Проведение в Башкирии буржуазных реформ 2-ой половины 19 века

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТ
ИНСТИТУТ ПРАВА
Контрольная работа по курсу
“История государства и праваРеспублики Башкортостан”
 
Проведение в Башкирии буржуазныхреформ 2-ой половины 19 века.
1 курс заочного отделения (экстернат)
Проверил: преподаватель Искужин Т.С. УФА, 2000
Проведение в Башкирии буржуазных реформ 2-ой половины 19века.ПЛАН
1.  Общая характеристика реформ 2-ойполовины 19 века.
2.  Положение “О башкирах” от 14.05.1863года. Указ  “О передаче башкир из военного в гражданское ведомство” от2.07.1865 г.
3.  Проведение земской реформы в Башкириив 1864 г. и ее особенности.
4.  Особенности проведения судебнойреформы 1864 г. в крае.
5.  Проведение контрреформ 1894 – 1900годы. 
1. Общаяхарактеристика реформ 2-ой половины 19 века.
В первой  половине 19 века сформировалисьсоциально-политические предпосылки для преобразований в России. Крепостноеправо сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьихозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новымэкономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад. Под угрозойреволюционной ситуации в России царское правительство вынуждено былопредпринять определенные шаги, получившие название буржуазных реформ.
19 февраля 1861 года император Александр II утвердил ряд законодательных актов поконкретным положениям крестьянской реформы. Были приняты центральные и местныеположения, в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьяни передачи им земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получалиличную свободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила вих личное пользование.
Получив личную свободу, крестьяне в интересах исправногоплатежа повинностей наделялись землей в личное пользование. Основой этой сделкистало добровольное соглашение крестьянина и землевладельца, при его отсутствии– наделение землей осуществлялось на основе местных положений.
Пользуясь помещичьей землей на условиях постоянного владения,крестьяне платили ему оброк и несли барщину. При желании они могли выкупитьсвою усадьбу, полевые угодья могли быть выкуплены только по согласию спомещиком.
Наделение землей осуществлялось по добровольному соглашениюпомещика и крестьянина: первый не мог давать земельный надел меньше нижнейнормы, установленной местным положением, второй не мог требовать надела большемаксимальной нормы, предусмотренной в том же положении.
Душевой надел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ ипустошей. Землей наделялись только лица мужского пола.
Собственность на землю сохранялась помещиком вплоть досовершения выкупной сделки, крестьяне на этот период являлись толькопользователями и “временнообязанными”. В этот переходный период крестьянеосвобождались от личной зависимости, для них отменяли натуральные налоги,снижались норма барщины и денежного оброка.
Статьи Общего положения подчеркивали, что крестьянин получаетправо приобретать в собственность недвижимые и движимые имущества (а такжеотчуждать и распоряжаться ими) на общих основаниях и на основе гражданскихузаконений.
Также в это время в России шла реформа местногосамоуправления. Дореформенная система местного самоуправления отражалапреимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладавшие в еедеятельности принципы бюрократизма и централизма не учитывали реальных нуждместного населения, промышленности и торгового оборота. Картина усугубляласьнерасчлененностью административных, судебных и хозяйственных правомочий,возлагавшихся на местную администрацию. Проведение крестьянской реформытребовало неотложной перестройки системы местного самоуправления. В ходе этойреформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранениявласти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии вращались вокруг этойпроблемы.
1 января 1864 года было утверждено Положение о губернских иуездных земских учреждениях. На них возлагалось: заведование капиталами, имуществами и деньгами земства; содержание земских зданий и путей сообщения;меры по обеспечению “народного продовольствия”, мероприятия поблаготворительности, взаимное земское страхование имущества; попечение оразвитии местной торговли и промышленности; санитарные меры, участие вхозяйственных отношениях  в области здравоохранения и образования.
Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:
— курия уездных землевладельцев, состоявшая преимущественноиз дворян-помещиков, для участия в которой требовался высокий имущественныйценз. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах черезуполномоченных;
— городская курия, участники которой должны были располагатькупеческим свидетельством либо предприятием определенного размера;
— сельская курия, в которой не был установлен имущественныйценз, но введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся наволостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земскихгласных.
Аппарат земств состоял из распорядительных органов –губернских и уездных земских собраний и исполнительных органов – уездныхгубернских земских управ (в структуру последних входили постоянные канцелярии,разделяющиеся на отделы). Свои хозяйственные задачи земства решали на средства,собираемые с населения в виде специального налога.
