–PAGE_BREAK–
2.2. Принцип законности
Принцип законности является, по сути, фундаментом деятельности органов прокуратуры.
При вынесении своих постановлений, принесении протестов, представлений, а также при выполнении своих полномочий по надзору за исполнением законов органы прокуратуры должны являть пример, образец уважительного отношения к закону, соблюдения законов. Они обязаны действовать исключительно и строго в рамках Конституции и других законов, принятых государством, то есть они, как и другие государственные органы, призваны исходить при решении стоящих перед ними задач только исключительно из требований и предписаний закона, быть всегда исключительно щепетильными и принципиальными. Здесь совершенно исключаются такие понятия, как целесообразность, эффективность, особенность момента, «злоба дня» и прочие, а остаётся только законность, ибо любое отступление от этого принципа подрывает авторитет и законность самих органов прокуратуры, всей системы юстиции и права.
Законность может быть определена как точное и неукоснительное осуществление (соблюдение, исполнение, использование) нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.
В современных условиях осуществлять требования законности распространяется на всех субъектов права — от Президента страны до рядового гражданина. Это подкрепляется многими положениями Республики Беларусь. В статье 7 Основного закона Республики Беларусь, записано: “государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства”. Согласно ст.21 государство гарантирует права и свободы граждан, закреплённые в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. Каждый, кто находится на территории республики, обязан соблюдать её Конституцию и законы.
C учётом многообразных и в некоторой степени противоречивых мнений различных правоведов, изложенных в многочисленных монографиях и учебных пособиях, требованиями законности являются:
1. единство законности;
2. верховенство закона;
3. всеобщность законности;
4. недопустимость противопоставления законности и целесообразности;
5. неотвратимость предусмотренного законом наказания за совершённое правонарушение;
6. неразрывная связь законности и правовой культуры.
Принцип единства законности отнюдь не предполагает формального однообразия и единого шаблона в правотворчестве и применении законов, иных общегосударственных нормативно-правовых актов и тем более ущемления самостоятельности местных государственных органов и учреждений. Каждый отраслевой и региональный государственный орган, учреждение, общественная организация по-своему конкретизирует и применяет законодательство с учётом отраслевой специфики и местных особенностей. Всё дело в том, что такая конкретизация и учёт местной специфики не означали по существу отступление от предписаний общегосударственных нормативных актов, не были направлены на обход действующих законов.
Особо строгие требования к законности прокурорского надзора предъявляются в сфере уголовного судопроизводства. Любое нарушение или отступление от закона в стадиях предварительного расследования или судебного разбирательства уголовных дел влечёт за собой существенные нарушения или ограничения прав и законных интересов граждан. Это незаконные задержания и аресты, необоснованное привлечение граждан к уголовной ответственности и другие нарушения.
2.3. Принцип независимости органов прокуратуры
Принцип независимости органов прокуратуры также является основополагающим при осуществлении возложенных на неё задач и функций по надзору за законностью, несмотря на местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям. По мнению ряда авторов, концепция независимости прокурора, основное полномочие которому дано законом, — это концепция, постоянство и всеобщность которой должны быть особо подчёркнуты, что прекрасно изложено в рекомендациях подкомиссии ООН, раздел о судебной независимости и правах человека, ст.29: “Независимость прокуроров и то мужество и сознательность, с которым они исполняют свой профессиональный долг, необходимы для усиления независимости судей, чтобы гарантировать правосудие, свободу и уважение законности, а также защиту прав человека, всех лиц во всём обществе”.
Для того чтобы оградить прокуроров от возможного воздействия со стороны органов власти или граждан есть правовая основа. Статья 6 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» гласит, что «воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц, органов государственной власти и управления, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечёт установленную законом ответственность». [1]
Целям обеспечения реальной независимости прокуроров служит и 2-я часть этой статьи, где говорится: «Прокурорские работники не могут заниматься политической деятельностью и в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели». [1]
Принцип независимости органов прокуратуры нашёл своё законодательное закрепление и в разделе IV Закона (ч.4 ст.40): «оказание прокурорскими работниками платных услуг, занятие предпринимательской деятельностью, а также совместительство их службы в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях или организациях, не допускается, за исключением научной, педагогической и творческой деятельности».[1]
Но, как показывает практика, даже положения закона сами по себе ещё не могут обеспечить действительной, реальной процессуальной самостоятельности и независимости прокуроров, в особенности в сфере уголовного и гражданского судопроизводства. Здесь многое зависит от того, кто занимает прокурорскую должность, каковы его не только профессиональные, но и нравственные, морально-этические качества, насколько он честно несёт службу, насколько он твёрд, принципиален и последователен в своей деятельности.]
