Производственная инфраструктура в экономике региона

Содержание
Введение
1. Теоретические основы исследования производственной инфраструктуры на региональном уровне
1.1 Понятие производственной инфраструктуры и ее место в системе общественного воспроизводства
1.2 Классификация производственной инфраструктуры
1.3 Система факторов, влияющих на формирование и развитие производственной инфраструктуры
2. Механизм совершенствования производственной инфраструктуры региона
2.1 Анализ условий функционирования производственной инфраструктуры региона
2.2 Оценка производственной инфраструктуры региона на основе трансакционных издержек
3. Практические рекомендации по совершенствованию
производственной инфраструктуры региона
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А. Классификация издержек основного производства, связанных с деятельностью производственной инфраструктуры
Приложение Б. SWOT-АНАЛИЗ производственной
инфраструктуры Ярославской области
Введение
Актуальность темы исследования связана с тем, что производственная инфраструктура обеспечивает воспроизводственный процесс необходимым комплексом условий, которые предназначены для коллективного использования участниками производственного комплекса. Она как разновидность «инфраструктуры материального производства», обладает высокой степенью актуальности для всего общественного производства, поскольку обеспечивает бесперебойность и эффективность расширенного воспроизводства ресурсов и ресурсообмена на различных уровнях управления.
Производственная инфраструктура современного промышленного комплекса имеет специфические черты: единое целевое назначение, межотраслевой характер обслуживания и функционирования, совместное потребление результата. Особенность функционирования производственной инфраструктуры проявляется в ее универсальном характере для всех участников исследуемого комплекса.
На пороге XXI столетия общемировой тенденцией стала экономическая регионализация – повышение роли регионов и территорий в хозяйственной жизни. Этот процесс может быть охарактеризован как децентрализация, поскольку речь идет о расширении прав и полномочий территориальных структур в хозяйственной деятельности, с одной стороны, и ресурсной базы для их осуществления – с другой. В развитии основного производства и процесса общественного воспроизводства в целом важным объектом регионального изучения является производственная инфраструктура региона.
Производственная инфраструктура региона – относительно самостоятельный фактор развития региональной экономики. В развитии производственной инфраструктуры регионов назрели противоречия, требующие своего разрешения. В частности, в последние годы обострилась проблема возрастающей энергодефицитности большинства регионов России.
Подключение новых или уже существующих производственных предприятий к электрическим сетям обходится настолько дорого, что это становится одним из ограничений развития производства. При этом значительная часть генерирующих мощностей простаивает из-за высокой степени износа и аварийности, их развитие требует разработки соответствующего финансово-инвестиционного механизма.
Научное обоснование основных направлений совершенствования управления развитием производственной инфраструктуры региона в условиях нарастающего кризиса становится все более актуальным. Решение вопросов эффективного развития производственной инфраструктуры региона будет иметь большое значение для теории и практики регионального управления.
Среди авторов, занимающихся проблемами развития производственной инфраструктуры в целом можно отметить В.Б. Акулова, В.Д. Андриянова, И.Т. Балабанова, О.С. Виханского, А.И. Демичева, С.А. Жданова, В.С. Кабакова, Г.Б. Клейнера, В.В. Кондратьева, А.И. Кузнецовой, С.А. Лочана, В.А. Мау, И.И. Мазура, С.Н. Носовой, А.Н. Петрова, Ю.Б. Порошина. Однако региональные аспекты производственной инфраструктуры не становились предметом самостоятельного системного изучения.
Объектом исследования является производственная инфраструктура как неотъемлемая часть воспроизводства в рыночной экономике.
Предметом исследования выступает система отношений между предприятиями производственной инфраструктуры и сферы материального производства региона по поводу спроса и предложения производственных услугу.
Целью работы является определение места и роли производственной инфраструктуры в функционировании региональной экономики, обоснование основных направлений ее развития и разработка практических рекомендаций по совершенствованию региональной производственной инфраструктуры.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:
– уточнить содержание производственной инфраструктуры как экономической категории на основе анализ природы ее возникновения и специфики функционирования в воспроизводственном процессе;
– рассмотреть систему факторов, влияющих на развития производственной инфраструктуры региона с точки зрения стимулирования и препятствий;
– проанализировать влияние факторов на функционирование производственной инфраструктуры с целью выявления проблем в процессе адаптации производственной инфраструктуры к рыночным условиям;
– разработать практические рекомендации по совершенствованию производственной инфраструктуры региона.
1. Теоретические основы исследования производственной инфраструктуры на региональном уровне.
1.1 Понятие производственной инфраструктуры и ее место в системе общественного воспроизводства.

