Промышленная политика: содержание и цели в условиях экономической модернизации

/>/>Министерство образования и науки РеспубликиКазахстанКарагандинский Государственный ТехническийУниверситет
 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАпо дисциплине: «Государственноерегулирование экономики»Тема: «Промышленная политика: содержание ицели в условиях экономической модернизации»
 
Выполнила:
ст-ка гр.ЭКБ-2008 з.ВВ
ГришеняКсенияКараганда 2008
/>Содержание
Введение
1Сущность промышленной политики
2Реализация промышленной политики в Республике Казахстан на современном этапе
3Реализация индустриально-инновационной политики
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
 
Правильное определение места и роли государственнойпромышленной политики в переходный период является одним из важнейших звеньевтрансформационного развития.
Особый интерес к этой проблеме в последние годы был проявленЕЭК, поскольку по ее классификации все страны бывшего СЭВ’а и страны СНГотносятся к государствам с переходной экономикой. Европейская Комиссия в 1995году (8-9 июня, Женева, Швейцария) провела большое совещание по проблемампромышленной политики и перестройки промышленности, в которой участвовалишестнадцать стран — членов бывшего СЭВ и стран СНГ, включая, естественно,Казахстан. В этом совещании приняли участие 50 представителей директивныхорганов и экспертов по промышленной политике. Причем, заинтересованностьпроявили и такие страны, как США, Нидерланды, а также ведущие международныеорганизации.
Интерес к этой проблеме связан с тем, что в странах Центральнойи Восточной Европы реформы начались несколько раньше, чем в Казахстане, и в тегоды была повышенная эйфория от того, что дерегулирование и приватизация быстропомогут решить проблемы структурной перестройки и экономического роста ивхождения национальных экономик в мировое хозяйство.
Очевидно, эти условия являются необходимыми, но недостаточными для того, чтобы перевести централизованно планируемую экономику,которая была у них в то время, в рыночную, конкурентную среду. В то время небыло разговоров о каком-то регулировании со стороны государства, о механизмеего взаимодействия с рынком. Польский министр промышленности в 1989 г. сказал:«Самая лучшая промышленная политика — это отсутствие таковой». Этобыла распространенная точка зрения, поскольку представлялось, что все процессыперехода совершатся довольно быстро, если, с одной стороны, дать максимальноеразвитие рыночным силам, с другой стороны, ограничить роль государства, сведяее до минимума.
Поэтому первый вопрос, требующий рассмотрения — рольгосударственной промышленной политики и ее соотношение с общей экономическойполитикой в переходной экономике.
В этой связи представляется, что общая экономическая политикав идеале должна включать разработку главных проблем общественноговоспроизводства: экономический рост, накопление, потребление, инвестиции, нормубезработицы и ряд других важнейших экономических параметров воспроизводства.
В монетарной концепции развития макроэкономическая политикасводится по сути к финансовой политике и более конкретно — к бюджетнойполитике, проблемам государственного долга, уровню инфляции, ставкамреинвестирования, валютного курса рубля и т.д.
Цель промышленной политики — преимущественно косвенные методыгосударственного регулирования эффективного промышленного развития (а внеобходимых случаях — прямого регулирования), устранение всех препятствий дляэкономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходомсобытий.
Рассматривая историю этого вопроса, следует отметить, чтопроизошла эволюция промышленной политики. Когда-то промышленная политика вомногом была связана с прямым регулированием государством. Государственныйсектор во многих странах, особенно во время войны и первые десятилетия послевойны, составлял значительную долю — 30-35% и до 40%. В результате нарастающихпроцессов приватизации эволюция проходила в направлении перехода от прямыхметодов регулирования промышленного развития со стороны государства к косвеннымметодам регулирования на основе промышленной политики.
1 Сущностьпромышленной политики
Промышленная политика осуществляется в общем руслегосударственной экономической политики, направленной на структурныепреобразования и рост общественного производства.
Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются наоснове стратегических ориентиров, задаваемых для производственной икоммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальнойдеятельности государства.
