Промышленный шпионаж №2

Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова Самостоятельная работа №5 на тему: «Промышленный шпионаж» Выполнил: ст-нт гр. 645-ДЭ Сафонов Д.Ю. Проверил: проф. Картвелишвили В. М. Москва 2004 г. Гораздо больше риска в том, чтобы ничего не испробовать, нежели в неудаче Ф. Бэкон Наступил XXI век, век дальнейшего совершенствования информационных технологий, приносящих

человечеству все новый и новый уровень развития и прогресса. Решающим фактором развития и становления новых рыночных отношений является возможность обладания достоверной, актуальной и своевременно полученной информацией. В России, с учетом существования сложной социально-экономической и правовой обстановки, проблема создания национальных информационных ресурсов и технологий оказалась весьма трудной, особенно в вопросах обеспечения

их безопасности в таких областях, как: • экономическая, связанная с несовершенством защиты в сфере предпринимательской деятельности от различных объективно возникающих рисков и отсутствием должной законодательной базы для охраны интеллектуальной собственности (НОУ-ХАУ); • физическая, постоянно попадающая под противоправные действия со стороны криминальных и иных структур, качество организации охраны объектов и физических лиц не отвечает жизненным интересам производства и предпринимательства; • информационная, зависящая

от постоянного возрастания информационных угроз, которые приводят к различным видам рисков в социально-политической и экономической сфере деятельности человека. Причины возникновения вышеперечисленных рисков и угроз разнообразны. Во-первых, необоснованные, а порой и противоправные, корпоративные информационные отношения между группами субъектов экономической деятельности. Во-вторых, отсутствие должного правового обеспечения (прикрытия)
в реализации механизмов по безусловному выполнению существующих законодательных актов в сфере информационной безопасности. В-третьих, неурегулированность информационного рынка, проявление на нем открытых элементов промышленного шпионажа и ведение на их основе грязных информационных войн, что, в свою очередь, и приводит к недобросовестной конкурентной борьбе на экономическом рынке России. По официальным данным, сегодня в РФ только 25-30% национальных информационных ресурсов являются

общегосударственными, созданными за счет финансовых средств российских налогоплательщиков и государственных органов управления всех уровней власти – от федеральных до местных. Остальные 70-75% находятся в частных руках отечественных и зарубежных собственников. Это свидетельствует о том, что весь груз защитных мер по охране информации, информационных средств, систем, ресурсов и технологий ложится на плечи этих собственников, которые не всегда добросовестно

их выполняют. В явной или скрытой форме информационная борьба между странами мира в защиту своих собственных интересов и в осуществлении противоборства за границы политического влияния, за рынки и ниши сбыта, за спорные межгосударственные территории, за частную собственность ведется постоянно. В этой войне, объективно вызванной процессами конкурентной борьбы, все существеннее и заметнее проявляются формы и методы информационного противостояния, получившие в

СМИ название “информационная война”. При этом в такой “войне” все чаще и чаще находят применение запрещенные и грязные способы, формы, методы ведения промышленного шпионажа в виде: • осуществления кражи и несанкционированного съема информации о технологии НОУ-ХАУ, о физических и юридических лицах, которые в последующем используются для организации производства продукции – подделки низкого качества и создания различного рода компроматов; • спланированных конкурентами
контактов, перерастающих в подкуп, угрозы или шантаж и, в конечном итоге, склонения к инициативному сотрудничеству; • проведения тайного и несанкционированного копирования (размножения) конфиденциальных документов и содержащихся в них технологий НОУ-ХАУ с помощью современной оргтехники или средств шпионажа; • проникновения в персональные компьютеры и компьютерные системы (сети) в целях получения из них информации конфиденциального характера или персональных данных; • преднамеренного блокирования работы средств защиты

информации, нарушения мер разграничения доступа или допуска к сведениям, данным или документам, отнесенным к коммерческой и иной тайне. В книге Д. Блоча и П. Фитиджеральда под названием “Тайные операции английской разведки” говорится о том, что: ” существуют два метода сбора информации: открытый и тайный. При тайном методе используются сотрудники разведки и агентура, а также различные технические средства.