В любой экономической деятельности производственная инфраструктура выступает в качестве сложной, многогранной, иерархической, комплексообразующей системы, обеспечивающей процесс производства.
Инфраструктура – это обязательный компонент любой целостной экономической системы. Она представляет собой составную часть общего устройства экономической жизни, носящую подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивает нормальную хозяйственную деятельность экономики.
Термин «инфраструктура» впервые нашел применение в исследованиях западных экономистов и имеет несколько вариантов объяснения своего происхождения.
Один из них привязывает происхождение инфраструктуры к строительному производству, отождествляя ее с фундаментом какого-либо строения, ее каркасом. Однако все исследователи признают, что инфраструктура является обязательным компонентом любой целостной экономический системы.
Роль инфраструктуры в процессе производства сложно недооценить. Она не просто формирует условия для реализации процесса промышленного производства, обеспечивая его необходимыми ресурсами, но и создает предпосылки для развития промышленных комплексов и предприятий, вовлеченных в данный процесс, стимулируя их к получению дополнительный прибыли за счет системных преобразований и использования результатов научно-технического прогресса.
Следует отметить, что единство в научном определении понятия «производственная инфраструктура» до сих пор отсутствует, а понятийно-терминологический аппарат этого явления окончательно не сформирован.
Сторонники первого подхода рассматривают производственный потенциал как сумму различных ресурсов без учета их взаимосвязей. Д.А. Черников пишет, что производственный потенциал характеризуется «совокупностью ресурсов без учета реальных взаимосвязей, складывающихся в процессе производства».[1, с.87]
Критиковать ресурсную позицию можно за упрощенный подход к определению дефиниции «производственный потенциал», поскольку каждая производственная система — это не набор различных ресурсов, а их взаимодействие. И вследствие такого взаимодействия достигается определенный экономический эффект.
Сторонники второй позиции трактуют производственный потенциал как совокупность ресурсов, которых достаточно для того чтобы произвести материальные блага, т. е. они принимают во внимание взаимодействие ресурсов в системе производства. В.Н. Свободин считает, что производственный потенциал представляет собой «совокупность совместно функционирующих ресурсов, обладающих способностью производить определенный объем продукции»[2]. С точки зрения данной позиции производственный потенциал рассматривается как совокупность производственных ресурсов обладающих определенными возможностями в системе производства материальных благ.
Осуществление ресурсного принципа предусматривает наличие не только максимального использования местных ресурсов (трудовых, водных, земельных, материально-сырьевых), но и одобрение возможных иностранных инвесторов на строительство совместных предприятий, утвержденное договорными взаимоотношениями.
Кроме ресурсного подхода, рассмотренного выше, существует результативный подход к определению понятия производственного потенциала. Его сущность заключается в представлении производственного потенциала как формы конечного результата производственного процесса, т. е. в форме объема создания материальных благ и реализации продукции. Так, Э.П. Горбунов под производственным потенциалом понимает масштабы производства общественного продукта и национального дохода.[3, с. 28]
Как отмечает М.Н. Тарасова, результативный подход может повлечь ошибочную оценку производственного потенциала. Известно, что в период экономического спада деловая активность падает, и масштабы производства также сокращаются в результате неполного использования имеющихся ресурсов.[4] Таким образом, определяя производственный потенциал какой-либо хозяйственной системы на фазе спада в экономическом цикле, можно получить результат ниже ее потенциальных возможностей.
Производственный потенциал — это совокупная способность производственных систем производить материальные блага и удовлетворять общественные потребности, обусловленная имеющимися ресурсами и эффективностью их использования.
Опираясь на определение производственного потенциала, можно считать, что потенциал производственной инфраструктуры региона (ПИР) — это совокупная способность составляющих производственной инфраструктуры региона обеспечивать развитие промышленности, на основе имеющихся ресурсов и эффективности их использования.
В отечественной практике наиболее широкое распространение получили две основные концепции, определяющие состав инфраструктуры:
– ограничительная, согласно которой в состав инфраструктуры входят лишь те компоненты, которые непосредственно обеспечивают функционирование экономики и прямо влияют на эффективность ее деятельности;
– расширительная, включающая в инфраструктуру практически все отрасли производственной сферы.
Однако в последнее время некоторыми авторами отстаивается подход, согласно которому и в России при определении состава инфраструктурных отраслей следует руководствоваться общепринятыми международными стандартами. В рамках этого подхода, состав производственной инфраструктуры определяется на основании разделов международной стандартной отраслевой классификации, в которые сгруппированы отрасли, обладающие близкими наиболее типичными особенностями производственной деятельности.
Активная роль производственной инфраструктуры на всех уровнях регионального хозяйства требует рассматривать ее как самостоятельный фактор регионального развития, а в плане проблемы комплексного развития – как фактор комплексного развития экономики региона.
С этой целью ее развитие и размещение должно рассматриваться как самостоятельная проблема в общей проблеме развития и размещения производительных сил региона, и она должна получить больше прав в плановых и предплановых документах развития регионального хозяйства.
Составляющие производственную инфраструктуру подсистемы характеризуются наличием ряда общих специфических свойств и признаков, вытекающих из цели и задач, стоящих перед ними:
– высокая фондо- и капиталоемкость объектов инфраструктуры, длительные сроки их создания и длительные сроки функционирования;
– достижение эффекта от функционирования производственной инфраструктуры вне ее самой – в отраслях производственно-хозяйственного комплекса страны и регионов;
– опережающий по сравнению с основным производством эффект развития производственной инфраструктуры;
– неделимость процессов производства и потребления продукции инфраструктуры, невещественный ее характер, невозможность ее накопления, хранения, складирования, что требует значительных резервных мощностей;
– пространственная региональная не взаимозаменяемость объектов инфраструктуры, т.е. необходимость ее повсеместного развития: территориальная концентрация элементов производственной
– инфраструктуры соответствует концентрации производства и населения;
– возможна функциональная взаимозаменяемость элементов производственной инфраструктуры: видов транспорта, транспорта и складов, транспорта и связи.
Инфраструктура, являясь одной из подсистем территориальной структуры хозяйства, несет запас инерционности, который реализуется в дальнейшем развитии пространственных структур. Инерционность не является, безусловно, отрицательным свойством, хотя ее проявление
Важнейшее направление регионального изучения производственной инфраструктуры – выявление диспропорций и определение рациональных отраслевых и территориальных пропорций с основным производством, что определяется тесной связью с одной из основных проблем развития любого региона – его комплексным развитием.
Общая характеристика места производственной инфраструктуры в составе производительных сил региона может быть определена по показателям ее численности занятых и основных фондов. Сравнение этих показателей с общероссийским уровнем позволяет дать оценку состояния (уровня развития и степени использования) производственной инфраструктуры конкретного региона, сопоставить ее с другими регионами страны, а в разрезе отдельных отраслей − выявить ее отстающие звенья.
Межотраслевые связи производственной инфраструктуры подчеркивают ее роль в функционировании основного производства в экономике региона, на долю которого приходится большая часть общего объема продукции производственной инфраструктуры, идущей на производственное потребление.
Обратные же связи с основным производством обусловлены поступлением средств и ресурсов на развитие и размещение по территории региона, составляющих производственную инфраструктуру отраслей.[5, с.165].
В последнее время все большее внимание специалистов-экономистов, экономистов-географов привлекает такая форма размещения производства, как промышленные узлы. Промышленные узлы в настоящее время стали предметом пристального внимания представителей различных наук: экономической географии, промышленного проектирования, размещения производительных сил, экономики и политической экономии. Размещение промышленного производства в форме промышленных узлов получило широкое развитие, как в России, так и за рубежом.
Исключительно важное значение отводится производственной инфраструктуре на этапе внутрирайонного развития и размещения производительных сил. Причина этому – всевозрастающая стоимость на экономические преимущества, связанные с наиболее полным и совместным использованием как ранее созданной, так и создаваемой (по перспективным планам) производственной инфраструктуры. Учитывая, что затраты в нее – это по сути дела единственный вид затрат, который может изменяться в пределах региона от пункта к пункту, то целесообразно рассматривать их в качестве критерия рационального внутрирайонного размещения производства. Его использованию отвечает предварительная (до разработки схемы развития и размещения объектов основного производства) вариантная проработка территориальной организации производственной инфраструктуры с учетом перспектив ее развития. Без этого невозможно достичь оптимальных отраслевых и территориальных пропорций в развитии основного производства и производственной инфраструктуры, и лишь такой подход отвечает понятию производственной инфраструктуры как фактору комплексного развития экономики региона.

