Содержание
Введение
1. Сущность, задачи, предмет и пределы общего надзора
2. Прокурорский надзор за соблюдением конституционных прави законных интересов граждан
Задача
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Законность и правопорядок. Эти слова мы так часто слышим в последнеевремя по радио и телевидению, читаем о них на страницах газет.
И действительно, как основа нормальной жизни общества и его членов,законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний,является важнейшим составным элементом правового государства.
Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества,признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания.
Конституцией Республики Беларусь государственная власть в РеспубликеБеларусь разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделениявластей является одним из основных принципов организации государственной властии одним из основополагающих принципов организации и функционирования правового государства.
Традиционно под принципом разделения властей понимается, чтозаконодательную деятельность должен осуществлять представительный (законодательный)орган, исполнительную деятельность — органы государственной власти, правосудие- суды.
Ветви власти должны быть самостоятельны, организационно и функциональнонезависимы друг от друга, что не исключает их взаимодействия и взаимный контроль.Вместе с тем, недостаточно просто обеспечить разделение государственных органов,поскольку необходимо создать систему «сдержек и противовесов» для обеспеченияединства государственной политики. Три существующие ветви власти в Республике Беларусьдолжны быть дополнены инструментом сдерживания любой из них.
В контексте системы «сдержек и противовесов» таковымбалансом призвана быть прокуратура, являющаяся органом, принимающим меры к устранениюлюбых нарушений действующего законодательства.
1. Сущность, задачи, предмет и пределы общегонадзора
Надзор за исполнением законодательства- это базовая отрасль, которая отражает специфику статуса прокуратуры как надзорногооргана, реализующего свою главную цель — осуществление надзора за точным и единообразнымисполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов. С помощьюнадзора реализуется наиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач обеспеченияверховенства права, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан,охраняемых законом интересов личности, общества и государства.
Надзор за исполнением законодательстваоказывает существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуациюв обществе, способствует нейтрализации негативных явлений, сопутствующих ходу проводимыхв Республике Беларусь реформ из-за несовершенства их правового обеспечения.
Он охватывает наиболее широкую областьправовой действительности, которая связана с практикой исполнения законов. В полезрения прокуроров находятся тысячи законодательных и подзаконных актов.
В надзоре за исполнением законодательствазаключена основная часть профилактического потенциала прокуратуры. Своевременноевыявление и пресечение нарушений законов способно позитивно влиять на укреплениесоциальной базы обеспечения законности, изменение криминогенной ситуации в стране.Надзор за исполнением законодательства обоснованно принято считать эффективным средствомраннего предупреждения преступлений[1].
Из сопоставления надзора за исполнениемзаконодательства с другими отраслями прокурорского надзора видно, что по своим задачам,по числу и разнообразию поднадзорных объектов (государственные органы власти и управления,общественные объединения, должностные лица и граждане) надзорная деятельность прокуроровза исполнением законодательства является наиболее сложной и трудоемкой. К тому жезначение этой надзорной деятельности прокуратуры с каждым годом возрастает в связисо сложностью задач экономического и социального строительства.
Прокуроры, осуществляющие свои полномочияв сфере надзора за исполнением законодательства, вместе с другими органами и организациямирешают вопросы политического, государственного, экономического, социального, национальногои культурного строительства. От активности, инициативы, профессиональной подготовкипрокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законодательства, много зависитв укреплении законности в государстве, в обнаружении нарушений закона и установленииих причин и способствующих этим нарушениям условий.
Нарушения законодательства как при изданииправовых актов, так и при исполнении законов в управленческой деятельности органовгосударственной власти, контролирующих органов могут привести к созданию условий,благоприятных для совершения криминальных действий, оказываются теми причинами,которые вызывают преступления. Это характерно для деятельности в сфере приватизациигосударственной собственности, банковской сфере, в сфере налогообложения. Такоеположение требует от прокурора особого внимания, так как, осуществляя надзор заисполнением законодательства, прокурор должен помнить о возложенной на него задачеосуществлять уголовное преследование и координировать деятельность правоохранительныхорганов по борьбе с преступностью.
