Псалом 2-ой его Мессианское значение и толкование

УКРАИНСКАЯПРАВОСЛАВНАЯЦЕРКОВЬОдесскаяепархия
ОдесскаяДуховная Семинария
Сочинение
поСвященномуПисанию ВетхогоЗавета
натему: «Псалом2-ой, его Мессианскоезначение итолкование».

Воспитанника:4-А класса

ДроговозаИгоря

Одесса2004 г

Содержание:

Вступление.
Псалтирь. Название книги и её разделение на псалмы.
Авторы и время написания псалмов.
Первоначальные сборники псалмов и соединение их в одну книгу.
Надписания псалмов.
Деление псалмов по содержанию.
Богослужебное употребление Псалтири.
Псалом 2-й: пророчески – мессианский.
Толкование 2-го псалма.
Заключение.

Списокиспользованнойлитературы.

ПСАЛТИРЬ
Названиекниги и её разделениена псалмы
Псалтирьюназываетсясборникцерковнобогослужебныхпесней. В еврейскойБиблии Псалтирьносит название”тегиллим”или “сефертегиллим”, что значит — “хваления”, или песни хвалы”, а в греческой- “Псалтирион”, по названиюструнногомузыкальногоинструмента, которым в древностиу евреев сопровождалосьпение псалмов.Псалом представляетсобой духовнуюпеснь, входящуюв состав богослужения.Источникоми вдохновителемавтора этихпесней являетсяБог, а предметомих содержания- Его многообразныесвойства идела, проявляемыеИм во внешнейприроде и вжизни людей.
Еврейскоеназвание книгиуказывает наосновной, внутреннийхарактер содержанияпсалмов какхвалебныхпесней Богу, а греческоенаименование- на внешнийспособ их исполненияпод звуки музыкальныхинструментов.
Всякнига Псалтирисостоит из 151псалма, из которыхпервые 150 — каноническогодостоинства, а последний- 151 — неканонического(недавние открытияу Мертвого моряпозволиливосстановитьеврейскийоригинал 151 псалма).Расположениепсалмов в еврейскойБиблии нескольконе соответствуетгреческой.Начиная с 9 псалма(с 22 стиха), в еврейскойБиблии счетпсалмов будетна единицувперед до 113 псалма.113-й псалом (с 10стиха) в еврейскойБиблии опятьразделяетсяна два, образуя114 и 115 псалмы греческойБиблии. 116-й псаломеврейскойБиблии вмещаетв себе 115-й греческойБиблии и таксчет на единицувперед остаетсядо 146-го псалма.Этот 146-й псалом, который у евреевсчитается147-м, вмещает всебя 147-й псаломгреческойБиблии, и такимобразом счетпсалмов во всехБиблиях оканчиваетсяодинаково.
Авторыи время написанияпсалмов
Существоваломнение, чтоПсалтирь принадлежитодному Давиду.Но оно не быловсеобщим и вдревности.Многие держалисьтакого взгляда, что эта священнаякнига принадлежитнесколькимписателям. Этомнение средиученых в настоящеевремя являетсяпреобладающим.Общеустановившийсяобычай называтьПсалтирь книгоюДавида объясняетсяследующим.Большинствопсалмов в ПсалтирипринадлежитДавиду, и крометого, так какего поэтическийталант былсилен и разнообразь, то последующиеписатели подражалиему как в содержаниисвоих псалмов, так и во внешнейформе изложения.
Известныимена следующихписателейпсалмов: Моисей, Давид, Соломон, Асаф, Еман, Ефам(он же Идифум)и сыновья Кореевы.По времени, обстоятельствампроисхожденияи по количествунаписанныхпсалмов последниераспределяютсямежду означеннымилицами следующимобразом.
Моисеюпринадлежитодин 89 псалом, написанныйим при окончании40-летнего странствованияпо пустыневблизи обетованнойземли, в которуюмогло войтиновое поколениелюдей; родившихсяв пустыне, а извышедших изЕгипта — толькоте, которые привыходе не имели20 лет. Гибельвсех остальныхобъясняласьневерностьюи оскорблениемими Бога вовремя этогостранствования.Псалом выражаетблагодарностьБогу за дарованиеевреям земли, скорбь за человека, поведениемсвоим оскорбляющегоБога, и молитвук Нему о снисхождениии заступничестве.Эти три мотива- благодарственный, скорбный имолитвенныйявляютсяпреобладающимиво всем содержанииПсалтири, выражаясьто в своем чистомвиде, то в сочетаниис другими.