Во главе собраний управ стояли выборные председатели, которыекроме того. Что руководили деятельностью земских учреждений,председательствовали от их имени в местных правительственных учреждениях(присутствиях по крестьянским делам). Председателями земских собраний былипредводители дворянства.
Земское собрание и земская управа (исполнительный орган,состоявший из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернскоеземское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уезднойуправы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы –министром внутренних дел.
Наряду с земской реформой шла реформа и городская. 16 июля1870 года было утверждено Городское положение, закреплявшее систему органовгородского общественного управления: городское избирательное собрание игородскую Думу с городской управой – исполнительным органом. Думу и управлениевозглавляло одно лицо – городская голова, утверждаемый в своей должностигубернатором или министром внутренних дел.
Все городские избиратели в соответствии с имущественным(податным) цензом делились на три группы, каждая из которых избирала третьгласных в городскую Думу. В выборах участвовали лица, достигшие 25-летнеговозраста, владеющие недвижимостью, промышленными или торговыми предприятиями,занимающиеся кустарными промыслами или мелкой торговлей, представляющие любоесословие.
Дума и управа выбирались на четыре года, половина управы  должна была обновляться каждые два года. Городской голова мог приостановитьрешение управы. Разногласия Думы и управы решал губернатор.
В компетенцию городской Думы входили вопросы: о назначениивыборных должностных лиц, установлении городских сборов, сложении недоимок,установлении правил о заведовании городским имуществом, о приобретениигородской недвижимости, о займах. В пользу города Дума могла устанавливатьследующие сборы: с недвижимости (оценочный сбор), с документов на правоторговли и промышленности, трактиров, постоялых дворов и съестных лавок,извозного промысла, частных лошадей и экипажей, квартир и жилых помещений,собак, аукционов.[1]
Одновременно с крестьянской реформой, земской и городскойреформами во 2-й половине 19 века в России создались предпосылки для проведениясудебной, полицейской и военной реформ.
Структуру досудебной системы составляли разнообразныеисторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовалисуды для дворян, горожан, крестьян, специальные коммерческие, совестные,межевые и иные суды. Судебные функции исполняли и административные органы –губернские правления, органы полиции и др. Рассмотрение дел во всех судебныхинстанциях происходило при закрытых дверях. На деятельность суда сильноедавление оказывали различные административные органы, ведение  следствия иисполнение приговора предоставлялись органам полиции, которые, кроме того, чтопринимали на себя и судебные функции по “маловажным” делам. Делопроизводствомогло тянуться годами. В судебном процессе господствовали инквизиторское началои теория формальных доказательств.
В ноябре 1864 года были утверждены и вступили в силу основныеакты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовногосудопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Создавались две судебные системы: местные и общие суды. Кместным относились волостные суды,  мировые судьи и съезды мировых судей, кобщим – окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (погражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность нанесколько губерний или областей; кассационные (по гражданским и уголовнымделам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы,кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих,крестьянских и инородческих судов.
Новые принципы гражданского процесса закреплял Уставгражданского судопроизводства 1864 года. Иск подавался мировому судье вписьменной или устной форме, ответчик вызывался в суд повесткой. В судебномразбирательстве стороны обменивались словесными показаниями, могли бытьпредставлены письменные и вещественные доказательства. Стороны имели правопривлекать в процесс адвокатов. Заключение по результатам судебного состязанияделал прокурор. Суд выносил решение, оформленное в виде резолюции. Допускалиськассационный или апелляционный пересмотр дела. После истечения сроков,установленных для пересмотра, истцу выдавался исполнительный лист, председательсуда назначал судебного пристава, приводившего в исполнение решение овзыскании. Уголовный процесс регламентировался Уставом уголовногосудопроизводства и разделялся на стадии: предварительное расследование (дознаниеи предварительное следствие) и собственно сам судебный процесс (судебноеследствие, прения сторон, заключение председателя суда, вердикт с участиемприсяжных заседателей).
В основу преобразований судебной реформы 1864 года былположен принцип разделения властей: судебная власть отделялась отзаконодательной, исполнительной, административной. В законе отмечалосьравенство всех перед законом.
