Министерство внутренних дел
Саратовский юридический институт
Специальный факультет
кафедра теории и истории
государства и права
Курсовая работа
на тему:
«Происхождения государства и права»
Выполнил
Студент 3 группы
Трубина Вероника
Игоревна
Проверил
старший преподаватель
лейтенант милиции
Семенов В.В.
Саратов 2003
Содержание:
ВведениеОбщая характеристика первобытного общества Общие закономерности и различия происхождения государства у различных народов Основные пути формирования права
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изучение процесса происхождениягосударства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но иполитико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природугосударства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализироватьпричины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить всесвойственные им функции — основные направления их деятельности, точнееустановить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современнаядействительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важнаявеха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчаспротиворечивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективноеиным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающиепредпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство иправо нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своемразвитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие,изменение их формы и содержания.
Познание государства и права следуетначинать с вопроса о происхождении государства — всегда ли в историичеловеческого общества существовал этот социальный институт или же он появилсяна определенном этапе развития общества. Только такой методологический подход,реализующий принцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появлениягосударства и права, его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущихорганизационных форм жизни общества. Вот почему необходимо изучитьхарактеристику сторон первобытного общества, использовать данные археологии иэтнографии, антропологии истории социологических наук непосредственно изучающихэто общество.
Теория государства иправа изучает разнообразие первопричин образования и развития государства иправа. При этом особое значение придается изменениюорганизационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся впериод разложения первобытнообщинного строя бытие общества, угроза егоослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей надним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем егожизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс постепенноприобретал все более отчетливо выраженный политический характер. По мереуглубления социального расслоения населения механизм государства все болееоказывался в обладании верхов общества, ставящих его на службу в первую очередьсвоим интересам.
В дальнейшемнеобходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причинсамого различного, прежде всего, общенационального порядка. Государство и правовыступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этомту, или иную степень относительной самостоятельности. Они начинаютфункционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития.Каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок историческогоразвития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальнойгосударственности. Общие закономерности развития государства и права в каждойстране проявляются неоднозначно. Теория государства и права, опираясь нанаучные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открываетнаиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.
1. Общая характеристика первобытного общества
Государство существовало не всегда. Оно появилось на известной ступениразвития человечества. Современная антропология доказала, что около 100 тысячлет тому назад, в так называемый мустьерский период, человек уже способенвозводить примитивные жилища, добывать огонь, обрабатывать для своих нуждкамень и кость. Первые же государственные образования возникли около пяти тысячлет назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди существовали, не знаягосударства.
Мустьерская дородовая группа (первобытное человеческое стадо) невелика почисленности — 30-40 человек; дальнейшее расширение ее наталкивается нанедостаток продовольствия. Немногие строго исполняемые правила регулируютвнутреннюю жизнь первобытного стада. Не исключено, что уже в мустьере быликонстатированы первые кровнородственные ассоциации и установлены некоторыезапреты в сфере стихийно сложившихся отношений между полами. Местомпреимущественного расселения древних людей служила обширная территория,включавшая Африку, Переднюю Азию, Южную Европу. Наилучшие условия для жизничеловека имелись в районе Средиземного моря.
В следующем ориньякском периоде человек вступает в начальную фазупозднего палеолита (около 30 тысяч лет назад). Она принесла с собой копье,дротики и гарпуны, западни для охоты на животных, хитроумные ловушки для ловлирыбы. Бродячий образ жизни уступает место полуоседлости и оседлости. Возникаюткомплексы построек, служащих для жилья, ремесленных работ, хранения запасов.Появляется первобытная магия (фетишизм), складываются и связанные с ней обрядыи запреты.[1]
Зачатки членораздельной речи, появившиеся в мустьере, получают своедальнейшее развитие. Вместе с тем приходит способность к абстрактному мышлению,к сознательной деятельности. Возникают и более устойчивые формы человеческогообщежития — первобытные родовые общины. Изготовление и совершенствование орудийтруда требовало закрепления и передачи трудовых навыков последующим поколениям.Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомкамипервобытного человека.
Важное значение имел род для развития первобытного производства,материальной культуры. Экономика первобытной общины базировалась на примитивномручном труде, первоначально, в эпоху палеолита и мезолита (среднего каменноговека), не знавшем даже помощи домашних животных.
