Производственная программа и производственная мощность предприятия

Содержание
Введение
1Понятие производственной программы
2Варианты производственной программы
3Показатели производственной программы
4Производственные мощности
5Проект производственных мощностей        
Расчетно-конструкторскаячасть
Заключение
Источникииспользованной литературы

ВВЕДЕНИЕ
Руководствопредприятием начинается с решения вопросов: что производить, сколько, по какойцене продавать?
 В новых экономическихусловиях, определяемых рыночными отношениями, предприятия организуютпроизводство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка иполучения прибыли.
Производственнаямощность является исходным пунктом планирования производственной программыпредприятия. Она отражает потенциальные возможности объединений, предприятий,цехов по выпуску продукции. Определение величины производственной мощностизанимает ведущее место в выявлении и оценке резервов производства.
Целью курсовой работыявляется изучить вопросы анализа технико-экономических показателей деятельностипредприятия, касающиеся программы выпуска продукции и производственноймощности, необходимые для выработки управленческих решений.
Главная задачавыработать предложения по повышению экономической эффективности производства вусловиях конкретного предприятия с учетом его отраслевых иорганизационно-экономических особенностей.
 

1 Понятиепроизводственной программы
Производственнаяпрограмма – основной раздел перспективного и годового бизнес-плана развитияпредприятия, в котором определяются объем изготовления и выпуска продукции пономенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражениях [1c.293].
Производственнаяпрограмма отражает основные направления и задачи развития предприятия вплановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями,профиль и степень специализации и комбинирования производства.
Основные разделыпроизводственной программы для предприятий, занятых производством материальногопродукта:
•        план попроизводству товарной (валовой) продукции;
•        план выпускапродукции на экспорт;
•        план поповышению качества продукции;
•        планреализации продукции.
При разработкепроизводственной программы основываются на потребностях народного хозяйства имирового рынка в продукции предприятия, общей рыночной ситуации, состоянииконкурентных предприятий и отраслей.
Формирование разделовпроизводственной программы осуществляется с применением балансового метода,позволяющего приводить в соответствие объемы планируемых работ и потребности наних, а также осуществлять расчеты обеспеченности производственной программыпроизводственными мощностями, материальными, топливно-энергетическими итрудовыми ресурсами.
Исходными данными приразработке производственной программы являются:
•        уставные видыдеятельности предприятия по производству и реализации продукции (работ, услуг);
•        результатыфактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;
•        данные поспросу на продукцию предприятия;
•        сведения орекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;
•        сведения одолях продукции в общем объеме ее выпуска за предыдущий период по уровнямкачества;
•        сведения обобъеме реализации продукции за предыдущий период по его периодам (месяцам,кварталам);
•        расчетыпроизводственной мощности предприятия;
•        прогрессивныетехнико-экономические нормы и нормативы;
•        решения высшихорганов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.
В упрощенном виде,результат подготовки производственной программы проявляется в ответах наключевые вопросы управления производственной структуры:
какие виды продукции ив каких количествах производить?
в какие сроки должнабыть готова продукция к отправке покупателю?
какого качества должнабыть продукция в планируемом периоде;
сколько дополнительнопредприятие может выпустить продукции, какого вида и качества в случаевозникновения срочных заказов;
каков нижний пределобъема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервацииили остановить для модернизации;
каковы должны бытьобъемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для ихудовлетворения [2].
 
2 Вариантыпроизводственной программы
Работа по составлениюпроизводственной программы имеет свои особенности для разных типовпроизводства.
Для единичного и мелкосерийногопроизводства производственная программа разрабатывается на основе графикаизготовления изделий в соответствии с утвержденными сроками сдачи продукциипотребителям. Календарный график запуска-выпуска изделий разрабатывается впорядке, обратном ходу технологического процесса, на основе длительности производственногоцикла по всем видам работ (испытание, сборка, механическая обработка, подачазаготовок).
Для серийногопроизводства планирование выпуска продукции на протяжении года производится сучетом незавершенного производства на всех стадиях производственного процесса иизменения номенклатуры запускаемых в производство изделий.
Массовое производствоосуществляется обычно поточным методом, и в связи с этим производственнаяпрограмма разрабатывается одновременно по предприятию и всем основным цехам, сразбивкой по кварталам и месяцам.
Несмотря на то, что поопределенным видам продукции сроки изготовления (сдачи) устанавливаются подоговорам с заказчиком, предприятие имеет возможность разрабатывать различныеварианты производственной программы выпуска продукции во времени в целяхдостижения полной и равномерной загрузки оборудования и рабочих мест. Числовариантов распределения (комбинации) выпуска изделий при любом типепроизводства может быть значительным. Наиболее целесообразные варианты можнополучить путем использования методов программирования [1, 294].
