Просвещенный абсолютизм в России и его социально правовая программа

–PAGE_BREAK–Манифест о создании проекта нового Уложения и о созыве для этой цели специальной Комиссии появился 14 декабря 1766 года. Основной мотив: страна не может дальше жить по средневековому кодексу законов — Соборному Уложению 1649 года. В Комиссию был избран 571 депутат от дворян, горожан, однодворцев, казачества, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири. По одному депутату выделили центральные учреждения — Сенат, Синод, канцелярии. Лишь крепостные крестьяне, составлявшие большинство жителей страны, были лишены права выбирать своих депутатов. Нет депутатов и от духовенства, ибо затеянное дело носило сугубо мирской характер.
Социальный состав Комиссии выглядел так: дворянство было представлено 205 депутатами, купечество — 167. Вместе они составили 65% всех избранников, хотя за ними стояло менее 4% населения страны! Представители других сословий «погоды» в Комиссии явно не делали: от казачества их 44, от однодворцев — 42, от государственных крестьян — 29, от промышленников — 7, от канцелярских чиновников и прочих — 19, от «инородцев» — 54 (почти никто из последних русским языком не владел, и их участие в работе Комиссии ограничилось лишь эффектным — благодаря экзотическим одеждам — присутствием на заседаниях).Всем депутатам гарантировались льготы и привилегии. Они навсегда освобождались от смертной казни, пыток, телесного наказания, конфискации имущества. Полагалось им и жалованье сверх получаемого по службе: дворянам — по 400 рублей, горожанам — по 122, всем прочим — по 37. Имения депутатов не подлежали конфискации за исключением случаев, когда надлежало расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не приводилось в исполнение без благословения императрицы; за оскорбление депутата взыскивался двойной штраф; депутатам выдавался особый знак с девизом: «Блаженство каждого и всех».
В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из коих 33% составляли выборные от дворянства, 36% — выборные от горожан, около 20% — выборные от сельского населения, 5%—правительственные чиновники. Если учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны, значительно повысится.
2.4 Функционирование Комиссии
Уложенная комиссия открылась 30 июля 1767 года торжественным богослужением в Успенском соборе Кремля. Первоначальным местом ее работы стала Грановитая палата (в последующем общие собрания Комиссии происходили в Петербурге). На первом же собрании депутатам зачитали с любопытством ожидаемый ими екатерининский «Наказ». И тут выяснилось, что не выходившие за пределы интересов отдельного сословия, города, уезда наказы с мест, коими должны были руководствоваться депутаты, своей приземленностью резко контрастируют с «Наказом» Екатерины, наполненным чудными для собравшихся суждениями о том, «что есть вольность», «равенство всех граждан», и Бог знает чем еще!
Однако чрезвычайно тронутые пышным открытием работы Комиссии депутаты, не сумевшие на слух понять действительно мудреный для них «Наказ», стали думать, «что сделать для государыни, благодеющей своим подданным». Ничего путного в их головы не пришло, и потому они решили поднести ей титул «Великой, Премудрой Матери Отечества». Но дальновидная Екатерина, дабы не дразнить гусей, «скромно» приняла лишь титул «Матери Отечества», сказав, что «любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимою от них есть мое желание». Так неожиданно (а скорее всего, по заранее заготовленному сценарию) был снят самый неприятный и щекотливый для Екатерины вопрос о незаконности ее восшествия на трон. Отныне после публичного подтверждения столь представительным собранием законности ее власти положение Екатерины Алексеевны на престоле стало куда прочнее.
Относительно спокойно прошло избрание 18 частных комиссий для сочинения законов, и начались рабочие будни депутатов, окончательно отрезвившие Екатерину. Она из-за портьеры скрытно наблюдала за всем происходящим в зале и время от времени посылала записочки с наставлениями порой терявшемуся председателю, генерал-аншефу А.И. Бибикову. Вместо ожидаемого ею делового обмена мнениями начались бурные дебаты представителей разных сословий, когда ни одна из сторон ни в чем не хотела уступать другой. Дворяне с тупым упрямством отстаивали свое монопольное право на владение крестьянами, а купечество — на занятие торговлей и промышленностью. Более того, едва ли не в первую очередь купцы ставили вопрос о возврате недавно отнятого у них права покупать крестьян к заводам. Но здесь императрица была тверда и неуступчива: «Невольные руки хуже работают, нежель вольные, и покупки фабрикантами деревень — прямое истребление  земледелия»,  являющегося главным, по ее убеждению, источником существования человечества. Столь же истово купечество выступало и против торговой деятельности крестьян, руководствуясь исключительно своими узкосословными, корыстными интересами.