/>
Давиду, по надписаниямеврейскойБиблии, принадлежит73 псалма, а погреко-славянской- 87. Но в настоящеевремя считают, что Давидупринадлежат78 псалмов. Это73 псалма изнадписанныхего именем веврейскойБиблии: 3-31, 33-40, 50-64,67-70, 65, 100, 102, 107-109, 123, 130, 132, 138-144 и 5псалмов, ненадписанныхв еврейскойБиблии, но бесспорноему принадлежащие:1, 2, 32, 103, 137.
/>
Всепсалмы Давидапредставляютпоэтическоеизложениесобытий егожизни, начинаяс помазанияот Самуила икончая последнимигодами егоцарствования.На каждое событие, сколько-нибудьважное, Давидотзывалсясвоими песнями, а так как жизньего была богататакими событиями, то и псалмы егомногочисленныи разнообразны.В них изображаютсядумы и чувстваэтого пророка, являющиеся, по заключеннойв них благодатнойсиле, близкимии понятнымисозданию каждогорелигиознонастроенногочитателя.
Внешняясторона жизниДавида общеизвестна.Из простогопастуха в семействеИессея, из коленаИудина, он ПромысломБожиим, благодарясвоим талантами подвигам, сделался народнымгероем, достигтитула еврейскогоцаря и приобрелпопулярностьи любовь своихподданных, такчто его имя идела составляютсамую светлуюстраницу еврейскойистории. Давидпредставляетсобою натуру, богато одареннуюфизическимии духовнымикачествами.Наиболее выдающимсяи характернымв Давиде являетсясильный молитвенныйдар и неиссякаемыйпоэтическийталант.
Этимобъясняетсяобилие егогимнов и ихвыразительность.Его поэзиявыражает внутренниепереживанияи отличаетсямногообразиемсвоих видов.Здесь естьэлегии (произведения, выражающиенастроенияпечали), к каковыммогут бытьотнесены покаянныепсалмы; естьхвалебныетворения, приближающиесяк нашим одам, есть мессианско-пророческиеи др. Следуетотметить туособенностьпсалмов Давида, что в них онвсегда остаетсяверен своемутелеологическомувзгляду на всесуществующеев мире, как вжизни людейи природы, таки в областиотношений междуБогом и человеком.Весь мир вовсех своихявлениях, начинаяс восхода изахода солнца, смены дня иночи, временгода, во всемустройствевидимого иневидимого, живого и неживого, полон разумностии красоты. Бог, оказывая милостичеловеку внастоящем, подготовляетего к великимблагам будущегочрез пришествиеМессии. Человекже, питая постояннуюи твердую верув Бога, проявляяЕму свое послушаниеи воспитываяв себе смирениеи сокрушениео грехах, включаетсебя тем самымв область Еговеликих обетований.
АвторствуСоломонапринадлежиттри псалма: 71,126 и 131. Псалмы этинаписаны: 71 — привосшествиина престолпосле молитвыгаваонской,126 — по окончаниипостройки храмаи 131 -по случаюперенесенияКивота Заветаиз скинии вхрам.
/>
Соломонпредставлялсобой почтиполную противоположностьДавиду по складусвоего характераи мысли. В нембыла заложенанатура болеефилософскогохарактера. Онбыл наделентонкой способностьюнаблюденияи сильно развитойлогикой построениямыслей. В егопсалмах доминируетрассудочныйтон изложенияв построениии развитиимыслей.
