»,утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостанот 11 июля 2006 года № 198. Мероприятия группируются последующим основным направлениям: агрохимическая мелиорация почв,агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения,гидромелиорация и культурно-технические работы.
Поданным Управления по землеустройству при Министерстве сельского хозяйстваРеспублики Башкортостан, с целью преодоления деградации почв залуженомноголетними травами и переведены в кормовые угодья – 1160 тыс. гадеградированной пашни, из подлежащих залужению – более 75 т. га.
Деградацияпочв происходит и в результате химического загрязнения и отчуждения земельвследствие деятельности нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих, горнодобывающихпредприятий, а также предприятий тяжелого машиностроения. Так, общая площадьнарушенных земель в республике составила 15,6 тыс. га, из которых заотчетный год рекультивировано и восстановлено только около 8%. Снизить уровеньзагрязнения почв можно только обеспечивая жесткий контроль в районах добычиполезных ископаемых, а также добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Впоследнее время возрастает количество земель, выводимых из хозяйственногооборота вследствие их захламления, что главным образом связано с образованиемотвалов и хвостохранилищ вскрышных и пустых пород в процессе добычи иобогащения медной руды (на долю которых приходится более 80% всех отходовреспублики). Так, площадь, занимаемая отвалами Учалинского рудника, составляет301 га, хвостохранилищем занято 113 га земель. Проблема обостряется размещениемотходов производства и потребления в несанкционированных местах, площадькоторых, по оценкам, составляет более 80 га.
Такимобразом, анализ качественного состояния почв и земельных угодий подтверждаетнеобходимость совершенствования системы и порядка деятельности в области охраныпочв и земель, где основной акцент должен быть направлен на недопустимостьвоздействий техногенного характера на почвы и земельные ресурсы, приводящих кдеградации и ухудшению их качества.
Всоответствии с подпрограммой «Информационное обеспечение управлениянедвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественныхотношений» и целевой программой «Создание автоматизированной системыведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектовнедвижимости» на 2003-2007 годы обобщены итоги оценки факторовстоимости и сделок с недвижимым имуществом по 60 муниципальным районам игородским округам республики, обеспечивающие выполнение расчетов кадастровойстоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Вывод:Соглашусь со словами писателя С. Зелыгиным: «При наших-то природных ресурсах –водных, земельных, лесных, минеральных, энергетических,- если бы мы эти ресурсыпо-настоящему умели ценить…» — от себя добавлю, что при правильномиспользовании всех ресурсов может и не пришлось бы пополнять бюджет деньгаминаселения в виде налога за землю.

2.ДИРЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯСОЦИАЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Директивное планирование –это процесс разработки и принятия планов, имеющих силу закона, и комплекса мер,обеспечивающих их выполнение.
Поддирективным планированием понимается разработка обязательных для осуществленияпоказателей по производству, распределению, обмену и потреблению.
Директивноепланирование представляет собой процесс разработки планов, имеющих силуюридического закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения. Директивныепланы носят адресный характер, обязательный для всех исполнителей, адолжностные лица несут ответственность за их выполнение. В бывшем СССР и рядесоциалистических стран они использовались для прямого воздействия центра на всезвенья народного хозяйства. Кроме того, директивные планы отличались чрезмернойдетализацией, что делало их трудновыполнимыми.
Директивные планы разрабатываются как государственными органамиуправления, так и внутри фирм, концернов.
Директивностьпланирования проявляется в наделении планов силой обязательного для всехисполнителей документа. Из директивности планирования вытекает требованиестрогого соблюдения плановой дисциплины, ответственности предприятий,хозяйственных органов, должностных лиц за невыполнение заданий. Директивноепланирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсовиз единого экономического центра. Каждый поставщик привязывается к своемупотребителю, и каждый потребитель знает, кто ему поставит сырье, полуфабрикаты,комплектующие изделия. Хозяйствующий субъект не может самостоятельно решать,что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать. Директивноепланирование осуществляется посредством установления адресных заданий ираспределения необходимых для их выполнения ресурсов среди исполнителей плана.В условиях монополии государственной собственности на основные средствапроизводства планирование распространяется на все стороны жизнедеятельностиобщества. Основными рычагами директивного планирования являются бюджетноефинансирование, лимиты капитальных вложений, фонды материально-технических ресурсов,государственные заказы.
Вразработке показателей директивного плана его исполнители играют не главнуюроль. Основные разработчики плана берут на себя обязательства поматериально-техническому обеспечению выполнения плановых показателей. Этоположение оказывается уязвимым местом в директивном планировании, доведениепланов часто не подкрепляется выделением под них необходимых ресурсов, чтопревращает в таком случае, план в бремя, разновидность налога. Директивноепланирование полностью исключает воздействие рынка на экономику и выносит намакроуровень почти все микроэкономические решения. Отсутствует автономияпредприятия и исключается анализ микроэкономических точек при принятии решения.На месте рынка находится план, на месте цены – объем, на месте кредитов –финансирование, на месте товарного обмена – агрегирование и дезагрегирование,на месте спроса и предложения – баланс.
