СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХПРАВОНАРУШЕНИЯХ
2. ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБАДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
3. СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
3.1 Возбуждение административногопроизводства
3.2 Рассмотрение дела обадминистративном правонарушении
3.3 Обжалование и опротестованиерешения
3.4 Вступление в силу и исполнениепостановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Темаданной контрольной работы: «Производство по делам об административномправонарушении: понятие, принципы, стадии».
Вопрособ административных правонарушениях, их пресечении и производстве по делам обадминистративных правонарушениях является актуальным, т.к. глубокие социальныеизменения в политической и общественной жизни нашей страны неизбежно приводят кнеобходимости совершенствования ее правовой системы, в том числе исовершенствования института административных правонарушений.
Вструктуре административного процесса производство по делам об административныхправонарушениях занимает особое положение. Связано это с тем, что производствопо делам об административных правонарушениях представляет собой один изнаиболее массовых видов производств.
Производствопо делам об административных правонарушениях является одним из специфических иважных административно-юрисдикционный производств, входящих вадминистративно-юрисдикционный процесс. В этой связи ему присущи все признакипоследнего, а также имеются характерные черты, определяемые административно-процессуальнымзаконодательством и анализируемые в юридической литературе.
Объектомисследования являются общественные отношения, связанные с возбуждением,расследованием административных правонарушений и дальнейшим своевременным,справедливым вынесением постановления по данным делам, порядком обжалования иопротестования постановлений, а так же их исполнением.
Предметомявляется порядок и особенности возбуждения, расследования и исполнения какобжалуемых так и не обжалуемых постановлений по делам об административныхправонарушениях.
Вданной контрольной работе я ставлю себе цель: определить понятие, задачи ипринципы производства по делам об административных правонарушениях в системеадминистративно-процессуального права. Необходимо рассмотреть технику и методывозбуждения дела об административном правонарушении; исследовать рассмотрениедела об административном правонарушении; проанализировать порядок обжалованияпостановлений по делам об административных правонарушениях; определить порядокрассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях. Вкачестве целей и задач я ставлю полноценный анализ и всестороннее рассмотрениеданной темы.
1.ПОНЯТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Втеории права понятие «юридический процесс» означает порядокосуществления деятельности государственных органов, осуществляющих применениеправа. Близким ему по значению является термин «процедура»,подразумевающий официально установленный порядок при осуществлении юридическизначимых действий и разрешении дел. Важнейшие особенности юридического процессазаключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами и направлен нареализацию норм материального права ..
Производствопо делам об административных правонарушениях является одним из видовадминистративных производств, составной частью административного процесса.Следовательно, под производством по делам об административных правонарушенияхследует понимать особый вид процессуальной деятельности, урегулированнуюзаконом процедуру разрешения определённой группы дел .
Производствопо делам об административных правонарушениях является одной из сторонадминистративно-процессуальной деятельности, осуществляемой органамиисполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектамитакой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел обадминистративных правонарушениях.
Процессуальныйхарактер производства своё основное выражение получает в реализации санкцийправовых норм, устанавливающих административную ответственность физических июридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренныеОсобенной частью Кодекса об административных правонарушениях РоссийскойФедерации (далее КоАП РФ)
Разрешениедела предполагает принятие постановления о назначении административногонаказания (либо отказ от его назначения) и его исполнение ..
Производствопо делам об административных правонарушениях регулируется нормами КоАП РФ иявляется административно-процессуальной деятельностью, осуществляемой органамиисполнительной власти, а также их должностными лицами.
Задачамипроизводства по делам об административных правонарушениях являютсявсестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение по итогам егорассмотрения мотивированного обстоятельств каждого дела, разрешение его всоответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, атакже выявление причин и условий, способствовавших совершению административныхправонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ). Своевременное выяснение обстоятельствкаждого дела означает соблюдение сроков рассмотрения дел об административныхправонарушениях, установленных ст. 29.6 КоАП РФ.
Срокирассмотрения дел призваны способствовать вынесению постановления по делу вкратчайшее время, максимально приближённое к моменту совершения противоправногодеяния.
2.ПРИНЦИПЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Принципыпроизводства по делам об административном правонарушении — это основные,носящие обобщенный характер положения, руководящие идеи, закрепленные вКонституции Российской Федерации, законодательстве об административнойответственности или вытекающие из конституционного и текущего законодательства .