 
3 Показателипроизводственной программы
Основными показателямипроизводственной программы являются:
•        номенклатура,содержащая наименование продукции с указанием количества, качества и сроковсдачи;
•        товарнаяпродукция;
•        незавершенноепроизводство;
•        валоваяпродукция [1].
Приведенные вышепоказатели приводятся в учебнике Сафронова. Однако другие авторы отмечают ещеряд показателей. Например: Объем реализованной продукции, а также нормативнуючистую продукцию.
Объем реализованнойпродукции – используется для оценки результатов хозяйственной деятельности. Онотражает общий объем продукции, поступившей в народнохозяйственный оборот вданный период и оплаченной потребителем.
Он определяется какалгебраическая сумма объема изготовленной в этом периоде товарной продукции Т,остатков нереализованной продукции (в оптовых ценах предприятия), имевшихся напредприятии на начало года Р и на конец данного перила (года) Р и остатковотгруженных товаров, по которым срок оплаты наступил, а также товаров,находящихся на ответственном хранении у покупателей на начало Т и на конецпериода Т.
Р = Т + ( Р — Р ) + ( Т+ Т )                                 (1)
В объем реализуемойпродукции, включаются также изделия, вырабатываемые из сырья и материаловзаказчика, оплачиваемых предприятием — изготовителем, в том числе стоимостьсырья, материалов, оплаченных изготовителем.
Не включаются в объемреализуемой продукции:
•        Стоимостьвнутризаводского оборота, то есть стоимость изделий собственного производства,идущих на дальнейшую переработку внутри данного предприятия.
•        Выручка отнепромышленной деятельности.
План по объемуреализуемой продукции считается выполненным только при условии выполнениязаданий и обязательств по поставкам продукции в установленных номенклатуре иассортименте в соответствии с заключенными договорами и заказами внешнеторговыхорганизаций[ 4 ].
Определенные на основерасчетов размеры выпуска продукции в натуральном выражении еще нельзярассматривать как реальное задание по ее производству, т.е. какпроизводственную программу. Выпуск планируемого объема продукции предполагаетналичие соответствующих производственных мощностей [1 c.294].
Товарная продукция — готовая продукция, прошедшая все стадии обработки, удовлетворяющая требованиямГОСТ и ТУ, принятая службой технического контроля качества, упакованная котправке, сданная на склад поставщика и снабженная сдаточной документацией;
В состав товарнойпродукции в действующих и сопоставимых оптовых ценах предприятия включаетсястоимость продукции, входящей в состав валовой продукции, за исключением:
1.      Изменениеостатков полуфабрикатов собственного производства, а также изменения остатковпродукции вспомогательных цехов (специнструментов, штампов, моделей,приспособлений и т. д.);
2.      Измененияостатков незавершенного производства. Следует обратить внимание, что изделия,выработанные из сырья и материалов заказчика, включаются в товарную продукцию вдействующих ценах с включением стоимости сырья и материалов заказчика только втом случае, если они оплачены предприятием-изготовителем.
Объем товарнойпродукции (Т) — часть произведенной предприятием и предназначенной дляреализации потребителям продукции. Определяется:
Т = Т1 + Т2 + Т3 + Ф+Т4 ,                              (2)
Т1 — стоимость готовых(комплектных) изделий, реализованных на сторону;
Т2 — стоимостьполуфабрикатов своего производства и продукции вспомогательных цехов дляпоставки на сторону,
Т3 — стоимостьпродукции и полуфабрикатов, поставляемых своему капитальному строительству инепромышленным хозяйствам своего предприятия,
Ф — стоимостьоборудования, инструмента, приспособлений и т.д. общего назначения собственныхпроизводств, зачисляемых в основные средства данного предприятия,
Т4 — стоимость услуг иработ промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны или длянепромышленных хозяйств и организаций своего предприятия, включая выполненныеработы по капитальному ремонту и модернизации оборудования и транспортныхсредств своего предприятия [9].
Незавершеннаяпродукция.
Незавершеннымпроизводством считается продукция, не законченная изготовлением в отдельныхцехах, а также продукция, законченная производством, но не проверенная ОТК и несданная на склад готовых изделий.
Стоимость прироста(убыли) незавершенного производства в оптовых ценах определяется на основеданных прямого учета незавершенного производства в натуральном выражении ипрямой оценки в оптовых ценах. В зависимости от конкурентных условий методамипрямого учета могут быть инвентаризация остатков незавершенного производстваили подетально- пооперационный учет.
