ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИКАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДАЮПротоколзаседания кафедры Проректор по учебной работе от 2000г. М.А. ЭскиндаровЗав.кафедройН.Н.Думная В.М. Соколовский ПРОГРАММАЛекционных и практических занятийСПЕЦКУРСА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСОХОЛОГИЯ По учебной дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ТЕОРИЯ для студентовМОСКВА. 2000 ГОДТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СПЕЦКУРСА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ п п Наименование тем Количество часов Раздел 1. Введение в курс 1 Основы экономической психологии 2 Личность в экономике 2 Раздел 2. Психологические аспекты макроэкономики 3 Деньги психологические аспекты 4 Психология доходов и сбережений 2 5
Психологические аспекты экономической политики 6 Финансовая психология 2 Раздел 3.Психологические аспекты микроэкономики 7 Психология трудовой деятельности 8 Психологические основы рынка и потребления 2 Раздел 4. Прикладная экономическая психлогия 9 Психология взаимодействи с деловым партнером 10 Деловая речь психологический ракурс 11 Психологические правила экономического текста 2 12
Преподаватель и студент аспекты взаимного психологического влияния 2 ИТОГО 24 ПРОГРАММИ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙТема 1 Основы экономической психологии1. Становление экономической психологии как науки2. Предмет исследования3. Экономическая психология в поисках своего места4. Ведущие теоретические концепции мотивации, познания,взаимодействияТема 2.
Личность в экономике1. Человек и рыночная экономика аспекты взаимосвязи2. Основы психологического поведения человека с сфереэкономики3. Типы экономического поведения личностиТема 3. Деньги психологические аспекты1. Деньги как объект психологических исследований2. Восприятие ценности денег3. Реакция на отток денегТема 4. Психология доходов и сбережений1.
Психология доходов2. Сбережения психологические аспекты1 цели и мотивы2 Изменения в сберегательном менталитетеТема 5. Психологические аспекты экономическойполитики1. Государство в сознании граждан2. Разработка курса экономической политики психологическиеосновы3. Субъекты экономики восприятие экономической политики4. Поведение субъектов. Психология теневой экономикиТема 6.
Финансовая психология1. Психологиявосприятия системы государственных доходов2. Психологическоеотношение к государственным расходамТема 7. Психология трудовой деятельности1. Психология выбора профессии2. Мотивация к труду3. Проблема удовлетворенности трудомТема 8. Психологические основы рынка и потребления1. Особенности методологии исследования2.
Психология предложения3. Психологическое воздействие цены4. Психология рекламы5. Психология спросаТема 9. Психология взаимодействия с деловым партнером1. Объективная потребность в прикладной психологии2. Психологические основы деловых контактов3. Методы психологического влиянияТема 10. Деловая речь психологический ракурс1. Устное выступление принципы подготовки2. Психология живой речиТема 11.
Психологические правила экономического текста1. Психологические правила подачи содержания2. Воздействие оформлением3. Удачный текст – хороший имиджТема 12. Преподаватель и студент аспекты взаимногопсихологического влияния1.Учеба в вузе аспекты психологии восприятия. Методы наблюдения. Систематизация типовповедения окружающих.2. Активная психологическая позиция студента принципыреализации своего влияния.
Коррекция внешних факторов. Воздействие напреподавателяМетодическиеуказания о подготовке к зачету по предмету Экономическая психология Студенты, активно работающие в ходесеместра в рамках данного курса, имеют возможность получить зачет-автомат.Конкретные условия активной работы могут представлять собой следующие варианты Активный процесс восприятия лекционного материала,выступления с докладами, подготовка домашних заданий в форместруктурно-логических схем, тезисов .
Подготовка реферата или эссе по одной из предлагаемыхтем. Подготовка практического задания, основанного наиспользовании методов социальной психологии перечень заданий прилагается .Список тем,рекомендуемых для написания рефератов или эссе по курсу Экономическаяпсихология 1. Основные сферы и проблемы экономической психологии в условияхсоциально-экономических изменений в России2. Личность в экономике3. Поведение человека в экономике н его ожидания4.
Потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентациичеловека в условиях рыночных отношений5. Рациональное и иррациональное в человеке6. Сознание и подсознание личности7. Менталитет населения как экономический фактор8. Собственность как психологический н экономическийфеномен9. Психология управления отношениями собственности10. Социально-психологическиепроблемы адаптации населения к рынку11.