Принципамипроизводства по делам об административных правонарушениях являются:
1)Принцип законности. Этот принцип означает точное и неуклонное исполнение законавсеми участниками административно-процессуальных отношений, обеспечение прав изаконных интересов граждан.
2)Право на защиту. Этот принцип реализуетсяпредоставлением лицу, привлекаемому к административной ответственности, необходимыхправовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств,смягчающих его вину.
3)Принцип презумпции невиновности означает, что лицо, в отношении котороговедется производство, считается невиновным, пока его вина не будет доказана впорядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силупостановлением субъекта административной юрисдикции, рассмотревшим дело.
4)Принцип гласности рассмотрения дел. Его смысл в том, что дела подлежатоткрытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести кразглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой закономтайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасностилиц, участвующих в производстве, членов их семей, их близких, а также защитычести и достоинства указанных лиц.
5) Принцип состязательности находит свое проявлениев том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший,а также их представители, адвокат, прокурор, представители, участвующие врассмотрении дела, наделены законом равными процессуальными правами. Они вправезнакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства,заявлять ходатайства, участвовать в рассмотрении дела, приносить жалобы илипротесты на постановления.
6) Принцип национального языка проявляется в том,что лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе выступать народном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, накотором ведется производство (ст. 24.2 КоАП РФ).
7)Принцип равенства лиц, совершивших административные правонарушения, передзаконом. Это означает, что подлежит административной ответственности независимоот пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, а также других обстоятельств.
3.СТАДИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
3.1Возбуждениеадминистративного дела
Напервой стадии устанавливаются все обстоятельства дела (дата и место совершения,сведения о личности правонарушителя, существо административного правонарушенияи другие), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении.
Поводамик возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1)непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлятьпротоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающихна наличие события административного правонарушения;
2)поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственныхорганов, органов местного самоуправления, от общественных объединенийматериалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административногоправонарушения;
3)сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения всредствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличиесобытия административного правонарушения (за исключением административныхправонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 КоАПРФ);
4)фиксация административного правонарушения в области дорожного движенияработающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами,имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- икиносъемки, видеозаписи;
Делооб административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом,уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, и считаетсявозбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершенияадминистративного правонарушения; составления первого протокола о применениимер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;составления протокола об административном правонарушении или вынесенияпрокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении принеобходимости проведения административного расследования оформленияпредупреждения или с момента наложения административного штрафа на местесовершения административного правонарушения в случае, протокол обадминистративном правонарушении не составляется.
В тех случаях, когда послевыявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства,законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите правпотребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды,производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащейпродукции, пожарной безопасности, дорожного движения на транспортеосуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительныхвременных затрат, проводится административное расследование.
3.2 Рассмотрение дела об административномправонарушении
Даннаястадия является центральной в производстве по делам об административныхправонарушениях. В процессе ее осуществления условно можно выделить группывзаимосвязанных действий судьи, органа, должностного лица, именуемые этапами.
Традиционновыделяются этапы: а) подготовки дела к рассмотрению, б) анализа обстоятельствдела и собранных материалов, в) принятия и объявления постановления по делу.
Судья,орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административномправонарушении выясняют следующие вопросы:/>
1)относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2)имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного деласудьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3)правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другиепротоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иныематериалы дела;
4)имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5)достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6)имеются ли ходатайства и отводы.
Порядокрассмотрения дела об административном правонарушении представляет собойопределенную последовательность процессуальных действий, направленную на защитуправ и законных интересов лиц участвующих в производстве по делу обадминистративном правонарушении и установление объективной истины.
Настадии анализа обстоятельств и собранных материалов дела, изучаются ипроверяются доказательства. Доказательствами по делу об административномправонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливаютналичие или отсутствие события административного правонарушения, виновностьлица, привлекаемого к административной ответственности, а также иныеобстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объяснениялица, в отношении которого ведется производство по делу об административномправонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собойсведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной илиписьменной форме.
Существуюти вещественные доказательства, должны приобщаться к делу об административномправонарушении.
