План
прокуратураадвокатура конституционный правовой
1. Прокуратураи адвокатура: понятие, место и роль в правоохранительной системе современного государства
2. Прокуратурав зарубежных странах: конституционно-правовой статус, организация и деятельность
3. Адвокатурав зарубежных станах: организация и деятельность
Список литературы
1.Прокуратура и адвокатура: понятие, место и роль в правоохранительной системе современного государства
Прокуратура –это орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц,совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде,зачастую в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений иза законностью содержания лиц в местах лишения свободы.
Вопрос о том,относится ли прокуратура к органам судебной власти, не знает однозначногорешения. Все зависит от места, занимаемого прокуратурой в системегосударственных органов[1].
В большинствегосударств прокуратура действует под общим руководством министра юстиции,представляет собой более или менее централизованную систему, но в ряде странэта система не только соответствует судебной системе, но и организационносвязана с ней; прокуроры состоят и действуют при судах. Более того, и судьи ипрокуроры равным образом входят в единый профессиональный корпус, именуемыймагистратурой, и именуются магистратами. При такой системе можно говорить отом, что прокуратура охватывается понятием судебной власти.
На страницахюридической печати высказываются совершенно разные точки зрения на вопрос отом, какое место занимает прокуратура в государственном механизме.
Сторонникиотнесения органов прокуратуры к законодательной ветви власти исходят изследующей логики: законодательные органы издают законы, а прокуратура надзираетза тем, чтобы они соблюдались на территории всей страны. Поэтому прокуратураявляется одним из механизмов законодательной власти, а прокурорский надзор — особый вид власти, который должен получать полномочия непосредственно отзаконодателя, им формироваться и быть подотчетным только ему.
Сторонникиотнесения органов прокуратуры к судебной ветви власти исходят из того, что понаправлениям своей деятельности и выполняемым функциям прокуратура наиболееблизка к судебной власти.
Административно-властныйхарактер полномочий прокурора при осуществлении надзора за исполнением законоворганами предварительного следствия, а также органами, осуществляющимиисполнение наказаний, в определенной мере способствует формированию у рядаученых и практиков взгляда на прокуратуру как на орган исполнительной власти[2].
Такимобразом, многообразие мнений в юридической литературе по поводу местапрокуратуры в государственном механизме свидетельствует о том, что каждоегосударство в мире, каждая правовая система при общей правильной идееразделения властей может идти собственным путем построения государственных органов.
Обслуживаетсудебную власть и такое учреждение, как адвокатура, главная функция которой заключаетсяв оказании правовой помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатура — этообъединение высококвалифицированных юристов, профессионально оказывающихюридическую помощь физическим и юридическим лицам, включая порой ипублично-властные органы и публичные учреждения. Адвокатура обычно представляетсобой общественный институт, который иногда наделяется некоторыми публичнымиполномочиями.
В юридическойлитературе имеет место мнение о том, что адвокатура является особым правовыминститутом, сочетающим в себе как публично-правовые, так и частноправовыеначала. В деятельности адвокатуры при оказании юридической помощи одновременноприсутствуют частные интересы (защита прав конкретного доверителя) и публичныеинтересы (пресечение нарушений прав и свобод граждан, установление режимазаконности, предупреждение нарушений в будущем, обеспечение принципасостязательности процесса)[3].
Кроме того, внаучной среде начинает доминировать позиция, согласно которой осуществление адвокатомпредставительства, тесный, доверительный характер отношений между ним и теми,кто нуждается в его помощи, предопределяет существование адвокатуры именно вкачестве самоуправляемой независимой организации.
Такимобразом, в деятельности адвокатуры сочетается защита частного и публичногоинтересов общества, направленного на соблюдение законности, прав и свободграждан со стороны государства. Без этого невозможно построение правовогогосударства.
2.Прокуратура в зарубежных странах: конституционно-правовой статус, организация и деятельность
Позанимаемому месту прокуратурой в системе государственных органов можно выделитьчетыре группы государств:
–государства, где прокуратура находится в составе министерства юстиции;
–государства, где прокуратура включена в состав судейского корпуса (магистратуры)и находится при судах;
–государства, где прокуратура выделена в отдельную систему и подотчетнапарламенту;
–государства, где прокуратура вообще отсутствует.
Отсюда иразличное место прокуратуры в конституционных текстах. Конституции государств,где действует вторая система, лишь упоминают о прокуратуре. Конституциигосударств с обособленной централизованной системой прокуратуры чаще всегопосвящают ей особый раздел, наряду с разделом о судебной власти, что, очевидно,призвано подчеркнуть ее особое место в механизме государственной власти.