Задачи прокуроров при осуществлениинадзора за исполнением законов состоят:
в обязательном вмешательстве прокурорав связи с поступившей информацией о нарушении законов путем принятия мер к выявлениюи устранению нарушений законов и способствующих этому обстоятельств;
наиболее полном использовании возможностейпрокурорского надзора за исполнением законов в предупреждении правонарушений, впервую очередь преступлений;
активизации и совершенствовании деятельностиорганов государственного контроля и правоохранительных органов, направленной наобеспечение исполнения законов и подзаконных актов, укрепление законности и правопорядкапутем проведения прокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведенияими проверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях,в учреждениях и организациях;
более активном проведении в жизнь принципанеотвратимости ответственности за совершение правонарушений, привлечении к установленнойзаконом ответственности правонарушителей независимо от их должностного и имущественногоположения;
доведении до населения и общественностичерез радио, телевидение, периодическую печать информации о работе органов прокуратуры,в том числе и в области прокурорского надзора за исполнением законов, о принимаемыхею мерах к устранению нарушений законов и привлечению к ответственности виновныхлиц с указанием их фамилий и должностей, состоянии и динамике правонарушаемостив регионах;
выявлении пробелов (дефектов) действующегозаконодательства, потребностей в нормативном регулировании общественных отношенийи принятии мер к их устранению путем внесения соответствующих предложений в представительные(законодательные) органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы.При этом нижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящихпрокуроров;
повышении правовой культуры должностныхлиц, в особенности руководителей органов, издающих правовые акты и совершающих другиеюридические действия, предпринимателей, а также граждан.
В наибольшей мере этому способствуетактивно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законов в сочетании спроведением специальных предупредительно-профилактических мероприятий.
Основное требование, предъявляемое внастоящий период к прокурорскому надзору за исполнением законов, — повышение егоэффективности, выражающейся во влиянии на конечный результат, — состояние законностии правопорядка[2].
Закон о прокуратуре устанавливает предмети пределы надзора за исполнением законодательства.
Предметом надзора за исполнением законодательстваявляется точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных нормативныхправовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственнымиорганизациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными Советамидепутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями,религиозными организациями, другими юридическими лицами, должностными лицами и инымигражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В перечень объектов прокурорского надзоране включены Администрация Президента и Управление делами Президента Республики Беларусь.
Рассматривая более широко предмет прокурорскогонадзора по отрасли, его содержание, в него следует включать:
законность и обоснованность правовыхактов, издаваемых названными выше органами государственной власти, государственногои хозяйственного управления, общественными и политическими организациями и движениями,а также должностными лицами. Это различного рода постановления, распоряжения, приказы,инструкции, решения и иные правовые акты, которые могут носить как общий, так ииндивидуальный характер;
точное и единообразное исполнение требованийзакона должностными лицами в их деятельности, в частности, по соблюдению трудовых,имущественных, социальных прав и законных интересов граждан, в том числе соблюдениепорядка рассмотрения жалоб, обращений, заявлений и предложений;
соблюдение органами государственнойвласти и управления, их должностными лицами прав и законных интересов предпринимателей,особенно в сфере производства, отечественных производителей;
соблюдение законности в экономическойдеятельности, в частности, в налоговой, банковской сферах, при лицензировании предпринимательскойдеятельности, при приватизации государственной собственности.
В приказах Генерального прокурора РеспубликиБеларусь от 27 апреля 2001 г. № 22 «О регламентации деятельности прокуроровпри осуществлении надзора за исполнением законодательства в экономической сферес целью защиты государственных и общественных интересов, прав и законных интересовсубъектов хозяйствования»[3], от 13 сентября 2001 г. № 31 «Об организации надзора за исполнением законодательства о возмещении вреда, причиненногоправонарушениями государству, а также юридическим лицам государственной формы собственности»[4]поставлен вопрос об активизации надзора и необходимости острого реагирования нанарушения законодательства, об особом внимании к материалам, поступающим в связис нарушением законов в системе государственного управления, об усилении надзоразаточным и единообразным исполнением законодательства возмещении материального вреда,причиненного преступлениями и иными правонарушениями государству.
Определяя границы надзора прокуратурыза исполнением законодательства, можно сказать, что следует исходить из правила:«Там, где действует закон, должен срабатывать общий надзор»[5].
В Законе о прокуратуре (ст.27) подчеркнуто,что прокурор проводит проверки на основании поступивших к нему сообщений, информациио фактах нарушения закона. Это не следует понимать так, что прокурор действует,только получив официальное заявление о нарушении закона. Информация может поступатьпрокурору по различным каналам — обращения и заявления граждан и должностных лиц,сообщения средств массовой информации, материалы расследования уголовных дел, результатыобобщений материалов, проверяемых в порядке ст.174 УПК Республики Беларусь, статистическиеданные и иные сведения, содержащие данные о нарушении законов.
