Производство и спрос на экономические ресурсы

Содержание:
Введение………………………………………………………………..…………..……….…3
1.         Экономические ресурсы
и факторы производства …………………………………………………………..…4
1.1.Основные понятия и определения.……………………………………………….4
1.2. Значениеформирования цен на ресурсы …………………………………………………7
1.3. Сложности в образовании цен на ресурсы……………………………………………….8
1.3.1.Особенности формирования  цен на  факторы  производства
 в условияхсовременной России ……………………………….………….………..8
            2.         Спрос  на ресурсы в  соответствии с теориейпредельной производительности
            2.1. Спрос на ресурсы как производный спрос………….……………………..……11
2.2. Предельныйпродукт в денежной форме (MRP)…..…………………………….11
2.3. Правилоиспользования ресурсов: МRP = MRC……….……………………..…13
2.4. МRP — это графикспроса…………………………………………………..…..13
            2.5. Cпрос на ресурс в условиях несовершенной конкуренции ….……………….15
2.6. Рыночныйспрос на ресурс………………………………………………………17
3. Изменения в спросе на ресурс ……………………………………………………………17
3.1. Изменения вспросе на продукт…………………………..……………………..18
3.2. Изменениепроизводительности………………………………….……………..18
3.3. Цены надругие ресурсы………………………………………………..………..19
4. Эластичность спроса на ресурс…………………………………………………………..21
            4.1. Коэффициент снижения МР…………………………………………………….22
            4.2. Легкость ресурсозамещения…………………………………………………….22
4.3.Эластичность спроса на продукт……………………….……………………….23
4.4. Соотношениеиздержек на труд и общих из­держек……………………………23
5. Оптимальное соотношение ресурсов……………………………………………….…..24
            5.1. Правило наименьших издержек…………………………………………….…..24
            5.2.Правило максимизации прибыли………………………………………………25
Заключение:…………………………………………………………………………………..28
Списоклитературы…………………………………………..………………………30
ВВЕДЕНИЕ
 
Производство — это деятельность человека, посредствомкоторой он удовлетворяет свои потребности. Ведь природа не предоставляет человекунеобходимые ему блага. Их надо производить. Вот почемупроизводствоесть объективная необходимость.
Потребности человека принято делить на «материаль­ные»и «духовные». Разумеется, это очень приблизительное деление, однакооно верно отражает «естественные» и «социальные» началажизни человека. Не надо только думать, что удовлетворение духовных потребностейменее хлопотно, чем материальных, — они также обеспечиваются всейиндустриальной мощью современного общества.
Потребности человека безграничны и постоянно рас­тут. Вэкономической теории эту тенденцию представляет “законвозвышенияпотребностей”. Рост потребностей пос­тоянно подстегиваетпроизводство.
Итак, назначение производства — удовлетворение пот­ребностей человека и общества. Достигается это в ходевзаимодействия человека и природы. А поскольку активной стороной(«субъектом») в таком взаимодействии выступает человек, то мы можемсделать еще одно важное уточнение:
производство — это процесспреобразования природы чело­веком, — животные приспосабливаются к природе, человек жеподчиняет ее себе.
1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ И ФАКТОРЫ ПРИЗВОДСТВА
  1.1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 
 Ресурсы призводства — это совокупность техприродных, а социальных и духовных сил, которые могут быть использованы впроцессе создания товаров, услуг и иных ценностей.  В экономической теорииресурсы принято делить на
четыре группы:
1) природные — потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы ивещества, среда которых различают «неисчерпаемые» и«исчерпаемые» (а в последних — «возобновляемые» и«невозобновляемые»);
2)материальные – все созданныечеловеком («рукотворные») средства производства, которые самиявляются ре­зультатом производства;
3)трудовые — население в трудоспособном возрасте которое к«ресурсном» аспекте обычно оценивают по трем параметрам:социально-демографическому, профессиональ­но — квалификационному и культурно — образовательному;
4)финансовые — денежные средства, которые общество в состояниивыделить на организацию производства.
Значимость отдельных видов ресурсовизменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, от нее — кпостиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритетпринадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном — материальным, в постиндустриальном- интеллектуальным и информацион­ным ресурсам.
Природные, материальные и трудовыересурсы присущи любому производству поэтому они получили название  «базовых»;возникшие на «рыночной» ступени финансовые ресурсы стали называться «производными».
Нарядус понятием «ресурсы производства» экоиомическая теория оперируеттакже понятием «факторы  производства». В чем же их отличие?
Когдамы характеризовали ресурсы, то отмечали, чти это — те природные и социальныесилы, которые могут быть вовлечены в производство. Так вот,«факторыпро­изводства» — экономическая категория, обозначающая уже реальнововлеченные в процесс производства ресурсы; сле­довательно, «ресурсыпроизводства» — понятие более ши­рокое, чем «факторыпроизводства». Иными словами, фак­торы производства — это производягцнересурсы.
Вотличие от ресурсов, факторы становятся таковыми только в рамкахвзаимодействия; поэтомупроизводство всегда есть взаимодействующее единствоего факторов.
Вэкономической теории выделяюттри основных фак­тора производства:
1)«земля» — как фактор производства имеет троякое значение:
— в широком смысле она означает все используемые в производственном процессеестественные ресурсы;
— в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) «земля» есть объектхозяйствования, когда она одновремен­но выступает и «предметомтруда», и «средством труда»;
— в пределах всей экономики «земля» может выступить как объектсобственности(в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производстваможет не принимать, — он участвует опосредованно, предоставле­нием«своей» земли);
2)«капитал» — так называют материальные и финан­совые ресурсы всистеме   факторов производства;
3)«труд» — та часть общества, которая непосредственно занята впроцессе производства (иногда используют и такой термин, как«экономически-активное население», который охватывает толькотрудоспособных, занятых в производстве).
Фактор «труд» включает и предпринимательство-уважаемую во всем мире деятельность, требующую способ­ности к организациипроизводства, умения ориентировать­ся в рыночной конъюнктуре и бесстрашияриска. В запад­ной традиции уважение к предпринимателю столь велико, что егодеятельность рассматривают как самостоятельныйфакторпроизводства.
Главной социальной функцией предпринимателя следует признатьорганизацию доходного производства:более заин­тересованную в этом сторону, чем сам предприниматель, вряд ли можноотыскать.
Теперь вернемся ко всем тремфакторам производства. В экономической науке на протяжении столетий шладискуссия о роли каждого фактора в создании стоимости товара:«классическая» политэкономия признавала приори­тет за трудом, тогдакак марксистская традиция тракто­вала стоимость как результат только труда (вего абстрак­тном выражении). И хотя дискуссия продолжается, на практикеэкономисты исходят из концепции, получившей название “теориятрехфакторов”. Ее содержание сводится к следующим положениям.
Каждый фактор производстваспособен принести сво­ему владельцу доход: «капитал» приносит«процент», «труд» -«зарплату», а«земля» -«ренту»:
/>/>РЕСУРСЫ              ФАКТОРЫ              ДОХОД Ы/>
«природные»      />    «земля»      />  «рента»
«материальные» />   «капитал»   />«процент»
«финансовые»
«трудовые»                  />    «труд»       />«зарплата»  

Доходность всех факторовозначает, что все их со­бственники выступают независимыми и равноправными парт­нерами.Более того, можно даже говорить о своеобразной экономической справедливости,ибо доходы каждого учас­тника производства соответствуют вкладу принадлежащегоему фактора в создание совокупного дохода.
