Программа патриотического воспитания в начальной школе "Я и моя семья"

Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
Петровскаясредняя общеобразовательная школа
«Образовательныйцентр»
Борскогорайона Самарской областиПрограмма патриотического воспитания младшихшкольников«Я и моя семья»
Автор-составитель:учитель начальных классов
Осипова Н.П.
с.Петровка 2008 г.

Введение
 
Актуальность проблемы патриотическоговоспитания детей младшего школьного возраста
Россия– страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия иприветливости.
Россиянамв высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своейпринадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм –любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность кместу своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладужизни.
Впоследние десятилетия в России произошли экономические и политическиеизменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения ипотере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизиливоспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактораформирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утратанашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Социально-экономическиеусловия жизни на селе ограничили круг общения сельских школьников. Отсутствиемногообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотическоговоспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографическиецентры учреждений и дополнительного образования на селе привели к ограничениюсредств развития сельского школьника. Кроме того, в результате урбанизацииразрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие на селеперспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток намировоззрение сельчан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие награжданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию жефольклора, с появлением телевидения и компьютеров, деревня практическисравнялась с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и передачиоснов народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальныхусловий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Младшийшкольный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому такважен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастномэтапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, неприобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, неприобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это вдальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высокихдушевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка — это не то,что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, иэтот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Цельпрограммы:
Основнаяцель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качествчеловека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской исоциальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения ккультуре и истории семьи).
Реализация данной программы предполагает:
· формированиеведущих интегративных качеств личности;
· непрерывнуюпедагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;
· практическуюдеятельность;
· содержаниепросвещения гуманитарной культуры;
· оптимальноесочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
· педагогизациювоспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторамисреды: родителями, внешкольными учреждениями.
Содержательные линии программы
Образовательная– содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующиекультурные, исторические, географические особенности каждой семьи.
Ценностная– предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценностисемейной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная– способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностейсемьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая– предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательскихумений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Воспитательныецели:
· пробуждениеи укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам,старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
· формированиеу воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своейсемьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;
· приобщениеюного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, какистоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российскойклассической и мировой культуры.
 
Принципы
· Принципценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка.
· Принципкультуросообразности.
· Природосообразностьвоспитания.
· Принципсистемности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитания.
· Прикладнаянаправленность.
· Интегративность.
Средствареализации проблемы:
· общение(просвещение)
Возможныетемы для общения:
«Непреходящаяжизненная ценность»;
«Из историисемьи»;
«Ценностисемейной жизни наших предков»;
«Семейныединастии»;
«Нет в Россиисемьи такой, где б ни памятен был свой герой…»; и др.
Возможныеформы общения:
«Путешествиев прошлое и настоящее своего народа»;
«У ФамильногоДрева»;
«Путешествиев детство наших родителей»; (бабушек, дедушек, дальних и близкихродственников);
Семейнаягостиная.
Родительскаяшкола:
1. «Духовнонравственные основы семьи».
2. «Пишемисторию своей семьи».
3.«Родословная семьи»
4. «Передачагероических и трудовых традиций семьи новым поколениям».
.деятельность
— изучениеистории семьи, своей родословной;
— совместнаяс родителями и родственниками работа воспитанников по изучению жизни яркихпредставителей разных поколений в семье, родне, создание семейных книг«Гордость нашей родни», «Трудовая слава моей семьи», «Наши династии» и др.;
— организацияи работа:
— Клуба юныхзнатоков истории Малой России;
— ДетскойСлужбы Милосердия;
— Интер — клуба «Дружба» (история, культура, традиции, обычаи, обряды, игры, забавы,игрушки, праздничный венок народов, проживающих на территории Малой Родины);
— Центра разработкии реализации социально значимых проектов (посильное участие в решении проблемМалой Родины, родного края).

Отношения,формируемые в результате общения и деятельности
Доброта, забота,милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему
поколению всемье, детям, другим людям; благодарность; долг, долженствование; мудростьотношений мужчины и женщины, мужа и жены; благородство, достоинство.
Цели и задачи программы:
 
· воспитание патриотов и граждан Отечества,любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;
· формирование у детей и их родителей интереса кизучению истории своей семьи;
· оказание помощи семьям воспитанников вгармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений ивзаимодействия «Школа — семья»;
· оказание посильной помощи семье в воспитаниисемьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей:сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник;
программа призвана помочь взрослым и детям:
· заглянуть в «Зеркало истории» русской семьи исемей других народов, проживающих на территории России;
· отыскать свои корни, узнать какова была судьбасобственной семьи в истории страны;
· осмыслить связь времен, попытавшись не тольконайти, но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, спредками, со своим родом;
· осознать, что мы не безродные, не Иваны родствасвоего не помнящие;
· понять свою ответственность за настоящее и будущеесегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье(прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).
 