Хозяйство родового строя было добывающим (присваивающим, т.е. получающимготовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства плодов, рыбнойловли). Такое хозяйство обеспечивало только минимальные потребности родовойобщины, причем при максимальном напряжении объединенных усилий. Полученныйвсеми членами общины продукт — добыча охоты, рыбной ловли, собранные плоды — составлял общую собственность и делился между всеми членами рода с учетомзаслуг каждого. Избыточного продукта присваивающее хозяйство, как правило, недавало.
Принцип объединения первобытных людей прошел под знаком материнскогорода, бывшего непосредственным результатом экзогамии, то есть порядка, прикотором запрещалось вступать в брачные отношения внутри собственного рода и,наоборот, существовало взаимное обязательство брать жену в чужом роде(племени). Возникающий вместе с тем групповой брак объединяет нескольких мужчинс несколькими женщинами. Никто не знает своего отца, и потому счет родстваведется по материнской линии.[2]Происхождение ребенка от матери являлось наиболее достоверным признаком родовойсвязи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. К томуже собирание плодов, а позднее и мотыжное земледелие, которые были деломженщин, давали постоянный доход, хотя и более скромный, чем добычамужчин-охотников, но охота далеко не всегда была удачной. Поэтому в первобытнойобщине женщина часто играла ведущую роль, и род у многих предков современныхнародов строился на основе матриархата. Матриархальные порядки прослеживаютсяотчетливо в древней Персии, у ликийцев, у этрусков. В Древнем Египте имуществомужчины переходило, как правило, к старшей дочери, и муж ее имел на него нестолько право собственности, сколько пользования[3].О существовании матриархата свидетельствуют женщины-прародительницы, почитаемыеэскимосами. В Нигерии переход от материнского рода к отцовскому произошел уже внаше время и то под влиянием английской колониальной администрации.
При матриархальных отношениях в руках женщины имело место соединениенаследственных прав на владение имуществом, распоряжение хозяйством, какой-точасти (большей или меньшей) обязанностей по управлению вообще.
Известны, однако, и древние патриархальные роды (например, в Иудее, ускифов и восточных славян).
Родовая община, возникшая в глубокой древности, сохранилась и напоследующих ступенях развития цивилизации — в период становленияраннефеодальных государств у древних германцев, англосаксов, славян ираннеклассовых государств Месоамерики в первом тысячелетии нашей эры.
Итак, род (или первобытная родовая община) представлял собой объединениелюдей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общейсобственности на орудия труда и продукты производства. Из этих условийпроистекали равенство социального положения, единство интересов и сплоченностьчленов рода.
Общая собственность и социальное единство внутри родовой общины порождалисоответствующие им формы организации общественной власти и управления, вкотором участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины.Вопросы, касающиеся всего рода, решались общим собранием его членов, котороеизбирало старейшину, предводителей охоты и военных вождей. Для решения важныхдел, собирался совет старейшин, вождей. Вождь был лишь первым среди равных, еговласть покоилась на авторитете старшинства, знании обычаев и религиозныхтрадиций, мудрости, ловкости, храбрости. Споры между членами общины разрешалисьтеми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким и состояло, какправило, в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой наказанияявлялось изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно былопростого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей,старейшин. Все эти функции общественной власти не требовали существованияособого аппарата управления, выделенного из общества. Они осуществлялись самимичленами рода. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженнуюсилу составляли все мужчины, способные носить оружие.[4]
Таким образом, общественную власть при родовом строе можнохарактеризовать как первобытную общинную демократию, не знавшую еще ниимущественных, сословных, кастовых, или классовых различий, нигосударственно-политических форм.
При первобытнообщинном строе, разумеется, были правила, регулирующиеповедение членов коллектива. Это обычаи. Первобытные обычаи коренились вглубокой древности, тысячелетиями передавались из поколения в поколение.Большую роль в формировании и поддержании обычаев играли религиозные,мистические представления первобытных людей. Обычаи включали в себянепререкаемые запреты (табу), ритуальные действия, а также устоявшиеся мифы,создающие образцы для подражания.
Соблюдение обычаев было прочной привычкой, органической потребностьюкаждого члена рода. Энгельс пишет об ирокезах, что у них «домашнеехозяйство ведется рядом семей сообща и на коммунистических началах, земляявляется собственностью всего племени… тем не менее, нет и следа нашегораздутого и сложного аппарата управления. Все вопросы решают самизаинтересованные лица, и в большинстве случаев вековой обычай уже всеурегулировал»[5].
Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересовчленов родовой общины, равенство их положения, отсутствие между ниминепримиримых противоречий.