Производство есть взаимодей­ствиетрех его факторов — это технологическая характеристика производства. Нопоскольку каждый фак­тор представлен его собственником, то производство при­обретаетобщественный характер, становится социальным процессом. Производствопревращается в результат про­изводственных отношений между собственникамифакторов производства. А так как в роли собственников могут выступать ииндивиды, и их группы, и социальные инсти­туты, то производство представленовзаимоотношением различных экономических субъектов (или — разных формсобственности — индивидуальной, коллективной, государ­ственной).
Не  всякий собственник факторапроизводства непременно должен принимать непосредственное участие впроизводстве. Однако это — привилегия собственников лишь отчуждаемых факторовпроизводства — «земли» и «капитала». Способность же к трудупередать невозможно. Поэтому тот, кто представляет только фактор«труд», должен всегда принимать непосредственное участие впроизводстве. Следовательно, его статус как «наемного работника»объективен, что, впрочем, не мешает ему иметь собственность на другие факторыпроизводства (к примеру приобрести акции, недвижимость и т.п.).
Мера доходности каждого факторав конкретных эко­номических условиях — одна из центральных проблем эко­номическойтеории.Фактически ей посвящены все последу­ющие лекции, ибо экономическая наука естьнаука о доходности факторов производства. Однако в данный момент нас интересуетне доходность, а процесс производ­ства как система взаимодействия«труда», «земли» и «капи­тала».
1.2.ЗНАЧЕНИЕФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
Существует несколько взаимосвязанных причин, обусловливающихнеобходимость изучения форми­рования цен на ресурсы:
1. Денежные доходы. Самым важным в ценах наресурсы является то, что они представляют собой основной фактор, влияющий наденежные доходы. Расходы, которые предприниматели несут при при­обретении экономическихресурсов, в общем виде выступают как доходы (в виде заработной платы, ренты,процента, прибыли) домохозяйств, предлага­ющих имеющиеся в их распоряжениилюдские и имущественные ресурсы.
2. Распределение ресурсов. Другим важным аспек­томв формировании цен па ресурсы является то, что подобно тому, как цены напродукцию обеспечивают регулирование поступления готовых товаров и услугпокупателям, так и цены на ресурсы способствуют распределению редких ресурсовсреди различных отраслей и фирм. Понимание механизма воздейст­вия цен наресурсы на их размещение особенно важно в связи с тем, что в динамичнойэкономике эффектив­ное распределение ресурсов с течением времени вы­зываетбеспрерывное перемещение ресурсов между их альтернативными пользователями.
3. Минимизация издержек. Для фирмы цены наресурсы  являются издержками производства, и чтобы получить максимум прибыли,фирма должна производить наиболее выгодную доходную продукцию с наиболееэффективным сочетанием наименее дорогостоящих ресурсов. При данном уровнетехнологии именно цены на ресурсы опре­деляют то количество земли, труда,капитала и предпринимательских способностей, которые мо­жно использовать впроизводственном процессе .
4. Вопросыэкономической политики. Наконец, кроме вышеуказанных объективных факторов,вли­яющих на формирование цен на ресурсы, суще­ствует множество этическихаспектов и проблем экономической политики. В частности, безнрав­ственный подходк установлению цен на ресурсы приводит к значительному неравенству в распре­деленииличных доходов. По-прежнему остается животрепещущим вопрос о размере долейдохода, идущих конкретным социальным группам. Каково должно быть распределениенационального дохода между «доходами капиталистов» (прибылью, ссуд­нымпроцентом, рентой) и «трудовым доходом» (заработной платой)? Следуетли вводить спе­циальный налог на «избыток» прибыли? Необ­ходимо лигосударству устанавливать низший предел заработной платы в видезаконодательного минимума заработной платы? А законодательные потолки ставокпроцента? Являются ли обосно­ванными текущие государственные субсидии фе­рмерам?
1.3.СЛОЖНОСТИВ ОБРАЗОВАНИИ ЦЕН НА РЕСУРСЫ
Точки зрения экономистов на основные принципыобразования цен на ресурсы в целом совпадают. Однако существуют значительныеразногласия, а иногда и путаница в отношении того, какие из этих основныхпринципов следует применять к конк­ретным ресурсам и определенным рынкам. Еслиэкономисты едины в том, что ценообразование и ис­пользование экономическихресурсов (факторов производства) являются феноменом спроса и пред­ложения, тоони также признают, что на отдельных рынкахпредложение и спрос на ресурсы могут силь­но отклоняться от обычных.
Ситуация, кроме того,усложняется тем, что на рыночные силы спроса и предложения могут воздей­ствовать(или даже их вытеснять) политика и прак­тические меры государства, фирм ипрофсоюзов, не говоря уж о множестве других институциональных факторов.
 
1.3.1. ОСОБЕННОСТИФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В развитой экономике со сложившейсяинфраструктурой производите­ли имеют адаптивную реакцию на меняющиеся рыночныесигналы. Движение товарных цен на продукцию фирмы (предприятия) заставляет ееменять струк­туру производства, его профиль и масштабы, что обусловливает сменустрате­гии управления. Новая стратегия предполагает ориентирование уже на новыевиды ресурсов. Но проблема заключается не только в том, чтобы определить, какиересурсы необходимы. Важно знать, какое их сочетание обеспечит фирме наименьшиеиздержки и наибольший доход. Поэтому фирма начнет поиск воз­можных вариантовсочетания ресурсов для выбора наилучшего из них. Итак, фирма должна выбирать.Но для этого рынки ресурсов должны представить для продажи богатый ассортименти характеризоваться достаточной товарной на­сыщенностью. Проблема выбораальтернативных вариантов сочетания ресурсов по-настоящему встает в условияхконкурентного предложения ресурсов, когда проблема заключается не в том, чтобынайти нужный ресурс, а в том, чтобы профинансировать его покупку. (Дефицитомстановятся не ресурсы, а деньги.) Пока еще рано говорить о формировании такойситуации в России.
В нашей экономике с распадомСоветского Союза разорвались хозяйствен­ные связи, и предприятия лишилисьтрадиционных партнеров. Произошел рез­кий обвал производства. В этих условияхпредприятиям не до выбора наилучше­го времени. Они покупают то, что удаетсяприобрести на имеющиеся средства. На международный же рынок, где выбор весьмаширок, у большинства пред­приятий выхода нет из-за отсутствия валютных средств’.Поэтому процесс ми­нимизации издержек для российской экономики протекает весьмавяло, заторможенно. Закон замещения факторов производства, связанный свытеснением дорогого фактора более дешевым, предполагает опять-таки наличие нарынке ресурсов — носителей альтернативных технологий. У нас же такой рынок нахо­дитсяв стадии становления. Поэтому он весьма далек от необходимого насыще­ния.Дефицитность оборачивается недоступностью новых направлений, разви­тия, чтоведет к окостенелости производственного аппарата, его недостаточнойнаправленности на маневрирование ресурсами в пользу наиболее дешевого ва­рианта.
