Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Факультет «Международные экономические отношения»
Кафедракоммерческой деятельности
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине:
«Логистикапроизводства»
Вариант 3
Выполнила:студентка гр. Л-81 (с), 4 курс
ЩелкуноваНаталья Андреевна
№ зачётнойкнижки: з-0823023
Хабаровск2009
План
1. Понятие о производственном процессе, его структура.Классификация производственных процессов
2.Значение, задачи и структура транспортного хозяйства, его организация
3. Последовательный, параллельный и параллельно-последовательныйвиды движения МР
4. Практическое задание
Список использованных источников
1. Понятие о производственном процессе, его структура.Классификация производственных процессов
Производственный процесс – совокупностьвзаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которыхисходные материалы превращаются в готовые изделия.
В зависимости от характера и масштаба выпускаемойпродукции производственные процессы могут быть простыми и сложными. Продукция,изготовленная на машиностроительных предприятиях, как правило, состоит избольшого количества деталей и сборочных единиц. Детали имеют разнообразныегабаритные размеры, сложные геометрические формы, обрабатываются с большойточностью, для их изготовления требуются различные материалы. Всё это усложняетпроизводственный процесс, который делится на части, и отдельные части этогосложного процесса выполняются различными цехами и производственными участкамизавода.
Производственный процесс включает как технологические,так и нетехнологические процессы.
Технологические – процессы, в результате которыхизменяются формы, размеры, свойства предметов труда.
Нетехнологические – процессы, не приводящие кизменению этих факторов.
По масштабам производства однородной продукцииразличают процессы:
ü массовые – прибольшом масштабе выпуска однородной продукции;
серийные – при широкой номенклатуре постоянноповторяющихся видов продукции;
ü индивидуальные –при постоянно меняющейся номенклатуре изделий, когда большая доля процессовносит уникальный характер.
Все производственные структуры предприятий можносвести к следующим типам (в зависимости от их специализации):
1. Заводы с полнымтехнологическим циклом. Они имеют все заготовительные, обрабатывающие исборочные цехи с комплексом вспомогательных и обслуживающих подразделений.
2. Заводы с неполнымтехнологическим циклом. К ним относятся заводы, получающие заготовки в порядкекооперирования от других заводов или посредников.
3. Заводы(сборочные), выпускающие машины только из деталей, изготовляемых другимипредприятиями, например автосборочные заводы.
4. Заводы,специализирующиеся на производстве заготовок определённого вида. Они имеюттехнологическую специализацию.
5. Заводыподетальной специализации, производящие отдельные группы деталей или отдельныедетали (завод шарикоподшипников).
Совокупность всей деятельности людей и использованияорудий труда, осуществляемых на предприятии для изготовления конкретных видовпродукции, называется производственным процессом.
Основной частью производственного процесса являетсятехнологический процесс, который содержит целенаправленные действия поизменению и определению состояния предметов труда. В ходе реализациитехнологического процесса происходит изменение геометрических форм, размеров ифизико-химических свойств предметов труда. Наряду с технологическим,производственный процесс включает также и нетехнологические процессы. К такимпроцессам относятся транспортные, складские, погрузочно-разгрузочные,комплектовочные и некоторые другие операции, процессы.
В производственном процессе трудовые процессысочетаются с естественными, в которых изменение предметов труда происходит подвлиянием сил природы без участия рабочего (например, сушка окрашенных деталейна воздухе, охлаждение отливок и т.д.).
Различают три типа производства:
ü массовый
ü серийный
ü единичный.
Массовым называют тип производства, или,проще, производство, характеризуемое большим объемом выпуска изделий непрерывноизготовляемых или ремонтируемых продолжительное время, в течение которого на большинстверабочих мест выполняется одна рабочая операция. При массовом производстве для каждойоперации выбирается наиболее производительное, дорогое оборудование, автоматы,полуавтоматы; рабочее место оснащается сложными, высокопроизводительными устройствамии приспособлениями, в результате чего при большом объеме выпуска изделийдостигается самая низкая себестоимость продукции.
