Содержание
Введение 3
1. Определение конфликта и конфликтнойситуации 4
2. Технология разрешенияконфликта 6
3 Управление конфликтами: прогнозирование,предупреждение, регулирование и разрешение 8
Заключение 19
Список литературы
Введение
Слово «конфликт»произошло от латинского conflictus– столкновение. Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его сагрессией, угрозами, спорами, враждебностью и т. п. В результате бытует мнение,что конфликт – явление всегда нежелательное, что его следует немедленноразрешать, как только он возникает. Но во многих ситуациях конфликт помогаетвыявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогаетвыявить большее число альтернатив или проблем.
Конфликты являются вечнымспутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политикагуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления незащитят от необходимости жить в условиях конфликтов. В основе любогоконфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным, либок деструктивным последствиям
Благодаря существующимустановкам на конфликт как отрицательное явление большинство людей считает, чтоони не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Ноконфликт плохо поддается коррекции, когда он уже приобрел разрушительную силу.Это нужно знать, и понимать, что конфликт обогащает жизнь, если им правильноуправлять.
1. Определениеконфликта и конфликтной ситуации.
Следует различать конфликтныеситуации и конфликты.
Конфликтная ситуация –это возникновение разногласий, т.е. столкновение желаний, мнений, интересов.
Конфликтная ситуацияможет возникнуть в ходе дискуссии, спора. Спор – это такая дискуссия, когда ееучастники не просто обсуждают проблему, а «кровно» заинтересованы в ее решениив свою пользу при несогласии другой стороны. Однако для спора, как и длядискуссии, характерно уважение обеих сторон друг к другу, проявление ими такта.
В конфликтной ситуациинадо придерживаться нескольких правил:
– ограничиватьпредмет спора; неопределенность и переход от конкретного вопроса к общемузатрудняют достижение согласия;
– учитывать уровеньзнаний, компетентность в данном вопросе противника; при большой разнице вуровне компетентности спор или дискуссия будут малопродуктивными, а еслималокомпетентный спорщик упрям, конфликтная ситуация может перерасти вконфликт;
– учитывать степениэмоциональной возбудимости, выдержанности противоположной стороны; еслиучастники спора эмоционально легко возбудимы, упрямы, спор неизбежно перерастетв конфликт;
– контролироватьсебя, чтобы в пылу спора не перейти на оценку личностных качеств друг друга.
Конфликтная ситуацияперерастает в конфликт в результате действий одного лица по ограничениювозможностей другого лица реализовывать свои интересы.
Для уяснения сутиконфликта важно выделить его основные признаки и сформулировать необходимые идостаточные условия его возникновения. Представляется достаточным выделить дватаких признака. Конфликт всегда возникает на основе противоположного направлениямотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условиемвозникновения конфликта.
Конфликт – это всегдапротивоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуетсянанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического,психологического и т.п.)
Необходимыми идостаточными условиями возникновения (наступления) конфликта являются наличие усубъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и лисуждений, а также состояние противоборства между ними.
Конфликт – это взаимныеотрицательные отношения, возникающие при столкновении желаний, мнений; этоотягощенные эмоциональным напряжением и «выяснением отношений» разногласиямежду людьми.
Таким образом, любойконфликт отражает столкновение интересов, мнений, но не всякое столкновениепозиций и противоборство мнений, желаний являются конфликтом. Несмотря наэмоциональный заряд дискуссии и спора, они могут не переходить в конфликт, еслиобе стороны, стремясь к поиску истины, рассматривают суть вопроса, а невыясняют, «кто есть кто». Конечно, в любом обсуждении скрыта «искра» конфликта,но, чтобы «из искры возгорелось пламя», нужны определенные условия.2. Технология разрешения конфликта
С чего начинаетсятехнология разрешения конфликтов?
С установления причинконфликта. Сложностьздесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могутохарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны.
Кроме того, затянувшийсяконфликт втягивает в свою орбиту все новых участников, расширяя и списокпротиворечивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.
Опыт разрешенияконфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формуламиконфликта.
Первая формулаконфликта:
Конфликтная ситуация +инцидент = конфликт
Из формулы видно, чтоконфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно изних не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт — это значит:
– Устранитьконфликтную ситуацию
– Исчерпатьинцидент.
Вторая формула конфликта:
Сумма двух (или более) конфликтных ситуацийприводит к конфликту.