В 1862 году городская и уездная полиция были объединены вединую полицейскую систему со сложной “иерархической лестницей”, начавшуюся сурядника и пристава и на уездном уровне возглавлявшуюся исправником. По этойреформе органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальнуюрепрессивную власть в Центре и на местах.
Реформы затронули и сферу тюремную, где были отмененытелесные наказания для женщин, дополнительные телесные наказания, клеймение,ограничивалось применение розг. В армии отменялись шпицрутены, а в 1885 году иприменение розг.
В системе внутренних дел основную роль стали игратьдепартаменты полиции и общих дел, главные управлен6ия по делам печати итюремный и земской отделы.
В 1865 году “Временные правила о печати” значительно смягчалицензуру.
1 января 1874 года был утвержден “Устав о воинскойповинности”, вводившийся для всего мужского населения. Лица, достигшие 21 годапризывались на службу по жребию. Не попавшие в постоянные войска зачислялись вополчение. Общий срок службы в сухопутных войсках устанавливался 15 лет (из нихдействительная служба составляла 6 лет и служба в запасе – 9 лет). Во флотесоответственно 7 лет и 3 года. В каждом военном округе учреждалсявоенно-окружной суд.
Перечисленные реформы 2-ой половины 19 века естественнокоснулись и Башкирию. Но в Башкирии в этих реформах были свои отличия.
 
2.Положение “О башкирах” от 14.05.1863 года. Указ  “О передаче башкир из военногов гражданское ведомство” от 2.07.1865 г.
В 19 веке “территория Башкирии входила в Оренбургскую,Пермскую, Вятскую и Саратовскую губернии. В Оренбургской губернии – этоБугульминский, Мензелинский, Бирский, Троицкий, Уфимский, Белебеевский,Стерлитамакский, Оренбургский, Бузулукский, Бугуруслановский, Челябинский иВерхнеуральский уезды; в Пермской – Осинский, Пермский, Красноуфимский,Екатеринбургский и Шадринский уезды; в Вятской – Елабужский и Сарапульскийуезды; в Саратовской – Вольский, Хволынский и Хотинский уезды”[2].
С 1798 года башкиры были превращены в военно-казачьесословье. Башкортостан разделен на 11 башкирских и 5 мишарских кантонов.Одновременно было образовано 5 кантонов оренбургских и 2  кантона уральскихказаков. При переводе башкир в военно-казачье сословие  были умело использованыособенности их жизни и быта. Царское правительство отмечала большую склонностьбашкир к военнолй службе и умело этим пользовалась. Кантонная система не оставаласьнеизменной. Происходило объединение башкир и мишарей в рамках одного войска. Нонеизменным оставалось, что башкиры относились к военно-казачьему сословью. Этакантонная система просуществовала до 1865 года и наложила свои отпечатки напроведение реформ 2-ой половины 19 века в Башкирии.
После присоединения казахских земель к России в 40 – 50-хгодах 19 века Башкирия утратила свое окраинное положение, превратившись в однуиз внутренних областей. Тем самым отпала необходимость широкого привлечениябашкир к пограничной службе. Поэтому правительство решило постепенно и почастям перевести их в податное сословие. В 1848 году башкиро-мишарское войскобыло разделено на две части: первая с населением в 200 тысяч душ была обложенавместо военной службы денежным сбором, вторая, состоящая из 101 тысячи душ,продолжала нести военную службу. Военная служба касалась только четырехприлинейных башкирских кантонов. Дальнейший шаг по пути обращения башкир вподатное сословие был сделан в 1855 году, когда к войску были присоединены тептярии бобыли. Башкирское войско было распределено по-новому на кантоны, которыхтеперь стало 28.
После отмены крепостного права царское правительство Россииприступило к обсуждению вопроса об упразднении кантонной системы управления убашкир, мишарей, тептярей, и переводе их в гражданское сословие. 14 мая 1863года Александр II утвердил“Положение о башкирах”, в котором говорилось: “Инородцы, известные подназванием башкир, мещеряков, тептярей и бобылей, имеющие общее наименованиеБашкирского войска, получают гражданское устройство, как свободные обыватели,на основаниях в сем Положении определенных”[3].Перевод в гражданское сословие коснулся башкир и их военных припущенников,проживающих в Оренбургской, Пермской, Самарской и Вятской губерниях. Положение14 мая 1863 года предоставляло башкирам и припущенникам все права, которые былиопределены реформой 1961 года для крестьян: входить в договорные отношения,приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, открывать исодержать торговые заведения, заниматься ремеслами, переходить в другиесословия, отлучаться из мест жительства и т.д. Создавалось сельское и волостноеправление, сходное с крестьянским “самоуправлением” русского населения.