Серийным называют производство,характеризуемое изготовлением повторяющимися партиями изделий. Размеры партий иколичество заготовок одновременно подаваемых на рабочее место могут бытьбольшими и малыми. Они определяют серийность производства. Различают производствокрупносерийное, среднесерийное и мелкосерийное. Чем крупнее партии, тем реже сменяемостьна рабочих местах, тем ближе производство приближается к массовому типу производстваи тем дешевле может быть выпускаемая продукция. В приборостроении крупносерийнымсчитается производство при объеме выпуска не менее 5 тыс. штук в год.Среднесерийное производство в интервале 1-5 тыс. штук в год. Мелкосерийное — доI тыс. штук в год. Эти цифры весьма условны. Более точно категорию серийности устанавливаютдля того или другого производства, завода, цеха, участка, пользуясь коэффициентомзакрепления операций — Кзо — по ГОСТ 3.1108-74.
Единичным называют производство,характеризуемое малым объемом выпуска одинаковых изделий, повторное изготовлениеизделий которых, как правило, не предусматривается. Здесь отсутствуетцикличность производства, свойственная серийному производству. Отсутствие повторяемостиизготовления ведет к поиску наиболее упрощенных путей изготовления продукции.Чаще всего так работают экспериментальные, ремонтные цехи и т.п. Рабочие здесь,как правило, высокой квалификации. Оборудование и оснастка — универсальные.Стоимость продукции — высокая.
Из рассмотренного выше видно, что тип производства взначительной степени влияет на технологические процессы изготовления деталей исборки изделий. При разной серийности для изготовления одной и той же деталивыбираются разные заготовки, применяется разное оборудование, оснастка,меняется структура технологического процесса. При этом изменяется и характерпроизводственного процесса.
Вид производства — это классификационная категорияпроизводства, выделяемая по признаку применяемого метода изготовления изделия иналичия технологической подготовки производства. Например: литейное, сварочное,механообрабатывающее, сборочно-регулировочное и т.п.
По своему значению и роли в производстве процессыподразделяются на:
1. основные;
2. вспомогательные;
3. обслуживающие.
Основными называются производственные процессы, в ходекоторых осуществляется изготовление основной продукции, выпускаемойпредприятием.
К вспомогательным относятся процессы, обеспечивающиебесперебойное протекание основных процессов. Их результатом является продукция,используемая на самом предприятии. Вспомогательными являются процессы поремонту оборудования, изготовлению оснастки, выработка пара и сжатого воздуха ит. д.
Обслуживающими процессами называются такие, в ходереализации которых выполняются услуги, необходимые для нормальногофункционирования и основных, и вспомогательных процессов (например, процессытранспортировки, складирования, подбора, комплектования деталей и т.д.).
В современных условиях, особенно в автоматизированномпроизводстве, наблюдается тенденция к интеграции основных и обслуживающихпроцессов.
Совокупность основных процессов образует основноепроизводство на предприятиях машиностроения. Основное производство состоит изтрех стадий: заготовительной, обрабатывающей и сборочной. Стадиейпроизводственного процесса называется комплекс процессов и работ, выполнениекоторых характеризует завершение определенной части производственного процессаи связано с переходом предмета труда из одного качественного состояния вдругое.
К заготовительной стадии относятся процессы получениязаготовок — резка металлов, литье, штамповка. Обрабатывающая стадия включаетпроцессы превращения заготовок в готовые детали: механическую обработку,термообработку, покраску и гальванические покрытия и т. д.
Сборочная стадия — заключительная частьпроизводственного процесса. В нее входит сборка узлов и готовых изделий,регулировка и отладка машин и приборов, их испытания.
В организационном плане производственные процессыподразделяются на простые и сложные.
Простыми называются производственные процессы,состоящие из последовательно осуществляемых действий над простым предметомтруда.
Сложный процесс — сочетание простых процессов,осуществляемых над множеством предметов труда.
2.Значение, задачи и структура транспортного хозяйства, его организация
Процесс изготовления продукции на предприятияхразличного типа сопровождается перемещением большого количества разнообразныхгрузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов.В течение производственного цикла все эти грузы подвергаются многочисленнымперемещениям и погрузочно-разгрузочным операциям, многократно увеличивающимобъем транспортных работ. На каждую технологическую операцию приходитсянесколько транспортных операций. Это обусловливает большие затраты натранспортные работы, которые составляют 10–30% косвенных расходов всебестоимости продукции, а численность транспортников составляет около 12%общего числа рабочих.
Внутризаводской транспорт является не только средствомперемещения грузов, но и орудием труда, организующим работу подразделенийпредприятия в заданном ритме или графике. Например, внутрицеховой транспортявляется неотъемлемым элементом технологического процесса производства. Имосуществляется перемещение обрабатываемых изделий между рабочими местами,участками и отделениями цеха в последовательности и ритме, заданных технологическимпроцессом. Транспортно-конвейерные устройства автоматических и поточных линийсущественно влияют на ритмичность их работы и длительность производственногоцикла. Велико значение транспорта и в своевременном обеспечении предприятияматериальными ресурсами, а также в реализации готовой продукции.