Сроки реализациипрограммы
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебнаядеятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развитияновых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающейдействительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Поэтому в системе самосовершенствования личности субъектвоспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь».
Реализация программы рассчитана на весь курс начальногообразования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательныелинии.
1 класс «Моя родословная».
2 класс «Мир дому моему».
3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».
4 класс «Моя семья – моя Россия».
Технологии:
 Знакомство с историческим прошлым семьи;
 Знакомство с традициями и обычаями русского народа,фольклором;
 Проведение творческих конкурсов, демонстрирующихотношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;
 Исследовательская деятельность, направленная насамостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села;
Проектная деятельность
Формы работы:
 Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
 Деловые игры;
 Классные часы;
 Беседы, диспуты, викторины;
 Исследовательская деятельность;
 Коллективные творческие дела;
 Смотры-конкурсы, выставки;
 Соревнования;
 Экскурсии, поездки, походы;
 Трудовые дела;
 Тренинг
Объектдеятельности:
программарассчитана на детей младшего школьного возраста.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
· системукраеведческих знаний,
· устойчивыйинтерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
· уважительноеи бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
· любовьи бережное отношение к родной природе;
· посильноеслужение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремлениек самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережноеотношение к результатам труда, осознание значимости труда;
· честность,уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдениеправил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
 

Содержание программногоматериала
1 класс — «Моя родословная»
Задачи:
1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений кродителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи. к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса кизучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, вернослуживших и служащих сегодня Родине.
3. Формировать представление о природном и социальномокружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческиминормами.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем отом откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен ифамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметокразличного характера.
2 класс – «Мир дому моему»
Задачи:
1. Воспитание люби к месту, где родился и живёшь, уважения кего историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за егобудущее;
2. Развитие творческой активности.
3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии собщепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
Содержание программного материала: работа по восстановлениюфактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.),изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской ичеченской войн.
3 класс – «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
Задачи:
1. Воспитание люби к семье, родным и близким людям; уваженияк историческому прошлому и настоящему семьи, в которой родился;
2. Развитие творческой активности.
3. Формирование у воспитанников и их родителей интереса кизучению истории своей семьи.
Содержание программного материала: отыскать свои корни,узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересныхлюдях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы,произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.
4 класс – «Моя семья – моя Россия»
Задачи:
1. Утверждение национально – патриотических ценностей,привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Самарскойобласти, традициям и обычаям народов России.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям другихнациональностей, политических взглядов и убеждений.
3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовнымценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
4. Привитие молодому поколению нравственного иммунитетапротив низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.
5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы идругих занятий время с использованием традиций народной культуры.
Содержание программного материала: Россия – наша Родина,символы государства, историческая справка, географическая справка, народы,населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцаминародного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основыэкологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество какоснова добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные иполитические конфликты.
Самарская область – частица России. История Самары в историиРоссии. Архитектурные и культурные памятники Самары и Самарской области.Административное деление Самарской области. Природа и экологические проблемы.Выдающиеся люди земли самарской.
Критерииэффективности:
Памятка –ориентир для 1, 2, 3 классов:
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моимродителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки,интересы и потребности;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу ихпрофессиональной деятельности;
-круг знакомств семьи;
-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения иименины членов семьи и др.);
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах ибедах;-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих своихдетей и внуков;
-разумно пользоваться своими правами в семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общатьсяс ними на уровне культуры отношений и общения;
-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;
-вести здоровый образ жизни;
-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом ипроблем каждого члена семьи в частности;
         -создавать домашний уют, оказывать помощь в решениибытовых вопросов жизни
         семьи;
         -организовывать семейные праздники, игры, забавы,развлечения;
         -отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членовдостойными человека
способами;
-делать приятное своим родным и близким.
Действую:
 -участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;
 -берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своейсемьи;
-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими внемоего дома; -добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю имв их делах; -берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсьстать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи
Памятка –ориентир для 4 класса:
Знаю:
-историюРоссии;
-историюМалой Родины и родного края;
-историюсвоего народа и его нравы;
-историюрелигий народов исконно проживающих на территории Самарской области;
-историюгосударственных символов России;
-имена иисторию жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальныечерты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-что входит впонятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные инравственные основы россиян;
— свой роднойязык;
-роднуюлитературу;
-культурусвоего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь,народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка,архитектура, кино, театр и др.
-основынациональной кухни;
-основынародной медицины.
Умею:
-рассказатьоб истории своего Отечества;
-рассказать окультуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать осоотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и дея-
ниями (в томчисле о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать осебе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотноизъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи
живое словосвоего народа;
-отличитьподлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;
-петь песнисвоего народа;
-рассказыватьнародные сказки, предания и сказания;
-исполнятьтрадиционные народные танцы, пляски;
-готовитьнациональные блюда;
-готовить ипроводить народные праздники;
-играть внародные игры, водить хороводы;
-использоватьв своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные
мотивы;
-правильноиспользовать рецепты народной медицины;
-изготавливатьизделия из серии народных промыслов;
-ценитькрасоту и богатства родной природы;
-умею принеобходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умеюправильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-изучаюисторию России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваюбогатствами духовного наследия России;
-с уважениемотношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст имелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могуузнать герб России среди других гербов;
-читаю книгии смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;
-беру примерс достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь кДругим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаюправила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваютрадиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую вакциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-готовлю ипровожу дома и в школе народные праздники;
-участвую всохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу впоходы по родному краю;
-берегуприроду родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусьзащищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую всоциально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-
щей жизни;
-вношу свойпосильный вклад в решение проблем страны.
Ориентировочнаяминимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанностимладшего школьникаОсновные отношения показатели воспитанности Признаки и уровни формирующихся качеств
1.Патриотизм
1.1. Отношение к родной природе.
3-любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;
2—любит и бережёт природу;
1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 – природу не ценит и не бережёт. 1.2. гордость за свою страну.
3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 – интересуется историческим прошлым;
1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 – не интересуется историческим прошлым. 1.3. Служение своими силами.
3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 – находит дела на службу малому Отечеству;
1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству. 1.4. Забота о своей школе.
3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;
2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 – в делах класса участвует при побуждении;
0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.