Согласно положения от 14 мая, кантонная система управлениябыла  сохранена с некоторыми изменениями. Это было необходимо для постепенногослияния башкир и припущенников с прочим крестьянским населением губернии. Числокантонов постепенно сокращалось с 28 до 11. Их границы приблизились к уездномуделению. Функции кантонных начальников теперь ограничивались правами иобязанностями мировых посредников. После реализации Положения о башкирахкантонное управление подлежало окончательному упразднению.
Положение от 14 мая не внесло в жизнь башкир и припущенниковособых изменений. Оно узаконило перевод местного населения из военного вгражданское состояние, который последовательно осуществлялся правительством впредреформенные десятилетия. За башкирами и припущенниками “неслужащих”кантонов были закреплены денежные повинности взамен военной службы, а такжеземские, мирские и прочие платежи, которые они вносили наравне с другимиподатными сословиями. Население же служащих кантонов продолжало нести прежнюювоенную службу. Закон был встречен населением губернии с одобрением, однако возниклиопасения, связанные с преобразованиями, которые могут последоватьнепосредственно за его введением.
Вскоре после введения закона начали распространяться слухи отом, что правительство собирается лишить башкир их вотчинной земли и наделитьих как бывших крепостных, причислить башкир и их припущенников вгосударственные крестьяне, брать с них ректрут и крестить мусульман. Такие жеслухи ходили и в русских селениях. В некоторых местах священники началипризывать местное население принять христианство, угрожая в противном случаеобращением в государственных крестьян и насильственным выселением из Башкирии.Жители некоторых деревень Белебеевского и Бугурусланского уездов началиготовиться к переселению на реку Ишим в Сибирь с целью причисления их втамошнее казачество.
Перевод в гражданское состояние вызвал большое опасениевотчинников и припущенников за их земли и свободу. Упразднение военно-казачьегосословия, обложения населения денежными повинностями взамен службырассматривались как превращение в государственных крестьян. Особенноенедовольство башкир и припущенников вызвало обложение повинностями уволенных вотставку и тех, кто раньше не платил их (старики, дети, больные и т.д.). Глухоенедовольство чувствовалось и среди бывших кантонных начальников. Недовольнобыло и местное духовенство, значение которого резко упало из-за отстранения егоот решения бытовых и мелких судебных дел.
Лишение военно-феодальной верхушки прежней власти не означалоликвидации эксплуататорской прослойки среди башкир и припущенников. Присоздании сельского и волостного управления бывшие начальники вновь занялигосподствующее положение. Как и прежде рядовое население было отдано напроизвол и разграбление власть имущих лиц. Новые должностные  лица былизамечены во взяточничестве и других злоупотреблениях.
Не удовлетворяло и состояние делопроизводств в башкирских итатарских волостях. В России деловая переписка должна была вестись на русскомязыке. Она же велась на тюркском наречии из-за непонимания многими старшинамирусского. Нередко в помощь русским писарям принимались свои – башкирские.Также, мало было русских школ.
Несмотря на большие трудности в реализации Положения от 14мая 1863 года, правительство считало итоги его претворения в жизньудовлетворительными и возбудило вопрос об окончательной  передаче башкир иприпущенников в гражданское ведомство.
Таким образом, Положение о башкирах от 14 мая 1863 года сталоначалом отмены кантонной системы управления на территории края и явилосьсоставной частью крестьянской реформы 1861 года.
2 июля 1865 года был принят закон “О передаче управлениябашкирами из военного в гражданское ведомство”, согласно которому окончательноупразднялось кантонное управление. В конце 1865 года и начале 1866 башкиры иприпущенники перешли в заведывание общих губернских и уездных присутствий покрестьянским делам и мировых посредников. Были освобождены от натуральнойслужбы и обложены денежными повинностями жители “служащих” (Оренбургского иВерхнеуральского) кантонов. Прекратило свою деятельность общее управлениебашкирами.
В законах 1863 и 1865 года остались вне поля зрения вопросыземлеустройства вотчинников и припущенников. Наделение местного населенияземлей правительство связывало с последующей экспроприацией башкирских угодий.Отчуждение вотчинных земель должно было укрепить дворянское землевладение вкрае.
