Проведение аудита

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основные положения аудиторскойпроверки
1.1 Нормативно-правовые актырегламентирующие учёт материально-производственных запасов1.2 Цель аудиторской проверкиматериально-производственных запасов1.3 Основные задачи, решаемые в ходепроведения аудиторской проверки материально-производственных запасов
2. Аудит операций сматериально-производственными запасами
2.1Процедуры подготовки и планирования аудита материально-производственных запасов
2.2Процедуры, выполняемые в ходе проверки материально-производственных запасов посуществу
2.3Заключительные процедуры аудита операций с материально-производственными запасами
Вывод
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение аудита, связано с разделением интересов тех, ктонепосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры),и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры,инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовуюинформацию, которую представляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия.Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрациисущественно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены втом, что их не обманывают, что отчётность, представленная администрацией,полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Дляпроверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовойотчётности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно былодоверять. Главным требованием, предъявляемым к аудитору, были его безупречнаячестность и независимость.
В процессе деятельности хозяйствующих субъектов совершаетсябольшое количество простых и сложных хозяйственных операций. С помощьюпредметов труда, средств труда, и, за счёт затрат труда работников производитсяпродукция, выполняются работы, оказываются услуги.
Хорошо организованный учёт позволяет предупредитьзлоупотребления и нарушения, дисциплинирует работников предприятия, содействуетсохранности имущества, оптимизации затрат на производство продукции и т.д.
С материально-производственными запасами, как объектом учёта,связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточнаяконкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральнымизносом оборудования, неполная загрузка производственных мощностей,необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача иинвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышеннаяналоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учётаматериально-производственных запасов, как на финансовое состояние субъектовхозяйствования, так и на качество представляемой ими отчётности. Можноутверждать, что материально-производственные запасы в настоящих условияхстановятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.
Ошибки, допущенные в ходе учёта материально-производственныхзапасов, при определении их стоимости, приводят к искажению данных о затратахпредприятия, фактической и налогооблагаемой прибыли, налогооблагаемой базы поналогу на имущество предприятий и к искажению результатовфинансово-хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Роль материально-производственных запасов в процессе производства, вусловиях перехода к рыночной экономике, обусловливают особые требования кинформации о наличии, движении, состоянии и использованииматериально-производственных запасов: требуется более оперативная и комплекснаяинформация; учёт должен быть построен таким образом, чтобы из него можно былополучить не только отчётные данные, но и любую информацию, потребность вкоторой возникает.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АУДИТОРСКОЙПРОВЕРКИ/> 1.1Нормативно- правовые акты, регламентирующие учёт материально-производственныхзапасов
При проведении аудиторской проверки, одной из главных задачявляется проверка соблюдения организацией законодательных и нормативно-правовыхактов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Методологические основы, порядок организации и ведениябухгалтерского учёта материально-производственных запасов в организацияхопределяют нормативные документы, разрабатываемые и утверждаемые ПравительствомРоссийской Федерации, а также другими органами, которым федеральными законамипредоставлено такое право.
Главным правовым актом, регулирующим деятельность организациив целом является Гражданский кодекс Российской Федерации. Согласно ст. 48 ГК РФюридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности,хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество иотвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имениприобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нестиобязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Основным нормативным документом, регулирующим ведениебухгалтерского учёта в России является Федеральный закон от 21.11.1996 г. №129-ФЗ “О бухгалтерском учёте”. Данный закон устанавливает единые правовыеметодологические основы бухгалтерского учёта и отчётности на территории Россиидля всех организаций, являющихся юридическими лицами, определяет сущностьбухгалтерского учёта и его задачи, основные понятия, используемые в учёте,порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учёта ипредставления бухгалтерской отчётности, а также взаимоотношения по этимвопросам организаций с внутренними и внешними потребителями информации, включаяорганы государственного управления. В Законе также оговорены основныетребования к ведению бухгалтерского учёта.
Порядок учёта материально-производственных запасоврегламентируется Положением по бухгалтерскому учёту “Учётматериально-производственных запасов” (ПБУ 5/01), которое утверждено ПриказомМинфина России от 09.06.2001 № 44н.
Часть IIНалогового кодекса Российской Федерации, в частности статья 254 Главы 25 “Налог на прибыльорганизаций” регламентирует порядок формирования и списания материальныхрасходов предприятия для целей налогообложения.
При проведении инвентаризации материально-производственныхзапасов, следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризацииимущества и финансовых обязательств, утверждёнными приказом Министерствафинансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. №49.
Первичный учёт движения материально-производственных запасов,осуществляется с помощью первичных документов типовой формы, утверждённых ПостановлениемГоскомстата РФ от 21.01.03 г. № 7 “Об утверждении унифицированных формпервичной учётной документации по учёту материально-производственных запасов”.При проведении аудиторской проверки необходимо обратить вниманиена соблюдение предприятием вышеуказанных нормативных документов при веденииучёта материально-производственных запасов.1.2 Цельаудиторской проверки материально-производственных запасов
Цельаудита материально-производственных запасов (в дальнейшем — МПЗ) — выражениемнения о достоверности и полноте отражения в финансовой отчётности информацииоб МПЗ. Методика аудита МПЗ содержит описание основных аудиторских процедур,выполнение которых позволяет получить необходимые доказательства для формированиямнения аудитора о достоверности показателей отчётности, отражающих наличие идвижение МПЗ.
Всоответствии с ПБУ 5/01 «Учёт материально-производственных запасов»,к бухгалтерскому учёту в качестве материально-производственных запасов принимаютсяактивы:
— используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции,предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
— предназначенные для продажи;
— используемые для управленческих нужд организации.
Готоваяпродукция является частью материально-производственных запасов, предназначенныхдля продажи (конечный результат производственного цикла, активы, законченныеобработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которыхсоответствуют условиям договора или требованиям иных документов, в случаях,установленных законодательством).
Товарыявляются частью материально-производственных запасов, приобретенных илиполученных от других юридических или физических лиц и предназначенных дляпродажи.
ПриказомМинфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении плана счётов бухгалтерскогоучёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по егоприменению» предусмотрен учёт материально-производственных запасов последующим счётам и субсчётам:
Счёт10 «Материалы»
Ксчёту 10 могут быть открыты следующие субсчёта:
1.Сырье и материалы;
2.Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали;
3.Топливо;
4.Тара и тарные материалы;
5.Запасные части;
6.Прочие материалы;
7.Материалы, переданные в переработку на сторону;
8.Строительные материалы;
9.Инвентарь и хозяйственные принадлежности;
10.Специальная оснастка и специальная одежда на складе;
11.Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации.
Счёт11 «Животные на выращивании и откорме»;
Счёт14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;
Счёт15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
Счёт16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»;
Счёт40 «Выпуск продукции, работ, услуг»;
Счёт41 «Товары»;
Счёт42 «Торговая наценка»;
Счёт43 «Готовая продукция».
Забалансовыйучёт материальных ценностей ведется на счётах:
счёт002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»;
счёт003 «Материалы, принятые в переработку»;
счёт004 «Товары, принятые на комиссию».