Порезультатам рассмотрения дела об административном правонарушении может бытьвынесено определение:
1)О передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначатьадминистративные наказания иного вида или размера либо применять иные мерывоздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2)О передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено чторассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа,должностного лица
Порезультатам рассмотрения дела об административном правонарушении может бытьвынесено постановление:
1)О назначении административного наказания;
2)О прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановлениео прекращении производства по делу об административном правонарушении выноситсяв случае:
1)Наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу,предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;
2)Объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ;/>
3)Прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в органпредварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях(бездействии) содержатся признаки преступления./>
Постановлениемпо делу об административном правонарушении является правоприменительный акт,вынесенный судьей, органом, должностным лицом по результатам рассмотренияконкретного дела об административном правонарушении. В нем должны быть указаныданные субъекта, рассматривающего дело, дата и место рассмотрения дела. Крометого из текста постановления должно быть видно что не истекли сроки давностипривлечения к административной ответственности по данному делу.
3.3Обжалованиеи опротестование решения
Стадияпересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве поделам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых,обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административнойответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решенийсубъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых,подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадияхвозбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправитьдопущенные нарушения.
Постановлениепо делу об административном правонарушении может быть обжаловано участникамиадминистративного процесса:
1)вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
2)вынесенноеколлегиальным органом или судебным приставом-исполнителем — в районный суд поместу нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя;
3)вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностномулицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4)вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РоссийскойФедерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.
Жалобана постановление по делу об административном правонарушении подается судье, ворган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которыеобязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всемиматериалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящемудолжностному лицу.
Жалобана постановление судьи о назначении административного наказания в видеадминистративного ареста либо административного выдворения, а также административногоприостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в деньполучения жалобы.
Жалобана постановление по делу об административном правонарушении может быть подана втечение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Жалобана постановление об административном аресте либо административном выдворенииподлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо,привлеченное к административной ответственности, отбывает административныйарест либо подлежит административному выдворению.
Жалобана постановление о назначении административного наказания в видеадминистративного приостановления деятельности подлежит рассмотрению впятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд,уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.
Порезультатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административномправонарушении выносится одно из следующих решений:
1)Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2)Об изменении постановления, если при этом не усиливается административноенаказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении котороговынесено постановление;
3)Об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя быодного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а такжепри недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесенопостановление;
4)Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, ворган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенногонарушения процессуальных требований или в связи с необходимостью применениязакона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгогоадминистративного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкостьпримененного административного наказания;
5)Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение поподведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановлениебыло вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Невступившее в законную силу постановление по делу об административномправонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам наэто постановление могут быть опротестованы прокурором.
3.4Вступление в силу и исполнение постановления, вынесенного по делуоб административном правонарушении
Постановлениепо делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1)После истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу обадминистративном правонарушении, если указанное постановление не былообжаловано или опротестовано;
2)После истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе,протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, заисключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3)Немедленно после вынесения, не подлежащего обжалованию решения по жалобе,протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенноепостановление.
Обращениепостановления по делу об административном правонарушении к исполнениювозлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление.
Вслучае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу обадминистративном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе,протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административномправонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченнымобращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления взаконную силу, а если постановление по делу об административном правонарушениине было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется ворган, должностному лицу, уполномоченным приводить его в исполнение, в течениетрех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотренияжалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда илиот должностного лица, вынесших решение.
Постановлениепо делу об административном правонарушении приводится в исполнениеуполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАПРФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нимипостановлениями Правительства Российской Федерации.
Приналичии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначенииадминистративного наказания в виде административного ареста, лишенияспециального права или в виде административного штрафа (за исключениемвзыскания административного штрафа на месте совершения административногоправонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностноелицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срокдо одного месяца.
Сучетом материального положения лица, привлеченного к административнойответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей,органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.
Судья,орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административногонаказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесенияпротеста на вступившее в законную силу постановление по делу обадминистративном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановленииисполнения постановления выносится определение, которое при необходимостинемедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определениев исполнение.
Судья,орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административногонаказания, прекращают исполнение постановления в случае:
1)Издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания
2)Отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающихадминистративную ответственность за содеянное;
3)Смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявленияего в установленном законом порядке умершим;
4)Истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административногонаказания, установленных статьей 31.9 КоАП РФ;
5)Отмены постановления;
6)Вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращенииисполнения постановления о назначении административного наказания.