Таким образом, внутризаводское транспортное хозяйстводолжно решать следующие задачи:
ü своевременноеобеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг;
ü рациональнаяорганизация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов приминимальных затратах на транспортирование;
ü развитиетехнической базы и механизация всех трудоемких транспортных процессов.
Структура транспортного хозяйства определяется главнымобразом объемом грузооборота, особенностями грузов и объемом производства. Всостав транспортного хозяйства завода могут входить железнодорожный транспорт сподъездными путями и депо, колесный транспорт с гаражами и ремонтнымимастерскими, водный транспорт с причалами, подвесные дороги и т.д.
На крупных заводах с большим грузооборотом, требующимприменения всех видов транспорта, организуются специализированные цехижелезнодорожного, безрельсового (автомобильного) и водного транспорта.Транспортное хозяйство на таких заводах возглавляет транспортно-техническийотдел. На средних заводах создается единый транспортный цех, включающийнесколько участков по видам транспорта. Для мелких заводов с небольшимгрузооборотом, но требующим применения всех видов транспорта, создаютсяобъединенные транспортные хозяйства для нескольких предприятий. Эти хозяйствамогут создаваться при головном заводе или выделяться в самостоятельныетранспортные хозяйства ведомственного характера.
Транспортные цехи имеют в своем составе ряд служб иучастков. Так, железнодорожный цех имеет службу движения (эксплуатации), службутяги (подвижного состава), службу пути, службу погрузочно-разгрузочных работ.Цехи безрельсового транспорта обычно имеют службу эксплуатации (организацииперевозок) и техническую службу по поддержанию подвижного состава в исправномсостоянии. Транспортный цех (отдел) осуществляет планирование всех перевозок игрузовых работ, организацию производства перевозок, оперативное управлениеэксплуатацией транспорта и его ремонт, учет работы транспортного хозяйства.
На предприятиях используют различные виды транспортныхсредств:
· по сфереобслуживания – средства межцехового и внутрицехового транспорта;
· в зависимости отназначения и места действия – внешний (железнодорожный, автомобильный) ивнутренний;
· в зависимости отместа перемещения грузов – напольный (тележки, аккумуляторные тягачи и т.п.) иподвесной (конвейеры, кран-балки);
· в зависимости отрежима работы – транспортные средства непрерывного (конвейерные системы и т.п.)и периодического действия (автомашины, самоходные тележки и т.п.);
· по направлениямдвижения – транспортные средства для горизонтального (транспортеры, рольганги),вертикального (лифты, элеваторы и т.п.) и смешанного перемещения (краны,канатные и монорельсовые дороги);
· по уровнюавтоматизации – автоматические, механизированные, ручные;
· по видуперемещаемых грузов – транспортные средства для перемещения сыпучих, наливных иштучных грузов.
Способ транспортировки грузов может быть тарный ибестарный.
Тарный способ предусматривает транспортировку грузов в специальной таре(тазы, контейнеры, ящики и т.п.). Он обеспечивает хорошую сохранность груза,позволяет сократить время на погрузку и разгрузку, упрощает учет грузов вслучае использования мерной тары.
Бестарный способ применяется для навалочных, штучных,жидких грузов и при пневмотранспортировке. Этот способ не трудоемок, не требуетзатрат на тару и упаковку груза и может использоваться в том случае, когда невозникает опасений за повреждение продукции и снижение ее качества. Бестарныйспособ требует больших затрат на изготовление и монтаж транспортных устройств,но позволяет достичь высокой степени механизации и автоматизации операцийтранспортировки.
Техническая база транспортного хозяйства определяетсявидом транспортных средств и их техническим состоянием, приспособленностью кконкретным условиям грузопереработки, уровнем механизации транспортных работ.Транспортные хозяйства предприятий располагают железнодорожным, безрельсовым(автомобильным, тележечным), водным, механическим видами транспорта.
Кроме транспортных средств заводы располагают большойноменклатурой погрузочно-разгрузочных и подъемно-транспортных механизмов(механические лопаты, полиспасты, тали, домкраты, лебедки и т.п.). Этипростейшие устройства механизируют самые трудоемкие транспортные работы, обычновыполняемые грузчиками.