Положение усугубляетсянедостатком накоплений, характерным для спада производства, вылившимся в кризиснеплатежей, что затрудняет хозяйствен­ный маневр. Все это говорит о том, что вРоссии пока не сложились условия для равновесия на рынке факторов производства,когда от затрат на 1 долл. любого фактора производства получается равныйпредельный продукт.
Тем не менее требование получитьравный доход на единицу затрат, ресур­сов уже во многом определяет поведениенаших бизнесменов, когда они меня­ют вид деятельности. Так называемые «челноки»обычно меняют ассортимент закупок, если доходность их начинает падать.
Следует особо отметитьхарактерные особенности формирования рынка зем­ли. Земля в условияхгосударственного социализма была национальным достоя­нием. Теперь она сталапереходить в частную собственность граждан. Это касает­ся дачных участков,участков садоводческих товариществ и приусадебного хо­зяйства сельских жителей.
 Присложившемся неблагоприятном для рубля соотношении национальной валюты с клю­чевымивалютами мира предприятиям еще долго придется испытывать валютный голод.
Пока не решен вопрос особственности на землю предприятий. Но каковы бы ни были перспективы претворенияего в жизнь, ясно одно-плата за зем­лю, за пользование природными ресурсами,так называемые «рентные плате­жи» должны найти свое законное место вхозяйственной жизни.
Что же касается особенностейроссийского труда, связанных с формирова­нием цены труда, отметим наиболее ярковыраженные из них.
1. Более низкий уровень оплатытруда по сравнению со странами развитой рыночной экономики. Это обусловленонизкой эффективностью производства, когда единица труда у нас приносит посравнению с развитыми странами меньший прирост предельного продукта. Крометого, на уровень заработной платы давит весьма сильный пресс затрат насодержание армии и ВПК, что обескровливает отрасли народного потребления.Сложившиеся макропропорции не по­зволяют обеспечить неинфляционный ростзаработной платы.
2. Низкий уровень заработнойплаты приводит к занижению требований к техническому прогрессу. Обычновыгодность внедрения новой техники обуслов­лена критерием экономии фонда оплатытруда. А он как раз весьма невысок. Все это объясняет, почему рынок средствпроизводства в России поглощает не только лучшие западные образцы, но и тутехнику, которая не реализуется в своих странах в условиях конкурентного рынка.
3. Определенная часть фондазаработной платы страны по существу имеет совсем иное содержание. Онапредставляет не оплату цены труда, а является пособием по безработице. Этокасается материального содержания лиц, находя­щееся в вынужденных отпускахиз-за простоев предприятий. Растворение в фонде оплаты труда, пособий побезработице занижает его реальный уровень и накла­дывает на предприятиянепомерный груз материальной зашиты неработающего населения.
4. В условиях России реальнаяцена труда находится под давлением инфляци­онного налога. Кризисное состояниеэкономики проявляется и в кризисе непла­тежей предприятий друг другу. Поэтомупредприятия не имеют денежных фон­дов, чтобы регулярно выплачивать заработнуюплату. Запоздалые выплаты в ус­ловиях инфляции означают потерю доходаработников. Это равнозначно введе­нию нового налога на доходы, что,естественно, ведет к снижению цены труда.
Бремя инфляционного налогаособенно велико в отраслях с длительным про­изводственным циклом, в том числе внаукоемком производстве. Поэтому от­сюда возможен отток рабочей силы в направленииотраслей с более коротким циклом.
5. Сложившееся резкое различие воплате труда бюджетных организаций и коммерческих структур неизбежно ведет коттоку рабочей силы на более высокооплачиваемые рабочие места. Это влечет засобой необходимость подтягива­ния заработков работников бюджетных организаций.Такой процесс неизбежен, ибо рынок как великий уравнитель выдвигает требованиеравной оплаты за рав­ный труд.
Наша главная цель:
выявить основные факторы,которые предопределя­ют спрос на экономические ресурсы. В своем анали­зе мыограничиваемся рассмотрением только такого фактора производства, как труд,поскольку разрабо­танные принципы в целом применимы также к зем­ле, капиталу ипредпринимательским способностям.
2.СПРОС НА РЕСУРСЫ
ВСООТВЕТСТВИИ С ТЕОРИЕЙ
ПРЕДЕЛЬНОЙПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
 
Наименее сложный методопределения спроса на ресурсы заключается в предположении, что фирмаприобретает какой-то определенный ресурс на кон­курентном рынке и в своюочередь продает свою продукцию на конкурентном рынке. Простота дан­ной ситуациисостоит в том, что в условиях кон­куренции фирма продает столько своейпродукции, сколько она считает необходимым при существу­ющей рыночной цене.Фирма реализует такую не­значительную долю общего объема продукции, что это не оказываетникакого влияния на цену товара. Аналогично на рынке ресурсов конкуренция оз­начает,что фирма покупает такую небольшую долю общего предложения ресурса, чтоприобрета­емое фирмой количество ресурса не оказывает воз­действия на его цену.
2.1.СПРОС НА РЕСУРСЫ КАКПРОИЗВОДНЫЙ СПРОС
Определив эти упрощающиедопущения, можно вы­делить наиболее важный момент: спрос на ресурсы являетсяпроизводным спросом, то есть про­изводным от готовых товаров и услуг, которыепроизводятся с помощью данных ресурсов. Ресурсы удовлетворяют потребностипотребителя не прямо, а косвенно, через производство товаров и услуг.Домохозяйства желают потреблять различные про­дукты питания или продукты,изготовленные с по­мощью ресурсов, а не сами ресурсы.
2.2.ПРЕДЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
ВДЕНЕЖНОЙ ФОРМЕ (МRР)
Производный характер спроса наресурсы означает, что устойчивость спроса на любой ресурс будет зависеть от 1)производительности ресурса при со­здании товара и 2) рыночной стоимости, илицены, товара, произведенного с помощью данного ресу­рса. Другими словами,ресурс, который является высокопродуктивным при производстве товара, вы­сокооцениваемого обществом, будет пользоваться большим спросом. С другой стороны,спрос будет вялым на относительно непродуктивный ресурс, с помощью которого можнолишь производить какой-то товар, не пользующийся большим спросом удомохозяйств. И не будет никакого спроса на ресурс, который являетсяфеноменально эффектив­ным в производстве того, что никто не хочет по­купать!
Роль производительности и ценыпродукта при определении спроса на ресурсы можно отчетливо показать при помощитаблицы 1.
Таблица1:  Спрос на ресурс: реализация продукта в условиях чистойконкуренции (гипотетические данные)Единицы ресурса Всего продукта Предельный продукт(МР)∆(2) Цена продукта Общий доход (2х4) Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5) 2 1 7 7 2 14 14 2 13 6 2 26 12 3 18 5 2 36 10 4 22 4 2 44 8 5 25 3 2 50 6 6 27 2 2 54 4 7 28 1 2 56 2
Предполагается, что фирмаприобретает один переменный ресурс — труд — для своего завода. Данные вколонках 1—3 напоминают нам о возмож­ности применения в данной ситуации законаубыва­ющей доходности, в соответствии с которым пре­дельный продукт труда (МР)падает ниже опре­деленной точки. Для упрощения предполагается, что уменьшениепредельного продукта начинается с первым нанятым рабочим.
