ПРОИЗВОДСТВО
ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИНСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Производство по делам об административных правонарушениях
наиболее полно урегулировано нормами материального и процессуального
административного права.
Его правовые основы закреплены в настоящее время
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Выражаются они в следующем:
1. Задачи производства по делам об административных
правонарушениях заключаются в обеспечении своевременного, всесторонне полного и
объективного выяснения обстоятельств каждого дела; разрешении его в полном
соответствии с законом ; обеспечении исполнения вынесенного по делу
постановления; выявлении всех причин и условий, способствующих совершению административных
правонарушений; предупреждении правонарушений, воспитании граждан в духе
соблюдения законов и укрепления правопорядка( ст.225). Налицо сочетание
превентивных и карательных (показательных) целей, что полностью соответствует
духу законодательства о борьбе с правонарушениями такого рода.
2. Порядок производства по делам об административных
правонарушениях определяется законодательством Российской Федерации,
постановлениями Правительства Российской Федерации, а также названным Кодексом.
При этом надо учитывать, что
административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении
Российской Федерации и субъектов Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Указанный порядок, в частности, предусматривает
обстоятельства, при которых производство по делу исключается. Это: отсутствие
события и состава административного правонарушения; недостижение лицом на
момент совершения административного правонарушения 16-ти летнего возраста;
невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;
действие лица в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;
издание акта амнистии, если он отменяет применение административного взыскания;
отмена акта, устанавливающего административную ответственность и т.п. (ст.227).
Наступление этих обстоятельств влечет за собой
следующие правовые последствия: производство не может быть начато, а начатое подлежит
прекращению.
Если при рассмотрении дела обнаружится, что в
административном правонарушении содержатся признаки преступления, материалы
передаются прокурору, органу предварительного следствия или дознания.
3.
Являясь видом
административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера,
производство по делам об административных правонарушениях может быть
рассмотрено с позиций его организационной структуры, под которой понимается совокупность
конкретных процессуальных стадий. Каждая из них имеет свое процессуальное
назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах, и
обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий
в интересах достижения стоящих перед производством задач. Содержание
российского Кодекса об административных правонарушениях позволяет выделить
следующие основные стадии производства: возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение
решения (постановления) по делу, исполнение принятого решения, обжалование или
опротестование решения.
Указанные
статьи являются результатом логического анализа соответствующих
административно-процессуальных норм; прямо они в Кодексе (КоАП) не фиксируются.
В принципе они характерны не только для данного вида административного
производства и могут быть обнаружены в рамках любого его вида. Поэтому их
характеристика в рассматриваемом варианте имеет обобщающее значение.
Возбуждение
дела об административном правонарушении.
Это
начальная стадия производства и применительно к производству по делам об
административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое
процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого
процессуального документа, а именно- протокола об административном правонарушении
(ст.234).
Поскольку
составление такого протокола отнесено к компетенции соответствующего
полномочного должностного лица, постоянно инициатором возбуждения дела является
именно оно (в некоторых случаях – представитель общественного объединения).
Данный момент заслуживает внимания, так как административное производство в
иных случаях может возбуждаться по инициативе, например, граждан общественных
объединений и даже исполнительных органов.
Возбуждение
дела по своему юридическому значению может квалифицировать в качестве
процессуального действия, являющегося юридическим фактом; оно влечет за собой
возникновение конкретного административно-процессуального отношения.
Разумеется, что исходным юридическим фактом при этом является совершение
административного правонарушения. Однако, такое должно быть, во-первых,
обнаружено, и, во-вторых, процессуально оформлено, чему способствует совершение
административного правонарушения. Налицо – сложный юридический факт.
Если
дело возбуждается не по инициативе должностного лица, он не вправе отказаться
от его возбуждения; в случае его некомпетентности в его обязанности входит
разъяснение установленного для возбуждения данного дела порядка либо
направление дела по принадлежности.
Составление
протокола не всегда обязательно. Так, при совершении административного
правонарушения, за которое установлено административное взыскание в виде
минимального административного штрафа (например, одна десятая минимального
месячного размера оплаты труда), протокол не составляется, если лицо не
оспаривает допущенное им правонарушение и налагаемое на него административное
взыскание. Он не составляется и в случаях наложения и взимания штрафа, а также
оформления предупреждения непосредственно на месте совершения правонарушений.