Постановлениео назначении административного наказания, по которому исполнение непроизводилось или произведено не полностью, возвращается органом, должностным лицом,приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу,вынесшим постановление, в случае:
1)если по адресу, указанному судьей, органом, должностным лицом, вынесшимипостановление, не проживает, не работает или не учится привлеченное кадминистративной ответственности физическое лицо, не находится привлеченное кадминистративной ответственности юридическое лицо либо не находится имуществоуказанных лиц, на которое может быть обращено административное взыскание;
2)если у лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствуютимущество или доходы, на которые может быть обращено административное взыскание.
3)если истек срок давности исполнения постановления о назначенииадминистративного наказания, предусмотренный статьей 31.9 КоАП РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Производство по делам об административных правонарушениях — однаиз форм административного процесса, основной чертой которого, позволяющейпровести грань между ним и гражданским и уголовным процессом, является егопреимущественно внесудебный порядок.
Административно-процессуальные действия, внешне сходные суголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными, осуществляются, какправило, органами и должностными лицами, представляющими исполнительную власть.
Таким образом, в процессе исследования данной темы были решеныследующие задачи: определены понятие, задачи, и принципы производства по деламоб административных правонарушениях исследован порядок возбуждения дела,определена процедура его рассмотрения, проанализирован порядок обжалованияпостановлений по делам об административных правонарушениях, изучен порядокрассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях.
Специфика процедуры производства порождена: оперативностью,краткими сроками, которые вообще присущи природе административно-процессуальнойдеятельности.
Специфичны акты, сопровождающие каждую стадию данногопроизводства: протокол является основанием для возбуждения дела, постановлениео наложении взыскания — результат рассмотрения, решение принимается послезавершения стадии обжалования.
К сожалению, вопрос правонарушений (а точнее проблемаправонарушений) всегда будет актуален, т.к. создать идеальное общество справосознательными гражданами и должностными лицами, обладающими высокимуровнем правовой культуры и соблюдающими правозаконность, можно толькоидеализируя этот вопрос в теории. На практике это, на мой взгляд, практическиневыполнимо. Хотя обществу свойственно стремиться к лучшему, а каждой личности– к идеалу.
Административно-процессуальную деятельность отличают от иных видовпроцесса такие черты, как известная упрощенность и ускоренность отдельных процессуальныхдействий, множественность субъектов, уполномоченных на назначениеадминистративных наказаний и т.п.
Вданной контрольной работе были изложены основные принципы и элементыпроизводства по делам об административных правонарушениях Рассматриваемоепроизводство имеет связанные задачей и в то же время обособленные целью иназначением стадии – относительно самостоятельные части производства
Процедураразрешения дел об административных правонарушениях по КоАП РФ максимальноприближена законодателем к традиционному для современного российского процессауровню судопроизводства.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
1. КонституцияРоссийской Федерации: офиц. текст. — М.: Юристъ, 2007. – 39с.
2. .КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях: Закон от 30.12.2001г. N 195-ФЗ в ред. 10.01.2008 г. (посл. изм. 01.07.2008г.) – М.: «ГроссМедиа»,2008. — 288 с.
ЛИТЕРАТУРА:
3. АгаповА.Б. Административное право. – М.: Эксмо, 2006. – 260 с.
4. БахрахД.Н. Административное право: краткий учеб. курс. М.: Норма, 2006-232с.
5. Гирев,В.Н. Административное право: Практикум: Учебное пособие / В.Н. Гирев. – М.:ИНФРА-М, 2005. – 192с.
6. КолесниковаЕ.А. Административное право. – Ростов н /Д: «Феникс», 2005. – 203с.
7. КонинН.М. Административное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2006. – 240с.
8. ПоповЛ.Л. Административное право. М., 2007-. 190с.
9.Попов Л.Л. Административное право России. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. –654с.
10. СмоленскийМ.Б. Административное право—Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 350с.
11. Комментарийк Кодексу об административных правонарушениях / Под ред. В.В. Черникова и Ю.П.Соловья. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 774с.
12. Административноеправо: курс лекций / Э.В. Липатов, В.В. Лысенко, Г.В. Матвиенко и др. – М.:Экзамен, 2006. – 509с.