При этом конфликтныеситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой. Данная формуладополняет первую, в соответствии с которой каждая из конфликтных ситуаций своимпроявлением играет роль инцидента для других. Разрешить конфликт по этойформуле — значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.
Во многих конфликтахможно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ееформулировки. Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильноеформулирование конфликтнойситуации.
Конфликтная ситуациявсегда возникает раньше конфликта. Конфликт возникает одновременно синцидентом.
3. Управлениеконфликтами: прогнозирование, предупреждение, регулирование и разрешение.
Банальная фраза «предупредитьпроще, чем разрешить» в применении к конфликту не срабатывает. Не срабатываетпреимущественно по двум причинам:
1. не все конфликты надо предупреждать(и нельзя жить вообще без конфликта, свои негативные импульсы мы должныотреагировать)
2. даже те конфликты, которые необходимопредупредить, очень сложно спрогнозировать, сложно предсказать их развитие инайти способы предупреждения (единственный верный способ – избегание).
Предупреждение конфликта входитв понятие управление конфликтом.
Таблица№ 1
№
Этап конфликта
Содержание управления 1 предконфликт
Прогнозирование
Предупреждение /стимулирование 2 Осознание конфликтной ситуации хотя бы одной из сторон Предупреждение /стимулирование 3 Начало открытого конфликтного взаимодействия Регулирование 4 Эскалация конфликта Регулирование 5 Разрешение или затухание конфликта Разрешение
В учебнойлитературе по конфликтологии выделяют следующие этапы управления конфликтом:
1. симптоматика
2. диагностика
3. прогнозирование
4. разрешение
Признание конфликта закономернымявлением в обществе, более того, движущей силой развития, расширяет и углубляетпроблему обращения с ним. Эта проблема становится многоплановой. Понятие«управление конфликтом» выражает ее сущность.
Управление конфликтом есть целенаправленноевоздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимыхзадач1.
Управление конфликтами включаетв себя:
1. прогнозирование конфликта;
2. предупреждение одних и вместе с темстимулированиедругих;
3. прекращение и подавление конфликта;
4. регулирование и разрешение.
Каждый из названных видовдействий представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного изконфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтноедействие.
Управление становится возможнымпри наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся: объективноепонимание конфликта как реальности; признание возможности активного воздействияна конфликт и превращения его в фактор саморегуляции и самокорректировкисистемы; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а такжеправовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованиюсвоих позиций и интересов, взглядов и ориентаций.
Объективность понимания — это адекватное, т. е. соответствующее реальности, его описание. Субъектуправления имеет в качестве объекта не непосредственно реальный конфликт, а егоописание, образ, мысленное отражение, вербальную интерпретацию. Понятно, чтотакое описание включает определенный подход, приемлемый для той или другойстороны конфликта или — для третьей, нейтральной, выступающей посредником. Ведькаждая сторона стремится представить коллизию так, как она ее видит со своихпозиций, как она понимает сложившуюся ситуацию, иначе говоря, как оназаинтересована объяснить конфликт.
Объективное объяснениеконфликту возможно при выполнении следующих требований:
– Анализ конфликтаучитывает только те факты, которые актуальны в настоящей ситуации.
– В объяснительныйконтекст входит и учет предшествующего состояния конфликтной ситуации и ееразвития в последующем.
– Объяснениеконфликта подчинено успешному разрешению его в интересах целого общества,личности и пр.
– Признаниевозможности активного воздействия на конфликт также составляет существенноеусловие управления им.
Интерес кбудущему объясняется тем, что человеку присуща целесообразная деятельность, еемысленное продолжение, согласование целей и средств их достижения, ожиданиерезультатов и последствий своих действий. Предвидение — это знание обудущем, то есть о том, чего еще нет в действительности, но что потенциальносодержится в настоящем в виде объективных и субъективных предпосылок ожидаемогохода развития. Вероятностное прогнозирование — предвосхищение будущего,основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличнойситуации. Прошлый опыт и наличная ситуация дают основание для создания гипотезо предстоящем будущем, каждой гипотезе приписывается определенная вероятность.Определенность, достоверность и вероятность научного предвидения зависят оттого, о каком будущем идет речь — непосредственном, обозримом илиотдаленном. Знания о будущем по мере удаления от настоящего становятся менееконкретными и точными, более общими и предположительными. Возрастающаянеопределенность в предвосхищении будущего связана с природой социальногоразвития, для которого характерна многовариантность и альтернативность исходасобытий, непредсказуемость конкретного хода отдельных событий общественнойжизни. Научное предвидение и социальное прогнозирование должны содержать в себеответ на вопросы, что может совершиться и в какой форме, когда этого следуетожидать, какова мера вероятности данного прогноза.