Переходот директивного планирования к другим его формам предполагает прежде всегоустранение противоречивости интересов между разработчиками и исполнителямипланов. Планы перестают доводиться в виде заданий и разрабатываются самими ихисполнителями.
Вывод:Директивное планирование это непосредственно процесс разработки планов, имеющихтак сказать силу закона, и комплекс мер по обеспечению их выполнения, обязателендля все, кто с этим связан.

3.АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВА И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
3.1Аграрная политика государства
 
Первыеже шаги по реформированию экономики не могли не привести к резким изменениям всфере АПК.
Стараясистема фактически отмерла, возникла потребность в государственной поддержкесельского хозяйства, что ранее решалось в рамках ценового и финансовогорегулирования с помощью плановой системы.
Поддавлением сельскохозяйственных производителей было принято решение одотировании животноводческой продукции на уровне первичных производителей. Накаждую тонну реализованного молока, мяса, на каждый десяток яицсельскохозяйственные производители стали получать определенную сумму дотаций изгосударственного бюджета.
Дотациипроизводителям создавали для них ложный рыночный сигнал, завышая подлиннуюравновесную цену продукта.
Сегодняуже многие экономисты в стране понимают неэффективность описанного вышемеханизма оказания поддержки сельскому хозяйству.
Второенаправление государственной помощи сельскому хозяйству, которое началоформироваться почти сразу же с либерализацией цен, — это компенсацияудорожания средств производства для сельского хозяйства. Эти компенсацииосуществлялись и осуществляются в разных формах, но суть их одна — онипредназначены для того, чтобы самортизировать для сельскохозяйственныхпроизводителей нарастающий ценовой диспаритет.
Врезультате цены на сельскохозяйственную продукцию до конца 1992 г. резкоотставали от цен на ресурсы. Но уже в 1993 г. волна спросового ограниченияперевалила через сельское хозяйство и пищевую промышленность и достиглафондопроизводящих отраслей, и нарастание диспаритета несколько приостановилось.Если бы не государственное вмешательство в цены (о чем будет сказано ниже), ужев 1994 г. можно было бы ожидать выравнивания трендов роста цен на средствапроизводства для сельского хозяйства и цен на продукцию сельского хозяйства. Напрактике это произошло только в первом полугодии 1995 г.
Возниклапарадоксальная ситуация: чем больше государство компенсирует удорожаниересурсов для сельского хозяйства, тем быстрее нарастает диспаритет и тем дальшеотодвигается «точка перелома». Закупочные цены повышались всоответствии с удорожанием средств производства для села. В итоге диспаритетцен в период этой политики нарастал существенно более высокими темпами, чем вРоссии, не говоря уже о катастрофическом росте бюджетного дефицита. В Россииудалось избежать полной компенсации удорожания, что, в конечном счете, привелок выравниванию ситуации с паритетом цен.
Такимобразом, государственная поддержка аграрного сектора путем компенсацииудорожания средств производства, так же как и в случае с животноводческимидотациями, не адекватна сложившейся ситуации и в значительной мере усугубляетфинансовый кризис в сельском хозяйстве. С нашей точки зрения, такая формагосударственной поддержки в переходных условиях должна быть нацелена настимулирование развития рыночных взаимоотношений между сельскохозяйственнымипроизводителями и фондопроизводящими отраслями. Сегодня многие проблемы моглибы быть решены через товарный кредит и лизинг, осуществляемый не государством,а непосредственно заинтересованными частными фирмами.
Либерализацияэкономики страны проявилась также и в невиданном дотоле скачке процентнойставки по кредитам. Сельское хозяйство, привыкшее получать централизованныефинансовые ресурсы из бюджета на каждую сезонную кампанию и почти бесплатно,было абсолютно не готово к переходу на коммерческую схему кредитования. Новводимые схемы поддержания сельскохозяйственного кредита также не давалиположительного результата.
Новаяинституциональная структура АПК, отмена системы обязательных госпоставок,ценовая и торговая либерализация привели к тому, что экспорт и импортсельскохозяйственной продукции и продовольствия стали оказывать значительноевоздействие на отечественного производителя и потребителя. Если в советскойэкономике с ее перманентным продовольственным дефицитом сформироваласьустойчивая политика поддержания импорта (в значительной мере субсидируемого) иограничения экспорта, то после начала реформ эта парадигма, хотя и не сразу,сменилась классической концепцией аграрного протекционизма, когда отечественныйрынок защищается от ввоза импортного продовольствия и сырья.