На поздних стадиях существования родового строя все чаще происходитотпочкование новых родовых общин от первоначальной. Связи между нимисохранялись в виде более крупных образований – братств (фратрий) и племен.Развитие племенных объединений совпадает с началом разложенияпервобытнообщинного строя. Тем не менее, племена и братства еще долгое времясохраняли черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело своютерриторию, свое особое имя, язык или диалект, общие религиозные и бытовыеобряды. Организация власти в племени основывалась на началах родоплеменнойдемократии. Племенной совет состоял из верховных вождей (старейшин) родов,входящих в состав племени. Избирался военный вождь племени. Органы племенисодействовали расширению связей между родами и фратриями родов, урегулированиюмежродовых конфликтов и отношений с другими племенами. В ведении органовродовой общины продолжали оставаться основные распределительные,брачно-семейные и другие внутриродовые отношения. Но по мере дальнейшегоразвития функции власти и регулирования постепенно все больше перемещались кплеменным органам.
2. Общие закономерности и различие происхождения государства у различныхнародов
Развитие первобытного общества вовсех регионах мира первоначально проходило примерно одинаково. Однако на стадииперехода к государству пути различных первобытных обществ разошлись.
Различают два основных путивозникновения государства:
европейский (Афины, Рим,древнегерманские государства);
восточный, азиатский (Египет,Вавилон, Китай, Индия и др.).
На Древнем Востоке, в Азии и Африке(восточный, азиатский путь возникновения государства) первые государствавозникли в зонах поливного земледелия еще в эпоху бронзы. Проведение крупныхобщественных работ по строительству каналов и других ирригационных сооруженийпотребовало сохранения сельскохозяйственной общины и общественной формысобственности на землю. Постепенно общественная собственность превратилась вгосударственную. Частная собственность не приобрела существенного значения.
Потребность в сооружении иэксплуатации ирригационных систем, необходимость в надежной защите создавалиестественную основу для самостоятельной публичной власти. Основой ее сталародоплеменная знать — общинное «чиновничество», выступающее организаторомпроизводства и выполняющее административные функции. Эта особая группадолжностных лиц составила складывающийся аппарат государственной власти.
Восточные государства — деспотическиемонархии — не имели отчётливо выраженной классовой дифференциации. Здесьгосударство стало и организатором производства, и правителем над членамиобщины, их эксплуататором. Родоплеменная знать присваивала не сами средствапроизводства, а управление ими. Имея в собственном распоряжении какие-томатериальные блага, она утрачивала их вместе с утратой должности. Значениечастной собственности, занимавшей определенное место в странах ДревнегоВостока, было небольшим. Рабы, как правило, являлись собственностью государстваили церкви, но не частных лиц.[6]
Особая роль отведена божественномуосвящению власти. Родовая знать стремилась сохранить свое положение и властькак данные Богом. Правитель объявлялся носителем божьей воли, посредником междубогом и людьми. Так шёл процесс сакрализации власти — объявления её священной,незыблемой, неприкосновенной.
Особенности возникновения государстввосточного типа:1 основу экономических отношений составляет государственная форма собственности; 2 частная собственность имеет второстепенный характер; 3 государственная власть является деспотической; 4 имеется мощный чиновничий аппарат; 5 происходит сакрализация (освящение) власти; 6 устанавливается застой и неподвижность в обществе, которое на протяжении веков не развивается.
На территории Европы (европейскийпуть возникновения государства) главным фактором образования государства былоклассовое расслоение общества в связи с формированием частной собственности наземлю, скот, рабов. В южной Европе государства возникли в эпоху железа. Там нетребовалось таких общественных работ, как при восточном (азиатском) путивозникновения государств. В результате разложения общин возникла либо частнаясобственность на землю (Афины, Рим), либо частное землепользование присохранении государственной собственности (Спарта).
В Афинах появление государстванередко называют классической формой происхождения государства. Оно возниклонепосредственно из внутренних, классовых противоречий, которые развились внедрах родоплеменного общества.
В Древнем Риме процесс формированияклассов и государства в силу целого ряда причин тормозился, и переходный кгосударству период растянулся на столетия. В основном процесс образованиягосударства в Древнем Риме был таким же, как и в Афинах, только сопровождалсяборьбой плебеев (пришлого населения) против патрициев (римской родовой знати).
Плебеи — лично свободные, несвязанные с римским родом, обладали торговым и промышленным богатством. Борьбойпротив патрициев за власть они стимулировали разложение родоплеменного строя иобразование государства.
