Производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений

Содержание
Введение
1.Правовая природа дел, возникающих из публичных правоотношений
2.Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актовполностью или в части
3. Производство по делам об оспаривании решения,действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления,должностного лица, государственного или муниципального служащего
4. Производство по делам о защите избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации
Заключение
Литература

Введение
Видгражданского судопроизводства – это процессуальный порядок возбуждения,рассмотрения, разрешения дел в судах общей юрисдикции определяемый характером испецификой подлежащего защите материального права.
В гражданскомсудопроизводстве выделяются следующие виды производств:
1) исковоепроизводство;
2)производство по делам, возникающим из публичных правоотношений;
3) особоепроизводство;
4) приказноепроизводство;
5) иные производства
Одним извидов судопроизводства является производство по делам, возникающим изадминистративно-правовых отношений. Следует иметь в виду, что этот термин,используемый законодателем, носит условный характер. Условность терминаопределяется тем, что суды общей юрисдикции рассматривают дела, возникающие нетолько из собственно административных, но и из финансовых (налоговых),таможенных, конституционных и иных правоотношений. Поэтому настоящеепроизводство целесообразно именовать производством из публично-правовыхотношений.
Этот вид судопроизводства, как и другие, базируется на нормах КонституцииРФ.
Целью данной работы является изучениеособенностей производства по делам возникающим их публично-правовых отношений.
В ходеисследования были поставлены следующие задачи:
– выявитьправовую природу дел, возникающих из публично-правовых отношений;
– рассмотретьпроцессуальный порядок производства по отдельным делам, возникающим из публично-правовыхотношений;
– выяснить,чем отличается данный вид производства от искового производства.

1. Правоваяприрода дел, возникающих из публичных правоотношений
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти,органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединенияобязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В то же время ст. 46 КонституцииРФ установила правило, согласно которому решения и действия (бездействие)органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В государстве, функционирование которогоосновано на принципе разделения властей, обращение в суд с требованием о защитеправ, свобод и охраняемых законом интересов служит эффективной формой контроляза действиями (бездействием) органов власти и должностных лиц. Это обусловленотем, что самый совершенный ведомственный контроль не в состоянии заменить судебноеразбирательство, обеспечивающее максимум гарантий для защиты законных прав иинтересов заинтересованных лиц. Преимущества судебного порядка рассмотренияспоров в сравнении с ведомственным контролем заключаются, прежде всего, вравенстве процессуального положения (статуса) гражданина и органа власти,наличии равных возможностей в отстаивании своих позиций, гласном характереразрешения спора и т.д. Поэтому в установленных случаях закон закрепляет правограждан и организаций на судебный контроль за действиями административныхорганов и должностных лиц.
Институт, регулирующий порядок рассмотренияи разрешения споров в сфере административного управления, носит название«административной юстиции» или судебного контроля за законностью управленческойдеятельности. Этот институт давно существует в экономически развитых государствах,нормы которого реализуются специальной системой судебных органов. Отдельныеэлементы административной юстиции появились в России (СССР) в 30-е годыпрошлого столетия. Они не имели практического значения, но были призванысимволизировать торжество «высшего демократизма» социалистического права.
В настоящее время административная юстиция вРоссии получила значительное развитие, так как возможности судебного контроляза действиями органов законодательной и исполнительной власти, органов местногосамоуправления и должностных лиц практически не ограничены. В случае возникновенияспора любой вопрос, относящийся к органам административной юстиции, может бытьрассмотрен соответствующим судом[1].
В соответствии со ст. 245 ГПК в этом порядке рассматриваются и разрешаютсядела:
– по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативныхправовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений неотнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
– позаявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных имуниципальных служащих;
– позаявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдумеграждан Российской Федерации;
– иныедела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным закономк ведению суда.