1.2 Классификация производственной инфраструктуры.
Различные способы организации общественного производства определяют преимущественные способы управления деятельностью субъектов инфраструктуры. Так, характерной чертой экономики административно-командного типа является применение административно-командных способов управления субъектами производственной инфраструктуры, а для предприятий, находящихся в развитой рыночной экономике, — рыночных способов управления. В экономике переходного типа управление осуществляется преимущественно рыночно-административным способом управления.
По отраслевому признаку основного производства производственную инфраструктуру можно разделить на промышленную, сельскохозяйственную и строительную. В региональном аспекте для правильной дислокации субъектов ПИР важно определить не только структуру отраслей материального производства, но и географические особенности их размещения, с учетом природно-климатических условий региона. Так, например, учитывая большую протяженность Волгоградской области, причем с значительными разрывами между хозяйствующими субъектами, следует обратить особое внимание на строительную инфраструктуру, так как необходимо повышать плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, постоянно обеспечивая их ремонт.
Производственные услуги сторонних организаций и собственных подразделений хозяйствующих субъектов образуют внешнюю и внутреннюю производственную инфраструктуру. Внешняя производственная инфраструктура представлена услугами сторонних организаций. Внутреннюю производственную инфраструктуру составляют собственные вспомогательные подразделения предприятия. В системе холдингов, финансово-промышленных групп, производственных объединений встречается производственная инфраструктура смешанного типа, в которой сочетаются черты внутренней и внешней инфраструктур. Так, например, предприятие производственной инфраструктуры в системе холдинга одновременно является внутренним подразделением относительно материнской компании и внешним относительно дочерних фирм, пользующихся ее услугами.
По пространственной принадлежности субъекты производственной инфраструктуры можно классифицировать на магистральные, районные и локальные. Естественно» что инфраструктура материального производства в национальном масштабе, в масштабе отдельного района и отдельного предприятия или их группы будет резко отличаться по структуре входящих в нее субъектов.
Магистральная производственная инфраструктура — это инфраструктура национального значения, которая представлена системой отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование народнохозяйственного комплекса страны в целом.[5,с. 168]
В России ее развитию практически всегда отдавался приоритет и уделялось особое внимание в период существования социалистической экономики, поэтому этот вид инфраструктуры, в настоящее время, характеризуется большей степенью развития. Элементами производственной инфраструктуры национального масштаба являются действующая в стране Единая энергетическая система, сети железных, автомобильных, трубопроводных дорог, водных и воздушных путей, связь и т.д.
Значение производственной инфраструктуры на региональном уровне возрастает по мере повышения хозяйственной самостоятельности регионов, формирования крупных территориально-производственных комплексов и перехода от отраслевого к территориальному подходу в управлении субъектами производственной инфраструктуры.

1.3 Система факторов, влияющих на формирование и развитие производственной инфраструктуры.
По направлению воздействия, факторы, влияющие на формирование и развитие производственной инфраструктуры региона, целесообразно рассматривать в двух аспектах: стимулирующие и препятствующие. Блок природно-географических факторов включает в себя подгруппы природно-климатических, ресурсных, географических и экологических факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на систему производственной инфраструктуры. Как правило, влияние этих факторов относят к внешним факторам. Природно-климатические условия и ресурсный потенциал определяют структуру промышленного производства, сельского хозяйства, стоимость строительных работ, и, соответственно, определяется специфика отраслей, обслуживающих сферы материального производства. Так, например, в горных районах преимуществом будет пользоваться автомобильный транспорт, производственная инфраструктура горнодобывающей промышленности и животноводческих хозяйств. Степные районы привлекательны для развития воздушного, автомобильного и железнодорожного видов транспорта, а также для производственной инфраструктуры растениеводческих хозяйств, легкой, пищевой, химической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, машиностроительной промышленности и т.д. Экологические факторы оказывают воздействие на строительство очистных сооружений, и, соответственно, на производственную инфраструктуру, в которой они нуждаются.
Группа технико-технологических факторов отражает состояние технико-технологической базы предприятий производственной инфраструктуры. К примеру, материально-техническую базу связи во многих регионах России преимущественно составляет устаревшее коммуникационное оборудование, Экономические факторы, влияющие на производственную инфраструктуру, представляют наиболее значительный блок, который состоит из внешних и внутренних факторов.
Внешние экономические факторы целесообразно представить следующим перечнем:
1) многообразие форм собственности;
2) стабильность экономической системы и хозяйственных связей;
3) рыночная конъюнктура;
4) инвестиционная политика;
5) демонополизация экономики;
6) налоговая политика;
7) государственная поддержка;
8) состояние институциональной инфраструктуры;
9) состояние предприятий материального производства;
10) финансовая политика государства.
Группа внутренних экономических факторов в долгосрочном периоде, включает в себя следующие факторы:
1) величина общих и средних издержек;
2) реакция на изменение рыночной конъюнктуры;
3) эффективность использования всех факторов производства;
4) наличие собственных инвестиционных средств;
5) границы рынка сбыта.
Учитывая, что производственная инфраструктура относится к системам, в которых внутреннее состояние в большей степени определяется воздействиями внешней среды, далее наибольшее внимание будет уделено внешним факторам.
Среди внешних факторов, оказывающих непосредственное воздействие на производственную инфраструктуру, следует, прежде всего, выделить многообразие форм собственности. Предприятия с коллективной, государственной или частной собственностью должны существовать на равных правах в рыночной экономике. Адекватность формы собственности уровню обобществления труда и экономическим интересам субъектов способствует росту производительности труда, увеличению масштабов производства, насыщению рынка, увеличению рентабельности предприятий и их инвестиционной привлекательности, что, несомненно, будет выступать стимулирующим фактором развития производственной инфраструктуры.
В заключение первой главы можно сделать следующие выводы. В целом, производственная инфраструктура региона представляет собой систему отраслей, обеспечивающих функционирование комплекса экономики в целом. Отличительная особенность инфраструктуры состоит в том, что ее продукция не имеет вещественной формы, она выступает в виде услуг и неотделима от процесса ее производства и потребления, ее нельзя накопить и хранить. Все это характерно и для транспорта, который, хотя и относится к отраслям материального производства, продукции в вещественной форме не производит.
Осуществляемые им перевозки есть не что иное, как услуги, оказываемые производству и населению. Эти услуги неотделимы от самой инфраструктуры, и с прекращением его работы исчезает его продукция.
Еще одна особенность инфраструктуры заключается в том, что значительный эффект от функционирования и развития ее отраслей возникает за пределами этих отраслей, в тех звеньях, которые пользуются услугами инфраструктуры.
Эта особенность характеризует высокую значимость инфраструктурных объектов в формировании территориально-производственных комплексов. В общем виде ее роль в кластерах проявляется в следующем: оптимизация размещения и объемов производства продукции, совершенствование межпроизводственных связей, кооперирования, специализации и концентрации производства, ускорение оборота материальных ресурсов, рациональное использование созданных материальных благ, снижение запасов сырья, материалов и топлива, сохранение качества произведенной продукции, повышение степени удовлетворения социальных потребностей общества в целом.
Как важнейшая составляющая экономического кластера инфраструктура оказывает большое влияние на характер и экономические результаты производства. Этот признак инфраструктуры является наиболее важным, ибо именно он позволяет говорить об особом подходе к оценке эффективности инфраструктурной составляющей в региональных кластерах. Характерно для инфраструктуры и то, что возникающий за ее пределами эффект, как правило, не учитывается в экономических результатах деятельности других субъектов производства. Так, экономия денежных, материальных и трудовых ресурсов, получаемая в сфере базового производства за счет улучшения, например, транспортировки грузов, обычно не влияет на улучшение экономических показателей работы самого транспорта, а в ряде случаев может даже ухудшить их.
2. Механизм совершенствования производственной
инфраструктуры региона.
2.1 Анализ условий функционирования производственной инфраструктуры региона.
Анализ условий функционирования производственной инфраструктуры региона начинается с общей характеристики социально-экономического положения региона.
Характеристика социально-экономического положения региона включает:
1) Общую информацию о регионе с данными о географическом положении, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, основных отраслях экономики, главных транспортных магистралях.
2) Анализ социально-экономического положения региона на предшествующий трехлетний период по следующим направлениям:
– демографическая ситуация (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья населения, миграционное движение);
– Социальная сфера (образование, здравоохранение доходы культура и т.д., занятость, уровень преступности);
– уровень жизни населения и потребительская корзина);
– финансы (бюджет и налоги, внебюджетные фонды, межбюджетные отношения, финансовое положение предприятий);
– отраслевая структура экономики (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, связь и информатизация и т.д.);
– внешнеэкономическая деятельность;
– инвестиции (факт, тенденции);
– торговля;
– жилищно-коммунальное хозяйство;
– состояние окружающей среды, природные ресурсы.
Для объективной оценки социально-экономического положения набор анализируемых показателей следует расширить, а их среднедушевые (удельные) значения сравнивать с показателями регионов-соседей или регионов, сходных с субъектом Российской Федерации по специализации и типу хозяйства, а также с показателями по федеральному округу и Российской Федерацией в целом.
Анализ производственной инфраструктуры субъекта Российской Федерации рекомендуется завершить количественной характеристикой основных проблем, решение которых и должно составить основное содержание программы.
Особое внимание следует уделить институциональным и структурным проблемам, социальной сфере, межрегиональным связям с другими субъектами Российской Федерации.
Для количественной характеристики основных проблем развития производственной инфраструктуры региона целесообразно применять оценку обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно-энергетическими и т.д.).
Выявление основных проблем развития создает объективную основу для системного построения целей и задач программ регионального развития и позволяет распределить их по этапам программ.

