Программа курса "Психология личности"

Федеральное агентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразованияКУБАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедрапсихологии личности и общей психологии
Программакурса «Психология личности»
Работувыполнила студентка 5 курса
Факультетуправления и психологии
Специальность«психология»
О.А.Маркина
Краснодар2010

Настоящаяпрограмма учебного курса «Психология личности» предназначена для студентовфакультетов и отделений, обучающихся по специальностям «Практическаяпсихология», «Социальная педагогика», «Социальная работа», а также дляслушателей специальных факультетов, проходящих переподготовку по специальности«Практическая психология в учреждениях образования». Программа курса выстроенав соответствии с концепцией образовательного стандарта подготовки практическихпсихологов, социальных педагогов и социальных работников.
Цельюданного курса является вооружение студентов современными знаниями о предметепсихологии личности, ее месте в системе психологических наук, знаний озакономерностях развития личности в процессе жизни, способствование личностномуросту студентов, формирование у них навыков самонаблюдения и самоанализа своейличности, развитие профессиональных личностных качеств практического психолога,социального педагога, социального работника. В программе курса просматриваютсявзаимосвязи с другими психологическими дисциплинами, предусмотренными процессомподготовки практических психологов, социальных педагогов, социальныхработников. Так, в частности, программа курса «Психология личности» опираетсяна знания, полученные студентами в ходе изучения курсов «Общая психология»,«Социальная психология», «Методология и методы психологии», «Психологияразвития», «Общая психодиагностика». В результате изучения курса студентыдолжны получить знания о месте личности в системе научных психологическихзнаний; методологии и методах изучения личности; о зарубежных и отечественныхтеориях личности; различных подходах к построению структуры личности; этапах имеханизмах развития личности; критериях зрелости личности и личностном росте.Также у студентов должны сформироваться умения и навыки наблюдения заличностным развитием; диагностики нормы и отклонений в развитии личности;анализа и самоанализа личности; умения грамотно строитькоррекционно-развивающую работу и оказывать помощь клиенту.
Знания,полученные студентами, могут быть использованы при изучении курсов «Диагностикаи коррекция развития личности», «Дифференциальная психология», «Психологическоеконсультирование», «Педагогическая психология», «Деятельность практическогопсихолога» и др. Настоящая программа разработана по принципу структурирования: отобщего к частному. Программа курса «Психология личности» включает два раздела:основы психологии личности и жизненный путь личности. В них раскрываютсяметодологические и теоретические представления о психологии личности как науке,даются классические понятия психологии личности, дается обзор современныхтеорий личности, механизмы развития личности и проблемы жизненного путиличности, особенности развития личности на разных возрастных этапах жизненногопути.

ОСНОВЫПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Началапсихологии личности
Предметпсихологии личности: индивид, личность, индивидуальность. Что такое личность.Свойства личности. Аспекты изучения человека. Схема психологическоймакроструктуры человека по Б.Г. Ананьеву. Понятие «системы» в психологии.Человек как элемент в различных системах.
Целии задачи психологии личности
Классическиепонятия психологии личности. Рост, созревание, понятие развития. Среда инаследственность: схема двухфакторной детерминации личности. Теорияконвергенции двух факторов, теория конфронтации двух факторов, концепциявзаимодействия двух факторов. Деятельностный подход к развитию: личность какпричина себя. Категория деятельности. Закон взаимодействия личности идеятельности. Социализация; признаки социализации. Аспекты социализации.Поведение: источник поведения, характеристика поведения, единицы поведения,личностное поведение. Переживание: рассмотрение переживания через понятиястресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Мотивы и мотивация. Понятие мотива имотивации в психологии личности. Характеристика мотивационной сферы личности.Классические направления исследования личностной мотивации в отечественной изарубежной психологии. Современные исследования личностной мотивации.Личностное сознание, самосознание, Я-концепция. Свойства сознания. Структурасознания, структура самосознания, Я-концепции. Черты Я-концепции. Теоретическиемодели Я-концепции. Современные исследования Я-концепции.

Историяпсихологии личности
Донаучныепредставления о личности. Философско-литературный период: особенности периода.Оформление психологии личности как науки: клинический период. Анализособенностей периода. Экспериментальный период в развитии психологии личности:особенности периода. Современные направления в исследовании личности.
Теорииличности
Психоаналитическиетеории личности (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм): взгляды наструктуру личности, движущие силы развития личности. Бихевиористические теорииличности (Б. Ф. Скиннер): респондентное и оперантное поведение как способпредсказания особенностей развития личности. Основные положениясоциально-когнитивной теории А. Бандуры. Гуманистические теории личности (А. Маслоу,К.Р. Роджерс). Особенности гуманистической теории личности. Иерархияпотребностей по А. Маслоу. Самоактуализирующиеся личности. Принципыгуманистической феноменологической психологии по К. Роджерсу. Характеристикиполноценно функционирующих людей по К. Роджерсу. Теории социализации (С.Л. Рубинштейн,Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Б.Г. Ананьев, Ю.Б.Гиппенрейтер): представление о личности, взгляды на структуру и личностноеразвитие. Когнитивное направление в изучении личности (Д. Келли).Диспозиционное направление (Р. Кеттел, Г. Олпорт, Г. Айзенк, В.А. Ядов).Основные положения о теориях личности и границы их приложения. Компонентытеорий личности. Функции теорий личности. Современные стратегии изученияличности.

Методыи методология психологии личности
Методологическиепроблемы психологии личности. Личность как развивающаяся система. Общиехарактеристики системы. Ограничения возможностей системного подхода в областипсихологии личности. Закономерности развития личности с точки зренияпорождающей ее системы. Принципы изучения личности. Методы изучения личности.Метод наблюдения. Метод опроса. Стандартизированные тесты. Метод эксперимента.Проективные методы.