Ссамого начала рыночных преобразований вопросы совершенствования и развитияаграрного сектора находились в сфере самого пристального внимания Президента иПравительства РФ. Достаточно сказать, что в течение только трех дней — с 27 по29 декабря 1991 г. — были подписаны три нормативных акта — Указ Президента РФот 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельнойреформы в РСФСР» (далее — Указ № 323), Постановление Правительства РФ от 28декабря 1991 г. № 81 «О реформировании системы государственного управленияагропромышленным комплексом Российской Федерации» (далее — Постановление № 81)и Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядкереорганизации колхозов и совхозов» (далее — Постановление № 86). Обращаемвнимание на то, что такая активность исполнительной власти проявилась в течениепервой недели после подписания Беловежских соглашений, то есть тогда, когдаосновной задачей являлось законодательное оформление российскойгосударственности. Спустя две недели Минсельхозпродом РФ основные положенияэтих документов были развиты в Рекомендациях по реорганизации колхозов исовхозов (далее — Рекомендации), утвержденных 14 января 1992 г.
Общейтенденцией развития аграрного законодательства стало повышение роли закона врегулировании аграрных отношений. Принят целый ряд нормативных актов высшейюридической силы, оказавших серьезное влияние на развитие всего аграрногозаконодательства. Например, Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года «Окрестьянском (фермерском) хозяйстве»*(1), Федеральный закон от 2 декабря1994 года «O закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья ипродовольствия для государственных нужд»*(2), Федеральный закон от 8декабря 1995 года «О сельскохозяйственной кооперации»*(3), Федеральныйзакон от 14 июля 1997 года «О государственном регулированииагропромышленного производства. Однако ни перечисленные законы, ни ряд иныхнормативно-правовых актов (в том числе и подзаконных), направленных нарегулирование аграрных отношений, не могут по своему содержанию претендовать навысокое качество.
За период земельной реформы с 1990 по 2007гг. общая площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась с 8293,7тыс.га до 7735,2 тыс.га., площадь сельскохозяйственных угодий — с 7379,1тыс.га до 7342,9 тыс.га., а их распаханность с 65,6 до 50,1%.
Водной и ветровой эрозии подвержено 3997,8тыс.га, в т.ч. в средней и сильной степени – 1163,3 тыс.га. Только по 39 из 54районов, где было проведено повторное почвенное обследование, площадьэродированных земель за 20 -летний период между переобследованиямиувеличилась на 420 тыс.га, мощность их гумусового горизонта уменьшилась на 6 см, а содержание гумуса в них снизилось на 1,5%. Среднегодовые потери почвы от эрозии в целом пореспублике составляют 43 млн. куб. м, что равнозначно потере пахотного слоя сплощади 7 тыс.га. Типичным для зоны проявления водной эрозии является Шаранскийрайон, а для ветровой – Хайбуллинский район.
Сельскохозяйственные угодья с повышеннойкислотностью почв в республике занимают 1453,4 тыс.га, а засоленные,солонцеватые почвы и солонцовые комплексы – 57 тыс.га. Около 206 тыс.гасельскохозяйственных угодий расположено в зоне избыточного увлажнения, а 51,3тыс.га — заболочены. Типичным для этих условий является Краснокамский район. Вреспублике 995 тыс.га каменистых сельхозугодий.
Естественные сенокосы и пастбища занимают2478,6 тыс.га, из них культурные и коренного улучшения только 207,9 тыс.га.Заросли кустарником и мелколесьем – 130,9 тыс. га. Около 80% всех пастбищ – сбитые.
Промышленные предприятия ежегоднопроизводят около 11 млн. т различных отходов, в т.ч. около 4 млн. ттоксичных. Площади нефтезагрязненных земель занимают более 10 тыс. га.Протяженность автомобильных дорог превышает 16 тыс.га и железных дорог – 1366 км. Всё это создает значительные помехи в использовании земель и способствует различным видам ихдеградации.
3.2Землеустройство как основной инструмент государственной земельной политики
 
Землеустройствовключает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию иорганизации рационального использования земель и их охраны, образованию новых иупорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ наместности (территориальное землеустройство), организации рациональногоиспользования гражданами и юридическими лицами земельных участков дляосуществления сельскохозяйственного производства, а также по организациитерриторий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибирии Дальнего Востока Российской Федерации.
Объектыземлеустройства – территории субъектов РФ, территории муниципальных образованийи др. административно- территориальных образований, территориальные зоны,земельные участки.
Процессгосударственного воздействия на земельную политику осуществляется следующимиметодами:
-правовые
-организационными
-экономическими
Правовые:содержат в себе элемент обязательности или властного принуждения. Онирегулируют земельные отношения на основе земельного законодательства (судебногои земельного права).
Экономические:стимулируют земельные отношения на основе налогообложения, кредитования,различного рода субсидий и др.
Организационные:обеспечивают развитие земельных отношений путем переселения людей в районыновоосвоений, организация акционерных обществ, товариществ и т.д.
Цель:обеспечить ясность и порядок в использовании земель, охранять и закреплятьправа собственности на землю, решать вопросы изъятия и предоставления земель,контроль, следить за исполнением земельного законодательства.
