Прокуратура РФ как орган гос надзора за соблюдением законности

Прокуратура РФ как орган гос надзора за соблюдением законности Курсовая работа Содержание Введение 1. Основы деятельности прокуратуры РФ 1.1 Правовые основы деятельности прокуратуры РФ 1.2 Принципы и организация деятельности прокуратуры .1.3 Система, структура и порядок образования органов прокуратуры 10 2.

Прокурорский надзор 2.1 Прокуратура – орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности 2.2 Прокурорский надзор и его и отрасли 2.3 Методика прокурорских проверок 3. Роль прокуратуры в формировании гражданского общества 37 Заключение .41 Нормативные источники и литература 43 Приложение 47 Введение Государство, особенно в условиях осуществления правовой и экономической реформы,

нуждается в создании эффективно действующей системы законности и правопорядка. Государственная и общественная жизнь должна быть организована так, чтобы соблюдение закона было обязательным и необходимым требованием для гражданина, должностного лица, государственного органа или общественного объединения. Важно, чтобы существовал механизм, обеспечивающий строгое и точное соблюдение законов. Особое место в этом механизме занимают органы прокуратуры, важнейшей функцией которых является надзор

за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина – общий надзор. Прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов составляет смысл, сущность и основу деятельности. Другого такого органа нет, а следовательно, нет такой структуры, которая могла бы взять на себя бремя надзорных забот прокуратуры. Отсюда следует вывод о необходимости не просто сохранения, но и усиления надзорной функции прокуратуры.
Функция надзора наиболее полно выражает специфику деятельности органов прокуратуры. Будучи ведущей и определяющей, данная функция оказывает значительное влияние на реализацию всех других функций прокуратуры. Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной формой контроля со стороны государства в очень важной для него сфере – обеспечения законности. Основывающаяся на верховенстве закона, его точном и неукоснительном соблюдении защита интересов личности,

общества, государства составляет главную и основную цель органов прокуратуры. Актуальность Прокурорский надзор имеет важнейшее значение, т.к только при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутренне сильное, монолитное государство, которое способно отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние. Цель данной работы раскрыть деятельность прокуратуры

РФ как органа гос. надзора за соблюдением законности. Задачи данной работы 1. Показать основы деятельности прокуратуры РФ, ее правовые основы, цели и задачи 2. Рассмотреть прокурорский надзор, его отрасли и методики прокурорских проверок 3. Раскрыть роль прокуратуры в формировании гражданского общества При написании данной работы использованы нормативные документы

Конституция РФ, ФЗ о прокуратуре РФ, УК РФ, УПК РФ, УИК РФ, а также литература таких авторов, как Басков В.И. Курс прокурорского надзора, Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления, Стукалов А. Выявление нарушений законов в деятельности органов административной юрисдикции и др. 1. Основы деятельности прокуратуры РФ 1.1 Правовые основы деятельности прокуратуры

РФ Прокуратура – важный правовой институт государства В системе государственной власти прокуратура Российской Федерации занимает неоднозначное положение. Согласно Федеральному закону прокуратура Российской Федерации представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской
Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. 11 Ст.1 ФЗ о прокуратуре РФ Согласно ст. 129 Конституции РФ, прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением

нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ сделано лишь одно исключение из правила п. о ст.

71 , когда законодательством субъекта Федерации должно быть определено, с какими органами власти субъектов Федерации и в каком порядке производится такое согласование. Следовательно, законодательство конституции и уставы основные законы субъектов Федерации в части, определенной Конституцией РФ только по вопросу согласования с Генеральным прокурором РФ назначения предлагаемой им кандидатуры прокурора субъекта

Федерации, относится к составу правовых основ деятельности прокуратуры РФ. Конституциями, уставами основными законами различных субъектов Федерации этот вопрос регламентируется не единообразно. Прокуратура Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на территории

Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование. Компетенция прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции РФ и законов распространяется на различные субъекты применения законов, которые относятся ко всем выделенным ветвям единой государственной власти.
Кроме того, эта компетенция прокуратуры распространяется также и на органы местного самоуправления, которые согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. ст. 12 Конституции РФ Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов министерствами, государственными комитетами, ведомствами, другими органами государственного и хозяйственного управления и контроля, исполнительными и распорядительными органами, воинскими частями, политическими партиями, общественными организациями,

массовыми движениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подчиненности и принадлежности, должностными лицами и гражданами осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами. Организация и порядок деятельности органов прокуратуры и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом о прокуратуре

РФ и другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, международными и межгосударственными договорами соглашениями . Процессуальное положение прокурора, его полномочия, правовые средства их реализации в различных судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях регламентируются соответственно Уголовно-процессуальным кодексом

РФ, Гражданско-процессуальным кодексом РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях. Наиболее систематизированная и детализированная совокупность норм об организации, полномочиях и порядке деятельности прокуроров и следователей прокуратуры содержится в Уголовно-процессуальном кодексе РФ. Особенности прокурорского надзора в сфере таможенных отношений регламентируются
также Таможенным кодексом РФ – надзор при использовании метода контролируемой поставки при ввозе, вывозе или транзите наркотических средств или психотропных веществ ст. 227, 228, 248 . Отдельные нормы, преимущественно определяющие задачи и надзорную функцию прокуроров в соответствующих сферах правовых отношений, содержатся в Трудовом Кодексе, а также в некоторых иных одифицированных законодательных актах.