К первойгруппе стран относятся, в частности, США, Франция, Польша, Япония. Так, в США иПольше министр юстиции (в США – Генеральный атторней) – это одновременно игенеральный прокурор. Ему подчинены нижестоящие прокуроры (атторнеи), причем вСША наряду с системой федеральной прокуратуры в каждом штате действует своясистема прокуратуры, возглавляемая генеральным атторнеем штата и не подчиненнаяпрокуратуре федеральной. Федеральные прокуроры назначаются Президентом попредставлению генерального атторнея по совету и с согласия Сената. В штатахпрокуроров аналогичным образом назначают губернаторы.
Во Франции,согласно Ордонансу N 58-1270, содержащему органический закон о статусемагистратуры 1958 г., прокуроры находятся под руководством и контролемвышестоящих руководителей и подчиняются министру юстиции; в судебном заседанииих речь свободна. При Кассационном суде и апелляционных судах действуютгенеральные прокуроры, при трибуналах большого процесса – прокуроры республики.
Примечательно,что в Японии, где прокуроры обладают широкими полномочиями в области судебногопреследования (могут, в частности, по своему усмотрению прекращать дела),наряду с судебным контролем за их действиями существует и общественный: вкаждом округе из числа избирателей по жребию составляется специальная комиссияпо надзору за прокурорами[4].
Ко второйгруппе стран относятся, в частности, Испания, Италия.
Так, вИспании, согласно Закону 1981 г., которым регулируется органический статутПрокуратуры, прокуратура содействует юстиции в защите законности, прав граждани охраняемого законом поличного интереса в силу своей функции или походатайствам заинтересованных лиц, а также следит за соблюдением независимоститрибуналов и добивается перед ними удовлетворения публичного интереса. Будучивключена в систему судебной власти с функциональной автономией, прокуратуравыполняет свою задачу в соответствии с принципами единства действий и иерархическойзависимости и, во всяком случае, с принципами законности и беспристрастности(что означает и непринадлежность к политическим партиям).
Органыпрокуратуры действуют при судах вплоть до провинциального уровня включительно.Возглавляет их Генеральный прокурор государства, назначаемый Королем попредставлению Правительства после заслушивания мнения Генерального советасудебной власти. В иерархии судебной власти он считается следующим лицом после председателяВерховного трибунала.
Согласно ст.112 Конституции Италии «Прокуратура обязана осуществлять уголовноепреследование»[5].
Помимо этогопрокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, скорым и точнымотправлением правосудия, защитой прав государства. Прокурор наделеннепосредственными полномочиями по обеспечению соблюдения законов о публичномпорядке. Прокурор возбуждает гражданские дела.
Функциипрокурора при Верховном кассационном суде и при Апелляционных судах выполняютсягенеральными прокурорами Республики, а при трибуналах — прокурорами Республики.
Третью группустран образуют «социалистические» и бывшие «социалистические» страны (в томчисле и Российская Федерация). В них на прокуратуру наряду с упомянутыми вышефункциями чаще всего возлагался так называемый общий надзор за законностью,объектами которого были государственные органы (обычно начиная от министерств иниже с исключением представительных органов), общественные объединения,хозяйственные организации, разного рода учреждения и физические лица.
Так, статья129 Конституции Китайской Народной Республики определяет, что «народнаяпрокуратура Китайской Народной Республики является государственным органомнадзора за соблюдением законности»[6].
Пример странычетвертой группы – Великобритания, где прокуратуры нет. Генеральный атторнейвозглавляет адвокатский корпус, представители которого в необходимых случаяхвыступают на судебных процессах в качестве обвинителей. Когда же слушаютсяособо важные уголовные дела, обвинение поддерживает специальное должностноелицо – директор публичных слушаний.
3. Адвокатурав зарубежных станах: организация и деятельность
Конституционноеправо граждан на защиту охватывает сам судебный процесс, а также все стадиидосудебного производства, по делу начиная с момента задержания лица, егоареста, возбуждения уголовного преследования. Еще американский Билль о правах1791 г. в шестой поправке к Конституции США предписал, что во всех случаяхуголовного преследования обвиняемый имеет право на помощь адвоката для своейзащиты. С тех пор этот принцип вошел в большинство конституционных текстов и вмеждународные пакты и конвенции о правах человека. В Конституции Италии онвыражен следующим образом: «Защита является ненарушимым правом на любойстадии и в любом состоянии процесса»[7].
Деятельность адвокатуры- это публичная юридическая деятельность самоорганизованного напрофессиональной основе сообщества по защите граждан и юридических лиц,оказанию им всевозможной квалифицированной правовой помощи. Адвокатура — это негосударственная структура, не общественная организация, а структурагражданского общества. Это — профессиональное объединение юристов, надобровольной основе вступивших в адвокатуру лишь с одной-единственной целью:помогать людям в форме оказания юридических услуг.
