Кондратова Олеся 2008 г. С новымипоправками в УПК.
ТЕМА: Процессуальные полномочияпрокурора на досудебных стадиях уголовного процесса.
ПЛАН:
Введение……………………………………………………………….2
Глава 1.Роль прокурора в обеспечении законности в ходепредварительного расследования. История и стадия возбуждения уголовных дел.
§1. История развитияполномочий прокурора по надзору за органами расследования………………………………………………4
§2. Полномочияпрокурора на стадии возбуждения уголовного дела………………………………………………………………………7
Глава 2. Процессуальные полномочия прокурора при привлечениилица к уголовной ответственности.
§1. Компетенция прокурора при проверке обоснованностипривлечения лица в качестве обвиняемого…………………………15
§2. Полномочия прокурора при решении вопроса о направленииуголовного дела в суд………………………………………..……….20
Заключение……………………………………………………………26
Использованная литература………………………………………….28
Введение
В своей курсовой ярассмотрю полномочия и деятельность прокурора на досудебной стадии уголовногопроцесса. Так же проведу сравнение между тем, что ранее находилось в полномочиях прокурора, и какие права у негоотняли в следствии внесения изменений в Уголовно-Процессуальный кодексРоссийской Федерации. Так же рассмотрю каким образом прокурор проверяетзаконность возбуждения уголовных дел, обоснованность привлечения к уголовнойответственности лица, и в на каком основании и как передает дело в суд.
Актуальность даннойкурсовой работы в том, что с момента своего рождения каждый человек независимоот пола, расы, национальности, места рождения, вероисповедания, языка исоциального происхождения становится носителем и обладателем неотчуждаемых иестественных прав. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.Никто не имеет права лишать жизни и здоровья другого человека, подвергать егопыткам или жестокому обращению, содержать в рабстве или унижать егодостоинство. В России, главным гарантом таких прав является КонституцияРоссийской Федерации (далее Конституция РФ). Конституция РФ гарантируетопределенный печень прав которые нельзя нарушать. Например в ст.22 КонституцииРФ: “Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.” Никто не можетбыть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основаниизакона, который допускает ограничение этих прав только по судебному решению. Адо судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48часов. Реализация и гарантия этого права обеспечены государством. В частности,надзор за точным и единообразным исполнением законов и правопорядка осуществляютГенеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему нижестоящиепрокуроры (ст. 129 Конституции РФ). Дальнейшее развитие положения КонституцииРФ получили в ряде законов: в Уголовном кодексе Российской Федерации и Уголовно-процессуальномкодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Законе “О прокуратуре”,Приказах Генерального прокурора Российской Федерации.
Цель исследовать проблемыосуществления прокурором своей деятельности на досудебной стадии уголовногопроцесса.
Задачами прокурорского надзора за исполнением законоворганами дознания и предварительного следствия являются такие как:
– осуществление надзора за тем,чтобы ни одно преступление не должно остаться нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не должно избежатьустановленной законом ответственности;
— осуществление надзора за тем, чтобы задержание граждан по подозрению всовершении преступлений должно производиться не иначе как в порядке и пооснованиям, установленным законом;
– осуществление надзора за тем,чтобы никто не подвергался незаконному и не обоснованному привлечению куголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;
— осуществление надзора за тем, чтобы никто не мог быть подвергнутаресту, без санкции прокурора или без решения суда;
— обеспечение соблюдения установленных законом порядка возбуждения ирасследования уголовных дел, сроков их расследования, прав участников процессаи других граждан;
— осуществление надзора за тем, чтобы при расследовании преступленийнеуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективномисследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так иоправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственностьобстоятельства;
— выявление причин и условий совершения преступлений и принятие мер к ихустранению;
Глава 1.Роль прокурора в обеспечениизаконности в ходе предварительного расследования. История и стадия возбужденияуголовных дел.