2.2 Оценка производственной инфраструктуры региона на основе трансакционных издержек.
Для определения соответствия степени развития производственной инфраструктуры потребностям материального производства большое значение имеют трансакционные издержки, поскольку они позволяют оценить выгодность взаимодействия элементов в экономической системе. По этому поводу Р.Коуз, один из основоположников разработки категории трансакционных издержек, писал, что без понятия трансакционных издержек невозможно понять работу экономической системы, нельзя с пользой проанализировать многие проблемы и нет основания для определения политики. К сожалению, в настоящее время не существует единого понимания и единого определения трансакционных издержек.
С точки зрения автора, трансакционные издержки основного производства по поводу взаимодействия с субъектами производственной инфраструктуры представляют собой суммарные издержки, связанные с приобретением производственных услуг у сторонних организаций и содержанием собственных подразделений этой сферы, способствующих продвижению готовой продукции на рынке, с заключением контрактов и защитой своих прав при покупке данных услуг. Классификация издержек основного производства, связанных с деятельностью производственной инфраструктуры представлена в приложении А.

3. Практические рекомендации по совершенствованию производственной инфраструктуры региона.
Для оценки производственной инфраструктуры области проведем SWOT-анализ (Приложение Б).[ 7]
Анализ статистических показателей за 2010-2013 гг. приводит к неожиданному заключению: экономика Ярославской области в условиях кризиса эволюционирует быстрее, чем экономики большинства областей ЦФО. Те отрасли российской экономики, которые не имеют перспектив, умирают в нашей области быстрее, чем в соседних регионах; те отрасли и сферы деятельности, которым традиционно развиты в Центральной части России, демонстрируют в Ярославской области большие темпы, чем у соседей. В определенном смысле Ярославская область может служить моделью ближайшего будущего европейской части России.
В целях развития производственной инфраструктуры в Ярославской области уже более 10 лет действует практика подписания Соглашений социально-экономического партнерства между Администрацией области и хозяйствующими субъектами, которые играют большую роль в социально-экономическом развитии региона. Соглашения носят долговременный характер и направлены на увеличение налоговых поступлений в бюджет и создание стабильной социально-экономической ситуации в обществе.
Среди типовых задач, затрагивающих вопросы развития производственной инфраструктуры в программах экономического и социального развития Ярославской области, на наш взгляд, следует выделить следующие:
1) Реформирование промышленности для повышения ее диверсифицированности: устранение чрезмерной монопрофильности субъектов Российской Федерации; техническое перевооружение и модернизация предприятий, внедрение современных технологий по глубокой переработке сырья;
2) Развитие отраслей, ориентированных на обеспечение эффективного функционирвания агропромышленного комплекса(сельхозмашиностроение, производство оборудования для переработки продукции и др.) и глубокую переработку сельскохозяйственной продукции в целях производства товаров, конкурентоспособных на мировых и межрегиональных рынках.
3) Развитие транспортной инфраструктуры как основного связующего звена в межрегиональных связях.
4) Развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.
5) Обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства:
– внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий;
– повышение эффективности работы системы жизнеобеспечения;
– предотвращение возможных аварий экологического, техногенного характера.
6) Развитие приграничных и межрегиональных связей регионов и их интегрирование в российскую и мировую экономику, науку, культуру.
Выступая как субъект хозяйственных отношений, региональные органы управления обеспечивают свои интересы и одновременно создают условия для эффективного функционирования предприятий, улучшения инвестиционного климата региона.
Роль государства и местного самоуправления в развитии производственной инфраструктуры в муниципальных образованиях определяется адекватной региональной экономической политикой. Основными задачами такой политики, по мнению В.П. Сергеева, являются обеспечение концентрации ресурсов на приоритетных направлениях, создание необходимых условий для взаимовыгодной кооперации и стратегического партнёрства федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, науки, предпринимательских структур и других субъектов.
Результативность развития производственной инфраструктуры региона зависит не только от ее адекватности природным, историческим, экономическим, социальным и другим условиям региона и необходимого информационного обеспечения, но и от эффективности ее управления.
Совершенствование процесса управления региональной производственной инфраструктурой неразрывно связано с анализом модели ее управления. Это определяется тем, что развитие экономики региона, его социально-экономической системы в ближайшие годы после базисного периода в большей мере определено имеющимися мощностями производства, профессиональными кадрами и другими факторами воспроизводства, сложившимися в предшествующем периоде.
Для региональной экономики Ярославской области, чтобы достичь и удержать глобаль­ное конкурентное преимущество, требуется непрерывный инновационный процесс развития систем транспорта, энергосбережения, связи и пр., который, в свою очередь, требует внутреннего сотрудничества с целью повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.
Развитие производственной инфраструктуры Ярославской области является двойственным процессом: часть ее элементов развивается в условиях конкуренции, а часть представляет собой монополию и требует регулирования со стороны государства. Требуется проведение такой региональной политики в части управления развитием производственной инфраструктуры, которая будет способствовать решению не отдельных локальных проблем предприятий и отраслей, а экономики в целом, как единого комплекса на основе научно обоснованного подхода, и рассмотрения общих вопросов, стоящих на стыке их развития: вопросов организации взаимных поставок, инвестирования, использования объектов производственной инфраструктуры, создания единой научно-технической базы и т.д. Эта политика должна быть направлена на эффективное развитие инфраструктуры, в частности, на улучшение ремонта и обслуживания автомобильных дорог городского и регионального значения.
В этой связи в числе ключевых мероприятий, способствующих повышению эффективности проводимой политики в Ярославской области, должны быть определены следующие:
– снятие инфраструктурных ограничений;
– поддержка развития малого предпринимательства;
– создание институциональной и информационной среды;
– стимулирование внедрения современных технологий, формирование условий для развития НИР и НИОКР;
– развитие системы подготовки кадров.
Проведённый анализ развития промышленности в Ярославской области позволил выделить ряд проблем, оказывающих значительное влияние на промышленность Ярославской области:
– устаревание и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции, выпускаемой рядом промышленных предприятий Ярославской области, вызванные, с одной стороны, использованием краткосрочных стратегий развития предприятий региона, с другой – неясностью перспектив развития рынков и стратегических направлений государственной промышленной политики, а также невысокой инновационной активностью;
– высокая доля производства комплектующих и сырья и ограниченное производство конечной продукции, выпускаемой предприятиями региона. Подобное положение приводит к зависимости ярославских предприятий от действий конечных производителей и снижает рентабельность производства. Данная проблема усугубляется тенденцией перехода ряда контрагентов на использование комплектующих иностранного производства и создание совместных предприятий с иностранными производителями;
– производственно-технологическое отставание ряда предприятий области от конкурирующих иностранных производителей. Данная проблема складывается из нескольких факторов: физический (от 47 до 63 процентов, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области) и моральный износ основных фондов; отсутствие долгосрочных стратегий развития промышленных предприятий; использование устаревших иностранных технологий и оборудования;
– дефицит квалифицированных кадров в отдельных отраслях промышленности, отсутствие структурированного и открытого рынка трудовых ресурсов и несбалансированная структура рабочей силы. Решение данной проблемы имеет особое значение для долгосрочного развития промышленности региона. В условиях современной экономики, с учётом тенденции сокращения численности трудоспособного населения, повышение квалификации персонала, подготовка новых инженерных кадров, совершенствование системы мотивации сотрудников становятся одними из основных факторов обеспечения стратегической конкурентоспособности предприятий;
