МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовская государственнаяакадемия права
Поволжский региональный юридический институт
Кафедра теории государства и права
Теория государства и права
Прокурорский надзор как гарантия законности вроссийском государстве
/Курсовая работа/
Выполнил:
студент1 курса 108 группы
дневногоотделения
************
Преподаватель:
к.ю.н., Циболенко О.И.
Саратов – 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………3
1. Понятие, основные принципы и гарантии законности …… 5
2. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации
и деятельностипрокуратуры ……………………….……………… 10
3. Надзор за соблюдениемзаконности, прав и свобод
человека и гражданина……………………………15
Заключение ………………………………………………………………….24
Библиография ………………………………………………………………26
Введение
Проблема законности –одна из центральных в общей теории государства и права. Актуальность ееочевидна как в теоретическом, так и в практическом плане. В советскойюридической науке можно отметить целый ряд работ, посвященных данной категории[1].
На разных этапах развития общейтеории права одни исследователи стремились доказать, что социалистическаязаконность – лишь метод государственного руководства обществом, другие – чтотолько принцип. Введение такого удачного понятия для характеристики состояниягосподства законности в социалистическом обществе, как «режим законности» (Н.Г.Александровым, затем И.С. Самощенко), вызывало возражения со стороны тех, ктонастаивал на монистическом подходе: или метод, способ, или принцип.
Законность как общественныйфеномен – результат взаимодействия различных факторов, которые и определяют ееприроду. Следовательно, теоретическая концепция законности должна бытьнекоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркиваетобъективный характер явления и исключает вероятностьсубъективно-идеалистического его толкования.
При исследовании законностипрактически все ученые столкнулись с проблемой: необходимо ли включать впонятие законности сам закон? По этому пути с большей или меньшейрешительностью пошло немало теоретиков права, пытавшихся предложить«всеохватывающее» его определение.
Первоначальная схемасоотношения «закон – законность» рассматривала закон как «нормативную основу»,«нормативную предпосылку» законности. «Действующее советское законодательствоесть основа советской социалистической законности», указывал М.С. Строгович[2].
Однако, по мнению А.Б.Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовуюкатегорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений,формирующих представления о ней; во-вторых, она не позволяет определить еенравственную природу; в-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект;в-четвертых, сугубо нормативистский взгляд, связанный спредметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовомуфетишизму; в-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуютвозникновению противоречий между отдельными правовыми категориями[3].
Категория законности, также,как и многие схожие правовые явления будет мертвой конструкцией, безнадлежащего закрепления гарантий ее соблюдения. Реальность законности во многомзависит от постоянного совершенствования системы гарантий. Путь отдекларативности к реальности законности в общественной системе лежит черезэффективность гарантий, т.е. через совершенствование специальных юридическихсредств укрепления законности. В данной курсовой работе рассматривается прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве.
1.Понятие, основные принципы и гарантии законности
Можно сформулировать следующееопределение законности: законность– политико-правовоеявление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формыорганизации общества и реализации идеи социальной справедливости путемстрогого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства[4].
Законность базируется на рядепринципов. Принципы законности – это обусловленная закономерностямиобщественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качествоисходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннегоубеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативныхактов. В качестве основных можно выделить следующие принципы:
1) единство законности;
2) гарантированность основныхправ и свобод граждан;
3) неотвратимость наказания засовершенное правонарушение;
4) недопустимость противопоставлениязаконности и целесообразности;
5) взаимосвязь законности икультурности.
По поводу принципа единствазаконности надо заметить, что его предпосылками являются наличие авторитетнойлегитимной государственной власти и единой правовой системы общества. Именностепень общности этих институтов определяет эффективность и содержательностьданного принципа. Содержание указанного принципа составляют общеобязательностьтребования действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений,единообразное понимание юридических критериев оценки поведения участниковотношений, их толкования и применения.
Гарантированность основных прави свобод человека – один из важнейших принципов не только законности, но иправа. Его роль обусловлена значимостью личных и групповых интересов, ихреализацией.
Принцип неотвратимостинаказания за совершенное правонарушение характеризует юридическую природузаконности и определяется деятельностью общественных и государственныхинститутов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любоепротивоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в егосовершении понести адекватно содеянному наказание.
Существенное значение дляпонимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законностии целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущностьрассматриваемого явления. А для участников отношений в соответствии с нормамиправа предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение ивариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.
