СОДЕРЖАНИЕ
1. Гласность,нравственные начала в деятельности прокуратуры. Прокурорская этика
2. Участие прокурорав заседании суда надзорной инстанции, его заключение. Участие прокурора впересмотре судом дел по вновь открывшимся обстоятельствам
Списокиспользованных источников
1. Гласность, нравственные начала в деятельности прокуратуры.Прокурорская этика
Принципдемократии и гласности в деятельности органов прокуратуры стал действовать с1987 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 г. в ст. 4Закона «О прокуратуре СССР», посвященную принципам организации и деятельностиорганов прокуратуры, было внесено важное дополнение, касающееся внедрения вдеятельность органов прокуратуры принципа демократии и гласности. «Принципгласности в действующем Законе о прокуратуре закреплен следующим образом: Прокурорскийработник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречиттребованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан иорганизаций, а также законодательства о защите государственных секретов и инойохраняемой законом тайны» [4. с. 4].
Важностьпринципа гласности определяется тем, что его реализация способствуетинформированности органов государственной власти и общества о состояниизаконности и правопорядка в стране, повышению правосознания населения и, вконечном счете, укреплению законности. Последнее имеет важное значение длясамой прокуратуры. Отчетность прокуратуры о проделанной работе по укреплениюзаконности в целом, доступность информации о работе прокуратуры по конкретнымуголовным и гражданским делам, разрешению материалов о преступлениях и правонарушенияхдля средств массовой информации способствуют недопущению нарушений законностив работе самой прокуратуры. Реализация принципа гласности обеспечиваетсясозданием в республиканской прокуратуре структурного подразделения — пресс-центра, отвечающего за связь со средствами массовой информации,организующего эту работу на местах. Анализ деятельности органов прокуратуры впрошлые годы подтверждает, какой вред приносила «засекреченность» в деятельностиследователей и прокуроров во всех направлениях, а в особенности в раскрытии ирасследовании преступлений. Отсутствие гласности вело к изоляции правоохранительныхорганов от органов государственной власти и управления, различного родаобщественных формирований, населения.
Принципгласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность дляграждан, средств массовой информации Посредством его реализации обществоосуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратнойсвязи обеспечение принципа гласности повышает уровень информированности населениязаконности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан,недостатках в этой работе и, как одно из следствий, позволяет им обращаться ворганы прокуратуры. При этом и граждане, и средства массовой информациисообщают органам прокуратуры об известных им фактах правонарушений. Врезультате этого последовательное соблюдение принципа гласности активноработает на процесс укрепления законности. Однако не вся информация о работепрокуратуры может быть предана гласности. Нормативное ограничение принципагласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционнымитребованиями, а также нормами законодательства. Согласно ст. 28 Конституции РеспубликиБеларусь каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личнуюжизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонныхи иных сообщений, па его честь и достоинство.
УказомПрезидента Республики Беларусь от 12 апреля 2004 г. № 186 утвержден Переченьсведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь в областивнешних сношений, экономики и финансов, науки и техники, в военной области, вобласти разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскнойдеятельности, в области национальной безопасности.
ПриказомГенерального прокурора Республики Беларусь от 21 апреля 1999 г. № 14 утвержденПеречень сведений, относящихся к служебной информации ограниченногораспространения, которым должны руководствоваться в своей деятельности всеработники органов прокуратуры Республики Беларусь.
ЭтотПеречень должен применяться совместно с Республиканским перечнем сведенийограниченного распространения, утвержденным постановлением Совета МинистровРеспублики Беларусь от 15 февраля 1999 г. № 237 «О служебной информацииограниченного распространения». Приказом Генерального прокурора РеспубликиБеларусь от 30 ноября 1998 г. № 61 утверждено Положение о порядке обращения сдокументами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения впрокуратуре Республики Беларусь. Согласно п. 1.2 этого Положения служебнаяинформация ограниченного распространения — сведения, распространение которыхпрокуратура Республики Беларусь считает нежелательным в интересах обеспечениясвоей деятельности.
Не могутбыть отнесены к служебной информации ограниченного распространения: — описаниеструктуры, прокуратуры республики, ее функций, направлений и формдеятельности, а также адреса нижестоящих прокуратур; — порядок рассмотрения иразрешения обращений граждан и юридических лиц; — решения по обращениямграждан и юридических лиц, рассмотренные в установленном порядке; — сведения онарушениях законности, неправомерности действий или бездействии государственныхорганов и должностных лиц, криминогенной ситуации, правонарушениях; — сведения,сокрытие которых искажает реальную ситуацию в области правоохранительнойдеятельности.
