Прямые иностранные инвестиции в России

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «Экономика и управление»
Реферат по предмету «Экономическая оценка инвестиций» натему:
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОСИИ
Выполнила:
Проверил:
Волгоград 2007

План
Введение
Глава 1. Прямые иностранные инвестиции как одна их формзарубежных инвестиций
1.1 Прямые иностранныеинвестиции: сущность и особенности
1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций
Глава 2. Прямые иностранные инвестиции в России: состояние,проблемы, возможности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Использование иностранныхинвестиций является объективной необходимостью, обусловленной участиемэкономики страны в международном разделении труда и переливом капитала ввысокодоходные отрасли предпринимательства.
Зарубежное инвестирование даетвозможность получать более высокое качество инвестиций, т.е. более высокуюдоходность вложения капитала по сравнению с национальным инвестиционным рынкоминвестора (из-за более высокой цены активов на зарубежных инвестиционныхрынках, более значительного роста курса валюты в стране приложения инвестицийпо отношению к валюте инвестора, меньшего риска по сравнению с чисто национальнымиинвестициями).
Однако инвестиции за рубежомсвязаны с определенным риском падения стоимости активов на различныхнациональных рынках и курса валюты инвестиций (валютный риск являетсяособенностью портфеля зарубежных инвестиций).
Кроме того, при анализедоходности портфеля зарубежных инвестиций затруднительно отделить составляющуюего качества, обусловленную удачей, от составляющей, обусловленной его умелымуправлением. Необходимо отметить и то, что инвестиции за рубежом обычно связаныс дополнительными трансакционными издержками, включающими более высокоекомиссионное вознаграждение посредникам на зарубежных инвестиционных рынках,плату за оформление инвестиционных сделок и плату управляющим зарубежнымиинвестициями.
Но несмотря на указанныесложности и риски, связанные с инвестициями за рубежом, их объем весьма высок ипостоянно растет.
В данной работе рассматривается одиниз видов иностранных инвестиций — прямые инвестиции. В первой главе рассказаноо том, что собственно понимают под прямыми инвестициями, какие типы прямыхинвестиций существуют, выделены их особенности. Во второй главе обсуждается нынешнеесостояние прямых иностранных инвестиций в России, проблемы и перспективыприложения такого вида инвестиций в нашей стране, какую роль они могут сыгратьв становлении российской экономики а также, как и какие меры необходимопринять, чтобы увеличить их объем.
Глава 1. Прямые иностранные инвестиции как одна ихформ зарубежных инвестиций1.1 Прямые иностранные инвестиции: сущность иособенности
Иностранные инвестиции обычноподразделяют на прямые, портфельные и прочие.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ)в общем смысле — иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, чтобыпозволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятиеми создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционированиии развитии этого предприятия.
В качестве наиболеераспространенного определения прямых иностранных инвестиций в современнойлитературе используется формулировка Всемирной торговой организации (ВТО): ПИИ — такой вид инвестиций, при котором инвестор-резидент одной страны (страны-хозяина),размещает свои активы в другой стране (стране-реципиенте), при условииполучения (сохранения) контроля за этими активами. (4)
Осуществление прямогоинвестирования может проходить в виде следующих операций:
Приобретение компанией изстраны-хозяина доли в компании в стране-реципиенте;
Передача капитала (акций) отматеринской компании в стране-хозяине в дочерние компании в стране-реципиенте;
Реинвестирование прибылидочерних компаний
Предоставление долгосрочных икраткосрочных займов материнской компанией своей дочерней компании встране-реципиенте.
Действующее российскоезаконодательство устанавливает специальные критерии отнесения иностранныхинвестиций к прямым. (5) Прямыми иностранными инвестициями считаются:
приобретение иностранныминвестором не менее 10 процентов акций (долей) в уставном (складочном) капиталероссийской коммерческой организации;
вложение капитала в основныефонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территорииРоссийской Федерации;
осуществление на территорииРоссийской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды(лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатурывнешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ),таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.
Согласно методологии,используемой Федеральной службой государственной статистики (Росстат), прямыеиностранные инвестиции — это инвестиции, сделанные иностранными инвесторами, атакже зарубежными филиалами российских юридических лиц, полностью владеющимиорганизацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного)капитала организации — объекта предпринимательской деятельности на территорииРоссии. Капитал может вкладываться в виде денежных средств, паев, акций идругих ценных бумаг; кредитов; технологий, машин, оборудования; лицензий,любого другого имущества, интеллектуальных ценностей и пр. (5)
Таким образом, основной чертойпрямых иностранных инвестиций является то, что они осуществляются с цельюприобретения устойчивого влияния на предприятие. Это отличает прямыеиностранные инвестиции от портфельных (покупка акций, паев, составляющих менее10% в уставном (складочном) капитале организации, а также облигаций, векселей идругих долговых ценных бумаг) и прочих (торговые кредиты и т.п.). То есть еслипрямые инвестиции обеспечивают контроль над производством, то портфельные — толькополучение дохода (например, дивидендов).