ИмяАсафавстречаетсяв надписаниинад 12 псалмами:49, 72-82. Под именемАсафа-псалмопевцаизвестен левитвремени Давида.Вместе со своимичетырьмя сыновьямион начальствовалнад 4-мя чредамипевцов давидовых, был главнымраспорядителемсвященноймузыки и пенияпред скиниейна Сионе. ЭтотсовременникДавида владелпоэтическимталантом и былтворцом некоторыхпсалмов, которыенаравне с гимнамиДавида вошлив церковно-общественноеупотребление.Его творенияценились также, как и произведенияцаря Давида, и его потомки, благоговеяперед именеми гением своегопредка, скрылисвои имена подсоставленнымиими псалмамипод именемсвоего родоначальника.Асаф был чрезвычайнопредан Давидуи свою судьбусвязал с егожизнью; поэтомуглавный материалдля своих псалмовон брал из историии жизни Давида.Собственноему принадлежатпять псалмов:49, 72, 77, 80 и 81. Остальныесемь псалмов73, 74, 75, 76, 78, 79 и 92 принадлежатпотомкам Асафа.Все псалмы сименем Асафавыражают настойчивоеувещание, обращенноек людям для ихвразумления.
Еманупринадлежит87-й псалом. Ефаму, иначе Идифуму- 83. Оба эти лицабыли современникамиДавида и певцамипри вновь устроеннойим скинии. Онибыли левитамии стояли, каки Асаф, во главепевцов Давидовых.Эти лица былитакими жепевцами-писателями, как и Давид иАсаф. Оба псалмаочень сходныпо содержанию.Они были написаныво время Давида, когда он получилоткровениео продлениисвоего потомстванавеки и когдаиспытывалпоругание отврагов. Такиеобстоятельстваотносятся ковремени гоненияот Авессалома.Содержаниеэтих псалмовпроникнуточувством страданий.
СынамКореевымпринадлежатпсалмы 41-48, 83, 84, 86, т.е.11 псалмов. Онибыли потомкамиКорея, возмутившегосяпри Моисее. Какпри Моисее ихпредки охраняливход в станГосподень, таки при Давидеони были хранителямиврат скиниии певцами приней. В царствованиеСоломона онисвоими песнопениямиучаствовалив освященияхрама. При Иосафатесыны Кореевысвоими песнопениямиободряли народк войне с Аммонитянамии Моавитянами.Во временаЕздры и Неемииони опять упоминаютсякак хранителиврат храма.Согласно содержаниюпсалмов, можнодумать, что приДавиде написаны41, 42, 43, 48 и 83. Их содержаниесоответствуетисторическимобстоятельствамцаря Давида.К эпохе Соломонаотносят происхождение44 псалма.
Ковремени Иосафата — 45-47 псалмы, 86-й воспетпри Езекии;84-й относитсяк эпохе повозвращениииз плена. В псалмахсынов Кореевых, служителейскинии и храма, воспеваетсялюбовь к храмуи богослужению, предпочитаемаяпсалмопевцамивсем благамжизни.
Кроменадписанныхпсалмов, в Псалтиритак же имеетсямного и ненаписанных.Это псалмы 65,66, 90-99, 101, 104-106, 110-120, 122, 124, 125, 127-129, 133-136,145-151. Авторы-писателиэтих псалмовнеизвестны.Происхождениеих, судя по сходствусодержанияих со сказаниямиисторическихи других священныхкниг, можетбыть отнесенок следующимсобытиям иэпохам жизниеврейскогонарода: 65, 66, 90 и 91 — ко временивозвращенияМанассии изплена, или ковремени Иосии, при восстановленииим богослужения,101 псалом относитсяко времениразрушенияИерусалимахалдеями, 104 и105 написаны вутешение находящимсяв плену евреям;106 написан повозвращениииз плена ипредставляетблагодарственнуюпеснь; 112-116 — являютсятакими жеблагодарственнымипеснями, 110, 111 и118 должны бытьтакже отнесеныко временивозвращенияиз плена, 117 — ковремени построениявторого храма;119, 120, 122, 124, 127 и 128 — тоже ковремени возвращенияиз плена, 129 — ковремени Ездры;133 — ко времениокончаниявторого храма;134 и 135 — написаны, вероятно, послучаю освященияэтого храма,136 — ко времениплена; 125 — к первомувремени возвращенияиз плена; 145-150 ковремени Ездрыи Неемии. Неканонический151 псалом написан, вероятно, вскорепосле составленияканона неизвестным, но благочестивыммужем.