Практикаподтверждает, что нередко на «волне гласности» средства массовой информацииразглашают обстоятельства совершенного преступления, имеющие важноедоказательственное значение, в связи, с чем этих доказательств впоследствииорганы предварительного следствия лишаются. С принятием Закона от 12 ноября1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь» былалегализирована деятельность органов внутренних дел и общественной безопасностии снят покров таинственности с этой деятельности органов внутренних дел.Возникает проблема о возможной информации публичного характера о ходе ирезультатах применения различного рода оперативно-розыскных мероприятий. Вэтой связи прокурорам и следователям, использующим результаты оперативно-розыскнойдеятельности, необходимо руководствоваться приказом Генерального прокурора РеспубликиБеларусь «Об организации надзора за исполнением Закона «Об оперативно-розыскнойдеятельности»», согласно которому прокурор при санкционировании указанныхмероприятий принимает меры по сохранению государственной и служебной тайны инесет установленную законом ответственность за разглашение известных емусведений. На практике в каждой прокуратуре персонально определены должностныелица, осуществляющие надзор за законностью производимых оперативно-розыскныхмероприятий. Этим должностным лицам оформлен допуск к работе с секретными исовершенно секретными документами. Такое исключение из общего правила одного изважнейших принципов преследует цель способствовать успешному и быстромураскрытию и расследованию преступлений, установлению истины по делу и сохранениюв неизменности установленных по уголовным делам доказательств. Следуетотметить, что в производстве органов расследования находится определеннаякатегория уголовных дел, так или иначе связанных с государственной тайной.Расследование по таким делам осуществляется в порядке секретного производства,а их рассмотрение происходит в закрытых судебных заседаниях. Согласно ч. 2 ст.23 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь разбирательствоуголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересахобеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, атакже по делам о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцатилетнеговозраста, по делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращенияразглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц либосведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересыобеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участниковуголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и другихлиц, которым они обоснованно считаются близкими. В соответствии с ч. 4 ст. 23УПК по делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании, публично оглашаетсятолько резолютивная часть приговора, определения, постановления суда [3. с.45].
Сведения,составляющие государственную тайну и государственные секреты, могут быть такжев сфере гражданского судопроизводства. Согласно ст. 17 Гражданскогопроцессуального кодекса Республики Беларусь в целях охраны сведений,содержащих государственную тайну или тайну усыновления либо других сведений,разглашение которых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание.Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторонжизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, судможет слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия взакрытом судебном заседании. По просьбе сторон или одной из них при отсутствиивозражении юридически заинтересованных в исходе дела лиц суд может рассмотретьв закрытом судебном заседании любое дело. При рассмотрении дела или совершенииотдельных процессуальных действий в закрытом судебном заседании присутствуюттолько юридически заинтересованные в исходе дела лица, а в необходимых случаях- свидетели, эксперты, специалисты, переводчики. Закрытое судебное заседаниепроводится с соблюдением всех процессуальных правил, установленных ГПК.Резолютивная часть решения суда в любом случае оглашается публично. Орассмотрении дела в закрытом судебном заседании суд выносит определение. Генеральныйпрокурор периодически докладывает Президенту Республики Беларусь о работеорганов прокуратуры по главным направлениям ее деятельности, о состояниизаконности по отраслям надзора, о проведенных и проводимых прокурорскихпроверках в различных отраслях экономики, министерствах, на конкретных предприятияхреспубликанского значения, о ходе расследования уголовных дел особой категории,имеющих широкий резонанс в стране и за рубежом. Доклады Генерального прокурораПрезиденту страны каждый раз транслируются по первому каналу национальноготелевидения. Положительный опыт работы Генерального прокурора был распространенна нижестоящих прокуроров, что полностью отвечает требованиям Закона опрокуратуре.
Внастоящее время прокуроры выступают с докладами и сообщениями на собраниях трудящихсяоб очном и единообразном исполнении законов на предприятиях, стройках, ворганах государственной власти и управления. Распространены выступленияследователей в трудовых коллективах с докладами о результатах расследованияуголовных дел и по обсуждению причин и условий, способствовавших совершениюпреступлений членами указанных коллективов. Проводя в жизнь принцип гласности,работники прокуратуры Республики Беларусь тем самым способствуют воспитанию уграждан честного отношения к труду, уважения к законам и правилам общежития,соблюдению норм морали и нравственности [8. с. 114].