Установлены
определенные требования к содержанию протокола с целью обеспечения последующего
ведения производства с наибольшей эффективностью и законностью. Его реквизиты
следующие: дата и место составления; данные составителя протокола; сведения
о личности нарушителя; место, время совершения административного правонарушения
и его существо; нормативный акт, предусматривающий административную
ответственность за данное правонарушение; данные о свидетелях и потерпевших,
если они имеются; объяснения нарушителя; иные, необходимые для разрешения дела
сведения.
В
протоколе также фиксируются доказательства, т.е. любые фактические данные, на
основании которых устанавливается наличие или отсутствие административного
правонарушения, виновность данного лица в совершении и иные обстоятельства,
имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол
подписывается лицом, его составившим и лицом совершившим административное
правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. Лицо,
совершившее административное правонарушение, может отказаться от подписи
протокола; в таком случае в нем делается запись об этом. Оно вправе представить
прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по его содержанию, а также
изложить свои мотивы от отказа от подписи протокола.
При
составлении протокола нарушителю должны быть разъяснены его процессуальные
обязанности и права.
Протокол
направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об
административном правонарушении.
Если
протокол невозможно составить на месте совершения правонарушения, а его наличие
обязательно, нарушитель должен быть доставлен в милицию. При нарушении
отдельных правил (например, пользования средствами транспорта, пожарной
безопасности, лесонарушений и т.п.) доставление может быть осуществлено
уполномоченными на то работниками в целях совершения административного
протокола, если у нарушителя нет документов, удостоверяющих личность.
На
стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются процессуальные
меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
(ст.239). Их цель – установление личности правонарушителя, составление
протокола при невозможности его составления на месте, обеспечение
своевременного и правильного разрешения дела. К числу таких мер относятся: административное
задержание лица; личный досмотр; досмотр вещей, транспортных средств; изъятие
вещей и документов.
Административное
задержание,
одновременно являющееся и мерой пресечения правонарушения, оформляется
составлением протокола. По просьбе задержанного о месте его нахождения
уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы, а о задержании
несовершеннолетних – в обязательном порядке родители или лица, их заменяющие.
Для
административного задержания установлены определенные сроки.
Оно,
как правило, не может быть более 3 часов. При нарушении пограничного режима или
режима в пунктах пропуска через государственную границу для установления
личности и выяснении обстоятельств правонарушения задержание возможно до 3
суток с сообщением об этом письменно прокурору в течении 24 часов с момента
задержания или на срок до 10 суток с санкции прокурора, если правонарушитель не
имеет документов, удостоверяющих его личность. За мелкое хулиганство, нарушения
порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, торговлю с рук в
неустановленных местах нарушители могут быть задержаны до рассмотрения дела
народным судьей или руководителем органа внутренних дел.
Административное
задержание вправе осуществлять органы внутренних дел, пограничные войска и т.п.
Личный
досмотр (ст.243)
может производится уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних
дел, военизированной охраны, таможенными органами и пограничными войсками в
присутствии понятых. Досмотр вещей может производиться должностными лицами
органов внутренних дел, таможенных и пограничных органов, природоохранительных
инспекций и т.п. в присутствии лица, в собственности которого находятся вещи. В
экстренных случаях досмотр вещей возможен в отсутствии собственника (владельца)
вещей, но с участием двух понятых.
О
проведении досмотра в любом его виде делается соответствующая запись в
протоколе об административном правонарушении или в протоколе об
административном задержании.
Изъятие
имущества и документов (ст.244),
являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженных
при задержании или досмотре, осуществляется теми же должностными лицами,
производившими задержание или досмотр. Изъятые вещи и документы хранятся впредь
до рассмотрения дела об административном правонарушении. После рассмотрения
дела они либо конфискуются, либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются; при
возмездном изъятии они реализуются.
Отстранение
от управление транспортным средством, освидетельствование его на предмет
опьянения, задержание транспортного средства (ст.245) – процессуальные меры, применяемые в случаях,
когда есть достаточные основания полагать, что управляющее транспортным
средством лицо находится в состоянии опьянения, либо оно не имеет права на
управление данным транспортным средством. Задержание транспортного средства
производится должностными лицами органов внутренних дел и оформляется отдельным
протоколом или же в протоколе об административном правонарушении делается соответствующая
запись.