Настоящийперечень не является исчерпывающим, поскольку суд вправе рассматривать иразрешать другие дела, возникающие из административно-правовых отношений,отнесенных законом к компетенции судов. К ним могут относиться, в частности,дела, связанные с оказанием психиатрической помощи в рамках закона РФ «Опсихиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Порядок рассмотрения и разрешения дел,возникающих из публичных правоотношений, должен удовлетворять следующимнаиболее существенным требованиям и правилам:
а) это неисковые производства, так как в нихнет ни истца, ни ответчика, ни третьих лиц. Обязательными участниками выступаютгражданин – с одной стороны и должностные лица (представители соответствующегооргана управления или местного самоуправления) – с другой;
б) в данном производстве не применяютсяисковые средства защиты права (иск, встречный иск, мировое соглашение и т.д.);
в) все дела рассматриваются и разрешаютсяуполномоченным судом;
г) предметом судебного исследования служатофициальные документы должностных лиц и управленческих органов;
д) обязанность доказывания возлагается наадминистративные органы, должностных лиц. Участие гражданина в судебномдоказывании составляет его процессуальное право;
е) судья при удовлетворении жалобы заявителя обладает полномочиями:отменить соответствующийакт; изменить административный акт; санкционироватьопределенные действия управленческих органов и должностных лиц, т.е. датьсогласие на их совершение;
ж) решения суда реализуют самиуправленческие структуры, не применяя правила исполнительного производства.
В целом уровень гражданской процессуальнойрегламентации данного производства значительно выше, чем у исковогопроизводства. Законом (в главах 24–26 ГПК РФ определены сроки обращения в судзаинтересованных лиц и судебного разбирательства, состава участников, предмет исредства доказывания, полномочия судьи и др.)
В соответствии с п. 1 ч. 1ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае,если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданскогосудопроизводства, поскольку рассматривается и разрешается в ином судебномпорядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПКРФ это правило применимо к производству по делам, возникающим из публичныхправоотношений.
Исходя из этого, недопустимо принятие ирассмотрение в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, заявлений обоспаривании таких решений, действий (бездействия) органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных илимуниципальных служащих, для которых Федеральными законами(Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административныхправонарушениях. Арбитражным процессуальным кодексом РФ и др.) установлен инойсудебный порядок оспаривания (обжалования).
В принятии таких заявлений необходимоотказывать на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Существование отдельного от исковогопроизводства по делам, вытекающим из публично-правовых отношений, объясняетсятрадиционно несколькими правовыми обстоятельствами:
1) неравноправным положением участников(сторон) в регулятивных (конституционных, административных) правоотношениях,поскольку, с одной стороны, в них выступает орган государства, должностноелицо, наделенное властными полномочиями, с другой стороны – гражданин, неимеющий таких полномочий;
2) специфической функцией суда прирассмотрении этих дел, состоящей не в разрешении спора, как в исковых делах, ав осуществлении судебного контроля за законностью действий органов управленияпо отношению к гражданам и в отдельных случаях – к организациям.
Указанными двумя причинами определяетсяспособ возбуждения дел данной категории – путем предъявления жалобы(обжалования), а не предъявления иска. Данная терминология перенесена вгражданский процесс из административного права.
Кроме этого, при рассмотрении и разрешении дел, вытекающих из публично-правовыхотношений, в силу неравноправного положения субъектов в административных и иныхправоотношениях, не применимы некоторые категории искового производства, аименно: мировое соглашение, увеличение или уменьшение требований, исключаетсявозможность предъявления в качестве способа защиты встречной жалобы,аналогичной встречному иску и т. д[2].
При рассмотрении и разрешении дел,возникающих из публичных правоотношений, суд может признать обязательной явку всудебное заседание представителя органа государственной власти, органа местногосамоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнутыштрафу в размере до одной тысячи рублей.
2. Производствопо делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или вчасти
 
Прежде всего, необходимо указать, что производство по делам о признаниинедействующими нормативных правовых актов полностью или в части в ГПК РФвпервые выделено в самостоятельную главу, а именно главу 24, и относится,согласно ст. 245 ГПК РФ к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Под нормативным правовым актом понимаетсяизданный в установленном порядке акт управомоченного на то органагосударственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица,устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные длянеопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение идействующие независимо от того, возникли или прекратились конкретныеправоотношения, предусмотренные актом[3].
Оспаривание нормативных правовых актовосуществляется посредством подачи заявления в суд.