Согласно ч. 4 ст. 353 ТК РФ Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных указанными законодательными актами. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ за исполнением законов предусматриваются в тех или

иных федеральных законах, регулирующих различные сферы правовых отношений. Тем самым законодателем подчеркивается повышенная значимость прокурорского надзора в связи с соответствующим видом деятельности государственных и иных органов, в соответствующих сферах правовых отношений. 1.2 Принципы и организация деятельности прокуратуры Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства,

централизации, независимости от федеральных и местных органов и гласности.11 ст. 4 Закон о прокуратуре РФ Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов далее – органы прокуратуры и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской
Федерации. 2. Органы прокуратуры – осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами – действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства

Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне – информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. 3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры далее – прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. 5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной

деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой. Единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона,
а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Принцип единства определяет положение о том, что вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров. Независимость прокуратуры от местных органов означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям.

В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается законам Российской Федерации, а также единообразному их пониманию и толкованию. Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолированно от общественности. В Законе говорится, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит

требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайне.11 Прокурорский надзор Учебник для вузов Под ред. проф. Г.П. Химичевой М. ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2001 с.382 Конечно же, нельзя забывать и о принципе законности, сформулированном в статьях Конституции РФ. В соответствии с ним законы и приравненные к ним акты должны неуклонно исполняться всеми

государственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. При осуществлении своих полномочий органы прокуратуры действуют в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик, Законом о прокуратуре, другими законодательными актами, действующими на территории РФ и, конечно же, международными и межгосударственными договорами. 1.3 Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
Основными нормативно-правовыми актами, где описана система, структура и порядок образования органов прокуратуры являются Конституция РФ ст. 129 и Закон о прокуратуре. ст. 129 КРФ гласит 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. 2. Генеральный прокурор Российской

Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. 4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором

Российской Федерации. 5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом . В ст. 11 Закона о прокуратуре говорится 1. Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской

Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном

управлении объекты социально – бытового и хозяйственного назначения. 2. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. 3. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры
Российской Федерации, не допускаются . В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которым в каждом из субъектов Российской Федерации имеется соответствующая прокуратура. Приложение Так, в прокураторах субъектов Федерации действуют сообразно административно – территориальному

делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, автономных округов. В городах – столицах республик, краевых и областных центрах – образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное деление и образованы административные округа, образуются прокуратуры административных округов, которым придается статус прокуратур городских районов.

В некоторых республиках, краях, областях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.11 Прокурорский надзор в РФ Учебник под ред.А.А.Чувилева – М 2000 с.124 Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным

Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся – прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга – прокуратуры городов, районов Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Например, в

Москве средним звеном являются прокуратуры административных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. Существуют так называемые специализированные прокуратуры. В число специализированных прокуратур, входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, входят военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору
за Наблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно – территориальных образованиях и на режимных объектах. Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах. Во главе военных прокуратур стоит Главная военная прокуратура, входящая на правах структурного

подразделения в Генеральную прокуратуру. Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы Российской Федерации и Прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов

Российской Федерации, прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.11 Руководство для прокуроров по общему надзору Под общ. ред. М.П. Малярова. М 1999 с.186 Возглавляет органы военной прокуратуры заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор. В систему специализированных прокуратур, осуществляющих надзор за исполнением законов в закрытых административно-

территориальных образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств, входят Второе управление Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры войсковых частей, статус каждой из которых определен Генеральным прокурором РФ. Перечень особо важных объектов определяется Правительством Российской Федерации. Прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказании
имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации. На прокуроров по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложены обязанности по осуществлению надзора за исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в исправительных учреждениях.11 Прокурорский надзор в РФ Учебник под ред. А.Я.Сухарева –

М 2001 с.136 Межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчинением, соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов созданы во всех субъектах Российской Федерации. Данные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями.

Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы. В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 5 февраля 1996 года 12-111 Генеральная прокуратура РФ включает в свой состав – Секретариат Генерального прокурора Российской Федерации на правах управления – Организационно-контрольное управление –

Управление кадров – Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов – Главное следственное управление, включающее в себя Управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью в органах внутренних дел – Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры – Организационно-методическое управление – Управление по расследованию особо важных дел –
Отдел по надзору за расследованием особо важных дел – на правах управления – Отдел криминалистики – на правах управления – Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности – Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе – Управление по делам несовершеннолетних и молодежи – Второе управление – Управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам

– Управление по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам – Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе – Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах – Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний – Управление правового обеспечения – Международно-правовое управление –

Отдел реабилитации жертв политических репрессий на правах управления – Центр информации и общественных связей на правах управления – Управление по надзору за исполнением налогового законодательства – Отдел писем на правах управления – Приемная на правах управления – Первый отдел на правах управления – Управление делами –

Управление делопроизводства – Отдел по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе на правах управления – Отдел безопасности на правах управления – Главная военная прокуратура. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

В соответствии с Конституцией РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность сроком на 5 лет и освобождается от должности Советом Федерации – верхней палатой Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого количества голосов
членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет сенаторам новую кандидатуру. В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель. В число полномочий Генерального прокурора входит назначение прокуроров всех звеньев системы прокуратуры РФ. В соответствии со ст. 129 Конституции назначение прокуроров субъектов

Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти этих субъектов. Прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором РФ. В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных, специализированных прокуратурах, образуются коллегии в составе

прокурора субъекта Российской Федерации председатель , его первого заместителя и заместителей по должности и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. Итак, деятельность прокуратуры основывается на федеральных законах и иных нормативных документах, строится на принципах единства, централизации, независимости и гласности. Структура и порядок образования органов прокуратуры основаны на

Конституции РФ и Федеральном законе о прокуратуре РФ Органам прокуратуры принадлежит важнейшее место в системе государственных органов, призванных поддерживать законность и правопорядок в стране. 2. Прокурорский надзор 2.1 Прокуратура – орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности Надзор за точным и единообразным исполнением законов является единственным предназначением органов прокуратуры.