Адвокатура,будучи институтом гражданского общества, не входит в систему органовгосударственной власти и органов местного самоуправления.
Конституциикрайне редко упоминают об адвокатуре, закрепляя право граждан на защиту. Так, статья56 Конституции Болгарии провозглашает: «Каждый гражданин имеет право назащиту, когда нарушаются или находятся под угрозой его права или законныеинтересы. В государственные учреждения он может являться в сопровождении своегоадвоката»[8].
В правовыхсистемах различных государств наблюдается две тенденции по определениюадвокатской деятельности как некоммерческой или как предпринимательской.Большинство ученых, а с ними и законодателей придерживаются правовой аксиомы отом, что адвокатская деятельность – это вид профессиональной, но никак непредпринимательской деятельности.
Эта посылкаопределяет и статус адвокатских формирований (структур). Это выражается вследующем:
во-первых,это особые профессионально-общественные юридические лица, особые субъектыправа, но не «хозяйствующие субъекты»;
во-вторых,это юридические лица, на которые распространяются многие общие положениягражданского законодательства «Юридические лица», но деятельность, которых приэтом не подпадает под действие правовых норм, регулирующих статус юридическихлиц, относимых к коммерческим организациям; наконец, в-третьих, этонекоммерческие юридические лица.
Втораяправовая концепция некоторых государств определяет адвокатскую деятельность каккоммерческую. Например, Закон Кыргызстана, определяя формы деятельностиадвокатов, дозволяет им осуществлять адвокатскую деятельность либо черезадвокатские учреждения, либо как индивидуальную предпринимательскуюдеятельность.
Отдельноговнимания требует вопрос о круге лиц, допущенных различными государствами коказанию юридической помощи на своей территории.
В некоторыхгосударствах оказание любого вида юридической помощи является исключительнойпрерогативой адвокатов. Например, в Израильском законодательстве существуеттакое понятие как «эксклюзивность или исключительность адвокатской профессии».Это означает, что оказанием любой юридической помощи населению могут заниматьсятолько лица, имеющие специальную лицензию, то есть члены Израильской коллегииадвокатов. Этот запрет относится как к представительству в судах, так и инойюридической помощи, например, юридическое консультирование.
В другихгосударствах фактическая монополия адвокатов закреплена лишь по отношению ксудебному представительству. Так, Федеральный закон Швейцарии «О судоустройстве»в отношении представительства в Федеральном суде устанавливает, что действоватьв качестве представителя в гражданских и уголовных делах могут толькопатентованные адвокаты и преподаватели права швейцарских университетов.
В большинствезаконодательств зарубежных государств исключительное право оказыватьюридическую помощь принадлежит адвокатам лишь в уголовном судопроизводстве.
Основнымпрепятствием на пути реализации принципа равного доступа к правосудию являетсядороговизна юридической помощи, необходимой гражданам для обращения в суд исамого судебного процесса. Нельзя сказать, что в демократических странах непринимаются меры, призванные если не устранить, то хотя бы смягчить этопрепятствие. Безвозмездная правовая помощь была расширена во Франции в 70-егг., а в ФРГ — в 1980 г. Английский закон о правовой помощи 1974 г. гарантируетбесплатный совет квалифицированного юриста, если лицо имеет доход нижеопределенной, фиксируемой законом границы. В США в 1975 г. была созданаКорпорация по оказанию правовой помощи малоимущим гражданам, финансируемая изфедерального бюджета. В ряде стран предусмотрено бесплатное (то есть без оплатысудебной пошлины) рассмотрение дел и также предоставление подсудимомубесплатной помощи адвоката.
Тем не менее,благодаря достаточно сложному характеру как действующего права (особенно встранах прецедентного права), так и судопроизводства (особенно с учетом того,что во многих случаях невозможно обойтись без дорогостоящей помощи адвоката) проблемаостается.
Исследуя природуи сущность западноевропейской адвокатуры, нельзя обойти стороной проявившиеся впоследние 25 — 30 лет тенденции в адвокатуре, смысл которых сводится к тому,что адвокаты в своей работе должны применять и использовать основыпредпринимательской деятельности, управляемой только экономическими законами.
Процесс этотстал стремительно развиваться в 1980-е годы в американской бизнес-адвокатуре всвязи с бурным ростом ценных бумаг, который она тогда обслуживала. Повышениедоходности бизнес-адвокатуры привело к тому, что адвокаты начали рассматриватьсвою профессию как обычный доходный бизнес. Адвокатские фирмы сталивосприниматься адвокатами прежде всего как коммерческие предприятия,адвокатская деятельность превратилась в один из потребительских товаров.