Нравственностьопределяет духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, атакже выполнение этих правил поведения. Нравственные начала, нравственныеосновы в жизни и деятельности человека вообще — это тот фундамент, основа,стержень, на котором держится все. Результаты аттестаций работников районных,городских прокуратур показали, что они обладают не только профессиональнымикачествами, которые соотносятся с общими требованиями, предъявляемыми к прокурорскимработникам, но и нравственными качествами. Это: добросовестность, дисциплинированность,принципиальность, внимательное и уважительное отношение к гражданам,корректность, вежливость и тактичность скромность, трудолюбие, требовательностьк себе и самокритичность, исполнительность, прилежность и аккуратность,объективность и отзывчивость. Кроме того, при установлении соответствия прокурорскогоработника определенной должности оцениваются профессиональные качества,определяемые функциональными задачами, особенностями профессиональнойдеятельности, с учетом уровня органа прокуратуры в прокурорской системе.
В Законе«О прокуратуре Республики Беларусь» законодательно закреплены требования какпрофессионального, так и нравственно-этического характера относительно лиц,назначаемых на должности следователя или прокурора. Согласно Закону надолжности прокурорских работников могут назначаться граждане РеспубликиБеларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимымиличными деловыми и моральными качествами.
Вприказе Генерального прокурора Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 19 «Оработе с кадрами в органах прокуратуры Республики Беларусь» указано, чторабота по подбору профессионально подготовленных, инициативных прокуроров иследователей рассматривается как эффективное средство повышения авторитетаорганов прокуратуры, их роли в борьбе с преступностью, укреплении законности. Вцелях повышения личной ответственности каждого прокурорского работника запорученное дело лицо, впервые назначаемое на должность прокурорского работника,принимает присягу работника Прокуратуры Республики Беларусь. В присягесодержатся требования к должностным лицам, которые берут на себя обязанность поосуществлению надзора заточным и единообразным исполнением законов, бескомпромиссновести борьбу с преступностью. Принятие присяги происходит в торжественнойобстановке, в условиях широкой гласности. Присяга с подписью поступающего впрокуратуру работника хранится в его личном деле, в котором будет отражена всяего последующая деятельность. Высокая профессиональная подготовка работниковпрокуратуры должна сочетаться с их гражданским мужеством, непримиримостью кнарушениям закона, честностью и справедливостью. Следователи и прокурорыдолжны быть способными по состоянию здоровья выполнять физически трудныеобязанности, в особенности в борьбе с уголовной преступностью. Следуетотметить, что подавляющее большинство прокуроров и следователей, проявляянеобходимые профессиональные и личные качества, добросовестно трудятся напорученном участке.
ПрезидентРеспублики Беларусь и Генеральный прокурор Республики Беларусь, определяяпрограмму подбора, расстановки и воспитания кадров органов прокуратуры, ставятзадачу, чтобы все участки прокурорского надзора, предварительного следствиябыли укомплектованы политически зрелыми, принципиальными, неподкупными,компетентными и добросовестными работниками, способными творчески и целеустремленнопроводить в жизнь требования по укреплению законности и правопорядка,государственной и трудовой дисциплины. В то же время среди работниковпрокуратуры имеются и недобросовестные работники, которые становятся на путьнарушения законности, невыполнения своего служебного долга, нарушениягосударственной и служебной дисциплины, злоупотребления своим служебнымположением. К таким лицам применяются дисциплинарные взыскания, вплоть доувольнения из органов прокуратуры. При поступлении на работу в органыпрокуратуры у отдельных следователей и прокуроров возникает вопрос, почему кним предъявляются такие высокие требования. А.Ф. Кони говорил: «Как для врачанет и не может быть болезней и больных хороших и плохих, а есть человек,который от этой болезни страдает и нуждается в помощи, и долг врача помочь ему,облегчить его страдания, так и для юриста, в том числе прокурора и следователя,не говоря уже об адвокатах, нет «хороших» и «плохих» дел, простых и сложных, аесть конкретный случай, конфликт, ситуация, в которых надо разобраться ирешить по закону и справедливости!»