Промышленная политика должна решать следующие основныепроблемы (по классификации Европейской экономической комиссии):
1) реформы в области нормотворчества и развитиязаконодательства (включая проблемы либерализации, дерегулирования; социальное,трудовое и промышленное законодательство; финансовый инжиниринг, приватизацию);
2) политика в конкретных промышленных секторах (промышленнаяперестройка, закрытие и конверсия оборонных отраслей промышленности, поддержкамелких и средних предприятий, поддержка высокоприоритетных отраслей);
3) занятость и производительность;
4) инвестиции в материальные активы (промышленность,транспортная инфраструктура, связь);
5) инвестиции в нематериальные активы (промышленныеисследования и разработки, передача технологии; подготовка кадров, в том числеуправленческих; повышение качества, экологически чистые технологии; развитиестандартизации и статистики);
6) политика в области конкурентоспособности и конкуренции(мероприятия на внутреннем рынке; развитие экспорта и либерализация торговли);
7) международные инвестиции;
8) экологическая политика, промышленная экология;
9) промышленные аспекты энергетической политики;
10) политика регионального развития;
11) промышленное сотрудничество между развитыми странами истранами, находящимися на переходном этапе;
12) специфические аспекты промышленного развития стран,находящихся на переходном этапе.
Прямое управление государство может осуществлять только вотношении государственного сектора промышленности. А для всей остальной сферыпромышленности может быть какое-то рамочное регулирование, связанное, например,с инновационной, инвестиционной, структурной и другими видами промышленнойполитики. В смешанной экономике государственный и негосударственный секторапромышленности должны работать в одинаковых условиях, то есть по рыночнымзаконам, в одной и той же экономической среде. Понимание этой проблемы и естьсуть переосмысления роли государства в переходной экономике.
Главная беда и промышленности, и экономики в целом -оченьслабая институциональная основа всех преобразований. Она очень отстала. Многиеэлементы институциональной базы предыдущей модели развития устарели, в то жевремя необходимые новые элементы не созданы.
В конечном итоге речь идет о создании институциональнойрыночной среды, в которой бы отражались интересы государства и бизнеса с учетомобщепромышленных интересов, а также интересов региональных и отраслевыхструктур.
Возникает потребность в изменении акцентов в экономической ипромышленной политике, с тем, чтобы в конечном итоге и государство, и рынокпришли к гармоничному взаимодействию. В настоящее же время создалась такаяситуация, когда они не помогают друг другу, а выступают друг против друга.
Таким образом, у нас пока государство и бизнес выступают некак сообщающиеся сосуды для решения единых задач, а как противники, стремящиесядоказать свое превосходство в реализации своих интересов.2 Реализация промышленной политики в РеспубликеКазахстан на современном этапе
 
В январе-марте 2008 года к уровню января-марта 2007 годаиндекс физического объема промышленного производства составил 103,7 %. Заотчетный период было произведено промышленной продукции в действующих ценах на2 361,8 млрд. тенге. Наибольшее влияние на формирование результатов вцелом по промышленности оказывает горнодобывающая промышленность (106,8 %) ипроизводстве и распределении электроэнергии, газа и воды (108,7 %).
В горнодобывающейпромышленности в январе-марте 2008 года произведено продукции на 1 511,5 млрд. тенге, что на 6,8% выше уровня января-марта 2007 года. Возросла добыча нефти в основном напредприятиях Атырауской и Актюбинской областей. Также увеличено производство газаприродного, конденсата газового и угля. Вместе с тем, сокращено производство меди вмедном концентрате из-за низкого содержания металла в руде и снижения добычимедной руды; окатышей железорудных ‑ согласно заключенным договорам.
Геология инедропользование. В сфере недропользования продолжается работа по проведению анализаисполнения контрактных обязательств. За I квартал 2008 года в ходепроведения мониторинга и контроля выполнения контрактных обязательстврасторгнуты 3 контракта, возобновлено действие 1 контракта, в адрес 50 компанийнаправлены уведомления о нарушениях контрактных обязательств и лицензионныхусловий.
Нефтянаяпромышленность. За I квартал т. г. по оперативным данным добыто 17 680 тыс. тонннефти с газовым конденсатом (107,0 %).