3.Проведение земской реформы в Башкирии в 1864 г.
и ееособенности.
Отмена крепостного права в Башкирии вызвала необходимостьдругих преобразований, в том числе и в области местного самоуправления.Уфимское дворянство уже 19 декабря 1863 года на губернском собрании постановилоходатайствовать перед правительством о скорейшем открытии земских учреждений натерритории края. Но сама земская реформа 1864 года протекала на территории краясо своими особенностями. Вернее вообще никаких изменений в крае не былонесмотря на обширную переписку губернских начальников с правительством. В этойпереписке были просьбы как можно быстрей открыть земства на территорииБашкирии. По их мнению, земства должны были освободить администрацию отобременительных для нее хозяйственных дел.
Но лишь через 10 лет 14 мая 1874 года Государственный СоветРоссии постановил: “Высочайшее утвержденное 1-го января 1864 года положение оземских учреждениях  распространить на Уфимскую губернию”[4].А проведение земской реформы на территории Оренбургского края откладывалось ещена неопределенное время.
В Уфимской губернии земские учреждения были введены 25февраля 1875 года. Они состояли из распорядительных органов – губернских иуездных земских собраний и исполнительных – уездных и губернских земских управ.Согласно “Положению от 1 января 1864 года”, выборы в них проводились на трехизбирательных куриях: землевладельцев (земельный ценз в Уфимской губернииустанавливался от 200 до 350 десятин), городских избирателей (лица, имеющиекупеческие свидетельства, промышленные и торговые предприятия с годовымоборотом не менее 6 тыс. руб.), и сельского общества. Выбор в земства отсельского общества был многоступенчатым. Сначала сельский сход выдвигалпредставителей на волостной сход, а те, в свою очередь, избирали установленноечисло земских гласных. Такая многоступенчатая система позволяла проводить вземства наиболее зажиточных и угодных администрации крестьян.
Компетенция земств Уфимской губернии ограничиваласьхозяйственными вопросами местного значения: строительство и содержание висправном состоянии мостовых, дорог, мостов, переправ, земских школ, больниц,приютов и т.д. На обязанности земств лежала также этапно-арестанская повинностьна внутренних дорогах губернии, поставка подвод для разъездов гражданских иполицейских должностных лиц. Такое широкое трактование функций земстваобъясняется тем, что правительство стремилось переложить ряд обязанностей садминистрации на органы местного самоуправления.
Для ведения хозяйственных дел и содержания собственныхучреждений земствам предоставлялись права по назначению, раскладке, сбору ирасходованию местных налогов -– земских сборов. Ими облагались документы,дающие право на торговлю, городская недвижимость, леса, земли. Наиболеезначительной в губернском земском сборе была доля с земель и лесов. В 1880 годуона составляла 82,5 %, а в 1890 году – 65,5 % от общей суммы земских налогов.
Земствам предоставлялись права по расходованию собранных иминалогов. Расходы подразделялись на обязательные, которые вносились в ежегодныеземские сметы, и необязательные – внесение которых в сметы зависело отусмотрения земских собраний. Из обязательных расходов самыми значительными былирасходы по дорожной провинности. Из необязательных – расходы на образование,здравоохранение.
Многие сельские школы в губернии были обязаны своимсуществованием земству. Из 746 начальных школ, действовавших на территории краяв конце 19 веке 25 % принадлежало министерству просвещения, 42 % — земству, 33% — церковному ведомству.
Земства выделяли деньги и на строительство больниц илечебниц, обслуживающий их персонал. Из 48 больниц, действовавших в губернии вто время, 22 принадлежали земству.
Также земство способствовало расширению путей сообщения вкрае, строительству мостов, дамб.
4.Особенности проведения судебной реформы 1864 г. в крае.
В Центральной России судебная реформа началась в 1864 году.Но она растянулась на длительный период.
После очень длительной переписки  между администрацией края иправительством последовал указ Александра II Сенату, предписывающий “во второй половине 1887 г.приступить к Введению мировых судебных установлений отдельно от общих вгуберниях Уфимской, Оренбургской и Астраханской”[5].В соответствии с ним территория Уфимской губернии делилась на 6 мировыхокругов. Каждый округ состоял из нескольких мировых судебных участков:Оренбургский, Уфимский, Бирский, Златоустовский, Белебеевский – из 6-ти,Стерлитамакский – из 4-х, Мензелинский – из 5-ти. В некоторых участках кромеучасткового, почетного мировых судей были также добавочные.