Рассмотрение
дела об административном правонарушении.
Считается
центральным звеном производства, в рамках которого наиболее отчетливо
проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной
административно-процессуальной деятельности. Её содержание может быть раскрыть
на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых прежде всего
– вопрос об органах (должностных лицах) , уполномоченных рассматривать дела
об административных правонарушениях (раздел III Кодекса). В их числе:
Ø
Административные
комиссии рассматривают все дела об административных правонарушениях , за
исключением отнесенных к компетенции иных органов (должностных лиц). В
частности они рассматривают дела о нарушении права государственной собственности
на леса и животный мир, о бесхозяйственном использовании земель
государственного лесного фонда, о нарушении правил охраны и использования
памятников истории и культуры, правил содержания собак и кошек, о жестоком обращении
с животными, о повреждении телефонов-автоматов, о нарушении правил торговли на
рынках, об уклонении от подачи декларации о доходах, о занятии проституцией, о
самоуправстве, о нарушении законодательства о религиозных культах и т.п. (ст.
199);
Ø
Администрация
районов, городов, поселков, сел и т.п. (в настоящее время их компетенция четко
не определена);
Ø
Комиссии по делам
несовершеннолетних, рассматривающие дела об административных правонарушениях,
совершенных несовершеннолетними, а также в отношении родителей несовершеннолетних
или лиц, их заменяющих (например, за появление в общественных местах в пьяном виде
подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков,
доведение несовершеннолетних до состояния опьянения и т.п.) – ст. 201 КоАП;
Ø
Районные
(городские)народные суды (народные судьи) рассматривают дела об
воспрепятствовании осуществлению избирательного права и осуществлению
полномочий доверенного лица, вмешательстве в деятельность избирательной
комиссии, нарушения законодательства о референдуме, мелком хищении
государственного или общественного имущества, повреждения транспортных средств
общего пользования и их внутреннего оборудования, торговле с рук в
неустановленных местах, мелком хулиганстве, злостном неповиновении законному
распоряжению или требованию сотрудника милиции и т.п. (ст. 202 КоАП);
Ø
Органы внутренних
дел (милиции)рассматривают дела весьма широкого круга; о незаконном
приобретении и хранении наркотических средств, нарушении правил, обеспечивающих
безопасность движения на железнодорожном транспорте, нарушении правил дорожного
движения пешеходами, нарушении правил перевозки опасных веществ и предметов на
транспорте, безбилетном проезде, незаконных операциях с иностранной валютой,
мелком хулиганстве и т.п. (ст.203 КоАП). При этом определена компетенция
конкретных должностных органов внутренних дел;
Ø
Органы
(должностные лица), осуществляющие административно-надзорные функции:
государственного пожарного надзора, Госгортехнадзора, госатомнадзора,
госкомсанэпиднадзора, ветеринарного надзора, антимонопольного комитета, а также
природоохранительные инспекции, контрольно-ревизорные органы на транспорте,
таможенные органы и т.п. (ст.204-224 КоАП);
Ø
Правовые и
технические инспектора Министерства труда Российской Федерации и т.п.
Следующий
вопрос, связанный с процессуальной характеристикой стадии рассмотрения дел об
административных правонарушениях – о лицах, участвующих в производстве. К
ним относятся: лицо, совершившее правонарушение; потерпевшие; законные
представители; адвокат; свидетели; эксперты; переводчики. Естественно, что
участником является орган (должностное лицо), уполномоченный на рассмотрение и
разрешение дел, а также должностное лицо, возбудившее данное дело.
КоАП
Российской Федерации определяет процессуальный статус каждой из
названных сторон , акцентируя при этом внимание на правах и обязанностях лица,
привлекаемого к административной ответственности. Оно вправе : знакомится с
материалами дела; давать объяснения; представлять доказательства; заявлять
ходатайства; пользоваться юридической помощью адвоката; выступать на родном
языке и пользоваться услугами переводчика. Дело должно рассматриваться в его
присутствии; рассмотрение дела в его отсутствии допускается лишь в случаях,
когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени
рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайства об отложении
рассмотрения дела. Ряд дел рассматривается с обязательным участием
привлекаемого; в случае его отклонения от явки по вызову органа внутренних дел
или народного судьи оно может быть органом милиции подвергнуто приводу.