Можно выделить четыреосновных типа прогнозов1:
поисковые — составляются длявыявления возможного образа будущего, отправляясь от реалистических оценоксуществующих в настоящее время тенденций развития в различных сферахобщественной деятельности;
нормативные — ориентированы надостижение в будущем определенных целей и содержат практические рекомендациидля осуществления программ развития;
аналитические — предназначены дляопределения в научных целях познавательной ценности методов и средствисследования будущего;
прогнозы-предостережения — составляются длянепосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставитьих предотвратить предполагаемое будущее.
Различия между этимитипами прогнозов условны. Социальный прогноз может сочетать черты сразунескольких типов.
Прогнозированиеконфликта —предвидение возможности конфликта и его возможного будущего. Прогноз —это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указанияместа и времени его возникновения. Прогноз отличается от утопии тем, что онопирается на результаты структурно-динамического и типологического анализа. Косновным методам прогнозирования конфликтных ситуаций относятся:
· экстраполяцияданной ситуации на будущее состояние системы;
· моделированиевозможной конфликтной ситуации;
· статическийметод;
· опросэкспертов.
Точность экстраполяциирезко убывает по мере продвижения в будущее. Ограничена применимость кпредвидению будущего исторической аналогии. Наиболее надежным методомсоциального прогнозирования является экспертная оценка, опирающаяся на верныетеоретические представления, использующая результаты других методов и дающая имправильную интерпретацию.
Прогнозы конфликтныхситуаций, также как и других социальных феноменов, могут быть краткосрочными,среднесрочными и долгосрочными. Прогнозирование конфликтной ситуации особенноважно для предотвращения развития конфликта. Пограничность ситуации социальногоконфликта, ситуативность и непредсказуемость последствий делают проблематичнымизучение поэтапного становления и развития социального конфликта.
Структура противоречия,не перешедшего в конфликт, включает две группы явлений: объективная жизненнаяситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами этистороны — люди, имеющие определенные интересы и ценности.
Конфликты возникают не всилу проявления объективных обстоятельств, а в результате их неправильногосубъективного восприятия и оценки людьми. Обычно к конфликтам приводятследующие причины:
· наличиепротиворечий между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членовобщества или группы;
· присутствиепротивоборства между различными людьми, группами;
· разрывотношений между определенными группами и внутри них;
· появлениеи доминирование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристиквзаимодействия и общения между членами общества и группами.
Основными субъектамисоциального конфликта являются большие социальные группы. Выразителямиинтересов больших социальных групп в конфликтных ситуациях являются различныеполитические организации, что приводит к тому, что, в конечном счете,социальный конфликт становится конфликтом не больших социальных групп, аконфликтом отдельных политических, этнических и других лидеров. Но все жесоциальный конфликт порождается борьбой как результатом общественных игрупповых, но не индивидуальных интересов. Социальный конфликт всегда являетсяследствием социального неравенства, то есть неодинакового доступа к различнымресурсам социальных групп людей.
Уровень и масштабностьсоциального конфликта зависят от вида социальных общностей, выступающихконфликтующими сторонами. Конфликты между обществами (между народами многихстран) относятся к глобальным; между крупными социальными группами внутриданной страны — к макроконфликтам (межклассовые, региональные,национальные); между отдельными группами местных обществ — к местнымконфликтам.
Социальные конфликтывозникают и развиваются в недрах социальной структуры. Социальноенеравенство — основная детерминанта социального конфликта, реализующаясяво взаимоотношении общностей и групп.
Исходным пунктомпрогностического анализа конфликта является определение противоречия,обусловившего данную проблемную ситуацию, которая может породить конфликт.Далее необходимо выявить тенденции изменения ситуации, развития противоречий,раскрытия проблемы. Эта мыслительная операция включает описание событийногоряда, то есть совокупности событий, проявляющих проблему во взаимодействиисубъектов, а также прослеживание объективной последовательности и взаимосвязисобытий — логики общественного процесса. Это позволит описать кругсубъектов, вступающих в противостояние, а также предмет данного противостояния.Далее в анализ проблемной ситуации включается принципы и нормы функционированияданной социальной системы, временные и пространственные факторы ее изменения,социально-экономические, политические, идеологические исоциально-психологические условия. В результате этого анализа могут бытьразработаны возможные сценарии прогноза конфликтной ситуации. Описание событийногоряда и анализ логики процесса изменения ситуации не позволяют однозначнопредсказать возможный конфликт, так как на процесс его формирования влияет рядтрудно учитываемых явлений, в основном субъективного порядка, таких какэмоциональный настрой людей, уровень толерантности и т. д. Таким образом, можноговорить только о выработке вариантов ожидаемых проявлений конфликтнойситуации. Прогнозирование конфликта является предпосылкой его предотвращения.