– недостаточный уровень взаимодействия между предприятиями региона, высшими учебными заведениями и научными институтами, а также субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими свою деятельность в сфере промышленного производства и научных исследований. Повышение уровня кооперации будет способствовать созданию на территории Ярославской области производственных кластеров, выпускающих востребованную конкурентоспособную продукцию;
– недостаточное вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в сферу промышленного производства. Структура малого и среднего предпринимательства в основном представлена сферой торговли и услуг.
Субъектов промышленной деятельности среди малых и средних предприятий очень мало, в основном они оказывают услуги и производят продукцию для крупных промышленных предприятий на условиях аутсорсинга. В средне- и долгосрочной перспективе данное направление необходимо развивать и усиливать в целях диверсификации экономики и стимулирования инновационной активности в промышленном секторе экономики.
Решение выявленных проблем возможно только при условии эффективного использования ресурсов субъектов промышленной деятельности и государственной поддержки со стороны региональных и федеральных органов исполнительной власти.
Основным документом, регламентирующим основные направления развития промышленности в Ярославской области является Концепция промышленной политики Ярославской области на 2011 – 2015 годы (далее – Концепция) разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год.
Целью Концепции является оценка состояния и основных тенденций развития промышленности области, определение целей, задач и основных направлений промышленной политики на средне- и долгосрочную перспективу, методов и механизмов реализации промышленной политики Ярославской области.
Целью промышленной политики Ярославской области является создание условий для сохранения и развития конкурентных преимуществ и активизации инновационной деятельности в промышленном секторе экономики Ярославской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– стимулирование разработки и выпуска высококачественной и конкурентоспособной на российском и мировом рынках продукции, улучшение потребительских свойств производимой продукции;
– создание условий для эффективной промышленной деятельности и внедрения инноваций, наукоёмких и ресурсосберегающих технологий, повышения производительности труда и снижения себестоимости производимой продукции;
– поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства;
– содействие внедрению субъектами промышленной деятельности передовых форм организации производства и систем менеджмента;
– содействие в подготовке, повышении квалификации и переподготовке кадров субъектов промышленной деятельности;
– содействие в реализации мероприятий, направленных на рациональное использование природных ресурсов.
Основной результат реализации Концепции – развитие конкурентных преимуществ и активизация инновационной деятельности в промышленном секторе экономики Ярославской области.
Еще одна проблемная тенденция развития промышленного потенциала Ярославской области – необратимая деиндустриализация. Она началась давно, сразу после распада СССР и проведения рыночных реформ. Сейчас трудно представить себе, что еще 20 лет назад в Ярославской области самой массовой социальной прослойкой были цеховые рабочие. 1990-е годы сократили численность промышленного персонала по меньшей мере вдвое. Постдефолтный промышленный подъем 1999-2003 годов временно приостановил эту тенденцию. Затем рост нефтегазовых доходов спровоцировал «голландскую болезнь» экономики и возобновил сокращение доли обрабатывающей промышленности. И, наконец, кризис 2008-2009 вынес окончательный приговор (падение обрабатывающих отраслей на 29,4% за январь-апрель 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г., 13-е место по ЦФО). Обрабатывающие производства генерируют 73,8% всех убытков реального сектора (2335,3 млн. рублей убытков за январь-апрель 2009 года по сравнению со скромной прибылью 67,2 млн. рублей за вполне благополучные январь-апрель 2008).
Стало очевидно, что ярославская крупная промышленность в прежних масштабах не восстановится никогда. Будут сохранены несколько «знаковых» машиностроительных и нефтехимических заводов, входящих в финансово-промышленные группы федерального масштаба. А в остальном перспективы есть лишь у тех производств, которые в силу отраслевых причин не имеют конкурентов на нашей территории (в частности, из-за дороговизны доставки, как, например, производители стройматериалов или некоторые пищевые предприятия).
Усилия региональных властей по спасению промышленности необходимы для смягчения кризисных явлений, но в долгосрочном плане бесперспективны. Имеет смысл переносить центр тяжести от помощи предприятиям на адресную социальную помощь; помогать не производителям, а покупателям и потребителям.
В стратегическом плане целесообразно содействовать наблюдаемым стихийным процессам переноса экономической активности в сферу малого предпринимательства. Никакая другая сфера деятельности не сможет обеспечить занятость сотен тысяч жителей области, высвобождающихся с постепенно угасающих крупных производственных предприятий.
Основные же перспективы развития промышленного потенциала Ярославской области связаны с разработкой и внедрением инноваций.
Так, Российская корпорация нанотехнологий, ОАО «НПО «Сатурн» и ОАО «Газпромбанк» подписали учредительные документы о создании совместного предприятия по производству монолитных инструментов с наноструктурированным покрытием – ЗАО «Новые инструментальные решения». Общий объем инвестиций в проект составляет 1 млрд. рублей, из которых 500 млн. рублей выделит Госкорпорация (по материалам пресс-службы РОСНАНО).
Создание ЗАО «Новые инструментальные решения» событие значимое и для нашей Корпорации РОСНАНО и для российской промышленности в целом. Речь идет о самом последнем уровне достижений науки и техники, примененном в конкретном бизнесе. Многослойное наноструктурированное покрытие является сердцевиной проекта.
«Инструмент, используемый сегодня в машиностроении для обработки твердых сплавов стоит очень дорого, и, к сожалению, его приходится закупать за рубежом. Предприятие будет ориентировано не только на потребности «Сатурна», но и на потребности рынка. Финансирование проекта будет осуществляться в два этапа: сентябрь 2008 – март 2009: утверждение проектной документации, создание и испытания опытного образца установки; апрель 2009 – март 2010: строительство производственного корпуса, закупка и установка оборудования, обучение персонала, начало производства.
Производственный комплекс будет располагаться в г. Рыбинск Ярославской области на производственной площадке НПО «Сатурн». Основной продукцией нового завода станет твердосплавный инструмент для обработки деталей авиадвигателей, а также для предприятий машиностроительных отраслей.
Ключевая технология проекта – нанесение наноструктурированных покрытий на инструмент – была разработана Курчатовским институтом в рамках федеральной целевой программы. Наноструктурированные покрытия увеличивают жизненный цикл инструмента в 2,5 раза.
Улучшение технических характеристик инструмента с нанопокрытиями приводит к существенному увеличению производительности труда и снижению себестоимости изготавливаемой продукции.
Область обладает солидным инновационным потенциалом.
Исторически в Ярославской области сложился мощный научно-образовательный комплекс, в который входят 9 вузов, 20 НИИ, конструкторские бюро и научные подразделения предприятий.
В настоящее время в ЯО количество малых предприятий в научно-технической сфере, связанных с:
– научными исследованиями и разработками составляет90 предприятий;
– использованием вычислительной техникой и информационными технологиями – 115 предприятий.
Казалось бы, при таких показателях, инновационная активность у малых предприятий должна быть на высоте.
Однако, по данным обследования Росстата, в 2005 г. из 807 малых предприятий инновационно-активными признано лишь 7 предприятий (1%). В 2003 г. из 721- 5 занимались инновациями. Из 337 крупных и средних промышленных предприятий области инновационно-активными в 2006 г. были признаны 29 организаций (8,6%).[6]
И здесь область отстает от среднероссийских показателей. В целом, в настоящее время промышленность области, как и всей России, не может считаться высокотехнологичной, поскольку затраты на НИОКР в ЯО составляют в среднем. 1,7-1,2%, в то время как, по критерию ОЭСР, к высокотехнологичным относятся отрасли, в которых такого рода затраты превышают 5% от объема реализации продукции.
То, что инновационный процесс, включающий получение новых знаний, их внедрение в производство и дальнейшую коммерциализацию является основой конкурентоспособности и дальнейшего развития предприятия, отрасли, региона является одним из основных постулатов современной экономики. Практически весь мощный технико-экономический прогресс развитых стран в последние 10-15 лет был осуществлен на базе инновационного развития.
В целом, Ярославская область восприимчива к инновациям, имеются условия и возможности для разработки и внедрения инновационных производств, однако, это требует как частных финансовых вложений, так и государственной административно-организационной поддержки.