Валовая продукция — продукция всех видов и качества, выпускаемая предприятием вне зависимости отстепени ее готовности. В объем валовой продукции включают также выполненныеработы промышленного характера и производственные услуги.
Объем валовой продукции(ВП) включает весь объем работ, намеченный к выполнению в данном плановом периоде;
Определяется последующей формуле:
ВП = ТП – НП + НК,                               (3)
где НП, НК – остаткинезавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производствана начало и конец планового периода;
ТП – товарнаяпродукция.
В общем виде объемваловой продукции (В) в стоимостном выражении определяется как сумма товарнойпродукции (Т) и разности остатков незавершенного производства, инструмента иприспособлений на начало и конец планируемого (отчетного) периода:
В = Т + ( Нк – Нн ) + (Ик –Ин ),                                                  (4)
Нн и Нк – стоимостьостатков полуфабрикатов собственного изготовления, остатков незавершенногосоответственно на начало и конец данного периода (год).
Ин и Ик – стоимостьостатков инструмента специального назначения и приспособлений собственногоизготовления соответственно на начало и конец данного периода.
Валовая продукцияпредприятия исчисляется «заводскому методу», то есть не включает повторный счетпродукции отдельных чехов, предназначенной для последней переработки(использования) внутри данного предприятия.
Валовой оборотпредприятия (В) определяется как сумма стоимости валовой продукции,производимой всеми цехами данного предприятия.
В = В + В + В + В + … +В = В,                                (5)
В валовой оборотвключается вся продукция цехов независимо от степени ее готовности. Валовойоборот отличается от валовой продукции тем, что включает повторный счетстоимости полуфабрикатов, подлежащих дальнейшей переработке в рамкахпредприятия, то есть валовой оборот больше валовой продукции В на суммувнутризаводского оборота В.
Чистая продукция характеризуетвновь созданную стоимость. Показатель нормативной чистой продукции используетсядля определения темпов роста физического объема производства,производительности труда, планирования фонда заработной платы и контроля за егоиспользованием.
Норматив чистойпродукции представляет собой часть оптовой цены изделия, включающую заработнуюплату, отчисления на социальное страхование и прибыль. Норматив чистойпродукции (Ч) на конкретное изделие равен:
Ч = ЗП + К + П,                                                (6)
ЗП — заработная плата(основная и дополнительная) рабочих, включая отчисления на социальноестрахование в проектируемой ( плановой ) калькуляции себестоимости единицыпродукции,
К — коэффициент,характеризующий отношение заработной платы персонала, занятого обслуживанием иуправлением, к заработной плате производственных рабочих данного предприятия,
П — прибыль, подлежащаявключению в цену и норматив чистой продукции. Рассчитывается по нормативамрентабельности, утвержденным по прейскурантам продукции по отношению ксебестоимости за вычетом прямых материальных затрат (стоимости используемыхсырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий).
Объем нормативнойчистой продукции в планах и отчетах предприятия определяется прямым счетом :
1.      По готовойпродукции и другой продукции, планируемой в натуральном выражении – путемумножения объема производства в натуральном выражении по каждому виду изделияна норматив чистой продукции;
2.      По продукции,планируемой и учитываемой только в стоимостном выражении – путем умножения ееобъема в оптовых ценах (сметной стоимости ) на утвержденный по каждой группе ивиду продукции нормативный коэффициент чистой продукции. Указанные нормативныекоэффициенты характеризуют отношение объема чистой продукции к стоимостисоответствующей продукции, исчисленной в оптовых ценах;
3.      Понезавершенному производству продукции с длительным циклом изготовления – путемумножения изменения остатков незавершенного производства на нормативныйкоэффициент чистой продукции и прямым счетом по каждому виду продукции споследующим сложением результатов. Общий объем нормативной чистой продукции пообъединению определяется на основе данных, входящих в состав производственныхобъединений, единиц и отдельных предприятий [ 7 ].
Удельно чистаяпродукция предприятия ( Ч ) определяется как разность между товарной продукциейв оптовых ценах предприятия и материальными затратами на производство М, заисключением сумм амортизационных отчислений:
Ч = Т – М,                                               (7)
Состав материальныхзатрат, исключаемых при расчете условно чистой продукции, такой же, как приопределении показателя чистой продукции. Показатель условно-чистой продукциииспользуется главным образом для аналитических целей при расчете общейэффективности производства [ 8 ].
 
4 Производственныемощности
Производственнаямощность предприятия характеризуется максимальным количеством продукциисоответствующего качества и ассортимента, которое может произвести в единицувремени при полном использовании основных производственных фондов в оптимальныхусловиях эксплуатации.