Возможно, гораздо более важнымразличием между этими видами инвестиций является механизм инвестирования в томи другом случае. Как правило, прямые инвестиции осуществляются в конкретноепроизводство (новое или уже функционирующее), ориентируясь на конкретнуюрыночную стратегию и технологию производства и управления. В то же времяпортфельные инвестиции, независимо от их величины, представляют собой денежныйкапитал, который вкладывается в определенный сектор экономики или определеннуюкомпанию данной страны, ориентируясь на достигнутые финансовые результаты илина те, которые могут быть достигнуты.
Можно выделить еще однухарактеристику прямых иностранных инвестиций — комплексность. Стандартный пакетактивов прямых иностранных инвестиций включает следующие элементы:
1) капитал, то есть потокфинансовых средств, как правило, для долгосрочных проектов;
2) технологию;
3) доступ к рынкам, особенноэкспортным, для товаров принимающих стран;
3) квалифицированные кадры иновые методы управления и организации производства;
4) экологические активы: прямыеиностранные инвестиции способствуют разработке экологически чистых технологий исовременных систем рационального использования окружающей среды.
Одной из популярных формпривлечения иностранных инвестиций является создание предприятий с такимиинвестициями. Эти предприятия существуют в форме совместных с отечественнымиучредителями, но могут полностью принадлежать иностранным собственникам. Набазе совместного предприятия производятся товары на основе объединеннойсобственности при совместном управлении производством.
Целью создания совместногопредприятия является осуществление проектов, реализация которых возможна приобъединении усилий партнеров с разделением ответственности и доходов (при этомобъединяются имущество, денежные средства, технологии, ноу-хау, опыт управлениявсех партнеров для производства конкретной продукции), а также освоение рынка вновых регионах.
При создании совместного предприятияучитываются интересы зарубежных (получение доступа к минеральным и сырьевымресурсам, проникновение на потенциально емкий рынок, использование сравнительноквалифицированной рабочей силы при относительно низких затратах, внедрениерезультатов научных исследований и технических разработок для создания новыхвидов товаров) и национальных инвесторов (получение доступа к зарубежнойпередовой технологии, пополнение внутренних источников накопления,использование иностранного опыта управления для повышения эффективностипроизводства, уменьшение неоправданного импорта и сокращение расходов всвободно конвертируемой валюте, расширение экспорта готовой промышленнойпродукции).
Совместное предприятие как формапривлечения иностранных инвестиций имеют свои преимущества и недостатки. Средипреимуществ можно выделить следующие:
контроль более высокихтехнических стандартов партнера обеспечивает быстрое проникновение с новымпродуктом на многие мировые рынки;
возможность для партнера изстраны организации совместного предприятия преодолеть импортные барьеры иизбежать высоких таможенных сборов;
ограничение риска — при неудачеущерб несут все участники пропорционально своему вкладу;
совместное предприятие частоявляются единственной формой доступа в конкретную страну;
взаимовыгодное объединениемощностей, знаний, финансовых ресурсов, возможностей маркетинга,транспортировки продукции, менеджмента, секретов управления.
К недостаткам можно отнести:
финансовые потери и потерярепутации при банкротстве;
трудности взаимодействияпартнеров с различной системой знаний, традиций, с разным менталитетом;
большие накладные расходы,связанные с арендой помещений и заработной платой, за рубежом.
Экспорт капитала, в особенностив форме ПИИ, является главным фактором, способствующим превращению национальныхпроизводств в международные и созданию так называемой международной продукции.
Прямые иностранные инвестицииможно разделить на две группы:
трансконтинентальные капитальныевложения, которые обусловлены возможными лучшими условиями рынка, т.е. еслисуществует возможность поставлять товары с нового производственного комплексанепосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесьнебольшую роль, главное — нахождение на рынке. Разница в издержках производствопо сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния норазмещение: производства на данном континенте. Издержки производства являютсярешающим фактором для определения страны данного континента, в которойнеобходимо создать новые производственные мощности;
транснациональные вложения — прямыевложения, часто в соседней стране, с целью минимизации издержек по сравнению сматеринской компанией. Повышение конкурентоспособности государства в реальномсекторе экономики предполагает генерацию капитала за счет средств национальныхинвесторов (акционирование, банковский капитал, капитал частных инвесторов и др.),за счет средств международных доноров капитала (Европейский банк реконструкциии развития (ЕБРР), Международный валютный фонд (МВФ) и др.) и за счет прямыхиностранных инвестиций от ТНК.