Потерпевший
– лицо, которому
административным правонарушением причинен моральный, физический или
имущественный вред. Он может выступать и в качестве свидетеля, знакомиться со
всеми материалами дела и заявлять ходатайства.
Законные
представители вправе
предъявлять в процессе рассмотрения дела интересы лица, привлекаемого к
административной ответственности, а также потерпевшего, являющегося
несовершеннолетними или лицами, не способными в силу своих физических или
психических недостатков самостоятельно осуществлять свои права. Это – родители,
попечители, усыновители и опекуны.
Адвокат оказывает юридическую помощь лицу,
знакомится со всеми материалами дела, заявляет ходатайства, по поручению лица,
пригласившего его, и от его имени приносит жалобы по постановлению по делу.
Свидетели могут быть вызваны для участия в рассмотрении
органом (должностным лицом), в производстве которого находится данное дело.
Эксперт назначается органом (должностным
лицом), рассматривающим дело в случаях, когда возникает потребность в
специальных познаниях. Оно вправе знакомится с материалами дела, относящиеся к
предмету экспертизы, заявлять ходатайства для дачи ему необходимых данных, с
разрешения органа (должностного лица), рассматривающего дело, задавать вопросы
по предмету экспертизы привлеченному к ответственности, потерпевшему, свидетелям.
Переводчик назначается органом (должностным
лицом), рассматривающим дело.
Рассмотрение
дела об административном правонарушении рассматривается по месту его
совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту
учета транспортных средств.
Установлены
определенные сроки рассмотрения таких дел. Как правило, они рассматриваются в
пятнадцатидневный срок со дня получения органом(должностным лицом), правомочным
рассмотреть дело, протокола об административном правонарушении и других
материалов дела. Некоторые дела рассматриваются в течении суток (например, о
незаконном приобретении или хранении наркотических средств в небольшом размере
либо их потребление без назначения врача), трех суток(например, о торговли с
рук в неустановленных местах), в пятидневный срок(например, о мелком хищении
государственного или общественного имущества), в семидневный срок(например, о
нарушениях, связанных с использованием газа).
Важное
процессуальное значение имеет подготовка к рассмотрению дела, предусматривающая
разрешение органом (должностным лицом) следующих вопросов: относится ли к его
компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлен протокол и другие
материалы дела; извещены ли все участники рассмотрения дела о его месте и
времени; истребованы ли необходимые материалы. Рассматриваются также
ходатайства сторон.
Порядок
рассмотрения дела
установлен следующий. Начинается оно с объявления состава коллегиального органа
или представления должностного лица, рассматривающего данное дело. Затем
председательствующий или должностное лицо объявляют, какое дело подлежит
рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности. Лицам,
участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. После
оглашения протокола о правонарушении заслушиваются лица, участвующие в
рассмотрении, исследуются доказательства, разрешаются ходатайства,
заслушивается заключение прокурора, если он участвует в рассмотрении дела.
Дальнейший
этап работы – выяснение обстоятельств, от которых зависит решение, а
именно: было ли совершено правонарушение; виновно ли данное лицо в его
совершении; подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли
обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причинен ли
правонарушением имущественный вред; есть ли основания для передачи дела на
рассмотрение товарищеского суда, общественной организации, трудового коллектива.
Выясняются и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения
дела.
При
рассмотрении дела ведется протокол, в котором фиксируются все процессуальные
данные.
Вынесение
постановления по делу об административном правонарушении.
Оно
должно содержать следующие данные: наименование органа (должностного лица),
вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассматривается
дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на
нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое
по делу решение. в случае одновременного решения вопроса о возмещении виновным
имущественного ущерба в постановлении указывается размер ущерба, срок и порядок
его возмещения. Одновременно решается судьба изъятых вещей и документов.
Предусмотрено,
что постановление по делу может быть двух видов: о наложении административного
взыскания либо о прекращении дела производством. Последнее имеет место в
следующих случаях: при объявлении устного замечания; передаче материалов на
рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива
либо прокурору, органам следствия или дознания, а также тогда, когда
устанавливаются обстоятельства, исключающие производство по делу.
Постановление
объявляется немедленно по окончанию рассмотрения дела. Копия постановления в
течении 3 дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно
вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Копия вручается под расписку.