3. Последовательный, параллельный и параллельно-последовательныйвиды движения МР
Изготовление деталей в процессе производства, какправило, осуществляется не штучно, а различными партиями, что позволяетсократить вспомогательное и подготовительное время. Если детали запускаются впроизводство поштучно, одна за другой, то все технологические операции покаждой детали могут быть выполнены исключительно последовательно. При запуске впроизводство деталей партиями появляется возможность варьирования.
Поэтому обработку деталей можно осуществлять тремяспособами или видами движения MP: последовательным, параллельным ипараллельно-последовательным.
При последовательном виде движения каждая последующаяоперация начинается только после окончания изготовления всей партии предметовтруда на предыдущей операции.
При таком виде движения получается наибольшаядлительность производственного цикла и соответственно снижаются все производныетехноэкономические показатели: использование производственной мощности, объемнезавершенного производства, величина связывания оборотных средств,себестоимость продукции и др.
Чтобы сократить длительность цикла и достичьнепрерывности производственного процесса, применяют параллельно-последовательныйспособ. Его сущность заключается в разделении всей обрабатываемой партии натрансфертные (передаточные) партии. Подбор транспортных партий позволяетдобиться непрерывности выполнения операций над партиями деталей, чтообеспечивает возможность максимальной загрузки оборудования и рабочих.
При организации параллельно-последовательного движениявозможны два варианта сочетания операций:
а) последующая операция продолжительнее предыдущей;
б) последующая операция менее продолжительна, чемпредыдущая. Может быть и равенство операций.
Еще больше сократить технологический цикл можно,используя параллельный вид движения предметов труда по операциям, суть которогозаключается в том, что транспортные партии или отдельные детали передаются наследующие операции сразу после их обработки на данной операции, что исключаетпрослеживание деталей. Однако по причине продолжительности отдельных операцийна соответствующих рабочих местах образовываются простои оборудования ирабочих. Возникает проблема заполнения перерывов другими работами, что невсегда возможно, поскольку другая работа, как правило, требует переналадкиоборудования.
Единственным вариантом, когда процесс идет непрерывнона всех рабочих местах, является тот, при котором продолжительности всехтехнологических операций либо равны, либо кратны друг другу. Кратностьпродолжительностей операций позволяет уравнять их путем увеличения насоответствующих операциях числа рабочих мест. Поэтому параллельный способобычно применяется в крупносерийном и массовом производствах поточного типа.Последовательный вид движения используют в единичном и мелкосерийномпроизводстве при технологическом принципе создания цехов и участков, апараллельно-последовательный — в серийном и массовом производстве, а также вединичном и мелкосерийном в условиях гибких автоматизированных производств.
4. Практическое задание
Рассчитайте длительностьпроизводственного цикла при параллельно-последовательном способе изготовления партиидеталей, если размер партии 200 шт.
Деталь обрабатывается на четырехоперациях. Трудоемкость обработки детали приведена в табл. 1. Размерпередаточной партии 50 шт.
Таблица 1 — Характеристикатрудоемкости деталиПараметр Операция процесса 1 2 3 4
Тшт. мин 3 2 5 4 Тпз. Мин 20 20 30 30
Найдемдлительность цикла по формуле:
/>
Т =200 (14) – (200 – 50) (3+5+5) +(20+20+30+30) = 950 мин.
Вывод:длительностьпроизводственного цикла при параллельно-последовательном способе изготовления партиидеталей составит 950 мин.
Список использованных источников
1. Гаджинский A.M. Логистика. — М.: Транспорт, 1999. — 227 с.
2. Гудков В.А., Миротин Л.Б., Ширяев С.А., Гудков Д.В. Основылогистики: Учебник для вузов. — М.: «Горячая линия — телеком», 2004. — 351 с.
3. Калачева А.П. Организация работы предприятия. — М., 2000. –431 с.
4. Новицкий Н.И. Организация производства на предприятиях. – М.:«финансы и статистика», 2001 г. – 392 с.
5. Основы логистики: учебное пособие / Под редакцией МиротинаЛ.Б. и Сергеева В.И. — М.: ИНФА-М, 1999. — 200 с.
6. Организация производства и управление предприятиями: Уч. ТуровецО.Г. и др. — М.: Инфра — М, 2002 г. – 528 с.
7. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планированияпроизводства на предприятии. М., 2000 г. – 544 с.
8. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И.Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 416 с.