Уже подчеркивалось, чтопроизводный спрос на ресурс зависит не только от производительности данногоресурса, но также и от цены на произ­водимый с помощью данного ресурса продукт.В ко­лонке 4 даются сведения о цене. Заметим, что цена продукта являетсяпостоянной, в данном случае ра­вна 2 дол., ибо мы предполагаем существованиеконкурентного рынка продукции. Умножая данные колонки 2 на данные колонки 4,получаем общий доход в колонке 5. Из данных об общем доходе легко вычислитьпредельный продукт в де­нежном выражении (МRР) — прирост общего дохода в результатеприменения каждой дополни­тельной единицы переменного вводимого факторапроизводства (в данном случае — труда). Он указан в колонке 6.
2.3.ПРАВИЛО ИСПОЛЬЗОВАНИЯРЕСУРСОВ:
МRР = МRС
 
Цифровые данные МRР — колонки Iи 6 — показыва­ют значения спроса фирмы на труд. Чтобы объяс­нить, почему этотак, вначале нужно выяснить пра­вило, которым руководствуется фирма для извлече­нияприбыли при применении любою ресурса. Что­бы максимизировать прибыль, фирмадолжна использовать дополнительные единицы любого дан­ного вида ресурса до техпор, пока каждая последу­ющая единица дает прирост общего дохода фирмы, а необщих издержек. У экономистов существуют специальные термины для обозначения,как приро­ста общих издержек, так и прироста общего дохода в результатеприменения каждой дополнительной единицы труда или другого переменного ресурса.Мы уже отметили, что, исходя из определения, МRР показывает, каков приростобщего дохода в резуль­тате использования каждого последующего нанято­горабочего. Величина, на которую каждая допол­нительная единица ресурса даетприрост издержек (издержек на ресурсы), называется предельны­ми издержками наресурсы (МRС). Итак, можно изменить формулировку правила использо­ванияресурсов следующим образом: для фирмы будет прибыльным применять дополнительныееди­ницы ресурса до той точки, в которой МRР данного ресурса равен МRС. Есличисло рабочих, которых в текущий момент нанимает фирма, таково, что МRРпоследнего нанятого рабочего превышает его или ее МRС, то фирма явно получитприбыль от найма еще большего количества рабочих. Но если число нанимаемыхтаково, что МRС последнего рабочего превышает МRР, то фирма нанимает ра­бочих,которые «не оплачивают сами себя», и поэто­му она может увеличитьсвою прибыль, лишь уво­лив какое-то число рабочих. Читатель согласится, чтоданное правило — МRР = МRС — очень похоже на правило максимизации прибыли — МR=МС,- использованное при определении цен и объема продукции. Логическое обоснованиеобоих правил одно и то же, но теперь акцент делается на затраты на ресурсы, ане на выпуск продукции.
2.4. МRР — ЭТО ГРАФИК СПРОСА
Поскольку цена на продукт ипредельный доход на чисто конкурентном рынке продукции равны, поскольку и ценана ресурсы и предельные издержки на ресурсы равны, когда фирма используетресурсы в борьбе с конкурентами. На чисто конкурентном рынке труда ставказаработной платы устанавлива­ется совокупным, или рыночным, предложением трудаили рыночным спросом на труд. Единичная фирма не может влиять на эту ставкузаработной платы, потому что она нанимает весьма неболь­шую долю совокупногообъема предложенного труда. Это значит, что совокупные издержки на ресурсывозрастают точно на величину сущест­вующей ставки заработной платы для каждогонанимаемого дополнительного рабочего; ставка заработной платы и МRС равны. Изэтого следует, что фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой ставказаработной платы (или МRС) равна их МRР, если только она нанимает рабочих вусловиях конкуренции.
Соответственно, используя данныеколонки 6 та­блицы 1, находим, что если ставка заработной платы равна 13,95дол., то фирма будет нанимать только одного рабочего, потому что первый рабо­чийобеспечит прирост совокупного дохода на 14 дол. и чуть меньше — 13,95 дол. —прирост сово­купных издержек. Для каждого последующего рабо­чею, однако, МRСпревышает МRР, а это означает, что для фирмы невыгодно нанимать никого из этихрабочих. Если ставка заработной платы составляет 11,95 дол., то, применяя ту жеаргументацию, уви­дим, что фирме выгодно нанимать как первого, так и второгорабочего. Аналогично: если ставка зара­ботной платы равна 9,95 дол., то наймуттрех человек. Если 7,95 — то четырех. Если 5,95 — то пя­терых. И так далее.Очевидно, что график МRР отражает спрос фирмы на труд, ибо каждая точка на этомграфике (кривой) показывает число рабо­чих, которых наняла бы фирма при каждойвозмож­ной ставке заработной платы. Графически это дано на   рисунке 1.
Рисунок 1. Спрос производителяна ресурс в условиях чистой конкуренции.
/>
  Цена ресурса
(ставказ/платы)                                                
                                                Количество требуемого ресурса
Кривая МRР —это кривая спроса на ресурс. Расположе­ние кривой зависит от предельнойпроизводительности данного ресурса и цены продукта. В условиях чистой кон­куренциицена продукта является постоянной; следовате­льно, исключительно из-заубывающей предельной произ­водительности кривая спроса на ресурс плавно понижает­ся.
2.5.СПРОС НА РЕСУРС В УСЛОВИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Наш анализ спроса на трудненамного усложняет­ся, если предположить, что фирма продает свою продукцию нарынке с несовершенной конкуренци­ей. Чистая монополия, олигополия и монополисти­ческаяконкуренция на рынке продукции означает, что кривая спроса на продукцию фирмыотлого понижается, то есть фирма вынуждена принять более низкую цену напродукт, чтобы увеличить его реализацию; в таблице 2 это учтено.
Таблица 2: Спрос на ресурс: реализация продукта вусловиях несовершенной конкуренции ( гипотетические данные)
 Единицы ресурса Всего продукта Предельный продукт(МР)∆(2) Цена продукта Общий доход (2х4) Предельный продукт в денежном выражении (МRP)∆(5) 2,80 1 7 7 2,60 18,20 18,20 2 13 6 2,40 31,20 13,00 3 18 5 2,20 39,60 8,40 4 22 4 2,00 44,00 4,40 5 25 3 1,85 46,25 2,25 6 27 2 1,75 47,25 1,00 7 28 1 1,65 46,20 1,05
Данные производительности изтаблицы 1 сохранены в колонках 1—3, но теперь в колонке 4 предполага­ется, чтоцена на продукцию должна быть снижена, чтобы реализовать предельный продукт,произ­веденный каждым дополнительно нанятым рабо­чим. МRР продавца, действующегов условиях чистой конкуренции, снижается по одной причине:
уменьшается предельный продукт.А МRР продав­ца, действующего в условиях несовершенной кон­куренции, снижаетсяпо двум причинам: уменьша­ется предельный продукт и падает цена на продукт, таккак возрастает выпуск продукции.