Нефтеперерабатывающимизаводами республики переработано 3 088,4 тыс. тонн нефти (106,3 %) ипроизведено 663,2 тыс. тонн (98,2 %) бензина, 940 тыс. тонн (100,2 %)дизельного топлива, 853,8 тыс. тонн (145,5 %) мазута, 92,9 тыс. тонн (171,8 %)авиакеросина.
Транспортировканефти на экспортза I квартал 2008 года составила 16 192 тыс. тонн, в томчисле по нефтепроводу КТК – 6 873 тыс. тонн, Атырау-Самара – 4 200тыс. тонн, Атасу-Алашанькоу – 1 306 тыс. тонн, через порт Актау –1 836 тыс. тонн; на переработку на Оренбургский ГПЗ поставлено 435 тыс.тонн конденсата; железной дороге – 1 542 тыс. тонн.
В I квартале 2008 годапродолжены работы по реализации второго этапа Государственной программыосвоения казахстанского сектора Каспийского моря.
Согласно этойпрограмме ведутся поисково-разведочные работы на морских проектах «Курмангазы»,«Тюб-Караган», «Аташ», Жамбай Южный – Южное Забурунье, Жемчужины. Продолжаютсяпереговоры по блокам Дархан, Абай, Сатпаев.
Ведутсяработы по реализации проектов Завода Второго Поколения и Закачки Сырого Газа наместорождении Тенгиз. С введением в эксплуатацию данных проектов добыча нефтина месторождении достигнет уровня более 20 млн. тонн в год.
В связи сзаявлением подрядчика о переносе коммерческой добычи на более поздние срокиПравительством Республики Казахстан в 2007 году была создана переговорнаягруппа. Результатом переговоров явилось соглашение о внесении изменения в Соглашениео разделе продукции с целью восстановления первоначального балансаэкономических интересов сторон Соглашения. Все это должно позволить вдальнейшем более эффективно и успешно осуществлять проект в целях развитияэкономики страны и повышения благосостояния ее граждан.
Прорабатываются вопросы: поэтапного расширения нефтепровода КТК до67 млн. тонн в год, в том числе казахстанской нефти до 50 млн. тонн в год;присоединения к трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан через систему КазахстанскойКаспийской Системы Транспортировки; строительства второго этапа нефтепровода«Казахстан-Китай».
Газовая промышленность. По оперативным данным добыча газа за январь-март 2008 года составит 8 293,7 млн. куб.м, или 110,4% каналогичному периоду прошлого года. Основной рост добычи газа обеспечиваетсякомпаниями «КарачаганакПетролеум Оперейтинг б.в», АО «СНПС-Актобемунайгаз», ТОО «Толкыннефтегаз».
На нефте- игазоперерабатывающих предприятиях республики в январе-марте 2008 годапроизведено 360,5 тыс. тонн сжиженного углеводородного газа или 100,9 % каналогичному периоду прошлого года.
Объемпотребления природного газаобластями республики за отчетный периодсоставил 3 099,4 млн. куб. м и на 8,9 % превысил объем потребления газа вянваре-марте 2007 года. Снижение объема потребления природного газа на Югереспублики связано с ограничениями поставок газа НХК «Узбекнефтегаз», а также свыходом из строя в феврале т.г. установки комплексной подготовки газа СП ТОО«КазГерМунай» на месторождении «Акшабулак» в Кызылординской области.
По состояниюна 1 апреля т.г. объем запаса природного газа в подземных газовых хранилищахреспублики составил 725,7млн. куб.м.
Заянварь-март т. г. 2008 года будет осуществлен транзит газа через территорию республикив объеме 22 577,8 млн. куб. м, что составит 82,5 % к аналогичному периодупрошлого года.
Объемэкспортагаза из республики за 1 квартал 2008 года составил 2 057,7млн. куб. м, что на 12,5 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Объем импортаприродного газа за январь-март2008 года, по предварительным оценкам,составит 1 302,3 млн. куб. м, или 90,3 % к аналогичному периоду прошлогогода.
Информацияпо утилизации газа. За январь-март т.г., с учетом проводимых мероприятий поутилизации газа, объем сжигаемого на факелах газа снизится на 30,7 % по сравнению с аналогичным периодомпрошлого года и составит 0,4 млрд. куб.м.