Следует отметить, что дела о признаниинедействующими нормативных правовых актов полностью или в части относятся нетолько к подведомственности судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов РФ.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ правомподачи заявления об оспаривании нормативных правовых актов обладают:
1) граждане и организации, которые считают,что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовымактом органа государственной власти, органа местного самоуправления илидолжностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные КонституциейРФ, законами и другими нормативными правовыми актами;
2) прокурор в пределах своей компетенции;
3) Президент РФ, Правительство РФ;
4) законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностноелицо субъекта РФ;
5) орган местного самоуправления, главамуниципального образования.
В соответствии с п. 4 ст. 251 ГПКРФ заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности,установленной ст. ст. 24, 26 и 27 ГПК РФ.
Из положений ст. ст. 24, 26 и 27 ГПК РФследует, что:
1. Верховный Суд РФ (ст. 27 ГПК РФ)рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании:
• нормативных правовых актов Президента РФ,
• нормативных правовых актов ПравительстваРФ,
• и нормативных правовых актов иныхфедеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы изаконные интересы граждан и организаций.
2. Верховный суд республики, краевой,областной суд, суд города федеральногозначения, суд автономной областии суд автономного округа (ст. 26 ГПК РФ) рассматривают в качестве судапервой инстанции гражданские дела – об оспаривании нормативных правовых актоворганов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы изаконные интересы граждан и организаций.
3. Районные суды рассматривают в качествесуда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовыхактов, когда их рассмотрение не отнесено к компетенции Верховного суда РФ (ст. 27ГПК РФ) или суда субъекта РФ (ст. 26 ГПК РФ).
Следует отметить, что п. 4 ст. 251ГПК РФ определяет не только родовую подсудность, но и территориальную, т. к.согласно данному пункту в случаях, когда дело об оспариваниинормативно-правового акта отнесено к компетенции районного суда, тосоответствующее заявление подается в районный суд по месту нахождения органагосударственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица,принявших нормативный правовой акт.
Как и любое иное заявление, подаваемое всуд, заявление об оспаривании нормативного правового акта должно отвечать,определенным требованиям закона о форме и содержании.
В соответствии с п. 5 ст. 251 ГПКРФ заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствоватьтребованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК РФ, и содержать дополнительноданные:
• о наименовании органа государственнойвласти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшихоспариваемый нормативный правовой акт. Здесь следует отметить, что наименованиеоргана власти или должностного лица приводится в соответствии снормативно-правовым актом, которым учреждены соответствующий орган власти илидолжность;
• о наименовании и дате принятия нормативно-правовогоакта;
• указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного кругалиц нарушаются этим актом или его частью. Исходя из требований ст. 251 ГПКРФ в заявлении лиц, перечисленных в ч. 2 этой статьи, должно быть указано,в чем конкретно состоит нарушение их компетенции оспариваемым нормативным правовымактом.
Необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 7 ст. 251ГПК РФ подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд неприостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
Порядок рассмотрения заявлений.
Рассмотрение судом заявлений об оспариваниинормативных правовых актов осуществляется в порядке, определенном ст. 252ГПК РФ.
Следует указать, что дела по заявлениям обоспаривании нормативно-правовых актов по общему правилу рассматриваются иразрешаются судьей районного суда единолично (ч. 1 ст. 246 ГПК РФ).
Заявление об оспаривании нормативногоправового акта рассматривается в течение месяца со дня его подачи с участием:лиц, обратившихся в суд с заявлением; представителя органа государственнойвласти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшихоспариваемый нормативный правовой акт; прокурора.
В зависимости от обстоятельств дела судможет рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц,извещенных о времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении и разрешении дел позаявлениям об оспаривании нормативных правовых актов суд может истребоватьдоказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.
Следует отметить, что при рассмотрении иразрешении дел по заявлениям об оспаривании нормативных правовых актов суд несвязан основаниями и доводами заявленных требований. Отказ лица, обратившегосяв суд, от своего требования не влечет за собой прекращения производства поделу. Признание требования органом государственной власти, органом местногосамоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовойакт, для суда необязательно.