Заключение
Значение управления производственной инфраструктурой возрастает с развитием производительных сил и необходимостью совершенствования производственных отношений, а также в результате совершенствования организационного и экономического механизмов, методики планирования с различным горизонтом управления, развития территориального хозяйства и социально-экономических отношений.
Производственная инфраструктура включает все отрасли или хозяйственно самостоятельные звенья, не входящие в состав производственных подразделений, организационно отдельно от них и обслуживающих собственно производство. Производственная инфраструктура включает все виды грузового транспорта и транспортного хозяйства в целом (железнодорожные станции, морские и речные порты, доки, депо, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов, промышленный транспорт и т.п.); линии электропередач, формирующих энергосистемы различного масштаба; совокупность взаимодействующих средств передачи и обработки информации; объекты, обеспечивающие рациональное использование природных ресурсов и других систем и сооружений, которые непосредственно не используются в производстве материальных благ, но без которых не может обеспечиваться нормальное производство.
Также следует отметить, что производственная инфраструктура – это совокупность материально-технических систем, обеспечивающих движение ресурсов и товаров в ходе промышленного и сельскохозяйственного производства. А наивысшей степенью развития производственной инфраструктуры является формирование государственного бюджета в финансировании проектов развития производственной инфраструктуры.
Как показывает опыт большинства экономически развитых стран, создание конкурентной среды и участие частного предпринимательства в деятельности экономической инфраструктуры, как правило, позволяет повысить эффективность в этой сфере экономики, что положительно отражается на качестве ее продукции и услуг и, в ряде случаев, усиливает их доступность потребителям.
В новых условиях в большинстве областей экономической инфраструктуры роль государства сводится к поощрению конкуренции между предприятиями негосударственного сектора, путем создания необходимых рыночных условий в этой сфере экономики, а также стимулирования приоритетных государственно-важных направлений производственного развития.
Производственная инфраструктура играет особую роль в экономической системе, решая текущие и перспективные социально-экономические проблемы региона, промышленного узла. Она создает эффективную основу для роста инвестиционного потенциала и способствует углублению интеграции российских регионов и промышленных узлов. В России создан значительный инвестиционный потенциал, учитывающий основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Однако в силу объективных и субъективных причин этот потенциал используется недостаточно эффективно, в силу чего не удовлетворяются постоянно возрастающие потребности национальной экономики. Во многом неэффективность использования потенциала определяется несовершенством форм организации производства. Одной из прогрессивных форм интеграции промышленного производства является промышленный узел, представляющий собой совокупность предприятий, расположенных на компактной территории и имеющих единую инфраструктуру.
В современных условиях производственная инфраструктура – важная характеристика степени экономической и производственной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей, как единый комплекс, выполняющий определенные функции и в процессе общественного воспроизводства, производственная инфраструктура – комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих нормальную деятельность социопроизводственной системы промышленного узла, производственная инфраструктура обеспечивает условия соединения и функционирования факторов основного производства.
Ярославская область – это крупный индустриальный регион с большим количеством предприятий, развитой инфраструктурой и удобным географическим положением. Этим определяется возрастающий с каждым годом интерес инвесторов к области.
Главное достоинство Ярославской области – сбалансированность структуры ее хозяйства, а также наличие «производств-стабилизаторов» (нефтепереработка, нефтехимия, автомобильная промышленность). В области имеются промышленные запасы торфа; действуют Угличская и Рыбинская ГЭС. Ярославская область привлекательна для инвесторов как своим местоположением – близостью к столице, – так и наличием хорошо подготовленных квалифицированных кадров, серьезных научных центров, таких как Ярославский государственный университет, Ярославский государственный технический университет, Ярославская государственная медицинская академия.
Главной отраслью промышленности области является машиностроение. На нее приходится половина всех работающих в промышленности и почти 40% выпускаемой продукции. Специализация машиностроения: электротехническая промышленность, химическое и нефтяное машиностроение, станкостроительная промышленность, приборостроение, судостроительная промышленность, дизелестроение, производство дорожных машин.
Множество предприятий области имеют федеральное значение и являются лидерами в своих отраслях.
В целом, Ярославская область – один из немногих регионов страны с устойчивой индустриальной экономикой несырьевого типа, обеспечивающей занятость, относительно высокие доходы и стабильное социальное развитие. С приходом нефтяного изобилия эти преимущества начинают размываться, в более выигрышном положении оказываются те регионы, которые либо живут на сырьевую ренту и ее перераспределение в столицу, либо получают от богатеющего государства все больше бюджетных средств в виде помощи бедным. Тем, кто не попадает в эти две группы, приходится рассчитывать в основном на накопленные преимущества и активы – индустриальные, инфраструктурные, человеческий капитал. Если в ближайшие годы область сможет совершить прорыв в привлечении инвестиций (этот процесс начался), и если импульс роста Московской агломерации расширится на прилегающие районы Ярославской области (этот процесс пока замедлен), она выдержит конкуренцию и закрепит свое положение в группе развитых регионов страны.