Законнаделил прокуроров и следователей широкими полномочиямивластно-распорядительного характера: возбудить уголовное дело; предъявитьподозреваемому обвинение в совершенном преступлении; избрать в отношенииобвиняемого меру пресечения, в том числе содержание под стражей; произвести вего жилище обыск, осмотр или выемку; наложить арест на почтово-телеграфнуюкорреспонденцию и их выемку; отстранить обвиняемого от занимаемой должности;производить прослушивание и запись переговоров, ведущихся по техническимканалам связи, и иных переговоров и др. Неправильное пользование такимиполномочиями, а тем более злоупотребление служебным положением могут повлечь ивлекут за собой последствия. В качестве примера можно привести случаи, когда повине прокурорских и следственных работников были привлечены к уголовнойответственности невиновные лица и осуждены к исключительной мере наказания. Трагическиепоследствия повлекли за собой грубейшие нарушения законности, злоупотребленияслужебными полномочиями прокурорами, следователями, судьями в период культаличности. Тысячи невиновных граждан незаконно были привлечены к уголовнойответственности и осуждены к высшей мере наказания — расстрелу, пожизненномузаключению и длительным срокам лишения свободы. В прошлые годы в погоне за показателямисреди работников прокуратуры и других правоохранительных органов бытоваломнение, что для раскрытия преступления применимы любые средства и методы иотступления от норм уголовно-процессуального закона, и допущенные нарушениязакона при расследовании уголовных дел оправдывались достигнутой целью — раскрытиемпреступления путем «выбивания» от подозреваемых признательных показаний вотношении преступлений, которые они не совершали. Злоупотребление прокурорами иследователями своими властно-распорядительными полномочиями отрицательновлияет на формирование личности этих лиц: они перестают видеть исключительностьи тяжелые последствия процессуальных действий, у них появляется черствость,формализм, невнимание к людям, к их горю и страданиям, чрезмерная суровость,уверенность в своей непогрешимости. Наступает перерождение не только какспециалиста, прокурора или следователя, но и как человека. Чтобы этого неслучилось, необходим повседневный строгий контроль со стороны руководителяпрокуратуры и вышестоящего прокурора за каждым процессуальным действием. Каждыйработник прокуратуры призван действовать не только в рамках закона, но ируководствоваться в своей работе нормами гуманизма, проявлять доброжелательность,чуткость, заботу и внимание к людям. Граждане нашей страны каждый деньобращаются в прокуратуру за защитой своих прав и свобод, увязывая должностипрокурора и следователя с понятием справедливости. Зачастую обращение их кпрокурору — это последняя надежда на законное разрешение вопроса. Поэтому отпрокуроров и следователей требуется в их работе проявлять объективность, непредвзятостьи справедливость, своим отношением к исполнению должностных обязанностейежедневно утверждать верховенство закона.
Определяяроль прокурорского надзора в укреплении законности и правопорядка, Генеральныйпрокурор Республики Беларусь в своих приказах руководящего характера (№ 1 от 14февраля 2002 г., № 3-У от 23 марта 2002 г., № 33 от 25 ноября 2002 г.) требуетот прокуроров и следователей не допускать предвзятости и произвола прирасследовании уголовных дел, объективно рассматривать заявления, жалобы исообщения и другие обращения граждан, уделяя особое внимание всесторонности исследованиядоводов заявителей. В случае установления фальсификации процессуальныхдокументов, применения или совершения незаконных действий при производствепредварительного расследования, превышения власти и других нарушений законностипривлекать виновных к уголовной либо иной установленной законом ответственности.Для прокурора и следователя важно и такое качество, как умение выслушатьчеловека. Большинство прокуроров обладают достаточным красноречием и ораторскимискусством. В то же время некоторые не умеют выслушать пришедшего к ним сжалобой человека, стараются освободиться от него, в лучшем случае направляя вдругой государственный орган. У посетителя остается осадок от такого приема, онтеряет веру в справедливость. В свою очередь, такие случаи приема у прокурораили следователя подрывают авторитет прокуратуры в глазах граждан. Прокуроры иследователи при поступлении на работу в органы прокуратуры обладаютопределенными теоретическими знаниями, с годами становятся профессионалами свысоким уровнем профессиональной культуры. В то же время прокуроры иследователи должны постоянно пополнять свои теоретические знания, повышатьквалификацию и профессиональный уровень. С этой целью необходимо организовыватьи проводить занятия по правильному применению законодательства, изучать новинкиюридической литературы, новые нормативные правовые акты, методики проведенияобщенадзорных мероприятий, методики расследования различных категорийуголовных дел, изучать другие вопросы.
Такимобразом, можно дать следующее определение прокурорской этики. Прокурорскаяэтика — наличие у прокуроров и следователей высокого уровняобщеобразовательной и теоретической подготовки, обладание глубокими знаниями вразличных областях, духовными и душевными качествами, проявление высочайшегопрофессионализма при выполнении своих функциональных и должностныхобязанностей, неуклонное соблюдение при этом правил нравственности, принциповдеятельности органов прокуратуры и гуманное отношение к людям.
2. Участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции,его заключение. Участие прокурора в пересмотре судом дел по вновь открывшимсяобстоятельствам
Судебныеакты общих судов, вступившие в законную силу, также могут быть незаконными и(или) необоснованными. В таком случае их можно пересмотреть в порядке надзора.При этом объектом надзорного пересмотра становятся решения, определения,постановления как не обжалованные (не опротестованные) в кассационном порядке,так и проверенные кассационной инстанцией. В число проверяемых в порядкенадзора попадают и судебные акты, не подлежащие кассационному обжалованию(опротестованию), решения Верховного Суда Республики Беларусь, кассационныеопределения, постановления судов надзорных инстанций. Возможность проверкизаконности и обоснованности судебных актов не только в кассационном, но и внадзорном порядке является дополнительной гарантией защиты прав и законныхинтересов граждан и юридических лиц. Кроме того, пересмотр судебных актов в порядкенадзора способствует формированию единообразной судебной практики, оказываетвлияние на практику прокурорского надзора. Применительно к надзору за соответствиемзакону судебных решений по гражданским делам к непосредственным задачампрокурора относится проверка законности и обоснованности, вступивших в законнуюсилу актов, в случае несоответствия их закону или материалам дела — принесениенадзорного протеста или представления вышестоящему прокурору либо составлениемотивированного заключения. Генеральный прокурор обязывает подчиненных прокуроровправильно и своевременно проверять и разрешать надзорные жалобы, в необходимыхслучаях приостанавливать исполнение незаконных и необоснованных решений и опротестовыватьтакие решения. Действующий ГПК не содержит правовых норм о задачах судебногонадзора. В нем (ст. 22), как и в Законе «О судоустройстве и статусе судей вРеспублике Беларусь», имеются только отсылочные нормы об осуществлении судебногонадзора со стороны Верховного Суда Республики Беларусь, областных судов всоответствии с законами. При пересмотре гражданских дел в порядке надзора вдеятельности вышестоящих прокуроров и судов схожи только первоначальные стадии:истребование дела, проверка законности и обоснованности судебных актов,подготовка протеста. В дальнейшем оценку как доказательств по делу, так идоводов принесенного надзорного протеста дает соответствующий суд. У прокуроратаких полномочий нет. При осуществлении надзора за вступившими в законную силусудебными актами органы прокуратуры выполняют и такую задачу, как формированиенаправления практики прокурорского надзора. Проверяя в порядке надзорагражданское дело, вышестоящий прокурор оценивает законность и обоснованностьне только судебных решений, но и мнения прокурора, принимавшего участие в деле,а также возможные причины отсутствия прокурорского реагирования на судебныеошибки по делу. Правильно налаженный учет пересмотренных в порядке надзора судебныхактов и информация вышестоящих прокуроров о допущенных по конкретным деламнарушениях и ошибках, как судов, так и прокуроров помогает нижестоящимпрокурорам правильно применять закон при формировании в суде по гражданскимделам, подготовке кассационных и надзорных протестов, представлений и другихдокументов. К непосредственным задачам прокурора при пересмотре гражданских делв порядке надзора относятся его активная позиция при изучении и рассмотрениидел судом надзорной инстанции, высказывание законного и аргументированногомнения.
Право напринесение протеста в порядке надзора предоставлено:
— Генеральномупрокурору Республики Беларусь, его заместителям — на судебные постановлениялюбого суда Республики Беларусь, за исключением постановлений ПрезидиумаВерховного Суда;
— прокурорамобластей, города Минска и приравненным к ним прокурорам — на решения,определения районных (городских) судов и кассационные определения судебныхколлегий по гражданским делам областных, Минского городского суда;
— Белорусскомувоенному прокурору — на решения и определения межгарнизонных военных судов,которые не были обжалованы или опротестованы в кассационном порядке.
Прокурор,не обладающий правом принесения надзорного протеста, вносит соответствующеепредставление вышестоящему прокурору, правомочному это сделать. Предметомнадзорного опротестования могут быть решения, определения суда первойинстанции, а также определения суда кассационной инстанции, а такжепостановления президиумов областных, Минского городского судов [9. с. 34].