Положение о невмешательстве прокурорав хозяйственную деятельность не следует понимать как невмешательство прокурора.В тех случаях, когда допущено нарушение установленного порядка, он направляет информациюв соответствующие контролирующие или иные органы управления, чтобы те, используясвои полномочия, устранили эти нарушения.
Конкретные задачи прокурорского надзораза исполнением законодательства применительно ко всем прокурорам и отдельно к территориальными специализированным прокурорам определяются в приказах и указаниях Генеральногопрокурора Республики Беларусь, его заместителей, прокуроров областей. Особое местосреди этих актов занимает приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 8апреля 2002 г. № 5 «Об организации надзора за исполнением законодательстваи законностью и правовых актов»[6].
Получив информацию о нарушениях законов,требующих прокурорского реагирования, прокурор действует, используя предоставленныеему полномочия, в соответствии с характером поступивших сведений.
В Законе о прокуратуре закреплено принципиальноважное положение о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий,подлежат безусловному исполнению в установленный срок всеми юридическими лицами,должностными лицами и иными гражданами (Приложение 2). Информация, требуемая прокурором,представляется безвозмездно. Должностные лица и иные граждане обязаны являться повызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, связанным с проверкой соблюдениязаконодательства, расследованием уголовного дела. В случае уклонения от явки должностноелицо и иной гражданин по постановлению прокурора доставляются органами милиции впринудительном порядке.
Прокурор вправе своим постановлениемосвободить лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основаниирешений несудебных органов (Приложение 3). Он вправе опротестовать противоречащиезакону правовые акты и действия должностных лиц, обращаться в суд и хозяйственныйсуд с требованием о признании таких актов недействительными.
При установлении нарушений законов прокурорвправе вносить представления с требованиями об устранении нарушений законности(Приложение 4).
Для успешного осуществления прокурорскогонадзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными правами и несутустановленные законом обязанности. Полномочия прокурора по надзору за исполнениемзаконов принято делить на три группы:
полномочия по выявлению нарушений закона,их причин и способствующих им условий;
полномочия по устранению нарушений закона;
полномочия по предупреждению нарушенийзакона.
В соответствии с Законом о прокуратурепрокурор в ходе проведения проверок имеет право требовать от руководителей органоввыделения специалистов для выяснения возникающих вопросов в ходе осуществления надзораза исполнением законов. Прокуроры обращаются к помощи специалистов на разных стадияхнадзорного процесса. Наиболее часто они привлекаются для участия в проверках, проводимыхпрокурором.
При осуществлении надзора за исполнениемзаконов прокурор имеет право требовать от руководителей органов, за исполнениемзаконов которыми осуществляется надзор, проведения проверок, ревизий и экспертиз,в связи с поступившими в прокуратуру материалами и обращениями. Полномочие реализуетсяпутем направления в адрес руководителей органов письменного требования с просьбойпровести проверку и сообщить о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требованияпрокурора о проведении проверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления.Проведение проверок чаще всего поручается органам контроля и вышестоящим органам.На предприятиях, в учреждениях, организациях проверки преимущественно должны проводитьсяорганами контроля. Прокурор имеет право требовать от руководителей поднадзорныхпрокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственныхпредприятий, учреждений и организаций.
Это требование реализуется чаще всегопутем направления письменного требования и реже — путем вынесения мотивированногопостановления.
Прокуроры вправе также требовать отсоответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделенияхоргана (в цехах, участках, отделах, лабораториях, службах).
От руководителей предприятий, учрежденийи организаций они могут требовать проведения служебных расследований в связи, например,с произошедшими авариями, несчастными случаями с людьми, выявленными злоупотреблениями,недостачей материальных средств и т.д.
Согласно Закону о прокуратуре, осуществляявозложенные на них функции, прокуроры проводят проверки исполнения законов и проверкизаконности актов в пределах их должностной компетенции.
Они имеют право использовать по согласованиюс соответствующими государственными органами и должностными лицами на безвозмезднойоснове средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы,а также проверять законность административного задержания граждан и применения кним административных взысканий, осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательнымиактами.