Производственныемощности измеряются, в тех же единицах, в которых планируется производстводанной продукции в натуральном выражении (тоннах, штуках, метрах).
В течение каждогопланируемого периода производственная мощность может измениться. Основнымипричинами изменений являются:
— установка новыхединиц оборудования, взамен устаревших или аварийных;
— износ оборудования;
— ввод в действие новыхмощностей;
— изменениепроизводительности оборудования в связи с интенсификацией режима его работы илив связи с изменением качества сырья и т.п.
— модернизацияоборудования;
— изменения в структуреисходных материалов, состава сырья и полуфабрикатов;
— продолжительностьработы оборудования в течение планового периода с учетом остановок на ремонт,профилактику, технологические перерывы;
— специализацияпроизводства;
— режим работыоборудования (циклический, непрерывный);
— организация ремонтови текущего эксплуатационного обслуживания.
На величинупроизводственной мощности оказывают влияние следующие факторы:
1. Технические факторы:
— количественный составосновных фондов и их структура;
— качественный составосновных фондов;
— степень механизации иавтоматизации технологических процессов;
— качество исходногосырья.
2. Организационныефакторы:
— степеньспециализации, концентрации, кооперирования производства;
— уровень организациипроизводства, труда и управления.
3. Экономическиефакторы:
— формы оплаты труда истимулирования работников.
4. Социальные факторы:
— квалификационныйуровень работников, их профессионализм;
— общеобразовательныйуровень подготовки.
Производственныемощности бывают:
Теоретическая(проектная) мощность характеризует максимально возможный выпуск продукции приидеальных условиях функционирования производства. Определяется как предельнаячасовая совокупность мощностей средств труда при полном годовом календарномфонде времени работы в течение всего срока их физической службы. Этотпоказатель используется при обосновании новых проектов, расширенияпроизводства, других инновационных мероприятий.
Максимальная мощность —теоретически возможный выпуск продукции в течение отчетного периода при обычномсоставе освоенной продукции, без ограничений со стороны факторов труда и материалов,при возможности увеличения смен и рабочих дней, а также использовании толькоустановленного оборудования, готового к работе. Показатель важен приопределении резервов производства, объемов выпускаемой продукции и возможностейих увеличения, наращивания.
Экономическая мощность– предел производства, который предприятию невыгодно превышать из-за большогороста издержек производства или каких-либо иных причин.
Практическая мощность –наивысший объем выпуска продукции, который может быть достигнут на предприятии в реальных условиях работы. Часто практическая мощность совпадает сэкономической мощностью.
Плановаяпроизводственная мощность рассчитывается исходя из применяемых технологическихпроцессов, наличие парка оборудования, имеющихся производственных площадей каквеличин уже заданных, а объем выпуска продукции по планируемой номенклатуреявляется искомой величиной, устанавливаемой в условиях полного использованияресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.
Производственнаямощность — величина изменяющаяся под влиянием различных факторов.Рассчитывается применительно к определенному периоду времени. Мощностьопределяется на начало планового периода — входная мощность. На конец плановогопериода — выходная мощность, рассчитывается по формуле:
Мк= Мн + Мс + Мр+ Мо+Миз – Мв,                                          (8)
где Мк — мощность наконец планового периода;
 Мн — производст¬веннаямощность на начало планового периода;
Мс — ввод мощ¬ностей врезультате строительства новых, расширения действую¬щих мощностей;
Мр — прирост мощностивследствие реконструк¬ции;
Мо — увеличениемощности в результате технического пере¬оснащения и проведения другихорганизационно-технических мероприятий;
Мт — увеличение(уменьшение) мощностей вслед¬ствие изменения номенклату-ры продукции;
Мв — уменьшениемощности вследствие ее выбытия.
Кроме входной ивыходной мощностей определяется также ве¬личина среднегодовой мощности (Мср) поформуле:
Мср = Мн + ((Мс * Тс+Мр * Тр + Мо * То + Мнз * Тнз — Мв * Тв) / 12), (9)
где Тс, Тр, То, Тнз, Тв– сроки действия соответствующих мощностей с момента их введения и до концапланового года.
Производственнаямощность определяется по мощности ведущих цехов, агрегатов или участков.
Производственнаямощность рассчитывается по всему произведенному оборудованию, закрепленному заосновными цехами. Не учитывается при расчете мощности резервное (находящееся наконсервации) оборудование.
