–PAGE_BREAK–Для ведения складского учета применяется книга складского учета, открывают в начале года. Все страницы в ней должны быть пронумерованы и на последней делается запись «в книге пронумеровано … страниц», подпись главного бухгалтера и печать.
Для каждого вида производственных запасов в книге отводится несколько страниц. Остаток ценностей на 1.01 записываются на основании данных книги складского учета прошлого года. Записи производят ежедневно строго по каждому документу на поступление и отпуск ценностей. После каждой записи о поступлении и расходованию материалов в книге выводят остаток. Заведующий складом должен иметь у себя образцы подписей лиц, которые распоряжаются отпуском материальных ценностей. Бухгалтер, который ведет учет материальных ценностей в бухгалтерии предприятия обязан периодически посещать склады, и присутствии кладовщиков проверять правильность записей, сделанных в книге складского учета и выведенных остатков.
Вместо книги складского учета на складах могут применятся карточки складского учета, которые выдают кладовщику под расписку. Они хранятся в специальных картотеках по видам материальных ценностей. На каждый вид материальных ценностей прикрепляют ярлык, на котором указывают наименование ценностей, номенклатурный номер, единицы измерения, цену и другие данные. В конце месяца все материально ответственные лица на основании книги или карточек складского учета составляют отчет о движении продуктов и материалов. В нем записывают наименование только тех материальных ценностей, по которым в течение месяца было движение в натуральном измерении. В отчете записывают остаток по каждому виду ценностей, цену, поступление ценностей по каналам, их использования и выводится остаток на конец месяца. В установленный срок в конце месяца заведующий складом предоставляет отчет о движении продуктов и материалов вместе со всеми первичными документами в бухгалтерию предприятия, где бухгалтер проверяет правильность выведения остатков и таксирует отчет (проставляет цену, рассчитывает суммы, проставляет корреспонденции). В связи с большим количеством наименования запчастей и ремонтных материалов к комбайнам и другой технике отчет о движении продуктов и материалов составляют только в стоимостном измерении без перечисления всех наименований запчастей.
Если в хозяйстве используют ведомости остатков, то бухгалтер вносит в них сальдо по каждому наименованию ценностей из отчета о движении продуктов и материалов. Отчет о движении продуктов и материалов и ведомости остатков являются регистрами аналитического учета материальных ценностей. Лекарства, в состав которых входят ядовитые вещества и которые хранятся на сельскохозяйственных предприятиях, подлежат учету в специальных книгах, пронумерованных, прошнурованных, скрепленной сургучной печатью и подписанных главным ветеринарным врачом и главным бухгалтером. Эту книгу хранят в сейфе вместе с лекарствами. Ежемесячно ветеринарный врач на основании накладных и счетов, рецептов составляет отчет о движении биопрепаратов и медикаментов в количественном и денежном выражении и предоставляет в бухгалтерию.
2.4 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ УДОБРЕНИЙ
Основанием для оприходования минеральных удобрений является товарно-транспортная накладная (форма ТТН-1), выписанная поставщиком в адрес организации, а для органических удобрений – требование-накладная (форма 203-АПК) (Приложение 2).
Поступившие минеральные удобрения от поставщиков заведующий складом должен взвесить и расписаться за количество и наименование принятых удобрений в товарно-транспортной накладной. Первые экземпляры товарно-транспортных накладных вместе с копией сертификаты на завезенную партию удобрений и другими документами по движению удобрений он сдает в бухгалтерию организации, а также составляют счет-фактура (Приложение 3).
Минеральные удобрения должны храниться на складах в соответствии с порядком, предусмотренным типовой технологией механизированных работ по применению минеральных удобрений в колхозах и совхозах, утвержденной Министерством сельского хозяйства.
На складах каждый вид удобрений размещают в отдельных отсеках, образуемых передвижными или сборно-разборными перегородками. Каждый отсек должен иметь постоянный номер и этикетку с названием удобрений и процентным содержанием питательных веществ. При хранении минеральных удобрений на складах и приспособленных помещениях необходимо соблюдать специальные правила. Хранение, подготовку и транспортировку аммиачной селитры, обладающей взрывными свойствами, следует осуществлять в порядке, предусмотренном правилами по безопасному складированию, хранению, перевозке, подготовке и внесению аммиачной селитры, утвержденным Министерством сельского хозяйства.
Органические удобрения – это не только источник питательных веществ для растений, но и при их систематическом применении – важное средство окультуривания почвы. Органические удобрения сельскохозяйственные организации добывают и вносят в землю в виде торфа, а также получают как побочную продукцию животноводства (навоз) от крупнорогатого скота, свиней, овец, кур, зверей и других животных. Побочную продукцию оприходуют по нормативной стоимости или в размере фактических затрат на ее уборку, транспортировку, включая стоимость подстилки.