Полномочия прокурора по устранению нарушенийзакона представляют собой систему правовых средств, используемых для пресеченияправонарушений, восстановления законности, ликвидации вызванных нарушением законанегативных последствий. Названные полномочия закреплены в Законе о прокуратуре:
прокурор опротестовывает правовые актыи решения республиканских органов государственного управления, иных государственныхорганизаций, подчиненных Совету Министров, местных Советов депутатов, исполнительныхи распорядительных органов и других организаций, должностных лиц и индивидуальныхпредпринимателей, а в случаях, предусмотренных законом, отменяет их;
освобождает своим постановлением лиц,незаконно подвергнутых административному задержанию;
дает письменные указания по делам обадминистративных правонарушениях в случаях, предусмотренных законом, и направляетих органам (должностным лицам), ведущим административный процесс;
в установленном порядке вносит представления,выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующимигосударственными органами, другими юридическими лицами, должностными лицами и инымигражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
вносит в порядке, установленном законодательнымиактами, предложения о роспуске местного Совета депутатов в случае систематическогоили грубого нарушения им требований законодательства;
обращается в случаях, предусмотренныхзаконодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересовграждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественныхи государственных интересов;
составляет протоколы об административныхправонарушениях;
выносит постановления о возбуждениидисциплинарного производства или о привлечении к материальной ответственности;
выносит в случаях, предусмотренных законодательнымиактами, постановления о выселении в административном порядке;
выносит постановления о возбужденииуголовного дела.
Прокурор в пределах своей компетенциитакже полномочен: принимать меры к обеспечению в установленном порядке возмещенияматериального ущерба, причиненного нарушением закона; обращаться в интересах юридическихи физических лиц, а также государства с исковыми заявлениями и в суд.
2. Прокурорский надзор за соблюдениемконституционных прав и законных интересов граждан
Значение точного и неукоснительного соблюдения процессуальныхнорм при расследовании преступлений столь велико, что один из принципов получениядоказательств зафиксирован в Основном законе государства. Согласно ст.27 Конституциидоказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
В соответствии с приказом Генерального прокурора Республики Беларусьот 25 ноября 2002 г. № 33 «О мерах по совершенствованию организации надзораза исполнением законов при производстве предварительного следствия и дознания»[7]надзор за соблюдением законности в досудебной стадии уголовного процесса являетсяисключительно важным направлением деятельности органов прокуратуры и заключаетсяв следующем:
1. Надзор за соблюдением органом, ведущим расследование, следующихположений Конституции:
обеспечение прав, свобод граждан Республики Беларусь являетсявысшей целью государства (ч.1 ст.21 Конституции);
государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленныев Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства(ч.3 ст.21);
все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминациина равную защиту прав и законных интересов (ст.22);
ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях,предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка,зашиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ч.1 ст.23);
никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащимизакону (ч.2 ст.23);
государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинстволичности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленныхзаконом (ч.1 ст.25);
лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверкузаконности его задержания или ареста (ч.3 ст.25);
никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечномулибо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласияподвергаться медицинским или иным опытам (ч.3 ст.25);
никто не может быть признан виновным в преступлении, если еговина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившимв законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность(ст.26);
никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений противсамого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученныес нарушением закона, не имеют юридической силы (ст.27);
каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в еголичную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонныхи иных сообщений, на его честь и достоинство (ст.28);
неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан гарантируется.Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владениегражданина против его воли;
государственные органы, должностные и иные лица, которым довереноисполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции приниматьнеобходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности (ч.2 ст.59);
прокурорский надзор беларусь законодательство
каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления изащиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов(ст.62);
осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личностиможет быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положенияв порядке и пределах, определенных Конституцией и законами (ст.63).
Своевременное выявление и предупреждение нарушений законности,прав граждан на протяжении всего периода расследования путем:
проверки обоснованности применения мер процессуального принуждения,обысков;
реального обеспечения права на защиту, на неприкосновенностьжилища;
пресечения применения незаконных методов ведения следствия идознания, обвинительного уклона при сборе доказательств.