Отношение к умственному труду2.Любознательность 2.1. Познавательная активность
3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 – сам много читает;
1 – читает при побуждении взрослых, учителей;
0—читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует. 2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности.
3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 – стремится учиться как можно лучше;
1 – учится при наличии контроля;
0 – плохо учится даже при наличии контроля. 2.3.Саморазвитие.
3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 –есть любимое полезное увлечение;
1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя;
0 – во внеурочной деятельности не участвует. 2.4. Организованность в учении.
3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;
1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем;
0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.
Отношение к физическому труду3. Трудолюбие. 3.1 Инициативность и творчество в труде.
3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими;
0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет. 3.2. Самостоятельность в труде.
3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 – трудится при наличии контроля;
0 – участия в труде не принимает. 3.3.Бережное отношение к результатам труда.
3 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других;
2 – бережёт личное и общественное имущество;
1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. 3.4. Осознание значимости труда
 3 — осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам;
1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям4. Доброта и отзывчивость 4.1. Уважительное отношение к старшим.
3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 – уважает старших;
1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 – не уважает старших, допускает грубость. 4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам.
3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 – груб и эгоистичен. 4.3. Милосердие.
3 — сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 – сочувствует и помогает слабым и больным;
1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения;
0 – неотзывчив, иногда жесток. 4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми.
3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;
2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 – не всегда честен;
0 – нечестен.
Отношение к себе5. Самодисциплина. 5.1. Развитая добрая воля.
3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли;
2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;
1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать. 5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения.
3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 – нормы и правила поведения не соблюдает. 5.3. Организованность и пунктуальность.
3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 – начатые дела не выполняет. 5.4. Требовательность к себе.
3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
Основные (примерные)мероприятия по реализации программы:№ Название мероприятия Форма Класс 1 Русь, Россия, Родина моя Праздник 1,2,3,4. 2 День матери 1,2,3,4 3 Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи» 1,2,3,4 4 Праздник игры и игрушки 1 5 Откуда берутся грязнули? Игра-путешествие 1 6 Праздник урожая Игра-соревнование 1,2,3,4 7 Приятного аппетита! Этикет за столом. Игровой тренинг 1,2,3,4 8 Как украсить дом к Новому году. Урок творчества 1,2,3,4. 9 Вежливые слова Беседа, игровой тренинг. 1,2. 10 Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома. Беседа 1,2. 11 Честной семик. Масленица. Игровая программа. 1,2,3,4 12 Из бабушкиного сундука. Праздник-выставка. 1,2,3,4 13 Красота родной природы Фотовыставка 1. 14 Папа, мама, я – спортивная семья. Спортивный праздник. 1,2,3,4. 15 Режим дня. Беседа. 1,2. 16 История школы Экскурсия в школьный музей. 1,2. 