§1. История развития полномочий прокурора понадзору за органами расследования
Фундамент современнойроссийской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру вРоссии 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра IПравительствующему Сенату отмечалось: «Надлежит быть при СенатеГенерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору,которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору». Спустя несколько днейбыли введены должности прокуроров и при надворных судах. При созданиипрокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабитьзло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества ибеззакония». 18 января император Петр I назначил графа Павла ИвановичаЯгужинского первым Генерал-прокурором Сената. Указ устанавливал основныеобязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководствуподчиненными органами прокуратуры.
В отдельные периодыроссийской истории Генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов,но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось вовремена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года,генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864года установила «Основные начала судебных преобразований», которые вчасти, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местахнеобходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых наних занятий, должны иметь товарищей», а также констатировали, что«власть обвинительная отделяется от судебной».
24 ноября 1917 годавысшим органом власти в стране — Советом Народных Комиссаров был принят Декрето суде №1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьскойреволюции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а такжеприсяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданныенародные суды, а также революционные трибуналы. Для производствапредварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
Уже в 1922 году, 28 маябыло принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составеНародного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена ГосударственнаяПрокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:
— осуществление надзора от имени государства за законностью действий всехорганов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций ичастных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных иопротестования нарушающих закон постановлений;
— непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания вобласти раскрытия преступлений, а также за деятельностью органовГосударственного Политического Управления;
— поддержание обвинения на суде;
— наблюдение за правильностьюсодержания заключенных под стражей.
23ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР.Прокурором Верховного суда был назначен П.А.Красиков, которому былипредоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голосав заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливатьрешения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
Послеучреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране началифункционировать две системы, организационно не связанные между собой: названнаяпрокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.
Учреждениев 1933 году Прокуратуры СССР серьезноукрепило надзор органов прокуратуры за предварительным следствием. Основнойцелью создания общесоюзной прокуратуры явилось упрочение законности, в томчисле и законности следственного аппарата. Законом, принятым Верховным СоветомСССР 19 марта 1946 г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральныйпрокурор СССР.
28декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР,которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всемего отраслям. Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отменыили изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.
30ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервыезаконодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую ицентрализованную систему — прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральнымпрокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Такоепостроение прокурорской системы повторил и Федеральный закон «Опрокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 года, в которомпрокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральнаяцентрализованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерациинадзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов,действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1 ФЗ).
Общегосударственная значимостьвозложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус какконституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции РоссийскойФедерации «Судебная власть», принятой 12 декабря 1993 г. [1]
§2. Полномочия прокурора на стадиивозбуждения уголовного дела
Законность иобоснованность возбуждения уголовных дел, так же как и отказа в их возбуждениив существенной степени зависит от правильно организованного прокурорскогонадзора за исполнением законов. Прокурорский надзор за предварительнымрасследованием – одно из важнейших направлений в деятельности органовпрокуратуры. Это самостоятельная отрасль высшего надзора за точным исполнениемзаконов. Ее самостоятельность обусловлена спецификой объекта, задач, форм иметодов надзора.
Объектомпрокурорского надзора за предварительным расследованием является точноеисполнение законов должностными лицамиорганов дознания и предварительного следствия при расследовании уголовных дел.
Этот надзор следует отличать от прокурорского надзора за всейдеятельностью указанных органов. Так, при выполнении органами милицииадминистративных функций объектом прокурорского надзора является точноеисполнение законов должностными лицами органов милиции в сфере ее административнойдеятельности. Этот надзор осуществляется прокуратурой в порядке общего надзора.Тогда же, когда милиция выступает в качестве органов дознания, производящегорасследование по уголовным делам, объектом надзора является исполнение законов в деятельности должностных лицорганов дознания при расследовании преступлений. Такой надзор осуществляется впорядке и методами надзора за предварительным расследованием.
Характерным признакомпрокурорского надзора за предварительным расследованием является то, что вотличие от общего надзора он осуществляется в процессуальной форме. Каждоедействие прокурора при осуществлении этого надзора предусмотрено ирегламентировано уголовно-процессуальным законом.
Надзор прокурора в стадиивозбуждения уголовных дел следует рассматривать в двух аспектах:
а) проверка прокурором законности иобоснованности постановлений о возбуждении уголовных дел;
б) проверка прокурором законности иобоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. Этиучастки деятельности прокуроров должны быть тесно между собой связаны.