Наиболее концентрированноевыражение нравственная природа законности находит в ее взаимосвязи скультурой. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опорына достижения человеческих знаний. Общая и правовая культура выступаютважнейшей социальной основой законности. Но и законность в свою очередьявляется одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.В этом состоит назначение данного принципа.
Гарантии законности– это обусловленная закономерностями общественного развития система условии исредств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующаятакую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движениюстраны к состоянию демократии.
Гарантии законности выражаютвсе многообразие и богатство связей существующих в обществе. Поэтому влитературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому видуотносятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные, а ковторому – собственно юридические.
Определяющее значение среди нихимеют экономические и политико-идеологические: различные виды собственности исоответствующий им способ производства, бескризисное развитие хозяйственногокомплекса, уровень занятости населения в общественно полезном труде, политическаясистема, идеология, состояние культуры. Именно неоднозначность,противоречивость положения в этих сферах создает питательную среду для ростаправонарушений, криминализации общества.
Проводимые преобразованияпо-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантийобеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатахдеятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции моральныхценностей и национальных традиций. Совесть, честь, порядочность, состраданиеимеют непреходящее значение.
Если в обществе дефициткультуры, духовности, то научное руководство им заменяется импровизацией,административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризмаигнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. В конечномсчете это приносит невосполнимый вред государству и личности.
Важным моментом являютсясоциально-психологические аспекты соблюдения законности. Несомненно, чтозаконность является фактором, активно воздействующим на нормативно-ценностнуюориентацию личности. Универсальность принципа законности воспринимается каквыражение господства социальной справедливости, как конкретное проявлениеобеспеченности равенства социальных возможностей. Исходя из этого гражданиндемократического государства принимает закон к безоговорочному исполнению,видит в нем выражение своих представлений о справедливом и общественнополезном…
Особое значение имеет и то, чтотребование точного и неуклонного соблюдения законов психологически не должновосприниматься большинством людей как вынужденное подчинение закону. Влитературе правильно отмечалось, что законность выступает в качествеюридического выражения полезности, приемлемости определенного вида поведения[5].В более общем плане можно сказать, что поскольку право закрепляет общую волюнарода, свободно выраженную и основанную на познанной необходимости, то,естественно, его реализация осуществляется сознательно и добровольнозначительным большинством граждан.
Все вышеперечисленные общиеусловия обеспечения законности составляют материальную базу использованияспециальных (юридических) мер по охране законности. Юридические гарантиизаконности – это обусловленная особенностями экономического и общественногостроя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве инепосредственно направленных на обеспечение законности.
На основании изложенного можносформулировать их общие черты: они обусловлены социально-экономическим игосударственно-правовым развитием общества и природой законности; носятнепосредственный и целевой характер; закреплены в действующемзаконодательстве; нормативно-юридической основой их применения является право.
В юридической литературедовольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав специальныхюридических гарантий законности. Наиболее существенными из них являются:
1) полнота и эффективностьюридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности итенденции развития общества;
2) высокий уровень контроля инадзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление,предупреждение и пресечение правонарушений;
3) эффективность мерюридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прави обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;
4) качественная работакомпетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферахжизнедеятельности общества;
5) постоянное совершенствованиеи улучшение юридической деятельности;
6) развитое правовое сознание ивысокая правовая культура населения страны.
Совокупность вышеперечисленныхусловий и средств составляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненномвиде, они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнуттолько в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи ипринципов законности, функционирование которого создает реальные предпосылкидля формирования в обществе высокого уровня правопорядка – неотъемлемого«спутника» законности.
2. Прокурорскийнадзор: понятие, особенности организации и деятельности прокуратуры
Сегодня прокуратура – это многофункциональный органнадзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно –распорядительную базу, подготовленные кадры, материально – технические и иныеусловия для своей деятельности[6].
Раздел I («Общие положения») Федеральногозакона «О прокуратуре Российской Федерации» дает четкое определение прокуратуреРоссийской Федерации и понимает ее как единую федеральную централизованнуюсистему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдениемКонституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих натерритории Российской Федерации[7].