Выборы мировых судей в Уфимской губернии проводились науездных земских собраниях, после чего они утверждались в должности Сенатом.Подсудности мировых судей подлежали малозначительные гражданские и уголовныедела. Судебные расследования проводились 2 раза в неделю.
Апелляционной инстанцией по пересмотру приговоров участковыхсудей был съезд мирового округа. В Уфимской губернии он впервые открылся 28января 1879 года. На четырех съездах Уфимского мирового округа, состоявших вапреле – сентябре 1879 года по жалобам участковых судей было рассмотрено 85дел. Из них 32 дела было решено в пользу обвиняемых, 7 отложено, 46 приговоров– без изменений. Таким образом, приговоры мировых судей не всегда являлисьокончательными.
Образование института мировых судей являлось лишь частичнойреализацией судебной реформы. Поэтому общественность Башкирии в 80-х годахобратилась к правительству с просьбой ускорить процесс ее завершения.  Указ “Овведении судебной реформы в полном объеме в Уфимской и Оренбургской губерниях”появился 9 марта 1892 года. Он упразднил Уфимскую и Оренбургские палатыуголовного и гражданского суда, а вместо них ввел три окружных суда вОренбурге, Уфе и Троицке, являющиеся судами первой инстанции по уголовным игражданским судам, превышавшим подсудность мировых судей. Окружные судыБашкирии состояли из  председателя, его товарища, членов суда, двух секретарей,их помощников и судебных приставов. Дела подсудимых в окружных судах решалисьбез присяжных заседателей, институт которых в Башкирии был введен только в 1898году. Присяжными могли быть лица, владеющие  недвижимым имуществом, оцененнымот 500 до 2000 руб., или годовым доходом от 400 до 1000 руб., земельным наделомне менее 100 десятин, а также купцы 1 и 2 гильдий.
Еще одной особенностью проведения судебной реформы в Башкириистала непоследовательность правительства. Она заключалась в том, что в краебыла введена Судебная палата. Применительно к Уфимской губернии ее рольисполняла Казанская судебная палата, а к Оренбургской – Саратовская палата. Вкаждой из них вводилась должность товарища прокурора по башкирским делам.
Также особенностью реформы стало сохранение волостных судовдля башкир. Состав суда избирался ежегодно на волостном сходе в количестве 4 –15 очередных судей. В его компетенцию входило разбирательство споров и тяжбмежду башкирами, принадлежащими в одной волости, с ценой иска до 100 руб.Волостной суд мог приговаривать виновных к общественным работам до 6 дней,денежному штрафу до 3 руб., телесному наказанию до 20 ударов. Выбор наказанияпредоставлялся на усмотрение самого суда. Приговоры волостного суда считалисьокончательными и не подлежали обжалованию.
Судебная реформа начала проводиться в Башкирии гораздо позже,чем в Центральной России. Ее реализация затянулась на многие годы, и в процессеее были допущены серьезные отступления от общих положений судебных уставов.Введение судопроизводства на руссом языке затрудняло возможность нерусскихнародов края отстаивать свои интересы. Их отношение усугублялось тем, что поотношению к ним сохранялось телесное наказание.
Однако при всех своих отступлениях от буржуазных принциповсудебная реформа была значительным шагом вперед. Она ввела такие судебныеучреждения и порядки, которые ограничивали произвол, и обеспечивали минимумзаконности, необходимый для буржуазного развития края.
5.Проведение контрреформ 80 – 90-е  годы 19 века.
В 1880-е годы 19 века правительствоРоссии резко ограничило проведение буржуазных реформ. Либеральный период вразвитии российской государственности заканчивался. Началась эпоха контрреформ.Так после покушения на императора Александра II, который был сторонником реформ, усилилось правительственноенаступление на судебную систему, порожденную реформой. В 1881 году было принятоспециальное “Положение о мерах к ограждению государственного порядка иобщественного спокойствия”, которое узаконило  уже ранее применявшиеся напрактике расхождения с положениями реформ. Так из судов стали изыматьсянаиболее важные дела по государственным преступлениям и передаваться нарассмотрение Особого присутствия Сената России с участием сословныхпредставителей. В 1874 г. из ведения общих судов изъяты дела о “противозаконныхсообществах” и участии в них. Согласно положению 1881 года министру внутреннихдел и генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел нарассмотрение военных судов для решения по законам военного времени. Военныесуды рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями правобвиняемых, приговаривая к самым суровым наказаниям. А с 1887 года судупредоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающиеся дела“деликатным”, “конфиденциальным” или “секретным”.