Следует подчеркнуть, что понижение цены, со­путствующеекаждому приросту выпуска проду­кции, относится в любом случае не только к пре­дельномупродукту каждою последующего рабо­чего, но и ко всем предыдущим единицам про­дукции,которые в противном случае могли бы быть проданы по более высокой цене. Проиллю­стрируем:предельный продукт второго рабочего равен 6 единицам. Эти б единиц можнопродать по 2,4 дол. за каждую или 14,4 дол. за все. Но это не МRР второгорабочего. Почему? Потому что, чтобы продать эти   6   единиц,   фирма  должна   снизить   на   20     центов     цену    7  единиц   продукции,     произведенных      первым     рабочим,       — единиц      про­дукции,   которые  могли  бы  быть  проданы  по    2,6   дол.   За   каждую.   Итак,   МRР   второго   рабочего    составляет   лишь  13   дол.  (=14,4 дол. –  (7 х 20 центов)). Аналогично: МRРтретьего рабочего— 8,4 дол. Хотя 5 единиц,которые производит этот рабочий, стоят на рынке 2,2 дол. каждая, третий рабочийне дает прироста общего дохода фирмы на 11 дол., если учесть снижение цены на20 центов для 13 единиц продукции, произ­веденных первыми двумя рабочими. Вданном слу­чае МRР третьего рабочего составляет лишь 8,4 дол. (=11 дол. — (13 х20 центов)). И так далее для последующих значений колонки 6.
В итоге кривая МRР — криваяспроса на ресурс — производителя, действующего в условиях несовершеннойконкуренции, имеет тенденцию быть менее эластичной, чем кривая производителя вусловиях чистой конкуренции. При ставке за­работной платы, или МRС, равной11,95 дол., предприниматель как в условиях чистой, так и несовершеннойконкуренции будет нанимать двух рабочих. При ставке 9,95 дол. фирма в усло­вияхчистой конкуренции будет нанимать трех рабочих, а при несовершенной конкуренции— то­лько двух. При ставке 7,75 дол. фирма в условиях чистой конкуренции приметна работу четырех человек, а при несовершенной конкуренции — то­лько трех.Разницу в эластичности можно легко увидеть, выразив графически, как на рисунке2, данные МRС из таблицы -2 и сравнив их с рисунком 1.
Рисунок 1. Спрос производителяна ресурс в условиях несовершенной конкуренции.
/>
Цена ресурса (Заработная плата)
                                                                   Количество требуемого ресурса
Кривая спроса производителя наресурс в условиях не­совершенной конкуренции падает вниз, поскольку пре­дельныйпродукт уменьшается и снижается цена продукта по мере роста выпуска продукции.
Неудивительно, что производительв условиях несовершенной конкуренции меньше реагирует на снижение заработнойплаты при найме рабочих, чем производитель в условиях чистой конкуренции. От­носительноенежелание производителя при несовер­шенной конкуренции использовать большересурсов и соответственно производить больше продукции при снижении цен наресурс является просто ре­акцией рынка ресурса на тенденцию к сокращению объемапродукции на рынке при несовершенной ко­нкуренции. При прочих равных условиях,предпри­ниматель в условиях несовершенной конкуренции будет производить любогопродукта меньше, чем при чистой конкуренции. Для производства этого меньшегоколичества продукции потребуется мень­ше ресурсов.
Но здесь уместна одна важнаяоговорка. Рыночная  структура чистой монополии и олигополии могла бы спо­собствоватьтехническому прогрессу, а также более высокому уровню производства, повышениюза­нятости, снижению цен в долгосрочном периоде по сравнению с чистоконкурентным рынком. Кри­вая спроса на ресурсы в этих случаях не огра­ничена.
2.6.РЫНОЧНЫЙ СПРОС НА РЕСУРС
Можно ли теперь построить кривуюрыночного спроса на ресурс? Да, можно. Вспомните, что кри­вая общего, илирыночного, спроса на продукт строится путем суммирования по горизонтали кри­выхспроса отдельных покупателей на рынке. Ана­логичным способом кривую рыночногоспроса на какой-то определенный ресурс можно построить то­чно так же, то есть,суммируя кривые индивидуального спроса, или кривые МRР для всех фирм, ис­пользующихданный ресурс.
3.ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ НА РЕСУРС
Что приведет к изменению спросана какой-либо ресурс, т. е. к сдвигу кривой спроса? Само постро­ение кривойспроса на ресурс основывается непо­средственно на двух взаимосвязанных факторах— производительности ресурса и рыночной цене на продукт, который производится спомощью дан­ного ресурса. А также вводится еще один фактор — изменение цен надругие ресурсы.

3.1.ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ НАПРОДУКТ
Поскольку спрос на ресурсявляется производным, то неудивительно, что любое изменение в спросе на продуктбудет влиять на цену продукта и, следова­тельно, на МRР данного ресурса. Отсюдавывод:
при прочих равных условиях,изменение в спросе на продукт, который производится определенным видом труда,приведет к сдвигу в спросе на труд в том же самом направлении. Так, в таблице 1предполо­жим, что повышение спроса на продукт привело к резкому увеличению ценыпродукта до 3 дол. Если вы вычислите значения для новой кривой спроса на труд инанесете их на рисунок 1, то увидите, что эта кривая лежит справа отпервоначальной кривой. Аналогичным образом падение спроса на продукт и снижениеего цены повлечет сдвиг кривой спроса на труд влево. Пример из жизни: крахфондовой биржи в 1987 г. привел к сокращению объема ежедневных продаж акций исоответствующему па­дению спроса на биржевых маклеров, вызвав волну увольненийна Уолл-стрите. Аналогично резкое уве­личение цен на нефть, природный газ иэлектри­чество, происходившее с середины 70-х годов, выразилось в возрождении спроса на обычные дро­вяныепечи. Интересно, что на рынке труда это отразилось в росте спроса натрубочистов. На­конец, в конце 1987 г. фирма «Макдоналдс»использовала телевидение с целью привлечения домохозяек и пенсионеров на работув свои 1600 экспресс-кафе. Почему такая кампания по тру­доустройству началась в1987 г., а не 10 или 20 лет назад? Основной причиной послужило то, что всебольше женщин стало посвящать свое время работе, и у них оставалось все меньшевремени для приготовления пищи. В результате этого возрос спрос на пищу,приготовленную в эк­спресс-кафе, а также спрос на рабочих кафе бы­строгоприготовления пищи, места которых нельзя было полностью заполнить подростками —тра­диционным источником рабочей силы в подобных заведениях.
3.2.ИЗМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
 
При неизменности другихфакторов, изменение в производительности труда ведет к однонаправлен­номуизменению кривой спроса на труд. Например, если бы мы удвоили значение МР вколонке 3 та­блицы 1, то обнаружили бы, что данные МRР тоже бы удвоились, чтоозначает возрастание спро­са на труд.
Производительность  лю­богоресурса можно изменять несколькими путями. 1) Данные о предельнойпроизводительности, ска­жем, труда будут зависеть от количества других связанныхс ним ресурсов. Чем больше величина таких связанных с трудом ресурсов, каккапитал и земля, тем выше будет предельная производитель­ность и спрос на труд.2) Технологические усовер­шенствования оказывают тот же самый эффект. Чем вышекачество капитала, тем выше производитель­ность труда. Труд сталелитейщиков,работающих на современных кислородных конвертерах, в кото­рые вложеноопределенное количество реального капитала, является более производительным,чем труд тех, кто работает на старых мартеновских печах, в которые вложенотакое же количество ре­ального капитала. 3) Повышение качества самогопеременного ресурса — труда — вызывает увеличе­ние предельнойпроизводительности и, следователь­но, спроса на труд. В результате получаемновую кривую спроса на другой, более квалифицирован­ный, вид труда.