Рынок как объектсоциально-психологического анализа12. Психологическиеаспекты трудовой деятельности13. Восприятие обществомэкономической политики государства14. Основы финансовойпсихологии15. Психологическиеаспекты восприятия населением системы государственных доходов и расходов16. Экономико-психологическиепроблемы налоговой политики иналогообложения17. Риск н экономическоерешение аспекты взаимосвязи18.
Экономико-психологическийанализ эффективности использованиятрудовых ресурсов организаций и фирм19. Психология спроса инакопления, аспекты сберегающего поведения20. Закономерностиповеления субъектов рынка в условиях инфляции и экономических кризисов21. Социально-психологическиеосновы управления22. Динамика ценностныхориентаций молодежи в изменяющихся экономических условиях23. Психологическиефункции рекламы24.
Психологияпотребительского поведения25. Динамикапотребительских предпочтений у разных групп потребителей26. Потребительское поведениесубъекта в переходной экономике27. Рост уровняпритязаний в сфере благосостояния среди молодежи в условиях переустройствароссийского общества28. Психологическаяготовность к экономическому риску29. Психологическиепроблемы ценообразования30. Психологическиеаспекты отношения к деньгам31.
Имидж каксоциально-психологическое явление32. Психологическиеправила деловой речи33. Психологические основы деловых контактов34. Жесты и мимика вделовых контактах35. Деловой партнер методы его психологического изучения36. Деловые партнеры методы взаимного психологического влияния37. Экономический тексткак сфера психологического анализа38.
Внешность человека иего поведение возможности психологического анализа39.Комплимент как социально-психологическое явлениеМетодическиетребования к рефератам эссе 1. Реферат должен иметь четкую логическую структуру.2. Оглавление должно быть размещено в начале текста.3. Оглавление должно быть сравнительно кратким 3-4 пункта. Не рекомендуется обозначать их главами.4. Реферат должен показать умение автора теоретическиобобщать,
классифицировать, находить интересные взаимозависимостиэкономико-психологическ их явлений.5. Автору реферата следует показать свое утаениепользоваться научным аппаратом системой ссылок, сносок, цитат, графиков,формул, библиографии .6. Одним из важных показателей подготовленности авторареферата – наличие умело сделанного заключения резюме работы.7. Приводимая в конце работы библиография – один из важнейших сигналов , свидетельствующая о подготовленности
автора реферата.Неумение правильно составлять список источников -типичная ошибка у 80 студентов.Первейший принцип – опора на алфавит.8. Объем реферата 15-20 страниц9. Межстрочный интервал 1,510. Размер шрифта 13, 14.Переченьпрактических заданий, основанных на использовании методасоциально-психологических опросовПодробное описаниепрелагаемых заданий содержится в книге Соколинский В.М. Психологические основыэкономики. М,
ЮНИТИ, 1999. Далее приводятся страницы и номера заданий С. 21, практическоезадание 1 С. 44, практическоезадание 1-4 С. 69, практическоезадание 1-2 С. 98-99, практическоезадание 1-3 С. 113-114, практическоезадание 1 С. 131, практическоезадание 1 С. 150, практическоезадание 1 С. 166-167, практическоезадание 1-2
С. 183, практическоезадание 1. Студент имеет возможность самостоятельновыбирать то задание, которое ему покажется наиболее интересным.Рекомендуемаялитература 1. Автономов B. C. Модель человека вэкономической науке. С11Б, 1998.2. Андреева Г.М. Социальная психология. М 19963. Бердяев Н.А. Русская идея Вопросы философии.1990, 1-2.4.
Бункина М.К Семенов В.А. Экономика и психология. М 19985. Выготский Л. С Лурия А.Р. Этюды по истории поведения.М 1993.6. Девис Ф. Создай себе имидж. Как своим видом излучатьуспех. Минск. 1998.7. Ермолаева Е.П Ермаков А.Г Спасенников В.В.Экономическая психология предпринимательской деятельности.
М. 19998. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние надругих людей. Пер. с англ М. Прогресс, 19899. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М 199810. Лебон Г. Психология социализма. СПБ, 1995.11. Лихачев Д.С. О национальном характере русских Вопросы философии. 1990, 4.12. Ментальность россиян. М 1997.13. Основы экономической психологии
Под ред. В.М. Соколинского. М 1999.14. Попов В.Д. Психология и экономика. М 1898.15. Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М 1999.16. Сопер П. Основы искусства речи. Книга о науке побеждать Пер. с англ. Ростов- на- Дону 1995.17. Фрейд 3. Психологиябессознательного. М 1989.18. Хейне П. Экономический образ мышления.
М 1992.19. Шпигель Дж. Флирт -путь к успеху. Практическое пособие для мужчин и женшин. СПБ. 1999.