Прокуратура и является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными
законами.11 Ст.1 ФЗ о прокуратуре РФ В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет ст. 2 ФЗ о прокуратуре – надзор за исполнением законов федеральными министерствами , государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и

исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов – надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными

и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций – надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие – надзор за исполнением законов судебными приставами – надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих

наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу – уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации – координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством
Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами далее – суды , опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности, а Генеральная прокуратура Российской Федерации выпускает специальные издания. Т.о надзор за точным и единообразным исполнением законов является единственным предназначением органов

прокуратуры. Прокуратура и является тем единственным государственным органом в стране, который выполняет эти функции. 2.2 Прокурорский надзор и его и отрасли В прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых отраслями прокурорского надзора . Все они закреплены в разделе III Закона о прокуратуре, где каждой из них посвящена отдельная глава. Первой и наиважнейшей отраслью является общий надзор, т.е. надзор за исполнением закона органами власти

и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Предметом этой отрасли надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами, указанными в ст. 2 Закона о прокуратуре, т.е. республиканскими и местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами народных депутатов и другими органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями,

органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, другими общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.11 Комментарий к Федеральному закону О прокуратуре Российской Федерации Под ред. проф. Ю.И. Скуратова. М 1996. С.
102. Существует ряд ограничений при проведении надзора прокуратура не вмешивается в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций и проводит проверки лишь на основе извещений и других наличных данных о нарушениях законности, которые требуют непосредственного прокурорского реагирования. В процессе проверки прокурор имеет право, игнорируя все виды пропускных режимов, входить на территорию и в помещения любых предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и подведомственности,

а также иметь доступ к их документации, требуя от должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, распоряжений, решений, других актов, необходимых документов и материалов, статистики. Он может назначить проверку или ревизию деятельности, экспертизу по материалам, донесениям и заявлениям, поступившим в прокуратуру. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора в течение 10 дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором.

В процессе проверки прокурор может вызывать к себе должностных лиц и граждан, требуя от них объяснений по поводу допущенных нарушений. Также, в случаях, предусмотренных законом, он имеет право требовать у них декларации об источниках доходов. В компетенцию прокуроров в пределах общего надзора также входит проверка законности административного задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения освобождение своим решением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию

несудебными органами. Если в процессе общего надзора прокурор выявит какие-либо нарушения, то он или его заместитель вправе – опротестовать акты поднадзорных органов, а также решения и действия должностных лиц опротестовать в установленном порядке постановления по делам об административных правонарушениях вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, которые им способствуют, выносить предписания об устранении нарушений закона официально предупреждать должностных
лиц, граждан о недопущении ими дальнейших нарушений закона в установленном порядке решать вопросы о привлечении виновных к уголовной либо административной, возбуждать дисциплинарные дела, ставить вопросы о роспуске местных Советов, которые не выполняют требований законодательных актов оспаривать в судах необоснованное отклонение протеста на противоречащий закону правовой акт или оставление его без рассмотрения, предъявлять в суда иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, а также граждан

и юридических лиц, лишенных возможности самостоятельно защищать свои интересы. Законом О прокуратуре РФ применительно к рассматриваемой отрасли надзора названы следующие акты протест, представление, постановление.11 Комментарий к Федеральному закону О прокуратуре Российской Федерации Под ред. проф. Ю.И. Скуратова. М 1996. С. 105-120. Протест прокурора

Условия и порядок принесения прокурором этого правового акта, предъявляемые к нему требования и его реквизиты, определяются законом О прокуратуре РФ , а также ведомственными указаниями генеральной прокуратуре РФ. Протест приносится на противоречащий или не соответствующий закону правовой акт, изданный органом государственной власти или управления, общественной организацией или объединением, органами государственного или хозяйственного управлениями другими субъектами, поднадзорными прокурору, а также должностными лицами.

Протест в порядке общего надзора приносится как прокурором, так и его заместителем. Прерогатива прокуроров определяется приказом Генерального прокурора РФ 20 от 28 мая 1992 г. в зависимости от компетенции прокуроров различных звеньев органов прокуратуры. Протесты вправе приносить те прокуроры, на которых возложено осуществление надзора за исполнением законов государственными органами и общественными организациями, а также должностными лицами.
Так, прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур вправе в пределах своей компетенции принести протест на незаконные правовые акты, принятые местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями и должностными лицами, действующими в пределах территории, поднадзорной специализированной прокуратуре города, района. Прокуроры краев, областей и приравненные к ним прокуроры приносят протест соответственно

на незаконные правовые акты, принятые краевыми органами исполнительной власти и управления, региональными общественными объединениями и должностными лицами, действующими в масштабе края и области. Право опротестования правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями и должностными лицами, принадлежит лишь Генеральному прокурору РФ и его заместителям. При этом следует иметь в виду, что вышестоящему прокурору