Эффективность надзора не вызывает сомнений. Прокурор принимает меры по пресечению нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной ответственности лиц, допустивших эти нарушения (ст.4 п.3) [1]. Это значит, что, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов, прокуроры принимают меры не только к выявлению и пассивной фиксации нарушений законов, но и к устранению нарушенных прав, от кого бы они не исходили и привлечению виновных к ответственности. Содержание этого понятия включает в себя целый ряд очень важных и принципиальных положений:
Равенство всех и каждого перед законом;
Обязанность прокуроров не только выявить нарушение закона, но и своевременно устранить его;
Осуществляя надзор за соблюдением законов, прокурор принимает меры к восстановлению прав и законных интересов граждан, привлекает виновных к установленной законом ответственности.[12]
Все эти полномочия тесно связаны между собой и выступают в неразрывном единстве, по сути, составляя содержание понятия «деятельность органов прокуратуры». Статья 22 Конституции Республики Беларусь говорит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». И это равенство прав и свобод государством гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Характер полномочий прокурорского надзора таков, что позволяет одновременно выявлять нарушения закона, своевременно реагировать на них и принимать меры к восстановлению нарушенных прав, привлекать виновных к ответственности. Причём, проверяя, например, жалобы и заявления граждан о допущенных в отношении их нарушениях закона, прокурор прежде всего принимает меры к восстановлению нарушенных прав, а затем уже рассматривает вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших эти нарушения закона. Наряду с этим, закон обязывает его использовать свои полномочия и для предупреждения возможных нарушений закона в будущем, для устранения причин и условий, порождающих эти нарушения (ст.22,23).
Особое значение положение о равенстве всех перед законом приобретает в условиях расширяющейся демократии и нашего продвижения к правовому государству.
2.4. Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими
правоохранительными органами
Данный принцип рассматривается как принцип в деле укрепления законности и правопорядка. Для исправного, надлежащего исполнения возложенных на органы прокуратуры функций надзора и организации борьбы с правонарушениями и преступностью существует объективная, то есть вызванная самой жизнью, потребность и необходимость взаимодействия органов прокуратуры с Советами депутатов и местной администрацией, другими органами власти и управления, в первую очередь с правоохранительными органами, а также трудовыми коллективами и широкой общественностью, ибо любое государство, а демократическое, тем более, без этой связи, без постоянной опоры на массы и поддержки общества, своего народа, многое теряет. Задача укрепления законности и правопорядка, как никакая другая, требует этой согласованности и координации действий, постоянного взаимодействия.
Реализация её предполагает разработку совместных мер по искоренению правонарушений, условий и причин, их порождающих, объединению усилий там, где это возможно, по борьбе с негативными явлениями, проведению единой согласованной политики в самой карательной практике, в подходах к тем или иным явлениям, связанным с нарушениями законов и законности на тех или иных участках работы.[9]
Названные действия органов прокуратуры могут выражаться в самых различных формах:
Организации совместных проверок, выездов на места в составе комплексных групп и бригад, совместных разработках перспективных планов, мероприятий и программ, информировании местных и республиканских органов власти и управления о состоянии законности и правопорядка на тех или иных участках, территориях, в сферах деятельности;
Выработке совместных предложений по устранению причин и условий, порождающих правонарушения, и представление их этим органам;
Обобщении прокурорско-следственной и судебной практики по борьбе с преступностью и выработке на этой основе дополнительных и конкретных мер, направленных на повышение эффективности этой работы и др.
Органы прокуратуры взаимодействуют также с постоянными комиссиями Советов по делам несовершеннолетних, наблюдательными комиссиями, товарищескими судами, народными дружинами по поддержанию общественного порядка и т. д. Многие из этих видов деятельности прокуратуры закреплены в ряде законодательных актов как обязательные нормы.
Широко практикуется также регулярное информирование трудовых коллективов, общественности о результатах прокурорских проверок о состоянии законности, о криминогенной обстановке, в том числе используются средства массовой информации, включая электронные. Но при этом важно проявлять чувство меры, не допускать смешения функций и подмены их, сохраняя и оберегая самостоятельность и компетенцию всех органов и организаций, добиваться того, чтобы каждый добросовестно выполнял свои задачи, функции и обязанности, возложенные на него законом.
2.5. Принцип гласности и открытости
Пятый принцип организации и деятельности прокуратуры, согласно Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» звучит так: «…органы прокуратуры действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны». [1]
Другими словами, демократизация и гласность должна быть присуща и деятельности прокуратуры. Они не могут стоять в стороне от глобальных процессов, происходящих в государстве и обществе. Как бы активно и добросовестно прокуроры и следователи ни работали, но если они будут рассчитывать только на свои собственные силы, не будут опираться на помощь граждан, общественности, действовать замкнуто, отгородившись от жизни, они никогда не смогут добиться поставленных перед ними целей.
Анализ, оценка деятельности органов прокуратуры в прошлые годы убедительно показывают, какой вред приносила эта «засекреченность» в деятельности следователей, защиты и прокуроров на всех направлениях, в особенности в раскрытии и расследовании преступлений.
Отсутствие гласности вело к изоляции правоохранительных органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, от широкой общественности вообще, порождало ложное, порой извращённое представление в глазах общественности о деятельности органов юстиции.
Теперь этот принцип закреплён в Законе «О прокуратуре Республики Беларусь», принятом 29 января 1993 года (с изменениями и дополнениями).
