С Т А Т Ь Я«Программа “Уголок живой природы”» учителя биологии теоретического лицея №1 г. Тирасполя Яковлевой Ирины Владимировны Ι квалификационной категории. П Р О Г Р А М М А«УГОЛОК ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» (8-й класс, 68 ч.)Живой мир богат и увлекателен, общение с ним расширяет знания о природе, позволяет лучше понять ее. Для многих учащихся сегодня домашние питомцы – самая важная, если не единственная ниточка связывающая их с природой. Зооботанический уголок – прекрасная школа, постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнении систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают к самостоятельности, помогают воспитывать чувство ответственности, пытливости, умение замечать и анализировать явления природы, появляется любовь к живому. Программа спецкурса построена на базе живого уголка ТОТЛ. Ее основные задачи: освоить разнообразные методы исследования, приобрести навыки проведения наблюдений в лабораторных условиях, изучить на модельных объектах действия некоторых экологических законов, усвоить и закрепить навыки первичной научной обработки и систематизации материала. Осуществление этих задач необходимо для развития творческого мышления. Программа предусматривает проведение занятий в следующих формах: лекции, лабораторные работы, тематические семинары, конференции, экскурсии. В завершении запланирована итоговая конференция и зачет. Основные требования к знаниям и умениям по итогам спецкурса: знать состав и уметь готовить питательные среды для выращивания и поддержания биологических модельных объектов, изготавливать временные и постоянные препараты, освоить технологию выращивания в лабораторных условиях овощных культур (томаты, огурцы и т.д.), знать различные группы комнатных растений, уметь их разводить и ухаживать за ними, знать морфобиологические особенности животных зооуголка, уметь организовать простейший террариум, аквариум, инсектарий, уметь строить простейшие искусственные микроэкосистемы (водный биоценоз), уметь наблюдать и оформлять данные опытов, статистически обрабатывать полученные результаты, уметь объяснять биологические явления и делать выводы, уметь пользоваться справочной и научнопопулярной литературой, ориентироваться в научной информацией, пользоваться лабораторным оборудованием, уметь составлять рефераты и отчеты. Программа спецкурса включает разнообразные занятия и позволяет видоизменять материал в зависимости от возможностей материальной базы и опыта преподавателя. Лабораторные занятия доступны, наглядны и не трудоёмки, благодаря чему ряд занятий можно использовать на факультативах в школе, во внеклассной и внеурочной работе.РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ.1 Микологические эксперименты Освоение методики приготовления питательных сред на основе агара и на основе желатина, посев дрожжей с помощью микробиологической петли. Изучение колоний дрожжевых клеток и их вегетативного размножения на средах с предварительным внесением антибиотика. Приготовление временных и постоянных окрашенных препаратов для последующего использования в лабораторных работах по биотехнологии в 11ом классе. Подготовка субстратов разного состава для выращивания гриба вишенки в условиях лаборатории. Пастеризации, посев мицелия, подбор оптимальных условий для получения урожая. Оформление результатов наблюдений составление отчета. ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ 1 выращивание дрожжей на питательной среде. 2 изучений морфологии и вегетативного размножения дрожжей. Изготовление препаратов. 3 технология выращивания вешенки. Изучение фаз развития гриба.. 11. Растения уголка живой природы. Знакомство с различными экологическими группами комнатных растений (сциофиты, гелиофиты, суккуленты, гидатофиты).Изучение адаптивных биологических ритмов в жизни комнатных растений. Изучение биологии и особенностей выращивания в комнатных условиях томатов, огурцов, огуречной травы и др., влияние минеральногопитания на рост и развитие растений. Выращивание растений без почвы. Гидропоника.ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ. Выращивание растений в водной культуре. Влияние элементов минерального питания на рост и развитие растений. Биологические основы выращивания томатов, огурцов, огуречной травы в комнатных условиях. Выяснение влияния прищипки и пасынкования на урожай и сроки созревания.( Лабораторная работа длительного наблюдения). 111. Экспериментальные работы с культурами простейших Изготовление среды (питательной) для развития и поддержания жизнедеятельности водных микроорганизмов. Изучение их взаимоотношений, конкурентного вытеснения видов, сукцессионных изменений группировок, Создание и изучение закрытой искусственной микроэкосистемы с использованием в качестве эдификатора растения роголистник.ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.Сукцессии простейших в сенном настое.2. Изготовление и изучение водной микроэкосистемы Растение- дом.1V Микрофауна почвы.Изучение основных представителей микрофауны почвы, наблюдение за поведением, пищевой активностью, распределением. Методика работы с макрофагами почвы. Оценка перерабатывающей активности Кисляков, мокриц, дождевых червей. Изменение структуры почвы под влиянием дождевых червей.ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.Трофическая деятельность животных сапрофагов.Влияние деятельности дождевых червей на структуру почвы.V Эксперименты с плодовой мушкой.