Вбухгалтерской отчётности информация о наличии материально-производственныхзапасов в организации отражается по строкам 211 «Сырье, материалы и другиеаналогичные ценности» и 214 «Готовая продукция и товары дляперепродажи» Бухгалтерского баланса (форма N 1). Материальные ценности, непринадлежащие организации, отражаются по строкам 920 «Товарно-материальныеценности, принятые на ответственное хранение» и 930 «Товары, принятыена комиссию» Бухгалтерского баланса (форма N 1). Прочая существеннаяинформация об МПЗ, предусмотренная действующими Положениями по бухгалтерскомуучёту, раскрывается в пояснительной записке.1.3Основные задачи, решаемые в ходе проведения аудиторскойпроверки материально-производственных запасов
В ходе проверки проводится сбор аудиторских доказательств по следующимкритериям:
1. Существование. Необходимо убедиться в том, что все отраженные в отчётностиМПЗ действительно существуют.
2. Права и обязательства. Необходимо убедиться в том, что права организациина МПЗ, отраженные в отчётности, документально подтверждены и не ограничены правамитретьих лиц.
3. Возникновение. Необходимо убедиться в том, что отраженные в бухгалтерскомучёте операции по приобретению и выбытию МПЗ имели место в течение отчётногопериода.
4. Полнота. Необходимо убедиться в том, что отсутствуют МПЗ, которыедолжны были быть отражены в бухгалтерском учёте и отчётности, но не были в нёмотражены.
5. Стоимостная оценка. Необходимо:
— убедиться в том, что МПЗ отражены в учёте и отчётности в правильной оценке:по фактической себестоимости или по рыночной стоимости, если она ниже фактическойсебестоимости;
— убедиться в том, что способ оценки МПЗ при их отпуске в производствоили ином выбытии применяется в соответствии с принятой организацией учётнойполитикой.
6. Измерение. Необходимо убедиться в том, что приобретение и выбытие МПЗотражены в учёте в правильной оценке и в соответствующем отчётном периоде.
7. Представление и раскрытие. Необходимо:
— убедиться в том, что МПЗ правильно классифицированы в отчётности каксырье и материалы, готовая продукция, товары для перепродажи;
— убедиться в том, что операции с МПЗ отражены в бухгалтерском учёте всоответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерскогоучёта в Российской Федерации;
— убедиться в том, что вся существенная информация о МПЗ раскрыта вотчётности.
Сбор аудиторских доказательств осуществляется путём проведенияаудиторских процедур, которые осуществляются в 3 этапа:
1. Процедуры подготовки и планирования аудита.
1.1. Проверка начальных остатков.
1.2. Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учётаи бухгалтерской отчётности.
1.3. Оценка применимости выбранной учётной политики организации и анализправильности и последовательности ее применения.
1.4. Тестирование системы внутреннего контроля.
1.5. Выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностейдеятельности организации-клиента. Завершаются процедуры подготовки ипланирования аудита построением аудиторской выборки.
2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу.
Процедуры, перечисленные в данном разделе, выполняются раздельно для каждойиз групп МПЗ (материалы, тара, готовая продукция, товары).
2.1. Проверка правильности проведения организацией инвентаризации МПЗ иотражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учёте.
2.2. Наблюдение за проведением инвентаризации, а при невозможности — участие в проведении контрольной выборочной инвентаризации.
2.3. Проверка документального подтверждения прав собственности на МПЗ.
2.4. Анализ документов, подтверждающих обременение прав собственности наМПЗ.
2.5. Анализ движения МПЗ.
2.6. Проверка документального подтверждения операций по движению МПЗ,отраженных в бухгалтерском учёте:
2.6.1. Проверка правильности оформления документов.
2.6.2. Проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций.
2.7. Проверка полноты отражения операций с МПЗ в бухгалтерском учёте.
2.8. Проверка правильности оценки МПЗ.
2.9. Проверка правильности формирования стоимости МПЗ при их приобретении(изготовлении).
2.10. Проверка правильности оценки МПЗ при их выбытии.
2.11. Проверка правильности отражения операций с МПЗ в бухгалтерскомучёте.
2.12. Проверка полноты раскрытия информации об МПЗ в бухгалтерской отчётности.
3. Заключительные процедуры.
3.1. Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверностьбухгалтерской отчётности.
3.2. Формирование мнения аудитора о достоверности показателейматериально-производственных запасов в бухгалтерской отчётности.
Конкретный порядок проведения процедур и их содержание должны определятьсяисходя из особенностей хозяйственной деятельности проверяемой организации. Вчастности, может быть целесообразно объединение некоторых процедур.Предлагаемые формы рабочих документов являются ориентировочными и могут служитьосновой для самостоятельной разработки форм в соответствии с принятыми внутрифирменнымистандартами.

2. АУДИТ ОПЕРАЦИЙ СМАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ЗАПАСАМИ/>
2.1Процедуры подготовки и планирования аудита материально-производственных запасов
Аудитор,осуществляющий проверку организации не в первый раз, должен убедиться в том,что остатки по счетам учёта МПЗ на начало проверяемого периода соответствуют ихостаткам, подтвержденным в составе финансовой отчетности на конец предшествовавшегоотчетного периода.
Еслиаудиторскую проверку организации аудитор осуществляет впервые, то в соответствиис требованиями МСА 510 «Первичные задания — начальные сальдо» ондолжен получить доказательства того, что:
— начальные сальдо по МПЗ не содержат искажений, которые могут существенно повлиятьна финансовую отчетность проверяемого периода;
— остатки по счетам учёта МПЗ на начало текущего периода правильно перенесены изпредыдущего периода.
Процедура0.1: проверка начальных остатков.
Источникиинформации:
— бухгалтерский баланс (форма № 1);
— сводные регистры синтетического учёта (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость,ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.);
— регистры аналитического учёта (аналитические ведомости, книги остатков, карточкискладского учёта и т.д.).
Вседокументы берутся за аудируемый и предшествующий аудируемому период.
Порядоквыполнения: путём сопоставления данных регистров бухгалтерского учёта ибухгалтерской отчётности на начало проверяемого периода и конец периода,предшествующего проверяемому, убедиться в том, что сальдо по счетам N 10, 11,14, 15, 16, 40, 41, 42, 43 корректно перенесено из предыдущего периода и несодержит искажений. Результаты сверки оформить в таблице РД-0.1.