Не было единства и среди представителей господствующего класса: дворяне с национальных окраин желали уравняться в правах с дворянством центральных губерний, а депутаты от родовитого дворянства во главе со своим лидером — прирожденным оратором и полемистом князем М. М. Щербатовым — высокомерно противопоставляли себя мелкому дворянству и выступали за решительную отмену тех положений петровской Табели о рангах, по которым дворянское звание могли получать за заслуги представители других сословий…
Но все это были цветочки. Наибольший гнев дворян-крепостников, из которых в основном и состояли дворянские избранники, вызвали робкие призывы некоторых их же собратьев ограничить произвол помещиков. Слова депутата от города Козлова Г.С. Коробьина, что крестьяне являются основой благополучия государства и с их разорением «разоряется и все прочее в государстве», а потому их надо беречь, потонули в хоре голосов крепостников, возмущенных «наглым» призывом к изменению «освященных Богом» порядков. Дворянство, пользуясь своим большинством, все смелее требовало расширения помещичьего права на личность крестьянина и плоды его труда. Раздались голоса и о применении смертной казни к наиболее непокорным из крестьян.
Но росло количество выступлений и противоположного характера, особенно после того, как в июле 1768 года на общее обсуждение был  вынесен подготовленный в частной комиссии законопроект о правах дворян. Почти 60 депутатов, в том числе и «своих», дворянских, подвергли острой критике предложенный документ. Это не могло не обеспокоить императрицу, вовсе не желавшую продолжать прения в подобном неконструктивном духе: депутаты ни на йоту не смогли приблизиться к единому решению вопроса о дворянских правах.
Некомпетентность депутатов, их неспособность подняться до понимания провозглашенных в «Наказе» идей произвели на императрицу столь угнетающее впечатление, что для «просвещения» депутатов прибегли к необычной мере: день за днем им стали громко и внятно читать все принятые с 1740 по 1766 год законы об имущественных правах, а также Соборное Уложение 1649 года и еще около 600 разнообразных указов. Трижды подряд вновь и вновь оглашали екатерининский «Наказ». Работа Комиссии была фактически парализована, и в конце 1768 года с началом русско-турецкой войны ее «временно» (а как оказалось, навсегда) распустили. Хотя некоторые частные комиссии продолжали работать вплоть до 1774 года.
Обстоятельно изучив работу Комиссии, С.М. Соловьев четко определил главное ее назначение: ее созвали с целью «познакомиться с умоначертанием народа, чтобы испытать почву прежде, чем сеять, испробовать, что возможно, на что будет отклик и чего еще нельзя начинать». Это — заключение историка, основанное на объективном анализе большого  количества  документальных материалов. А вот мнение самой императрицы относительно задач Комиссии: «Мысль — созвать нотаблей была чудесная. Если удалось мое  собрание депутатов, так это от того, что я сказала: „Слушайте, вот мои начала; выскажите, чем вы недовольны, где и что у вас болит? Давайте пособлять горю; у меня нет никакой предвзятой системы; я желаю одного общего блага: в нем полагаю мое собственное. Извольте же работать, составлять проекты; постарайтесь вникнуть в свои нужды“. И вот они принялись исследовать, собирать материалы, говорили, фантазировали, спорили; а ваша покорная услужница слушала, оставаясь очень равнодушной ко всему, что не относилось до общественной пользы и общественного блага».
Созыв Комиссии имел, таким образом, для императрицы интерес прежде всего практический. А что же было ответом? «От дворянства, купечества и духовенства послышался этот дружный и страшно печальный крик: „Рабов!“ — пишет С. М. Соловьев. Такое решение вопроса о крепостном состоянии, полагает историк, „происходило от неразвитости нравственной, политической и экономической. Владеть людьми, иметь рабов считалось высшим правом, считалось царственным положением, искупавшим всякие другие политические и общественные неудобства“.
Для того чтобы основательно подорвать „представление о высокости права владеть рабами“, как известно, понадобилось еще почти целое столетие.
Работа Комиссии ясно показала, что для ликвидации рабства почва оказалась совершенно неподготовленной. Разочарованная и обескураженная, но сохранившая трезвость ума, Екатерина вынуждена была „предоставить времени удобрение почвы посредством нравственно-политического развития народа“.

3. Социально-правовая программа политики просвещенного абсолютизма
Содержание программы отражается в проведении ряда реформ. Екатерина II чувствовала необходимость «свежих перемен», многие мероприятия екатерининского правительства (а порой с инициативой самой императрицы) несут на себе печать просвещенного абсолютизма. Остановимся подробнее на некоторых ярчайших проявлениях просвещенного абсолютизма Екатерины II.
3.1 Реформа местного самоуправления
Прежде всего, следовало укрепить местное самоуправление, которое показало свою неэффективность в борьбе с крестьянскими волнениями.
В 1775 г было издано «Учреждение для управления губерний». Если до сих пор Россия делилась на губернии, провинции и уезды, то теперь сохранились только губернии и уезды. Было определено, что численность населения губернии должна составлять 300-400 тыс. душ, а уезда – 30-40 тыс. душ. Количество губерний возросло с 23 до 50. Во главе губернии стоял губернатор, несколько губерний подчинялись генерал-губернатору.
В каждой губернии создавался обширный штат чиновников. При губернаторе существовало губернское правление, надзиравшее за деятельностью всех губернских учреждений и должностных лиц. Финансами и хозяйственными делами занималась Казенная палата. Школами и «богоугодными» заведениями (больницами, богадельнями и т. д.) ведал Приказ общественного призрения («призирать» — опекать, заботиться), в котором заседали выборные представители сословий под председательством правительственного чиновника. В уездах исполнительным органом власти был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.