Рассмотрим особенностидеятельности прокурора. В связи с недавним изменением уголовно-процессуальногозаконодательства Российской Федерации (далее РФ), и созданием Следственногокомитета при прокуратуре РФ, в целях обеспечения единого подхода косуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностьюследственных органов, незамедлительного реагирования на выявленные нарушениязаконов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17Федерального закона «О прокуратуре РФ»[2],Генеральный прокурор РФ Чайка Юрий Яковлевич приказал:
1) В соответствии стребованиями п. 1 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ[3](далее УПК РФ) систематически, не реже одного раза в месяц, проводить проверкиисполнения следственными органами требований федерального закона при приеме,регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Проверять законность иобоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела с изучением всехматериалов проверки. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации иразрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных провероктребовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используяв полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. Наоснове анализа результатов таких проверок совершенствовать методикупрокурорского надзора в данной сфере. Признав решение следователя об отказе ввозбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выноситьмотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителюследственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагатьсвое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности ктому данных либо возобновления проверки.
Обращать внимание на выполнениетребований закона об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщения опреступлении, соблюдении сроков его рассмотрения.
При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе всвязи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок,выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительногоследствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовномпреследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.[4]
2)Обеспечить надлежащий надзор зазаконностью возбуждения следственными органами уголовных дел. Требоватьсвоевременного направления прокурору копий постановлений о возбужденииуголовного дела.
В прокуратурах завестикниги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовныхдел, о возбуждении уголовного дела и материалов к ним, поступивших изследственных органов. Указывать в книгах дату и время их передачи прокурору илиего заместителю. Упраздняется институт обязательного получения следователем,дознавателем согласия прокурора на возбуждение уголовного дела публичногообвинения (изм. ст.37, 146 и 156 УПК)[5].Вводится уведомительный порядок, согласно которому следователь, дознавательнезамедлительно направляет копию постановления о возбуждении уголовного делапрокурору.
Копии постановлений овозбуждении уголовного дела рассматривать в срок не позднее 24 часов с моментаих поступления к прокурору. Тщательно проверять соответствие постановленийтребованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 146 УПК РФ, наличиеповодов и оснований для возбуждения уголовного дела. Обращать внимание насоблюдение требований ст. 448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовныхдел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПКРФ.
В тех случаях, когда,исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод озаконности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать отследственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованностьпринятого решения.
Признав решениеследователя незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с моментаполучения таких материалов отменять постановление о возбуждении уголовногодела, о чем выносить мотивированное постановление. При отмене постановления овозбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки указыватьконкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, чтоне позволило принять законное и обоснованное решение.[6]
3) Обеспечивать надзор засоблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК РФ о направлении прокурору копийпостановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверятьсоответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК РФ,особое внимание уделять вопросам квалификации содеянного. При необходимостипредлагать руководителям следственных органов представлять уголовные дела дляизучения.[7]
4)Осуществляя надзор за процессуальнойдеятельностью органов предварительного следствия, добиваться соблюдениятребований ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ о недопустимости использованиядоказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.[8]
5) Давать согласие напрекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ,а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельнымраскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнегопутем применения принудительных мер воспитательного воздействия только послетщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемогодеяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.
Также изменилисьуголовно-процессуальные сроки, в соответствии чс изменениями в ст.223 УПК,общий срок производства предварительного расследования в форме дознанияувеличивается до 30 суток (ранее был срок в 20 суток) с возможностью егопродления прокурором ещё на 30 суток (ранее он мог продлить не более чем на 10суток). В исключительных случаях срок производства дознания может быть продленпрокурором соответствующего уровня до 6 и 12 месяцев.
При осуществлении своихвластно-распорядительных полномочий прокурор фактически является руководителемрасследования. Что касается предварительного следствия, то функции прокурора понадзору и руководству предварительным расследованием в литературерассматриваются в качестве самостоятельных. Можно найти указание на то, чтонадзор за следствием и руководство следствием – понятия одно-порядковые, однаконе тождественные, каждым из них обозначается самостоятельное направление в деятельностипрокурора.
