Прокурорский надзор за исполнением законов Федеральной службой безопасности и Службы внешней разведки

Докладпо прокурорскому надзору
Тема:«Прокурорский надзор за исполнением законов Федеральной службойбезопасности и Службы внешней разведки»
 

Введение
Конституция РоссийскойФедерации, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,обязывает правоохранительные органы направлять главные усилия на соблюдение изащиту прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура призвала решительнопресекать всякие проявления беззакония, неукоснительно стоять на стражезаконности.
За последние годы вРоссии приняты законы и другие нормативные акты, существенно изменившие реализациюправоохранительных функций государства и условия надзора за их исполнением.Прежде всего, это касается оперативно-розыскной деятельности (ОРД), впервыезаконодательно признанной в качестве самостоятельного предмета правовогорегулирования.
Новые законодательныеакты установили, что оперативно-розыскную деятельность могут проводить службывнешней разведки, оперативные подразделения Главного управления охраныРоссийской Федерации, т. е. структуры, не являющиеся органами дознания.
В юридической литературефактически нет работ по проблемам прокурорского надзора за оперативно-розыскнойдеятельностью. Объясняется это тем, что в законодательстве до сравнительнонедавнего времени отсутствовали прямые указания относительно задач функций иполномочий органов прокуратуры по надзору за оперативно-розыскнойдеятельностью.
В связи с принятиемФедеральных законов «О прокуратуре Российской Федерации» и «Обоперативно-розыскной деятельности» перед органами прокуратуры поставлена задачаосуществления постоянного и непрерывного прокурорского надзора заоперативно-розыскной деятельностью.
Проблемы прокурорскогонадзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность остаются спорными и в современной науке. Основные из них:
· определениеобъектов прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельности;
· концептуальныерасхождения в законах и проблемы прокурорского надзора;
· направлениясовершенствования правового регулирования надзора прокурора за осуществлениемОРД.
Исследование этих идругих вопросов требует от ученых решения данных проблем, имеющих не толькотеоретическое, но и практическое значение.
Цель работы состоит в изучениипрокурорского надзора за исполнением законов Федеральной службой безопасности иСлужбы внешней разведки.