Таким образом, в случае, если орган государственнойвласти, местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемыйнормативный правовой акт, признали соответствующие требования заявителя, тосуду предоставляется право выбора: либо продолжить рассмотрение дела; либо вынестирешение об удовлетворении требования заявителя в связи с признаниемпротивоположной стороной дела его требований. В данном случае в мотивировочнойчасти решения суда может быть указано только на признание требования заявителяи принятие его судом.
Решение суда.
По результатам рассмотрения заявления обоспаривании нормативного правового акта суд выносит решение.
Необходимо отметить, что при удовлетворениизаявления о признании противоречащим федеральному закону закона субъекта РФлибо заявления о признании противоречащим закону иного нормативного правовогоакта необходимо учитывать, что если правовой акт издан органом или должностнымлицом при отсутствии соответствующих полномочий или не был опубликован длявсеобщего сведения либо не был зарегистрирован, когда опубликование или государственнаярегистрация являлись обязательными, то такой акт признается недействующим и невлекущим правовых последствий со дня его издания.
3. Производство по делам об оспариваниирешения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего
 
Согласно ч. 2 ст. 46 КонституцииРФ решения и действия (пли бездействие) органов государственной власти, органовместного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут бытьобжалованы в суд.
Исходя из того, что ГПК РФ в гл. 25используется термин «оспаривание», можно предположить, что производство поделам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственнойвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных имуниципальных служащих в настоящее время законодателем связывается с наличиемсвоеобразных спорных правоотношений, которые отличаются от спорных правоотношенийв исковом производстве тем, что вытекают из публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПКРФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления,должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают,что нарушены их права и свободы.
Гражданин, организация вправе обратиться:непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности органгосударственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу,государственному или муниципальному служащему.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган,объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Еслигражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течениемесяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд (ст. 4Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан»).
Заявление может быть подано гражданином всуд: по месту его жительства; по месту нахождения органа государственнойвласти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного илимуниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
Далее необходимо указать, что ст. 254ГПК РФ содержит также положения, определяющие исключительную подсудность такойкатегории дел, как оспаривание отказа в разрешении на выезд из РФ в связи стем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну.В данном случае соответствующее заявление подается в верховный суд республики,краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области,суд автономного округа по месту принятия решения об оставлении просьбы о выездебез удовлетворения.
В соответствии с ч. 4 ст. 254 ГПКРФ в связи с поступлением заявления об оспаривании решения, действия(бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления,должностного лица, государственного или муниципального служащего суд вправеприостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силурешения суда.
О приостановлении действия оспариваемогорешения суд выносит определение.
Статья 255 ГПК РФ определяет те решения,действия (бездействие) органов государственной власти, органов местногосамоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих,которые могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ крешениям, действиям (бездействию) органов государственнойвласти,органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных илимуниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства,относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), врезультате которых:
– нарушены права и свободы гражданина;
– созданы препятствия к осуществлениюгражданином его прав и свобод;
– на гражданина незаконно возложенакакая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Следует отметить, что согласно ст. 2Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан» от 27 апреля 1993 г. могут быть обжалованы не только решения,действия (бездействия), но и представление официальной информации, если оноповлекло за собой последствия, перечисленные выше.
К официальной информации относятся сведенияв письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свободгражданина и предоставленные в адрес государственных органов, органов местногосамоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединенийили должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявшихрешения), с установленным авторством данной информации, если она признаетсясудом как основание для совершения действий (принятия решений)[4].
Порядок рассмотрения заявлений.
Обращение в суд с заявлением ограниченоопределенными сроками.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПКРФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев содня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Так же как и любое иное заявление,поступившее в суд, заявление об оспаривании рассматривается судом вустановленном ГПК РФ порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 257 ГПКРФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием: гражданина(заявителя), руководителя или представителя органа государственной власти,органа местного самоуправления, должностного лица, государственного илимуниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
Следует обратить внимание на то, чтосогласно ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений,нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., гражданин,обратившийся в суд ссоответствующим заявлением, освобождается отобязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязандоказать факт нарушения своих прав и свобод.