Если раньше состояние законности и правопорядка в районе, городе, области и республике, а также уровень и динамика уголовной преступности хранились прокурорами «за семью печатями», то отныне прокуроры не только могут, но даже обязаны информировать об этом коллективы трудящихся, самую широкую общественность, чтобы привлечь к этим проблемам её внимание, мобилизовать усилия всех на активную и бескомпромиссную борьбу с нарушениями законности и правопорядка.
Демократия и гласность дают им возможность оказывать влияние на формирование общественного мнения вокруг правонарушений и лиц, их допустивших, активно воздействовать на правосознание людей, тем самым повышать их правовую культуру, без чего не может быть настоящего правового демократического государства и подлинного гражданского общества. Работать в условиях демократии и гласности — это значит: всесторонне учитывать общественное мнение при решении любого вопроса, связанного с установлением и устранением нарушений закона; опираясь на помощь и содействие граждан, трудовых коллективов и общественных организаций в ликвидации и предупреждении нарушений закона; активно использовать средства массовой информации в борьбе за торжество законности и правопорядка.[9]
Вместе с тем, прокуроры и следователи обязаны исходить из требований закона о том, чтобы успешному раскрытию и расследованию преступлений не мешало разглашение данных предварительного следствия. Сохраняет свою силу и правило, закреплённое в указанной норме закона, о том, что данные предварительного следствия могут быть преданы огласке только с разрешения следователя или прокурора и только в том объёме, в каком они признают это необходимым.
Прокуратура Республики Беларусь, присоединившаяся к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966г.), стремится не к декларативному, а реальному воплощению на деле принципа гласности. Пункт 1 статьи 14 этого документа гласит: «Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на всё судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или — в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми».
Между тем, практика свидетельствует, что на волне гласности нередко средства массовой информации и отдельные журналисты разглашают обстоятельства совершённого преступления, имеющие важное доказательственное значение. Итог этого недержания информации и погони за сенсациями подчас весьма плачевен: многих доказательств органы предварительного следствия подчас лишаются вовсе, а это, в свою очередь, ведёт к нераскрытию преступления и уходу виновных лиц от ответственности. То есть, в этом деле должны быть мера и чувство ответственности.
Реализуя этот принцип, важно учитывать и такие обстоятельства. По определённой категории уголовных дел, главным образом, связанных с преступлениями против личности, нередко затрагиваются сугубо интимные стороны личной жизни участников уголовного процесса — задержанных и арестованных, потерпевших, свидетелей и др. Делать это публичным достоянием ни при каких условиях недопустимо. Это антиконституционно, незаконно и просто безнравственно, аморально. Не случайно закон обязывает суды рассматривать такого рода дела только в закрытых судебных заседаниях. В настоящее время, когда у нас принят и действует Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь», когда она легализована и снят покров таинственности с этой деятельности органов внутренних дел и комитета государственной безопасности, возникает проблема допустимости информации публичного характера о ходе и результатах различного рода оперативно-розыскных мероприятий.
Но сколько бы ни спорили и не предъявляли друг другу претензии прокуроры и оперативники, интересы государства, да и личности в ряде случаев требуют и здесь блюсти определённый порядок, знать чувство меры и хранить в тайне некоторую информацию, то есть несколько отступать от принципов гласности. Это неизбежно и необходимо.
Поэтому в каждой прокуратуре должны быть определены, назначены персонально должностные лица, осуществляющие надзор за законностью в этой сфере деятельности. Так, собственно, и делается на практике. Этим должностным лицам — прокурорам и следователям — оформляется соответствующий допуск к работе с секретными документами, с них берут расписки о неразглашении ставших им известными по долгу службы секретных данных и сведениях. Такой порядок определён также законом и есть во всех государствах. Ведь такое исключение (изъятие) из общего правила и основополагающего принципа гласности преследует одну единственную цель — способствовать успешному и быстрому раскрытию и расследованию преступлений, установлению истины по делу и сохранению в неизменности установленных по уголовным делам доказательств. А это и есть главное в деятельности органов.
Кроме того, в производстве органов расследования и суда всегда или часто находится определённая категория уголовных дел, так или иначе связанных с государственной тайной. Расследование по таким делам осуществляется в порядке секретного производства, а их рассмотрение происходит в закрытых судебных заседаниях. Это предусмотрено также законом.
В новом Уголовно-процессуальном кодексе (ч.2 ст.23) говорится: «Разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершённых лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, по делам о новых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими». Согласно ч.4 ст.23 УПК «по делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании, публично оглашается только результативная часть приговора, определения, постановления суда». [7]
Необходимо подчеркнуть, что, проводя в жизнь принцип демократии и гласности, прокуроры способствуют тем самым не только укреплению связей органов прокуратуры с общественностью, но помогают воспитанию у граждан уважения к закону и правилам общежития, соблюдению норм морали и нравственности.
Принцип гласности в работе прокуратуры лучше всего прослеживается на примерах работы прокурорских работников со средствами массовой информации. Во многих прокуратурах РБ разработаны программы сотрудничества СМИ с оперативными работниками прокуратуры. Приказом установлен порядок, в соответствии с которым каждый оперативный работник должен выступать в СМИ хотя бы раз в квартал, а итоги работы со СМИ постоянно подводятся на оперативных совещаниях при прокуроре района.