ГПКпредоставляет прокурорам право истребовать из суда гражданское дело дляразрешения вопроса о наличии оснований для принесения протеста в порядкенадзора. При этом следует иметь в виду, что гражданское дело может бытьистребовано только после вступления решения в законную силу. Поводом дляистребования может быть жалоба сторон, третьих лиц, результаты проверкидеятельности суда, а также усмотрение самого прокурора. В результате проверкижалобы и изучения материалов дела прокурор принимает решение о принесениипротеста или отказе в принесении протеста. Следует отметить, чтопроцессуальное законодательство не в полной мере регулирует взаимоотношениясуда и прокурора при осуществлении прокурором деятельности по надзору засоответствием закону вступивших в законную силу судебных постановлений. Так,предоставляя прокурору, право в пределах своей компетенции истребовать из судалюбое дело или категорию дел, по которым судебные решения вступили в законнуюсилу, закон не содержит нормы, обязывающей суд выслать требуемое дело. Неустановлен и срок, в течение которого суд должен ответить на запрос прокурораили другого уполномоченного должностного лица либо выслать дело. Этообстоятельство может приводить к ущемлению прав физических и юридических лиц. Несовершеннойи ущемляющей права прокуратуры является норма, указывающая, в каких случаяхпрокурор может истребовать из суда дело. Согласно ст. 441 ГПК соответствующиедолжностные лица, как органов прокуратуры, так и судов имеют право истребоватьиз судов гражданские дела для разрешения вопроса о наличии оснований для принесенияпротеста в порядке надзора. Буквальное толкование этой правовой нормы означает,что для других целей, например для обобщения судебной практики, дела из суда немогут быть истребованы. Представляется, что этот вопрос должен быть решен вдействующем ГПК таким образом, чтобы предусмотреть право прокурора истребоватьиз суда любое дело или категорию дел, по которым решение, определение,постановление вступили в законную силу. Неудачной является редакция ст. 441 ГПКи в части предоставления права истребования дела только тем должностным лицаморганов прокуратуры и суда, которые вправе принести надзорный протест, а такжерайонным (городским) и межрайонным прокурорам. Практика требует совершенствованияданной нормы. Во-первых, руководители органов прокуратуры и суда, т.е. лица,которым предоставлено право принесения надзорного протеста, как правило,выражают свою волю (в том числе и об истребовании дел) в резолюциях прирассмотрении поводов для проверки дела (жалоб, заявлений, представлений).Во-вторых, в этой норме делается исключение для районных (городских),межрайонных прокуроров при истребовании дел, хотя права надзорногоопротестования они не имеют. Таким образом, должностные лица органовпрокуратуры, непосредственно проверяющие гражданские дела в порядке надзора(прокуроры и начальники отделов вышестоящих прокуратур), ставятся в неравноеположение с прокурорами районов (городов), межрайонными прокурорами, которыетакже могут только проверить дело и поставить вопрос перед вышестоящим прокуроромоб опротестовании судебных актов в порядке надзора. Кроме того, у должностныхлиц органов прокуратуры и вышестоящих судов может возникнуть необходимостьознакомиться с делом (категорией дел) непосредственно в суде. Действующий законтакой возможности не предусматривает, а предоставляет лишь право истребоватьдело из суда.
На мой взгляд,необходимо соответствующие нормы ГПК привести в соответствие с требованиямипрактики, изложив их в следующей редакции.
В случаенеобходимости прокурор вправе приостановить исполнение решений, определений ипостановлений до окончания производства в порядке надзора. Указание прокурорао приостановлении решения дается в письменном виде и направляется в суд,принявший решение по делу.
Припринесении надзорного протеста прокурор исходит из требований закона обоснованиях отмены в порядке надзора решений, определений и постановленийсудов. Основаниями к опротестованию являются их необоснованность илисущественные нарушения норм материального и процессуального права. Существенныминарушениями норм процессуального закона являются:
— нарушениепорядка рассмотрения заявления об отводе судьи;
— рассмотрениедела в отсутствие кого-либо из юридически заинтересованных в исходе дела лиц,не извещенных о времени и месте судебного заседания;
— подписаниерешения не тем судьей, который рассматривал дело;
— отсутствиев деле протокола судебного заседания и др.
Нарушениенорм материального права заключается в неприменении судами закона, подлежащегоприменению, в применении закона, не подлежащего применению, неправильномтолковании закона. К надзорному протесту прокурора предъявляются те жетребования, что и к кассационному. Его содержание должно быть объективным, сподробным изложением фактических обстоятельств дела, выводы должны быть мотивированными;предложения о судьбе опротестованных решений основаны на нормах материальногои процессуального права. Протест в порядке надзора представляется в суд с копиямипо числу лиц, участвующих в деле. Должностное лицо, принесшее протест в порядкенадзора, вправе отозвать его до начала рассмотрения дела судом. Об отзывепротеста извещаются юридически заинтересованные в исходе дела лица. Прокуроручаствует при рассмотрении дела по протесту соответствующей надзорной судебнойинстанцией, при этом проверяет полномочия данного состава суда на рассмотрениеконкретного дела. Если кто-либо из судей неправомочен, участвовать врассмотрении дела, прокурор заявляет ему отвод. Участвуя в рассмотрении деласудом надзорной инстанции, он поддерживает протест, принесенный им иливышестоящим прокурором, или высказывает мнение по делу, рассматриваемому попротесту председателя суда или его заместителя. При этом прокурор указываетмотивы, по которым считает протест обоснованным или необоснованным. Суд надзорнойинстанции не связан доводами протеста и обязан проверить дело в полном объеме[5. с. 76].
Надзорноепроизводство по гражданским делам включает в себя целый комплекспроцессуальных документов и действий должностных лиц судов и органовпрокуратуры:
— рассмотрениеобращений о проверке в порядке надзора вступивших в законную силу судебныхактов;
— принятиепо ним соответствующих решений, в том числе о приостановлении исполнения;
— истребованиегражданского дела и его изучение;
— опротестованиесудебного акта по делу или составление мотивированного заключения об отказе вопротестовании;
— рассмотрениедела в суде надзорной инстанции.