В Древней Спарте появление государстваобусловлено не только внутриэкономическими причинами, но и завоевательнымипоходами, в результате которых завоеванное население становилось не личнымирабами завоевателя, а общинными рабами (илотами). Превышение количества илотовнад спартанцами и боязнь угрозы восстания с их стороны предопределилоформирование государства на базе специфической формы землепользования. Здесьчастная собственность на землю и рабов не допускалась, земля распределяласьпоровну среди общинников на правах владения.
У древних германцев образованиегосударства было ускорено завоеванием значительных территорий Римской империи.Родовая организация не была приспособлена для господства над завоеваннымитерриториями. Это привело к развитию прафеодального (или раннефеодального)строя на земле некогда могущественной Римской империи. Путем возникновенияпрафеодального государства из первобытного строя шло развитие и государств натерритории Европы (Ирландия), в Древней (Киевской) Руси, в Азии у арабов и т.д. В Киевской Руси формирование раннефеодальной государственностисопровождалось приглашением на княжение варягов.
В образовании каждого государстваимеет значение целый комплекс причин — экономических, политических, внутренних,внешних, ибо возникновение государства у каждого народа имеет свои особенности,характеризуется определенными чертами.
Имеется немало народов и наций,которые создали свои государства только в XX веке. В силу конкретныхисторических причин они либо никогда не имели собственного государства, либоутратили раннюю государственность и долгое время входили в состав другихмногонациональных государств, испытывали национальные притеснения со стороныгосподствующей власти основной нации (например, Украина в составедореволюционной России). Многие из них сумели добиться собственнойгосударственности в XX в. в результате реализации права наций на политическоесамоопределение. Эта причина была решающей, ей сопутствовала характерная длявозникновения ранних государств социальная неоднородность общества, егопротиворечивость. Такие государства образовались в процессе ликвидации империй,колоний, суверенизации государственно-подобных образований.
Так, на руинах прежних колониальныхимперий в Азии, Африке, Латинской Америке, Океании с середины 50-х годов XX в.возникло более 90 новых государств. Их количество в наши дни выросло. Пополнилряды новых государств распад СССР. К государствам, образовавшимся в результатеразвала СССР, относится Украина и другие страны СНГ.[7]
3. Основные пути формирования права
В любом историческом обществе дляподдержания в нем порядка требуется регулирование с помощью социальных норм,так называемое социальное регулирование. Регулировать — значит направлятьповедение людей, их групп и всего общества, вводить их деятельность вопределенные рамки. Различают два вида социального регулирования —индивидуальное (упорядочение поведения конкретного лица, в конкретном случае) инормативное (упорядочение поведения людей с помощью общих правил — образцов,моделей, распространяющихся на всех, на все подобные случаи). Появлениенормативного социального регулирования послужило качественным толчком кстановлению (возникновению и развитию) права.
В первобытном обществе нормативнымсоциальным регулятором были нормы-обычаи — правила поведения, вошедшие впривычку в результате многократного повторения в течение длительного времени.Обычное право — система норм, опирающихся на обычай.
Нормы-обычаи были основаны наестественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизниобщины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных ииных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальнойдеятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы.[8]
В них переплетались, чётко непроступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.
Мононормы не давали преимуществодному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жесткорегламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы,необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представлялисобой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, посколькупервобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличногоот интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлениемсоциальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права.Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царствав человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.
В условиях общественной собственностии коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенностииндивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринималисьлюдьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведениясоблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силойобщественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членоврода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение,исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода иплемени и др.).
В первобытном обществе преобладалотакое средство охраны обычая, как «табу» — обязательный и непререкаемый запрет(например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков)[9].Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение ипозитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место вслучаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений исроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками водыи др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение впроцессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров,изготовления орудий и др.
Нормативные обобщения (запреты,дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулированияпервобытнообщинной жизни, — истоки формирования права.1. Причины происхождения права
Процесс возникновения государства иправа протекал при их взаимном влиянии друг на друга и вызван был одними и темиже причинами:
1. Потребностями экономическихотношений, которые складывались при наличии частной собственности, разделениятруда, товарного производства и обращения, необходимостью закрепления экономическогостатуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированныхэкономических связей, условий для экономической самостоятельности;
2. Необходимостью поддерживатьстабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальныхпротиворечий и конфликтов;
3. Организацией публичной власти,отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридическиенормы и обеспечивать проведение их в жизнь;
4. Превращением человека вотносительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нетразделения коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид невыделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются впроцессе развития общества.