После второй мировой войны с помощью технических средств добывается все большее количество необходимой информации, сейчас, вероятно, до 80-90% Технические методы (читай: тайные) сбора информации обладают рядом преимуществ, которые способствуют все более широкому их применению: относительная безопасность по сравнению с агентурной разведкой и несомненная точность и актуальность информации “. Исходя из положения о том, что государственная разведка является прародителем промышленного шпионажа,

можно сделать однозначный вывод – вышеперечисленные методы и формы находят свое практическое применение и в промышленном шпионаже. Французский исследователь методов промышленного шпионажа Морис Денюзьер также отмечает: “Современная научная, промышленная и экономическая информация большей частью легко доступна. 95% интересующих Вас данных можно получить из специальных журналов и научных трудов, отчетов компаний, внутренних изданий предприятия, брошюр и проектов, раздаваемых на ярмарках
и выставках. Цель шпиона – раздобыть оставшиеся 5% информации, в которой и кроется фирменный “секрет”, тайна мастерства “. Как уже отмечалось ранее, излюбленное оружие современного промышленного шпионажа – применение новейшей разведывательной электронной аппаратуры. Грязное ремесло подслушивания, подсматривания и наблюдения взяло себе в служанки науку, открытия и изобретения в электронике, оптике, телевидении и освоении

ЭВМ. Ибо волчьи законы конкуренции приводят к тому, что монополии не гнушаются никакими методами, чтобы задушить конкурента. Кроме того, сейчас промышленный шпионаж обслуживается не только квалифицированными специалистами из различных областей науки, техники и производства, но и кадровыми шпионами из разведывательных и других спецслужб. Большинство из них в последующем охотно меняют опасное ремесло военных разведчиков на более прибыльное амплуа похитителя частных промышленных секретов.

В последние годы ушедшего века ряд западных и отечественных корпораций и монополий стали позволять себе роскошь – открыто иметь в штате должности контрразведчиков по промышленному шпионажу. В то же время надо отметить, что собственно промышленный (экономический, информационный, технический, компьютерный) шпионаж, получивший свое развитие в мире в конце 50-х годов XX века, по-прежнему является неотъемлемой частью жизни делового бизнеса современности как на западе,

так и в нашей стране. В качестве примера можно привести скандальный слух о том, каким образом миллиардер, основатель Microsoft Билл Гейтс создал свою операционную систему Windows. Предприимчивые американцы даже сняли об этом фильм, в котором рассказали, как Гейтс умудрился выкрасть идею компьютерной мыши и мультиоконной операционной системы у компании-конкурента Apple. Впрочем, и Apple, намекают авторы фильма, тоже не сама додумалась до этих идей.
При этом уровень воздействия промышленного шпионажа возрастает из года в год и совершенствуется в своих формах и методах, исходя из процесса роста информационных технологий, телеинформационных коммуникаций и средств их применения. Что же включает в себя понятие “промышленный шпионаж”, возможен ли он в России, т.е. миф это или объективная реальность? По западной теории “промышленный шпионаж – это добывание законным и незаконным путем у конкурирующих

фирм (монополий, а также партий, физических или юридических лиц, правоохранительных органов и т.д.) сведений или информации из области научных исследований, производства продукции по наиболее перспективной технологии, а также персональных данных в целях их использования в конкурентной борьбе или даже в корыстных целях”. Современный промышленный шпионаж – это, прежде всего, информационный шпионаж в сфере производства и в человеческой жизнедеятельности, направленный на решение основной цели – получение финансовой, политической

и иной прибыли (превосходство одной производственной технологии над другой, одного оборонного потенциала над другим, одной личности над другой, одной партии над другой и т.д.). Промышленный шпионаж применительно к бизнесу – это разновидность экономического шпионажа, когда задача по получению интересующей информации сужается от масштабов государства до одной или нескольких фирм-конкурентов. Таким образом, для бизнеса промышленный шпионаж – всего лишь способ конкурентной борьбы.

И если в случае экономического шпионажа субъектом (стороной, которая осуществляет активные действия) является государство в лице своих спецслужб, то в случае промышленного шпионажа субъектом является отдельный предприниматель, фирма, т.е. физическое или юридическое лицо. Промышленный, или бизнес-шпионаж, обычно преследует две цели: – проверить благонадежность делового партнера; – вытеснить или уничтожить конкурента. В
XIX-XX веках, когда прогресс человеческой цивилизации в области математики, физики, радиоэлектроники, кибернетики, связи, информатики достиг высочайшего уровня, во многих государствах мира зародились разведывательные и контрразведывательные спецслужбы, на вооружение которых поступали средства, способные решать задачи по сбору, обобщению информации, так необходимой для принятия государственных решений в целях обеспечения надежной национальной безопасности. Применяемые спецслужбами способы и методы получения нужной и важной

информации в скором времени нашли практическое осуществление и при ведении промышленного шпионажа. Дальнейшее развитие электроники и полупроводниковой технологии в конце 80-х годов XX века привело к повсеместному использованию новейших технических устройств для качественного решения задач, возложенных на разведку, а затем и на промышленный шпионаж. Так как слишком часто оказывалось выгоднее потратить определенную сумму финансовых средств на добывание,