В целях обеспечения верховенства закона,единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, атакже охраняемых законом интересов общества и государства прокуратураРоссийской Федерации осуществляет:
Ø надзор за исполнениемзаконов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами ииными федеральными органами исполнительной власти, представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законамиздаваемых ими правовых актов;
Ø надзор за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, атакже органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческихорганизаций;
Ø надзор за исполнениемзаконов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие;
Ø надзор за исполнениемзаконов судебными приставами;
Ø надзор за исполнениемзаконов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание иприменяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациямимест содержания задержанных и заключенных под стражу;
Ø уголовное преследованиев соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальнымзаконодательством Российской Федерации;
Ø координациюдеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Принципы организации и деятельности прокуратурыРоссийской Федерации обозначены в ст. 4 Закона:
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единуюфедеральную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) иучреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящими Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Органы прокуратуры:
Ø осуществляют полномочия независимоот федеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и в строгом соответствии с действующими на территории РоссийскойФедерации законами;
Ø действуют гласно в той мере, вкакой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации обохране прав и свобод граждан, а также законодательстваРоссийской Федерации о государственной и иной специально охраняемойзаконом тайне;
Ø информируют федеральные органыгосударственной власти, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления, а также население о состояниизаконности.
3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее– прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов,образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
4. Прокурорские работники не могут являться членамиобщественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие вих деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующихполитические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры недопускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связанырешениями общественных объединений.
5. Прокурорские работники не вправе совмещать своюосновную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью,кроме преподавательской, научной и творческой.
Следует также указать на отличие прокурорской властиот иных видов власти, которое заключается в прокурорском надзоре за исполнениемзаконов и уголовном преследовании. Говоря о последнем, следует отметить, чтосогласно действующему Закону о прокуратуре РФ (ст.1 ч.2) прокуратура осуществляетуголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленнымиуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Поскольку осуществление уголовного преследованияявляется функцией государственной власти, входит в предмет деятельности органовпрокуратуры согласно действующему законодательству (Закон о прокуратуре РФ,Уголовно-процессуальный кодекс), поэтому оно отнесено к видовому отличиюпрокурорской власти, как форме ее осуществления.
Изложенное позволяет сделать вывод, что прокурорскаявласть – вид государственной власти, осуществляемый в формах прокурорскогонадзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территорииРоссийской Федерации законов, а также уголовного преследования.
Как следствие, предлагаются меры законодательногохарактера, направленные на обеспечение нормального функционирования органовгосударственной власти (включая прокуратуру), единства действий всех ветвейвласти, сопровождающиеся системой сдержек и противовесов.
Прокурорский надзор возникает не потому, чтоучреждается прокуратура а потому, что с возникновением законности в государствепоявляются органически связанные между собой объективные потребности вобеспечении ее единства и к этому направлена функция надзора. И еслиправомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядканаделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные идругие органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ,исполнением законов в целях обеспечения их верховенства, единства и укреплениязаконности – явление уникальное. Эта обязанность возложена государством толькона один орган – прокуратуру Российской Федерации[8].
Надзор за исполнением законов в Российской Федерациипредставляет собой закономерно и в силу внутренней потребности возникший одиниз основных видов государственной деятельности и осуществляется он специальныморганом, отличающимся по своему правовому статусу, системе построения,структуре, предмету, методу, задачам и целям деятельности, называемым«прокуратурой» и имеющим все признаки органа государственной власти. И данноеявление в современной правовой системе Российской Федерации, служитпрогрессивным фактором, приводящим в активное и постоянное движение все еедемократические механизмы с учетом специфики России.
Из изложенного видно, что прокурорский надзор вРоссийской Федерации представляет собой отдельный и самостоятельный видосновной (конституционной) деятельности государственной власти:
Ø осуществляемый в целях охраны изащиты законности как одной из составляющих основы конституционного строяРоссийской Федерации, без вмешательства во внутренние функции правоприменяющихсубъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющимспецифические полномочия и не входящим ни в президентскую и ни в одну из трехветвей власти;
Ø проводимый во всех сферахобщественных отношений, урегулированных правом, и во всех стадиях процессагосударственного преследования правонарушения – от поиска и обнаружения его допривлечения правонарушителя к законной ответственности, независимо от видаправонарушения и вида юридической ответственности, включая процесспредупреждения нарушения законности (в т.ч. и преступности), устранения ихпоследствий[9].
3. Надзор за соблюдениемзаконности, прав и свобод человека и гражданина
Правозащитная функция органов прокуратуры – одно иззвеньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальнымиправовыми институтами. Многолетние статистические наблюдения свидетельствуют обезусловно активной роли органов прокуратуры в отстаивании прав и законныхинтересов граждан. В настоящее время число обращений граждан за защитой ворганы прокуратуры превышает более чем в десять раз число обращений в суды.