Эта позиция подвергаласьобстоятельной критике. Так, В.М. Савицкий указывал, что любая попытка поставитьнадзор и руководство предварительным следствием на одну плоскость, а затемпровести грань между ними, заранее обреченана неудачу. «Ошибка тех, кто рассматривает обязанности прокурора в стадиипредварительного следствия как осуществления им функций надзора наряду сфункцией руководства, состоит в том, что при такой трактовке деятельностипрокурора игнорируется специфические особенности этой отрасли надзора. Здесьнадзор не может быть сведен к одномулишь наблюдению за исполнением законов.[9]Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает каких-либоособенностей в регламентации прокурорского надзора в зависимости от ведомственнойпринадлежности следственных органов. Это обстоятельство не может лишатьпрокурора полномочий по руководству следствием в органах внутренних дел. Каксправедливо указывает В.М. Савицкий, решение вопроса о процессуальномруководстве деятельностью следователя нельзя ставить в зависимость от егоадминистративной подчиненности. Необходимо исходить только из характера исодержания полномочий, которыми закон наделил прокурора. А так как этиполномочия реализуются, как уже было сказано, в форме процессуальногоруководства следствием, вывод может быть только один: в отношении следователей органов внутренних дел прокуроросуществляет процессуальное руководство так же, как он делает это применительнок следователям прокуратуры.[10]
В связи с новымиизменениями УПК РФ, прокурор лишается следующих прав: — самостоятельновозбуждать уголовное дело и принимать его к своему производству;
— участвовать в производстве предварительного расследования и внеобходимых случаях давать следователю письменные указания о направлениирасследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либолично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия;
— разрешать отводы заявленные следователю, а также из самоотводы.Решение об отводе следователя принимается руководителем следственного органа(п.5 ч.1 ст.39 УПК);
— отстранять следователя от дальнейшего производства расследования.Указанное решение применяется руководителем следственного органа (п.6 ч.1 ст.39УПК);
— передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому.
В соответствии свышесказанным, я считаю, что данные изменения внесенные в законодательство,существенно ограничили процессуальные полномочия прокурора в ходе досудебногопроизводства по уголовному делу, в том числе по отношению к следователю.
Генеральный прокурор ЮрийЧайка недавно отметил: число жалоб граждан по вопросам следствия выросло в 2раза и продолжает расти, а ведь это один из основных признаковнеблагополучия. Неадекватно состоянию преступности широко применяется вкачестве меры пресечения содержание под стражей. Удовлетворяется свыше 90%ходатайств следователей о заключении под стражу. Более того, сейчас под стражуберется свыше 30% обвиняемых в совершении преступлений небольшой и среднейтяжести, а впоследствии более 70% из них получают меру наказания, не связаннуюс лишением свободы. В тоже время Европейским Судом вынесен ряд решений пожалобам граждан России, в которых сделан однозначный вывод о том, что сама посебе тяжесть совершенного преступления не является безусловным основанием дляареста граждан. За это с нас взыскиваются немалые средства. Нужнозаконодательно установить твердые гарантии безусловного соблюдения закона,конституционных прав и свобод граждан в ходе предварительного следствия, в том числе путемвозвращения прокурору надзорных полномочий…»[11]
В соответствии с новой редакцией ст.37 УПК прокурорвправе: — изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать егоследователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
— отменять незаконные или необоснованныепостановления следователя. Указанное право предоставляется руководителюследственного органа соответствующего уровня (п.7 ч.1 ст.79 УПК). Прокурорупредоставлено право направлять руководителю следственного органа соответствующеепредставление;
— отменять незаконные инеобоснованные постановления только нижестоящего прокурора и дознавателя;
— поручать органу дознанияпроизводство следственных действий, а также давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
— утверждать постановлениеследователя о прекращении производства по уголовному делу. Данное праводелегировано руководителю следственного органа (п.9 ч.1 ст.39 УПК).
Представляют значительный интерес положенияфедерального закона, регламентирующие порядок деятельности прокурора, в случаенесогласия следователя и руководителя следственного органа с требованиямипрокурора об устранении нарушений федерального законодательства допущенных входе предварительного следствия.