Прокуратура умело использует СМИ в целях правовой пропаганды и воспитания уважительного отношения к закону. Разъяснение положений семейного и административного кодексов, ответственности за употребление наркотиков и вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних, ответы на вопросы в рубриках газеты всё это способствует не только правовому просвещению жителей, но и росту авторитета прокуратуры.
3. Система и структура органов прокуратуры
Единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные
прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов,
районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним
специализированные транспортные и межгарнизонные военные
прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в
системе органов прокуратуры по решению Президента Республики
Беларусь.
Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.
Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь.
Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах
бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь
1. Генеральная прокуратура Республики Беларусь является центральным органом системы органов прокуратуры.
Генеральную прокуратуру Республики Беларусь возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь.
Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет заместителей, в том числе одного первого.
2. Генеральная прокуратура Республики Беларусь:
контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;
взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
участвует в нормотворческой деятельности;
представляет органы прокуратуры в международных отношениях;
выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
3. Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно- консультативный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь.
Положение о Научно-консультативном совете при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь и его состав утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь.
Назначение на должность и освобождение от должности
продолжение
–PAGE_BREAK–
Генерального прокурора Республики Беларусь
1. Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Сообщения о назначении Генерального прокурора Республики Беларусь на должность и об освобождении его от должности публикуются в средствах массовой информации.
2. Генеральный прокурор Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь.
3. Генеральный прокурор Республики Беларусь может быть освобожден от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья, по собственному желанию и по иным основаниям, установленным законодательными актами.
4. В отсутствие Генерального прокурора Республики Беларусь или в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь, а в случае отсутствия первого заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь или в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей – один из заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь в соответствии с распределением обязанностей.
5. Президент Республики Беларусь может возложить исполнение обязанностей Генерального прокурора Республики Беларусь на первого заместителя или одного из заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры
Прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют заместителей.
Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайоннные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры
Прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные
военные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые
имеют заместителей.
Коллегии органов прокуратуры
1. Коллегии органов прокуратуры являются совещательными органами.
2. В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь образуется коллегия в составе Генерального прокурора Республики Беларусь (председатель), первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Республики Беларусь и иных прокурорских работников.
Персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь по
представлению Генерального прокурора Республики Беларусь. Положение
о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь утверждается
Президентом Республики Беларусь.
3. В прокуратурах областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратурах образуются коллегии в составе прокурора, возглавляющего соответствующую прокуратуру (председатель), его заместителей и иных прокурорских работников. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора. 4. На заседаниях коллегий:
рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности
прокуратуры, требующие коллективного обсуждения и выработки решений;
обсуждаются проекты важнейших приказов, распоряжений и указаний прокурора;
заслушиваются отчеты и сообщения руководителей структурных подразделений прокуратуры, нижестоящих прокуроров и иных прокурорских работников, а также руководителей и иных работников государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры
по решению Президента Республики Беларусь;
заслушиваются сообщения и объяснения руководителей и иных
должностных лиц государственных органов, иных организаций и граждан,
в том числе индивидуальных предпринимателей, по вопросам исполнения
законодательства.
5. Перечень вопросов, обсуждаемых на коллегиях, определяется
председателями коллегий.
Следственный аппарат прокуратуры
1. Следственный аппарат Генеральной прокуратуры Республики
Беларусь состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, следователей, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников и заместителей начальников структурных подразделений, в
состав которых входят эти следователи и следователи-криминалисты.
2. Следственные аппараты прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур состоят из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, следователей-криминалистов, а также начальников и заместителей начальников структурных подразделений, в состав которых входят эти следователи и следователи-криминалисты.
3. Следственные аппараты прокуратур районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним специализированных транспортных и межгарнизонных военных прокуратур состоят из старших следователей и следователей.
4. Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Предъявляемые требования к лицам, назначаемым на должность прокуроров.
На должность прокурорского работника может быть назначен
гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое
образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе.
На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.
В отношении лиц, принимаемых на службу в органы прокуратуры, в целях выяснения обстоятельств, препятствующих поступлению на данную службу, проводится специальная внутренняя проверка в порядке, определенном Генеральным прокурором, за исключением лиц, назначаемых на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, проверка в отношении которых проводится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и
(или) находиться на указанной службе, если оно:
1. не имеет гражданства Республики Беларусь;
2. признано в установленном законом порядке недееспособным
или ограниченно дееспособным;
3. лишено судом права занимать государственную должность в
течение определенного времени;
4. имеет судимость;
5. ранее совершило умышленное преступление;
6. имеет подтвержденное медицинским заключением заболевание,
входящее в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень
заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;
7. состоит в близком родстве или свойстве (родители,
супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные
братья и сестры супругов) с прокурорским работником, если их служба
в органах прокуратуры будет связана с непосредственной
подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
8. отказывается от прохождения в установленном порядке
специальной проверки, а также процедуры оформления допуска к
сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение
служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо,
связано с использованием таких сведений;
9. в иных случаях, установленных законодательными актами.
Лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры сдают квалификационный экзамен, целью которого является установление соответствия уровня их профессиональных знаний, умений и навыков современным требованиям службы в органах прокуратуры.
Квалификационный экзамен проводится комиссией Генеральной прокуратуры по кадровым вопросам (далее — комиссия). Персональный состав комиссии, порядок и форма проведения квалификационного экзамена (экзаменационные билеты, собеседование, тестирование) определяются Генеральным прокурором.
Вопросы, единые для всех экзаменуемых, разрабатываются в Генеральной прокуратуре совместно с Академией управления при Президенте Республики Беларусь, Институтом переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета и утверждаются Генеральным прокурором.
Вопросы квалификационного экзамена составляются с учетом требований знания основ конституционного, гражданского, гражданского процессуального, хозяйственного, хозяйственно-процессуального, административного, административно-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства,
основ государственной службы, в том числе службы в органах прокуратуры, основ государственной кадровой политики, идеологии
белорусского государства, информатики и делопроизводства.
По результатам квалификационного экзамена комиссия выносит решение о сдаче либо несдаче экзаменуемым данного экзамена. Срок действия решения комиссии — один год.
При несогласии экзаменуемого с решением комиссии он вправе обратиться с апелляцией к Генеральному прокурору, решением которого рекомендуется (не рекомендуется) повторная сдача квалификационного экзамена.
Лицо, не сдавшее квалификационный экзамен, в том числе повторно, вправе обращаться по вопросу поступления на службу в органы прокуратуры не ранее чем через год.
Сдача квалификационного экзамена не является безусловным основанием для назначения лица на должность прокурорского работника. При занятии должности прокурорского работника на конкурсной основе квалификационный экзамен предшествует проведению конкурса. Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, зачисляется для прохождения в течение шести месяцев стажировки в органах прокуратуры (далее – стажировка). При прохождении стажировки изучаются деловые, профессиональные и моральные качества данного лица в целях рационального исполнения обязанностей по соответствующей должности в
органах прокуратуры. Стажировка включает в себя обучение в течение трех недель в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции Белорусского государственного университета практике применения законодательства в деятельности органов прокуратуры по учебным программам, утверждаемым по согласованию с Генеральным прокурором, и практическую подготовку в одной из прокуратур за счет средств, выделяемых органам прокуратуры на эти цели.
Общее руководство стажировкой возлагается на прокуроров областей, города Минска и Белорусского транспортного прокурора. С лицами, проходящими стажировку, заключается срочный трудовой договор на время стажировки. Время стажировки засчитывается в стаж службы в качестве прокурорского работника. В срок стажировки не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда стажер отсутствовал на службе по уважительным причинам. По решению Генерального прокурора на службу в органы прокуратуры без прохождения стажировки могут быть приняты имеющие необходимую квалификацию для замещения соответствующих должностей прокурорских работников лица, уволенные с военной службы, со службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля в должностях офицерского (среднего, старшего и высшего начальствующего) состава, лица, занимавшие государственные должности в других государственных органах (организациях), а также осуществлявшие адвокатскую деятельность, с учетом требований, установленных Положением.
Лица, ранее проходившие службу в органах прокуратуры, вновь принимаются на службу в органы прокуратуры без прохождения стажировки.
С лицом, назначенным на должность прокурорского работника (кроме проходящего стажировку), заключается контракт на срок от одного года до пяти лет.
На должности прокурорских работников, если иное не предусмотрено законодательными актами, могут быть назначены:
в Генеральную прокуратуру – лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника (в случае, предусмотренном частью первой пункта 13 Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь — далее Положение).
— стаж военной службы, службы в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, иной государственной службы (далее – стаж службы), стаж адвокатской деятельности) не менее пяти лет; в прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним прокуратуры – лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника (в случае, предусмотренном частью первой пункта 13 Положения, — стаж службы, адвокатской деятельности) не менее трех лет. При этом на должности прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров могут быть назначены лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника (в случае, предусмотренном частью первой пункта 13 Положения, — стаж службы, адвокатской деятельности) не менее пяти лет; в прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним прокуратуры — лица, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 4 Положения. При этом на должности прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним прокуроров могут быть назначены лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника (в случае, предусмотренном частью первой пункта 13 Положения, — стаж службы, адвокатской деятельности) не менее трех лет.
Указанный в части первой настоящего пункта стаж, необходимый для назначения на должности прокурорских работников (кроме прокуроров областей, города Минска и приравненных к ним прокуроров, прокуроров районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним прокуроров), может быть снижен по решению Генерального прокурора.
Служба в органах прокуратуры засчитывается в стаж государственной службы.
В стаж службы в качестве прокурорского работника, дающий право на установление надбавки за выслугу лет, определение продолжительности трудового отпуска, выход в отставку в соответствии с законодательством о государственной службе (далее – отставка), включается стаж государственной службы. При исполнении служебных обязанностей прокурорские работники носят форменную одежду со знаками различия. Прокурорские работники, выполнение служебных обязанностей которых связано с выездами на места происшествий, дополнительно обеспечиваются специальной форменной одеждой со знаками различия. Указанные форменная одежда и знаки различия учреждаются Президентом Республики Беларусь.