принадлежит право принести протест на незаконный правовой акт в пределах своей компетенции. Так, прокурор области вправе принять на себя функции районного или городского прокурора и принести протест на правовой акт, изданный местными, т.е. районными или городскими представительными органами. Принесение протеста на противоречащий закону правовой акт приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста. Речь идет главным образом о таких нарушениях закона как лишение или ограничение права граждан

на труд, социальное обеспечение, образование и т.д. Когда прокурор направляет протест, он указывает на необходимость приостановления действия опротестованного акта. В протесте прокурор излагает требования об отмене правового акта или приведении его в соответствие с законом, прекращении незаконного действия должностного лица, а также восстановлении нарушенных прав. В соответствии со ст. 23 Закона О прокуратуре РФ протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее
чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений законности, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если в соответствии с ранее действовавшим законодательством о прокурорском надзоре протест прокурора,

принесенный в порядке общего надзора, мог быть отозван с рассмотрения как его автором, так и вышестоящим прокурором, то в настоящее время это право сохранено лишь за автором протеста. Это способствует повышению правовой самостоятельности прокуроров, приносящих общенадзорные протесты, и в тоже время способствует повышению их ответственности за качество приносимых протестов. Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям по его реквизитам.

Наименование акта должно соответствовать Закону О прокуратуре РФ ст. 23 – Протест прокурора . Протест содержит наименование опротестованного правового акта или действия, или бездействия должностного лица кем и когда правовой акт издан или совершено действие содержание опротестованного правового акта действие или бездействие правовое обоснование незаконности или необоснованности правового акта действие или бездействие должностного лица , указаны нормы нарушенного закона или иного

нормативного акта предложение прокурора об отмене или проведение в соответствие с законом опротестованного правового акта требования о привлечении к ответственности должностного лица, виновного в нарушении закона, если в этом есть необходимость предложение о рассмотрении протеста в установленный законом десятидневный срок с сообщением результатов рассмотрения протеста должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин, дата принесения протеста. Представление прокурора
Представление прокурора ст. 24 Закона О прокуратуре РФ – это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранить допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению.

Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной, административной или материальной ответственности. Для этого не требуется вынесения специальных постановлений о возбуждении этих видов преследования.

Направляя представление соответствующему органу или должностному лицу, прокурор, исходя из требований Закона О прокуратуре РФ , сообщает, что если представление будет рассматриваться коллегиальным органом, например, коллегией министерства или комитета, ему должно быть сообщено о дне заседания, чтобы он мог принять в нем участие. Представление, как правило, направляется тем государственным и должностным лицам, от которых зависит устранение нарушений закона и принятие мер по их предупреждению.

В вышестоящие государственные органы или вышестоящим должностным лицам представления направляются в тех случаях, когда нарушения закона носят распространенный характер или когда представление прокурора было отклонено, либо по нему было принято неправильное решение. Представление по своей форме должно соответствовать определенным требованиям наименование акта определяется ст. 24 Закона О прокуратуре РФ – Представление прокурора .
Представление содержит материалы, послужившие основанием для внесения представления результаты проведенной проверки, обобщение и анализ материалов о соблюдении законности, итоги расследования преступления и т.д. наименование нарушенного закона и последствия допущенного нарушения изложение причин и условий, способствовавших допущенному нарушению предлагаемые меры по предупреждению нарушений закона и устранению причин и условий, способствовавших им указание на конкретных должностных лиц, виновных в этих нарушениях

предложение прокурора о привлечении их к ответственности требование о безотлагательном рассмотрении представления и принятии не позднее, чем в месячный срок, необходимых мер по устранению нарушений закона и сообщении прокурору об этом должностное положение и классный чин прокурора, дата внесения представления подпись автора представления. Постановление прокурора В зависимости от характера и тяжести допущенного должностным лицом или гражданином нарушения закона

прокурор в соответствии со ст. 25 Закона О прокуратуре РФ выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление выносится прокурором также в случаях необходимости возбуждения дисциплинарного производства или необходимости привлечения правонарушителя к материальной ответственности. Постановление, выносимое прокурором, по своей форме должно отвечать определенным требованиям.

При возбуждении уголовного дела, прокурор, руководствуясь ст. 112 УПК, выносит об этом постановление, в котором должно быть указано время, место его вынесения, кем оно составлено, повод и основания к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждено, а также дальнейшее направление уголовного дела. При возбуждении производства об административном правонарушении в постановлении указываются наименование
постановления с указанием времени, места, кем оно составлено содержание правонарушения правовые обоснования ответственности должностного лица указание на нарушенный закон предложение прокурора о рассмотрении постановления в срок, указанный в законе, и сообщение прокурору о результатах рассмотрения должностное положение и классный чин прокурора, его подпись. Постановление прокурора о возбуждении административного производства подлежит рассмотрению в порядке ст. 257

Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. О результатах рассмотрения постановления сообщается прокурору. Предметом следующей отрасли надзора-надзора за соответствием закону судебных решений-является законность и обоснованность решений, приговоров и других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

Надзор за соблюдением прав и свобод граждан является одним из направлений деятельности прокуратуры. Это наглядно подтверждает существенное усиление в современных условиях ее правозащитной функции. Прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими методами и средствами, занимает важное место в государственном механизме защиты прав и свобод граждан на всех уровнях и в масштабе всей Российской Федерации. При осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений, прокурор имеет