В существующих условияхпрогнозирование конфликта возможно лишь на короткий срок и с небольшой долейвероятности. Для того, чтобы прогнозирование было осуществимо, необходимо,чтобы конфликтология сформировала четкие объяснительные модели конфликтов. Номы с вами знаем, что любому конфликту предшествует предконфликтная ситуация.Без этого конфликт почти невозможен. Иногда такая ситуация бывает молниеносной,и мы уже не в состоянии ничего сделать по предупреждению конфликта. Но чащепредконфликтная ситуация имеет достаточную для предупреждения продолжительность.
Соционика базируется натипологии, разработанной Карлом Густавом Юнгом. Именно он выделил 16психотипов, к которым можно в той или иной степени отнести всех людей. Этоможет помочь в прогнозировании конфликта.
Помимо того, что уровеньконфликта можно определить на основе теории взаимодействия соционических типов,существует еще и классификация конфликтных личностей, которую также необходимоучитывать1.Таблица № 2Тип конфликтной личности Поведенческие характеристики демонстративный
Хочет быть в центре внимания
Любит хорошо выглядеть в глазах других
Его отношение к людям определяется тем, как они относятся к нему
Ему легко даются поверхностные конфликты
Любуется, подчеркивает свои страдания
Эмоциональное поведение преобладает над рациональным
Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь
Избегает систематической, кропотливой работы
В ситуации конфликта чувствует себя неплохо ригидный
Подозрителен
Обладает завышенной самооценкой
Постоянно требует подтверждения собственной значимости
Часто не учитывает изменение обстоятельств
Прямолинеен, негибок
С трудом принимает точку зрения окружающих
Уважение окружающих воспринимает как должное, а критику как обиду
Болезненно обидчив, повышенно чувствителен неуправляемый
Импульсивен, недостаточно контролирует себя
Ведет себя вызывающе, агрессивно
Игнорирует нормы общения
Высокий уровень притязаний
Несамокритичен
Недостаточно развита способность соотнести свои поступки с целями и обстоятельствами
Не способен опираться на прошлый опыт сверхточный
Скрупулезно относится к работе
Предъявляет повышенные требования к себе
Обладает повышенной тревожностью
Чрезмерно чувствителен к деталям
Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих
Мнителен
Неврастеничен
Сдержан во внешних (особенно эмоциональных) проявлениях Не чувствует реальные взаимоотношения в группе «бесконфликтный»
Неустойчив в оценках и мнениях
Обладает легкой внушаемостью
Внутренне противоречив
Характерна некоторая непоследовательность поведения
Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях
Недостаточно хорошо видит перспективу
Зависит от мнения окружающих
Излишне стремится к компромиссу
Не обладает достаточной силой воли
Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих
Предупреждениеконфликта — этодеятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительноговлияния на общественную ситуацию1. Естественно, что такая деятельностьпредставляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в реальныйпроцесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферахжизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условииразумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественныхсил. Каждый конфликт возникает по конкретным причинам и в определенныхусловиях, что является отражением более общих проблем и противоречий. Для предупрежденияконфликтов необходимо выявление и изучение их причин. Устранение причинконфликта является наиболее эффективной формой его предупреждения.Предупреждение конфликта заключается в воздействии на его элементы до того каквозникло открытое противостояние.
Эффективностьпредупреждения этнических и межгосударственных конфликтов невелика в силу того,что постороннее вмешательство в конфликт на латентной стадии можетвосприниматься как неэтичное и неправомерное (из-за навязывания чужого решения,принуждение сторон к согласию или определенному поведению). Невозможнопредупредить любой конфликт, возникающий в обществе. Конфликт возникает изотношений господства и подчинения в системе отношений неравенства. Он естьуниверсальная, абсолютная форма человеческого общежития. Конфликт необходимосделать предметом общественного сознания и внимания. Это поможет определитьреальные причины конфликта, область его возможного распространения.
