Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
“Ижевский Государственный ТехническийУниверситет”
Факультет “Менеджмент и маркетинг”
Кафедра “Финансы и кредит”
Контрольная работа
по дисциплине “Философия”
на тему: “Происхождение философии: отмифа к логосу”
Выполнил: студентка гр. 2-22-31(з)
Ахметкарамова М.Ф.
Проверил: доцент Багровникова С.В.
Ижевск, 2007 г.
Происхождение философии –одна из удивительных загадок истории культуры.
Любовь к мудростипослужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Еслиуподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости –корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философиивдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древафилософии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры – мифология.
Мифология как система,уходящая своими корнями к временам первой цивилизации и являющаяся их духовнойосновой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей отискусства, и более глубокого – смыслового, который по мере эволюциилогического мышления и развития тенденции рационализации становился все болееважным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологииглубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив освоей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образовпонятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.
В процессе философскойрационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются вбезличные категории. Постепенное выхолащивание мифологических представленийхорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи(а затем к науке психологии).
Предпосылкой становленияфилософии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно утверждаетсяона тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия,формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. Отвечных и неизменных понятий берет начало философия, и они – гарант бессмертиячеловеческого духа.
Когда говорят, чтофилософия – высшее достижение человеческого разума, то под этим можно иметь ввиду, что отличающее человека от животных понятийное, абстрактное, отвлеченноемышление достигает в философии своего расцвета. В этом смысле философия внаибольшей степени соответствует понятию Homosapiens – человек разумный. Этот вид посовременным антропологическим данным, возник примерно 100000 лет назад, нофилософию он создал только 2500 лет назад. Известный афоризм французскогофилософа Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» можно интерпретироватьтаким образом: разумно мысля, я существую как представитель человеческого рода.
С возникновениемфилософии развитие духовной культуры происходит в явном виде, что облегчает ееизучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения происходитсмена одних представлений другими. «Философия – это попытка заменить утраченнуюмагическую веру рациональной верой». Философия имеет дело с теми же вечнымипроблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему.
Философское творчествопредполагает личные усилия, а критическая направленность мышления заставляетподвергать сомнению как общепринятые, так и собственные выводы. В обсуждениифундаментальных проблем, стоящих перед человеком, философия тем самым вноситличностную ноту и беспокойство. Это служит стимулом развития культуры в целом.
Примерно 2500 лет томуназад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришелконец. Сразу в нескольких точках «началась борьба рациональности и рациональнопроверенного опыта против мифа… и вызванная этическим возмущением борьба противложных образов бога». В результате целостность мифа была разрушена, и он сталэлементом рефлексирующего сознания. Новое воплощение, обращенное к миру,привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявшийего над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя какиндивидуальности в пределах целого.
Философия моглавозникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах быласходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом.Индийская и китайская культуры подготовили появлении философии, но возникла онав культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм,греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов,перешедших в понятия. На то были свои причины. Греция – страна наиболее четкой,последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастаниядраматизма ситуации в мифах боги очеловечивались; недаром именно в Грециивозникла концепция Эвгемера о том, что боги – это мифологизированные культурныегерои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на чтосправедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу кфилософии, который совершился, когда мифология достигла апогея.
Необходимостьсистематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления итем самым была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновениюфилософии. Выход философии из мифа хорошо виден в «Диалогах» Платона, напримерв «Пире», где миф, во-первых, выступает в качестве отправной точкифилософствования, во-вторых, в качестве иллюстрации.
Миф широко использовалсяв период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, вкоторую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется, что дляобеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей“стыд и правду”», но что это такое, определяется по-философски. Исследователиотмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразнойрационалистически стилизованной мифологией.
Корни философии – вобычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основныхфилософических категорий – материи, обозначающей объективную реальность,данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось досимвола Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемогов виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философскомпонятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей – отголоскипредставления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе какоснователе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже – вмистику.
Философия вышла измифологии, но её становление не было безоблачным. За возможность развиватьфилософию люди платили своей жизнью. У истоков философии стояла жертва Сократа.
До своего осужденияСократ (469-399 до н.э.) – выдающийся древнегреческий философ – дважды был вситуации, когда его мужественные поступки по велению совести грозили емусмертью. «Я доказал не словами, а делом, что мне смерть, попросту говоря,нипочем, а вот воздерживаться от всего несправедливого и нечестивого – это дляменя все», — говорил Сократ на суде.