право а в случаях, предусмотренных законом-обязан – участвовать в заседаниях суда, в судебном разбирательстве по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключение по гражданским делам в случаях и в порядке, предусмотренных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты по решениям, приговорам и другим актам суда судьи направлять в суд представления о пересмотре решений и других актов по гражданским делам, а также заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам
в пределах своей компетенции потребовать из суда любое дело группу дел , по которой решение приговор или другой акт вступили в законную силу, и вносить протест в порядке надзора или же, если это выходит за рамки его компетенции, обращаться к вышестоящему прокурору с просьбой о внесении протеста отозвать внесенный им протест на акт суда судьи до начала рассмотрения протеста судом судьей . В пределах своей компетенции прокурор участвует в рассмотрении судом первой инстанции гражданских и

уголовных дел, дел об административных правонарушениях в случаях, когда это предусмотрено законом или признано необходимым самим прокурором. Объем и пределы полномочий при этом регулируются процессуальным законодательством. В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. При этом он руководствуется указаниями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на всестороннем рассмотрении обстоятельств дела. Лицо, проводившее расследование, не может участвовать в процессе в

качестве обвинителя. Прокурору или его заместителю в том числе и тому, который непосредственно участвовал в процессе принадлежит право принесения в вышестоящий суд протеста на акты суда, не вступившие в законную силу. Что же касается актов, вступивших в законную силу, то право на их опротестование, согласно ст. 31 Закона о прокуратуре, принадлежит Генеральному прокурору и его заместителям-на акт любого суда за исключением постановлений Пленума Верховного Суда РБ и

Пленума Высшего хозяйственного Суда РБ. Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может вынести прокурор района города , межрайонный и приравненный к ним прокурор, вышестоящий прокурор или его заместитель Генеральным прокурором может быть внесено на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ или Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ представление о даче ими судам в пределах своей компетенции разъяснений по вопросам применения
законов при рассмотрении вопроса Третьей отраслью надзора является надзор за исполнением законов органами, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.11 Прокурорский надзор Учебник для вузов Под ред. проф. Г.П. Химичевой М. ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2001 с.256 Сущность этой отрасли раскрыта в гл. 2 раздела III

Закона о прокуратуре. Согласно ст. 23, предметом подобного надзора является исполнение всеми органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, требований закона с целью обеспечения защиты личности, государства и юридических лиц от преступных покушений, исполнения предусмотренного законом порядка рассмотрения заявлений и донесений о преступлениях, исполнения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел, расследования преступных деяний, приостановления и

закрытия уголовных дел, а также соблюдения сроков ведения расследования и содержания под стражей. Также целью этой отрасли надзора является недопущение незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности, соблюдение при ведении следствия требований закона по всестороннему, полному, объективному рассмотрению всех обстоятельств, которые могут смягчить или усугубить ответственность обвиняемого, строгое сохранение прав и законных интересов участников процесса и других граждан.

В рамках проведения надзора также осуществляются меры по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, им способствующих. В процессе осуществления надзора прокурор имеет право – проверять выполнение требований закона по приему, регистрации и решении заявлений и донесений о совершенных либо готовящихся преступлениях требовать от поднадзорных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и другие сведения о преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного
следствия рассматривать и решать жалобы на действия и решения лиц, проводящих дознание и предварительное следствие отменять незаконные и необоснованные решения следователей и лиц, которые проводят дознание, а также несоответствующие закону указания и решения глав следственных подразделений и органов дознания увеличивать и устанавливать срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом возвращать уголовные дела на дополнительное расследование лично

участвовать в проведении дознания и предварительного следствия, а также проводить отдельные следственные мероприятия или следствие в полном объеме по любому делу или поручать это подчиненному прокурорскому работнику забирать от органов дознания и передавать следственному подразделению любое уголовное дело, а также забирать дело у одного следователя и поручать начальнику следственного отдела передать его другому следователю с целью более полного и объективного расследования возбуждать уголовные дела и передавать

их по подследственности, приостанавливать или закрывать дела, подтверждать обвинительные заключения, направлять уголовные дела в суд при необходимости требовать от начальников органов внутренних дел, государственной безопасности, следственных аппаратов и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона. Указания Генерального прокурора РБ по вопросам следствия и дознания, которые не требуют законодательного регулирования,

являются обязательными для исполнения. Другие права и обязанности прокурора при осуществлении надзора по данной отрасли могут регулироваться не только Законом о прокуратуре, но и другими законодательными актами Республики Беларусь. Последней отраслью прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного характера, назначаемых судом. Предметом этой отрасли надзора в
Законе о прокуратуре называется законность в местах содержания заключенных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и других учреждениях, которые исполняют наказания и другие меры принудительного характера, назначаемые судом, соблюдение установленного законодательством порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнение ими своих обязанностей, а также законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

При осуществлении надзора в этой отрасли, прокурор может в любое время посетить указанные места, ознакомиться с документами, на основании которых лица подвергнуты наказанию, своим постановлением освободить тех, кто незаконно содержится в местах лишения свободы или в других подобных учреждениях. Также он проверяет соответствие законодательству ведомственных актов вышеуказанных учреждений, опротестовывает их в случае необходимости и следит за соблюдением прав лиц, подвергнутых задержанию, административному

аресту, предварительному взятию под стражу, осужденных к лишению свободы и лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера. Прокурорский надзор за точным и единообразным соблюдением законов распространяется на широкую сферу государственной, общественной и частной деятельности. Их разнообразие объективно обуславливает необходимость выделения в рамках единого по сути своей прокурорского надзора определенных его участников или направлений.