Биология и методика разведения дрозофилы. Приготовление питательной среды для поддержания жизнедеятельности модельного объекта в условиях лаборатории. Особенности наркотизации мух. Исследования влияния условий среды на выживаемость и плодовитостьЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.Оценка влияния плотности популяции на выживаемость и плодовитость мух в условиях голодания.2. Влияние освещенности на плодовитость самок. Изменение численности дочернего поколения мух с увеличением плотности популяции родителей.V1 Инсектарий и его обитатели.Ознакомление с особенностями устройства инсектария ,его роль в поддержании жизнедеятельности редких насекомых. Обитатели инсектария, их морфобиологические особенности (бронзовка, богомол, пауки и др.)V11. Аквамир.Особенности устройства аквариума, растения аквариума. Рыбы, кормление, профилактика заболеваний, поведение, размножение, нерест, забота о потомстве. Селекция аквариумных Рыб.ЭКСКУРСИЯ.Многообразие рыб. Выставка В мире рыб.V111. Амфибии и рептилии зооуголка.Морфологическая характеристика, особенности содержания животных в террариума и акватеррариумах , этология. Корма и минеральные добавки, оптимальные температуры и влажность ,размножение и развитие в условиях зооуголка.ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.1 Развитие лягушки ( на примере шпорцевых лягушек).2. Развитие тритона ( на примере обыкновенного, либо гребенчатого тритона)Изменение окраски травяной лягушки.ЭКСКУРСИЯ.Живой уголок Дворца Детского Творчества.1Х. Птицы зооуголка.Выбор птицы, создание условий для её содержания. Помещение для птицы, световой, тепловой, воздушный режим, соблюдение санитарных норм. Канарейки и попугай в зооуголке, как научить попугая говорить. Разделение певчих птиц отечественной фауны.ЭКСКУРСИЯ.Зоологический музей ПГУ.Х.Млекопитающие зооуголка.Виды млекопитающих зооуголка, особенности их содержания и разведения, устройство клеток и террариумов, этология. Значение в природе и науке.ЭКСКУРСИЯ.Живой уголок ТЮН.Зоопарк г. Кишинева и зоологический музей Молд. ГУ.КОНФЕРЕНЦИЯ.Темы, предлагаемые учащимся для подготовки к конференции-Передача информации в природе (биолины, фитолины, телергоны).Наблюдение за жизнью шпорцевых лягушек.В мире звуков.Биологические часы.Электричество в живых организмах.Мастера камуфляжа.В мире запахов.Культура бонсаи.Времена года в жизни комнатных растений.Наблюдение за жизнью остромордой лягушки.Змеи, или жертвы дурной славы.Глаза в животном мире.Гидро- и эхолоктация в природе.Обитатели морского аквариума.Живородящие и лабиринтовые рыбы.Сновидения у животных.Удивительное об амфибиях. Рекорды амфибий.Наблюдения за жизнью прыткой ящерицы.Формы движения в природе.Живые жар-птицы.Экзотическая кулинария.Реликтовая флора и фауна.Наблюдение за жизнью сирийского хомячка..Живой свет.Биоастронавтика.Наблюдение за жизнью морской свинки.Рыбы тепловодного аквариума.Рыбы холодного аквариума.Подводный сад.Наблюдения за жизнью пресноводных моллюсков (прудовик, ампулярия) Наблюдения за жизнью паука – серебрянки водяной.Наблюдения за жизнью волнистых попугаев.Распределение тем по дням. № п\п Разделы Форма работы ЧислоЧасов. Ι Микологические эксперименты 1) Выращивание дрожжей на питательной среде Л/Р. 2 2) Изучение морфологии и вегетативного размножения дрожжей. Приготовление препаратов. Л/Р. 2 3) Технология выращивания вешенки. Изучение фаз развития гриба. Л/Р. 4 ΙΙ Растения уголка живой природы. лекция 2 1) Выращивание растений в водной культуре. Влияние элементов минерального питания рост и развитие растений. Л/Р. 2 2) Биологические основы выращивания томатов, огурцов, огуречной травы в комнатных условиях. Л/Р. 4 3) Тематический семинар 2 ΙΙΙ Экспериментальные работы с культурами простейших. Л/Р. 2 1) Сукцессии простейших в сенном настое 2) Изготовление и изучение водной микроэкосистемы «Растение-дом» Л/Р. 4 ΙV Макрофауна почвы. 1) Тропическая деятельность животных сапрофагов. Л/Р. 2 2) Влияние деятельности дождевых червей на структуру почвы Л/Р. 2 V Эксперименты с плодовой мушкой. 1) Оценка влияния плотности популяции на выживаемость и плодовитость мух в условиях голодания. Л/Р. 2 2) Влияние освещенности на плодовитость самок. Л/Р. 2 3) Изменение численности дочернего поколения мух с увеличением плотности популяции родителей. Л/Р. 2 VΙ Инсектарий и его обитатели лекция 2 VΙΙ Аквамир лекция 2 1) Многообразие рыб выставка «В мире рыб» экскурсия 2 VΙΙΙ Амфибии и рептилии зооуголка лекция 2 1) Развитие лягушки Л/Р. 2 2) Развитие тритона Л/Р. 2 3) Изменение окраски травяной лягушки Л/Р. 2 4) Тематический семинар 5) Живой уголок Дворца детского творчества экскурсия 1 ΙХ Птицы зооуголка лекция 2 1) Тематический семинар 2) Зоологический музей ПГУ экскурсия 1 Х Млекопитающие зооуголка лекция 2 1) Живой уголок СЮН экскурсия 1 2) Зоопарк г. Кишинева и зоологический музей Молд. ГУ экскурсия 4 ХΙ Конференция 3 ХΙΙ Зачет Ι/Ι Всего: 68 ч.Литература:Варенников Т.В., Савка Е.С.Малый практикум по физиологии растений.- Кишинев: Отдел печати КГУ, 1985Гиляров М. Жизнь в почве.- М.: Молодая гвардия, 1985Дацкевич Т Аквамир. – М.: Зоря, 1992Жизнь животных. – М.: Просвещение, 1968-1971, т.4-6Журнал «Биология в школе» № 1-2, 1992, №2, 1994Клинковская Н.И., Пасечник В.В. комнатные растения в школе. – М.: Просвещение, 1986Мастерская природы. М.: Изобразительное искусство, 1984Махлин М.Д., Солоницына Л.П. аквариум в школе. – М.: Наука, 1968Тинберген Н. Поведение животных. – М.: Наука, 1978Чернова Н.М. лабораторный практикум по экологии. – М.: Просвещение, 1986
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…