Таким образом, возникновение правабыло связано с:
(1) качественным усложнениемпроизводства, политической и духовной жизни общества;
(2) обособлением личности какучастника общественных отношений со своими притязаниями на автономностьсуществования (социальную свободу);
(3) формированием государства,которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способныйвыполнить задачи:
а) обеспечить функционированиеобщества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытноеобщество, поддерживать в нем порядок и стабильность;
б) закрепить и обеспечитьиндивидуальную свободу автономной личности.
Выполнить такие задачи было не подсилу нормативным регуляторам первобытнообщинного строя — нормам-обычаям. Этуроль взяло на себя формирующееся юридическое право, определяющей чертойкоторого стала государственная принудительность.2. Признаки, отличающие нормы права от норм поведения впервобытном обществеНормы первобытного общества (нормы-обычаи)
Нормы государства
(нормы права) • по способу возникновения: — возникают постепенно в процессе совместной жизни. — устанавливаются государством • по волевой направленности норм: — выражают волю рода или племени — выражают государственную волю • по форме внешнего выражения: — находятся в сознании людей, существуют в неписаной форме — находят внешнее выражение в письменных правовых актах • по времени вступления в силу: — возникают и отмирают постепенно — вступают в силу или прекращают действие в строго установленном порядке, официальным путём • по способу обеспечения исполнения: — осуществляются в силу привычки, традиций; в случае нарушения принуждение исходит от рода — обеспечиваются принудительной силой государства Основные юридические источникиформирования права у разных народов мира
Можно выделить два пути формированияправа:
— посредством норм, исходящих отгосударства;
— посредством норм, исходящих отобщества (общин, иных социальных групп, например, купцов, религиозных объединений:церкви и т.п.) и поддерживаемых государством.
Первоначально право складывалосьпутем перерастания обычаев в правовые обычаи, которые записывались,объединялись в особые списки. В результате этогопоявилось обычное право — система норм, основывающихся на обычае, которая регулируетобщественные отношения в государстве, в определенной местности либо вэтнической или социальной группе.[10]
У разных народов мира обозначилисьразличные ведущие элементы социально-юридического содержания права: прецедент,религиозная норма, норма-обычай, закон, которые в ходе дальнейшего развитиянародов и государств привели к формированию отличающихся друг от друганациональных правовых систем и их типов. Типами (семьями) правовых системначали называть правовые системы государств, у которых преобладали общие черты,общие исходные элементы, в том числе общий источник (форма) права: закон(нормативно-правовой акт), судебный прецедент, религиозная норма, норма-обычай.
Первые письменные памятники правадревности (Законы Ману, Законы XII таблиц, Кодекс законов царя Хаммурапи и др.)и средневековья («Салическая правда», «Русская правда» и др.) состояли из нормобычного права, судебных прецедентов и прямых законодательных положений.
В первобытном обществе обозначилиськонтуры правосудной деятельности, при которой регулирование осуществлялось посхеме: норма (обычай) плюс индивидуальное решение (решение родовых собраний,старейшин, «судов»). Так постепенно формируются судебные прецеденты — решенияконкретных дел, которые в процессе повторения ситуаций приобретали значениеобразцов, моделей, становились общей нормой. Они стали предвестникамипрецедентного права — в Англии, США, Канаде, Австралийском Союзе(англо-американский тип правовой системы).
В странах континентальной Европы сразвитием письменности наряду с обычным правом возникают нормы права,установленные актами короля, князя, их чиновников, которые именуются законами(законодательное право) — во Франции, Испании, Австрии. ФРГ (романо-германскийтип правовых систем).
В странах азиатского континента(Иран, Ирак) важную роль в формировании права, наряду с обычаями, играли и досих пор играют нормы религии в религиозно-доктринальной интерпретации(религиозно-традиционные правовые системы).