Режим работыпредприятия как важнейшее условие расчета производственной мощностиопределяется исходя из числа смен работы, продолжительности рабочего дня ирабочей недели. При этом различают календарный, режимный и действительный(рабочий) фонды — времени использования основных производственных фондов. Фондвремени равен количеству календарных дней в плане (периоде), умноженному на 24ч. Режимный фонд времени определяется режимом производства. Он равенпроизведению числа раб. дней в плановом периоде на число часов в рабочихсменах. Действительный (рабочий) фонд времени работы оборудования равенрежимному за вычетом времени планово-предупредительного ремонта, рассчитанногопо установленным нормам.
Для расчетапроизводственной мощности используются следующие данные:
— переченьпроизводственного оборудования и его количество по видам;
— режимы использованияоборудования и использования площадей;
— прогрессивные нормыпроизводительности оборудования и трудоемкости изделий;
— квалификация рабочих;
— намечаемыеноменклатура и ассортимент продукции, непосредственно влияющие на трудоемкостьпродукции при данном составе оборудования.
Эффективный фондрабочего времени оборудования определяется в зависимости от режима работыучастка (отделения, цеха).
Если производствоработает в непрерывном режиме, то эффективный фонд (Тнэф) рассчитываетсяследующим образом:
Тнэф = Ткал * ТППР –Ттехн, ( 11 )
где Ткал – календарныйфонд (длительность года, 365 дней или 8760 час.);
ТППР – время простоев впланово-предупредительных ремонтах, в час;
Ттехн – время простоевоборудования по технологическим причинам (загрузка, выгрузка, чистка, промывка,продувка и т.д.) в час.
В условиях непрерывногопроизводственного процесса максимально возможный фонд времени работыоборудования равен произведению календарных дней на 24 ч. в сутках.
Календарный, илимаксимально возможный, фонд является исходной величиной в учете времени работыи бездействия оборудования. Если из календарного фонда времени исключить частьрабочего времени между сменами и время нерабочих дней, то получится режимныйфонд времени.
Располагаемы фондполучают исключением из режимного фонда затрат времени на плановый ремонт ивремени на нахождение оборудования в резерве.
В периодическихпроизводствах и в непрерывных производствах с периодически работающимоборудованием мощность определяется по формуле:
 М = (Тэф / Тц) * Зс *bгп * а, (12)
 где Тц – времяпроизводственного цикла работы оборудования, час;
Зс – объем загрузкисырья на один цикл;
bгп – выход готовойпродукции из единицы сырья.
 Степень использованияпроизводственных мощностей характеризуется следующими коэффициентами:
1) общий коэффициент(Ко):
Ко = V / ПМср, (13)
 где V – фактическийили плановый объем производства продукции.
 2) интенсивныйкоэффициент (Ки):
Ки = Vсут / Мсут, (14)
 где Vсут –среднесуточный выпуск продукции;
Мсут – среднесуточнаяпроизводственная мощность предприятия.
 3) экстенсивныйкоэффициент (Кэ):
Кэ = Тф/п / Тр/ч, (15)
где Тф/п – фактическийили плановый фонд рабочего времени;
Тр/ч – расчетный фондрабочего времени, принятый при определении производственной мощности.
 

5 Проектпроизводственных мощностей
Планированиепроизводственных мощностей очень важно в достижении долгосрочного успехаорганизации. Как показывает опыт, слишком большие производственные мощностимогут быть не менее вредны, чем слишком маленькие [4].
При перспективномпроектировании развития мощностей предприятия широко применяется балансовыйметод. Задания по приросту и вводу в действие производственных мощностейопределяются в следующем порядке.
1. Уточняетсярассчитанная в балансе общая потребность в увеличении производственныхмощностей по годам.
2. Уточняется принятыйв плановых балансах максимально возможный размер прироста мощностей надействующих производствах по годам за счет технического перевооружения иреконструкции.
3. Определяетсянеобходимый размер новых мощностей за счет расширения действующих истроительства новых предприятий.
4. На основе вариантнойпроработки определяется перечень строек, которые
В плане развитияучитывается также уменьшение производственной мощности за счет измененияноменклатуры и ассортимента продукции (увеличение трудоемкости), выбытиямощности вследствие ветхости зданий, списания оборудования, исчерпания запасовполезных ископаемых и других природных ресурсов, передачи и продажи основныхфондов в установленном порядке. [1 c. 296].
Менеджеры предприятиядолжны исследовать измерения стратегии выбора производственной мощности передпринятием соответствующих решений:
1.      Выбор размеразапаса производственной мощности;
2.      Выбор времени иразмера расширения;
3.      Связываниерешений по производственной мощности с другими принимаемыми решениями.