Обеспечение квалифицированного расследования и раскрытия преступленийпутем:
создания следственно-оперативных групп, должного взаимодействияследователей и органов дознания;
обсуждения на оперативных совещаниях особо сложных уголовныхдел, по которым преступники не установлены;
исключения формального подхода при решении вопроса об освобождениилиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности;
повышения ответственности руководителей следственных подразделенийорганов внутренних дел за надлежащую реализацию своих полномочий по осуществлениюконтроля за своевременностью действий следователей по раскрытию и надлежащему расследованиюпреступлений, выполнения указаний прокуроров по конкретным делам;
исключения фактов приостановления и прекращения дел, пока неисчерпаны все возможности для сбора доказательств и изобличения преступников;
повышения роли структурных подразделений республиканской прокуратуры,областей по надзору за расследованием преступлений, предупреждения и пресечениянарушений законности при производстве следствия и дознания;
принятия своевременных мер по защите процессуальной самостоятельностиследователей и пресечения незаконного воздействия на них с целью повлиять на ходрасследования и принимаемых по делу решений;
систематического обобщения и распространения положительного опытапрокурорского надзора за расследованием преступлений.
Задача
Витебским областным судом Иванов осужденпо ч.2 ст.139 УК к 20 годам лишения свободы с конфискацией имущества.
Кто, в какую инстанцию и в каком порядкевправе опротестовывать и обжаловать этот приговор: а) вступивший в законную силу,б) не вступивший в законную силу? Составьте соответствующие документы со стороныпрокурора.
Обвиняемый, его защитник и законныйпредставитель, а также потерпевший или его представитель вправе обжаловать в кассационномпорядке приговор суда.
Прокурор обязан опротестовать в кассационномпорядке каждый приговор, постановленный с нарушениями уголовного или уголовно-процессуальногозакона.
Право принесения протеста принадлежитпрокурору, участвовавшему в рассмотрении дела в качестве государственного обвинителя.Генеральный прокурор Республики Беларусь, прокуроры областей, городов, районов,приравненные к ним прокуроры и их заместители в пределах своей компетенции вправеопротестовать приговор независимо от участия в судебном разбирательстве уголовногодела.
Гражданский истец, гражданский ответчикили их представители вправе обжаловать в кассационном порядке приговор в части,относящейся к гражданскому иску.
Оправданное судом лицо вправе обжаловатьв кассационном порядке оправдательный приговор в части мотивов и оснований оправдания.
Приговоры Верховного Суда РеспубликиБеларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат.
Не вступившие в законную силу приговорымогут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке лицами, указаннымив статье 370 УПК Республики Беларусь:
1) приговоры районных (городских) судов- в областной, Минский городской суды;
2) приговоры областных, Минского городскогосудов — в Верховный Суд Республики Беларусь;
3) приговоры межгарнизонных военныхсудов — в Белорусский военный суд;
4) приговоры Белорусского военного суда- в военную коллегию Верховного Суда Республики Беларусь.
Кассационные жалобы подаются, а кассационныепротесты приносятся через суд, постановивший приговор. Подача жалобы или принесениепротеста непосредственно в кассационную инстанцию не являются препятствием для рассмотренияжалобы или протеста. В этом случае жалобы и протесты направляются в суд первой инстанциидля приобщения к уголовному делу.
Приговор, постановленный при повторномрассмотрении уголовного дела, может быть обжалован или опротестован в общем порядке.
В Верховный суд
Республики Беларусь
КАССАЦИОННЫЙ ПРОТЕСТ
Приговором Витебского областного суда от 17.09.2008года
Иванов Андрей Александрович, 30.10.1966 года рождения, уроженецг. Раздан Армянской ССР, гражданин Республики Беларусь, ранее не судимый;
осужден по ч.2 ст.139 УК Республики Беларуськ лишению свободы сроком на 20 лет.
По приговору суда Иванов А.А. признан виновным в том, что он,10.02.2005 года из хулиганских побуждений убил Рыжова С. А.
Приговор суда Витебского района от 21.02.2005 года в отношенииИванова А.А. подлежит изменению в связи полным раскаянием осужденного. Также необходимоснизить Иванову А.А. назначенную ему меру наказания.
Соглашаясь с доказанностью вины обвиняемого в инкриминируемомему деянии и квалификацией его действий, полагаю, что приговор суда является незаконными подлежит отмене, в связи с несоответствием назначенного судом наказания тяжестипреступления и личности обвиняемого.
Так, при определении меры наказания судом не учтено, что фактическиИванов А.А. виновным в совершении преступления себя признал полность. ОбвиняемыйИванов раскаялся в содеянном преступлении, а пытался приуменьшить свою вину в совершенномпреступлении.
Вышеизложенные обстоятельства указывают на то, что назначенноесудом наказание в виде лишения свободы сроком на 20 лет явно не соответствует тяжестисовершенного преступления и личности обвиняемого.