Чтобы отразить динамику роста таких обращений,прокурор Саратовской области Макаров А. приводил следующие цифры по Саратовскойобласти: в 1994 г. – 14 тыс., 1995 г. – 16 тыс., 1996 г. – 18 тыс. Каждоетретье из них удовлетворено. Для сравнения: в судебные инстанции областипоступило жалоб на незаконный арест, действия должностных лиц,административные взыскания и т. д. менее 2,8 тыс.[10]
Всего же по протестам прокуроров, например, в 1996году отменено свыше 60 тысяч актов органов власти, управления и контроля, грубонарушающих права и свободы граждан[11].При этом четверть этих актов издается в системе местного самоуправления.
Юристы отмечают расширяющийся в ряде субъектовФедерации процесс девальвации провозглашенных в стране прав и свобод. В первуюочередь это попытки региональных властей ограничит права граждан, установленныеКонституцией Российской Федерации (права работников несовершеннолетних,предпринимателей), и в то же время неправомерно расширить сферу использованиямер административного принуждения. Чаще всего нарушается налоговое, земельное,жилищное, трудовое, административное законодательство, а также законы,предусматривающие предоставление льгот гражданам. Нередко издаются правовыеакты, неправомерно ограничивающие права и свободы граждан, устанавливаются непредусмотренные законом штрафы, налоги, сборы[12].
Прокурорский надзор в данном случае служитдополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей,защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека.
Конституцией РФ закреплены такие важнейшие принципыправового статуса личности, как: равноправие; неотчуждаемость прав и свобод;непосредственное действие прав и свобод; гарантированность прав, свобод иобязанностей; запрещение злоупотребления правами и обязанностями; запрещение нанезаконное ограничение конституционных прав и свобод.
В статье 1 Федерального закона «О прокуратуреРоссийской Федерации» № 168-ФЗ от 17 ноября 1995 г. сказано, что деятельностьпрокуратуры подчинена решению главной задачи: обеспечению верховенства закона,единства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, атакже охраняемых законом интересов общества и государства.
Функция надзора за соблюдением прав и свобод человекаи гражданина обособлена в специальную главу Закона (статья 26, 27), что на делене означает противопоставления надзорной деятельности по защите публичногоинтереса. И законодатель, и социальная практика исходят из единства прав иобязанностей граждан, их коллективов.
Осуществляющие надзор за соблюдением прав и свободпрокуроры обязаны ощущать грань дозволенного как со стороны граждан, так и состороны государственных органов. Права, как известно, всегда связаны сопределенными обязанностями. Однако во всех случаях должен торжествоватьпринцип: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченыфедеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защитыоснов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законныхинтересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»(ч. 3 статьи 55 Конституции РФ). Эта статья является принципиально важной дляопределения предмета надзора за соблюдением прав и свобод человека игражданина. Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуютбезотлагательного реагирования со стороны прокурора.
Главным принципом, определяющим содержание надзорнойдеятельности, служит принцип формального юридического равенства,трансформирующийся в равенство прав, равенство обязанностей, равенство передзаконом и судом. Обязанность государства, а, следовательно, и его органов защищатьправа и свободы гражданина от своеволия в обществе, вбирающего в себя не толькообразцы правомерного поведения, но и ложно понятые, подчас намеренно искаженныеценности, исповедуемые узкими группами граждан, пытающихся корпоративнуюмораль противопоставить общественной, не говоря уже о крайних формахиндивидуального эгоизма.
Генеральная прокуратура РФ нацеливает подчиненныхпрокуроров избегать дублирования судебных органов, роль которых в защите прави свобод граждан первостепенная и в конечном счете решающая. По общему правилупрокуроры подключаются к этой работе в случаях, когда требуется без всяких нато отлагательств применить специальные, только им предоставленные полномочия взащиту публичных интересов (неопределенного круга лиц) либо в защиту отдельныхкатегорий граждан, лишенных в силу объективных причин возможностисамостоятельно отстаивать свои права в суде. Причём эти полномочия минимальны,их применение открыто для обсуждения и может быть оспорено в суде.
Среди специальных полномочий прокурора –опротестование незаконных правовых актов, направление заявлении в суды(арбитражные суды), внесение представлений об устранении нарушений правовыхнорм, возбуждение уголовных дел и производств об административныхправонарушениях в отношении должностных лиц, нарушающих права граждан.