В 1889 году вступило в действиеПоложение о земских участковых начальниках, разрушившее раздельность судебной иадминистративной властей. В уездах вместо мировых судей вводился институтземских начальников, наделенных широкими административно-судебными правами вотношения крестьянского населения. Они осуществляли надзор над сельскими иволостными органами самоуправления, руководили полицией, надзирали задеятельностью волостных судов. Так в отчете Уфимского Губернатора ЛогвиноваНиколая Христофоровича о деятельности учреждений, образованных по закону  12.07.1889(за 1895 – 1896 гг.) говорится, что “Белебеевский уездный предводительдворянства сообщает, что земские начальники оправдали себя, их деятельностьуспешна. “Теперь уже все отрасли сельского быта затронуты ими…Сейчас волостныеи сельские должностные лица находятся под неусыпным контролем земскогоначальника и сразу же за упущения по службе наказываются и изгоняются изслужбы…”[6].В качестве ценза для волостного начальника устанавливались: высшее образованиеили занятие в течение нескольких лет должности мирового посредника, мировогосудьи, высокий имущественный ценз и звание потомственного дворянина. Сословныйпринцип подбора кадров проявился здесь со всей откровенностью.
Также о контрреформах царскогоправительства, направленных на дальнейшее усиление позиции дворянства, говорити сопоставление данных по годам о составе гласных в уездных земских собраниях.Так в 1891 году из 179 уездных земских гласных представителей первогоизбирательного собрания 100 человек или 55,8 %, второго 21 или 11,7%, третьего58 человек  или 32,4% (сравнительно к 1890 г. см. на стр. 19 данной работы).Таким образом наблюдается значительное увеличение в уездном земском собраниипредставительства от дворян и буржуазии и заметное сокращение представительстваот сельских обществ.
Состав гласных в земских учрежденияхУфимской губернии определялся не только социальной контрреформой, но инациональной политикой правительства. Их 38 гласных первого Уфимскогогубернского собрания был лишь один представитель коренной национальности – башкирШ.С.Байтеряков. О закономерности такого положения свидетельствует и тот факт,что из 6 уездных земских управ за 1875 – 1914 года лишь дважды во главеБелебеевской и один раз Златоустовской находились представители кореннойнациональности.
Параллельно с земскими начальниками вуезде действовали уездные окружные суды, члены которых рассматривали дела,изъятые у мировых судей, но не перешедшие к земским начальникам. В городахвместо мировых судей появились городские судьи, назначаемые министром юстиции.Второй инстанцией для этих судов стал уездный съезд, состоящий из членауездного окружного судов, одного-двух городских судей и нескольких земскихначальников. Съезд возглавлял предводитель уездного дворянства. Таким образом,большинство мест в этих органах складывалось за государственными должностнымилицами.
Земства Уфимской губернии с самого начала были поставлены подконтроль губернатора. Он мог исключить из числа гласных неугодную емукандидатуру и признать недействительными постановления земских собраний.Земства не имели исполнительной власти.  Даже для взыскания недоимок по земскимсборам они были вынуждены обращаться за помощью к губернатору и полиции.
Административное вмешательство всудопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принциповсудебной реформы – гласности суда. Напомним, что в 1887 году провозглашеноправо суда рассматривать  дела при закрытых дверях, а в 1891 году резко сузиласьгласность гражданского судопроизводства.
Таким образом, проведя 60 – 80-хгодах 19 века буржуазные реформы на территории всей России и Башкирии вчастности, царское правительство нанесло в 80 – 90-х годах удар почти по всемвновь возникшим институтам.Список использованной литературы
1. И.А.Исаев. История государства и права Росии. М. Юристъ,1998г. сс267 – 283.
2. Маликов М.К. Проблемы реализации суверенитета РБ. Изд-еБашкирск. Ун-та. 1999.  Т 1, с. 24.
3. Ф.А. Ишкулов. Т.С. Искужин. История государства и праваБашкортостана. –Уфа: Китап, 1996г.
4. под ред. И.Г.Акманова. История Башкортостана часть1 сдревнейших времен до 1917 г.: Башк. Ун-т, Уфа,1991 г.