Документы,подготовленные в результате проведения землеустройства, используются приведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.
Землеустройствопроводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков,землепользователей, землевладельцев или по решению суда.
Порядокпроведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами ииными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Основнаязадача землеустройства является организация наиболее полного, рационального иэффективного использования земель, повышение культуры землепользования, охраныземель. Формирование землеустройства, его задач, содержание используемыхметодов тесно связано с формированием Российского государства.
Землеустроительныеработы включают в себя:
-межхозяйственноеи внутрихозяйственное землеустройство.
— выделение и разделение земельных участков;
— сбор необходимых сведений обо всех категориях земель;
— проведение топогеодезических, картографических, геоботанических и другихобследований;
— разработка прогнозов и программ использования и охраны земель, проектовземлеустройства;
— организация рационального использования земель;
— государственный контроль за использованием и охраной земель.
Существуетпрямая связь м/у землеустроительными действиями и решаемымиобщественно-значимыми задачами, в т.ч. задачами управления. Содержание составаработ, действий и полномочий землеустройства: 1.социально-технические;
2.технические;
3.юридические;
4.организационные.
Поэтомусегодня землеустройство можно определить как социально-экономический процессцеленаправленной организации территорий и средств производства, неразрывносвязанных с землей, происходящий под воздействием производственных сил иземельных отношений.
Вывод:раньше у нас были колхозы миллионеры и были бы до сих пор, благодаря аграрнойполитики тех времен, но правительство России решили пойти по пути развитыхстран и повернулись на запад, копируя у них и приспосабливая под себя, поэтому наданный момент, о существовании таких колхозов можно узнать лишь из истории, таккак в России западная модель не прижилась.

4.МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ЗЕМЕЛЬ ОТ ДЕГРАДАЦИИ
Внашей стране накоплен богатый научный и производственный опыт защиты земель отдеградации и повышения их продуктивности в условиях централизованной и плановойсистемы управления агропромышленным комплексом, бесплатного землепользования,монополии государственной собственности на землю с преобладанием крупныхсельскохозяйственных предприятий.
Впроцессе социально-экономических преобразований в стране создана новаяэкономическая система, основанная на рыночных отношениях: введено многообразиеформ собственности и платность землепользования; на основе бывших колхозов исовхозов созданы АО, КФХ, СПК, ООО; земля приобрела статус недвижимости ивключена в оборот. В ходе реформ сокращены объемы работ по мелиорации земель изащите почв от эрозии, ослаблено внимание сохранению и повышению плодородияпочв. В результате этого происходит деградация земель: эрозия и засоление почв,подтопление, переувлажнение, заболачивание, зарастание сельскохозяйственныхугодий лесом и кустарником, снижение продуктивности естественных кормовыхугодий. Продолжается интенсивное загрязнение земель промышленностью,автомобильным и железнодорожным транспортом, неорганизованными бытовыми ипромышленными отходами. Все это приводит к сокращению площадисельскохозяйственных угодий, снижению плодородия почв, урожайностивозделываемых сельскохозяйственных культур и снижению качества продукции.
Вэтих условиях совершенствование организационно-экономического механизма защитыземель сельскохозяйственного назначения от деградации имеет исключительно большоенаучное и практическое значение. Значительный опыт по защите пашни отдеградации накоплен в Республике Башкортостан.
Термин«деградация» происходит (от латинского слова degradation),буквально означающего «снижение». В Большой Советской Энциклопедии деградацияопределяется как «движение назад, постепенное ухудшение, упадок, снижениекачества».
Вразработанной Роскомземом и Минприроды РФ «Методике определения размеров ущербаот деградации почв и земель» выделены следующие основные типы и виды деградациипочв и земель:
– эрозия почв (водная и ветровая);
– технологическая (нарушение земель,физическая деградация и агроистощение);
– засоление почв (собственнозасоление и осолонцевание); заболачивание.
Болееполовины (51,3%) всего земельного фонда Республики Башкортостан занимаютсельскохозяйственные угодья, а в составе земель сельскохозяйственногоназначения – 86,7%.
Экономическая роль продуктивных сельскохозяйственных угодийв обеспечении населения продовольствием неуклонно возрастает. В то жевремя площади сельскохозяйственных угодий и их продуктивность постоянносокращается. Поэтому организационно-экономический механизм защиты земельсельскохозяйственного назначения от деградации должен включать и меры по защитеих от негативных воздействий и необоснованных изъятий. Так, при использованиисельскохозяйственных угодий вдоль автомобильных дорог не учитывают, чтонегативному влиянию тяжелыми металлами выхлопных газов подвергается полосашириной в 200 метров по обе стороны дорожного полотна. Кроме того, собственникиинженерных сетей и коммуникаций (линии электропередач, трубопроводы игазопроводы) вообще не компенсируют убытки сельскохозяйственных предприятий засоздание неудобств в процессе использования их земель.