Прокурорскийнадзор за деятельностью ФСБ
Оперативно — розыскнаядеятельность и надзор за законностью ее осуществления должны в равной степени обеспечиватьне только гарантии соблюдения прав человека и гражданина, правомерность оперативно-розыскныхмероприятий, но и установленный законодательством Российской Федерации, а такжеведомственными нормативно-правовыми актами порядок организации и проведенияоперативно- розыскных мероприятий.
За разглашениесведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений, ставших известнымив ходе оперативно-розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующихдокументах и материалах, а также за засекречивание сведений, не подлежащихотнесению к государственной тайне, либо включение этих сведений в носителиданных, составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратурыи органов федеральной службы безопасности несут в соответствии с ЗакономРоссийской Федерации «О государственной тайне» и Федеральным законом «Об оперативно- розыскной деятельности» ответственность, вплоть до уголовной.
Заместителям Генеральногопрокурора Российской Федерации, начальникам управлений и отделов (на правах управлений)Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов РоссийскойФедерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорамгородов, районов, другим территориальным, военным и иным специализированным прокурорам,уполномоченным осуществлять надзор за исполнением законодательства обоперативно-розыскной деятельности, проверки соблюдения законности необходимо проводить:
· пообращениям граждан и должностных лиц;
· порезультатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях, в связис отсутствием положительных результатов при раскрытии преступлений, розыске подозреваемыхили обвиняемых по уголовным делам;
· припоступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, органа дознания,определения суда по находящимся в их производстве уголовным делам, а такжеуказания прокурора;
· всоответствии с планом работы или по указанию прокурора, имеющего право даватьтакие указания.
При этом иметь в виду, чтосведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательнойи разведывательной деятельности органов федеральной службы безопасности впредмет проверок не входят.
Проверки должны проводитьсятолько теми прокурорами, на которых возложено непосредственное осуществление надзорныхфункций. Копии (выписки) приказов с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц,ответственных за ведение делопроизводства по документам оперативно-розыскной деятельности,направляются для сведения соответствующим начальникам органов федеральнойслужбы безопасности.
У уполномоченныхпрокуроров должна быть оформлена соответствующая форма допуска для работы сосведениями, составляющими государственную тайну.
Прокуроры должны выписыватьсоответствующее предписание на проведение проверки и предъявлять его начальникуоргана федеральной службы безопасности.
Предписание оформляютсяна официальном бланке прокуратуры. В предписании нужно указать фамилию, имя, отчествои должность уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а также принеобходимости — другие сведения, вытекающие из ведомственных нормативныхдокументов.
В управлениях и отделах(на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военнойпрокуратуры предписания подписываются начальникам соответствующих подразделений,заверяются их печатями подразделений по защите государственной тайны.
В управлениях Генеральнойпрокуратуры Российской Федерации в федеральных округах предписания подписываютсяначальникам управлений и заверяются их печатями управлений.
В прокуратурахсубъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иныхспециализированных прокуратурах предписания подписываются руководителямпрокуратур, заверяются их печатями подразделений по защите государственнойтайны.
В прокуратурах районов игородов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах предписанияподписываются прокурорам и заверяются их печатями прокуратур. Еслиуполномоченным прокурором назначен прокурор района или города, приравненный к немувоенный или иной прокурор, предписание в установленном порядке выдаетсявышестоящим прокурором и незамедлительно направляется по назначению.
Оперативно — служебныематериалы и иные документы изучаются в установленном нормативными актами порядкеведения секретного делопроизводства, как правило, в помещениях органовфедеральной службы безопасности, отвечающих требованиям режима секретности.
Истребование таких материаловв прокуратуру производить в исключительных случаях.
При осуществлениипроверок уполномоченным прокурорам он вправе :
· знакомитьсяс нормативными правовыми актами ФСБ России, регламентирующими порядок проведенияоперативно-розыскных мероприятий, с учетно-регистрационной документацией, а такжематериалами дел оперативного учета, сигнальных и оперативных подборок (далее — дела оперативного учета);
· приниматьпредусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры к отмене незаконныхи необоснованных постановлений о возбуждении или отказе в возбуждении уголовныхдел, а также других незаконных решений начальников органов федеральной службыбезопасности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
· требоватьписьменные объяснения от должностных лиц органов федеральной службы безопасности,допустивших нарушения закона при реализации своих полномочий по осуществлениюоперативно-розыскной деятельности;
· приниматьмеры к устранению выявленных нарушений закона, привлечению виновных должностныхлиц к ответственности, а также отстранению их от участия в работе по деламоперативного учета;
· вустановленном уголовно-процессуальным законодательством порядке проводитьпроверки в отношении сотрудников органов федеральной службы безопасности, осуществляющихоперативно-розыскную деятельность, в действиях которых усматриваются признаки составапреступления;
· принеобходимости давать письменные указания об осуществлении по уголовным деламдополнительных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать прекращения проведениятаких мероприятий;
· высказыватьпредложения о направлениях работы по делам оперативного учета.
Прокурорамсубъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированнымпрокурорам необходимо не реже одного раза в полугодие о результатах надзора за законностьюосуществления оперативно-розыскной деятельности органами федеральной службы безопасностиинформировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации, а военнымпрокурорам в те же сроки — Главную военную прокуратуру. О наиболее грубыхнарушениях закона сообщать безотлагательно.
Управлениям Генеральнойпрокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, Главной военной прокуратурекаждое полугодие анализировать состояние законности при осуществлении органамифедеральной службы безопасности оперативно — розыскной деятельности, а такжепрактику прокурорского надзора.
Итоговые справкинаправляются для обобщения в управление по надзору за исполнением законов офедеральной безопасности.
Руководителям (начальникам)подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органов безопасности,органов безопасности в войсках, подчиненных подразделений необходимо:
· представлятьуполномоченным прокурорам перечни дел оперативного учета с указанием их условныхнаименований, регистрационных номеров, классифицирующих признаков, номеровжурналов, в которых они зарегистрированы;
· потребованию уполномоченных прокуроров предъявлять в полном объеме дела оперативногоучета и регистрационные документы, а также иные оперативно — служебные документы,необходимые для оценки законности проведения оперативно — розыскных мероприятий;
· создаватьпрокурорам условия, обеспечивающие надлежащую организацию и проведениепроверок.
Предъявлениеуполномоченным прокурорам оперативно-служебных материалов должны производитьсяв порядке ведения секретного делопроизводства, установленном нормативнымиактами.
Начальники подчиненных подразделенийпосле получения предписаний о проведении проверок должны незамедлительно письменноинформировать об этом соответствующие территориальные органы безопасности иорганы безопасности в войсках.
Руководители (начальники)подразделений ФСБ России, начальники территориальных органов безопасности иорганов безопасности в войсках в течение суток после получения сообщений о проведениипроверок должны письменно информировать об этом Инспекторское управление ФСБ России(начальники органов безопасности в войсках — через УВКР ФСБ России).
Сведения о лицах, внедренныхв организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органовфедеральной службы безопасности, а также о лицах, оказывающих или оказывавших органамфедеральной службы безопасности содействие на конфиденциальной основе, предоставляютсяуполномоченным прокурорам только с письменного согласия указанных лиц и сотрудников,за исключением тех случаев, когда требуется их привлечение к уголовнойответственности.
Подлинники документов, исполненныхлицами, оказывающими органам федеральной службы безопасности содействие наконфиденциальной основе, и (или) факсимильные копии (в том числе фото- и ксерокопии)представлению не подлежат.
Дела оперативного учетаи иные оперативно-служебные документы, в том числе судебные решения опроведении оперативно-розыскных мероприятий, относящиеся к разведывательной и контрразведывательнойдеятельности (государственная измена, шпионаж), представляются для проверки приналичии у прокурора данных, свидетельствующих о нарушении органами федеральнойслужбы безопасности законодательства Российской Федерации.
Для надзора за соблюдениемразрешенных сроков проведения оперативно-технических мероприятий по делам оперативногоучета указанной категории прокурорам предоставляются специально предназначенныедля этого оперативно-служебные документы. Установочные данные о лицах, в отношениикоторых заведены дела оперативного учета, в таких документах не отражаются.
По окончании проверок составляютсясправки с указанием фамилии, имени, отчества уполномоченных прокуроров, сроков,проверенных подразделений, материалов (без указания установочных данных проходящихпо ним лиц), выводов, предположений прокуроров, выявленных недостатков,нарушений и принятых мер по их устранению.
Начальники подчиненных подразделенийсправки направляют в соответствующие территориальные органы безопасности и органыбезопасности в войсках не позднее трех суток после окончания проверок.
Руководителями(начальниками) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органовбезопасности и органов безопасности в войсках письменно информируется Инспекторскоеуправление ФСБ России о результатах прокурорских проверок не позднее пяти сутокпосле их окончания (начальникам органов безопасности в войсках — через УВКР ФСБРоссии). О выявленных нарушениях закона при проведении оперативно-розыскныхмероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, сообщаетсянезамедлительно.
Контроль за выполнениемнастоящего указания Генеральной прокуратуры «О порядке осуществленияпрокурорского надзора за исполнением ФЗ «Об ОРД» органами федеральной службыбезопасности» возлагается на заместителей Генерального прокурора Российской Федерациипо направлениям деятельности и заместителя Директора — начальникаИнспекторского управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Указание направляется:
· начальникамуправлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации,прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и инымспециализированным прокурорам;
· руководителям(начальникам) подразделений ФСБ России, начальникам территориальных органовбезопасности и органов безопасности в войсках.
Его содержаниедоводится до сведения подчиненных работников.