Прокурорским работникам выдаются служебные удостоверения. Положение о данном удостоверении и его образец утверждаются Генеральным прокурором, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Лицо, впервые назначаемое на должность прокурорского работника, приносит Присягу, содержание которой определено Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь».
Сведения о прохождении службы в органах прокуратуры отражаются в личном деле прокурорского работника, которое содержит анкетные и автобиографические данные. К личному делу приобщаются также документы об образовании, о переподготовке, повышении квалификации, стажировке, об аттестации прокурорского работника и другие данные.
Порядок и условия прохождения службы в военных прокуратурах определяются Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», законодательными актами о прохождении военной службы и нормами Положения, регулирующими вопросы прохождения службы в военных прокуратурах. продолжение
–PAGE_BREAK–
5. Классные чины (воинские звания) прокурорских работников
Для лиц, назначенных на должности прокурорских работников, устанавливаются следующие классные чины, соответствующие воинским званиям:
1. государственный советник юстиции 1 класса – генерал-
полковник;
2. государственный советник юстиции 2 класса – генерал-
лейтенант;
3. государственный советник юстиции 3 класса – генерал-
майор;
4. старший советник юстиции — полковник;
5. советник юстиции — подполковник;
6. младший советник юстиции — майор;
7. юрист 1 класса — капитан;
8. юрист 2 класса — старший лейтенант;
9. юрист 3 класса — лейтенант.
Классные чины прокурорским работникам присваиваются последовательно в соответствии с занимаемой должностью и с учетом требований, предусмотренных настоящей главой:
— Генеральный прокурор — государственный советник юстиции
1 класса;
— первый заместитель, заместитель Генерального прокурора –
государственный советник юстиции 2 класса;
— прокурор области, города Минска, Белорусский транспортный прокурор — государственный советник юстиции 3 класса;
— начальник структурного подразделения Генеральной прокуратуры и его заместитель, советник Генерального прокурора, старший помощник Генерального прокурора, старший следователь по особо важным делам, следователь по особо важным делам, старший следователь-криминалист, следователь-криминалист Генеральной прокуратуры, заместитель прокурора области, города Минска, Белорусского транспортного прокурора, прокурор района с численностью населения более 60 тысяч человек, прокурор района в городе, прокурор города, межрайонный прокурор и приравненный к ним транспортный прокурор — старший советник юстиции;
— помощник Генерального прокурора, помощник Генерального прокурора по особым поручениям, помощник заместителя Генерального
прокурора, старший прокурор и прокурор структурного подразделения
Генеральной прокуратуры, следователь Генеральной прокуратуры, начальник структурного подразделения прокуратуры области, города Минска, Белорусской транспортной прокуратуры и его заместитель, старший помощник прокурора области, города Минска, Белорусского транспортного прокурора, старший следователь по важнейшим делам, следователь по важнейшим делам, следователь-криминалист прокуратуры
области, города Минска, Белорусской транспортной прокуратуры, прокурор района с численностью населения менее 60 тысяч человек, заместитель прокурора района с численностью населения более 60 тысяч человек, прокурора района в городе, прокурора города, межрайонного прокурора и приравненного к ним транспортного прокурора – советник юстиции;
— помощник прокурора области, города Минска, Белорусского транспортного прокурора, старший прокурор и прокурор структурного
подразделения прокуратуры области, города Минска, Белорусской транспортной прокуратуры, заместитель прокурора района с численностью населения менее 60 тысяч человек, старший помощник прокурора района с численностью населения более 60 тысяч человек, прокурора района в городе, прокурора города, межрайонного прокурора
и приравненного к ним транспортного прокурора, старший следователь прокуратуры района с численностью населения более 60 тысяч человек, прокуратуры района в городе, прокуратуры города, межрайонной прокуратуры и приравненной к ним транспортной прокуратуры – младший
советник юстиции;
— старший помощник прокурора района с численностью населения менее 60 тысяч человек, помощник прокурора района, района в городе, города, межрайонного прокурора и приравненного к ним транспортного прокурора, старший следователь прокуратуры района с численностью населения менее 60 тысяч человек, следователь прокуратуры района, района в городе, города, межрайонной прокуратуры и приравненной к ним транспортной прокуратуры — юрист 1 класса.
-. Лицам, впервые поступившим на службу в органы прокуратуры, после прохождения стажировки присваивается классный чин юриста 3 класса, за исключением лиц, указанных в части первой пункта 13 настоящего Положения.
Устанавливаются следующие сроки пребывания прокурорского
работника в классном чине:
1. юрист 3 класса — один год;
2. юрист 2 класса — три года;
3. юрист 1 класса — три года;
4. младший советник юстиции — четыре года;
5. советник юстиции — пять лет.
Сроки пребывания прокурорских работников в классном чине старшего советника юстиции и выше не устанавливаются.