Таким образом, из положений ст. 249 ГПКРФ и ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан» следует, что, несмотря на то, что гражданин(заявитель) освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемыхдействий (решений), это не означает, что указанный гражданин долженбездействовать в гражданском процессе, хотя при лом круг его обязанностейсущественно ограничен по сравнению с теми, которые существуют в исковомпроизводстве у истца.
Решение суда.
По результатам рассмотрения заявления судвыносит решение, которое должно отвечать общим требованиям, указанным в гл. 16ГПК РФ.
Если обжалуемое действие (решение) судпризнает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает вудовлетворении жалобы.
В случае если суд признает, что заявленныетребования являютсяобоснованными, то он принимает решение обобязанности соответствующею органа государственной власти, органа местногосамоуправления, должностного лица, государственного или муниципальногослужащего устранить: в полном объеме допущенное нарушение прав и свободгражданина; препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд также может:
– обязать соответствующий органгосударственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо,государственного или муниципального служащего удовлетворить требованиегражданина;
– отменить примененные к заявителю мерыответственности (но не меры административного взыскания, т. к. глава 25ГПК РФ не распространяется на обжалование постановлений, вынесенных по делам обадминистративных правонарушениях);
– иным путем восстановить нарушенныеправа и свободы заявителя.
Обжалуемое действие (решение) признаетсянезаконным, если в результате него (ст. 255 ГПК РФ): нарушены права исвободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав исвобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или оннезаконно привлечен к ответственности.
Далее необходимо указать, что решение суданаправляется в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силудля устранения допущенного нарушения закона: руководителю органагосударственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу,государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие)которых были оспорены; в вышестоящий в порядке подчиненности орган,должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
4. Производство по делам о защитеизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан российской федерации
 
Согласно ст. 32 Конституции РФ гражданеРФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти иорганы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами РФконституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых натерритории РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами,конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальныхобразований, определяются ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и правана участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ.
Порядок производства по делам о защитеизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ определен в гл. 26ГПК РФ.
Необходимо обратить внимание на то, чторешения или действия (бездействие) органа государственной власти …. нарушающиеизбирательные права или право на участие в референдуме граждан РФ, обжалуетсяне по правилам гл. 25 ГПК РФ, а только по правилам гл. 26 ГПК РФ.
Все дела об обжаловании решений и действии(бездействия), нарушающих избирательные права или право на участие вреферендуме граждан РФ, можно разделить на две группы, а именно:
1) дела об обжаловании решений и действий(бездействия) избирательных комиссий;
2) дела об обжаловании решений и действий(бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления,общественных объединений, должностных лиц.
Право обжалования решений и действий(бездействий) принадлежит: 1) избирателям; 2) кандидатам, их доверенные лицам; 3)избирательным объединениям, избирательным блокам, их доверенным лицам; 4)политическим партиям, их региональным отделениям, иным общественным объединениям;5) инициативным группам по проведению референдума и наблюдателям; 6) прокурору.
Следует также отметить, что эти субъектывправе обжаловать действия (бездействия) избирательных комиссий, комиссий попроведению референдума в соответствующие вышестоящие избирательные комиссии,комиссии по проведению референдума. Однако необходимо обратить внимание на то,что в соответствии с п. 8 ст. 75 ФЗ «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации» предварительное обращение в вышестоящую комиссию, избирательнуюкомиссиюсубъекта РФ, Центральную избирательную комиссию РФ не является обязательнымусловием для обращения в суд.
Далее необходимо отметить, что правомобращения в суд с требованием о защите избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан РФ обладают не только субъекты, указанные в ч. 1 ст. 259ГПК РФ, но и избирательные комиссии, а именно (ч. 2 ст. 259 ГПК РФ):Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; избирательныекомиссии муниципальных образований; окружные, территориальные и участковые избирательныекомиссии; соответствующие комиссии референдума.
Порядок рассмотрения заявлений.
Заявление в суд может быть подано в течениетрех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было статьизвестно о нарушении избирательного законодательства, законодательства ореферендуме либо избирательных прав или права на участие в референдумезаявителя. Заявление, касающееся решения избирательной комиссии… об отменерегистрации кандидата (списка кандидатам), может быть подано в течение десятидней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдумасоответствующего решения. После опубликования результатов выборов, референдумазаявление, касающееся нарушения избирательныхправ или права на участиек референдуме, имевшего место в период избирательной кампании, подготовки ипроведения референдума, может быть подано в суд в течение года со дня опубликованиярезультатов соответствующих выборов, референдума. Заявление о неправильности всписках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено в течениетрех дней со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования,а в день голосования – немедленно.