Необходимо выделить особенностипрямых иностранных инвестиций. Они заключаются в следующем:
ПИИ необязательно означаютперемещение капитала, поскольку могут осуществляться вложением средств, заимствованныхна финансовых рынках принимающей страны, или реинвестированием прибыли, или врезультате перемещения ресурсов (технологий, управленческих ипредпринимательских навыков и т.д.).
В настоящее время европейские,японские и американские TНK активно инвестируют средства в форме ПИИ на рынкахдруг друга, т.е. речь идет о перекрестном инвестировании, когда страны являютсяодновременно и принимающими, и вкладывающими. Около 40% накопленных ПИИ внастоящее время являются результатом внутрирегиональных вложений. Наиболее яркийпример — Западная Европа, где свыше 50% накопленных иностранных инвестиций приходитсяна долю государств этого региона.
ПИИ, как правило, стремятсяконцентрироваться в определенных отраслях (таких как электроника, химическая ипищевая промышленность) в различных странах, а не в различных отрасляхопределенной страны.
ПИИ характеризуются большейстепенью риска и большим объемом, нежели портфельные инвестиции.
ПИИ имеют длительный сроккапиталовложений.
ПИИ более предпочтительны длястран — импортеров иностранного капитала.
При ПИИ инвесторы, как правило,лишаются возможности быстрого ухода с рынка.
Правительства государств могутстимулировать привлечение прямых иностранных инвестиций по разным причинам, взависимости от их цели, например, увеличение занятости и социальнаястабильность (Франция, Великобритания), реструктуризация промышленности иосвоение природных ресурсов (Бразилия, Чили, Венесуэла), развитие экспорта изаимствование профессиональных навыков (Китай), развитие сельского хозяйства идобывающих секторов (Аргентина, Австралия), давление международных «доноров»,таких как МВФ (Индия, Филиппины), потребность в немедленном вливании капитала (Мексика,Таиланд, Индонезия) — Часто правительственные решения о стимулировании ПИИявляются следствием комбинации указанных и иных причин и факторов.
В настоящее время трудно найтиболее противоречивый объект для обсуждения, чем прямые иностранные инвестиции. Сторонникиусиления экономической интеграции посредством свободной торговли и ПИИстолкнулись с жестким сопротивлением со стороны политикой, желающих защищатьотечественную промышленность, ограничивая влияние и деятельностьмульти-национальных компаний.
В подавляющем большинстве странмира сложилось благожелательное отношение к иностранным инвестициям. Тем неменее почти всюду существуют определенные ограничения деятельности иностранногокапитала, во многих странах процедура создания и регистрации компаний сзарубежным капиталом связана с их проверкой.1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций
Как уже отмечалось вышеспецифическая особенность прямых иностранных инвестиций (по сравнению спортфельными) состоит в том, что они дают инвестору право контроля вложений,делая их более надежными. На внешних рынках международные фирмы действуют вусловиях несовершенной конкуренции (или несовершенного рынка), и ПИИ — этостратегический ответ фирмы на существование несовершенства рынка и одновременноинструмент для преодоления этого несовершенства.
Действуя в условияхнесовершенных рынков, фирма должна обладать преимуществами по сравнению сместными фирмами в принимающей стране. Путем организации зарубежнойдеятельности в форме ПИИ инвестирующая фирма стремится к удержанию и расширениюсвоих преимуществ, поскольку именно контроль, присущий ПИИ, дает возможностьнаиболее эффективно использовать эти преимущества и не «делиться» имис местными фирмами.
Контроль, осуществляемыйиностранным инвестором, это не только желание осторожного, благоразумногоиспользования активов, а стратегический шаг с целью устранения конкуренциимежду инвестирующим предприятием и предприятиями в принимающей стране. Говорядругими словами, контроль необходим для того, чтобы полностью извлекатьэкономическую ренту из определенных умений, навыков и возможностей, т.е. преимуществ,которыми владеет инвестирующее предприятие.
Эклектическая парадигма,объясняющая виды и модели деятельности компаний в сфере ПИИ, быласформулирована в 1981 г. экономистом Редингского университета Дж. Даннингом. Согласноэтой парадигме, склонность стран привлекать или не привлекать ПИИ, а такжеобъем иностранных активов, имеющийся в наличии и контролируемыймультинациональными фирмами в любой момент времени, определяется тремяобъективными типами OLI-преимуществ:
1. Природа и набор специфическихпреимуществ владения собственностью (или конкурентных преимуществ, включающихсущественные элементы бизнеса и теории стратегического управления посредствомО-преимуществ (ownership) для иностранных инвесторов, особенно в сравнении снациональными операторами.
Каждая фирма обладает своимиспецифическими, присущими только ей О-преимуществами.
