Федеральное агентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразованияКУБАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедрапсихологии личности и общей психологии
Проявлениекризиса у человека
Работувыполнила студентка 5 курса
Факультетуправления и психологии
Специальность«психология»
О.А.Маркина
Краснодар2010
Личностныекризисы – это психические состояния, которые, по определению Н.Д. Левитова,являются целостной характеристикой психической деятельности на определенномотрезке времени, показывающей своеобразие протекающих психических процессов взависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний исвойств личности. По своей структуре психические состояния – это своего родасиндромы, отличающиеся по знаку (позитивные или негативные), предметнойнаправленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременнопроявляющиеся в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики.[5]
Анализпоказывает, что основными психологическими характеристиками личностного кризисаявляются отчаяние, одиночество, страх, изменение системы ценностей, повышеннаятревожность и т.д. Данный список хорошо согласуется как с фактами, приведеннымив литературных источниках [3, 7].
Взадачу психолога входит и помощь человеку в отыскании позитивных сторонкризисного состояния, настоящего момента жизни, так как человек обычно в такойситуации склонен к преувеличению собственных проблем, тревожному идепрессивному тону настроения, не замечая новых возможностей для личностногороста. [1, 2]
Нельзязабывать о том, что психика имеет возможности к сохранению стабильности, и всеже работа с кризисными состояниями трудна, так как «источники проблем, впринципе, бесконечны, потому что отзывается на них организм, хранящий в своейпамяти все нюансы индивидуальной биографии, травмы рождения, и в потенции – всюболь и бессознательность мира». [4]
Подростковыйкризис связан с половым созреванием ребенка. Активизация половых гормонов игормонов роста свойственна на этом возрастном этапе. Быстрый рост организма,появление вторичных половых признаков. Из-за быстрого роста могут возникнутьпроблемы с сердечно-сосудистой деятельностью, с работой легких и т.д.Эмоционально-нестабильный фон в этом возрасте усиливает сексуальноевозбуждение, которое сопровождает половое созревание.
Подросткиориентируются в поведении на образцы мужественности или женственности.Следовательно, повышается интерес к своей внешности и формируется некое новоевидение себя. Данному возрасту характерны сильные переживания по поводу своейнеидеальной внешности.
Одноиз важнейших новообразований — ощущение взрослости. В подростковом возрастевозникает сильное желание — быть или хотя бы казаться взрослым исамостоятельным. Подростки не делятся с родителями какой-либо информацией оличной жизни, часто возникают ссоры и конфликты со взрослыми. Главный кругобщения в данный период — это сверстники. Интимно-личностное общение занимаетглавное место в жизни подростка. Также данному возрасту свойственно объединятьсяв неформальные группы.
К.16 лет.
Подростковыйвозраст — сложное время как для самого индивидуума, так и для окружающих еголюдей.
Согласнопсихоаналитическому типу объяснения проблемы, у девушки сейчас происходиткризис идентичности, то есть поиск ответа на вопрос «кто я в различныхжизненных и социальных ситуациях» и сведение всех этих ролей во внутренненепротиворечивый комплекс.
Выделяютсядве стадии подросткового кризиса – негативная и позитивная. Проявления кризиса могутбыть различными. Подавляющее большинство проблем подросткового периода решаетсяпутем повышения самооценки.
УК. на данном этапе происходят физиологические изменения в организме, которыеопределяются половым созреванием. Эти изменения обозначаются термином«пубертат» (от лат. pubescere — покрытый волосами) — совокупностьбиологических изменений, происходящих в организме подростка, которые влияют какна его восприятие другими людьми, так и на его самовосприятие, в особенности наобраз собственного тела.
Удевушки уже произошло разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку происходилпоиски объекта любви, которые выходят за пределы семьи. И чтобы она смогла вбудущем полюбить другого человека и создать со временем новую семью, в душе егодолжно было освободиться место, занимаемое родителями.
Психоаналитическийподход объясняет некоторые феномены, свойственные девушке на данном этапе:
· обожаниезнаменитостей (кинозвезд и т.д.) как превращенная любовь к родителям,свойственная ранним фазам развития ребенка;
К.без умолку рассказывала о Т.К., как о самом удивительном и прекрасном человеке,лучшем актере Голливуда.