Рабочийдокумент РД-0.1№ субсчёта
На
конец
предыдущего
периода
На
начало
проверяемого
периода
Отклоне-
ние Итого по счету 10 (по данным аналитического учета) Сальдо по счету 10 (по данным синтетического чета) Итого по счету 11 (по данным аналитического учета) Сальдо по счету 11 (по данным синтетического учета) Итого по счету 14 (по данным аналитического учета) Сальдо по счету 14 (по данным синтетического учета) Итого по счету 15 (по данным аналитического учета) Сальдо по счету 15 (по данным синтетического учета) Итого по счету 16 (по данным аналитического учета) Сальдо по счету 16 (по данным синтетического учета) Данные строки «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» Бухгалтерского баланса (форма N 1) Итого по счету 40 (по данным аналитического учета) Сальдо по счету 40 (по данным синтетического учета) Итого по счету 41 (по данным аналитического учета) Сальдо по счету 41 (по данным синтетического учета) Итого по счету 42 (по данным аналитического учета) Сальдо по счету 42 (по данным синтетического учета) Итого по счету 43 (по данным аналитического учета) Сальдо по счету 43 (по данным синтетического учета) Данные строки «Готовая продукция и товары для перепродажи» Бухгалтерского баланса (форма N 1) Данные на конец предыдущего периода подтверждены результатами аудиторской проверки ДА (НЕТ)
Всоответствии с п. 8 Приказа Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н «О формахбухгалтерской отчетности организаций» состав и кодировка строк бухгалтерскойотчетности, по которым определяются соответствующие показатели, определяютсяорганизацией самостоятельно при разработке и принятии форм бухгалтерской отчётности.В связи с этим форма рабочего документа может быть изменена для приведения всоответствие с утвержденной структурой отчетности организации.
Выявленныерасхождения в данных регистров учёта и отчетности на начало проверяемогопериода и конец периода, предшествующего проверяемому, необходимо учесть припроведении дальнейших процедур и формировании мнения аудитора. В случае, еслирасхождения существенны и данные на конец предшествующего периода неподтверждены результатами аудиторской проверки, все последующие процедурыпроводятся не только за проверяемый период, но и за период, предшествующий проверяемому.
Процедура0.2: проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета ибухгалтерской отчетности.
Источникиинформации:
— бухгалтерский баланс (форма N 1);
— сводные регистры синтетического учёта (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость,ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.);
— регистры аналитического учёта (аналитические ведомости, книги остатков, карточкискладского учёта и т.д.).
Порядоквыполнения: составить таблицу остатков на начало и конец проверяемого периодапо субсчетам счетов № 10, 11, 14, 15, 16, 40, 41, 42, 43. Сверить сальдо наначало и конец проверяемого периода по бухгалтерскому балансу (форма N 1) сГлавной книгой. Результаты сверки оформить в таблице РД-0.2.

Рабочийдокумент РД-0.2№ субсчета На начало отчетного периода На конец отчетного периода сумма материалы, товары в пути сумма материалы, товары в пути Итого по счету 10 (по данным аналит. учета) Сальдо по счету 10 (по данным синт. учета) Итого по счету 11 (по данным аналит. учета) Сальдо по счету 11 (по данным синт. учета) Итого по счету 14 (по данным аналит. учета) Сальдо по счету 14 (по данным синт. учета) Итого по счету 15 (по данным аналит. учета) Сальдо по счету 15 (по данным синт. учета) Итого по счету 16 (по данным аналит. учета) Сальдо по счету 16 (по данным синт. учета) ВСЕГО (по данным аналит. учета) ВСЕГО (по данным синт. учета)
Данные строки «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности»
Бухгалтерского баланса (форма N 1) ВЫЯВЛЕННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ Итого по счету 40 (по данным аналит. учета) Сальдо по счету 40 (по данным синт. учета) Итого по счету 41 (по данным аналит. учета) Сальдо по счету 41 (по данным синт. учета) Итого по счету 42 (по данным аналит. учета) Сальдо по счету 42 (по данным синт. учета) Итого по счету 43 (по данным аналит. учета) Сальдо по счету 43 (по данным синт. учета) ВСЕГО (по данным аналит. учета) ВСЕГО (по данным синт. учета)
Данные строки «Готовая продукция и товары для перепродажи»
Бухгалтерского баланса (форма N 1) ВЫЯВЛЕННЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ
Результатыпроцедуры используются при определении ключевых элементов и направленийстратификации при построении аудиторской выборки и для предварительной оценкидостоверности отражения данных бухгалтерского учёта в бухгалтерской отчётности.
Процедура0.3: проверка соответствия учётной политики в части раскрытия способов ведениябухгалтерского учёта МПЗ действующему законодательству и иным нормативнымактам.
Источникинформации:
— приказ об учётной политике предприятия.
Порядоквыполнения: заполнить в соответствии с приказом об учетной политике рабочийдокумент РД-0.3.
Рабочийдокумент РД-0.3Элемент учетной политики Факти-чески в учетной политике предприятия Нормативный документ
При-
меча-
ние 1. Сроки и периодичность проведения инвентаризации Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденное Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н 2. Оценка материалов при постановке на учет
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»,
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению 3. Учет выпуска готовой продукции
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»,
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению,
п. 204 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н 4. Метод оценки материалов, списываемых в производство
ПБУ 5/01 «Учет материально-про-
изводственных запасов» 5. Создание резерва под снижение стоимости МПЗ
План счетов бухгалтерского уче-
та финансово-хозяйственной дея-
тельности предприятий и Ин-
струкция по его применению
Данныерабочего документа РД-0.3 в дальнейшем используются при проведении процедур попроверке правильности и последовательности применения выбранной учетной политики.
Выявленныерасхождения фиксируются в отчётном документе ОД-0.3, и оценивается их влияниена достоверность финансовой отчетности. Применение методов учёта,противоречащих действующим нормативным документам, может являться основаниемдля выдачи аудиторского заключения, отличного от безоговорочно положительного.
Отчетныйдокумент ОД-0.3
N
п/п
Содержание
нарушения Ссылка на нормативный документ Влияние на бухгалтерскую отчетность
Учетнаяполитика должна содержать:
— указание на то, что организация пользуется типовыми формами первичных учетныхдокументов, или описание первичных учетных документов, по которым непредусмотрены унифицированные формы;
— схему документооборота;
— описание форм внутренней бухгалтерской отчетности;
— и т.д.
Приформировании учетной политики организация выбирает один из нескольких способовведения и организации бухгалтерского учета, допускаемых законодательством инормативными актами.
Процедура0.4: анализ методики учёта товаров.
Источникиинформации:
— первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходныеордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета);
— первичные документы на отгрузку готовой продукции;
— первичные документы складского учета;
— сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость,ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.);
— регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточкискладского учета и т.д.).
Порядоквыполнения: на основании представленных документов ответить на приведенные нижевопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведениедополнительных процедур. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочемдокументе РД-0.4.