Список использованных источников
1. Черников Д.А. Эффективность использования производственного потенциала и конечные народнохозяйственные результаты // Экономические науки.- 1981.- № 10. С. 85-91.
2. Свободин В.Н. Производственный потенциал с/х предприятия и оценка эффективности его использования//Вестник статистики.-1984.- № 10.
3. Горбунов Э.П. Экономический потенциал развитого социалистического общества // Вопросы экономики.- 1981. № 9. С. 25-32.
4. Тарасова М.Н. Анализ подходов к определению категории «Производственный потенциал региона» // Вестник молодых ученых.- 2004.- №1.[электронный ресурс]: Режим доступа: URL:http://e-lib.gasu.ru/vmu/arhive/2004/01/76.shtml
5. Высоцкая Т.А., Лубнев Ю.П. Роль и место производственной инфраструктуры в региональном развитии. // Технологии управления. Науч.-практ. журнал.- 2001. -№ 1. С. 160-172.
6. Данные официальной сайта Ярославского областного комитета статистики: Режим доступа: http://www.yaroblstat.ru
7. Данные сайта Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике:[электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.komfed.ru/section_136/section_142/817.html
8. Курнышев В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. – М.: КноРус,2012. – 254 с.
9. Шабунина И.В. и др. Теория и практика региональной экономики: Учебное пособие/ И.М. Шабунина, О.А. Ломовцева, М.Ю.Трубин. – Волгоград: Издательство ВГУ.- 1996. -184 с.
10. Шаститко А.Е. Трансакционные издержки // Вопросы экономики -1997. -№7 -С. 65-76
11. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира / М.П. Комаров.- СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000.- 350 с.
12. Андреев А. В. Основы региональной экономики: учебник для вузов/А. В. Андреев. – М.: КноРус, 2012. – 334 с.
13. Букреев А.М., Левицкая Е.В. Промышленная политика, ее сущность, условия и цели формирования // Инвестрегион.- 2006.-№ 5.
14. Гринберг, Р.С., Сорокин, Д.Е. О промышленном развитии Российской Федерации // Экономика и управление,- 2008. – № 5. – С. 2-3.
15. Завадников В. О промышленной политике Российской Федерации // Общество и экономика. – 2007. – № 2-3. – С.5-39.
Приложение
Приложение А. Классификация издержек основного производства, связанных с деятельностью производственной инфраструктуры
Виды издержек
Форма издержек
Составляющие статьи издержек
Трансформационные издержки
издержки непосредственно связанные с обслуживанием технологического процесса производства продукции
издержки на электро-, газо-, водоснабжения, содержание транспорта внутрипроизводственного пользования на территории завода для обслуживания технологического процесса и др.
Внутрипроизвод-ственные трансакционные издержки
издержки непосредственно связанные с продвижение товаров на рынке собственными подразделениями хозяйствующего субъекта
расходы на содержание служб и отделов, отвечающих за продвижение товаров на рынке, такие как, содержание отдела маркетинга, транспортного цеха (за исключением транспорта внутрипроизводственного пользования на территории завода для обслуживания технологического процесса), собственных складских помещений, отчисления на финансирование НИОКР и др.
Внешние трансакционные издержки
все издержки непосредственно связанные с покупкой услуг сторонних организаций производственной инфраструктуры, способствующих продвижению товаров на рынке.
издержки на рекламу, связь, информационное обслуживание, оплата консалтинговых услуг, транспортных услуг, аренды, представительские расходы (последние включаются поскольку часть из них связана непосредственно с заключением договоров с субъектами производственной инфраструктуры, но в силу того, что выделить эту величину трудно мы будем использовать их в целом) и др
Приложение Б. SWOT-АНАЛИЗ производственной инфраструктуры Ярославской области