ОсвоениеАмангельдинской группы месторождений газа. Продолжается разработка газовогоместорождения Амангельды в Жамбылской области. По состоянию на 1 апреля 2008 года эксплуатационный фондскважин составляет 25 скважин. За январь-март 2008 года добыча газа на месторождении составила 103,1 млн. куб. м, газовогоконденсата – 8 тыс. тонн.
Газовый проект«Карачаганак».В соответствии с подписанным Соглашением об основных принципахсоздания и участия в совместном российско-казахском предприятии (СП) на базеОренбургского газоперерабатывающего завода, доли участия сторон в СП будутраспределены на паритетной основе. Одним из основных видов деятельности СПстанет переработка углеводородного сырья Карачаганакскогонефтегазоконденсатного месторождения. Также были подписаны долгосрочные (срокомна 15 лет) договора купли-продажи сырого и переработанного газаКарачаганакского месторождения.
5 февраля 2008 года подписан Закон Республики Казахстан «Оратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан иПравительством Российской Федерации о сотрудничестве в создании хозяйственногообщества на базе Оренбургского газоперерабатывающего завода», заключенного 3октября 2006 года.
На сегодняшний день согласно утвержденному Плану совместныхдействий по созданию СП, совместно с ОАО «Газпром» проводится оценка имуществаОренбургского ГПЗ (ОГПЗ), передаваемого в СП, а также обновление ТЭОмодернизации и реконструкции мощностей ОГПЗ.
За январь-мартдобыча природного газа на Карачаганакском месторождении составила 4 053,3 млн.куб. мили 111,0 % по отношению к аналогичномупериоду прошлого года, в том числе объем обратной закачки газа в пласт составит 1 478,8млн. куб. м.
Прикаспийскийгазопровод. В соответствии с Совместной декларацией Президентов РеспубликиКазахстан, Российской Федерации и Туркменистана от 12 мая 2007 года с цельюразвития транспортных мощностей, 20 декабря 2007 года в г. МосквеПравительствами трех государств подписано Соглашение о сотрудничестве встроительстве Прикаспийского газопровода (соглашение вступает в силу послератификации и действует до 31 декабря 2028 года).
Строительствомагистрального газопровода Бейнеу – Бозой – Саксаульская – Акбулак(Самсоновка). Всоответствии с посланием Главы государства для обеспечения энергетическойбезопасности и стабильного газоснабжения южных регионов прорабатывается проектстроительства газопровода «Бейнеу – Бозой – Саксаульская – Акбулак (Самсоновка)».Корректировка ТЭО данного проекта находится в стадии завершения.
Электроэнергетика. По оперативным данным выработка электроэнергииувеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 6,9 % исоставила 22,79 млрд. кВтч. Потребление электроэнергии составило 23,08 млрд.кВтч, что на 9,5 % выше прошлогоднего показателя. Во II квартале т.г. ожидаемыйобъем производства электроэнергии составит 18,6 млрд. кВтч.
Проведенаработа по изучению применяемых в последнее время технологий по использованиювысокозольных и высокоабразивных углей ведущими энергетическими компаниямимира. Запрошены также ценовые предложения и дополнительные техническиехарактеристики на основное оборудование.
Угольнаяпромышленность. В январе-марте 2008 года по оперативным данным угледобывающимипредприятиями республики добыто 28 млн. тонн. По сравнению с аналогичнымпериодом 2007 года объем добычи увеличился на 4,9 млн. тонн или на 21,2 %.
Нефтехимическаяпромышленность. По созданию нефтехимических производств Казахстана 2008 годявляется годом перехода на новый уровень развития отрасли. Разработаны иподготовлены к реализации несколько взаимосвязанных инвестиционных проектовсоздания нефтехимических производств мирового уровня. При этом были учтены нетолько ресурсные возможности нефтегазовых месторождений, но и технологическиевозможности и производственные ресурсы модернизированного Атыраускогонефтеперерабатывающего завода, в перспективе, будут определены и вовлеченыресурсные и технологические возможности и других нефте-, газоперерабатывающихзаводов. Учитывая высокую капиталоемкость нефтехимических комплексов, ихстроительство будет осуществлено в рамках специальной экономической зоны«Национальный индустриальный нефтехимический технопарк».