Годовое накопление навоза зависит от способа содержания животных, количества и качества подстилки, корма, скармливаемого животным. Количество органических удобрений определяется по результатам фактического взвешивания, если имеется такая возможность, либо расчетным путем, исходя из количества поголовья содержащихся животных и норм получения навоза.
Списание удобрений производится на основании акта об использовании минеральных, органических и бактериологических удобрений и гербицидов (форма 206-АПК) (Приложение 4), составленного агрономом либо бригадиром после завершения работ, но не позднее окончания месяца. Акт утверждается руководителем организации или по его поручению главным агрономом.
Аналитические счета открываются по видам и наименованиям удобрений. Учитывают удобрения в физической массе с указанием содержания действующего вещества в местах хранения, в книге складского учета (карточках складского учета), а в бухгалтерии – в ведомости остатков сырья, материалов, топлива, в которой отражаются не только количественные, но и стоимостные показатели. Синтетический учет минеральных и органических удобрений ведется на субсчете 10-13 «Удобрения». Основные бухгалтерские записи:
1. Поступили от поставщиков удобрения, приобретенные за счет собственных заемных средств Дебет 10-13 Кредит 60
2. Оприходованы органические удобрения, поступившие от продуктивных животных Дебет 10-13 Кредит 20-2
3. Оприходованы органические удобрения, вывезенные с поля Дебет 20-1 Кредит 20-2
2.5 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МЕДИКАМЕНТОВ
Для получения высоких и устойчивых урожаев и борьбы с болезнями растений и животных сельскохозяйственным организациям необходимы минеральные и органические удобрения, а также средства защиты от различных заболеваний растений и животных. Минеральные удобрения и средства защиты от заболеваний животных сельскохозяйственные организации приобретают у поставщиков, а органические удобрения являются побочной продукцией отрасли животноводства.
Для лечения животных и ухода за ними используются ветеринарные препараты:
лекарства, биологические и иммунологические вещества, дезинфицирующие средства. Сельскохозяйственные организации имеют право использовать только те ветеринарные препараты, которые зарегистрированы Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Минсельхозпрода Республики Беларусь. Регистрации подлежат все ветеринарные препараты, применяемые в Республике Беларусь, что определено инструкцией о порядке регистрации ветеринарных препаратов в Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минсельхозпрода Республики Беларусь от 13.10.2005 №61.
Средства для защиты растений и животных могут приобретаться как за счет собственных средств, так и за счет привлеченных, а также за счет дотаций и бюджета, выделяемых в виде надбавок к закупочным ценам. Это установлено Инструкцией о порядке перечисления и отражения в бухгалтерском учете средств, выделяемых из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции.
Учет средств защиты растений.
В данное время для бoрьбы с болезнями растений и сорняками используется большое количество пестицидов. При этом в организациях могут использоваться не пригодные пестициды, хранение и использование которых ведет к загрязнению окружающей среды.
В соответствии с этими правилами первичному учету подлежат не переупакованные в порядке, предусмотренном настоящими правилами, не пригодные пестициды. Первичный учет не пригодных пестицидов ведется в книге первичного учета не переупакованных не пригодных пестицидов по предусмотренной указанными правилами форме. Данные в книгу учета не пригодных пестицидов заносятся по результатам первичной инвентаризации не пригодных пестицидов.
Количество хранимых не пригодных пестицидов, отражаемые в книге первичного учета. Определяется путем взвешивания либо иным способом, обеспечивающим достоверность результатов.
На основании данных книги первичного учета не пригодных пестицидов оформляется акт передачи не пригодных пестицидов для переупаковки, Акт передачи не пригодных пестицидов составляется ответственным за учет должностным лицом организации, на материальном балансе которой находятся не переупакованные не пригодные пестициды, и подписывается руководителем организации.
Поле сдачи не пригодных пестицидов акт передачи подписывает ответственное
лицо организации, ответственный за переупаковку не пригодных пестицидов. При этом оригинал акта передачи не пригодных пестицидов, а копия передается организации сдавшей не пригодные пестициды на упаковку.
В бухгалтерском учете на сумму переданных на переупаковку не пригодных пестицидов будет сделана бухгалтерская запись по Дебету субсчета 10-9 «Сырье, продукция и материалы, переданные в переработку на сторону» и Кредиту субсчета 10-14 «Средства защиты растений, животных и медикаментов».
Учет медикаментов.
Учет медикаментов имеет свои особенности. Их хранение должно быть организовано обособлено. Ответственным за учет и хранение медикаментов руководитель организации назначает приказом. Таким ответственным лицом чаще всего является главный ветврач. Особое внимание следует обратить на хранение лекарств, содержащих ядовитые и сильнодействующие вещества. Хранение наркотических средств и психотропных веществ должно осуществляться в помещениях, соответствующих требованиям по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации. Указанные средства выписываются со склада ветеринарному специалисту для использования в работе на период не более одного рабочего дня по рецепту и выдаются этому специалисту под роспись, произведенную в журнале. Не использованные ветеринарным специалистом в течение рабочего дня наркотические средства и психотропные вещества возвращаются им на склад и принимаются материально ответственным лицом под роспись. О времени выдачи ветеринарному специалисту наркотических средств и психотропных веществ и времени возврата их этим специалистом на склад производится соответствующая запись в журнале.