Наиболее полно определил условия прокурорскоговмешательства приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. «Об организациипрокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свободчеловека и гражданина». Он устанавливает, что прокурорские проверки могутпроводиться только на основании поступившей информации о допущенныхправонарушениях, требующих использования специальных полномочий прокурора, и,как правило, для защиты общезначимых или государственных интересов, прав игарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных,малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовойохране.
В предмет надзора за соблюдением прав и свободчеловека и гражданина входят конституционные права и свободы, т.е. права,относящиеся к каждому человеку и гражданину. Эти права равны и едины для всех;они фиксируются в Конституции. Следуя общепринятым принципам и нормаммеждународного права, традиционно конституционные права делят на три группы:личные, политические и социально-экономические. Эта классификациявоспроизведена и в Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Право на жизнь, охрану государством достоинстваличности, неприкосновенность личности, жилища, частной жизни образуют такназываемые личные права, охраняемые всеми отраслями надзора с учетом спецификипредмета каждой. Посягательства на личные права граждан в виде причинениятелесных повреждений, вреда здоровью, достоинству образуют элементы уголовнонаказуемых деяний, и их защита средствами прокурорского надзора реализуетсячаще всего за пределами общенадзорной отрасли.
Политические права и свободы граждан связаны с наличиемгражданства Российской Федерации и реализуются в рамках, установленныхдействующим законодательством. Содержание надзорной деятельности в данномслучае определяется тем, что носителем суверенитета и единственным источникомвласти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, которыйреализует свое право участия в управлении общими делами как непосредственно,так и через представителей (статья 32 Конституции). Это право закреплено такжев нормах международно-правовых документов: Всеобщей декларации прав человека(статья 21) и Международном пакте о гражданских и политических правах (статья25).
Формой непосредственного участия граждан в управлениислужат референдумы, проводимые по различным вопросам, имеющим существенноезначение для жизни граждан, населяющих соответствующие территории.
Федеральным законом «Об общественных объединениях» от14 апреля 1995 г. законодательно урегулировано право на объединение граждан вовсех сферах общественного бытия за исключением религиозных и коммерческихформ. Статья 31 Конституции РФ закрепила право граждан проводить митинги,демонстрации, шествия и пикетирования – также одного из важных политическихправ. К числу политических относится право избирать и быть избранным в органыгосударственной власти и местного самоуправления.
Задачи прокурорского надзора за исполнениемизбирательного законодательства определены в указаниях Генерального прокурораРФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства овыборах депутатов Государственной Думы» от 29 августа 1995 г. № 43/7 и «Оборганизации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборахПрезидента Российской Федерации» от 2 февраля 1996 г. № 6/7.
В период избирательных кампаний прокурорам предписаносоздавать рабочие группы для руководства деятельностью подчиненных прокуратури осуществления взаимодействия с иными правоохранительными органами. Цельнадзора – обеспечить правовыми средствами единообразное исполнение законов овыборах на всех стадиях избирательного процесса, как в период подготовки,проведения избирательных кампаний, так и при подведении их итогов, с тем чтобывовремя пресечь нарушения законодательства, не допустить в последующемпризнание выборов недействительными по указанным причинам.
В области защиты избирательных прав граждан задачипрокурорского надзора должны быть сосредоточены на двух направлениях: надзорза соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемыхизбирательными комиссиями, и надзор за законностью в деятельности избирательныхкомиссий.
Конституция РФ (статья 30), а также Федеральный закон«Об общественных объединениях» от 14 апреля 1995 г. гарантируют гражданамсвободу общественных объединений по признаку общности интересов для решенияцелей, указанных в их Уставах.
Обнаружение фактов злоупотребления свободой со стороныполитических партий, общественных движений, выразившихся, в частности,пропаганде через средства массовой информации запрещенных законом идей, служитбезусловным поводом для прокурорского вмешательства. Прокуроры должны принятьисчерпывающие меры воздействия и ставить вопрос о принудительном прекращениидеятельности политических партий, общественных движений перед органомгосударственного контроля за деятельностью средств массовой информации, а такжеоб аннулировании или приостановлении лицензий печатного органа, электронныхсредств за нарушение Федерального закона «О средствах массовой информации» от27 декабря 1991 г.
Свобода собраний, митингов, уличных шествийпредоставляется гражданам Конституцией для выражения политической и социальнойпозиции.