В созданиинефтехимических комплексов мирового уровня государство примет непосредственноеучастие – бюджетное финансирование и кредитование на строительство современнойинфраструктуры СЭЗ и первого интегрированного нефтехимического комплекса. Этопозволит снизить затраты на себестоимость планируемой к производству продукции,что обеспечит конкурентоспособность казахстанской нефтехимии на международномрынке.
Кроме того,по обеспечению первого интегрированного нефтехимического комплексамировогоуровня необходимыми сырьевыми ресурсами при участии государства в 1 квартале2008 года подписаны договора на поставку гарантированных объемов сырья сТенгизского месторождения для последующей глубокой переработки.
Атомнаяпромышленность. В течение I квартала 2008 года осуществлялись добыча и переработкауранового сырья, выпуск бериллиевой и танталовой продукции на ТОО «МАЭК –Казатомпром».
Добыча ураназа I квартал 2008 годасоставила 1 775,2 тонн, что на 23,6 % больше, чем за аналогичный период2007 года.
Произведено1 617 тонн закиси-окиси урана, в том числе на АО «УМЗ» произведено 688тонн, на аффинажном заводе – 339 тонн, в ТОО «СГХК» – 554 тонны. На АО «УМЗ»,помимо закиси-окиси, произведено 32 тонны топливных таблеток.
Произведено440 тонн бериллиевой продукции, в том числе 187 тонн лигатур имеднобериллиевых сплавов; 245 тонн медно-бериллиевой лигатуры карботермической4-х процентной; 6,8 тонны бериллия технического; 1,7 тонны изделий из бериллия.
Произведено66,5 тонн танталовой продукции.
Для успешнойреализации «Программы 15 тыс. тонн к 2010 году» продолжаются работы поувеличению объемов добычи на действующих рудниках и освоению новыхместорождений.
Казахстанрасполагает не всеми звеньями ядерного-топливного цикла – отсутствуют такиепеределы как конверсия, обогащение, производство ТВС, строительство атомныхстанций. В этой связи была поставлена задача – создать транснациональнуювертикально-интегрированную компанию, занимающую ключевые позиции на рынкемировой атомной энергетики, участвующую во всех стадиях ядерно-топливногоцикла, располагающую высокой доходностью за счет получения максимальнойприбавочной стоимости с готовой продукции. С этой целью маркетинговая политикаАО «НАК «Казатомпром» нацелена на развитие системы стратегического партнерства.
В I квартале 2008 года былипродолжены работы по добыче урана на французско-казахстанском ТОО СП «Катко», атакже канадско-казахстанском ТОО СП «Инкай». Кроме того, АО «НАК «Казатомпром»и канадская корпорация Cameco подписали Меморандум о взаимопонимании вотношении завода по конверсии урана в Республике Казахстан, согласно которомубыли созданы рабочие группы по направлениям. Также ведутся работы, связанные сходом реализации проекта, на созданном совместно с российской компанией ОАО«Техснабэкспорт» СП «Центр по обогащению урана» (ЦОУ) в г. Ангарске (РоссийскаяФедерация). Международный центр по обогащению урана будет обеспечивать поставкиобогащенного урана в те страны, которые хотят эксплуатировать и строить новыеАЭС, но не имеют возможностей организовать на своей территории стадии ЯТЦ,включая обогащение урана.
В обрабатывающейпромышленности в январе-марте 2008 года произведено продукции на 689,6 млрд. тенге. Индексфизического объема в январе-феврале 2008 года по сравнению с январем-февралем2007 года составил 98,8 % в основном из-за снижения производства прочих неметаллическихминеральных продуктов (78,3 %); электрооборудования, электронного и оптическогооборудования (92,1 %); пищевых продуктов, включая напитки (96,0 %); цветныхметаллов (96,5 %); текстильной промышленности (96,5 %); транспортных средств иоборудования (98,0 %); древесины и изделий из дерева (98,2 %); черной меллургии(99,4 %).