Еслипостановление или определение надзорной инстанции незаконно или необоснованно,прокурор входит с предложением к вышестоящему прокурору на предмет его отменыили изменения.
Согласност. 452 ГПК основаниями для пересмотра судебных постановлений по вновьоткрывшимся обстоятельствам являются:
— существенныедля дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
— установленныевступившим в законную силу приговором суда заведомо ложные показания свидетеля,заведомо ложные заключение эксперта или вывод специалиста, заведомонеправильный перевод, подложность документов либо вещественных доказательств,повлекшие за собой вынесение незаконного или необоснованного судебногопостановления; установленные вступившим в законную силу приговором суда преступныедействия сторон, других юридически заинтересованных в исходе дела лиц илипреступные деяния судей, повлекшие за собой вынесение незаконного илинеобоснованного судебного постановления;
— отменарешения, приговора, определения или постановления суда либо постановления иногогосударственного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения,определения или постановления. Закон имеет в виду не новое, а именно вновьоткрывшееся обстоятельство, т.е. имеющий существенное значение юридическийфакт, который во время рассмотрения дела объективно существовал, но не был ине мог быть известен заявителю, а, следовательно, и суду. Под существенными длядела обстоятельствами, указанными в п. 1 ст. 452 ГПК, следует понимать какюридические факты, составляющие основания требований и возражений сторон, таки любые другие факты, имеющие существенные значения правильного разрешенияспора. От этих обстоятельств нужно отличать так называемые новые и изменившиесяобстоятельства. Новыми являются такие обстоятельства, которые не существовали вмомент рассмотрения дела судом и появились после вынесения решения, определенияи постановления. Изменившиеся — юридические факты, положенные в основурешения, определения и постановления, но впоследствии изменившиеся.
Изменениеобстоятельств, на которых основано решение, а также появление новыхобстоятельств по делу может служить основанием для предъявления нового иска, ноне для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам. От вновьоткрывшихся обстоятельств следует отличать доказательства, обнаруженные послеразрешения дела судом. Под обстоятельствами дела понимаются юридическиезначимые факты, обосновывающие требования и возражения сторон. Доказательствамиявляются фактические данные, при помощи которых устанавливаются обстоятельствадела. Если после вынесения решения и вступления его в законную силу будутвыявлены доказательства, свидетельствующие о том, что суд неправильноустановил обстоятельства дела, то это может повлечь пересмотр решения в порядкенадзора. Если же эти доказательства устанавливают факты, о которых не былоизвестно суду и которые влекут иное решение по делу, то основанием к пересмотрупо вновь открывшимся обстоятельствам являются не доказательства, а юридическиефакты, хотя и те, и другие — вновь открывшиеся.
Вновьоткрывшиеся обстоятельства — факты, от которых зависит возникновение, изменениеили прекращение прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, поэтому их надочетко отличать от доказательств, целевое значение которых ограничиваетсяустановлением таких юридических фактов. Обнаружение новых доказательств,ставящих под сомнение обоснованность вынесенного решения, создает повод дляпересмотра его в порядке судебного надзора. Для пересмотра решения необходимо,чтобы вновь открывшееся обстоятельство имело существенное значение для дела. Пункт2 ст. 452 ГПК предусматривает в качестве основания для пересмотра дела повновь открывшимся обстоятельствам подложность документов. Для этого необходимвступивший в законную силу приговор, подтверждающий виновность свидетеля,эксперта или переводчика в заведомо ложном показании либо заведомонеправильном переводе. Такое же значение имеет приговор, подтверждающий фактиспользования кем-либо из участвующих в деле лиц подложных документов. Фальсификациявызывает пересмотр решения при условии, что она повлекла постановлениенезаконного или необоснованного решения. Преступные действия сторон, другихюридических заинтересованных в исходе дела лиц или преступные деяния судей (п.3 ст. 452 ГПК) являются основанием для пересмотра судебных постановлений повновь открывшимся обстоятельствам, если они повлекли вынесение незаконного илинеобоснованного решения, определения, постановления. Преступные деяния членовсуда должны относиться к производству данного пересматриваемого дела. Основаниемк пересмотру судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам в силуп. 4 ст. 452 ГПК является отмена решения, приговора, определения илипостановления суда либо постановления иного государственного органа,послужившего основанием к вынесению данного решения, определения илипостановления. Для пересмотра решения, определения, постановления по этому основаниюсуд должен располагать соответствующим постановлением суда или иного органа,подтверждающим факт отмены постановления суда либо иного государственногооргана, и убедиться в том, что отмененное постановление суда или иного органадействительно было положено в основание решения суда по данному делу ввидупреюдициального характера установленных судом фактов. Согласно ст. 454 ГПКпроизводство о пересмотре судебного постановления по вновь открывшимсяобстоятельствам может быть начато по заявлению юридически заинтересованных висходе дела лиц либо представлению прокуроров или других лиц, наделенных правомпринесения протеста в порядке надзора, указанных в ст. 439 ГПК.