Все эти соображения важны дляобъяснения, по­чему средний уровень (реальной) заработной платы выше вСоединенных Штатах Америки, чем в боль­шинстве зарубежных стран. Американскиерабочие в целом здоровее и подготовленнее, чем в других странах, и вбольшинстве отраслей они трудятся с использованием более крупного и болееэффектив­ного парка средств производства, а также богатых природных ресурсов.Это влечет за собой устойчиво высокий спрос на труд. Со стороны предложения нарынке труд является относительно редким ресурсом по сравнению с большинствомзарубежных стран. Устойчивый спрос и относительно ограниченное предложениепорождают высокие ставки зара­ботной платы.
3.3.ЦЕНЫ НА ДРУГИЕ РЕСУРСЫ
Точно так же как изменения вценах на другие продукты вызывают изменение спроса на какой-то определенныйтовар, так и изменения в ценах на другие ресурсы могут изменить спрос накакой-то конкретный ресурс. Как эффект воздействия измене­ния цены продукта Хна спрос на продукт Y зависит от того, являются ли Х иY замещающими или дополняющимидруг друга товарами, так и эффект воздействия изменения цены ресурса А наспрос на ресурс В будет зависеть от их взаимозаме­няемости или степени ихдополняемости.
Ресурсозаменители. Предположим, что в опреде­ленномпроизводственном процессе технология та­кова, что труд и капитал являютсязамещающими друг друга. Другими словами, фирма может произ­водить какую-тоданную продукцию с относительно небольшим количеством труда и относительно большимколичеством капитала и наоборот. Теперь допустим, что происходит падение ценына машин­ное оборудование. Соответствующее воздействие на спрос на труд явитсярезультатом двух противопо­ложных эффектов: эффекта замещения и эффекта объемапродукции. Во-первых, снижение цены на машинное оборудование побуждает фирмузаме­щать труд машинным оборудованием. Это явная приспособительная реакция,если фирма стремится произвести любое заданное количество продукции снаименьшими затратами. При данных ставках за­работной платы в этом случае будетнанято мень­шее количество труда. Короче говоря, эффект замещения снизит спросна труд. Во-вторых, при падении цен на машинное оборудование также сни­жаютсяиздержки производства при выпуске различ­ных объемов продукции. С сокращениемиздержек фирме выгоднее производить и реализовать боль­шее количествопродукции. А такое увеличение объ­ема производства приведет к росту спроса навсе ресурсы, включая труд. В связи со снижением цены на машинное оборудованиеэтот эффект объема продукции влечет за собой рост спроса на труд.
Эффекты замещения и объемапродукции явно действуют в противоположном направлении. При падении цены намашинное оборудование эффект замещения снижает, а эффект объема продукцииувеличивает спрос на труд. Фактически воздействие на спрос на труд будетзависеть от относительных величин этих двух противоположных эффектов. Еслиэффект замещения перевешивает эффект объ­ема продукции, то снижение цен накапитал приведет к снижению спроса на труд. Если спра­ведливо обратное, тоспрос на труд увеличится. Обобщаем: если эффект замещения перевешивает эффектобъема продукции, то изменение в цене ресурсозаменителявызываетоднонаправленное из­менение в спросе на труд. Если эффект объема продукциипревышает эффект замещения, то из­менение в цене ресурсозаменителя вызываетразнонаправленное изменение в спросе на труд.
Взаимодополняемые ресурсы. Определенные продукты, такие,как камеры и пленка, компьютеры и программное обеспечение, называютсявзаимодополняемыми то­варами в том смысле, что они «идут вместе», илиспрос на них предъявляется одновременно. Ресурсы могут быть взаимодополняемымив том смысле, что увеличение количества одного из них, применя­емого впроизводственном процессе, повлечет за собой также увеличение количествадругого ресурса и наоборот. Предположим, что мелкий производи­тельметаллоизделий применяет штамповочные прессы в качестве главного элементаосновного капитала. Каждый пресс сконструирован так, что им может управлятьодин рабочий; пресс не автомати­зирован — он не будет работать сам по себе, — ивместе с тем второй рабочий будет не нужен.
Предположим, что значительныетехнологи­ческие нововведения в производстве этих прессов привели ксущественному снижению их стоимости. Теперь не будет никакого негативногоэффекта замещения, ибо труд и капитал должны приме­няться в фиксированныхпропорциях — один че­ловек на один станок. Капитал нельзя замещать трудом. Но вотношении труда действует по­зитивный эффект объема продукции. При прочихравных условиях, снижение цен на средства про­изводства означает уменьшениеиздержек произ­водства. Соответственно будет выгодным про­изводить большийобъем продукции. Поступая так, фирма будет использовать как больше ка­питала,так и больше труда. Если труд и капитал являются взаимодополняемыми, тоснижение пены на машинное оборудование приводит к повыше­нию спроса на труд всилу действия эффекта объема продукции. И наоборот, при повышении цены накапитал эффект объема продукции вы­зывает уменьшение спроса на труд. Наше обо­бщение:изменение в цене взаимодополняемого ре­сурса приводит к разнонаправленномуизменению спроса на труд.
Суммируем: кривая спроса на трудповыша­ется (сдвигается вправо), когда:
1) увеличивается спрос на (асоответственно и цена на) продукт, производимый этим трудом;
2) увеличиваетсяпроизводительность труда (МР);
3) уменьшается цена нарссурсозаменитель при условии, если эффект объема продукция сильнее эффектазамещения;
4) увеличивается цена наресурсозамснитель при условии, если эффект замещения превышает эффект объемапродукции;
5) снижается цена навзаимодополняемый ре­сурс.
 
4.ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НА РЕСУРС
Высказанные выше соображенияимеют непосред­ственное отношение к смещению кривых спроса на ресурс. Такиеизменения в спросе следует четко отличать от изменения в количестве требуемогоресурса. Последнее, вспомним, не влечет за собой смещения кривой спроса наресурс, а приводит к перемещению из одной точки в другую на кривой устойчивогоспроса на ресурс вследствие изменения цены на конкретный рассматриваемыйресурс. Про­иллюстрируем: в таблице 1 и на рисунке 1 мы отмечали, чтовозрастание ставки заработной платы с 5,95 дол. до 7,95 дол. приводит кснижению количества требуемых рабочих с пяти до четырех человек.
Отсюда возникает вопрос: чтоопределяет чувст­вительность производителей к изменениям цены на ресурс? Или,если использовать специальную тер­минологию, что определяет эластичность спросана ресурс? Некоторые устоявшиеся положения позво­ляют глубже проникнуть в сутьпроблемы при от­вете на данный вопрос.

4.1. КОЭФФИЦИЕНТ СНИЖЕНИЯ МР.
 Важен также та­койспецифический показатель, как коэффициент снижения предельного продуктапеременного ресур­са. Если предельный продукт труда снижается мед­ленно по мереего добавления к фиксированному коли­честву капитала, то МRР, или кривая спроса на труд,будет понижаться медленно и иметь тенден­цию к высокой эластичности.Незначительное сниже­ние цены на такой ресурс приводит к относительно большомувозрастанию требуемого количества ре­сурса. И наоборот, если предельнаяпроизводитель­ность труда резко падает, то МRР, или кривая спроса на труд, быстро понижается.Это означает, что относительно большое снижение ставки зара­ботной платысопровождается весьма скромным по­вышением количества нанимаемого труда; спросна ресурс будет неэластичным.