При этом единый в конечном счете объект надзора – законность соответствующей деятельности видоизменяется, приобретает специализацию с учетом конкретной деятельности поднадзорного объекта структуры , например, соблюдение природоохранного законодательства, надзор в местах заключения и т.д. Таким образом, в общем виде направления прокурорского надзора можно определить как специализированные участки деятельности прокуратуры обладающие в силу характера объекта и предмета надзора объективно присущими
им особенностями. 2.3 Методика прокурорских проверок Своевременное неукоснительное исполнение требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях не только обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступления, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица, виновного в совершении преступления, и предупреждения случаев привлечения лица, не причастного к преступлению.

Методика прокурорских проверок и способы выявления допущенных нарушений закона определяются стоящими перед прокурором задачами и его установленными законом полномочиями. Перед прокурорскими работниками, осуществляющими проверку в органах внутренних дел исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, стоят следующие задачи проверить полноту, правильность учета и регистрации поступивших в органы внутренних

дел заявлений и сообщений о преступлениях проверить соблюдение сроков регистрации сообщений и заявлений о преступлениях и проверки их в порядке, установленном ст. 109 УПК РСФСР убедиться в законности и обоснованности принятого решения по проверенному материалу проверить соблюдение работниками органов внутренних дел требований закона относительно обеспечения прав и законных интересов участников процесса. Установление нарушений закона осуществляется, прежде всего, путем ознакомления

в органах внутренних дел с соответствующей документацией по учету, регистрации и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях. При этом особое внимание следует обратить на соблюдение учетно-регистрационной дисциплины Инструкция о едином учете преступлений от 14.12.94 г. 20-1-85-94 , материалы об отказе в возбуждении уголовных дел, протокольную форму производства ст. 414 УПК РСФСР , а также на материалы о безвестном исчезновении бывших владельцев квартир приватизированного
жилья , руководителей коммерческих структур и лиц, исчезнувших с автотранспортом. Изучение материалов уголовных, розыскных дел в районах города показало, что руководители органов внутренних дел и районных прокуратур нередко продолжают относиться к фактам безвестного исчезновения граждан без должного внимания. Между тем, как показывает практика, преступники все чаще маскируют убийства под безвестное исчезновение граждан. С целью выявления укрытия фактов безвестного исчезновения граждан следует проверить

заявления и сообщения об этом. Необходимо обратить особое внимание на то, заведены ли своевременно оперативно-розыскные дела на таких лиц, проверить, как осуществляется оперативная работа по ним. Необходимо также запросить сведения из травмпунктов, таксопарков, Госстраха, школ, больниц, библиотек, учреждений судмедэкспертизы, РЭУ о совершенных преступлениях в отношении их работников или имущества, в отношении учащихся, жителей

и т. п. выяснить, куда направлялись заявления, сообщения, телеграммы, телефонограммы о травмах, сверить эти данные с учетами отделов внутренних дел, выяснить результаты рассмотрения.11 Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления – М 1997 – с.147 С целью выявления сокрытия квартирных краж, грабежей, разбойных нападений, через комендантов жилых домов следует выяснить известные им факты таких преступлений, сравнить их с регистрацией в

ОВД. Из бюро судмедэкспертизы и моргов больниц следует изымать все неистребованные акты и экспертные заключения, проверить в больницах, отделениях скорой медицинской помощи, моргах журналы регистрации поступления граждан с телесными повреждениями, журналы регистрации трупов с признаками насильственной смерти, сверить их с данными соответствующих подразделений милиции. При таких проверках анализируется квалификация преступлений, связанных с угонами автотранспорта, за
которыми могут скрываться факты краж, разбоев и грабежей. Необходимо проверить полноту регистрации ложных сообщений о готовящихся террористических актах, взрывах, заложенных взрывных устройствах и законность принятых по ним решений проанализировать регистрацию и учет преступлений по фактам сбыта наркотиков, оружия, боеприпасов, поддельных денежных знаков и ценных бумаг по направленным в суд делам, по которым не установлены сбытчики, выяснить, выделяются и расследуются

ли в отношении их уголовные дела или материалы , присваивается ли таким делам новый регистрационный номер проверить соблюдение требований ст. 20 УПК РСФСР по таким делам. В ходе проверок в отделах милиции необходимо производить сверку статистических данных о количестве отказных материалов в отделах милиции имеются специальные журналы отказных материалов , указанных в отчете, с фактическим количеством таких материалов.

Аналогичная сверка должна проводиться и по уголовным делам, возбужденным в отделах милиции, с данными следственного отдела и дознания РУВД. При проверке журнала учета информации, заявительского, КП следует обратить внимание на состояние ведомственного контроля со стороны начальника отдела милиции и руководства РУВД наличие отметок о проверке журналов, систематичность проверок, сущность сделанных указаний, их исполнение . Следует также выяснить роль комиссии по законности

РУВД в укреплении учетно-регистрационной дисциплины, установить число восстановленных на учет преступлений по их инициативе. При изучении уголовных дел в следственных отделах и управлениях при РУВД или надзорных производств с обвинительными заключениями в прокуратуре необходимо выяснить количество дополнительно выявленных в ходе следствия преступлений, которые не поставлены на учет, а также поставленных на учет необоснованно. При проверках также следует учитывать, насколько полно регистрируются и учитываются
уголовные дела, возвращенные судом и прокурором для дополнительного расследования. Требует тщательной проверки и правильность квалификации и регистрации преступлений при возбуждении уголовных дел и приостановлении расследования по ним, часто при этом учитываются преступления меньшей тяжести, если фактически совершенные например, угон, а не кража автотранспорта . В случае установления факта совершения преступления следует отменить незаконное постановление об отказе

в возбуждении уголовного дела с одновременным возбуждением уголовного дела. Итак, прокурорский надзор-один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в стране, поскольку законность-неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура-единая централизованная система органов.