1. Выбор размера запасапроизводственной мощности. Средний уровень использования производственноймощности не должен подходить слишком близко к 100 процентам. Запаспроизводственной мощности – это количество дополнительной производственноймощности, которую фирма сохраняет, чтобы справиться с внезапными увеличениями вспросе или временными потерями в производительности; она измеряет насколькосредний уровень использования меньше 100 процентов. Запас производственноймощности (ПМ зап) определится:
 ПМ зап = 100 % — ПМисп, (16)
где ПМисп – уровеньиспользования производственной мощности, %.
В бизнесе используютбольшие запасы производственной мощности, когда спрос подвержен значительнымизменениям. Большие запасы производственной мощности также необходимы, когда будущийспрос точно не определен, особенно, если низка гибкость ресурсов.
Аргумент в пользумаленьких запасов производственной мощности достаточно прост: замороженныеденьги, не участвующие в производстве.
2. Выбор времени иразмера расширения. Вторая проблема стратегии производственной мощности состоитв том, чтобы определить: когда ее расширять и насколько. Существует две крайниестратегии: экспансионистская стратегия, которая добавляет производственнуюмощность большими, но редкими порциями, и стратегия wait-and-see («ждать исмотреть» или «поживем-увидим»), которая делает эти добавки меньшими порциями,но более часто.
3. Связьпроизводственной мощности и других принимаемых решений. Решения о расширениипроизводственной мощности должны быть тесно связаны со стратегиями и операциямиво всей организации. Когда менеджеры принимают решения относительноместоположения, гибкости ресурса и оборудования, они должны рассмотретьвоздействие этого решения на размер запаса производственной мощности. Этотзапас предохраняет организацию от неопределенности так же, как и гибкостьресурсов и оборудования. Если система хорошо сбалансирована и сделано изменениев некоторой другой области принятия решений, то запас производственной мощноститоже может нуждаться в изменении, чтобы компенсировать это решение.
Существенна связь междурешениями о местоположении и производственной мощностью. Фирма, котораярасширяется, должна добавить новые участки производства и находить подходящиеместа для них, принимая во внимание, что часть старых мощностей придетсяустранить.
Из-за связи решения обизменении производственной мощности с другими функциональными областями,требуется осторожная интеграция планов. Следует использовать маркетинг длязнания особенностей рыночных сегментов и прогнозирования спроса. Финансовыйанализ необходим, потому что расширение требует существенных капиталовложений,которые должны быть взяты из чистой прибыли или получены из внешних источников.Анализ людских ресурсов требуется, потому что изменения производственноймощности ведут к найму и обучению новых рабочих, и могут также означатьболезненное сокращение производства и падение его объемов.
 Планирование вводадополнительных производственных мощностей рекомендуется осуществлять последующим этапам.
1. Оценить требуемуюпроизводственную мощность.
2. Вычислить разницумежду требуемой и доступной производственной мощностью.
3. Составить вариантыпланов ликвидации разрыва.
4. Качественно иколичественно оценить каждую альтернативу и сделать окончательный выбор.
Оценка требуемойпроизводственной мощности. Основа для оценки долгосрочных потребностей впроизводственной мощности – прогнозы спроса, производительности, конкуренции идолгосрочных технологических изменений. Прогноз спроса должен быть преобразованк численному виду, который может быть непосредственно сравнен с используемоймерой производственной мощности. Предположим, что производственной мощностивыражена как число доступных машин в операции. Когда только одно изделиепроизводится, число требуемых машин (механизмов) (М) можно вычислить, как:
 М = (D * p) / (N * [1-(C / 100)]), (17)
 где D – прогноз числаштук (клиентов) за год;
p – время изготовление(в часах на штуку или клиента);
N – общее количествочасов в год, в течение которых используется процесс;
C – желательный запаспроизводственной мощности.
Если выпускаютсянесколько изделий, необходимо дополнительное время для перенастройкиоборудования с одного изделия на другое. Общее время перенастройки оборудованиянаходится делением прогноза по штукам D на размер партии, которая дает числоперенастроек в год, и затем умножением на время перенастройки. Например, приежегодном спросе 1200 штук и среднем размере партии 100 получаем 1200/100 = 12перенастроек ежегодно. Затем суммируем времена изготовления и перенастроек.
Вычисление разницымежду требуемой и доступной производственной мощностью. Для вычисления разницымежду требуемой и доступной производственной мощностью требуется корректнаямера производственной мощности. Осложнения возникают, когда в процессеиспользуется несколько операций и видов ресурсов. Расширение производственноймощности некоторых операций может увеличивать общую производственную мощность.Однако если есть узкие места, производственная мощность может быть расширенатолько, если будет расширена производственная мощность операции узкого места.