Постановление в необходимых случаях (ст.264 КоАП) доводится до сведения
администрации или общественной организации по месту работы (учебы) правонарушителя.
По
результатам рассмотрения дела при установлении причин и условий, способствующих
совершению административных правонарушений, орган (должностное лицо), вынесший
постановление по делу, вносит в соответствующие организации и учреждения
предложения о принятых мерах в течении месяца со дня поступления этих
предложений.
Исполнение
постановления о наложении административных взысканий.
Является
заключительной стадией производства. Как правило, постановление подлежит
исполнению с момента его вынесения. При наличии обстоятельств, вследствие
которых немедленное исполнение в виде административного ареста, исправительных
работ или штрафа (за исключением взыскания его на месте совершения
правонарушения) невозможно, орган (должностное лицо), вынесший постановление,
может отсрочить его исполнение на срок до одного месяца. В случае издания акта
амнистии, если он устраняет применение административного взыскания, отмены
акта, устанавливающего административную ответственность либо смерти виновного в
правонарушении, исполнение постановления прекращается.
Предусматривается
давность исполнения постановления. Так, не подлежит исполнению постановление,
если оно не было обращено к исполнению в течении 3 месяцев со дня вынесения.
Конфискация контрабанды производится независимо от времени обнаружения.
Установлен
определенный порядок исполнения постановлений о наложении различных видов
административных взысканий. Так, постановление о наложении административного
взыскания в виде предупреждения приводится в исполнение вынесшим его органом
(должностным лицом) путем объявления постановления после окончания рассмотрения
дела (ст. 284 КоАП).
Исполнение
постановлений о наложении штрафа (ст. 285 КоАП). Штраф должен быть уплачен нарушителем
в течении 15 дней со дня вручения ему постановления. При отсутствии заработка у
лиц в возрасте от 16 до 18 лет, совершивших мелкое хулиганство или нарушение правил
дорожного движения, штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих.
Штраф взносится в учреждения Сберегательного банка Российской Федерации.
Возможно
принудительное исполнение постановление о наложении штрафа в случае его
неуплаты в установленный срок (ст. 286 КоАП). Постановление о наложении штрафа
направляется для удержания суммы штрафа из заработной платы или иного
заработка, пенсии или стипендии нарушителя. Если нарушитель не работает или
взыскание штрафа из заработка невозможно, взыскание производится судебным
исполнителем путем обращения взыскания на личное имущество нарушителя. При
взимании штрафа на месте правонарушения нарушителю выдается квитанция (ст. 287
КоАП).
Исполнение
постановлений о возмездном изъятии предметов. Эти предметы передаются органом
(должностным лицом), вынесшим постановление, для реализации в комиссионные
магазины (или иные торговые предприятия) по месту нахождения имущества.
Вырученные от реализации суммы передаются бывшему собственнику за вычетом расходов
по реализации предмета.
Исполнение
постановлений о конфискации осуществляется
путем принудительного безвозмездного обращения предмета, явившегося орудием
совершения правонарушения или его непосредственным объектом (например, предмет
контрабанды), в собственность государства. Осуществляется постановление об этом
судебными исполнителями, органами внутренних дел, надзорными, таможенными и
другими органами.
Исполнение
постановлений о лишении специальных прав производится путем изъятия водительского удостоверения
(удостоверения на право управление судном) уполномоченными на то органами
(должностными лицами), а также путем изъятия в том же порядке охотничьих билетов
(ст. 296 КоАП).
Исполнение
постановлений об исправительных работах. Постановление направляется на исполнение не позднее чем
на следующий день после его вынесения. Исправительные работы отбываются по месту
постоянной работы правонарушителя. Удержания в доход государства в размерах,
определяемых постановлением, производятся в течении срока отбывания наказания.
Отбывание наказания исчисляется временем, в течении которого правонарушитель
работал и из его заработка производилось удержание. В случае уклонения лица от
отбывания исправительных работ, примененных за мелкое хулиганство, постановлением
народного суда (народного судьи) не отбытый срок исправительных работ может
быть заменен штрафом или административным арестом (до пятнадцати суток).
Исполнение
постановлений об административном аресте осуществляется немедленно после его вынесения. Наказанные
содержатся под стражей в местах, определяемых органами внутренних дел и используются
на физических работах. Заработная плата на месте постоянной работы не
выплачивается (ст. 305 КоАП).