В текстильной и швейной промышленности в январе-марте2008г. произведено продукции на 5,4 млрд. тенге. По сравнению с январем-мартом2007г. индекс физического объема составил 96,5 %. Снизился выпуск волокнахлопкового (Южно-Казахстанская область); ковров, ковровых изделий и шляп,уборов головных (г. Алматы). Возросло производство тканей; свитеров,джемперов, пуловеров и изделий аналогичных.
Кожи, изделий из кожи и обуви в январе-марте 2008г.произведено на 729 млн. тенге, что в 2,4 раза выше уровня января-марта прошлогогода. Увеличилось производство обуви и кожи из шкур крупного рогатого скота.Снизился выпуск кожи из шкур овечьих, козьих и свиных предприятиямиВосточно-Казахстанской области.
Объемобработки древесины и производства изделий из деревав январе-марте 2008г. составил 1,5 млрд. тенге или 98,2% к уровню января-марта2007г. Сократился выпуск плит древесноволокнистых (Восточно-Казахстанскаяобласть); окон, дверей и их рам (г. Алматы); паркета (Карагандинская область).Возросло производство лесоматериалов, шпал деревянных железнодорожных или трамвайных пропитанных,тары деревянной.
В целлюлозно-бумажной промышленности и издательском делев январе-марте 2008г. произведено продукции на 14,1 млрд. тенге, что куровню января-марта прошлого года составляет 102,5%. Снизилось производствобумаги и картона гофрированных; газет и журналов; этикеток и ярлыков напредприятиях г. Алматы. При этом увеличился выпуск обоев, книг и брошюр.
Впроизводстве кокса,нефтепродуктов и ядерных материалов в январе-марте 2008г. выпущено продукциина 54,1 млрд. тенге, что вышесоответствующего периода прошлого года на 3%. Увеличился выпуск топливамоторного (бензина), газойлей, мазута топочного, пропана и бутана сжиженных восновном на предприятиях Атырауской и Южно-Казахстанской областей. Вместе стем, сократилось производство керосина и углеводородных сжиженных газов.
В химической промышленности в январе-марте 2008г.произведено продукции на 17,8 млрд. тенге или на 2,7% выше, чем вянваре-марте 2007г. Возрос выпуск удобрений минеральных или химических азотных,кислоты ортофосфорной (фосфорной), трифосфата и бихромата натрия, окиси хрома.Сократилось производстводубителя хромового и триоксида хрома (Актюбинская область); кислоты серной(Карагандинская область);удобрений минеральных или химических фосфорных, фосфора (Жамбылская область).
В производстве резиновых и пластмассовых изделий вянваре-марте 2008г. произведено продукции на 11 млрд. тенге, что составляет 107,1 % к уровнюянваря-марта прошлого года. Увеличился выпуск труб, трубок, рукавов и шланговиз резины и из пластмасс; ленты резиновой конвейерной; дверей и окон изпластмасс. Снизилось производство пластмассовых плит, листов и полос (Алматинскаяобласть, г. Алматы).
В производстве прочих неметаллических минеральныхпродуктов в январе-марте 2008г. выпущено продукции на 34,2 млрд. тенге, что меньшеуровня января-марта 2007г. на 21,7%. Сократилось производство строительных материалов: цемента, извести, плиток, кирпичей, бетона товарного, конструкций строительных(Восточно-Казахстанская область, гг. Астана и Алматы). Увеличился выпуск посуды столовой икухонной из фарфора; бутылок, банок и флаконов из стекла.
В металлургической промышленности в январе-марте 2008г. к уровню января-марта 2007 г. индекс физического объема составил 98,7 %. На долю отрасли приходится44,2% объема обрабатывающейпромышленности. В истекшем периоде произведено продукции черной металлургии на 131,2 млрд. тенге, цветной – на 158,5 млрд. тенге. В чернойметаллургии производство снизилось на 0,6 % из-за уменьшения выпускаплоского проката ичугунав Карагандинскойобласти. Впроизводстве цветных металлов индекс физическогообъема составил 96,5 %. Сократился выпуск меди рафинированной, серебрааффинированного, цинка (Карагандинская область), свинца (Восточно-Казахстанскаяобласть). Увеличилось производство золота аффинированного и необработанного, глинозема, проволоки медной.