3. Роль прокуратуры в формировании гражданского общества В настоящее время, когда полным ходом набирает обороты реформа судебной системы, закладываются основы правового государства, а все усилия высших должностных лиц государства сосредоточены на укреплении государственной власти представляется важным понять и осмыслить, роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти. Исторически сложилось представление о прокуратуре как о карательном органе.

И действительно, она создавалась Петром I как орган, призванный бороться с казнокрадами и взяточниками. Время быстро расставило все на свои места, и уже вскоре прокуроры из непопулярных тайных фискалов были реформированы в взыскателей наказания и защитников невинности . Задачи органов прокуратуры и базовые принципы, на которых строится система органов прокуратуры, четко изложены в Федеральном законе О прокуратуре РФ . Прокуратура, действуя в целях обеспечения верховенства
закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля,

их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля,

их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-

процессуальным законодательством Российской Федерации. Кроме того, на прокуратуру возложены обязанности по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Однако в настоящее время в средствах массовой информации, да и в общественном сознании, преобладает мнение о прокуратуре как о карательном органе. Посмотрим на органы прокуратуры с другой точки зрения.
Задачи, возложенные на органы прокуратуры, и есть суть работы прокурора. Охват прокурорским надзором почти всех сторон общественной жизни страны, делает органы прокуратуры практически единственным государственным органом, в полной мере осведомленным о состоянии законности в стране. И в этом смысле уместно было бы говорить о прокуратуре как об органе, обеспечивающем обратную связь между законотворчеством и правоприменительной практикой.

Даже самые простые на первый взгляд вещи создают много проблем. Например, изменения минимального размера оплаты труда Федеральным законом от 19.06.2000 г породило массу вопросов, связанных с понятием мелкого хищения ст. 49 КоАП РСФСР . А если вспомнить историю вопроса о применении ст. ст. 115, 116 УК РФ, когда, с одной стороны, после соответствующих решений

КС РФ формировалась четкая установка на антиконституционность возбуждения уголовного дела судом и суды воспринимали это положение без каких-либо ограничений, а с другой – право на возбуждение указанной категории дел было предоставлено прокурору ст. 27 УПК РСФСР лишь в исключительных случаях при том, что органы дознания вообще лишены такого права . Нельзя сказать, что и последние от 14.03.2001 г. изменения Уголовного кодекса и уголовно-процессуального закона совершенны с точки зрения юридической техники и

лишены пробелов. В связи с этим возникает вопрос могут ли органы прокуратуры, обладающие бесценным интеллектуальным запасом, владеющие, как никакой другой орган, информацией о состоянии исполнения законов на территории страны, эффективно участвовать в процессе законотворчества, обеспечивая тем самым обратную связь . Отвечая на этот вопрос, вспомним, что в соответствии ст. 114 Конституции СССР Генеральному прокурору СССР принадлежало право законодательной инициативы на
Съезде народных депутатов СССР. Такое право было предоставлено и прокурорам союзных и автономных республик в Верховных Советах союзных и автономных республик. В настоящее время прокурор лишен права законодательной инициативы, что не может не сказываться на эффективности механизма обратной связи . Конечно, и в настоящее время у прокурора имеются возможности участия в правотворческой работе. Прокуроры участвуют в обсуждении проектов законов, дают консультации в необходимых случаях,

вносят свои предложения. В прокуратурах действуют методические советы, активную позицию занимает Управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры. С большим удовлетворением работники прокуратуры встретили известие о Всероссийском съезде работников прокуратуры. Однако этого явно недостаточно. Представляется, что в условиях лишь формирующегося правового государства позиция прокуратуры по наболевшим

вопросам правоприменительной практики должна быть четко сформулирована и озвучена на самом высоком уровне. Общество должно видеть, что прокуратура действительно стоит на страже закона. Самые проработанные, злободневные, безукоризненные с точки зрения юридической техники прокурорские предложения в процессе бесконечных согласований в комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации могут утратить свою актуальность и суть.

Представляется также, что возвращение права законодательной инициативы Генеральной прокуратуре РФ позволит не только поднять престиж органов прокуратуры, сократит сроки принятия поправок к законам, но и положительно скажется на формировании общественного мнения о прокуратуре как о государственном органе не только карательном, но и стоящем на страже закона в интересах всех граждан страны. В повседневной прокурорской работе наглядно и наиболее полно вскрываются негативные и позитивные
стороны законов. Для практических работников тема несовершенства законодательных и иных актов актуальна, как никогда. Жизнь требует от прокурора принятия решений, которые способствует укреплению режима законности.11 Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан. Законность, 1997, 8, с. 8-14. Заключение Цель моей работы – показать, что прокуратура является единственным государственным органом, для которого надзор за исполнением законов, составляет основу деятельности.

Деятельность прокуратуры связана со всей системой государственного механизма России. Государственно-правовая природа института прокурорского надзора заключается в том, что он способствует укреплению режима законности в такой сложной сфере государственной деятельности как государственное и хозяйственное управление. В надзоре за исполнением законов заключена большая часть профилактического потенциала прокуратуры. Эффективной системой предупреждений правонарушений в экономической и социальной

сферах, в области деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, средством раннего предупреждения преступлений выступает надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека 11 Приказ ГП РФ от 22 мая 1996 г. 30 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина . Важнейшим направлением прокурорского надзора является надзор за законностью правовых актов. Он является стержнем проверочной деятельности прокуроров на всех направлениях.