3.2 Система местного управления и суда в губернии и уезде по реформе 1775 г
Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия – свой суд. Дворян судили верхний земский суд в губернских городах и уездный суд – в уездных городах. Горожан – соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян – верхняя и нижняя судебные расправы. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись созданные в губерниях судебные палаты – гражданская и уголовная, члены которых уже не выбирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.
Таким образом, дворянство добилось укрепления своих позиций в местном управлении. Остальные сословия играли значительно меньшую роль.
Важнейшим новшеством екатерининской реформы было введение выборного начала, забытого в России со времен земских сборов. Однако выборность сочеталась с соблюдением сословных принципов и обеспечением преимуществ господствующему сословию. Это шло вразрез со взглядами просветителей, которым ранее следовала Екатерина. Впрочем, в тогдашней  России было невозможно выборное самоуправление, не опирающееся на сословия.
Важно отметить и попытку внедрить разделение властей, о чем Екатерина говорила еще в Уложенной комиссии. Екатерина провозгласила: «Государев наместник не есть судья». Суд должен был  обрести  независимость  и подчиняться только закону. Если бы это стало реальностью, то в России уже в XVIII в. началось бы формирование правового государства. Увы, всесильное российское чиновничество никогда не соблюдало независимости судов. На практике губернаторы назначали и отстраняли судей, приостанавливали дела, утверждали судебные решения. В результате суд в России отнюдь не воспринимался как место, где следует искать справедливость. В Европе человек взывал к суду и закону. В России – к государственной власти, что свидетельствует о слабости российского общества и необычайной силе государства.
Губернская реформа значительно увеличила число городов, поскольку ими были объявлены все центры губерний и уездов. Особенно положительно это сказалось на новых губернских городах, где  появились  многочисленные учреждения, открылись училища и театры, началось гражданское строительство. Губернская реформа привела также к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к местным губернским органам.
Проводя губернскую реформу, Екатерина стремилась окончательно уничтожить особый порядок управления на окраинах. В 1775 г была разрушена Запорожская Сечь под предлогом стремления казаков «составить из себя область совершенно независимую, под собственным своим неистовым управлением». Позднее, после новой войны с Турцией, большинство запорожских казаков было переселено на Кубань. Распространив на Украину губернскую реформу, Екатерина в начале 1780-х годов ликвидировала старинное деление на полки и сотни. А в 1783 г. украинским крестьянам было запрещено переходить от одного владельца к другому. Так на Украине было введено крепостное право.
Вторую, не менее важную сторону политики абсолютизма в сфере управления во второй половине XVIII века составляло юридическое оформление прав и привилегий сословий, их обязанностей и повинностей,  создание сословных организаций.
Права дворянства были окончательно закреплены в изданной 21 апреля 1785 г «Грамоте на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства». Грамота подтвердила привилегии, которыми  уже пользовалось дворянское сословие: свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы, право неограниченной собственности на имения и землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности.  Лишение дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с высочайшим утверждением. Имения осужденных дворян не подлежали конфискации.
Были расширены полномочия дворянских сословных учреждений. Каждые три года дворянские собрания избирали губернских и уездных  предводителей дворянства. Дворянские собрания могли также делать представления властям о своих нуждах. Выборные дворянские должности можно было занимать только при доходе от имения свыше 100 рублей в год.
Первенствующая роль дворянства в государстве была подчеркнута присвоением ему наименования «благородного».
Лишь один вопрос был обойден в Жалованной грамоте – о крепостном праве. Правда, в документе говорилось о собственности дворянина на имение со всем тем, что в нем находилось. Но прямо о владении душами сказано не было. Вероятно, Екатерина хотела показать, что это право не будет навсегда сохранено за дворянством.
В один день с Жалованной грамотой дворянству была издана и Жалованная грамота городам, продолжавшая попытки создания «третьего сословия». Первые шаги на этом пути были сделаны уже в 1775-1776 гг, когда богатые купцы (с капиталом свыше 500 рублей) были освобождены от подушной подати и рекрутской повинности. Взамен они платили налог в размере 1% с капитала и вносили по 360 рублей за рекрута. Жалованная грамота подтвердила эти привилегии. Одновременно она разделила все городское население на шесть разрядов. Первый составляли «настоящие городовые обыватели», владевшие в городе домами или землей и принадлежавшие к различным сословиям. В этот разряд входили жившие в городе дворяне и духовенство. Ко второму разряду относились купцы трех гильдий, к третьему – цеховые ремесленники, к четвертому – постоянно жившие в городе иностранцы. Крупные купцы-оптовики, банкиры, судовладельцы, а также ученые и лица творческих профессий составили пятый разряд – именитых граждан. Остальные горожане, «которые промыслом, рукоделием или работой кормятся», вошли в шестой разряд. Третий и шестой разряды, к которым относились большинство городских жителей, составили сословие мещан (от украинского слова «место» — город).
    продолжение
–PAGE_BREAK–