Официальное обвинениеСократа состояло из трех пунктов. Первый – «повинен в отрицании богов,признанных городом» (надо сказать, что в присяге, которую восемнадцатилетниеюноши давали при приеме в афинские граждане, были слова: «Я буду чтитьотеческие святыни»). Второй – во «введении новых божественных существ».Обвинители Сократа имели в виду его внутренний голос. Из двух пунктов вытекалтретий – «совращение молодежи».
Эти обвинения нельзяназвать справедливыми, несмотря на их оправданность с позиции господствующейотрасли культуры – мифологии. Сократ ни в чем не провинился перед роднымгородом. Он был патриотом афинского полиса и хотел лишь заменить одну отраслькультуры другой. Он был мучеником за философию, и философия после его казнипобедила, как позже распятие Христа привело к победе религии над философией.
Сократ умер не толькоза конкретную идею, но за идею как таковую, и с его идей-понятий начинаетсяфилософия. Сократ поплатился жизнью за превращение богов в понятия, мифологическойистины в философскую.
Это первое философскоежертвоприношение не выходило за рамки общекультурной схемы жертвоприношений:сами рамки раздвинулись и вышли за пределы мифологии. Но есть и важное отличие.На стадии философии культура поднялась до понимания жертвы каксамопожертвования. Случилось это в «осевое время» (термин немецкого философаК.Ясперса), основными характеристиками которого были становление личности,резкое, скачкообразное развитие самосознания под влиянием тенденцийрационализации.
Сократ не только былготов умереть, но и в какой-то степени стремился к этому. Ницше недалек отистины, полагая, что приговора «к смерти, а не к изгнанию… по-видимому, добилсясам Сократ». Апофеоз философии – в словах Сократа, что только для истинногофилософа смерть означает конец мукам и начало вечной блаженной жизни. Это иесть, по Сократу, достижение доступного смертному человеку бессмертия. За такиеобещания философия стала на пять веков в Греции и Риме главной отрасльюкультуры.
Особо следует сказатьо сократовской иронии, которая могла привлекать к нему людей, но в какой-тостепени послужила причиной его осуждения, когда в последнем слове он предложилвместо наказания устроить ему бесплатный обед в Пританее, после чего за казньбыло подано больше голосов, чем до этого. Можно казать, что Сократ подтолкнулсограждан к такому решению.
Единственная просьба,с которой Сократ обратился к судьям, касалась детей: «Если, афиняне, вам будеткасаться, что мои сыновья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще очем-нибудь больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же,чем я вас донимал».
Сократ мог бежать изтюрьмы, но не захотел сделать этого. Он отвечал, что всю жизнь подчинялсязаконам Афин и до конца останется этому верен. В назначенный час он выпил чашус ядом.
В добровольной, посути, смерти Сократа появилось его понимание законов как не подлежащихнарушению, поскольку они приняты всеми. Сократ рассуждал, что если он следовалзаконам, когда они защищали его, то должен исполнять их и когда они наказываютего. Если закон плох, его надо менять, но, пока он существует в таком виде, емунадо подчиняться. Здесь проявилось понимание Сократом государства как «республики»,т.е. общего достояния.
Всегда босой, в старомплаще, Сократ шагнул с улиц и площадей Афин в историю культуры.
Сократ — «одна изповоротных точек и осей так называемой всемирной истории». Если бы всяпробужденная Сократом сумма сил была обращена не на познание, а наэгоистические цели индивида, то тогда, по Ницше, произошла бы всеобщаягубительная борьба народов.
Сократ создалопределенное мировоззрение и собственными жизнью и смертью подтвердил верностьсвоим взглядам.
Философия – вдохновляемаялюбовь к мудрости, рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своимпредметом фундаментальные вопросы человеческого существования.
Строгое пониманиефилософии как отрасли культуры следует отличать от образного употребления этогослова. Произвольное словоупотребление имеет место, но оно очень далеко от тогосодержания философии, которой присущей как общеобразовательной дисциплине.
Философия имееткультурную специфику. Рациональный характер философии отличает её от всехотраслей культуры, кроме науки, с которой ее именно по причине данного сходствачасто смешивают, говоря о философии как о науке. По предмету своих исследованийфилософия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией,дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы.
Религия, безусловно,ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятиежизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам. Однако есть иразличия. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое.Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений,истины веры она считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование,всегда работа мысли.
Использованнаялитература
1. Философия: Учебное пособие длявысших учебных завед., 4-е изд. – РнД: «Феникс», 2002 – под ред. Кохановского.
2. Основы философии: учеб. пособиедля студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. – 4-е изд., стер. – М.:ИЦ «Академия», 2006.