Первоначальныесборники псалмови соединениеих в одну книгу
В настоящемвиде Псалтирьне могла появитьсясразу. Времяпроисхожденияпсалмов — отМоисея и довремени Ездрыи Неемии — занимаетоколо 1000 лет.Сначала у евреевсуществовалисборники некоторыхпсалмов, которыевпоследствиибыли соединенывместе. Насуществованиесборниковуказывает инастоящийсостав Псалтири.Вся она делитсяна 5 частей, признаком чегослужит литургическоеокончание. Оновстречаетсяв Псалтири 4раза. Послепсалмов 40, 71, 88 и105, состоящихиз славословийс окончаниями:«буди, буди».Пред псалмом72 есть замечание:«окончишасяпесни Давида, сына Иесеева».Эти слова, возможно, показывают, что существовалисборники песнейДавидовых, которые носилиимя их автора, вероятно, вотличие отсуществовавшихтогда сборниковпсалмов другихавторов. Времяпоявления иобразованияэтих сборниковопределяетсятак: первыйсборник (Пс.1-40) появился приДавиде — длябогослужебныхнужд. Втораячасть Псалтири(Пс. 41-71) могла появитьсяв виде сборникатолько послеДавида и еёотносят ковремени царяЕзекии. Одновременнобыл составлентретий сборник.
Когдабыли составленыи присоединенык собраннымранее остальныегруппы псалмов, точно сказатьнельзя. Несомненнотолько, чтоокончательноесоединениевсех частейПсалтири внынешний составотносится ковременам Ездрыи Неемии, когдабыл сформированканон священныхветхозаветныхкниг.
О богодухновенностии каноничностиПсалтири невозникалосомнений нив иудейской, ни в христианскойЦеркви. В СвященномПисании НовогоЗавета содержитсядо 50 цитат изПсалтири, ипосле книгипророка Исаииона чаще всехдругих ветхозаветныхкниг цитируетсяв нем. Согласноучению ИисусаХриста и Апостолов, Псалтирь вхристианскойЦеркви всегдасоставляланеизменнуючасть библейскогоканона и помещаетсяво всех соборныхи отеческихисчисленияхсвященныхветхозаветныхкниг. В христианскомбогослуженииона употребляетсячаще другихкниг. В православномбогослуженииПсалтирьпрочитываетсяеженедельновся, а в Великийпост — дваждыв неделю.
Надписанияпсалмов
Кромецифровых обозначенийпсалмы имеютещё другиенадписания, которые могутбыть распределенына 5 групп:
1) Указывающиерод псалма илихарактер егосодержания:
а) «Молитва»указывает напросительноесодержание.
б) «Хвала»- на прославлениеБога.
в) «Разума»- научение, размышление.
г) «Столпописание»- на ценностьсодержанияили, может быть, на внешнийспособ письма.
2) Указывающиеспособ исполнения.
а) «Псалом»указывает наисполнениеданной песнина «псалтири»- особом струнноминструменте.
б) «Песнь»- на вокальноеисполнение.
в) «Впеснех» — наназначениедля пения.
г) «Онаследствующем»- на участь, нанаследие праведныхи нечестивых.
д) «Оосмом, о осмей»- на пение октавой, низким голосом.
е) «Оточилех» — илина особый музыкальныйинструмент, или на времяупотребленияпсалма приуборке виноградаи выжиманиясока.
ж) «Оизменяемых»- на переменныемузыкальныеинструментыпри пении псалма.
з) «Омаелефе», «дане растлиши»,«о заступленииутреннем», «олюдех, от святыхудаленных»- на песни, начинающимисятакими словамии являющиесяобразцамиисполненияпсалмов.
и) «Вконец» — на окончаниеисполненияпсалма такимспособом, которыйуказываетсядругим словомнадписания, например, «вконец псалмом»- исполнениена псалтири.
к) «Села»- на паузу, послекоторой должноначаться другоеисполнение.
3) Указывающиена писателяили исполнителяпсалма:
а) «ПсаломДавиду». «Асафу»,«молитва Моисея»и др. — являетсяуказанием наавтора псалма.
б) «Начальникухора Идифуму»,«В конец Идифуму»указывает наисполнениепсалма начальникомхора Идифумом.
4) Указывающиена повод написанияпсалма, например:«Псалом Давиду, когда он бежалот Авессалома, сына своего»,«Псалом песниобновлениядому Давидова», т.е. при выбореместа для новогохрама.