Рабочийдокумент РД-0.4
N
п/п Вопрос
Вариант
ответа
(да/нет)
Приме-
чания
Указание
на не-
обходи-мость дополни-тельных процедур 1
Нет ли расхождений в расчетных,
сопроводительных документах и
фактически поступивших товарах 2
Оформляется ли акт о приемке, если
имеются количественные и качествен-
ные расхождения с данными сопрово-
дительных документов, а также при
неотфактурованных поставках 3
Оформляются ли расхождения в сопро-
водительных документах и фактически
поступивших товарах коммерческими
актами и отражаются ли на счете 76
«Расчеты по претензиям» 4
Имеет ли место поступление товаров,
минуя склад 5
Оформляются ли приходные и
расходные документы на складе 6
Есть ли в организации приказ с
перечнем товаров, передаваемых
покупателям, минуя склад 7
Входят ли в перечень товары,
поступившие транзитом 8
Имеется ли список лиц, которым
разрешено приобретать товары за
наличный расчет 9
Регулярно ли проводится
инвентаризация товаров 10
Являются ли достоверными данные о
количестве и качестве товаров 11
Правильно ли оформлены первичные
документы по учету товаров 12
Полно ли оформлены хозяйственные
операции по движению товаров в
учете 13
Правильно ли определены суммы,
уплаченные поставщику 14
Правильно ли рассчитаны и отражены
суммы невозмещаемых налогов 15
Применяются ли организацией
неденежные формы расчета за
поступившие товары 16
Имеются ли случаи безвозмездного
поступления материалов (полученных
по договору дарения или безвозмезд-
но); поступления материалов, вне-
сенных в качестве вклада в уставный
(складочный) капитал 17
Имеются ли на балансе организации
товары, стоимость которых на момент
приобретения была выражена в ино-
странной валюте 18
Используется способ отражения товаров в учете:
— по фактической себестоимости
— по отпускным ценам (с использо-
ванием счета 42) 19
Существует ли реестр розничных цен
в организациях розничной торговли
при учете товаров по продажным
ценам 20
Правильно ли рассчитана торговая
наценка 21
Какой из методов списания товаров
при реализации используется:
-ЛИФО
-ФИФО
-метод скользящей средней
-метод средней за период
— по стоимости каждой единицы? 22
Правильно ли списана торговая на-
ценка, относящаяся к реализованным
товарам 23
Соответствуют ли цены на товары
условиям заключенных договоров 24
Имеются ли в наличии и оформлены
ли должным образом все расчетные
документы
Процедура0.5: анализ методики учёта готовой продукции.
Источникиинформации:
— первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходныеордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета);
— первичные документы на отгрузку готовой продукции;
— первичные документы складского учета;
— сводные регистры синтетического учета (Главная книга, оборотно-сальдовая ведомость,ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.);
— регистры аналитического учета (аналитические ведомости, книги остатков, карточкискладского учета и т.д.).
Порядоквыполнения: на основании представленных документов ответить на приведенные нижевопросы. При положительном ответе на некоторые вопросы необходимо проведениедополнительных процедур. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочемдокументе РД-0.5.
Рабочийдокумент РД-0.5
N
п/п Вопрос
Вариант
ответа
(да/нет)
Приме-
чания
Указание
на необ-
ходимость
допол-
нительных
процедур 1
Оформляется ли выпуск готовой продук-
ции первичными документами? 2
Осуществляется ли отпуск готовой про-
дукции покупателям на основании не-
обходимых первичных документов? 3
Используется ли в организации реко-
мендованная Методическими указаниями
схема документооборота для осущест-
вления контроля за отгрузкой ГП? 4
Выписываются ли в организации счета-
фактуры в установленном порядке? 5
Соответствует ли оценка отгруженной
продукции методу оценки, установлен-
ному учетной политикой? 6
Используется способ оценки ГП:
-по фактической производственной
себестоимости (ФПС)
-по плановой производственной се-
бестоимости (ППС) 7
Выпуск готовой продукции учитывается
с использованием счета 40 8
Организован ли отдельный учет откло-
нений фактической производственной
себестоимости продукции от плановой
или нормативной? 9
Правильно ли рассчитаны отклонения
фактической производственной с/с от
стоимости ее по учетным ценам? 10
Проводился ли в проверяемом периоде
пересмотр плановых (учетных) цен на
готовую продукцию? 11
При использовании способа оценки ГП
методом полной производственной с/с
правильно ли рассчитаны доли отнесе-
ния управленческих расходов на стои-
мость проданной продукции? 12
Полно ли отражается в учете выпущен-
ная продукция? 13
Организован ли в организации соответ-
ствующий аналитический учет готовой
продукции по местам хранения и от-
дельным видам готовой продукции? 14
Осуществляются ли регулярно
инвентаризации готовой продукции на
складах? 15
Установлены ли расхождения показате-
лей отвесов и заборных листов с дан-
ными сводных накладных или счетов-
фактур? 16
Установлены ли расхождения данных
цеховых документов, подтверждающих
наименование и сорт произведенной
продукции, с документами на оприхо-
дование этой продукции на складах или
на отпуск ее торговым организациям? 17
Полно и своевременно ли отражается в
учете отгруженная и реализованная
продукция? 18
Переходит ли право собственности на
отгруженную продукцию к покупателю в
момент, отличный от момента отгрузки?
Процедура0.6: выявление приоритетных направлений проверки исходя из особенностейдеятельности организации-клиента.
Источникиинформации:
— учетная политика организации;
— регистры синтетического учета;
— договоры с поставщиками и покупателями ТМЦ.
Порядоквыполнения: на основании регистров бухгалтерского учета и заключенных договороворганизации выявить виды хозяйственных операций с ТМЦ, подлежащие обязательнойпроверке. Это могут быть операции, наиболее существенные по объему; операции,не связанные с основной деятельностью организации; операции, по которымпредусмотрен особый порядок ведения бухгалтерского учета. Результаты процедурыотражаются в рабочем документе РД-0.6 и используются в дальнейшем дляопределения уровня существенности и построения аудиторской выборки.
Рабочийдокумент РД-0.6N п/п Вид операции Сумма Примечания аудитора
Построениевыборки
Объемвыборки для проверки сальдо по счетам учета МПЗ и операций с ними определяетсяна основе оценки аудиторских рисков, выполненной на стадии планирования аудита.При уточнении оценки системы внутреннего контроля объем выборки может быть изменен.
Обычнов организациях сферы материального производства количество и номенклатура МПЗ иколичество операций с ними достаточно велики, и при проверке сальдо по счетамучета МПЗ и операций с ними применяются статистические методы выборки. Есликоличество и номенклатура МПЗ не столь велики, целесообразно применениенестатистических методов выборки.
Приотборе элементов для выборочной проверки следует стратифицировать остатки посчетам учета МПЗ и операции с ними, чтобы каждая статья МПЗ и каждый видопераций с ними были отобраны для проверки с равной вероятностью. СовокупностьМПЗ организации может стратифицироваться следующим образом:
— по крупным статьям МПЗ. Для выборочной проверки нужно отобрать МПЗ, входящие вкаждую крупную статью отчетности: сырье и материалы, готовая продукция, товарыдля перепродажи. В рамках этих статей МПЗ также требуется классифицировать понескольким группам, например по отдельным видам сырья и материалов, видамготовой продукции и товаров. Необходимо, чтобы в выборку для проверки попалиэлементы каждой крупной статьи МПЗ;
— по территориальному признаку. Для выборочной проверки нужно отобрать МПЗ,хранящиеся на разных складах организации, особенно если эти склады находятся втерриториально обособленных подразделениях. Кроме того, для проверки необходимоотобрать МПЗ, принадлежащие организации, но хранящиеся за ее пределами (наарендованных складах, на складах комиссионеров, переданных на переработку насторону и т.п.);
— по стоимостному признаку. Если стоимость отдельных статей МПЗ существенна (илиблизка к уровню существенности) для отчетности проверяемой организации,элементы таких статей должны обязательно включаться в выборку;
— по другим признакам в зависимости от особенностей деятельности организации иструктуры и стоимости МПЗ.