При этом прокурор вправе обратиться с требованием обустранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственногооргана. В случае не согласия руководителя вышестоящего следственного органа суказанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателюследственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (далее СК припрокуратуре РФ), или руководителю следственного органа федерального органаисполнительной власти (далее СО ФОИВ) (при ФОИВ). При несогласии ПредседателяСК при прокуратуре РФ или руководителя СО ФОИВ (при ФОИВ) с требованиямипрокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных входе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральномупрокурору РФ, решение которого является окончательным (ч.6 ст.37 УПК).
Глава 2. Процессуальные полномочия прокурора при привлечениилица к уголовной ответственности.
§1. Компетенция прокурора при проверке обоснованностипривлечения лица в качестве обвиняемого
Прокурорскийнадзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, законностьюприменения мер процессуального принуждения рассматривается как одно из важных иключевых направлений деятельности прокурора, поскольку они напрямую связаны сзащитой конституционных прав и свобод личности. Как показывают материалыобобщения практики, проведенного Генеральной прокуратурой Российской Федерации,во многих регионах и по России в целом довольно многочисленными остаютсянарушения законности при задержании подозреваемых, предъявлении обвинения иприменении мер пресечения. В 1999 г. следователями органов внутренних делосвобождены из числа задержанных за неподтверждение подозрения 3 837 человек,следователями прокуратуры — 1 439, органами дознания — 530 человек. Нередкоподозреваемые содержатся в изоляторах временного содержания на основаниипротоколов об административных правонарушениях, а в отдельных случаях — вообщебез всякого оформления.
Следователями органов внутренних дел в 1999 г. 3 288 человек необоснованнопривлекались к уголовной ответственности. Из них 1 115 человек содержались подстражей. Следователями прокуратуры — 2 451 человек, из них с содержанием подстражей — 1 262. Органами дознания МВД — 1 488 и 60 человек из них содержалисьпод стражей. Почти каждый восьмой из числа арестованных (59 256 человек) вдальнейшем освобождался из СИЗО, нередко эти лица совершили преступлениянебольшой или средней степени тяжести, в том числе по неосторожности, и к ниммогли бы быть применены альтернативные меры пресечения.[12]
Прокурорскийнадзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых осуществляетсяпутем ознакомления с копиями соответствующих постановлений о возбужденииуголовного дела, поступающих в прокуратуру, проверки материалов уголовных дел,находящихся в производстве.
Припроверке законности и обоснованности привлечения лица в качестве обвиняемогонадлежит обращать особое внимание на следующие обстоятельства:
1) имеются ли достаточные основания для привлечения лица в качествеобвиняемого. Обвинение по закону должно быть основано только надоказательствах, причем к моменту привлечения лица в качестве обвиняемогодолжны быть собраны доказательства, относящиеся ко всем элементам составапреступления;
2) своевременно ли вынесено постановление о привлечении лица в качествеобвиняемого. В практике органов предварительного следствия имеют место случаи,когда вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемогозатягивается, и лицо вызывается на допросы по поводу своих действий в качествесвидетеля;
3) насколько обоснована квалификация преступления. При этом следует иметь ввиду распространенность такого явления, как квалификация деяния «сзапасом», что чревато необоснованным применением меры пресечения в видезаключения под стражу по мотивам одной опасности преступления;
4) соответствует ли постановление о привлечении в качестве обвиняемоготребованиям, предъявляемым ст. 144 УПК (Порядок рассмотрения сообщения опреступлении), в том числе разграничение квалификации вмененных в вину деяний;
5) соблюдены ли права обвиняемого на защиту, в том числе его право иметьзащитника на предварительном следствии с момента задержания, ареста илипредъявления обвинения;
6) выдержан ли установленный УПК порядок предъявления обвинения и допросаобвиняемого.
Вслучае, если постановление о привлечении в качестве обвиняемого незаконно илинеобоснованно, прокурор обязан либо отменить такое постановление и вынестипостановление о прекращении преследования, либо дать письменные указанияследователю о собирании доказательств, т. е. воспользоваться полномочиями,предоставленными УПК и Законом о прокуратуре.