5) Указывающеена богослужебноеназначение, время и местоисполненияпсалмов.
а) «ПсаломДавиду, единыяот суббот», т.е.в первый послесубботы день.
б) «Псаломпесни в деньсубботний».
в) «ПсаломДавиду, исходаскинии», т.е. вконце праздникаКущей.
Естьцелый отделпсалмов с надписанием«Песнь степеней», что указываетна то, что псалмыисполнялисьлевитами наступенях храма.
Делениепсалмов посодержанию
ПосколькуПсалтирь представляетпроизведениемногих авторов, то и содержаниееё отличаетсятаким обилиеммыслей и чувств, что строгоеи точное делениепсалмов, составляющихПсалтирь, посодержаниюна определенныегруппы являетсяневозможным.Каждый псаломнаписан поопределенномуисторическомуповоду и содержитв себе раскрытиемыслей и отображениечувств, вызванныхи пережитыхавтором приданных обстоятельствах.Эти мысли ичувства изложеныне всегда встрогой логическойпоследовательности.В одном и томже псалме мынаблюдаемпереходы отодного предметак другому.Многопредметность, обилие мыслей, разнообразиеспособов построенияи выраженияих, а также разностьстиля и характераизображениясходных предметоввследствиемножестваавторов Псалтири, делает весьмазатруднительнымделение псалмовна определенныегруппы. Поэтомуих принятоделить по признакупреобладающегосодержании.Различаютпсалмы: 1)хвалебно-благодарственные;2) молитвенные;3) учительные; выделяют ещёчетвертуюгруппу: мессианские.
К первойгруппе принадлежатпсалмы, в которыхвыражаетсяблагоговениепред Богом иблагодарениеза Его дары.
Молитвенныепсалмы выражаютобращение кБогу с прошениями.Внешним отличиемих служат молитвенныевоззвания:«Господи, помилуй»,«Господи, спаси»,«вонми», «услыши»и т.д.
Учительнымипсалмами называютсятакие, преобладающимсодержаниемкоторых являютсяразмышленияпо поводуобстоятельствличной жизниписателя илижизни народа, а также — о божественнойславе и величии.К этим псалмампринадлежатвсе с надписанном«разума» или«в разум».
Мессианскимипсалмами называютсяте, в которыхсодержатсяпророчествао временахновозаветныхи, преимущественно, об Иисусе Христе.Таковыми псалмамисчитаютсяследующие 23псалма 2, 8, 15, 19, 21, 39, 40,44, 46, 50, 67, 71, 83, 77, 94, 96, 101, 103, 117, 118, 129, 131,142. Эти псалмысоставляют, собственно, подгруппу, находясь в 3-хосновных(предшествовавших)группах. Поэтомуих основное(преимущественное)содержаниеможет быть ине мессианским.Мессианскиепсалмы по способуизображениябудущих временделятся напророческиеи прообразовательные.Когда псалмопевцемизображаютсябудущие временав простом изложенииоткровения, такие псалмыназываютсяпророческими.Когда же событиябудущего излагаютсяв чертах исторических, уже бывшихфактов, такиепсалмы называютсяпрообразовательными.Например, псалом21 — пророческий.8-й (с воспоминаниемхвалы младенцевпо переходечерез Чермноеморе) — прообразовательный.
БогослужебноеупотреблениеПсалтири
Началообщественно-церковномуупотреблениюпсалмов былоположено самимпророком Давидомпри его заботео более торжественномустройствебогослужения.Им была устроенановая скинияв Иерусалиме, куда и перенесенКивот Завета.Из всего количествалевитов Давидвыделил 4 тысячив храмовыепевцы и музыканты.Все они былиразделены на24 чреды соответственно24 чредам священников.Во главе левитовстояли Асаф, Еман и Идифум, а ближайшимиих помощникамибыли их дети, причем каждыйиз последнихруководил однимиз 24-х хоров, накоторые былиразделеныупомянутые4000 певцов. Накаждый деньбыл назначенособый псалом, а на дни праздников: Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др. — особые, предназначенныеименно для нихпсалмы.