4.2. ЛЕГКОСТЬ РЕСУРСОЗАМЕЩЕНИЯ.
Степень, с ко­торой способнывзаимозамещаться ресурсы, яв­ляется очень важным показателем эластичности. Чембольше количество подходящих ресурсозаменителей, тем выше эластичность спросана опре­деленный ресурс. Если производитель мебели счи­тает, что пять или шестьразличных пород дерева в равной степени подходят для изготовления ко­фейныхстоликов, то повышение цены на одну из пород дерева может вызвать резкоепадение спроса на нее, так как производитель может легко заменить эту породудерева другими породами. В другом крайнем случае замещение может ока­затьсяневозможным: бокситы абсолютно необ­ходимы для производства алюминия. Этозначит, что спрос па бокситы со стороны производителей алюминия имеет тенденциюбыть очень неэла­стичным.
Важно заметить, что особую рольв процессе замещения ресурсов играет время. Например, води­тели грузовиковкакой-то фирмы могут добиться существенного повышения заработной платы на­рядус незначительным или наступающим не сразу снижением занятости. Но черезкакое-то с время, так как грузовики изнашиваются и заменяют, фирма можетзакупить грузовики боль­шей грузоподъемности и тем самым, обеспечив доставкутого же количества продукции, но с мень­шим числом водителей. Кроме того, помере износа грузовиков фирма может привлечь со­вершенно другие средстватранспортировки. Другой пример: «Боинг 737—300» был специально ско­нструировандля двух пилотов, а не для тра­диционных трех.
 
4.3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА НАПРОДУКТ.
 Эластичность спроса накакой-либо ресурс зависит от эластич­ности спроса на производимый с его помощьюпродукт. Чем выше эластичность спроси на продукт, тем выше эластичность спросана ресурс. Производ­ный характер спроса на ресурс должен был подвести нас кожиданию подобной взаимозависимости. Небольшое повышение цены продукта сбольшой эластичностью спроса вызывает резкое снижение выпуска продукции исоответственно относительно большое сокращение количества различных ресур­сов,на которые предъявляется спрос. А это со всей очевидностью наводит на мысль,что спрос на данный ресурс является эластичным. В самом деле, проведенноесравнение спроса на ресурс, когда продукция реализуется в условиях чистойконкурен­ции (табл. 1 и рис. 1), с одной стороны. и в условиях несовершеннойконкуренции (табл. 2 и рис. 2) — с другой, уже показало, что, при прочих равныхусловиях, чем выше эластичность спроса на продукт, тем выше эластичность спросана ресурс.
4.4. СООТНОШЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК НАТРУД И ОБЩИХ ИЗ­ДЕРЖЕК.
 
 Наконец, чем больше общихиздержек про­изводства приходится ни какой-то ресурс, тем выпи эластичностьспроса на данный ресурс. Логическое обоснование этого вполне очевидно. Впредельном случае если затраты на труд были бы единствен­ными издержкамипроизводства, то 20%-ное по­вышение ставки заработной платы вызвало бы сдвигвверх кривой издержек фирмы на 20%. При заданной эластичности спроса на продукттакой существенный рост издержек привел бы к отно­сительно большому снижениюпродаж и резкому сокращению количества требуемого труда. Спрос на труд имел бытенденцию к эластичности. Не если затраты на труд составили бы 50% издержекпроизводства, то 20%-ный рост ставки заработной платы вызвал бы повышениеиздержек только на 10%. При той же самой эластичности спроса на продуктпоследовало бы относительно небольшое сокращение продаж и соответственноуменьшение количества труда. Спрос на труд имел бы тен­денцию к неэластичности.

5.ОПТИМАЛЬНОЕСООТНОШЕНИЕ РЕСУРСОВ
 
До сих пор мы концентрироваливнимание в своих рассуждениях на одном переменном вводимом факторепроизводства, а именно — труде. Но известно, что в долгосрочном аспекте фирмыспособны изменять количество всех ресурсов, которые они применяют. Поэтомуважно рассмот­реть, какое сочетание ресурсов предпочтет фирма, если все ресурсыявляются переменными. Хотя в анализе мы продолжаем рассматривать два ресурса,этот анализ можно применить для любого числа ресурсов.
В фокусе наших рассуждениинаходятся два вза­имосвязанных вопроса:
1. Каким должно быть сочетаниересурсов для производства любого данного уровня объема проду­кции с наименьшимииздержками?
2. Какое сочетание ресурсовбудет максимизиро­вать прибыль фирмы?
5.1.ПРАВИЛО НАИМЕНЬШИХ ИЗДЕРЖЕК.
Когда фирма производит любойзаданный объем продукции при сочетании ресурсов, обес­печивающем наименьшиеиздержки? От­вет: когда последний доллар, затраченный на ка­ждый ресурс, даетодинаковый предельный продукт. То есть издержки на производство любого объемапродукции становятся минимальными, если пре­дельный продукт на доллар стоимостикаждого применяемого ресурса является одинаковым. В слу­чае использованиятолько двух ресурсов — труда и капитала — минимизация издержек наступает тогда,когда
МР труда                МР капитала                                                                  цена труда  = цена капитала      Ур.(1)
Нетрудно увидеть, почему выполнениеэтого условия означает производство с наименьшими затратами. Предположим,например, что цены на капитал и на труд составляют доллар за единицу, нокапитал и труд применяются в таких количествах, что предельный продукт капитала— 5, а предельный продукт труда равен 9. Исходя из уравнения (1), становитсяясным, что данное сочетание не обеспечивает производства продукции снаименьшими издержками: МРL/РL составляет 9/1, а МРC/PC- 5/1. Еслифирма затрачивает на капитал на доллар меньше и рас­ходует этот доллар на труд,то она теряет’ 5 единиц продукции, произведенных с помощью капитала стоимостьюв предельный доллар, а по­лучает 9 единиц продукции от найма труда надополнительный доллар. Чистый объем про­дукции увеличивается на 4 (=9—5) единицпри тех же общих затратах. Заметим, что такой перелив доллара из капитала втруд приводит к тому, что для данной фирмы кривая МР труда смещается вниз, акривая МР капитала — вверх, и фирма продвигается к состоянию равновесия, гдеусловия уравнения (1). В этой точке МР как труда, так и капитала может бытьравным, например, 7.
Хотя в результате одних и тех жеобщих затрат получается больше продукции, само собой разуме­ется, что затратына единицу — а соответственно и общие затраты на любой данный уровень объемапродукции — сокращаются. Иначе говоря, быть способным произвести больший объемпродукции при заданной величине общих издержек — то же самое, что бытьспособным производить заданный объем продукции при меньшей величине общих из­держек.И, как мы видели, затраты на производство любого объема продукции можносокращать, если МРL/РL ≠ МРC/PC. Но когда перелив долларов междукапиталом и трудом достигает точки, в кото­рой удовлетворяются требованияуравнения (1), то не происходит никаких изменений в размерах при­меняемогокапитала и труда, которые вызывали бы снижение издержек. Такому объемупродукции соот­ветствует сочетание капитала и труда с наимень­шими издержками.