О-преимущества характеризуются:
величиной компании и ее позициейна отечественном и зарубежном рынке;
менеджментом и умениемлидировать;
продуктовыми ноу-хау;
производственными технологиями,квалификацией технического персонала и масштабом НИОКР;
уровнем монополизированности (олигополизированности),определяющим вид доступа к трудовым, естественно-природным и другим ресурсам (эксклюзивныйили привилегированный);
уровнем имиджа торговых марок;
системой организации бизнеса имаркетинга.
2. Природа и набор местныхфакторов и рынков, предлагаемых отдельными странами иностранным инвесторам, чтодобавляет вес к их уже существующим конкурентным преимуществам. Местныепреимущества — L-преимущества (location), относящиеся к стране-реципиенту илистране-донору, включают:
географическое распределениересурсов и рынков;
конкуренцию цен на ресурсы — рабочуюсилу, энергию, сырье, компоненты, транспорт, связь;
политическую стабильность, балансвласти;
политический либерализм — низкиетарифы, налоговые ставки, стимулирующие механизмы для осуществления ПИИ,благоприятный инвестиционный климат;
стабильную правовую систему;
развитую инфраструктуру — автомобильные,железные дороги, аэропорты, телекоммуникации;
социально-культурную близость — язык,историю, менталитет, деловые отношения;
долгосрочный рыночный потенциал(возможность экономии на масштабе).
3. Степень, до которой компаниимогут интернализироваться (преимущества (internal) — защита от колебания рынкаи возможность контроля активов), т.е. контролировать собственные конкурентныепреимущества, а не переносить и не предлагать их зарубежным фирмам, например,путем экспорта или лицензирования. I-преимущества могутразвиваться, если:
интерес покупателей к природе истоимости продаваемых продуктов и технологий непостоянен; рынок не допускаетценовую дискриминацию; продавцу необходимо защитить качество продукции.
I-преимуществапозволяют:
снижать издержки, связанные сисследованием рынка, переговорами и мониторингом;
добиваться экономии на масштабедеятельности;
компенсировать плохуюперспективу развития рынка;
преодолевать или использоватьгосударственные «барьеры» в виде квот, тарифов, ценового контроля,налоговой дифференциации;
контролировать поставщиков иусловия приобретения используемых ресурсов (включая технологии);
контролировать рынки сбыта (включаяте, которые могут использоваться конкурентами);
использовать возможностьсубсидирования филиалов и влияния на ценообразование, чтобы прибыль облагаласьналогом в тех странах, где он меньше.
Совокупность OLI-преимуществсодержит в себе объективные и субъективные составляющие, поскольку зависит отвида деятельности, специфики компании и ожидаемой и реальной выгоды,предоставляемой инвестору страной-реципиентом. Желание корпораций инвестироватькапитал за рубежом возрастает при наличии О-преимуществ, которые необходимооценить в сравнении с преимуществами конкурентов, а также с ростом дохода иливыгоды, определяемых L-преимуществами в стране-реципиенте.
Компания, обладающая каксравнительными (О), так и интернализационными (I) преимуществами,решает инвестировать средства за границу, в случае если L-преимуществасуществуют вне страны ее происхождения. И наоборот, компания с теми же ОI-преимуществами предпочитает экспортировать товары и услуги,если потенциальная страна-реципиент обладает слабыми L-преимуществами. Еслифирма не может защитить свои конкурентные преимущества, она, возможно, будетвынуждена продавать лицензии иностранным предприятиям, поддерживая объемпроизводства на национальном рынке.
Необходимо изучать и развиватьключевые составляющие L-преимуществ для обеспечения возможностисистематического привлечения капитала и ноу-хау, необходимых для улучшенияконкурентоспособности промышленности и повышения занятости. Эконометрическиеисследования L-преимуществ и недостатков разных стран показали их ключевую рольв привлечении ПИИ. Потоки ПИИ имеют тенденцию сосредоточиваться в тех странах,где сравнительные преимущества выражаются не только в форме естественныхресурсов и низкой себестоимости производства, но также в виде эффективногоэкономического управления, надежной законодательной базы и хорошей перспективыподдержания экономического роста и развития.
Глава 2. Прямые иностранные инвестиции в России: состояние,проблемы, возможности
Иностранные инвестиции дляРоссии на нынешнем этапе ее развития имеют существенное значение как факторстабилизации и подъема отечественной экономики.
Актуальность привлеченияиностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего этомедленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложностьпривлечения средств кредитных линий по межправительственным соглашениям,средств инвестиционных структур, российских коммерческих банков, ЕБРР, МБРР. Пооценкам экспертов, потенциал инвестиционного рынка составляет примерно 20-25млрд долл. Вовлечено же в российскую экономику примерно 5 — 6 млрд. При этомостается незначительным уровень иностранных инвестиций — 2-4 млрд долл. ежегодно,т.е. не более 8% общего объема инвестиций в экономику страны. (2,3) Сказываетсятакже опережение экспорта инвестиций над их импортом, в первую очередь из-заинфляции, экономического кризиса и других факторов.