В ВетхомЗавете прибогослуженииупотреблялисьмузыкальныеинструменты.Они были введеныДавидом. Назначениемих было — восполнятьсилу голосапевцов. Всепсалмы пелисьв сопровождениимузыкальныхинструментовв тон голосапевцов, причемкак пение, таки музыкальноесопровождениеотличалосьгромогласием,«играли предБогом из всейсилы» (1 Пар. 13, 8), чтобы громковозвещать «гласрадования»(1 Пар. 15, 16).
Музыкальныеинструментыбыли разнообразны, как-то: гусли, тимпаны, псалтири, кимвалы, трубыи другие. Всеони разделялисьна три рода:струнные, духовые и ударные.Каждый инструмент, имея в отдельностиспециальноеназначение, сливался своимзвучанием сдругими инструментамии таким образомсоставлялсяоркестр, которыйнаравне с хоромпевчих участвовалв богослужении.
/>/>/>
Гусли Кимвал Тимпан
–PAGE_BREAK–
Псалтырь/>

Впении псалмовпринимал участиеи народ. В христианскомбогослуженииПсалтирь пользоваласьсамым широкимупотреблением.Начало этомубыло положеноещё ХристомСпасителем, когда Он, посовершенииТайной Вечери«воспевши», пошел на горуЕлеонскую (Мф.26, 39). По примеруИисуса Христаи АпостолызаповедовалиупотреблятьПсалтирь каклучшее средствов христианскоймолитве (Еф. 5,18-19, Кол. 3, 16; 1 Кор. 14,15-26). Уже в первыевека христианства, как свидетельствуют«ПостановленияАпостольские»(кн. 2 и 59), псалмыявлялись существеннойчастью богослужения.
НастоящееупотреблениеПсалтири вПравославнойЦеркви определяемсяособым Уставомо ней. По этомуУставу употреблениеПсалтири впродолжениегода разделяетсяна 4 периода, причем длякаждого установленсвой порядокчтения. В первыетри периода(от недели антипасхидо сырной недели)вся Псалтирьпрочитываетсяеженедельно.В четвертыйпериод, обнимающийсобой святуюЧетыредесятницу, Псалтирьпрочитываетсяза каждую седмицудважды.
Кромекафизм на утреннеми вечернембогослуженияхупотребляютсяследующиепсалмы: «предначинательный»103, на вечерни- 140, 141 и 129; на повечериималом — «покаянные»50, 69, 142; на полунощнице— 50, 120, 133; на утрени- 19, 20, на шестопсалмии- 3, 37, 52, 87, 102, 142; на первомчасе — 5, 83, 100; на третьем- 16, 24, 50; на шестом- 53, 54, 90; на девятомчасе — 82, 84 и 85.
Псалом2
ПРОРОЧЕСКИЙ- МЕССИАНСКИЙ
(Пророчествоо восстанииязычников ииудеев на ИисусаХриста; о предвечномрождении Егоот Отца и о всемирномЕго Царстве).
Второйпсалом не имеетнадписанияв еврейскойи греческойБиблиях. Имеющеесянадписаниеименем Давидав русской Библииосновываетсяна свидетельствеапостола Петра, который, цитируяслова 1-го и 2-гостихов 2-го псалма, указывает, чтоони произнесеныДавидом (Деян.4, 25).
Вскуюшаташася языцы, и людие поучишасятщетным? Предсташацарие земстии, и князи собрашасявкупе на Господаи на ХристаЕго. Расторгнемузы их и отвергнемот нас иго их.Живый на Небесехпосмеется им, и Господь поругаетсяим. Тогда возглаголетк ним гневомСвоим и яростиюсвоею смятетя. Аз же поставленесмь Царьот Него надСионом, гороюсвятою Его, возвещаяйповелениеГосподне. Господьрече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родихТя. Проси отМене, и дамТи языки достояниеТвое, и одержаниеТвое концыземли. Упасешия жезлом железным, яко сосудыскудельничисокрушиши я.И ныне, царие, разумейте, накажитесявси судящииземли. РаботайтеГосподеви сострахом и радуйтесяЕму с трепетом.Приимите наказание, да не когдапрогневаетсяГосподь и погибнетеот пути праведнаго, егда возгоритсявскоре яростьЕго. Блаженивси надеющиисяНань.