Нормативной основой реализации этого политическогоправа граждан служит Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «Опорядке организации и проведения митингов и уличных шествий, демонстраций ипикетирования».
Надзорные полномочия прокурора сводятся к тому, чтобыгражданами и органами исполнительной власти соблюдался уведомительный порядоких организации, не допускалось использование шествий, демонстраций в целях,противных интересам общества и государства, не вводилось дополнительныхограничений при осуществлении политического волеизъявления.
Прокурорская практика изобилует примераминенадлежащего пользования правами со стороны как граждан, так и государственныхорганов. Самое распространенное нарушение законодательства, регламентирующегопорядок проведения публичных акций граждан, – их стихийный характер,несоблюдение требований о предварительном уведомлении. Прокурорский надзор врассматриваемой сфере требует неослабного внимания, особенно в периодсоциальных напряжений, и должен носить упреждающий характер.
Социально-экономические права человека и гражданинакасаются важнейших сторон жизни общества и индивида.
Провозглашенную в статье 7 Конституции РоссийскойФедерации политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека, пока следует рассматривать какперспективу развития общества, стремление приблизиться к стандартаминдустриально развитых стран, обеспечивающих новое качество жизни. В этих целяхнедопустимо возвышение интересов одних за счет других, отступление отпровозглашенных Конституцией принципов.
Защита социально-экономических прав основана наконституционном нормировании основных прав. В законодательстве закреплентакой режим экономической деятельности, который позволяет обеспечить обладаниекаждым гражданином конституционно признанными правами, среди которых право насвободное использование своих способностей и имущества для занятия любыми незапрещенными видами деятельности и корреспондирующая им обязанность органовгосударственной регистрации не чинить препятствий в становлениипредпринимательства.
Группу конституционных прав и свобод образуют правосвободно избирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конституции);право частной собственности на имущество, его всемерную охрану со стороныгосударства (статья 35, 36); свобода объединения граждан, в том числе дляпредпринимательских целей (статья 30); поощрение со стороны государства свободнойконкуренции и ограничение монополистической деятельности (статья 34).
Генеральный прокурор РФ ориентирует прокуроров наохрану законных интересов прежде всего больших групп населения, навмешательство в наиболее неблагоприятные сферы общественных отношений, такие,как трудовые правоотношения, пенсионное обеспечение, защита прав престарелых иинвалидов,
Подобные нарушения законодательства носят устойчивый ираспространенный характер; их выявлению и устранению прокуроры уделяютсерьезное внимание. Самый злободневный вопрос середины 90-х годов – это вопросо невыплате заработной платы.
В указании Генерального прокурора РФ от 28 февраля1996 г. №14/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательствао своевременной выплате заработной платы и соблюдением платежной дисциплины»определены цели, задачи, средства надзора в этой правовой сфере. Каксвидетельствует надзорная практика, наибольший эффект приносят в данном случаеиспользование права на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемыхзаконом интересов других лиц, а также обращение в арбитражный суд с иском взащиту государственных и общественных интересов (статья 41 ГПК РСФСР и статья41 АПК РФ). Наработана практика использования новых полномочий – обращениепрокуроров в суды с заявлениями на взыскание начисленной, но невыплаченнойработникам заработной платы.
Предмет надзора за соблюдением экономических прав исвобод граждан образует также исполнение законодательных установлений оправомерном ограничении прав на занятие отдельными видами деятельности всоответствии со статьей 55 Конституции и статьей 49 ГК РФ. Лицензированиеотдельных видов деятельности – одна из гарантий предотвращения вреда жизни,здоровью граждан из-за отсутствия специального образования, надлежащейпрофессиональной подготовки физических и юридических лиц – предпринимателей.Лицензирование имеет в виду защиту публичного, т.е. общественного интереса.
Прокурор не должен упускать из вида и фактызлоупотребления предпринимательской свободой, такие, как систематическое извлечениеприбыли некоммерческой организацией путем занятия деятельностью, несоответствующей ее уставной правоспособности, уклонения от постановки наналоговый учет и т.д. Поэтому наряду с проверкой соблюдения прав граждан впроцессе регистрации такой же тщательной должна быть проверка выполнения обязанностейперед обществом.
Неослабного внимания прокурора требуют вопросызаконности применения мер государственного принуждения к предпринимателямвследствие неисполнения ими или ненадлежащего исполнения предписанийзаконодателя, совершения действий, образующих административно наказуемыйпроступок или уголовное преступление. Имеется в виду законность мерпривлечения к финансовой, административной ответственности со стороны налоговых,антимонопольных органов.