Заявление, поданное в суд в ходеизбирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено втечение пяти дней со дня его подачи, но не позднее дня, предшествующего днюголосования, а заявление, поступившее в день голосования или в день, следующийза днем голосования, – немедленно.
Решение суда.
По делу о защите избирательных прав и правана участие в референдуме граждан РФ суд может вынести решение: 1) об отказе вудовлетворении заявления; 2) о признании оспариваемого решения или действия(бездействия) незаконным.
Суд отказывает в удовлетворении заявления озащите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, еслиустановит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) являетсязаконным.
Суд признает оспариваемое решение илидействие (бездействие) незаконным, если установлена обоснованность заявления.
В решении о признании оспариваемого решенияили действия (бездействия) незаконным суд: обязывает удовлетворить требованиезаявителя; либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательныеправа или право на участие в референдуме.
Суд соответствующего уровня может отменитьрешение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов наизбирательномучастке, территории, в избирательном округе, вмуниципальном образовании, в субъекте РФ, в РФ в целом также в случаенарушения: правил составления списков избирателей; порядка формированияизбирательных комиссий; порядка голосования и подсчета голосов (включаявоспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатоввыборов; незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов,признанного таковым после дня голосования; других нарушений избирательногозаконодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волюизбирателей.
Далее следует указать, что в соответствии сч. 1 ст. 261 ГПК РФ решение суда, вступившее в законную силу,направляется руководителю соответствующего органа государственной власти,органа местного самоуправления, общественного объединения, председателюизбирательной комиссии, комиссии референдума, должностному лицу и подлежитреализации в указанные судом сроки.

Заключение
Такимобразом, в гражданском процессе выделяется самостоятельный вид судопроизводства– производство по делам, возникающим из публично-правовых отношений.
Структураадминистративного судопроизводства в гражданском процессе характеризуется тем,что ГПК содержит общие и особенные нормы, регулирующие порядок рассмотренияспоров по делам, возникающим из административных, налоговых, таможенных, бюджетныхи прочих подобных отношений. Общие и специальные правила рассмотрения этихкатегорий дел внутренне взаимосвязаны и строго последовательны. Соблюдение этихправил необходимо для правильного разрешения этих всегда сложных споров.
С учетомвсего изложенного можно дать следующее определение административногосудопроизводства в гражданском процессе Административное судопроизводство вгражданском процессе – это форма осуществления судебной власти, урегулированнаянормами гражданского процессуального права, направленными на установлениепорядка осуществления правосудия по делам, возникающим из административных ииных публичных правоотношений
Выделение вотдельную главу ГПК РФ административного производства связано со сложностью имногочисленностью дел возникающих из административных и иных публичныхправоотношений. Детальное урегулирование порядка их рассмотрения позволяетснять многие проблемы

Литература
1. Гражданский кодексРоссийской Федерации. – СПб.: Виктория плюс, 2001. – 480 с.
2. Гражданский ПроцессуальныйКодекс Российской Федерации. – М. «Элит», 2000. – 192 с.
3. Комментарий кГражданскому Процессуальному Кодексу РФ / С.А. Алехина, А.Т. Боннер –М.: ТК Велби, изд-во Проспект. 2003. – 785 с.
4. Гражданский процессРоссийской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Власова. – М.:Юрайт, 2003. – 583 с.
5. Гражданский процесс.Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Городец – издат, 2003. – 720 с.
6. Гражданский процесс:Учебник / Под ред. В.В. Яркова. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 715 с.
7. Гражданскоепроцессуальное право России: Учебник для Вузов / Под ред. П.В. Алексия. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 525 с.
8. Гражданскоепроцессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. – М.: Проспект,2004. – 580 с.
9. Коршунов Н.М. Гражданскийпроцесс: Учебное пособие для вузов. – М.: Норма, 2004. – 846 с.