Производствоготовых металлических изделий в январе-марте 2008г. к уровню января-марта 2007г. составило 101,4 %. Возросло производство металлоконструкций, радиаторов и котловцентрального отопления; раковин и моек из металлов черных. Сократился выпускцистерн, бочек и ящиков из металлов черных; резервуаров для нефти инефтепродуктов.
В машиностроении вянваре-марте 2008г. произведено продукции на 62,2 млрд. тенге. По сравнениюс январем-мартом 2007г. индекс физического объема составил 102,8 %.
В производстве машин и оборудования вянваре-марте 2008г. выпущено продукции на 23,2 млрд. тенге или на 22,9 % выше соответствующегопериода 2007г. Увеличилось производство подшипников; тракторов; машинуборочных; оборудования нефтепромыслового. Вместе с тем, сократился выпускмашин стиральных и для сушки одежды бытовых; машин для горнодобывающейпромышленности (г. Алматы) и оборудования нефтегазоперерабатывающего (Западно-Казахстанская область).
Электрооборудования, электронного и оптическогооборудования в январе-марте 2008г. произведено на 14,4 млрд. тенге. Индекс физическогообъема по сравнению с январем-мартом 2007г. составил 92,1 %. Снизилосьпроизводство аккумуляторов электрических свинцово-кислотных (Алматинскаяобласть); проводов и кабелей изолированных (Карагандинская область); машинвычислительных цифровых, телевизоров, счетчиков жидкости и электроэнергии (г. Алматы). Приостановлен выпускмагнитофонов в г.Алматы. Увеличилось производство конденсаторов и трансформаторовэлектрических.
Производство транспортных средств и оборудования в январе-марте 2008 г.составило 24,6 млрд. тенге, что на 2 % ниже аналогичного периода 2007г. Меньше, чем вянваре-марте 2007 г., произведено грузовых автомобилей в Акмолинская области ичастей двигателей в Северо-Казахстанской области. Возросло производство автомобилейлегковых пассажирских, для перевозки десяти или более человек, специальных испециализированных.
Впрочих отраслях промышленности в январе-марте 2008г. произведено продукции на 11,1 млрд. тенге, что на 17,1 % ниже января-марта 2007г. Снизилось производство мебели для сидения с деревянным каркасом, офиснойдеревянной и кухонной; ювелирных изделий и спортивных товаров. Увеличилсявыпуск мебели для сидения с металлическим каркасом и офисной металлической;кроватей деревянных.
В производстве ираспределении электроэнергии, газа и воды в январе-марте 2008г. посравнению с январем-мартом 2007г. индекс физического объема составил 108,7 %.
Производство электроэнергии в январе-марте 2008г. составило 22,9 млрд. кВт.ч, что на 7,6% выше уровняянваря-марта 2007г. Возросло производство на предприятиях всех регионов, кромеАкмолинской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей.
Выработка теплоэнергии составила 36,3 млн. Гкал или на 7,5%больше по сравнению с январем-мартом 2007г. Увеличилось производство напредприятиях всех регионов, кроме Атырауской области и г. Алматы./>3Реализация индустриально-инновационной политики
Всоответствии с Планом мероприятий по реализации Указа Президента «О мерах помодернизации экономики Республики Казахстан» в I квартале 2008 годпроведена работа по отбору проектов для включения их в Перечень «прорывных»проектов.
В целяхинформационно-аналитического обеспечения процесса диверсификации, УказомПрезидента Республики Казахстан «О дальнейших мерахпо реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» от 6 апреля 2007 года№ 310 предусмотрено внесение корректировок в Стратегиюиндустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы с учетом новыхэкономических условий и приоритетов. В отчетном периоде в ПравительствоРеспублики Казахстан внесен доработанный проект Указа Президента о внесенииизменений в Стратегию.
Всоответствии с Планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстанна 2008 год разработан и внесен в Мажилис Парламента проект Закона «О внесенииизменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан повопросам фармацевтической и медицинской промышленности».
Министерствоминдустрии и торговли совместно с АО «Фонд устойчивого развития «Казына», АО«Национальный инновационный фонд» и казахстанскими венчурными фондами создананекоммерческая организация — Ассоциация «Казахстанская Ассоциация венчурногокапитала и прямых инвестиций».