ЖИЗНЕННЫЙПУТЬ ЛИЧНОСТИ
Механизмыразвития личности
Механизмыразвития личности в теориях различных ориентаций. Идентификация как основноймеханизм развития личности. Структура идентификации. Главные функцииидентификации. Понятие личностного новообразования. Периодизация развитияличности. Психологический возраст личности. Особенности психологическоговозраста. Собственно-психологические критерии зрелости личности.Когнитивистская ориентация в периодизации развития личности (Ж. Пиаже, Л. Колберг).Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон).Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев,Д.Б. Эльконин). Функционально-стадиальная модель онтогенетического развития(Ю.Н. Карандашев).
Детство
Младенчествои раннее детство. Новорожденность. Развитие эмоциональной сферы. Комплексоживления. Возрастные новообразования. Собственно младенчество. Функциональныелинии развития младенца. Роль общения со взрослым как предпосылка развитияличности ребенка. Развитие познавательной и эмоциональной сферы младенца какпредпосылка развития личности ребенка. Возникновение предличностныхобразований. Образ «Я» в младенческом возрасте. Кризис 1 года. Ранний возраст.Функциональные линии развития. Развитие мотивационной сферы. Предпосылкиформирования личности в раннем возрасте. Развитие первичных форм самосознания.Кризис трех лет. «Кризис независимости» и «кризис зависимости» как основныеформы его протекания. Роль кризиса и особенностей его протекания дляформирования личности.
Дошкольноедетство
Функциональныелинии развития личности ребенка-дошкольника. Развитие мотивационной сферыличности ребенка-дошкольника. Возникновение иерархии мотивов. Развитиепроизвольности поведения дошкольника. Развитие внутреннего плана действий.Управление собственным поведением и деятельностью. Формирование самосознания.Линии развития самосознания дошкольника. Особенности развития самосознания вдошкольном возрасте. Этапы развития «образа Я». Становление самооценки и уровняпритязаний. Кризис семи лет. Роль кризиса в развитии внутренней позициишкольника. Открытие ребенком своего внутреннего мира.
Младшийшкольный возраст
Функциональныелинии развития личности ребенка в младшем школьном возрасте. Развитиемотивационной сферы личности младшего школьника. Развитие самосознания младшегошкольника. Самооценка и уровень притязаний.
Взрослость
Развитиеличности подростка. Пубертатный кризис. Функциональные линии развитияподростка. Становление нового уровня самосознания. Развитие рефлексии.Ориентация на самооценку. Обостренное чувство собственного достоинства.Нестабильность самооценки. Формирование Я-концепции в подростковом возрасте.
Развитиеличности в юношеском возрасте
Функциональныелинии развития в юношеском возрасте. Развитие самосознания в юношескомвозрасте. Формирование идентичности – «кризис идентичности» (Э. Эриксон).Личностная рефлексия. Влияние особенностей развития самосознания на нарушенияличности и поведения. Критерии сформировавшейся личности.
Развитиеличности в зрелом, пожилом и старческом возрасте. Развитие личности в возрастеранней зрелости: функциональные линии развития. Развитие личности в возрастесредней зрелости: функциональные линии развития. Проблемы личности в периодкризиса середины жизни. Развитие личности в возрасте поздней зрелости:функциональные линии развития. Развитие личности в старческом возрасте.Изменения мотивационных компонентов в период старения. Личностные типыстарения. Подкризисы старения. Стадии приближения смерти. Ступени смерти.
Проблемыжизненного пути личности
Жизненныйпуть личности как проблема. Пять фаз жизненного цикла человека в теории Ш. Бюлер.Самоосуществление – итог жизненного пути. Взгляды С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева,К.А. Абульхановой-Славской на проблемы жизненного пути личности. Проблемыличной жизни.
Жизненнаястратегия личности
Методыисследования жизненного пути. Биографический метод. Метод герменевтики. Понятиеличностного роста. Препятствия личностного роста. Патогенные механизмы,мешающие развитию личности. Деградация личности. Этапы деградации. Признакиостановки в личностном росте. Защитные механизмы личности. Проявленияпсихологической защиты.

ПРИМЕРНОЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ№ Тема Количество часов Лекции Семинары Практические занятия Основы психологии личности. Начала психологии личности. 1 Предмет психологии личности. Цели и задачи психологии личности 2 2 2 Классические понятия психологии личности 6 4 2 3 История психологии личности 2 Теории личности 4 Психоаналитические теории личности 6 5 Бихевиористические и гуманистические теории личности 4 2 6 Когнитивное и диспозиционное направление теорий личности 2 7 Теории социализации 2 2 8 Требования к психологической теории. Критерии оценки теории личности 2 Методология и методы психологии личности 9 Методологические проблемы психологии личности, принципы и методы изучения личности 2 2 Жизненный путь личности 10 Периодизация развития личности 2 11 Механизмы развития личности 2 Развитие личности в процессе жизненного пути 12 Развитие предличностных образований в период младенчества. Развитие личности в раннем возрасте 4 2 13 Развитие личности в дошкольном возрасте 2 2 14 Развитие личности в младшем школьном возрасте 2 2 15 Развитие личности подростка 2 2 16 Развитие личности в юношеском возрасте 2 2 17 Развитие личности в зрелом, пожилом и старческом возрасте 4 2 Проблемы жизненного пути личности 18 Проблемы жизненного пути 4 4 Итого: 48 20 14