Иностранные инвестиции идут в основномв отрасли, связанные с топливно-энергетическим комплексом, обрабатывающейпромышленностью, в операции с недвижимым имуществом и в металлургическоепроизводство. Необходимо отметить явную «скованность» вложенийиностранного капитала в те виды производства, которые работают на насыщениероссийского рынка дефицитными и высококачественными товарами, в технологическуюмодернизацию машиностроения и других отраслей промышленного экспортного и частиимпортозаменяющего профиля, в том числе на основе конверсии оборонных отраслей.Медленно создаются предприятия с иностранными инвестициями в таких важнейшихотраслях промышленности, как химическая и нефтехимическая.
Следует отметить положительнуюдинамику прямых иностранных инвестиций. Однако с вложениями капитала в Россиюскладывается ситуация, когда иностранные инвестиции все более и болееприобретают кредитную направленность. Вместе с тем обозначилось структурноеразмывание инвестиций, сглаживаются приоритеты в инвестиционной политике. Иностранныеинвестиции во все большей мере сводятся к внешнему заимствованию (преимущественнороссийского происхождения), тогда как технико-технологическая составляющаяпрямых инвестиций, как основа прогресса, практически сводится к нулю. (2)
В структуре иностранныхинвестиций преобладают «прочие» (к ним относятся кредиты и займы). (2)Однако зарубежные кредиты не всегда доходят до отечественноготоваропроизводителя. Зачастую денежные средства даже не покидают страну,выделившую связанные кредиты, а используются на месте для оплаты товаров в счетзайма. Велика также доля «связанных» кредитов, оговаривающих порядокиспользования финансовых ресурсов, нередко предоставляемых под гарантиигосударства и в случае провала кредитуемого проекта подлежащих списанию нагосударственный долг.
Если такое положение сохранится,то неизбежно ухудшится платежный баланс страны, ужесточатся условияпредоставления новых кредитов, возрастут затраты на обслуживание внешнего долга.Такая структура инвестиций не может привести к стабилизации экономического развитиястраны, что на сегодня является важной проблемой.
Несмотря на то, что тенденции иобъем привлекаемых в Россию инвестиций меняются, не меняется их структура. Кредитывсе еще преобладают над прямыми и портфельными инвестициями — это может бытьсвязано с национальными условиями перевода капитала за границу, могут быть идругие причины, одна из которых — желание подстраховаться при вложении вроссийскую экономику. (2)
Наиболее активен в Россиикапитал из Люксембурга (25,8% объема инвестиций), немного уступает капиталНидерландов (16,6%), затем следуют вложения из Великобритании и Кипра (16 и9,5%). Германия, занимавшая в 2002 г. первое место по объему инвестиций,уступила свою позицию и переместилась на пятое место. Удельный вес инвестицийдругих стран-инвесторов значительно меньше. Так, совокупная доля Швейцарии, СШАи Франции составляет всего 10,3%. (2,3)
Страновая структура иностранныхинвестиций нерациональна, потому что невелико вложение ведущих мировыхэкспортеров капитала. Например, Япония не входит даже в первую пятерку стран,действующих на рынке капитала в России. Очень мал объем иностранных инвестиций«новых индустриальных государств» (Тайвань, Гонконг, Сингапур),имеющих опыт работы в стране с переходной экономикой, менее опасающихсяинвестиционных рисков, чем западные инвесторы. Они готовы вкладывать капитал ввысокотехнологические объекты, что могло бы способствовать развитию наукоемкихотраслей обрабатывающей промышленности.
Дисбаланс иностранных инвестицийнаблюдается и в территориальном разрезе. Регионы России различны по соотношениюинвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Уровень риска отражаетвероятность потери инвестиций и дохода от них. Инвестиционный потенциалучитывает основные макроэкономические характеристики: насыщенность территориифакторами производства, уровень развития рыночной инфраструктуры,потребительский спрос населения и др.