чем в несколько раз большую – на разработку и создание собственной технологии. А в политике, бизнесе или в военном деле выигрыш в получении такой информации (сведений, данных) за счет использования форм и методов промышленного шпионажа иногда оказывался просто бесценным. Бывший директор ЦРУ США В. Чейтс еще на заре российской перестройки заявлял о том, что ” в современных условиях наше ведомство переходит от добывания чисто военной информации к сбору информации экономической

“. Этого и должны больше всего опасаться современные отечественные производители, предприниматели и бизнесмены со стороны западных конкурентов. Ведь ни для кого сегодня не является тайной, что техническими средствами разведки владеют не только государственные спецслужбы, но и большинство современных физических (юридических) лиц. “Ибо, конкуренция и промышленный шпионаж в условиях рыночной экономики и нецивилизованных рыночных отношений также неразлучны, как и неразделимы.
И хотя для нас это абсолютно новое явление, мы должны быть готовы к нему” утверждают в один голос многие российские эксперты и специалисты в области обеспечения информационной безопасности. Специалисты выделяют следующие этапы развития промышленного шпионажа в СНГ: 1 этап до 1992 г. Период становления рынка и бизнеса, когда только складывалось понимание о конкуренции. Промышленного шпионажа в сегодняшнем понимании этого вопроса еще не существовало.

Те, кто пытался получить информацию о конкурентах, делали это довольно грубо, да и техника собиралась, в основном, народными умельцами кустарным способом. Но, несмотря на это, они приносили определенный результат, ведь никто даже не подозревал о их существовании, следовательно, каждый случай становился уникальным. 2 этап с 1992 по 1994 г. Распад СССР и выход на западный рынок привел к появлению серьезной аппаратуры,

изготовленной промышленным способом. К тому же, начавшийся процесс расформирования спецслужб привел к тому, что спецаппаратура стала появляться у частных лиц. Но из-за высокой цены профессиональной аппаратуры было очень мало и, в основном, использовались дешевые “ширпотребовские” изделия. Да и целей для их применения было пока немного. 3 этап с 1994 до сего времени. Развитие экономики и бизнеса привело к переоценке ситуации.

Начавшийся бум привел к возникновению огромного количества частных охранных и детективных агентств. К тому же многие профессионалы поняли, что, работая в бизнесе, смогут заработать намного больше, чем на государственной службе. Немало способствовала пополнению рядов “частников” кадровая политика, долгое время проводимая в правоохранительных органах. Производство тоже не стояло на месте. Если в начале 90-х, специальная аппаратура была представлена,
в основном импортной техникой, то ближе к середине, отечественная промышленность быстро освоила “новую” для себя отрасль. Конверсия бывшей “оборонки” привела к тому, что отечественные изделия смогли не только легко конкурировать с западными изделиями, но превосходить их как по качеству, так и по цене. Сегодня приобрести спецтехнику не составляет особого труда. Сложность заключатся в том, чтобы сделать непростой выбор среди многочисленных конкурентов.

Ну, а появление Интернета, а также многочисленные специализированные выставки позволяют лучше ориентироваться в бескрайнем море продукции. К великому сожалению, большая часть этой аппаратуры используется не в целях защиты и охраны, а совсем наоборот. Масштабы промышленного шпионажа можно оценить хотя бы по следующему факту: на проходившей в России в 1995г. выставке-продаже зарубежных и отечественных средств технической разведки, было продано 70000 единиц средств добывания информации, и только единицы средств защиты.

И это только официальные данные , ведь информация о теневом рынке отсутствует. В настоящее время, несколько тысяч Российских и зарубежных фирм торгуют на территории стран СНГ средствами промышленного и контршпионажа. И, в немалой степени, успешному развитию промышленного шпионажа способствуют сами жертвы, забывая фразу, сказанную классиками: “Спасение утопающих, дело рук самих утопающих”

Обобщая методы и формы ведения промышленного шпионажа на современном информационном пространстве, их можно объединить по следующим основным признакам: 1. Сбор и анализ опубликованной информации, включая официальные документы: статьи, бюллетени, рефераты и т.д. (аналитический открытый метод). 2. Использование сведений, разглашаемых служащими конкурирующей фирмы или получаемых в результате действий, не выходящих за рамки законности (тайный метод – проведение
шпионажа и разведки). 3. Изучение биржевых документов и отчетов, а также финансовых отчетов конкурирующих фирм и других финансовых документов, имеющихся в распоряжении маклеров и консультантов этих фирм. Изучение выставочных экспонатов и проспектов (брошюр). Добывание и изучение донесений различного вида, которые представляются подчиненными филиалами в центральный аппарат по существующим между ними каналам связи (сочетание аналитического открытого и тайного технического