Предотвращениеконфликта сводится к планированию и реализации рядаопераций, предпринимаемых одним из участников конфликта или обеими сторонами.Здесь большое значение имеет уточнение прав и обязанностей, справедливоераспределение ответственности и обязательств на основе общепринятых норм иценностей. Чтобы предотвратить конфликт, надо знать каких норм и правилпридерживается каждая сторона конфликта. Когда люди придерживаются различныхнорм и правил, тогда они в конфликте обвиняют друг друга в недостаточной иличрезмерной ответственности. Желательно, чтобы каждая сторона имела возможностьвысказать свои претензии без перебивания, по очереди. Полезно бывает, чтобы обестороны постарались взглянуть на ситуацию глазами стороннего наблюдателя, непрвязанного к точке зрения ни одной стороны.
Стратегия предупрежденияконфликтов предусматривает осуществление таких принципов, как своевременностьдействий по предупреждению возможных коллизий, оперативность.
Не любые конфликтыобщественные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах онизаинтересованы. Стимулированиеконструктивных конфликтов,являющихся двигателем прогрессивных изменений, модернизации общественнойсистемы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь неидет об искусственном нагнетании конфронтаций, о насаждении враждебности вобществе. Стратегия стимулирования конфликта — это стратегия мобилизацииактивности того или иного общественного субъекта при решении жизненноважных проблем, стратегия развития позитивной инициативы, достиженияоптимального эффекта социального управления.
Заключение
Подведем итоги вышесказанного икратко резюмируем основные положения работы.
Ни один социальныйконфликт не возникает мгновенно. Эмоциональное напряжение, раздражение и злостьобычно накапливаются в течение некоторого времени, предконфликтная стадия иногдазатягивается настолько, что забывается первопричина столкновения.
Прогноз — это вероятностное научно обоснованное суждение относительнонаблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени. Процессразработки прогноза называется прогнозированием.
Прогнозирование конфликтаставит перед собой следующие задачи:
-определить возможностьвозникновения конфликта с упреждением во времени;
-выявить вариантыразвития конфликта;
-определить возможныеварианты поведения участников конфликта;
-определить возможныепути разрешения конфликта.
В задачу прогноза невходит получение ответа на вопрос «что будет», он отвечает на вопрос – «чтобудет, если будут иметь место определенные основания».
В том случае, когдаконфликт развился и приобрел собственную динамику, прогнозируется уже ход егоразвития. И возможные перспективы его реализации и разрешения.
Внешним признаком разрешенияконфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временноепрекращение. Устранение, прекращение инцидента — необходимое, но недостаточноеусловие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтноевзаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать егопричину. И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает вновь. Разрешение социальногоконфликта возможно лишь при изменении конфликтной ситуации. Это изменении можетпринимать различные формы. Но наиболее эффективным изменением конфликтнойситуации, позволяющим погасить конфликт, считается устранение причин конфликта.
Списоклитературы
1. Введение в философию. В 2ч. / Под общ. ред. И.Т. Фролова. — М., 1989.
2. Денисова О.Г. Возможностьпрогнозирования социальных конфликтов/ Вызовы современности и философия:Материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО.Кыргызско-Российский Славянский университет / Под общ. ред. И.И. Ивановой. Бишкек, 2004.
3. Дмитриев А.В. Конфликтология. —М., 2002.
4. Емельянов С.М. Практикум поконфликтологии. – СПб.: Питер, 2001.
5. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. — Ростов-на-Дону,1998.
6. Крысько В.Г. Словарь-справочник посоциальной психологии. — СПб., 2003
7. Психологияи этика делового общения: Учебник для вузов /под ред. проф. В. Н. Лавриненко. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
8. Словарьпрактического психолога / Сост. С.Ю. Головин. — Минск, 1998.
9. Тренев Н.Н. Управление конфликтами:учебно-практическое пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 1999.
10. Гоптарева И. Овозможных механизмах разрешения конфликта // Полис. – 1998. — № 6.
11. Козырев Г.Конфликтология. Внутриличностные конфликты // Соц.- гуманит. Знания. – 1999. — № 2.
12. Козырев Г.Конфликтология. Группа и конфликт // Соц.- гуманит. Знания. – 1999. — № 6.
13. Козырев Г. И.Конфликты в органицации: Классификация, причины, последствия, предупреждения,разрешение // Соц.- гуманит. Знания. – 2001. — № 2.