Сегодня ведущие места по объемунакопленных иностранных инвестиций удерживают Центральный район во главе состолицей, а также «сырьевые» регионы. Высока доля Москвы — более 57%иностранных капиталовложений. Доля остальных входящих в первую десятку регионовколеблется в пределах 1,5-5%. Прямые же инвестиции, накопленные за прошлыегоды, приходятся в основном на шесть субъектов федерации: Москву (32,5%),Санкт-Петербург (10), Московскую (9,5), Тюменскую (5,9) области, Красноярскийкрай (9,4), республику Саха — Якутия (4,7). Такое распределение финансовыхпотоков вызвано введением регионами собственных льгот для инвесторов,образованием в них благоприятного инвестиционного климата. Так, если к маю 1997г. только пять областей имели специальное законодательство, регулирующееиностранное инвестирование, то к 2006 году их число достигло 45. Помимо этогорегиональные власти содействуют привлечению иностранных инвестиций,распространяя данные о состоянии своего инвестиционного климата. Наиболееактивны в этом Самарская, Нижегородская, Новгородская области, а также Москва иСанкт-Петербург. (2,3)
Основным привлекающиминостранных инвесторов фактором в регионах является освобождение от частиналогов — как краткосрочное, так и долгосрочное. Например, в Новгородскойобласти предприятия с участием иностранного капитала, занимающиесяпроизводственной деятельностью, освобождаются на некоторый срок от уплаты налоговв областной и местный бюджеты. В Псковской области любому инвестору в течениетрех лет предоставляется льгота по налогу на прибыль, а в Калужской областиюридическим лицам, привлекающим иностранный капитал, выдаются беспроцентныессуды.
В Ленинградской области всоответствии с законом 1999 г. «Об инвестиционной деятельности» инвесторыполностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль и на имущество и отплатежей в территориальный дорожный фонд. Но эти послабления относятся только кпрямым инвестициям. Что же касается портфельных инвестиций, осуществляемыхпосредством российских и зарубежных банков, в законодательстве области естьналоговые послабления и для них. В этом же законе предусматриваетсяосвобождение банков от налога на прибыль, полученную в результатефинансирования инвестиционных проектов. Такую льготу могут получить лишьзарегистрированные в области банки, что, по мнению ее администрации, должноувеличить число иностранных банковских организаций. В то же время действует ипринятый в 1994 г. закон «О льготном налогообложении предприятий иорганизаций, зарегистрированных на территории Ленинградской области». Всоответствии с этим документом вновь создаваемые предприятия могутвоспользоваться существенными налоговыми льготами — с момента реализациипродукции или оказания услуг они освобождаются от уплаты следующих налогов вобластной бюджет; на прибыль — 100%, на имущество — 50, на землю — 50%. А еслиприплюсовать к этим льготам федеральные льготы для новых предприятий, тополучается, что в отдельных областях России уже практически сформировалсяреальный механизм государственной поддержки инвестиций на региональном уровне. Благодарявзвешенным мерам стимулирования иностранных инвестиций регионам удается нетолько привлечь перспективных инвесторов, но и закрепить их присутствие вэкономике субъектов федерации.
Политика привлечения иностранныхинвестиций должна отвечать определенным требованиям и условиям, которыепризваны заложить основу устойчивого притока капитала. Среди этих требованийможно выделить следующие:
стабильность законодательства,формирование четкой и ясной нормативно-правовой базы регулирования иностранныхинвестиций;
введение конкурентоспособногоуровня налогов, тарифов и льгот, соответствующих условиям для иностранныхинвестиций, сложившимся в других странах, которые являются конкурентами Россиикак рынки приложения иностранного капитала;
наличие гибкой финансовойполитики по отраслевым и региональным направлениям, обеспечивающим достижениеприоритетных целей в раз витии народного хозяйства;
разграничение компетенциигосударственных органов при решении вопросов иностранного инвестирования,устранение дублирования со стороны различных ведомств, максимальное приближениек осуществлению принципа «одного окна» при оформлении капиталовложенийи осуществлении инвестиционных проектов;
разработка порядка привлечениячастных инвесторов к финансированию приоритетных проектов совместно сгосударством и под его гарантии;
обеспечение привлечения средств,как государственных, так и частных, на конкурсной основе;
организация комплексной системыстрахования инвестиций от некоммерческих рисков;
разработка государственнойпрограммы и создание специальных институтов для возврата вывезенного из Россиикапитала.
Главной задачей государства насовременном этапе развития российской экономики является структурнаяперестройка в целях обеспечения экономического роста, выхода на траекториюустойчивого развития и достижения конкурентоспособности на мировом рынке. Всоответствии с этим в качестве приоритетных направлений для привлечения ииспользования иностранных капиталовложений целесообразно выделить следующие: освоениеневостребованного научно-технического потенциала и развитие наукоемкихпроизводств; наращивание экспортного потенциала; обеспечение импортозамещения.
Исходя из этого, в первуюочередь необходимо привлечь иностранный капитал:
в добывающие и перерабатывающиеотрасли, что позволит обновить их производственные фонды, повыситьэффективность производства и значительно расширить экспортный потенциал России;
в космическую, атомную,конверсионные отрасли промышленности с целью развития наукоемкого производства;
в фармацевтическую, химическую,пищевую промышленность, в сельское хозяйство, машиностроение и приборостроение,т.е. в отрасли, производящие товары народного потребления для обеспеченияимпортозамещения.