Заявленияили представления подаются в суд, вынесший судебное постановление. Заявленияподаются в течение трех месяцев со дня установления вновь открывшихсяобстоятельств. Подача представлений сроком не ограничена. В заявлении либопредставлении о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам должныбыть указаны доказательства, подтверждающие наличие вновь открывшихсяобстоятельств. В случае пропуска указанного строка по уважительной причине онможет быть по просьбе заявителя восстановлен судом. Заявление о восстановлениисрока подается одновременно с заявлением о пересмотре судебного решения,определения, постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.
Всоответствии со ст. 455 ГПК срок для подачи заявления исчисляется:
— вслучаях, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 452 ГПК, — со дня открытия этого обстоятельства;
— вслучаях, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 2 ст. 452 ГПК, — со дня вступления взаконную силу приговора по уголовному делу;
— вслучаях, предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 452 ГПК, — со дня вступления в законнуюсилу приговора, решения, определения, постановления суда или вынесения инымгосударственным органом акта, противоположного по своему содержанию приговору,решению, определению или постановлению, на которых было основано пересматриваемоесудебное постановление.
Должностныелица суда и прокуратуры не ограничены каким-либо сроком на подачу представленияо пересмотре гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам, нонеобходимо наличие определенных условий:
— заявлениедолжно исходить от лиц, пользующихся правом ставить вопрос о пересмотре делапо вновь открывшимся обстоятельствам (ч. 2 ст. 54 ГПК);
— долженбыть соблюден срок, в течение которого такое обращение возможно. В заявлении(представлении) о пересмотре гражданского дела по вновь открывшимсяобстоятельствам должно быть указано: в какой суд оно подается и кто являетсязаявителем; какие судебные решения, определения или постановления предлагаетсяпересмотреть и по каким основаниям; доказательства, подтверждающие наличиевновь открывшихся обстоятельств; время, когда заявителю стало об этомизвестно; перечень прилагаемых письменных материалов. Несоблюдение формызаявления может привести к оставлению заявления без движения (ст. 111 ГПК). Государственнойпошлиной заявление о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам необлагается. Заявление (представление) о пересмотре решений, определений илипостановлений по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается судом всудебном заседании по общим правилам гражданского судопроизводства. В судебномзаседании суд заслушивает объяснения сторон и других, юридическизаинтересованных в исходе дела лиц, исследует представленные доказательства ипо результатам рассмотрения дела удовлетворяет заявление, представление иотменяет решения, определения или постановления либо отказывает в пересмотредела по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определениесуда об удовлетворении заявления или представления о пересмотре судебногопостановления по вновь открывшимся обстоятельствам опротестованию вкассационном порядке не подлежит. На определение суда об отказе в пересмотресудебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам может быть поданачастная жалоба (протест), поскольку такое определение препятствует возможностидальнейшего движения дела.
Послеотмены судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам делорассматривается судом на общих основаниях.
/>Список использованных источников
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята нареспубликанском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск «Беларусь» 1997.
2. Гражданскийпроцессуальный кодекс Республики Беларусь от 10 декабря -1998 г. // Мн.:Амалфея, — 1999.
3. Уголовно-процессуальныйкодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З. Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года.Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года. Введен в действие с 1 января 2001 г. — ЗаконРеспублики Беларусь от 16 октября 2000 г. № 430-З (Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь, 2000 г., № 100, 2/205).
4. Закон РеспубликиБеларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. № 220-З. ПринятПалатой представителей 11 апреля 2007 года. Одобрен Советом Республики 20апреля 2007 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,21.05.2007, № 119, рег. № 2/1317 от 15.05.2007).
5. Борико С. В.Уголовный процесс. Учебник. Минск, 2002.
6. Бибило В. Н.Судоустройство в Республике Беларусь. Мн., 2000.
7. Борико С. В.Судоустройство. Учебник. Мн., 2000.
8. Кеник А.А. Прокурорскийнадзор: Учебное пособие / А.А. Кеник. – Мн.: Амалфея, 2005г. – 512с.
9. Судоустройство:Учебник / А. А. Данилевич, Л. Л. Зайцева, И. И. Мартинович, Е. К. Острога, А.В. Солтанович; Под ред. А. А. Данилевича, И. И. Мартинович. – Мн.: Амалфея,2002. – 480с.