При таких обстоятельствах, приговор суда от 21.02.2005 года вотношении Иванова А.А. признать законным нельзя, и он подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.370, 371, 388,393 УПК Республики Беларусь, —
ПРОШУ:
Приговор суда Витебского района от 21.02.2005 года в отношенииИванова Андрея Александровича в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.139УК Республики Беларусь, отменить, в связи с несоответствием назначенного судом наказаниятяжести преступления и личности обвиняемого, и направить дело на новое рассмотрениев тот же суд в другом составе.
Государственный обвинитель подпись
Председателю Витебского областного суда
ПРОТЕСТ
на постановление
суда Витебского района
от 17.09.2008 года
Приговором Витебского областного суда от 17.09.2008года Иванов Андрей Александрович, 30.10.1966 года рождения,уроженец г. Раздан Армянской ССР, гражданин Республики Беларусь, ранее не судимый;осужден по ч.2 ст.139 УК Республики Беларусь к лишению свободысроком на 20 лет.
Соглашаясь с доказанностью вины обвиняемого в инкриминируемомему деянии и квалификацией его действий, полагаю, что приговор суда является незаконными подлежит отмене, в связи с несоответствием назначенного судом наказания тяжестипреступления и личности обвиняемого.
Так, при определении меры наказания судом не учтено, что фактическиИванов А.А. виновным в совершении преступления себя признал полность. ОбвиняемыйИванов раскаялся в содеянном преступлении, а пытался приуменьшить свою вину в совершенномпреступлении. Вышеизложенные обстоятельства указывают на то, что назначенное судомнаказание в виде лишения свободы сроком на 20 лет явно не соответствует тяжестисовершенного преступления и личности обвиняемого. При таких обстоятельствах, приговорсуда от 21.02.2005 года в отношении Иванова А.А. признать законным нельзя, и онподлежит отмене. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.370, 371, 388,393 УПК Республики Беларусь.
ПРОШУ:
Приговор суда Витебского района от 21.02.2005 года в отношенииИванова Андрея Александровича в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.139УК Республики Беларусь, отменить, в связи с несоответствием назначенного судом наказаниятяжести преступления и личности обвиняемого, и направить дело на новое рассмотрениев тот же суд в другом составе.
Прокурор Витебского района
советник юстиции _________
Заключение
В Конституции Республики Беларусь иЗаконе о прокуратуре провозглашено, что прокуратура Республики Беларусь представляетсобой единую и централизованную систему органов прокуратуры, возглавляемую Генеральнымпрокурором, и осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственныхорганов власти и управления, общественных формирований и должностных лиц, подчиняясьтолько Генеральному прокурору Республики Беларусь.
Если кратко охарактеризовать направленияпрокурорской деятельности, то это будут:
1) надзор за исполнением законов в сферегосударственного управления, экономики, охраны прав и свобод граждан, т.е. отрасль,которую на профессиональном языке мы привыкли называть общим универсальным надзором;
2) надзор за исполнением законов органами,осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
3) надзор за исполнением законов администрациейпенитенциарных учреждений;
4) уголовное преследование, а такжекоординация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
5) участие в рассмотрении дел судами,опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановленийсудебных органов.
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 года №2875-XII (с изменениямии дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996, в редакцииРешения Республиканского референдума от 17.11.2004 №1) // КонсультантПлюс: Беларусь.Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центрправовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2011
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З. (в ред. от 27.12.2010 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронныйресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовой информации РеспубликиБеларусь. — Минск, 2011
3. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 08мая 2007 г. № 220-З. (в ред. от 31.12.2009 г.) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Национальный центр правовойинформации Республики Беларусь. — Минск, 2011
4. О мерах по совершенствованию организации надзора за исполнением законовпри производстве предварительного следствия и дознания: Приказ Генерального прокурораот 25 ноября 2002 № 33 // Приказы и указания Генерального прокурора Республики Беларусь2001-2004. — Мн., 2004. — С.151-163
5. Басков, В.И. Прокурорский надзор. Учебник.3-е изд., перераб. и доп./ В.И. Басков — М.: НОРМА, 2007. — 704 с.
6. Беляев, В.П. Сущность надзора и некоторые пути его оптимизации /В.П. Беляев / Российский следователь. — 2005. — № 12. — С.55-58
7. Карпов, Н. Нравственные основы прокурорский деятельности / Н. Карпов// Законность. — 2008. — № 12. — С.11-14.