В соответствии с мировойпрактикой следующие отрасли и сферы деятельности могут иметь запрет илиограничение для иностранных инвесторов:
ВПК, некоторые отраслидобывающей промышленности, железнодорожный и авиационный транспорт, речное иморское судоходство, рыболовство, сельское и лесное хозяйство, банковское истраховое дело, посредническая деятельность на рынке ценных бумаг, т.е. ключевыеотрасли, связанные с обеспечением национальной безопасности, сохранениемполитического, экономического и культурного суверенитета;
международная и внутренняясвязь, телекоммуникации, средства массовой информации, производство электроэнергии,газо- и водоснабжение, т.е. отрасли, относящиеся исключительно к государственнойили частно-государственной монополии;
на определенном этапе может бытьнежелательной и иностранная конкуренция в отраслях передовой технологии, гденациональный капитал только формируется.
До сих пор Россия только в одномдокументе зафиксировала за собой право введения ограничения иностранныхинвестиций в отдельные отрасли. Им является подписанный в 1992 г. между Россиейи США Договор о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Основными средствами ограниченияиностранных инвестиций являются:
предварительное разрешение наосуществление иностранных инвестиций;
прямое ограничение илизапрещение иностранных инвестиций в ряде отраслей в законодательном порядке;
требование участия в управлениипредприятием с иностранными инвестициями региональных и местных властей;
требование взаимности, т.е. выдачаразрешения на иностранные инвестиции только в том случае, если в стране ихпроисхождения разрешается аналогичная деятельность инвесторов из нашей страны;
установление максимальной долиучастия иностранного инвестора в капитале в случае его участия в национальнойкомпании или конкретном проекте, включенном в ограничительный список;
жесткое соблюдениезаконодательства о монополиях и конкуренции в отношении иностранных фирм (запрещениепоглощения, слияния};
таможенные барьеры.
Подобные ограничения действуютво всех странах, хотя в последнее время наблюдается тенденция к смягчению регулированияиностранного капитала — к либерализации инвестиционного режима. Так, в период1991 — 1996 гг. из 599 изменений в соответствующем законодательстве стран 95%были направлены в сторону либерализации деятельности иностранного капитала в ихэкономике. К 1998 г. эта доля выросла до 97%. (2)
Привлекая иностранныеинвестиции, государство стремится решить задачи внутренней экономическойполитики: обеспечить приток капитала и повысить эффективность национальнойэкономики.
Согласно существующим сегодняразличным законам, связанным с регулированием иностранных инвестиций в России,страхование риска инвестиционной деятельности практически не осуществляется. Рискпотерять капиталовложения, не связанные с экономической деятельностью, неконтролируется в нашей стране, хотя одним из положительных факторов,позволяющих привлечь иностранные инвестиции, является как раз страхованиерисков в инвестиционной деятельности.
В России до сих пор несуществует четко действующей процедуры страхования иностранных инвестиций отразличных видов риска. Опросы инвесторов свидетельствуют, что ключевымифакторами, влияющими на динамику притока ПИИ в страны с переходной экономикой (развивающиесястраны), являются предсказуемость изменения законодательства, политическаястабильность, обеспечение прав собственности, эффективность судебной системы инизкий уровень коррупции. Сравнительная привлекательность стран для инвесторовво многом определяется тем, в какой мере (и сколь быстро) им удается обеспечитьрешение данных проблем. Нерешенными остаются проблемы страхования коммерческихрисков иностранных инвесторов и предоставления гарантий в случае срыва (не повине инвестора) проекта в России. Пока такие гарантии давали правительствазарубежных стран своему бизнесу для закрепления на российском рынке.
Появлению стратегическогоиностранного инвестора на отечественном рынке будут способствовать в первуюочередь совершенствование системы страхования от коммерческих и некоммерческихрисков, развитие правовой базы инвестиционного сотрудничества, появлениеустойчивых признаков преодоления системного социально-экономического кризиса.
При этом даже в условияхснижения доверия иностранных инвесторов к российской экономической средепредоставление им односторонних налоговых и таможенных льгот должно быть редкимисключением из общего правила распространения на них национального режимаинвестирования. Оно может быть обусловлено: импортом в Россию наукоемких,малоотходных и ресурсосберегающих технологий, не имеющих конкурентоспособныхотечественных аналогов; организацией производства новых видов продукции приусловии поставки сырья и комплектующих российскими товаропроизводителями.
Основанием для предоставленияльготных условий инвесторам должно быть не то, что они иностранные, а то, чтоданные меры содействуют притоку инвестиций в критически важные отраслиэкономики. Эти же льготы должны распространяться и на национальных инвесторов,если они могут успешно сотрудничать с иностранными предприятиями в сферереализации инвестиционных проектов на российской территории. Предоставлениельгот без учета приоритетов и эффективности инвестирования малопродуктивно. Инвестицийнет не из-за недостаточности льгот, а в основном из-за высоких инвестиционныхрисков. По мере их минимизации значительные льготы приведут к существеннымпотерям для бюджетов всех уровней.