Альтернативные планыликвидации разрыва в производственных мощностях. Один из возможных вариантов –ничего не делать («вариант 0») и терять заказы при спросе, который превышаеттекущую производственную мощность. Другие альтернативы – выбор временипроведения и масштаба добавления новой производственной мощности.Дополнительные возможности включают расширение в другом месте и использованиикраткосрочных решений типа сверхурочного времени, временных рабочих изаключения субподрядных договоров.
Оценка альтернатив. Наэтом заключительном шаге менеджер количественно и качественно оценивает каждуюальтернативу.
а) Качественная оценка.Менеджер должен оценить, как каждая альтернатива соответствует общей стратегиипроизводственной мощности и другим аспектам бизнеса, не охваченным финансовыманализом. Это вариант анализа типа «а что, если» позволяет менеджеру получитьидеи относительно значений каждой альтернативы перед заключительным выбором.
б) Количественнаяоценка. Менеджер оценивает денежные потоки для каждой альтернативы напрогнозируемый отрезок времени, и сравнивает их с вариантом, когда не делаетсяничего («вариант 0»). Денежный поток – это разница между доходами и расходамиорганизации в течение конкретного периода.
Расчетно-конструкторскаячасть
На деревообрабатывающемпредприятии «Гном» изготавливают мебель из натуральных материалов. На основанииданных своего варианта определите:
1.      Экономию отснижения себестоимости за второе полугодие и за год.
2.      Хозрасчетныйгодовой экономический эффект
3.      Срококупаемости капитальных вложений в мероприятия НТП
Вся суммаамортизационных отчислений и 40% чистой прибыли направлены на развитиепроизводства.
В результате внедрениямероприятий НТП со второго полугодия нормы расхода древесины снизились на 7%при повышении цен на древесину на 5%, квартальный объем производства исоответственно производительность труда повысилась в 1,2 раза без увеличениячисленности работников, заработная плата производственных рабочих выросла на6%, условно-постоянные расходы – на 3%.
Этапы решения:
1.      Составлениесметы затрат на производство и реализацию продукции (таблица 5). Стоимостьматериальных затрат определяется на основе цен приобретения и количестваизрасходованных материальных ресурсов. Фонд заработной платы определяется наоснове среднемесячной зарплаты, численности трудящихся и количества месяцев врасчетном периоде (в данном случае – квартал). Амортизационные отчисленияопределяют исходя из стоимости основных фондов, норм амортизации и количествамесяцев в расчетном периоде.
2.      Составлениекалькуляции (таблица 6)
Стоимость материальныхзатрат на технологические нужды определяется на основе норм расхода материалов,топлива, энергии и цен на них. Зарплата производственных рабочих определяетсяна основе сдельных расценок.
Коэффициент зарплатырассчитывается как отношение зарплаты производственных рабочих на весь выпускизделия к общей сумме зарплаты производственных рабочих на выпуск всех изделий.
Таблица 5. Сметазатрат, тыс. руб.
Экономические элементы затрат   Ценаприобретения, руб.
Израсходовано   Сумма,руб.
Древесина, м3     1500 545   817500
Клей, кг     60     59     3540
Лак, кг       100   680   68000
Эл. энергия, кВт 1       101500       101500
Зарплата    3500*50*3 –        525000
Отчисления вовнебюджетные фонды    525000 * 0,265   –        139125
Амортизация здания   400000*0,02*
2000
Машины    1100000*0,12*
33000
Прочие расходы                   15000
Итого затрат                         1704665
Кзп1 =100000/168000= 60%; Кзп2 =68000/168000=40 %;
 
Таблица 6. Калькуляциясебестоимости изделий
(таблица приложенаотдельным файлом)
3.      Ценообразование.
Оптовая ценапредприятия:
 
где Р – рентабельностьизделия, %
С – себестоимостьединицы продукции, тыс. руб./шт.
Изделие 1:
 руб.
Изделие 2:
 руб.
Отпускные цены:
 , Где Ст. НДС – ставканалога на добавленную стоимость.
Изделие 1:
 руб.
Изделие 2:
 руб.
Объем реализации воптовых ценах:
Vр=ЦрА*VA+ЦрБ*VБ
Где VA,VБ – объемреализации в натуральном выражении.
Vр=2232,03 * 500 +1897,8 *400= 1875135 руб.
4.      Формированиеприбыли.
Валовая прибыльопределяется по формуле:
Пв=Пр+Пврд
Где Пр – прибыль отреализации,
Пврд – прибыль отвнереализационной деятельности
Пр=Пп+Пк
Где Пп – прибыль поосновной производственной деятельности
Пк – прибыль покоммерческой деятельности (реализация имущества, товаров побочного производства).