Экономическойосновой механизма защиты земель от деградации является оценка их продуктивностина основе доброкачественных материалов почвенного обследования и мониторингаземель. Программа осуществления государственного мониторинга земель на2003-2010 годы утверждена Госкомземом РБ от 7 июля 2003 года № 43.
Организационной основой защиты сельскохозяйственныхугодий от деградации являются долгосрочные программы, схемы и проектыземлеустройства.
В частности, по Республике Башкортостан в разные годыбыли разработаны Генеральная схема использования земельных ресурсов,Генеральная схема противоэрозионных мероприятий, Генеральная схема развитиямелиорации земель, Комплексная программа повышения плодородия почв, схемыиспользования земель в водоохранных зонах рек и водоемов, схемы и проектыземлеустройства по всем сельскохозяйственным предприятиям республики. Анализэтих документов показал, что они были разработаны применительно к условиямцентрализованного планирования крупных сельскохозяйственных предприятий примонополии государственной собственности на землю. В условиях перехода кземельно-рыночным отношениям, при многообразии форм хозяйствования и прав наземлю они нуждаются в совершенствовании. В диссертации обоснована необходимостьэтих работ и способы их совершенствования.
Залогом эффективного использования земель являетсяналичие доброкачественной информации о состоянии и использовании земель. Такаяинформация формируется в результате проведения аэрофотогеодезических икартографических изысканий, почвенно-геоботанических обследований,инвентаризации земель, землеустройства, земельного кадастра и мониторингаземель.
Основу экономического механизма защиты земельсельскохозяйственного назначения от деградации в современных условияхсоставляют экономическое стимулирование и экономическая ответственность занарушения установленных режимов охраны и использования земель.
Экономическое стимулирование охраны земель включает:
– возмещение затрат собственников,землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков на освоениеи улучшение малопродуктивных и деградированных земель;
– обязательное возмещение ущерба зазагрязнение земли, утрату плодородия почв, других ее полезных качеств, завыведение земель из сельскохозяйственного оборота;
– предоставление льгот по налоговыми арендным платежам, а также финансовой и кредитной поддержки собственникам,владельцам и землепользователям на инвестиции в сохранение и повышениеплодородия почв.
Экономическая ответственность за нарушениеустановленных режимов охраны и использования земель включает:
– наложение штрафных санкций заиспользование земли не по назначению, снижение почвенного плодородия, развитиеэрозионных процессов, нарушение земельного законодательства;
– компенсацию убытков и упущеннойвыгоды смежным владельцам, землепользователям и арендаторам;
– пени за несвоевременное внесениеплаты за землю.
В Республике Башкортостан с 1996 года проводитсябольшая целенаправленная и планомерная работа по выявлению и залужениюдеградированных земель и переводу её в сенокосы и пастбища. Залужениедеградированных земель снижает развитие эрозии почв, потерю гумуса ипитательных веществ почвы, улучшает структуру земельных угодий и тем самымспособствует повышению урожайности возделываемых культур, снижению затрат на ихвозделывание, улучшению кормовой базы хозяйств и повышению эффективности всегопроизводства. В то же время сокращение посевных площадей приводит к сокращениювалового сбора сельскохозяйственных культур и отражается на уровне обеспечениянаселения продуктами питания.
Вывод: Экономическая роль продуктивныхсельскохозяйственных угодий в обеспечении населения продовольствиемнеуклонно возрастает. В то же время площади сельскохозяйственных угодий и ихпродуктивность постоянно сокращается, но благодаря моделированию экономическогомеханизма земель от деградации, при своевременном вмешательстве этого можноизбежать.

5.ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ И ЕЁ ПРОВЕДЕНИЕ
Основнойцелью земельной реформы в постсоветской России было разгосударствление земли,создание условий для возникновения рынка земли и субъектов этого рынка,владеющих землей на правах частной собственности. Для легализации такогонеобходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель,потребовалось более 10 лет дискуссий, расколовших общество и законодателей.Особенно ожесточенные дебаты между сторонниками и противниками коммерциализацииземли велись по вопросу о землях сельскохозяйственного назначения.
Известно,что в советский период союзное государство обладало монополией собственности наземлю, возникшей в результате ее национализации/> и закрепленной вКонституции СССР: «В исключительной собственности государства находятся: земля,ее недра, воды, леса». Первая попытка изменить эти положения была предпринята вконце 1980-х годов в рамках реформирования социалистической системы. Закон «Особственности в СССР» и Основы законодательства Союза ССР и союзных республик оземле, вступившие в силу в 1990 году, ликвидировали монополию союзногогосударства, вводя множественность субъектов права (публичных) и многообразиеформ собственности на землю. И хотя разработчикам Основ не удалось легализоватьпонятие частной собственности, в результате политического компромисса былвведен институт пожизненного наследуемого владения землей, являвшийся по сутизавуалированной формой ограниченного права частной собственности.