17 Составим правила поведения в школе. Аналитическая беседа 2. 18  Вот моя деревня, вот мой дом родной. Игра-путешествие. 2. 19 Семейные династии Мини проект. 3 20 Сельские профессии Деловая игра. 2 21 Святые места Самарского края Экскурсия, мини проект. 4 22 Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. Беседа 1,2. 23 Труд в почете любой! Мир профессий большой. Игровой классный час 1,2. 24 Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам. Трудовое дело. 1,2,3,4. 25 Приветствие ветеранов ВОВ. Выступление, подарки. 2,3,4. 26 Береги природу. Конкурс плакатов, рисунков 2,3,4 27 Изучаем родную природу. Уроки окружающего мира. 2,3. 28 Учись учиться. Беседа. 2. 29 День Защитника Отечества. Наши Данилы мастера Праздник, игра-соревнование. конкурс для мальчиков
1,2,3,4.
1-4 30 Участие в проведении «Дня здоровья». 1,2,3,4. 31 Зов леса. Спортивно-интеллектуальная игра. 1,2,3,4. 32 Погост, селение, городища. Беседа. 4. 33 Семейные походы по родному краю Экскурсия 1, 2,3,4. 34 Борский район на карте Самарской области. Игра-путешествие по карте. 4. 35 Население Борского района. Беседа, встреча с интересными людьми. 4. 36
Какие люди в селе, котором я живу!
(художники, поэты, музыканты) Беседа, экскурсия. 4 37 Фольклор, традиции, обычаи. Устный журнал. 3, 4 38 Традиционные промыслы. Игра-путешествие, встречи. 3, 4 39 Краеведческий музей села Борское Экскурсия. 4. 40 Настоящий мальчишка, какой он? Классный час. 3, 4 41  «Когда все вместе». Конкурсная семейная программа. 3, 4 42 Золотые правила этики Классный час. 2, 3. 43 Мир природы «На лесной полянке» Экскурсия-тренинг поведения. 3 ,4. 44 Городок весёлых затей. Конкурс-выставка. З., 4 45 Государственные символы России. Классный час. 1,2,3,4. 46 Народы России. Игра-путешествие. 4. 47 Самарская область на карте России. Игра-путешествие по карте. 4. 48 История Самарской области в истории России. Беседа 4. 49 Памятники культуры и архитектуры города Самары. Игра-путешествие. 4. 50 Природа Самарской области. Интеллектуальная игра, работа с картой. 4. 51 Экскурсия в город Самара. Поездка-экскурсия. 4. 52 Экскурсия в города Самарской области (по выбору). Поездка-экскурсия. 4. 53 Народные промыслы России. Классный час. 4. 54 Экологические проблемы Самарской области. 55 Все работы хороши, выбирай на вкус! Утренник. 4. 56 Честь имею. Классный час. 4. 57 Кому нужна моя помощь? Классный час. 4. 58 Умеем ли не обижаться? Классный час. 4. 59 История моей семьи в истории Самарской области. Проектная деятельность. 4. 60 Мероприятия, посвященные государственным праздникам России 1, 2, 3, 4 61 «По волнам нашей памяти» Утренник 3,4 62 Детство наших бабушек и дедушек Устный журнал 1,2 63 Я на бабушку похожа Классный час. 1,2 64 «Если бы я был(а) мамой, папой»  Сочинение 3,4 65 Рисуем милой мамочки портрет Конкурс рисунков 1, 2, 3, 4. 66 Кто, кто в моем доме живет? Беседа 1 67 Профессии в моей родословной Классный час. 1 68 Чтим великий День победы Классный час. 1, 2, 3, 4 69 Кто я, какие мы? Классный час. 1 70 Традиции семьи в песнях, играх и обрядах  Игровой классный час 1,2 71 Зачем человеку семья Классный час — диспут 2, 3 72 Семейные реликвии Классный час. 3 74 Семейные династии Мини проект  3 75 Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой Устный журнал 3 76 Мир дому моему, мир дому твоему Мини проект 2
Перечисленныемероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков,плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставкиприкладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело всоответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятийрассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Библиографическийсписок
1. Самарскийобластной институт повышения квалификации и переподготовки работниковобразования (СИПКРО) Т. В. Плахова «Патриотическое воспитание школьников иучащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся.Самара 2007 г.