Пп=Vр-Ср
Где Vр – объемреализации продукции, тыс. руб.
Пп=1875135 – 1704665 =170470 руб.
 
Где Ц прод и Цпок –цена продажи и цена покупки товара,
Vн – объем продаж внатуральном выражении. В нашем случае коммерче-ская прибыль равна нулю.
Прибыль от внереализационнойдеятельности:
Пврд=Па+Пб
Где Па – прибыль отсданного в аренду имущества
Пб – дивиденды поценным бумагам
Пврд= 30000
Итого валовая прибыль:
Пв= 170470 +30000 =200470 руб.
5.      Распределениеприбыли.
Налогооблагаемаяприбыль:
Пн=Пв-Нв
Где Нв – налоги,выплачиваемые из валовой прибыли (первоочередные платежи).
Пн= 200470 – 170470 *0,24= 200470 – 40912,8= 159557,2 руб.
6.      Капиталовложенияв развития производства,
5500+0,4*159557,2=69322,88руб.
7.      Снижениесебестоимости:
Изделие 1:
Экономия по материалам:
 
Экономия по зарплате иотчислениям с неё производственных рабочих:
 
Экономия поусловно-постоянным расходам:
 
Итого %ΔС=11+1+8=20 %
Са= 2029,126 * 0,2=405,8 руб.
Изделие 2:
Экономия по материалам:
 Экономия по зарплате иотчислениям с неё производственных рабочих:
 Экономия поусловно-постоянным расходам:
 Итого % ΔС=1,1+11+11,5=23,6 %;       Са=1725,255*0,236=407,16 руб.
8.      Экономия.
а) за второе полугодие,руб
2*405,8*600+407,16*480*2=877833,76;
б) годовая, руб
877833,76*2=1755667,5;
9. Срок окупаемостикапиталовложений
 10. Хозрасчетныйгодовой экономический эффект.
Эх= 1755667,5 –(0,15*69322,88)= 1745269,1 руб.

Источникииспользованной литературы
1. Экономикапредприятия: Учебник / Под ред. Проф. Н.А. Сафронова. – М.: «Юристъ», 1998. –584 с.
2. Производственныйменеджмент. Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. Под ред. проф.Ильенковой С. Д.
3. Экономикапредприятия: Учебник для вузов / Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук, О.В. Антонова идр.; Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 732 с.
4. Экономикапредприятия: Учебник для вузов/В.Я. Горфинкель, Е.М. Ку-приянов, В.П. Прасоловаи др.; Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Куприянова. – М.: Банки и биржи,ЮНИТИ, 1996. – 367 с.
5. Экономика/ Под ред. А. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 526 с.
6. СавицкаяГ.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП Экоперспектива,1997. – 498 с.
7. ПетровичИ.М., Атаманчук Р.П. / Производственная мощность и экономика предприятия. – М.,1990.
8. СергеевИ.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1997.- 176-179 с.
9. ЗайцевН.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998. Стр. 166-172.
10. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. Проф. О.И. Волкова, О.В.Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 601 с.
11. АгаповаТ.А., Серегина С.С. Макроэкономика: Учебник /Под общей ред. д. э. н., проф.А.Б. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:Издательство “Дело и Сервис”, 2001. – 448 с. – (Серия “Учебники МГУ им. М.В.Ломоносова”).
12. АмосоваВ. В. Экономическая теория: Учеб. для экон. фак-та техн. и гуманитар. вузов /В. В. Амосова, Г. М. Гукасьян.; Под общей ред. Г. М. Гукасьян. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2002. – 479с.
13. БорисовЕ.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для вузов / Общество “Знание” России.Центральный институт непрерывного образования. – М., 1997. – 476 с.
14. БункинаМ.К., Селинов А.М., Семенов В.А. Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательство “Дело и Сервис”, 2000. – 512 с.
15. ДобрынинА.И. Экономика: Учебное пособие / А.И. Добрынин, А.И. Салов. – М.: Юрайт-М,2002. – 302 с.
16. ЕлецкийН.Д. Экономическая теория: Учеб. пособие для вузов / Н.Д. Елецкий, О.В.Корниенко. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. – 396 с.
17. Экономика,Учебник / Под ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. – 2-еизд., перераб. И доп.- М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001. – 784с.
18. Экономика:Учеб. для вузов. А.Н. Нестеренко, С.Н. Ивашковский, С.С. Ильин и др.; Под. ред.А.И. Архипова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2001. – 784 с.
19. Экономика:Учеб. пособие для вузов по экон. специальностям. Под. ред. А.Г. Грязновой и др.– М.: ИНИТИ-ДАНА: Единство, 2001. – 822 с.