Прокурорскийнадзор за деятельностью СВР
В соответствии со ст.25 ФЗ «О внешней разведке» прокурорский надзор за исполнением органами внешнейразведки Российской Федерации федеральных законов осуществляют Генеральныйпрокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.
Сведения о лицах,оказывающих (оказывавших) органам внешней разведки Российской Федерацииконфиденциальное содействие, а также об организации, о методах и средствахосуществления деятельности органов внешней разведки Российской Федерации впредмет прокурорского надзора не входят.
По требованию указанныхпрокуроров руководители органов представляют им оперативно-служебные документы,включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведенииоперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-техническихсредств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативныеправовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскныхмероприятий.
Сведения о лицах,внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудникахорганов, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальнойоснове, представляются соответствующим прокурорам только с письменного согласияперечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовнойответственности.
Прокуроры обеспечиваютзащиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий понадзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленнуюзаконом ответственность.
Оперативно-служебныедокументы Службы внешней разведки могут быть истребованы прокурором только приналичии информации от граждан о нарушении в процессе данной деятельности ихправ.
Перечень основанийпрокурорской проверки содержится в п. 4 Приказа Генерального прокурора РФ от 25апреля 2000 г. № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона«Об оперативно-розыскной деятельности»». Основаниями проверки могутбыть:
· плановоезадание вышестоящей прокуратуры;
· перспективныйплан соответствующей прокуратуры;
· заявленияи жалобы граждан, обращения должностных лиц;
· результатыизучения уголовных дел о нераскрытых преступлениях;
· информацияо ненадлежащем реагировании со стороны поднадзорных объектов на порученияоргана дознания или следователя;
· указанияпрокурора и постановления (определения) суда по уголовным делам, находящимся впроизводстве;
· отсутствиеположительных результатов по выявлению, раскрытию преступлений и розыску лиц.

Заключение
Избранная мною темаочень актуальна, так как до недавнего времени оперативно-розыскная деятельностьбыла строго засекречена. До середины 80-х годов ОРД находилась вне правовогополя, так как регулировались ведомственными актами МВД, КГБ и т. д.Единственное упоминание было в основах уголовного судопроизводства СССР исоюзных республик и ст. 119 УПК РСФСР, возложивших на органы дознанияосуществление оперативно розыскных мероприятий.
В середине-конце 80-хгодов упоминание о субъектах оперативно-розыскной деятельности появилось взаконах СССР «Об органах государственной безопасности СССР», «О советскоймилиции» и других нормативных актах.

Списоклитературы
 
1.Конституция РФ;
2.ФЗ «Опрокуратуре»;
3.ФЗ «Обоперативно-розыскной деятельности»;
4.ФЗ «О внешнейразведке»;
5.УказаниеГенеральной прокуратуры «О порядке осуществления прокурорского надзора заисполнением ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» органами федеральнойслужбы безопасности».