Прокурорский надзор за исполнением законов и соблюдением законности

–PAGE_BREAK–2.3. Надзор за исполнением законов администрациями  органов и учреждений,  исполняющих наказание и назначаемые судом  меры  принудительного характера, администрациями  мест  содержания задержанных и заключенных под стражу.
Основными законодательными положениями и документами, регулирующими правоотношения в области надзора за законностью исполнения уголовных наказаний, являются: Конституция РФ как основной закон, предусматривающий обеспечение прав и свобод граждан; Уголовно-исполнительный кодекс РФ, регламентирующий порядок исполнения уголовных наказаний администрациями соответствующих органов и учреждений; Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», определяющий цели и условия содержания под стражей лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния; ведомственные приказы, положения и инструкции.

Наряду с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», роль и задачи органов прокуратуры при осуществлении надзора за законностью исполнения наказаний определены Приказом Генерального прокурора РФ № 27/3-2003/2004 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах», предусматривающим порядок проведения проверок соблюдения законности администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также осуществления контроля и систематического анализа прокурорской деятельности на данном направлении надзора.

В соответствии со ст. 32 закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора данного направления прокурорской деятельности являются:

— законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом;

— соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, арестованных, и осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания,

— законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ, определяющих правовое положение осужденных, их материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» предоставил широкие полномочия при проверке соблюдения законов. Прокурор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания. (Приложение 3) Также прокурор вправе опрашивать осужденных, знакомиться с документами, на основании которых они осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами.

Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права осужденных, проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела и производства об административных правонарушениях.

Прокурору предоставляется право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных, немедленно освобождать своими постановлениями из штрафного или дисциплинарного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливается обязанность исполнения постановлений и требований прокурора администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 34). Согласно ст. 54 Закона такое полномочие предоставлено Генеральному прокурору РФ, его заместителям и советникам, всем нижестоящим прокурорам, их заместителям, помощникам прокуроров по особым поручениям, старшим помощникам, помощникам, старшим прокурорам и прокурорам, старшим прокурорам-криминалистам и прокурорам-криминалистам управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции по осуществлению надзора за соблюдением законов при исполнении наказаний.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ предоставил прокурорам дополнительные полномочия по решению вопросов, связанных с исполнением наказаний. Они в основном относятся к даче санкций на задержание осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания. Так, в случае уклонения осужденного к ограничению свободы от получения предписания о выезде к месту отбывания наказания или невыезде к месту отбывания наказания в установленный срок без уважительных причин он задерживается органом внутренних дел с санкции прокурора на срок до 15 суток (ч. 2 ст. 48); при самовольном без уважительных причин оставлении осужденным к ограничению свободы места отбывания наказания он задерживается с санкции прокурора на срок не более 30 суток.

По согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором субъекта Федерации в исправительных учреждениях устанавливается режим особых условий.

Важнейшей частью прокурорского надзора является работа с жалобами и обращениями осужденных и их родственников. Прием родственников осужденных осуществляется в помещении прокуратуры, а осужденных – в исправительных учреждениях при их посещении. По всем обращениям (в том числе и письменным), поступающим в прокуратуру, проводятся проверки, о результатах которых авторы обращений уведомляются, при необходимости даются разъяснения положений законодательства.

По выявляемым недостаткам и нарушениям принимаются меры прокурорского реагирования: вносятся предостережения о недопустимости нарушений закона, протесты на противоречащие закону приказы и распоряжения администрации, представления об устранении нарушений законности, а также принимаются иные меры.

Таким образом, содержанием прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказанийявляются:

— проверка законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, местах предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудитель­ного характера, назначаемые судом;

— надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного ха­рактера, порядка и условий их содержания;

— законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

    продолжение
–PAGE_BREAK–