Коммерциализациястала отличительной особенностью большинства американских адвокатских фирм ииндивидуально практикующих адвокатов юридическая профессия стала профессиейвыписывания счетов, ее члены утратили представление о своей профессии как ослужении обществу. «При этом преследование адвокатами финансовой выгодысопровождалось снижением профессионализма значительной части адвокатов,работающих в адвокатских фирмах. Таковы итоги и социологических опросовамериканских судей местных и федеральных судов, а также клиентов — корпораций,юридические услуги которым оказывают адвокатские фирмы»[9].
Стандартыамериканской адвокатуры все чаще стали браться за образец европейскимиадвокатскими фирмами. Нельзя не принимать во внимание и мнение практикующихадвокатов и студентов юридических учебных заведений, которые также считают, чтодоминантой профессиональной адвокатской деятельности является получение дохода,при условии соблюдения существенных черт профессии: независимости, честности,этики, личной порядочности, конфиденциальности, здравого смысла, так какадвокатская деятельность является источником средств к существованию адвокатови их семей, и в силу данного факта адвокаты вынуждены при оказании адвокатскихуслуг соблюдать общепризнанные стандарты организационного, финансового ирекламного менеджмента (там, где это прямо не запрещено законом).
Вне всякогосомнения, адвокатская деятельность должна адаптироваться (адаптация означаетизменение второстепенного, вспомогательного, например, сложившихся привычек,при сохранении сущности) к текущим изменениям в мире, таким как глобализация,развитие коммуникаций, конкуренция.
Следуетподчеркнуть, что национальные законы об адвокатуре и адвокатской деятельностипо-разному подходят к регулированию вопросов несовместимости профессиональнойдеятельности адвокатов.
Так,например, во Франции адвокатская профессия несовместима с любой коммерческойдеятельностью, со службой по найму, с замещением и исполнением любойгосударственной должности. Адвокат имеет право заниматься преподавательской,научной и иной творческой деятельностью, быть запасным судьей при Большихтрибуналах, членом комиссии по социальному страхованию.
Греческомуадвокату разрешено заниматься научной, преподавательской и творческойдеятельностью. Греческое адвокатское право строго придерживается правиллокализации. Это означает, что адвокат, допущенный для работы в Высшем судеземли, должен открыть в этом округе свою канцелярию. Открытие представительствавне места нахождения основного бюро (конторы) запрещается. Исключением из этогоправила является открытие представительства в одной из европейских стран.
Подобногоправила придерживаются и другие страны. В то же время анализорганизационно-правовых форм адвокатской деятельности показывает, что окончательноерешение по данному вопросу еще далеко не принято.
Вне всякогосомнения, основной организационно-правовой формой для адвокатских образованийрассматриваемых стран является некоммерческое партнерство (объединениегражданского права), однако некоммерческое партнерство не являетсяуниверсальной организационно-правовой формой существования адвокатских образований.
Действующеезаконодательство об адвокатуре стран Дании, Англии, Уэльса, Нидерландов,Франции допускает создание адвокатских образований в форме хозяйственногообщества.
Такимобразом, так как гражданское общество и правовое государство адвокатуру признаютсоставной частью политической системы, то благодаря этому адвокатура имеетреальную возможность влиять на социальную и политическую жизнь страны,участвовать в формировании политической, государственной власти — законодательной,исполнительной, судебной, с функционированием которой постоянно и неразрывносвязана профессиональная деятельность адвокатуры и адвокатов.
Списоклитературы
1. Деханов С.А. Квопросу о сущности современной западноевропейской адвокатуры // Адвокатскаяпрактика, 2008, N 2. [Электронный ресурс]. СПС «Консультант Плюс»,2011.
2. Конституционноеправо зарубежных стран: Хрестоматия / Авт.-сост.: О.В. Ганин, В.В. Захаров. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. — 192 с.
3. Кудинов О.А.Конституционное право зарубежных стран: Учебно-практич. пособие — М.: МЭСИ,2003. — 238 с.
4. Лукоянов Д. Местопрокуратуры в государственном механизме // Законность, 2006, N 11. [Электронныйресурс]. СПС «Консультант Плюс», 2011.
5. Мишин А.А.Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник для вузов.14-е изд., перераб. и доп. — М.: Юстицинформ, 2008. — 520 с.
6. Семеняко Е.В. Квопросу о соотношении адвокатуры и государства // Адвокатская практика, 2009, N4. [Электронный ресурс]. СПС «Консультант Плюс», 2011.