В ряде государств Африки, ЛатинскойАмерики право формировалась на основе норм-обычаев и традиций общинного быта(традиционно-общинное право) — традиционно-общинные правовые системы.[11]
В настоящее время различают дваклассических типа правовых систем. Один — романо-германский или континентальный— (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.), где первенствует нормативно-правовойакт. Здесь право выступает преимущественно в форме закона. Второй —англо-американский тип или общего права (Англия, США и др.).[12]Здесь отдается предпочтение судебному прецеденту, т.е. судебному решению,посвященному конкретному делу, которое становится образцом, примером дляподобных же жизненных случаев. Кроме того, выделяют смешанный (скандинавские илатиноамериканские группы правовых систем) и традиционно-религиозный типыправовых систем. Последний тип разделяется на подтипы:дальневосточно-традиционный (основные группы — китайская, японская),религиозно-общинный (мусульманская, индусская, иудейская, христианская группы),обычно-общинный (африканская группа).
Причины и условия, вызвавшие к жизниправо, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако междумононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокаяпреемственность, чем между органами родового самоуправления и органамигосударства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи, расценивались какданные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право»,«правда». Наиболее ценные из них были санкционированы государством истали важными источниками права (обычным правом). Появление права во многомсвязано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своейобособленности, свободы. Право по сути своей выражает меру свободы иответственности в обществе. У индивидов, обладающих частной собственностью,появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но ипритязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полнореализовывать свои возможности в своих интересах. На определенном этапе человекперестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более илименее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут ужене совпадать с интересами общества в целом. В этой ситуации неопределенные инемногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функциейупорядочения отношений в обществе. Обычаи архаичны, они не способны решитьмногие коллизии развивающегося общества. К тому же лица-обладатели частнойсобственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили быих права и интересы. Все эти вопросы и должно решать право как особая системаформализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушенийдостаточно действенными средствами принуждения.
В процессе возникновения права можновыделить три способа (/>пути), которые приводят кформированию одного из основных источников права. Эти />путитаковы:
— Санкционирование обычаев.Государство санкционирует, т. е. разрешает действие, берет под свою защитуопределенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам,стоящим у власти. В результате формируется такой источник права каксанкционированный обычай — исторически сложившееся общее правило поведениялюдей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения иподдерживаемое силой государственного принуждения. Подчеркнем, государствосанкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны ивыгодны правящему классу.
— Юридическая (прежде всего судебная)практика. При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные(административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственныхпредставлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем приразрешении аналогичных конфликтов. Так формируется юридическая практика. Врезультате этого способа формирования права складывается такой источник правакак правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н.прецедентное право. Правовой прецедент — это решение суда по конкретному делу,которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешениианалогичных дел. Этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.
— Прямое нормотворчество государства.Для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядковгосударственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы идр.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силойгосударственного принуждения. В результате прямого нормотворчества государстваформируется такой источник права как нормативно-правовой акт.Нормативно-правовой акт — это официальный документ компетентногогосударственного органа, направленный на установление, изменение или отменунорм права.
Обратите внимание, способыформирования права и источники права — не одно и тоже. Способы формированияправа — это определенная деятельность, процесс создания того или иногоисточника права. Источники права — это формы выражения вовне правовых норм,определенные носители, в которых содержатся сформированные нормы права. Во всехэтих случаях речь идет о позитивном (объективном) праве, для него характернанеотъемлемая связь с государством. Как Вы могли заметить, все />пути/> формирования позитивного />права связаны с государством, именно государствопревращает раз-личные социальные нормы в правовые[13].Только после того, как некие правила санкционированы или сформулированыгосударством и взяты им под защиту государственного принуждения, они могутрасцениваться как правовые.
Связь права и государствафункциональная, они существуют вместе, поддерживая друг друга. Однако это неозначает, что право должно рассматриваться в качестве признака государства, какэто делается в некоторых учебных пособиях. Это очень сложный (и, возможно,неразрешимый) вопрос — что же первично, государство или право. В современномобществе они неразрывны.
В любом случае, право возникает,чтобы регулировать общественные отношения. Право — самый цивилизованный способразрешения социальных конфликтов. Его назначение — внести упорядоченность вобщественную жизнь, урегулировать значимые и потенциально-конфликтныесоциальные отношения. Право является регулятором общественных отношений. Наопределенном этапе развития общества социальные нормы родовой организации ужене могут справиться с функциями социальной регуляции в связи с существеннымусложнением общественных отношений и их динамизмом. На этом этапе формируетсяправо как особый вид социальной регуляции, обладающий рядом важных признаков,не характерных для мононорм родовой организации.
Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:
1. Общеобязательность: онораспространяется на всех, находящихся на территории данного государства.
2. Формальность, формальнаяопределенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенныеисточники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и,следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этомсамо содержание право-вой нормы приобретает четкость, определенность, чтопомогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлениемписьменных источников права, в которых по возможности определенно формулируютсяправовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организацииформальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, онисуществуют в устной форме.