Исполнение
постановлений в части возмещения имущественного ущерба. Ущерб должен быть возмещен не позднее
15 дней со дня вручения нарушителю постановления. В случае его неисполнения постановление
направляется для взыскания в порядке исполнительного производства,
предусмотренного гражданско-процессуальным законодательством.
Факультативной
стадией производства по делам об административных правонарушениях является обжалование
и опротестование постановлений по делам.
Обжалование
постановления о
наложении административного взыскания может быть осуществлено лицом, в
отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим, а от имени привлеченного
к административной ответственности – адвокатом.
Установлен
следующий порядок обжалования:
a)
Постановления
административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних обжалуются в
соответствующую администрацию (района, города) или в районный (городской)
народный суд;
b)
Решения
администрации – в вышестоящую администрацию или в районный (городской) народный
суд;
c)
Постановления иных
органов (должностных лиц):
☼ О наложении административного
взыскания в виде штрафа – в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу)
или в районный (городской) народный суд;
☼ О наложении иного административного
взыскания– в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный
(городской) народный суд;
☼ Постановление органа внутренних дел
(должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения,
зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола –
в вышестоящий орган(вышестоящему должностному лицу) и т.д. (ст. 267 КоАП).
Таким
образом, установленный порядок обжалования различен: либо предоставляется
возможность выбора инстанции для подачи жалобы, либо таковая инстанция
определяется однозначно, либо, наконец, допускается двухступенчатый порядок
подачи жалоб. В тех случаях, когда жалоба подается в судебные органы, решение
суда является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.
Жалоба
может быть подана в течении десяти дней со дня вынесения постановления о
наложении административного взыскания. В случае пропуска указанного срока по
уважительным причинам он, по заявлению жалобщика, может быть восстановлен
органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу. Подача жалобы в
установленный срок приостанавливает исполнение обжалуемого постановления,
за исключением обжалования предупреждения, административного ареста, а также
штрафа, налагаемого на месте совершения правонарушения.
Жалоба
рассматривается правомочным органом (должностным лицом) в десятидневный срок
со дня ее поступления.
При
рассмотрении жалобы проверяется законность и обоснованность вынесенного
постановления. По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих
решений:
Ø
Жалоба остается
без удовлетворения и постановление остается без изменений;
Ø
Постановление
отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;
Ø
Постановление
отменяется и дело прекращается;
Ø
Изменяется мера
административного взыскания при условии, что оно не будет усилено.
При
установлении некомпетентности органа (должностного лица), вынесшего
постановление по делу, постановление отменяется и дело направляется на
рассмотрение правомочного органа (должностного лица).
Отмена
постановления и прекращение дела влечет за собой возврат взысканных денежных
сумм, возмездно изъятых и конфискованных предметов, а также отмену других
ограничений. При невозможности возврата предмета возвращается его стоимость.
Административное
задержание, личный досмотр, досмотр и изъятие вещей и документов могут быть
обжалованы заинтересованными лицами в вышестоящий орган (должностному лицу) или
прокурору.
Опротестование
постановление о
наложении административного взыскания осуществляется прокурорами. Сроки
рассмотрения протестов и последствия их принесения такие же, как и при
обжаловании. Прокурор вправе опротестовать и решение, принятое по жалобе;
протест в таком случае вносится в вышестоящий орган по отношению к принявшему
постановление. Кроме того, прокурор вправе возбуждать производство по делам об
административных правонарушениях, участвовать в рассмотрении дела, давать
заключения по вопросам, возникающим в ходе его рассмотрения.
Постановление
народного судьи по делу об административном правонарушении может быть отменено
или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия
протеста председателем вышестоящего суда. Аналогичен порядок отмены
постановлений начальников органов внутренних дел (в последнем случае имеется в
виду вышестоящий начальник).
Такова
общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях.
В основном правила его ведения распространяются и на другие случаи рассмотрения
и разрешения индивидуальных дел в порядке административного производства.
Иногда
отдельные виды производства по административным правонарушениям дополнительно
регламентируются специальными нормативными актами ведомственного характера.
Так, Министром внутренних дел Российской Федерации 23 марта 1993 года была
утверждена "Инструкция по организации в органах внутренних дел
производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения
и иных норм, действующих в обеспечение безопасности дорожного движения".