Через эту работу в первую очередь реально достигается защита публичного интереса. И прежде всего – через инициативные действия в защиту правового статуса личности. Другая сторона публичного интереса заключается в охране конституционного строя России, ее федеративного устройства, единства правового и экономического пространства, стратегических интересов государства22 Руководство для прокуроров методическое пособие –
М 1993 с.175 . Другим важным направлением надзора прокуратуры является надзор за исполнением законов несудебными органами административной юрисдикции. Прокуроры, используя различные акты прокурорского реагирования протесты, представления, предостережения , осуществляют надзор за соблюдением закона при производстве по делам об административных правонарушениях. Безусловно, как важнейший институт правоохранительной системы государства, прокуратура не может сохранять

без изменений данные ей функции, формы, методы, направления своей деятельности. По мере изменения условий социальной действительности, формирования установок правового поля, упрочнения законности, повышения правовой культуры будут вноситься необходимые коррективы в деятельность прокуратуры. Не исключается даже возможность создания нового самостоятельного органа, который возьмет на себя выполнение обязанностей, реализуемых ныне в рамках надзорной функции прокуратуры.

Для этого, естественно, нужны соответствующие условия. Пока они не наступили, функция надзора за исполнением законов должна принадлежать прокуратуре. Замены ей по части выполнения надзорных полномочий в настоящее время нетНормативные источники и литература 1. Конституция РФ от 12.12.1993г. 2. ФЗ РФ О прокуратуре РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 в ред. Федеральных законов от 30.06.2003

N 86-ФЗ 3. УК РФ от 24 мая 1996 года 4. УПК РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ 5. УИК РФ от 18 декабря 1996 г. N1-ФЗ в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ 6. ТК РФ от 21 декабря 2001 года N197-ФЗ 7. Указ Президента РФ от 18.04.1996 г. О координации правоохранительных органов по борьбе с преступностью 8. Постановление Правительства РФ от 17.05.1996 г.
О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997. 9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие гражданского процессуального кодекса РФ от 20 января 2003 г. 2. 10. Приказ ГП РФ от 22 мая 1996 г. 30 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина . 11.

Указание ГП РФ от 06.01.99 г. 1 7 Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами . 1. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для вузов – М. Изд. БЕК, 1998. 2. Балакшин В. Производство об административном правонарушении. Законность, 1997, 9, с. 46-49. 3. Баляба В. Надзор за исполнением таможенного законодательства.

Законность, 1996, 4. 4. Винокуров Ю. Проверки законности правовых актов органов местного самоуправления. Законность, 1998, 9. 5. Викторов И. Предостережение о недопустимости нарушения закона. Законность, 1999, 8. 6. Викторов И. Надзор за исполнением законодательства о несостоятельности банкротстве предприятия. Законность, 1998, 1. 7. Ермаков А. Прокурорский надзор за исполнением требований закона о возбуждении исполнительного производства. Законность,

1999, 2. 8. Емельянов С. А. Предупреждение правонарушений средствами общего надзора прокуратуры – М. Юрид. лит 1980. 9. Зверев А.Д. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о труде – М 1977. 10. Комментарий к ФЗ РФ О прокуратуре РФ Под ред. Генерального прокурора РФ Ю.И.Скуратова . М.1996. 11. Комментарий к Федеральному закону О прокуратуре РФ .

С приложением ведомственных нормативных актов М. изд. НОРМА, 1996. 12. Комментарий к Федеральному закону О прокуратуре Российской Федерации Под ред. проф. Ю.И. Скуратова. М 1996. С. 99-125. 13. Корабельников С.И. Уголовная ответственность за нарушение избирательного права.
Российская юстиция, 1996, 5. 14. Николаева Л.А. Прокуратура и законность в советском государственном управлении – Л 1978. 15. Практическое пособие для прокуроров по общему надзору Под общ. ред. Н.А. Горшеневой. М 1977. 16. Прокурорский надзор Учебник для вузов Под ред. проф. Г.П. Химичевой М. ЮНИТИ-ДАНА, закон и право, 2001 382 с. 17. Прокурорский надзор в

РФ. Учебник под ред А.А. Чувилева, М. Юристъ, 1999. 18. Прокурорский надзор. Курс лекций и практикум. Под ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М. Экзамен , 2000. 19. Прокурорский надзор в РФ Учебник под ред.А.А.Чувилева . М.2000. 20. Прокурорский надзор в РФ Учебник под ред. А.Я.Сухарева . М.2001. 21. Российский прокурорский надзор

Учебник Под ред. проф. А.Я. Сухарева М. изд. Норма, 2001 384. 22. Руководство для прокуроров по общему надзору Под общ. ред. М.П. Малярова. М 1999. 23. Руководство для прокуроров методическое пособие – М 1993. 24. Руководство для прокуроров по общему надзору под ред.Малярова М.П. М 1975. 25. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления –

М 1997 26. Стукалов А. Надзор за исполнением законов несудебными органами административной юрисдикции. Законность, 1997, 10, с. Ј6-30. 27. Стукалов А. Выявление нарушений законов в деятельности органов административной юрисдикции. Законность, 1999, 12. 28. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан. Законность, 1997, 8, с. 8-14. 29. Шалумов М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением

законов разграничение компетенции и ответственности. Государство и право, 1999, 1. 30. Шалумов М. Надзор за законностью и уголовное преследование – самостоятельные функции прокурора. Законность, 1999, 8. Приложение