Приотборе операций с МПЗ для выборочной проверки можно выделить следующие группыопераций:
— операции по приобретению МПЗ на внутреннем рынке и по импорту;
— операции с аффилированными лицами по приобретению МПЗ;
— операции, произошедшие в конце отчетного периода и после отчетной даты;
— операции по отпуску МПЗ в производство;
— операции по отгрузке сырья и материалов сторонним организациям и аффилированнымлицам;
— операции по оприходованию и отгрузке готовой продукции;
— операции по оприходованию и отгрузке товаров для перепродажи;
— другие операции по усмотрению аудитора;
— операции с МПЗ, произошедшие между датой инвентаризации и отчетной датой.
Приёмыи методика построения выборки определяются в соответствии с утвержденнымивнутрифирменными стандартами.
2.2 Процедуры, выполняемые в ходепроверки материально-производственных запасов по существу
Процедура1.1: проверка правильности проведения инвентаризации МПЗ и отражения еерезультатов в бухгалтерском учете.
Источникиинформации:
— приказы о порядке и сроках проведения инвентаризации;
— приказы о назначении состава постоянно действующих и рабочих инвентаризационныхкомиссий;
— инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости;
— протоколы заседания инвентаризационной комиссии;
— решения руководства по утверждению результатов инвентаризации;
— бухгалтерские регистры аналитического и синтетического учета, в которых отраженырезультаты проведенной инвентаризации;
— контрольные подсчеты аудитора.
Порядоквыполнения: перечень представленных документов, отметки о правильности ихоформления и замечания аудитора фиксируются в рабочем документе РД-1.1. Выявленныеошибки обобщаются в отчетном документе ОД-1.1.
Вцелях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры«пересчет вперед» или «пересчет назад», заключающиеся впостроении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведенияинвентаризации до отчетной даты.
Наблюдаяза проведением инвентаризации, аудитор должен убедиться в том, что ворганизации установлены:
— порядок и сроки проведения инвентаризации, утвержден состав инвентаризационнойкомиссии;
— организация процесса инвентаризации позволяет обеспечить достоверность подсчетаколичества МПЗ;
— материальные ценности, принятые организацией на ответственное хранение (товары,принятые на комиссию, материалы, принятые в переработку, готовая продукция илитовары, приобретенные покупателями, но не отгруженные им, и т.п.), вносятся в отдельныеинвентаризационные описи.
Вслучае, если аудитор не смог наблюдать за проведением инвентаризации наотчетную дату, в ходе проверки должна быть проведена выборочная контрольнаяинвентаризация.
Приинвентаризации аудитор может выбрать для проверки отдельные статьи МПЗ,самостоятельно провести контрольный подсчет и убедиться в том, что данныеподсчета правильно отражены в инвентаризационных описях. Далее необходимо сверитьданные проведенных подсчетов с данными, отраженными в бухгалтерском учете иотчетности организации. Необходимо провести и обратную процедуру: выбрать порегистрам бухгалтерского учета определенное количество статей материальных ценностейи при инвентаризации путем подсчета удостовериться в том, что они действительносуществуют. В качестве рабочего документа целесообразно применять типовую формуинвентаризационной ведомости ИНВ-3.
Входе проведения инвентаризации следует обращать внимание на физическоесостояние МПЗ организации: испорченные, утратившие свои потребительные свойстваматериальные ценности должны отражаться в отчетности с учетом резерва подснижение их стоимости или списываться с баланса организации в связи сневозможностью их использования.
Вцелях подтверждения учетных остатков на отчетную дату выполняются процедуры«пересчет вперед» или «пересчет назад», заключающиеся впостроении оборотной ведомости по выбранным позициям от момента проведенияинвентаризации до отчетной даты.
Рабочийдокумент РД-1.1
Наиме-
нова-
ние
доку-
мента № и дата
Замечания по
оформлению
документов и
проведению
инвента-
ризации
Результаты проведения
инвентаризации Замечания аудитора
результат
согласно
инвентари-
зационной
ведомости
отражение
в бухгал-
терском
учете
по пра-
вильнос-
ти оцен-
ки орга-
низацией
резуль-
татов
инвента-
ризации
по полноте,
правильнос-
ти, свое-
временности
отражения
результатов
инвентари-
зации в
учете
Отчетныйдокумент ОД-1.1
N
п/п
Номер
проце-
дуры
Ссылка на
рабочий
документ Наименование нарушения Сумма Ссылка на нормативный документ Влияние на бух-галтерскую отчетность
Рекомен-
дации аудитора
Примечание.Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности тогомесяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в годовой бухгалтерской отчетности.
Процедура2.1: проверка документального подтверждения прав собственности на МПЗ.
Источникиинформации:
— договоры, спецификации, накладные поставщиков;
— акты оприходования материалов, созданных самой организацией.
Порядоквыполнения: Путем анализа полученных документов убедиться, что организацияимеет право собственности на проверяемые материалы и все условия договоров,обуславливающих переход права собственности, соблюдены. По материальным запасам,созданным в процессе деятельности организации, убедиться, что их происхождениеподтверждено документально. Результаты выполнения процедуры отражаются врабочем документе РД-2.1, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются вотчетном документе ОД-2.
Рабочийдокумент РД-2.1Наименование материала
Номенклатурный
номер Кол-во Сумма Наименование документа Номер и дата Кол-во Сумма Примечание
Примечание.При анализе договоров с поставщиками необходимо обратить внимание на правильностьопределения момента перехода права собственности исходя из условий договоров. Вслучае, если организация осуществляет реализацию МПЗ, необходимо такжепроанализировать условия договоров с покупателями, особое внимание уделитьдоговорам комиссии, агентским договорам и другим, предусматривающим участиепосредников между организацией и конечным покупателем.
Процедура3.1: анализ движения МПЗ.
Источникиинформации:
— регистры синтетического учета.
Порядоквыполнения: на основании регистров бухгалтерского учета выявить периодыосуществления хозяйственных операций с ТМЦ, подлежащие обязательной проверке.Результаты процедуры отражаются в рабочем документе РД-3.1.1 и используются вдальнейшем для выявления тенденций в движении МПЗ. Анализ выявленныхособенностей движения МПЗ позволяет сделать предварительные выводы о том,действительно ли имели место операции, отраженные в бухгалтерском учете. Порезультатам процедуры может корректироваться состав и объем аудиторскойвыборки.
Рабочийдокумент РД-3.1.1Период
Сальдо
начальное
Поступ
ление Доля к итогу,% Выбытие Доля к итогу, % Сальдо конечное Примечания аудитора
Рабочийдокумент РД-3.1.2Материальные затраты за предыдущий период Материальные затраты за проверяемый период Прирост материальных затрат, % Общий прирост затрат, % Примечания аудитора сумма доля, % сумма доля, %
Процедура3.2: проверка правильности оформления первичных документов по учету материалов.
Источникиинформации:
— формы нетиповых первичных документов, утвержденные приказом об учетной политике;
— график документооборота;
— первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходныеордера, лимитно-заборные карты и т.д.);
— регистры аналитического учета.