Возможности

Угрозы
1
2
3

1. Высокий научный и образовательный потен­циал региона.
2. Развитая финансовая и банковская система ре­гиона.
3. Развитая транспорт­ная и энергетическая инфраструктура.
4. Удобное географиче­ское положение региона.
5. Развитие системы индустриальных парков и перспективных инвестиционных площадок для привлечения прямых промышленных инве­стиций.
6. Значительный инвестиционный потенциал и действенная система государственной под­держки инвестиционной деятельности.
7. Политика Правитель­ства Ярославкой облас­ти, направленная на создание производст­венных кластеров.
8. Использование пере­дового зарубежного опыта, в том числе сис­тем менеджмента и ор­ганизации производства.
1. Переориентация предприятий – потреби­телей на иностранные комплектующие и соз­дание совместных пред­приятий с участием иностранных производи­телей.
2. Значительная доля промышленной продук­ции, производимой в ре­гионе, не является ко­нечным продуктом.
3. Часть выпускаемой в регионе промышленной продукции морально и технологически устарела.
4. Дефицит информа­ции и неясность пер­спектив развития рын­ков. Не развита система стратегического марке­тинга.
5. Неразвитость сис­темы поиска и внедре­ния новых технологий и разработок, рационали­заторских предложений.
6. Отсутствие чётко сформулированной го­сударственной (нацио­нальной) промышленной политики.
7. Действие устаревшей нормативно-технической документации.
8. Отсутствие совре­менных отечественных технологий в сфере про­мышленности.
9. Сокращение числен­ности трудоспособного населения области.
10. Дефицит долгосроч­ных инвестиционных ресурсов.
11.Низкая производи­тельность труда.
12. Высокая энерго- и ресурсоемкость про­мышленности, рост цен на сырье.
Продолжение прилож. Б.
Сильные стороны
Возможности/ сильные стороны
Угрозы/ сильные стороны
A. Развитая производст­венная база промышленности.
B. Наличие резервов производственных мощ­ностей и площадей.
C. Интеграция крупных промышленных пред­приятий в российские вертикально интегриро­ванные компании.
D. Развитый рынок сбыта и дистрибьютор­ская сеть. Известность брендов и торговых марок на рынке.
E. Наличие программ подготовки и переподго­товки кадров на ряде промышленных предприятий.
А + 1. Поддержание на качественном уровне производства сущест­вующих видов продук­ции.
А + 5. Возмож­ность кооперации крупных, средних и ма­лых предприятий при производстве продук­ции.
А, В + 2. Возможность использования кратко- и среднесрочных финан­совых ресурсов для осуществления текущей деятельности предприятия.
С + 5, 6. Привлечение инвестиций для реализа­ции масштабных проек­тов в рамках верти­кально интегрированных компаний.
D + 3, 4. Возможность сохранения существую­щих рынков сбыта продукции и создание возможностей для освоения новых рынков.
А, В + 9. Потребность в масштабных инвестици­онных ресурсах снижа­ется за счет использова­ния имеющихся мощностей, но не в полной мере.
С + 1. Вертикальная интеграция в рамках компании позволяет развивать производст­венные связи.
D + 1, 2. Наличие дист­рибуции и известность на рынке компенсирует угрозы переориентации на комплектующие ино­странного производства конечных потребителей, но не в полной мере.
E + 8. Развитие предпри­ятиями собственных систем подготовки и по­вышения квалификации работников.

Слабые стороны
Возможности /слабые стороны
Угрозы/ слабые стороны
А.Индивидуальная и зачастую краткосрочная стратегия развития про­мышленных предпри­ятий региона.
F.
А + 5. Поддержка ин­тегра­ции промышлен­ных предпри­ятий в производствен­ные кластеры.
В + 2. Использование привлеченных инвести­ционных ресурсов пред­приятиями региона для обновления производст­венных мощ­ностей.

А + 1, 2, 3, 4, 5. Необхо­димо создание системы средне- и долгосрочного прогнозирования и целеполагания развития промышленности.
В + 9, 10. Стимулирова­ние инструментов аут­сорсинга и субконтрак­тации.

Продолжение прилож. Б.

В. Высокий износ основных фондов (от 47 до 63 процентов), техноло­гическое и моральное устаревание.
С. Неразвитость дейст­венной системы менеджмента качества.
D. Низкий уровень мотивации персонала предприятий.
E.Медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции.
G. Недостаток инфор­мации и отсутствие опыта разработки документации, необходимой для получения государ­ственной поддержки.
H. Ограниченность научно-технического по­тенциала предприятий.
I. Недостаток нормативных правовых актов, определяющих основ­ные направления и ме­ханизмы реализации промышленной поли­тики.
C, D + 8. Создание инст­рументов для изучения и использования опыта за­рубежных стран в об­ласти внедрения систем менеджмента, мотива­ции персонала и органи­зации производства.
Е + 1. Содействие вовлечению научного потен­циала региона в про­цессы обновления мо­дельного ряда продук­ции предприятий.
Е + 7. Использование механизмов кооперации в рамках кластеров для освоения производства новых видов продукции.
F + 5, 6. Повышение информационной осведомлённости предприятий региона о формах и ус­ловиях государственной поддержки.
В + 5, 8, 9, 10. Стимули­рование использования новых технологий, вне­дрения рационализатор­ских предложений.
D + 6, 11, 12. Развитие системы мотивации пер­сонала для стимулиро­вания внедрения новых технологий, рационали­заторских предложений, повышения производи­тельности труда и снижения издержек произ­водства.
E + 1, 2, 4, 6. Стимули­рование освоения новой и (или) обновлённой продукции.
H + 6. Разработка и при­нятие региональных нормативных правовых актов в сфере промышленной политики и поддержки инновационной деятельности.