Государственная инвестиционнаяполитика защиты стратегических иностранных инвестиций должна предусматривать: гарантиинеухудшения налогового режима инвестирования на период реализацииинвестиционных проектов; совершенствование системы страхования от коммерческихи некоммерческих рисков; обеспечение информационной «прозрачности» реципиентовинвестирования; предоставление таможенных льгот при осуществлении крупныхинвестиционных проектов (при объеме иностранных инвестиций не менее 150 млн руб.);усиление государственного регулирования притока иностранных инвестиций вприоритетные отрасли и регионы путем предоставления дополнительных, но вустановленных законом рамках привилегий и льгот, путем ужесточения контролярегистрации и отчетности предприятий с иностранными инвестициями; организациюпродажи с помощью инвестиционных конкурсов законсервированных объектовнезавершенного строительства, масштаб которого становится астрономическим.
Рассмотренная система мерформирования благоприятного инвестиционного климата должна способствоватьпреодолению инвестиционного кризиса.
Среди основных препятствий напути роста прямых иностранных инвестиций в экономике России можно выделитьследующие группы:
совокупность характерных дляроссийского переходного периода политических, социальных и экономическихпроблем, отражающихся на результатах деятельности всех хозяйствующих субъектов,в том числе предприятий с иностранными инвестициями;
специфика государственнойинвестиционной политики, выражающаяся в ослаблении внимания органов власти кподдержке и регулированию инвестиционного процесса, с постоянным проваломинвестиционных программ и федеральных целевых программ развития отраслей ирегионов, с отсутствием согласованных действий между ветвями власти и четкообозначенных приоритетов государственной инвестиционной политики;
специфические проблемы,связанные с условиями деятельности в стране иностранных компаний;
отсутствие фондов страхованияриска инвестиционной деятельности, не связанного с экономическим риском;
отсутствие методологиипривлечения иностранных прямых инвестиций в страну;
отсутствие системы страхованияиностранных инвестиций.
Хотя иностранные инвестиции,по-видимому, не станут главным двигателем экономического подъема в России, всеже, учитывая масштаб страны, они могут сыграть важную роль в ее будущемразвитии.
Заключение
Обобщая все вышеизложенное,можно сказать, что прямые иностранные инвестиции обладают рядом преимуществперед национальными источниками капитала и средствами международных фондов:
сочетают в себе капитал содновременным переносом практических навыков и управленческого мастерства и совзаимовыгодным обменом ноу-хау (включай выход на международный рынок), а притоккапитала и ноу-хау в свою очередь благотворно воздействует на реальнуюэкономику, стабилизирует занятость, повышает уровень доходов населения ирасширяет налоговую базу; активизируют конкуренцию и могут способствоватьразвитию среднего и малого бизнеса; способствуют общей социально-экономическойстабильности и снижению уровня экономической преступности, стимулируяпроизводственные инвестиции в материальную базу (станки, оборудование,производственные технологии) в противовес спекулятивным и нестабильнымпортфельным инвестициям, которые могут внезапно быть выведены с крайненегативными последствиями для экономики в целом; могут ускорять при правильнойорганизации, стимулировании и размещении восстановление профилирующих отраслейэкономики и регионов; в области ПИИ наблюдается мультипликативный эффект,позитивно отражающемся не только на производстве, но и на других секторахэкономики;
Таким образом, прямые иностранныеинвестиции являются наиболее эффективной формой зарубежных инвестиций вэкономике государства.
Что касается нашей страны,России, в нынешней сложной экономической ситуации, характеризующейся в томчисле острым дефицитом ресурсов для производственного инвестирования имодернизации экономики, значимость долгосрочных, не спекулятивных зарубежныхинвестиций трудно переоценить. Учитывая серьезное технологическое отставаниероссийской экономики по большинству позиций, России необходим такой иностранныйкапитал, который мог бы принести новые (для нашей страны) технологии исовременные методы управления, а также способствовать развитию отечественныхинвестиций.
Обеспечить выполнение всех этихтребований и условий могут только в силу своих особенностей прямые иностранныеинвестиции.
Список использованной литературы
1.  Инвестиции в России. № 12, 2006. — стр.13-22
2.  Инвестиции в России. № 4, 2007. — стр.14-20
3.  Инвестиции в России. № 7, 2007. — стр.3-14
4.  http://www.aksionbkg.com, раздел «Библиотека», статья «Прямыеиностранные инвестиции в России в 2006 году: начало экономического чуда?»
5.  http://www.geisherik.ru, раздел «Тексты»