Порядоквыполнения: проводится просмотр и пересчет числовых данных в первичныхдокументах по операциям, попавшим в выборку. Нарушения, связанные с оформлениемпервичных документов, отражаются в рабочем документе РД-3.2.

Рабочийдокумент РД-3.2
Наимено-
вание
доку-
мента
Дата
(период)
составления
документа
Номер
доку-
мента
Сумма по
документу
Сумма по
расчету
аудитора
Откло-
нение
Влияние на
отчетность
Примечание.Все операции по движению материалов должны оформляться первичными учетнымидокументами.
Первичныеучетные документы должны включать в себя обязательные реквизиты, установленныеФедеральным законом «О бухгалтерском учете». Формы первичныхдокументов утверждаются:
— Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Министерствомфинансов РФ — унифицированные формы первичной учетной документации;
— соответствующими министерствами и иными органами федеральной исполнительнойвласти — отраслевые формы;
— организациями — первичные учетные документы, по которым не предусмотренытиповые формы. При разработке и утверждении указанных форм учитываетсяспецифика деятельности этих организаций.
Процедура3.3: проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций подвижению МПЗ в бухгалтерском учете.
Источникиинформации:
— первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходныеордера, лимитно-заборные карты и т.д.);
— регистры аналитического учета.
Порядоквыполнения: производится проверка наличия первичных документов, служащихоснованием для бухгалтерских записей. Проверка должна проводиться с учетомособенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличиеудаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннегоконтроля за деятельностью складского персонала и т.д.). Результаты выполненияпроцедуры отражаются в рабочем документе РД-3.3, нарушения, выявленные в ходепроверки, обобщаются в отчетном документе ОД-3.
Рабочийдокумент РД-3.3
Наимено-
вание
доку-
мента
Номер
доку-
мента
Дата
доку-
мента
Наи-
мено-
вание
ТМЦ Сумма
Отражение
в бухгалтерском учете
Приме-
чание дебет кредит дата сумма
Процедура4.1: проверка полноты отражения хозяйственных операций по движению МПЗ вбухгалтерском учете.
Источникиинформации:
— первичные документы по учету МПЗ (накладные, требования, приходные и расходныеордера, лимитно-заборные карты и т.д.);
— регистры аналитического учета.
Порядоквыполнения: по документам, попавшим в выборку, отследить полноту отражения вбухгалтерском учете хозяйственных операций. Проверка должна проводиться с учетомособенностей организации запасов и системы управленческого учета (наличиеудаленных складов, оперативность документооборота, качество внутреннегоконтроля за деятельностью складского персонала и т.д.). Результаты выполненияпроцедуры отражаются в рабочем документе РД-4.1, нарушения, выявленные в ходепроверки, обобщаются в отчетном документе ОД-4.

Рабочийдокумент РД-4.1
Наименование
документа Номер Дата Сумма
Отражение в
бухгалтерском учете Примечание дебет кредит дата сумма
Процедура4.2: проверка полноты отражения в учете операций по отгрузке МПЗ на сторону.
Источникиинформации:
— отгрузочные документы на реализуемые МПЗ;
— журнал прибывающих и отправляемых грузов, журнал учета пропусков.
Порядоквыполнения: сопоставить данные отгрузочных документов на МПЗ с даннымидокументов, подтверждающих фактический вывоз МПЗ из организации. Результатывыполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-4.2.
Рабочийдокумент РД-4.2Реквизиты расчетного документа Реквизиты документа на вывоз Кол-во МПЗ в соответствии с расчетным документом (в натуральном выражении) Количество МПЗ в соответствии с пропуском (в натуральном выражении)
Откло-
нения
Приме-
чание
Проводимаяпроцедура позволяет получить дополнительные доказательства полноты отражения вбухгалтерском учете хозяйственных операций. В случае, если выявленысущественные расхождения, необходимо увеличение объема проверки.
Процедура4.3: проверка полноты отражения в бухгалтерском учете выпуска готовой продукции.
Источникиинформации:
— журналы ОТК, цеховые отчеты;
— первичные документы по учету готовой продукции (сдаточные накладные, приходныеордера, накладные, акты приемки готовой продукции, карточки складского учета).
Порядоквыполнения: сопоставить номенклатуру и количество выпущенной готовой продукциипо данным производственных документов и данным бухгалтерского учета пооприходованию готовой продукции. Результаты выполнения процедуры отражаются врабочем документе РД-4.3.
Рабочийдокумент РД-4.3
Выпуск по данным
производства
Выпуск по данным
бухгалтерского учета Отклонения Примечания
наимено-
вание кол-во наименование кол-во
наимено-
вание кол-во
Отчетныйдокумент ОД-4
N
п/п
Номер
проце-
дуры
Ссылка на
рабочий
документ
Наимено-
вание
наруше-
ния Сумма
Ссылка
на нор-
мативный
документ
Влияние на
бухгалтер-
скую от-
четность
Рекомен-
дации
аудитора
Процедура5.1: проверка правильности списания МПЗ в соответствии с учетной политикой.
Источникиинформации:
— первичные документы на списание материалов (требования, накладные, лимитно-заборныекарты, акты на списание и т.д.);
— регистры аналитического и синтетического учета.
Порядоквыполнения: сопоставить данные представленных документов с даннымибухгалтерского учета. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочемдокументе РД-5.1, нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетномдокументе ОД-5.
Процедура5.2: проверка правильности формирования учетных цен на МПЗ.
Источникиинформации:
— приказы, распоряжения, прайс-листы, прочие документы, устанавливающие отпускныецены на МПЗ;
— аналитическая информация о себестоимости МПЗ;
— регистры аналитического и синтетического учета готовой продукции.
Порядоквыполнения: процедура применяется в ходе аудита товаров и готовой продукции,учитываемых по отпускным ценам для проверки правильности формирования торговойнаценки, а также для проверки правильности формирования учетных цен наматериалы и тару. На основании представленных документов проверить правильностьформирования учетных цен в соответствии с принятой в организации методикой.Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-5.2,выявленные нарушения группируются в отчетном документе ОД-5.
Рабочийдокумент РД-5.1Период
Наи-
мено-
вание
мате-
риала
Номер
и дата
доку-
мента
Содер-
жание
нару-
шения
Списано по
данным бух-
галтерского
учета
Списано
по данным
аудитора Расхождения
Приме-
чания кол-во сумма кол-во сумма кол-во сумма

Рабочийдокумент РД-5.2Метод формирования отпус-кных цен Наименование МПЗ
Фактичес-
кая себе-
стоимость
Отпускная
цена Торговая наценка
Откло-
нения
по данным
органи-
зации
по данным
аудитора
Процедура6.1: проверка правильности отражения операций с материалами в бухгалтерскомучете.
Источникиинформации:
— регистры аналитического и синтетического учета.
Порядоквыполнения: по данным регистров синтетического учета проверить правильностьотражения операций с МПЗ на счетах бухгалтерского учета. Результаты выполненияпроцедуры отражаются в рабочих документах (по каждому из проверяемых видовМПЗ), нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе.