Официальныйстарт денационализации земли и земельной реформы в Российской Федерации был дан1 января 1991 года, когда вступили в силу Законы РСФСР «О земельной реформе» и«О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Вместе с новым Земельным кодексом,принятым в 1991 году, и законом «О плате за землю» они создали правовую базудля возникновения различных форм земельной собственности: государственной,муниципальной, частной.
Наэтом начальном этапе реформы основной задачей правительства былоперераспределение земельного фонда в пользу граждан и создание нового типасельскохозяйственных производителей — индивидуальных фермерских хозяйств.Однако, вопреки ожиданиям, массового исхода крестьян из коллективных хозяйствне произошло. Те, кто решился вести индивидуальное хозяйство, столкнулись снемалыми трудностями: часто им выделялись не самые качественные или неудобнорасположенные земельные участки, не было кредитов, не хватало техники.Начинающие фермеры испытывали противодействие и негативное отношение не толькосо стороны колхозных и местных властей, но и самих колхозников. Со временемгосударственная поддержка фермеров практически сошла на нет, многие из вновьсозданных индивидуальных хозяйств разорялись и банкротились. Основной ростфермерства наблюдался в период с 1992 по 1994 год, когда число хозяйстввозросло с 49 до 270 тысяч, а в 1996 году оно достигло своего «пика»: 279,1тысячи фермерских хозяйств, располагающих 12 001 гектаром сельхозугодий. Затемэто число стало сокращаться при некотором возрастании общей площади земельныхнаделов.
Сцелью ускорения аграрных преобразований в 1991 году был издан указ президента«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и рядпостановлений правительства по реорганизации колхозов и совхозов, обязывавшихпоследние в установленные сроки принять решение о преобразовании в новые формыхозяйствования (АО, товарищества на вере, кооперативы и т. д.) либо осохранении прежней/>. За 1992–1994 годы большинство предприятийаграрного сектора прошли перерегистрацию с изменением организационно-правовогостатуса, однако во многих случаях происходила лишь формальная «смена вывески»,не затрагивающая основ внутриколхозных отношений. В основу приватизациисельскохозяйственных земель и иной собственности коллективных хозяйств былположен принцип социально справедливого уравнительного распределения, в рамкахкоторого предусматривалась передача на безвозмездной основе в собственностьчленам трудовых коллективов, а также работникам социальной сферы села ипенсионерам усредненных земельных долей и имущественных паев. В результате этихпреобразований собственниками земельных долей стали около 12 миллионов бывшихколхозников и работников совхозов, однако это право собственности долгое времяоставалось виртуальным — в натуре земельные доли не выделялись, не было ясностии в вопросе о том, как крестьяне могут реально ими распорядиться.
Ксередине 1995 года многие субъекты РФ из политических или иных соображенийзадерживали (а некоторые и вовсе не начинали) выдачу свидетельств на земельныедоли. При этом местными законодателями нередко вводились дополнительныеограничения на сделки с землей. К 1995 году свидетельства на земельные долиполучили около 70 процентов собственников; к 2000 году, по данным ГоскомземаРоссии, — 91,2 процента, из которых около 2/3 распорядились правами на своиземельные доли.
Виюле 2002 года был принят внесенный правительством компромиссный вариант закона«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»/>, которыйносил «рамочный» характер и наделял широкими властными полномочиями по созданиюрынка земли субъекты Федерации. Предполагалось, что законодательные собраниярегионов примут соответствующие законы и определят сроки их введения исходя изсвоих природно-климатических, культурных, социально-экономических особенностей.
Вывод:в связи с разгосударствлением земли, создание условий для возникновения рынказемли и субъектов этого рынка, владеющих землей на правах частнойсобственности, планировалось резкий взрыв Ф

6.МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Подэкономическим ростом принято понимать качественное и количественное изменениерезультатов функционирования народного хозяйства. Экономический рост в настоящеевремя является наиболее употребляемым критерием экономического развития. Экономическийрост может измеряться – как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном(стоимостной рост).
Моделии методы прогнозирования экономического роста. Наибольшее распространение для прогнозированияэкономического роста получили факторные модели, то есть модели, в которых приростпродукта или абсолютный его выпуск ставится в зависимость от одного или несколькихфакторов.
Наиболееприемлемой для анализа динамики экономического роста на макроуровне являетсядвухфакторная модель в форме производственной функции Кобба-Дугласа,показывающая зависимость общего выпуска продукции от двух факторов капитала итруда:
Уt= Аt (Ktа Ltв)
где:Уt- объем валового внутреннего продукта в году t;
Аt-нормирующий параметр, приводящий масштаб и размерность фактора к масштабу иразмерности продукта Уt, отражающий влияние неучтенных в модели факторов именяющихся условий производства;
Кt– объем основного капитала (производственных фондов);
Lt-объем занятого в народном хозяйстве живого труда;
а– характеризует эластичность объема и динамики продукта Уt от объема и динамикипроизводственных фондов, или показывает прирост Уt, приходящийся на единицуприроста Кt (при Lt = const);
в– характеризует эластичность объема и динамики продукта Уt от объема и динамикизатрат живого труда, или показывает прирост Уt, приходящийся на единицуприроста Lt (при Кt = cons);
аи в – расчетные показатели. Так, расчеты по обрабатывающей промышленности СССРв 70-80-е годы дали следующие значения этих показателей эластичности: а = 0.28;в = 0.72.