Наркотические средства и психотропные вещества, используемые юридическими лицами в ветеринарии, подлежат предметному учету в прошнурованных, пронумерованных и скрепленных печатью журналах.
Хранение ядовитых лекарственных средств, а также изготовление из них лекарств для ветеринарных целей на фермах сельскохозяйственных организаций запрещается. Такие лекарства хранят только в специальной фабричной или аптечной упаковке. Расфасовка, рассыпка, развешивание, переливание лекарств в другую тару или упаковку, также замена этикеток запрещается. Лекарства, содержащие сильнодействующие лекарственные средства, хранят в отдельных шкафах или ящиках под замком в помещении, предназначенном для хранения других медикаментов. Лица, ответственные за хранение ядовитых и сильнодействующих средств и веществ, назначаются приказом руководителя организации.
Медикаменты (за исключением спирта и содержащих ядовитые и наркотические вещества), включая готовые лекарства, а также перевязочные материалы, биологические препараты, дезинфицирующие средства списываются ветврачом по актам произвольной формы, составленным на основании записей амбулаторного журнала и утвержденным руководителем организации, общей суммой.
Спирт-ретификат, морфий, кофеин и другие, ядовитые и сильнодействующие средства списывают в количественном и суммовом выражении по каждому рецепту в отдельности, составленному ветврачом.
Приход и расход медикаментов и других лечебно-профилактических средств и материалов материально ответственные лица учитывают в количественном и суммовом выражении в карточках (книге) складского учета (Приложение 5).
Лекарства, в состав которых входят ядовитые средства, хранящиеся в сельскохозяйственных организациях, подлежат учету в специальных книгах. Эти книги должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и подписаны главным ветеринарным врачом и главным бухгалтером сельскохозяйственной организации.
Книгу учета и приходно-расходные документы на лекарства, содержащие ядовитые средства, хранят в шкафу, сейфе или ящике, в котором находятся лекарства, содержащие ядовитые средства.
Все документы по учету поступления, хранения, отпуска и расходования лекарств, содержащих ядовитые средства, группируют отдельно от документов на другие медикаменты и товары и хранят в условиях, гарантирующих их сохранность, в течение установленных сроков.
Ежемесячно ветврач на основании первичных документов (товарно-транспортных накладных, актов, рецептов) составляет отчет о движении продуктов и материалов (Приложение 6), который представляет в бухгалтерию. В отчете отдельно выделяют (в количественном и денежном выражении) спирт, морфий, кофеин и другие, ядовитые и сильнодействующие средства, а остальные медикаменты (в суммовом выражении) объединяются в следующие группы: биологические препараты, дезинфицирующие средства, прочие материалы.
Данные о расходе медикаментов и средств защиты животных в денежном выражении на основании отчета о движении продуктов и материалов группируются в разрезе объектов аналитического учета затрат на производство продукции животноводства в производственном отчете по животноводству.
Бухгалтерский учет медикаментов ведется на счете 10 «Материалы», субсчет 14 «Средства защиты растений, животных и медикаменты».
Учет ацидофилина, рыбьего жира и других ветеринарно-профилактических добавок осуществляется на субсчете 10-6 «Корма».
На субсчете 10-14 «Средства защиты растений, животных и медикаментов» отражается движение средств защиты растений и животных. Основные бухгалтерские записи по данному субсчету следующие:
1. Поступили от поставщиков средства защиты растений и животных и медикаменты, приобретенные за счет собственных и заемных средств. Дебет 10-14 Кредит 60
2. Поступил заем средствами защиты растений и животных и медикаментами. Дебет 10-14 Кредит 66
3. Списаны средства защиты растений и животных и медикаменты:
· на обработку посевов Дебет 20-1 Кредит 10-14
· на лечение продуктивного скота Дебет 20-2 Кредит 10-14
4. Возврат займов, полученных в виде средств защиты растений и животных и медикаментами Дебет 66 Кредит 10-14
2.6 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОПЛИВА
По группе 1 учитываются нефтепродукты по кредитным картам (карточках) на бензин, дизельное топливо и смазочные материалы. Заведующий нефтескладом или другие материально-ответственные лица количественный учет нефтепродуктов, отраженный в единых талонах (карточках), ведут в специальной книге учета движения талонов (карточек) и в установленные сроки составляют отчет о движении талонов (карточек).
продолжение
–PAGE_BREAK–