В целяхусовершенствования действующего законодательства в области интеллектуальнойсобственности внесены предложения по усовершенствованию действующегозаконодательства по вопросам интеллектуальной собственности, в частностивнесение поправок в Патентный закон и Бюджетный кодекс Республики Казахстан. Всвязи, с чем в 2008 году будет разработан проект Закона Республики Казахстан «Овнесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РеспубликиКазахстан по вопросам интеллектуальной собственности».
Разработаныпроекты законов Республики Казахстан: «О внесении изменений и дополнений вЗакон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационнойдеятельности», Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений вЗакон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационнойдеятельности» (внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента РеспубликиКазахстан). Также разработан проект Концепции по созданию Банка инноваций ипатентов.
Министерствоминдустрии и торговли Республики Казахстан планируется создание 5конструкторских бюро и 1 инжиниринговой организации. Для реализации данногопроекта было проведено совещание по созданию вышеуказанных структур с участиемпредставителей машиностроительных предприятий.
Заключение
 
Казахстанскаяэкономика на протяжении всего десятилетия реформ, направленных на улучшениеструктуры хозяйственных отношений, появление более эффективного частногособственника и улучшения общего жизненного уровня населения страны, являласобой во многом кризисную модель развития, с до конца нерешёнными дореформеннымипроблемами, не отстроенными рыночными механизмами и институтами, ссуществующими “монстрами и гибридами” старой социалистической и новой рыночнойсистем, ежедневно доказывая свою неспособность и нежелание строитьцивилизованные рыночные отношения.
Сложностьпереходного периода и возникшие макроэкономические проблемы, ориентировавшиенас на текущее принятие решений, а также утяжеленная экономика СССР,доставшаяся нам к началу реформ, привели к тому, что существующие уже на товремя долгосрочные структурные проблемы, негативно влияющие на ходэкономических реформ и снижающие их эффективность, не только не были решены, нои ещё больше усугубились, продолжая с успехом деформировать отечественнуюэкономику.
Казахстанскаяпромышленная политика должна основываться на эффективном синтезеэкспортоориентированной и импортозамещающей моделях на основе всемерногоразвития инновационной сферы, что приводит нас к необходимости выявления врамках данной промышленной политики соответствующих приоритетов и выработкеинструментов, обеспечивающих их дальнейшее развитие и общий ускоренныйэкономический рост промышленного производства в Казахстане.
Промышленная политика, как ядро общеэкономической политики,связана в первую очередь с проведением инновационной, инвестиционной иструктурной перестройки промышленного производства. В принципемакроэкономическая политика главной целью имеет финансовую стабилизациюхозяйства, а промышленная политика — экономический рост при динамичномизменении структуры и повышении эффективности промышленного производства иконкурентоспособности продукции.
Образно выражаясь, промышленная политика должнаспособствовать реализации модели «созидательного разрушения», что вусловиях рыночной экономики означает расширение и создание новых рынков, выходна конкурентоспособный уровень производства, увеличение доходности предприятий,обеспечение их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг, получениесверхприбыли за счет временной монополии по сравнению с другими конкурентами врезультате предложения «суперпродукта».
Одновременнопо мере вызревания рыночной экономики постепенно отпадает необходимостьсоздания сложных бюрократических структур в целях детального регламентированияпромышленной политики.
/>/>Список используемойлитературы
1. БорисовЕ.Ф., «Экономическая теория», учебник, Москва: Юристъ, 1999 год, 568 стр./глава 9, стр 234-258.
2. ЕлемесовР. Переходная экономика: проблемы методологии и теории. Алматы, 1998.
3. ЕлемесовР., Жатканбаев Е.Б. Государство и рынок. Алматы, 1997.
4. ИохинВ.Я. Экономическая теория. — М.: Юрист, 2000.
5. Итогисоциально-экономического развития Республики Казахстан за 2005 год и задачи напервый квартал 2006 года г. Астана, февраль, 2006
6. КамаевВ.Д. – Учебник по основам экономической теории. – М.: “ВЛАДОС”, 1997.
7. КемпбеллР. Макконел. Стенли Л. Брю. Экономикс. – М.: Республика, 1996.