Используяэти показатели, можно определить объем ВВП в интересующем нас году. При помощи логарифмическогодифференцирования производственную функцию можно выразить в показателяхсреднегодовых темпов прироста.
Уt= а Кt + в Lt
где:Уt- среднегодовой прирост ВВП за период времени t;
Кt– прирост основного капитала (производственных фондов) за период времени t;
Lt– прирост затрат живого труда за период времени t.
Взависимости от величины суммы показателей а и в могут иметь место три типаэкономического роста.
1.Выражение а + в > 1 означает, что если факторы производства возрастают в nраз, то выпуск продукции увеличивается более чем в n раз, тем самым ростпроизводства опережает рост совокупных затрат факторов. Это случай интенсивногороста, при этом, если а > в, то имеет место фондосберегающий рост, а если в> а, то – трудосберегающий рост.
2.Выражение а + в
3.Выражение а + в = 1 означает, что выпуск продукции увеличивается пропорциональнозатратам факторов производства. При этом их суммарная экономическая эффективностьостается неизменной и происходит чисто экстенсивное расширение производства.
Набазе динамической факторной модели может быть спрогнозирован экономический ростс учетом влияния НТП на объем производимого продукта. В этом случае мы будемиметь трехфакторную модель:
Уt = At* Kt* Lt* e,
гдее – основание натуральных логарифмов (е = 2.718);
r-коэффициент эластичности, характеризующий влияние НТП на экономический рост впериод времени t.
Проведяматематические преобразования, можно получить формулу прироста общественногопродукта за период времени t
Уt= a Kt + В*L + r
Приэтом принимается, что а + в = 1.
Наиболееполно выражает зависимость результатов производства от количества и качества используемыхфакторов производства многофакторная модель экономического роста. В нейиспользуются следующие факторы: прирост затрат труда; рост производительности;НТП; затраты капитала; образование и квалификация работников; экономия на масштабахпроизводства; улучшение распределения ресурсов; законодательно-институциональныеи др. факторы.
Всегоучтено 23 фактора.
Порасчетам американского экономиста Э. Денисона, за период 1929-1982 годовреальный вклад в прирост валового национального продукта США каждого изуказанных факторов составил:
— прирост затрат труда – 32 % ВВП;
— рост производительности труда – 68 % ВВП;
втом числе: НТП – 28 % ВВП, затраты капитала – 19 % ВВП, образование и квалификацияработников – 14 % ВВП; экономия на масштабах производства – 9% ВВП; улучшение распределенияресурсов – 8 % ВВП; законодательно- институциональные и др. факторы – 9 % ВВП.
Этиданные показывают, что повышение производительности труда является наиболее важнымфактором, обеспечивающим рост объема общественного продукта.
Большойвклад в развитие теории производственных функций внесли такие экономисты как Р.Солоу – лауреат Нобелевской премии, наши соотечественники: Федоренко Н.П.,Фельдман Г.А., Анчишкин А.И., Черников Д.А.
Р.Солоу, например, на базе аппарата производственных функций предложил модельэкономической динамики, которая позволяет математически выразить наиболееважные процессы и результаты экономического роста. Она позволяет определять тенденциюмакроэкономического развития с требуемой капиталовооруженностью и оптимальнойнормой накопления, моделировать виды технического прогресса.
Нарядус факторными моделями прогнозирования экономического роста в экономической теорииизвестны кейнсианские и неокейнсианские модели экономического роста, например,модели Е.Домара и Р.Харрода. Модель Домара базируется на использовании мультипликатора,а в основе модели Харрода лежит теория акселератора.
Рассмотренныемодели далеко не исчерпывают весь перечень разработанных и описанных в экономическойтеории моделей и методов, применяемых при прогнозировании экономического роста.

7.ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ СОКРАЩЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХУГОДИЙ
земельный налог арендная деградация
В Великобритании прогнозы сельскохозяйственногопроизводства по сокращению продуктивности угодий и ежегодные балансыпродовольствия составляются с учетом внутренних потребностей, внешних рынков иуровня мировых цен.
Для Дании важнейшее значение имеют прогнозы развитиявнешних рынков сельскохозяйственной продукции (примерно 75% этой продукции идетна экспорт).