Генеральный прокурор имеет право присваивать очередные классные чины до истечения сроков, указанных в пункте 24 настоящего Положения. При этом очередной классный чин присваивается досрочно по истечении не менее половины установленного срока пребывания в предыдущем классном чине, но не выше классного чина, предусмотренного по занимаемой должности, и не более двух раз за период службы в органах прокуратуры.
Классный чин государственного советника юстиции 1 класса присваивается Президентом Республики Беларусь.
Классные чины государственного советника юстиции 2 и 3 класса присваиваются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора.
Классные чины до старшего советника юстиции включительно присваиваются Генеральным прокурором по представлению его заместителей, прокуроров областей, города Минска и Белорусского транспортного прокурора.
Лицам, ранее проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля и принятым на службу в органы прокуратуры, присваивается классный чин, соответствующий имеющемуся у них воинскому (специальному) званию. Другим лицам, указанным в части первой пункта 13 Положения, классный чин присваивается в соответствии с должностью прокурорского работника, на которую они назначаются. Названным лицам классные чины присваиваются не позднее одного месяца со дня их назначения на должности прокурорских работников. Лица, ранее проходившие службу в органах прокуратуры и вновь принятые на службу, зачисляются в органы прокуратуры в присвоенных им классных чинах.
При присвоении очередного классного чина прокурорскому работнику, проходившему ранее военную службу, службу в органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, в срок службы в органах прокуратуры, необходимый для присвоения очередного классного чина, засчитывается срок военной службы (службы) в равном ему воинском (специальном) звании.
Представление прокурорского работника к присвоению очередного классного чина не производится в случаях:
1. наличия у него дисциплинарного взыскания – до его погашения или снятия в установленном порядке;
2. проведения в отношении его служебной проверки по фактам нарушения служебной дисциплины либо расследования уголовного дела по
подозрению (обвинению) его в совершении преступления — до завершения служебной проверки или прекращения производства по уголовному делу
за отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, отсутствием в деянии состава преступления, недоказанностью участия в совершении преступления либо до вынесения
оправдательного приговора;
3.несоответствия занимаемой должности — до принятия аттестационной
комиссией решения о возбуждении ходатайства о присвоении очередного
классного чина;
4. нахождения его в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В этом случае прокурорский работник представляется к присвоению очередного классного чина после выхода из отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет при условии занятия им должности, по которой предусмотрен равнозначный или более высокий классный чин, чем присваиваемый, и по истечении установленного срока пребывания в предыдущем классном чине. Время нахождения прокурорского работника в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в срок пребывания в присвоенном классном чине.
Прокурорским работникам устанавливаются надбавки к должностным окладам за классные чины прокурорских работников в соответствии с законодательством. Должностной оклад и надбавка за классный чин прокурорского работника образуют расчетный должностной
оклад.
При переходе прокурорского работника на низшую должность, прекращении службы в органах прокуратуры за прокурорским работником
сохраняется присвоенный классный чин, если он в установленном порядке не был понижен в классном чине или лишен классного чина. Военным прокурорам и следователям военных прокуратур присваиваются воинские звания офицерского состава, которым соответствуют классные чины прокурорских работников, в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» и законодательных актов о прохождении военной службы.
6. Поощрения и ответственность прокурорских работников.
К прокурорским работникам могут применяться следующие меры поощрения:
1. объявление благодарности;
2. единовременное денежное вознаграждение;
3. награждение ценным подарком;
4. награждение Почетной грамотой Генерального прокурора;
5. занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры;
6. досрочное присвоение классного чина;
7. присвоение очередного классного чина на одну ступень
выше положенного по занимаемой должности;
8. присвоение классного чина на ступень выше очередного;
9. награждение нагрудным знаком органов прокуратуры;
10. присвоение в установленном порядке почетных званий
«Заслуженный работник органов прокуратуры Республики Беларусь»,
«Заслуженный юрист Республики Беларусь» и награждение другими
государственными наградами Республики Беларусь;
11. досрочное снятие дисциплинарного взыскания;
12. иные меры поощрения, предусмотренные законодательством
о государственной службе и о труде.
При определении меры поощрения прокурорского работника принимаются во внимание успешность и добросовестность исполнения им служебных обязанностей, продолжительность и безупречность службы в органах прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности
и другие его достижения по службе.
Допускается одновременное применение к прокурорскому работнику
нескольких мер поощрения.
Генеральный прокурор имеет право применять в отношении прокурорских работников все меры поощрения, за исключением присвоения классных чинов государственного советника юстиции 1, 2 и 3 класса и награждения государственными наградами Республики Беларусь.
Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры имеют право применять к подчиненным прокурорским работникам следующие меры поощрения:
1. объявление благодарности;
2. единовременное денежное вознаграждение;
3. награждение ценным подарком;
4. досрочное снятие дисциплинарного взыскания.
48. Прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним прокуроры имеют право применять к подчиненным прокурорским работникам следующие меры поощрения:
.1. объявление благодарности;
2. досрочное снятие дисциплинарного взыскания.
Применение поощрения оформляется приказом, который объявляется прокурорскому работнику и прилагается к его личному делу.