Прокурорскийнадзор за исполнением требований закона при задержании подозреваемого всоответствии с п. 1.6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации № 31от 18 июня 1997 г. «Об организации прокурорского надзора запредварительным следствием и дознанием» должен осуществляться постоянно, апроверка законности содержания подозреваемых в изоляторах временного содержанияи на гауптвахтах проводиться ежедневно, в том числе и в нерабочее время.
Припроверке следует выяснять, было ли возбуждено уголовное дело, посколькузадержание без возбуждения уголовного дела является грубым нарушением закона.Необходимо проверить, имеются ли основания задержания, предусмотренные ст. 92УПК, и были ли соблюдены дополнительные условия задержания, установленные ч. 2,3, 4 ст. 92 УПК. Особое внимание следует обращать на факты использованиязадержания как средства получения от подозреваемого признания вины в совершениипреступления, задержания подозреваемых под видом административного ареста, атакже «латентных» задержаний, когда протокол не оформляется, азадержанный длительное время содержится в дежурной части милиции. Прокурортакже проверяет соблюдение требований ст. 92 УПК о сроках задержания. В случае,если лицо было задержано незаконно или необоснованно, либо истек срокзадержания подозреваемого, прокурор освобождает задержанного из изоляторавременного содержания, с гауптвахты или из помещения для задержанных в дежурнойчасти органа внутренних дел. В случае, если в действиях сотрудников,производивших задержание, имеются признаки преступления, предусмотренного ст.301 УК РФ (Незаконные задержание, заключение под стражу или содержание подстражей), прокурор проводит проверку в порядке ст. 109 УПК (сроки содержанияпод стражей) и решает вопрос о возбуждении уголовного дела. Необходимо такжевыяснить, было ли обеспечено право подозреваемого на защиту с моментазадержания.
Прокурорский надзор за законностью иобоснованностью арестов имеет существенные особенности. По действующемууголовно-процессуальному закону заключение под стражу как мера пресеченияприменяется на основании судебного решения или с санкции прокурора. В связи сэтим прокурору самому предоставляется возможность предотвратить незаконный илинеобоснованный арест, отказав в даче санкции.
Приказ Генерального прокурора РФ № 31 от 18 июня 1997 г. (с изм., внесеннымиПриказом Генпрокуратуры РФ от 05.07.2002 N 39) обязывает прокуроров приизбрании меры пресечения в виде заключения под стражу учитывать в первуюочередь имеющиеся для этого основания, предусмотренные ст. 91, ч. 1 ст. 96Уголовно-процессуального кодекса. Своевременно проверять законность задержанияподозреваемых, предъявления обвинения и применения мер пресечения. Приосуществлении прокурорского надзора за законностью и обоснованностью задержанийи арестов граждан исходить из того, что эти действия, связанные с ограничениемконституционного права на свободу и личную неприкосновенность, должныпроводиться в точном соответствии с нормами уголовно — процессуальногозаконодательства. Вместе с тем с особой тщательностью следует рассматриватьвопросы о необходимости применения ареста в отношении граждан, которыесовершили преступление небольшой или средней тяжести либо не нуждаются визоляции от общества. Освобождать из-под стражи обвиняемых, когда отпалиоснования для их ареста.
Темже приказом определено, что при решении вопроса о санкционировании арестаобвиняемый или подозреваемый должен быть, как правило, допрошен прокурором илиего помощником; несовершеннолетний обвиняемый должен быть допрошен перед дачейсанкции на арест лично прокурором, что соответствует требованию ч. 3 ст. 96УПК. Прокурор обязан принимать меры к немедленному освобождению подозреваемых,подвергнутых заключению под стражу, которым не было предъявлено обвинение всроки, указанные в ст. 90 УПК, а также лиц, сроки содержания которых подстражей истекли и не были продлены в установленном уголовно-процессуальнымзаконом порядке.
Вместес тем необходимо учитывать, что ст. 22 Конституции Российской Федерациипредусматривает арест, заключение под стражу и содержание под