Процедура6.2: проверка полноты раскрытия информации об МПЗ в бухгалтерской отчетности.
Порядоквыполнения: проанализировать представленную бухгалтерскую отчетность.Убедиться, что:
1.МПЗ правильно классифицированы в отчетности как сырье и материалы, готоваяпродукция и товары для перепродажи.
2.Данные бухгалтерского учета по МПЗ соответствуют данным бухгалтерского баланса(форма № 1).
Впояснительной записке раскрыта следующая существенная информация об МПЗ:
— о способах оценки материально-производственных запасов по их группам;
— о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;
— о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;
— о величине и движении резервов под снижение стоимостиматериально-производственных запасов в соответствии с Приказом Минфина РФ от28.12.2001 № 119н (ред. от 23.04.2002) «Об утверждении Методическихуказаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»;
— информация по сегментам в соответствии с Приказом Минфина РФ от 27.01.2000 №11н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету „Информация посегментам“ (ПБУ 12/2000)»;
— информация об условных фактах хозяйственной деятельности с МПЗ в соответствии сПриказом Минфина РФ от 28.11.2001 № 96н «Об утверждении Положения побухгалтерскому учету „Условные факты хозяйственной деятельности“ ПБУ8/01»;
— информация о событиях после отчетной даты, влияющих на состояние МПЗ всоответствии с Приказом Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н «Об утвержденииПоложения по бухгалтерскому учету „События после отчетной даты“ (ПБУ7/98)»;
— информация об операциях с аффилированными лицами в соответствии с ПриказомМинфина РФ от 13.01.2000 № 5н «Об утверждении Положения по бухгалтерскомуучету „Информация об аффилированных лицах“ ПБУ 11/2000».
Выявленныезамечания группируются в отчетном документе ОД-6.2.
Отчетныйдокумент ОД-6.2
N
п/п
Наименование
нарушения Сумма Влияние на бухгалтерскую отчетность Рекомендации аудитора
Процедура7.1: анализ применяемого порядка приобретения материалов.
Источникиинформации:
— хозяйственные договоры по материалам, принятым на ответственное хранение;
— договоры на переработку давальческого сырья;
— договоры комиссии;
— приходные ордера;
— накладные;
— акты приемки МПЗ;
— первичные документы складского учета.
Порядоквыполнения: на основании представленных документов ответить на приведенные нижевопросы. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-7.1.
Рабочийдокумент РД-7.1
N
п/п Вопрос
Вариант
ответа
(да/нет)
Приме-
чания ТМЦ, принятые на ответственное хранение Имеются ли в организации материалы, принятые на ответственное хранение? Ведется ли в организации аналитический учет товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение? Назначены ли ответственные лица за материалы, принятые на ответственное хранение? Обеспечены ли условия сохранности на складе? Проводится ли инвентаризация материалов, принятых на ответственное хранение? Правильно ли осуществляется оценка ТМЦ, учитываемых на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»? Материалы, принятые в переработку Имеются ли в организации материалы, принятые в переработку? Ведется ли в организации аналитический учет материалов, принятых на ответственное хранение? Надлежащим ли образом оформляется договор подряда? Составляются ли акты на сдачу-приемку готовой продукции? Обозначена ли в актах процедура сдачи-приемки (создана ли комиссия, установлен ли метод приемки и т.д.)? Правильно ли осуществляется оценка ТМЦ, учитываемых на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку»? Товары, принятые на комиссию Имеются ли в организации товары, принятые на комиссию? Ведется ли в организации аналитический учет товаров, принятых на комиссию? Надлежащим ли образом оформлен договор комиссии? Правильно ли осуществляется оценка ТМЦ, учитываемых на забалансовом счете 004 «Материалы, принятые на комиссию»?
Процедура7.2: анализ данных аналитического и синтетического забалансового учета МПЗ.
Источникиинформации:
— регистры аналитического и синтетического учета.
Порядоквыполнения: сопоставить данные аналитического и синтетического забалансовогоучета МПЗ. Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документеРД-7.2, выявленные нарушения группируются в отчетном документе ОД-8.
Рабочийдокумент РД-7.2
Номер
счета
Наи-
мено-
вание
счета Период
Показатель,
по которому
выявлено
расхождение
Учетный
регистр
Сумма выявленного
расхождения по от-
ношению к синтети-
ческому счету
При-
меча-
ние занижение завышение
Процедура7.3: проверка правильности оценки ТМЦ, учитываемых на забалансовых счетах.
Источникиинформации:
— первичные документы поставщиков;
— регистры аналитического и синтетического учета.
Порядоквыполнения: сопоставить данные о стоимости МПЗ, содержащиеся в документахпоставщика, и данные бухгалтерского учета. Результаты выполнения процедурыотражаются в рабочем документе РД-7.3, нарушения, выявленные в ходе проверки,обобщаются в отчетном документе ОД-7.
Рабочийдокумент РД-7.3
Наименование
мате-риала Первичный документ
По данным
первичных
документов По данным бухгалтерского учета
Откло-
нения
Приме-
чания
наиме-
нование № дата
кол-
во сумма
кол-
во сумма
Процедура7.4: проверка документального подтверждения прав собственности на МПЗ.
Источникиинформации:
— договоры, спецификации, накладные поставщиков;
— регистры аналитического и синтетического учета.
Порядоквыполнения: путем анализа полученных документов убедиться, что организацияобоснованно отражает ТМЦ на забалансовых счетах (право собственности напроверяемые материалы к организации не перешло). Проверить своевременностьсписания ТМЦ с забалансовых счетов и отражения их на балансе организации в случае,когда условиями договоров предусмотрен переход права собственности к организации.Результаты выполнения процедуры отражаются в рабочем документе РД-7.4,нарушения, выявленные в ходе проверки, обобщаются в отчетном документе ОД-7.

Рабочийдокумент РД-7.4Наименование материала Номенклатурный номер Кол-во Сумма Наименование документа Номер и дата Кол-во Сумма Приме-чание
Отчетныйдокумент ОД-7
N
п/п
Номер
проце-
дуры
Ссылка на
рабочий
документ
Наиме-
нование
нару-
шения Сумма
Ссылка на
норматив-
ный до-
кумент
Влияние на
бухгалтер-
скую от-
четность
Рекомен-
дации
аудитора
 
2.3Заключительные процедуры аудита операций с материально-производственнымизапасами
Процедура8.1: анализ ошибок, выявленных в ходе проверки, и их влияния на достоверностьбухгалтерской отчетности.
Порядоквыполнения: на основании данных отчётных документов сгруппировать по категориямвыявленные нарушения, оказывающие влияние на формирование бухгалтерскойотчетности.