Заметим, что правилопроизводства с наимень­шими издержками аналогично правилу максимиза­цииполезности для потребителя. Для достижения максимума полезности при выборетоваров потребитель учитывает как свои предпочтения, отраженные в данных обубыва­ющей предельной полезности, так и цены на различ­ные продукты.Производитель желает минимизиро­вать затраты аналогично тому, как потребительстремится максимизировать полезность. В попытке найти это соотношение ресурсовпроизводитель до­лжен учитывать как производительность ресурса, что находитотражение в данных об убывающей предельной производительности, так и цены (из­держки)на различные ресурсы. Фирма может счи­тать выгодным использование оченьнебольшого количества исключительно продуктивного ресурса, даже если его ценаявляется весьма высокой. И наоборот, может разумно использовать большоеколичество относительно непродуктивного ресурса,  если цена на него окажетсядостаточно низкой.
5.2.ПРАВИЛО МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
 Чтобы максимизировать прибыль,недостаточно только минимизировать затраты. Существует много различных уровнейобъема производства, при которых фирма может производить продукт с наименьшимизатратами. Но есть один-единственный уровень объема производства, при которомма­ксимизируется прибыль. Из предыдущего анализа  рынков  продукта  следует, что   выпуск продукции с максимальной прибылью осуществляется тогда, когдапредельный доход равен предельным издержкам (МR=МС). Теперь  сформулируем правило этогоравенства с точки зрения затрат на ресурсы.
Вывести такоеправило — дело несложное. При составлении графика спроса на труд в начале дан­нойглавы мы установили, что количество нанима­емого труда, обеспечивающеемаксимальную при­быль, должно быть таким, чтобы ставка заработной  платы, или цена труда (РL), была равна предельномупродукту труда в денежном выражении — (МRРL), или проще: PL=МRРL.
Такое же логическое обоснованиеприменимо к любому прочему ресурсу, например капиталу. Капитал будетиспользован также в максимизирующем прибыль количестве, когда его цена равнапредельному продукту в денежном выражении, или РC=МRРC. Таким образом, в целом можносказать, что при использовании ресурсов на конкурентных:, рынках фирмареализует максимизирующее прибыль сочетание ресурсов, если каждый вводимыйфактор производства используется до точки, в которой его цена равна егопредельному продукту в денежном выражении:
PL=МRРL
РC=МRРC 
Иначе это правило можно записатьтак:           
МRРL / РL = МRРC/ PC=1  ур(2)
Нужно обратить внимание вуравнении (2) на то, что недостаточно, чтобы МRРC обоих ресурсов были пропорциональны их ценам; МRРL. должны быть равны их ценам,тогда их отношение равно единице. Например, если  МRРС =15 дол., РL=5  дол., MRРC=9 дол. и РC=3 дол., то фирма не­доиспользуеткак капитал, так и труд, хотя от­ношения МRР к цене на ресурс равны для обоих ресурсов. Тоесть фирма могла бы увеличивать свою прибыль путем привлечения дополнительного количества как капитала, так и труда до тех пор,  пока наклонные кривые МRР капитала и труда не понизятсядо точки, в которой МRРLравно 5дол., а МRРC равно 3 дол. Теперь соотношениесоставило бы 5 / 5 и 3 / 3, что равно единице.
Следует добавить небольшое, новажное замеча­ние. Хотя мы для простоты изложения и разделили эти две задачи,но положение уравнения (2) о мак­симизации прибыли включает положение уравнения
(1) о производстве с наименьшимииздержками. То есть фирма, максимизирующая прибыль, должна производитьпродукцию с максимальной прибылью при соотношении ресурсов, обеспечивающем на­именьшиеиздержки. Если она не применяет обеспечивающего наименьшие затраты соотношениятруда и капитала, то она, конечно, может произ­водить тот же объем продукции сменьшими общими издержками и получить чуть большую при­быль. Таким образом,необходимым условием для я максимизации прибыли является соблюдение уравнения(1). Но уравнение (1) не является достаточным  условием для максимизацииприбыли. Фирма вполне может производить «неправильную» продукцию, тоесть продукцию, которая не дает максимальной прибыли, но при ее производствеобеспечивается соотношение ресурсов с наименьшими издержками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
1.Цены на ресурсыявляются основным фактором, опреде­ляющим денежные доходы, и одновременно онивыполняют функцию распределения ресурсов по различным отраслям и фирмам.
2. Тот факт, что спрос на любойресурс является произ­водным от производимого с его помощью продукта, явнонаводит на мысль, что спрос на ресурс будет зависеть от его производительностии рыночной стоимости (цены) товара, который производится с его использованием.
3. График предельного продукта вденежном выражении любого ресурса суть график спроса на данный ресурс. Этовытекает из правила, согласно которому фирме в условиях конкуренции наиболеевыгодно применять ресурс до точки, в которой цена на ресурс равна егопредельному продукту в денежном выражении.
4. Кривая спроса на ресурсотлого понижается, ибо предельный продукт дополнительных вводимых единиц лю­богоресурса понижается в соответствии с законом убыва­ющей доходности. Если фирмапродает продукцию на рынке в условиях несовершенной конкуренции, то криваяспроса на ресурс падает еще и по другой причине: цена на продукт должнапонижаться, чтобы фирма смогла реализовать боль­ше продукции. Рыночный спрос наресурс можно вывести путем суммирования по горизонтали кривых спроса всех фирм,потребляющих указанный ресурс.
5. Спрос на ресурс будетизменяться, то есть кривая спроса на ресурс будет перемещаться, в результате:а) изме­нения в спросе, а соответственно и в цене на продукт, которыйпроизводится с помощью данного ресурса; б) изме­нений в производительностиресурса в силу либо роста коли­чества и повышения качества иных ресурсов, всочетании с которыми используется данный ресурс, либо в связи с по­вышениемкачества самого указанного ресурса; в) изменений в цене иных ресурсов.
6. Снижение цены на ресурс«А» обычно влечет за собой сокращение спроса на ресурс «В»(эффект замещения). Но это сокращение может компенсироваться тем, что понижениецены на «А» приведет к уменьшению издержек производства и тем самым кросту равновесного объема производства и соответст­венно к повышению спроса на«В» (эффект выпуска продукции). В отношении взаимодополняемых илисопряженных ресурсов, на которые предъявляется совместный спрос, не действуетэффект замещения, а только эффект выпуска продукции.
7. Эластичность спроса на ресурсбудет тем меньше, а) чем меньше коэффициент снижения предельного продуктаданного ресурса; б) чем больше число имеющихся в наличии подходящихресурсозаменителей; в) чем выше эластичность спроса на продукт; г) чем большедоля данного ресурса в совокупных издержках производства.
8. Любой уровень объемапродукции будет производить­ся при обеспечивающем наименьшие издержкисоотношении ресурсов, если предельный продукт на доллар стоимости каждоговводимого фактора производства один и тот же, то есть когда
МР труда/  цена труда     =    МР капитала/ цена капитала
9. Фирма применяет соотношениересурсов, обеспечива­ющее максимальную прибыль, если цена на каждый ресурсравна его предельному продукту в денежном выражении, и, алгебраически, когда
МRР труда/ цена труда =МRР капитала/цена капитала = 1