3. В праве четко разграничиваютсяправа и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это не присуще, онивыступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в которомправа являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино. Вообще право,как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободныхиндивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Этавозможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих имопределенных прав и обязанностей.
4. Право поддерживается силойгосударственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения,который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к ихнарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ееобщественной властью.
Основными факторами,определяющими/> формирование права, являются:
o экономические, то есть материальныеусловия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различныхформ собственности, свободой предпринимательства;
политические. Большое влияние на формированиеправа оказывают политическая обстановка в стране, характер взаимодействияразличных слоев общества и групп населения, уровень активности политическихпартий, движений и общественных объединений;
социальные. Принципиальное значение присоздании новых юридических норм имеет также степень заботы общества игосударства о личности, ее интересах и потребностях, об охране и обеспечении ееправ и свобод;
национальные. В многонациональном государствепроцесс/> формирования права во многом определяетсявзаимоотношениями, формами сотрудничества между нациями и народностями,населяющими страну, заботой об их равноправии и свободном развитии,государственно-правовыми формами оформления их юридического статуса;
o внешнеполитические. Международное положениегосударства, уровень и характер взаимоотношений с другими государствами имеждународными организациями также оказывает существенное влияние направотворчество;
o идеологические. Идеологическая базаправа, правосознание граждан и общества в целом, степень его внедрения вобщественное сознание, правовые идеи, направленные на дальнейшее развитиезаконодательства также имеют существенное значение для правотворчества;
o организационно-волевые. Государство, возводясформировавшиеся правовые идеи в закон, непосредственно создавая нормы права,осуществляет юридическое оформление государственной воли через деятельностьорганов, правомочных издавать нормативные акты. [14]
Заключение
Подводязаключение своей работе “Происхождение государства и права”, можно сказать, чтогосударство и право существовали не всегда, а появились на определенном этаперазвития общества. Государственно-организованному обществу предшествовалпервобытнообщинный строй, при котором орудия производства были несовершенны, апроизводительность труда низкая. Чтобы обеспечить свое существование людидолжны были объединять средства производства и свой труд. В результате этого воснове жизни общества лежало общественная собственность на средствапроизводства, а распределение продуктов труда осуществлялись на началахравенства. Жизнь этого общества на ранних ступенях его развития строилась наначалах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню егоэкономического, социального, интеллектуального, культурного и духовногоразвития и зрелости самого человека.
Далее, в процессе долгого,неуклонного развития производительных сил, постепенно создаются предпосылки егоразложения. Первостепенную роль в развитии экономики и в переходе к качественноновому способу производства сыграло общественное разделение труда. Причинами,которые вызвали учреждение государства, являлось разложение первобытного строя,совершенствование экономики связанное с ростом производительности труда, ипоявление избыточного продукта, а также изменение в нормативном регулировании.
Ведь право, как особая системаюридических норм и связанных с ним правовых отношений возникло в историиобщества в силу тех же причин, что и государство. Вообще, из выше изложенногопонятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы исправедливости в человеческих взаимоотношениях, формировалось раньше, чемгосударство. С его возникновением, оно приобретает лишь новое качество. Оностановится правом, охраняемым государством, его принудительной силой.
Право не теряет при этом своихобъективных признаков, как регулятора общественных отношений, но приобретаетновые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.
Список используемой литературы:
1. Теориягосударства и права. Венгерова. 1995 г.
2. Общая теориягосударства и права. Алексеев. 1995 г.
3. Теориягосударства и права. Манов. 1995 г.
4. Теориягосударства и права. Марченко. 1987 г.
5. Теориягосударства и права. Храпанюк. 1995 г.
6. Полное собраниесочинений т. 39 “О государстве”.
7. К. Маркс., Ф.Энгельс. т. 21.
8. Историяпервобытного общества. Алексеев.
9. Скакун О.Ф.Теория государства и права. — Х., 2000.
10. Общая теорияправа. Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. — Нижний Новгород, 1993
11. Общая теориягосударства и права / Под ред. В.В.Лазарева. — М., 1994.
12. Основы теориигосударства и права / Под ред. А.С.Пиголкина. — М., 1988.
13. Теориягосударства и права / Под ред. С.С.Алексеева. — М., 1985.
14. Сурилов А.В.Теория государства и права. — К.—Одесса, 1989.