Все страны Западной Европы в перспективе стремятсяиметь самообеспечение всеми видами продуктов. Основой прогнозирования в этойобласти являются прогнозные продовольственные балансы. В прогнозированииразвития сельскохозяйственного производства по предотвращению сокращенияпродуктивности в этих странах участвуют министерства сельского хозяйства имножество научно-исследовательских учреждений. Так, в Великобритании этипроблемы решает Оксфордский университет экономики сельского хозяйства,Лондонский университет и ряд колледжей; в Бельгии — Антверпенский институтэкономических и социальных исследований; в Нидерландах — Гаагский институтсельскохозяйственной экономики; в ФРГ — Мюнхенский институт экономическихисследований и сеть сельскохозяйственных университетов и факультетов; воФранции — Национальный институт сельскохозяйственных исследований иНациональный институт статистики и экономических исследований.
Во Франции при прогнозировании используются дваважнейших подхода: экстраполяция сложившихся тенденций, графические методы имоделирование будущего развития сельского хозяйства. Во всех странахпрогнозирование сельского хозяйства становится составной частьюобщегосударственных и межгосударственных целевых программ.
Французская система планирования — своеобразныйпродукт рыночной экономики. Вместе с развитием национального рынка она прошлачерез три крупных этапа планирования. Первый этап относится к послевоенномупериоду. С 1945 до 1960 г. для Франции было характерно директивноепланирование, перенятое в бывшем СССР. В начале 90-х годов во Франции сталоразвиваться стратегическое планирование в связи со сближением рынка Франции снациональными рынками западных стран.
Направления стратегического развития разрабатываются ввиде целевых государственных программ и сопровождаются комплексом различныхфинансовых льгот и преференций, стимулирующих их реализацию.
Среди важнейших средств достижения намечаемых целей воФранции следует выделить поощрение развития конкуренции. Для развитияконкуренции государство поощряет создание малых предприятий. Им оказываетсясодействие в получении долго- и краткосрочных кредитов, повышении квалификацииуправленческого персонала. Но Франции осуществляется государственное управлениеценами. Государство регулирует в основном цены на энергоносители, общественный транспорт,телефон, тарифы на проезд по автодорогам, на продукцию и услуги монополистов(производителей и продавцов), а также на продукты питания, жилье, медицинскуюпомощь и на другие товары и услуги, имеющие социальное значение. Используютсяразличные методы регулирования: прямое установление цен, заключение соглашенийоб уровне цен с союзами предпринимателей исходя из динамики и индексов цен наотдельные виды продукции и др.
Вывод: во многих странах запада и Европы опыт по предотвращениюсокращения продуктивных сельскохозяйственных угодий, имеет место быть, так как,земля, это не только среда обитания человека, но и источник питания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внастоящее время прогнозирование становится одной из наиболее важных функций управления.Прогноз это одна из форм предвиденья наряду с гипотезой и планом, а без знанийперспектив, будущих возможностей и последствий невозможно представить никакуюсовременную деятельность.
Взаключении отмечу тот факт, что в ходе выполнения курсовой работы для себявывел то, что огромный потенциал который имеется в России в области ведениясельского хозяйства должен работать, во благо страны.
Конечно же, Россия, с учетом и ее географическогоположения и природно-климатических условий, не должна копировать западнуюмодель управления аграрным производством. Для России необходимо перенимать всето положительное, что делается на Западе в целях повышения эффективностифункционирования АПК за счет совершенствования системы управления иподстраивать под себя, ведь это пока у нас получается лучше.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1 Федеральный закон «О платеза землю» [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1ФЗ: принят Гос. Думой 25 июня 2001г. // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
2 Федеральный закон «Оземлеустройстве» [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 18 июня 2001 г. №78- ФЗ: принят Гос. Думой 16 июня 1992г. // СПС «Консультант Плюс». ВерсияПроф.
3 Федеральный закон «Обобороте земель сельскохозяйственного назначения» [Электронный ресурс]: федер.закон РФ от 24 июля 2002 г. № 101- ФЗ: принят Гос. Думой 26 июня 2002г. // СПС«КонсультантПлюс». Версия Проф.
4 Федеральная целеваяпрограмма «Сохранения и восстановление плодородия почв земельсельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достоянияРоссии на 2006-2010 годы», [Электронный ресурс] утвержденная ПостановлениемПравительства РФ от 20.02.2006 г. №99;
5 Варламов А.А., Комов Н.В.,Шаманаев В.С., Хлыстун В.Н. Государственное регулирование земельных отношений[Текст]: учебник /А.А. Варламов, Н.В. Комов, В.С. Шаманаев, В.Н. Хлыстун. – М.:Колос, 1998. – 264 с.
6 Комов Н.В. Российскаямодель землепользования и землеустройства [Текст]: учебник / Н.В. Комов. – М.: 2001. — 622 с.
7 Бассовский Л.Е. Прогнозированиеи планирование в условиях рынка [Текст]: учебное пособие / Л.Е. Бассовский. –М.: ИНФРА-М, 1999. – 260 с.
9 Кутлияров А. Н. Организационно- экономический механизмзащиты земель сельскохозяйственного назначения от деградации [Электронный ресурс] автореферат дис.… канд. экон. наук: 08.00.05 /А. Н. Кутлияров. – М., 2008.