Рабочийдокумент РД-8.1.1Характеристики объекта бухгалтерского учета Результаты аудиторской проверки (нужное подчеркнуть) № заме-чаний Сумма Существование и полнота Реальность объекта учета (не) подтверждена первичными документами Возникновение (Не) Выявлены финансово-хозяйственные операции, не отраженные в бухгалтерском учете за __ месяцев ____ года Права и обязательства Право собственности организации на МПЗ (не) подтверждается документами Стоимостная оценка Оценка МПЗ (не) соответствует их фактическому состоянию Измерение Операции по приобретению и выбытию МПЗ отражены в учете в (не) правильной оценке согласно законодательству РФ и принятой учетной политике
(Не) Выявлены несвоевременно отраженные финансово-хозяйственные операции
за __ месяцев ____ года Представление и раскрытие (Не) Выявлены факты неправильной классификации финансово-хозяйственных операций по объекту учета (Не) Выявлены факты нарушений бухгалтерского учета Данные о материально-производственных запасах раскрыты в отчетности (не) полностью
Замечания(по установленному внутрифирменному образцу)
ЗамечаниеN 1
ЗамечаниеN 2
ЗамечаниеN 3
Рабочийдокумент РД-8.1.2
ЛИСТИСПРАВЛЕНИЙФорма отчетности, номер строки
Изменение
(+, -)
Сумма
Операция,
 замечание №
(по данным отчетных документов) Исправительная запись, рекомендуемая аудитором замечание № дебет кредит
Процедура8.2: формирование мнения аудитора о достоверности показателей материально-производственныхзапасов в бухгалтерской отчетности.
Порядоквыполнения: сформулировать краткие выводы по проведенному аудиту МПЗ (краткоеизложение по учету и отчетности данного объекта проверки), оформить рабочийдокумент РД-8.2.
Рабочийдокумент РД-8.2
Аудитданного раздела проведен на основании нижеперечисленных параметров:Наименование проверяемой организации: Проверяемый период: Объем выборки проверки
Выделить
(подчеркнуть,
дописать)
Количество хозяйственных операций за прове-
ряемый период (интервал) (шт. или прочерк) Количество проверяемых документов (интервал) (шт. или прочерк) Уровень существенности (в процентах и сумма) (%, руб.) Объем выборки
Объем выборочный по данным:
Главной книги
Оборотно-сальдовой ведомости
В процентах к общему обороту по счету по де-
бетовому или кредитовому принципу (принятый
указать)
Дебет (сумма), %
Кредит (сумма), %
Суммарный размер выявленной ошибки к всту-
пительному сальдо (в процентах и сумма) (%, руб.)
Суммарный размер выявленной ошибки к сальдо
на отчетную дату (в процентах и сумма) (%, руб.)
Вывод:выявленная ошибка в размере __________ существенна (несущественна). Аудиторподтверждает (подтверждает с учетом замечаний, не подтверждает, отказывается отвыражения мнения) данные на ________ по статьям отчетности.БАЛАНСОВЫЙ СЧЕТ СТРОКА ФОРМЫ № 1 СУММА 10, 11, 14, 15, 16
«Сырье, материалы и другие аналогичные
ценности» 40, 41, 42, 43
«Готовая продукция и товары для пере-
продажи»

ВЫВОД
Входе проверки аудитор анализирует обнаруженные ошибки и нарушения всоответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности«Существенность в аудите». Существенность ошибок оцениваетсяколичественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравниваетобнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадиипланирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственнымпрактическим опытом и знаниями.
Ошибки,обнаруживаемые в процессе аудита материально-производственных запасов,оказывают влияние на достоверность финансовых результатов и бухгалтерскойотчётности, так как приводят к искажению сумм в бухгалтерском и налоговомучёте.
Порезультатам осуществления процедур детальной проверки операций по движениюматериально-производственных запасов, аудитор может дать оценку учётнойполитике организации. С помощью выбранной учётной политики организация приобретаетвозможность оказывать влияние на формирование расходов, прибыли, налоговой базыпо налогу на имущество. Выбор способа зависит от целей и стратегиифинансово-хозяйственной деятельности организации.
Припроведении аудиторских проверок важным является обнаружение фактов нарушенияграфика документооборота. Если причиной нарушений является отсутствие контролясо стороны администрации, то аудитор должен снизить оценку надежности системывнутреннего контроля организации.
Вслучае выявления несвоевременного принятия к учету запасов по объективным обстоятельствамаудитору необходимо сделать выводы о:
— правильности отражения в бухгалтерском учете операций прошлых периодов;
— возможности негативных налоговых последствий несвоевременности отражения операциив учете, которые могут оказать существенное влияние на финансовое состояние аудируемойорганизации;
— способности влияния организации на изменение ситуации с документооборотом(смена вида связи, включение в договор условия от отправке факсимильного сообщенияи т.д.).
Врезультате оценки данных факторов аудитор формирует либо подтверждаетсвоевременность принятия запасов к учету, либо формулирует аудиторскую оговорку,либо выносит решение о нарушении организацией принципа своевременностиотражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Такимобразом, заключительное мнение аудитора определяется не только результатамидетальной проверки операций с материально-производственными запасами, но иадекватностью учётной политики в отношении этих средств.

Списокиспользованной литературы
 
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации.
2. Налоговый кодексРоссийской Федерации.
3. Федеральный закон“О бухгалтерском учёте” от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.
4. Приказ Минфина РФ“О формах бухгалтерской отчётности организаций”. Утверждено приказомМинистерства финансов Российской Федерации от 22.07.2003г. № 67н.
5. Положение побухгалтерскому учёту “Учёт материально-производственных запасов” ПБУ 5/01.Утверждено Приказом Минфина РФ от 19.07.2001г. № 44н.
6. План счётовбухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации иинструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов от31.10.2000 г. № 94н.
7. Методическиеуказания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утвержденыприказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. № 49.
8. Положение побухгалтерскому учёту “Учётная политика организации” ПБУ 1/98. УтвержденоПриказом Минфина РФ от 9.12.1998 г. № 60н.
9. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема,хранения и отпуска товаров в организациях торговли. Утверждены письмомРоскомторга от 10.07.1996 г. № 1-794/32-5
10.  ПостановлениеРосстата от 09.08.1999 г. N 66 «Об утверждении унифицированных формпервичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальныхценностей в местах хранения»
11.  УказПрезидента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. “Об аудиторской деятельности вРоссийской Федерации”
12. Аудиторскийстандарт “Планирование аудита”. Принят Комиссией по аудиторской деятельностипри Президенте РФ 25 декабря 1996 г.
13. Методическиерекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателейматериально-производственных запасов в бухгалтерской отчётности. УтвержденыСоветом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 23.04.2004
14.  Бухгалтерскийучёт. / Под редакцией Бабаева Ю.А., Москва, Юнити-дана, 2002.
15.  Глушков И.Е.,Бухгалтерский учёт на современном предприятии, Москва, Кнорус, 2005.
16. Суйц В.П.,Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой, Москва,ИНФРА-М, 2006.
17. Аудит. / под ред.Подольского В.И., Москва, Юнити-Дана, 2006.
18. Лабынцев Н.Т.,Ковалева О.В. Аудит: теория и практика, Москва, ПРИОР, 2003.
19.  Ланина И.,Ошибки при учёте материально-производственных запасов в 2002 г. // Финансоваягазета, 2003, № 31.
20.  Зайцева О.П.,Аманжолова Б.А., Аудит материально-производственных запасов: принципыформирования и основные процедуры проверки // Аудиторские ведомости, 2003, № 7.