· резкиеперепады между крайностями в поведении как возврат к инфантильным проявлениям(неуравновешенность мыслей и чувств и т.д.).
Вразговоре у девушки несколько раз резко координально менялась интонация имимика лица – от умиления до неадекватной агрессии.
К.описывала ситуации, когда она чувствует себя обязанной провести вечер сматерью, у которой возникли какие-то проблемы, и в то же время она стремится насвидание с другом, к которому испытывает нежные чувства.
У.девушки путь социализации и освоения новых социальных ролей сопряжен сметаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другимитрудностями ролевого выбора. Если в детстве роли для К. определяли взрослые, тос наступлением юности возникает задача самостоятельного выбора и интерпретацииролевого поведения. При этом у неё непременно возникают ролевые конфликты.
Даннуюпроблематику описывает социально-психологический подход, когда главными понятиямив анализе юности являются социализация и роль. У индивидуума появляетсямножество возможностей в плане как выбора, так и принятия новых социальныхролей. Ослабление влияния прежних авторитетов и открывающаяся возможностьэкспериментирования в области социально-ролевого поведения часто приводит квозникновению у молодых людей сомнений и нерешительности. Другими словами, этотподход объясняет особенности юношеского развития процессом смены ролей.
Вразговоре было выявлено, что К. уже прошла негативную фазу кризиса – переход кновому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка вначале подросткового периода опережают появление соответствующих им изменений вотношениям со взрослыми. Девушка путем разных форм неподчинения взрослому ломалапрежние, детские отношения с ним и навязывала новый тип взрослых отношений,которым объективно принадлежит будущее (только при таких отношениях можетразвиваться социальная взрослость подростка).
Ина данном жизненном этапе у неё осуществляется появление новых интересов. Т.е.происходит позитивная фаза — из многообразия интересов постепенно, путемдифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов.
УК. не проявляется негативизм, нет как негативной установки по отношению ко всемуокружающему, в том числе к предметам недавнего интереса.
Осуществляетсяинтеллектуализация как средство психологической защиты, которое состоит впогружении в абстрактные, философские вопросы и восприятие их как предметовнепосредственного интереса часто отражают личное, глубоко затаенное чувствобеспокойства.
Былавыявлена склонность к анализу (в том числе к безжалостному анализу окружающих — родителей, учителей и т.д.) и самоанализу в сочетании с крайнейэгоцентричностью – еще одно проявление подросткового кризиса. Девушкарассказывала, как часами проводит время перед зеркалом и всегда уверена, чтопроизведет не просто значимое, а неизгладимое впечатление на других.
Для К. очень важномнение ровесников в вопросах моды, развлечений. Согласно динамике самооценке повозрастам в 16 лет у К. впервые появляются собственные представления о том, чтодля подростка наиболее важно.
Подводяитог беседы с К., можно сказать, что кризис — это своеобразная реакция личностина ситуации, требующие от нее изменения способа бытия — жизненного стиля,образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциальнымпроблемам. У К. кризис способствует ее развитию, то становлению личности.Кризис — это ответ на зов потенциальных возможностей личностного роста. Любойкризис уже заложен в основном свойстве личности — стремлении развиваться исамосовершенствоваться, то есть постоянно изменяться.
Библиографическийсписок
1. Ильина В.Н. Психологическая коррекцияи психотерапия в «критические» возрастные периоды// Психология и практика.Ежегодник РПО. Т.4, вып.4. Ярославль, 1998. С. 297 – 299.
2. Козлов В.В., Бубеев Ю.А. Измененныесостояния сознания: психология и физиология. М.: МАПН, 1997. С. 197.
3. Козлов В.В. Социальная работа скризисной личностью. Методическое пособие. Ярославль, 1999. С. 303.
4. Козлов В.В. Теоретические иэкспериментальные основы интенсивных интегративных психотехнологий в социальнойпсихологии. Дис. докт. психол. наук. Ярославль, 1999.
5. Лазебная Е.О. Некоторыеметодологические проблемы изучения адаптации после воздействия экстремального(травматического) стресса// Психология и и практика. Ежегодник РПО. Т. 4, вып.5. Ярославль, 1998. С. 6 – 13.