Особую, охраняемую законом группу составляют праваграждан на благоприятную среду обитания. Генеральный прокурор требует от всехпрокуроров, чтобы надзор за исполнением природоохранного законодательствавоспринимался как одно из приоритетных направлений.
Особое значение в деле предупреждения экологическихправонарушений имеет взаимодействие органов прокуратуры с общественнымиприродоохранными движениями в целях своевременного выявления самовольновозводящихся объектов в обход требований об обязательной экологическойэкспертизе, ненадлежащего выполнения контрольных полномочий территориальнымиорганами.
Заключение
Практикаприменения Закона о прокуратуре подтверждает эффективность и государственнуюцелесообразность перечисленных в ст. 2 этого Закона направлений прокурорскойдеятельности, таких как надзор за исполнением законов местными органамипредставительной и исполнительной власти, а также за соответствием законамиздаваемых ими правовых актов, надзор за исполнением законов органами дознанияи предварительного следствия, надзор за исполнением законов в местах содержаниязадержанных и арестованных и отбывания наказания, надзор за исполнением законоворганами военного управления, воинскими частями и учреждениями, участиепрокуроров в судебном разбирательстве дел и др.
Задачи прокурорского надзора – надзора за точным и единообразнымисполнением законов – на современном этапе должны рассматриваться как защитаграждан, общества, государства от преступных посягательств, соблюдениеконституционных гарантий, прав и свобод личности в процессе следствия идознания требуют решительного улучшения постановки прокурорского надзора зарасследованием и раскрытием преступлений.Врезультате прокурорского надзора устраняются ошибки и недостатки вправоприменительной практике, ежегодно отменяется большое количество незаконныхправовых актов, рассматриваются и должным образом разрешаются многочисленныежалобы и заявления граждан, восстанавливаются нарушенные права многих сотентысяч заявителей, исправляются ошибки в работе следственных органов,пересматриваются незаконные судебные решения. Улучшение правового регулированияорганизации и деятельности прокуратуры, усиление роли и государственной значимостиработы ее органов отвечают задачам строительства правового государства.Взаключении можно сказать, что в соответствии с Конституцией высшей ценностейявляется человек, его права и свободы, которые обязаны защищать все ветвигосударственной власти. Отсюда вытекает и главная цель деятельности прокуратуры– правозащита. Правозащитная деятельность прокуратуры охватывает все сферыжизни общества, урегулированные законодательными актами. В деятельностипрокуратуры проявляется двуединая направленность – охрана прав и законныхинтересов отдельного гражданина и охрана всех граждан через охрану прав изаконных интересов государства, общества. Названная цель реализуется дажетогда, когда прокурор участвует в уголовном судопроизводстве: обвиняяпреступника, он защищает других граждан от преступлений (одновременно он следити за тем, чтобы права подсудимого – гражданина не были нарушены).
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Амирбеков К.И. Конституционныеосновы деятельности прокуратуры Российской Федерации //Прокурорский надзор – №6. – 2002.
2. Бессарабов В.Г. Новое взаконодательстве о прокуратуре. //Законодательство. – 1999.
3. Конституция Российской Федерации// Российская Газета. – 25 декабря. – 1993.
4. Макаров Н. Правозащитная рольпрокуратуры. // Законность. – 1997. – №9.
5. Мельников Н.В… Местопрокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорскийнадзор. – №6. – 2002.
6. Мыцыков А. Прокуратура: проблемы развития // Прокурорский надзор.– №3. – 2000.
7. Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие,структура, социальные связи. – М.: Юридическая литература, 1986.
8. Строгович М.С. Основные вопросысоветской социалистической законности. – М., 1966.
9. Теория государства и права. / Подред. Матузова Н.И., Малько А.В. – Саратов, 1995.
10. Теория государства и права. / Под.ред. Марченко М.Н. – М., 1997.
11. Федеральный закон от 17 ноября1995 г. №168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РоссийскойФедерации „О прокуратуре Российской Федерации“ //Собраниезаконодательств Российской Федерации. – 20 ноября 1995 г. – №47, ст. 4472.
12. Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав исвобод граждан. // Законность. – 1997. – №8.
13. Чурилов А., Винокуров А. Охранаправ и свобод гражданина: обеспечение международных обязательств РФ. // Законность.– 1997. – №6.