методов). 4. Изучение продукции (состава, комплектующих, технологии) конкурирующих фирм. Использование данных, полученных из бесед (проводимых в рамках закона) со служащими конкурирующих фирм (аналитический открытый метод). 5. “Выуживание” информации из персонала конкурирующей фирмы путем специально разработанных (“замаскированных”) вопросов на научно-технических конференциях, совещаниях или симпозиумах (аналитический открытый метод);

6. Непосредственное наблюдение, осуществляемое скрытно (тайный метод). 7. Беседа при найме на работу со служащими конкурирующей фирмы – без намерения принять его на вакантную должность – с помощью специально разрабатываемых вопросников (аналитический открытый метод). 8. Организация так называемых “ложных” переговоров с фирмой-конкурентом относительно приобретения лицензии на интересующую их продукцию (аналитический полуоткрытый метод).

9. Наем на работу персонала конкурирующей фирмы в целях получения потенциальной производственной информации о порядке изготовления продукции или содержащейся в ней передовой технологии, и прежде всего НОУ-ХАУ (аналитический открытый метод). 10. Подкуп служащего конкурирующей фирмы или лица, занимающегося реализацией ее продукции (собственно шпионаж). 11. Использование завербованного агента для получения информации на основе изучения и сопоставления переданной
им информации и имеющейся документации (аналитический и тайный методы). 12. Подслушивание переговоров, ведущихся в фирмах-конкурентах путем перехвата сообщений и переговоров, проводимых по техническим средствам связи с помощью разведсредств (собственно шпионаж). 13. Кража образцов продукции, чертежей, документации по технологии ее производства и т.д. (собственно шпионаж). 14. Шантаж и вымогательство (собственно шпионаж).

15. Сманивание наиболее грамотной инженерно-технической элиты из конкурирующих фирм и из других стран (получившее название в СМИ как процесс “утечки мозгов” – собственно шпионаж). Резюме по первому и второму разделам: 1. Промышленный шпионаж не случайно стал не только неотъемлемой частью делового бизнеса, но и одной из самых выгодных форм ведения “войны” с конкурентами. Ибо в условиях быстрого развития информационной технологии он представляет собой конкретный и очень

эффективный вид борьбы за монополию. С открытостью нашего российского общества, вызванной объективными и субъективными причинами, промышленный шпионаж со своими “белыми и черными” пятнами вливается в экономику России. И это не дань моде, не попытка возвращения к временам “холодной войны”, не сдерживание свобод и завоеваний демократии, не запугивание бизнесменов и предпринимателей мнимой “шпиономанией”, а реально вызванная необходимость развенчания мифа о том, что промышленный

шпионаж зарождается всегда там, где сталкиваются интересы конкуренции или сферы влияния, он служит напоминанием о тех сложностях, которые ожидают наше государство на пути дальнейшего перехода к новым рыночным отношениям. И нельзя просто отмалчиваться об этом, и тем более отбрасывать эти проблемы. Потому что сегодня, когда в стране балом правят деньги, а моральные и этические нормы отходят на второй план, создается благодатная почва для дальнейшего процветания промышленного шпионажа на всем постсоветском
пространстве, в т.ч. и на информационном. И избежать этих негативных явлений, к сожалению, не удается ни одной цивилизованной стране мира с рыночной экономикой, не удастся и России. 2. В то же время, способы ведения промышленного шпионажа постоянно находят свое практическое применение в формах и методах осуществления современных информационных войн, которые на новом этапе развития общественных отношений представляют собой специфическую форму противостояния существующих математических

алгоритмов и моделей, интеллектуальных идей и мыслей, которые реализуются в информационных устройствах или средствах и предназначаются для нанесения экономического, политического, финансового, психологического и иного урона (ущерба) противнику – конкуренту и, прежде всего, его информационно-телекоммуникационным системам (сетям), информационным технологиям и ресурсам. По подсчетам специалистов, только в США ежегодные затраты частных фирм на цели экономической разведки

превышают 1,5млрд. долларов. Японские же корпорации получают таким путем 40% информации о технических достижениях европейцев и американцев. И это понятно. Охота за чужими тайнами позволяет компаниям сэкономить собственные средства на ведение фундаментальных исследований и конструкторских работ, быть в курсе дел конкурента, использовать его научно-технические достижения, сосредоточив все внимание на производстве и маркетинге.

Затраты на разведку составляют в среднем 1,5 процента оборота торговых концернов. Так, в фирме “NEC” информационной работой постоянно занимаются 250 человек. В фирме “Mitsubishi” 30 человек занимаются патентным поиском, 50 человек – новыми технологиями и т.д. Как удачно заявил по этому поводу Коносуке Мацусита: “Вы, на Западе, совершаете два смертных греха – ищите то, что уже найдено,