К прокурорским работникам, имеющим дисциплинарные взыскания, поощрение может применяться только в виде досрочного снятия дисциплинарного взыскания.
Досрочное снятие дисциплинарного взыскания осуществляется до истечения одного года со дня его наложения приказом прокурора, наложившего его, или приказом вышестоящего прокурора, если прокурорский работник положительно зарекомендовал себя по службе.
Прокуроры областей, города Минска и приравненные к ним прокуроры вправе ходатайствовать о применении к подчиненным прокурорским работникам соответствующих поощрений перед Генеральным прокурором, а прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним прокуроры – перед прокурорами областей, города Минска и приравненными к ним прокурорами.
Прокурорские работники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности за:
– неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине
прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей,
превышение должностных полномочий;
– несоблюдение ограничений, связанных со службой в органах
прокуратуры, установленных Конституцией Республики Беларусь, иными
законодательными актами и настоящим Положением;
— нарушение служебной дисциплины, совершение действий,
дискредитирующих звание прокурорского работника и не совместимых со
службой в органах прокуратуры.
— За совершение дисциплинарных проступков, на прокурорского работника могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:
— замечание;
— выговор;
— предупреждение о неполном служебном соответствии;
— понижение в классном чине на срок до шести месяцев;
— понижение в должности на срок до шести месяцев;
— лишение нагрудного знака органов прокуратуры;
— освобождение от занимаемой должности (увольнение);
— освобождение от занимаемой должности (увольнение) с
лишением классного чина.
При выборе дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение прокурорского работника на службе в органах прокуратуры.
Руководитель органа прокуратуры до применения дисциплинарного взыскания обязан затребовать письменное объяснение прокурорского работника. При необходимости назначается и проводится служебная проверка по факту совершения дисциплинарного проступка.
За один и тот же дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Руководители органов прокуратуры привлекают к дисциплинарной ответственности прокурорских работников в пределах полномочий, предусмотренных статьей 55 Закона Республики Беларусь «О
прокуратуре Республики Беларусь». В случае, если степень тяжести проступка требует наложения на прокурорского работника дисциплинарного взыскания, которое не имеет права налагать данный прокурор, он обращается с соответствующим представлением к вышестоящему прокурору.
Дисциплинарное взыскание в виде понижения в классном чине, который присвоен Президентом Республики Беларусь, налагается Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора, в других случаях – Генеральным прокурором по представлению его заместителей, прокуроров областей, города Минска и Белорусского транспортного прокурора. Восстановление прокурорского работника в классном чине государственного советника юстиции 1 класса производится решением Президента Республики Беларусь, в том числе по ходатайству коллегии Генеральной прокуратуры, а государственного советника юстиции 2 и 3 класса — по представлению Генерального прокурора. Восстановление прокурорского работника в классном чине до старшего советника юстиции включительно производится Генеральным прокурором по представлению его заместителей, прокуроров областей, города Минска и Белорусского транспортного прокурора. Дисциплинарное взыскание в виде понижения в классном чине может быть снято досрочно в порядке поощрения, что влечет за собой восстановление прокурорского работника в классном чине. До восстановления прокурорского работника в прежнем классном чине повторное понижение в классном чине не допускается.
Время пребывания прокурорского работника в пониженном классном
чине в срок пребывания в восстановленном классном чине не засчитывается, за исключением случаев незаконного или необоснованного понижения в классном чине. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни прокурорского работника, нахождения его в отпуске, а также времени проведения служебной проверки.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам служебной проверки, проведенной уполномоченным структурным подразделением соответствующего органа прокуратуры, – позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу и ведения административного процесса.
Дисциплинарное взыскание налагается приказом, который объявляется прокурорскому работнику под роспись в пятидневный срок и прилагается к его личному делу.
Вышестоящий прокурор имеет право отменить наложенное дисциплинарное взыскание, наложить другое менее или более строгое дисциплинарное взыскание, обосновав в приказе свое решение. Усиление дисциплинарного взыскания может быть проведено с соблюдением сроков.
Если в качестве дисциплинарного взыскания было применено понижение в должности на срок до шести месяцев, освобождение от занимаемой должности (увольнение) либо освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина, то, признав такое взыскание незаконным, вышестоящий прокурор издает приказ о восстановлении прокурорского работника в прежней должности (классном
чине) и выплате ему средней заработной платы за время вынужденного прогула со дня увольнения или разницы в заработной плате за время работы на пониженной должности, но не более чем за два года.
Прокурорский работник считается не имеющим дисциплинарного взыскания, если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания в отношении его не будет применено новое дисциплинарное взыскание, а также при досрочном снятии дисциплинарного взыскания.
При погашении или снятии дисциплинарного взыскания в виде лишения нагрудного знака органов прокуратуры нагрудный знак прокурорскому работнику не возвращается, за исключением случаев незаконного или необоснованного его лишения.
В отношении военных прокуроров и следователей военных прокуратур руководителями органов прокуратуры применяются меры поощрения и налагаются дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящей главой, за исключением связанных с присвоением, лишением классного чина и понижением в классном чине.
продолжение
–PAGE_BREAK–