Псаломможно разделитьна следующиечасти:
1. Восстаниецарей и народовпротив Господаи Помазанника,1-3;
2. ОтветНебесногоВладыки: 4-6;
3. Посаждениена троне Помазанника:7-9.
4. Призывк вразумлениюнеразумных:10-12.
В содержаниипсалма предсказываетсянеудача нападенияврагов на царяДавида — помазанникаБожия (ст. 1-4) и отом, что властьего распространитсяпо всему миру(ст. 5-9), а царствованиенад Сионом (ст.6) будет непоколебимым.Залогом этомуслужит непреложностьобетованияБожия Давиду, а видимым знаком- присутствиена горе СионКивота Завета, что свидетельствовалоо пребыванииздесь Бога.
ВцарствованиеДавида, изобиловавшеевойнами, самымсильным восстаниемна него быловосстаниесирийцев иаммонитян. Обэтом объединенномвосстании иговорится вданном псалме.Но Живущий наНебесах посмеетсянад ними и приведетих в смятение(ст. 4-6), — предсказываетпсалмопевец, ибо Давиду данообетованиео будущей властиего над всеммиром. Раскрытиюэтого обетованияи посвященосодержаниепсалма.
Из содержанияпсалма можнопредположить, что он написанпо поводу данногоДавиду обетованияпосле перенесенияКивота Заветана Сион изКариаф-Аарама.
Но всесодержаниепсалма не можетбыть применимос точностьюк личностиДавида и еговремени.
1. В 1 и 2стихах изображаетсявосстание наПомазанникавсех народовземли, какогопротив Давидане было;
2. РождениеБогом «днесь»(7 ст.) может относитьсятолько ко ХристуСпасителю;
3. В 9-10 стихахпредсказываетсяраспространениевласти Давидапо всему миру, что историческина нем не исполнилось.
4. Невозможностьобращенияврагов к Богу, предсказываемаяДавидом, неимела местав его время: восставшиена него не былипоголовноуничтожены, а потому, какдля оставшихсяв живых, так идля потомствапоследнихвсегда былавозможностьисправленияи примиренияс Богом. Всесказанноеуказывает, чтосодержаниепсалма нельзяполностьюсоотнести систорическимирамками времении личностиДавида.
Чертыизображенногоздесь Царявполне приложимытолько к ИисусуХристу. Егопредали иудеиПилату (Мф. 27, 12; ср. 1-3 ст.). Он, будучичеловеком, естьв то же времяистинный СынБожий (Ин. 1, 14), вечный(Ин. 1, 1 ср. ст. 4-7), Которому, как Царю, данавласть на небеи на земле (Мф.28, 18; ср. ст. 6-9). Какпророчествеоб этом прославленииХриста Царя, слова 2-го псалмаприводятсяв Деян. 4, 25-28; 13, 32-33 и вЕвр. 1, 4-5).
Толкование2-го псалма
Ст.1:«Вскую шаташасяязыцы, и людиепоучишасятщетным?»
1. Приизъяснениитекста Псалтириавтор бралматериал восновном из«ТолковойПсалтири» Е.Зигабена (ЕвфимийЗигабен греческиймонах и философ.Псалтирь изъяснилпо святоотеческимтолкованиям.«ТолковаяПсалтирь» — перевод с греческогоязыка. Киев,1907).
Предвидяпророческимвзором злобулюдей противХриста Спасителя, Давид грустновопрошает: зачем они стаким безумиеммятутся, подняливозмущениеи волнение?«Поучишасятщетным» -потомучто замышлялинесбыточное, предпринималиневозможное, хотели погубитьСпасителя мира.
Подязычниками(«языцы») разумеютсяздесь римскиевоины вместес Пилатом, апод народом(«людие») — народиудейский сАнной и Каиафою.
Ст.2«Предсташацарие земстии, и князи собрашасявкупе на Господаи на ХристаЕго».
Подименем царейи верховныхправителей(«князи») разумеютсяИрод и Пилат, из которыхпервый былцарем, а второйправителем.Смысл этих словобъяснили самисвятые Апостолы.Предвидя 1 и 2стихи 2-го псалма, они продолжают,«поистинесобрались вгороде сем(Иерусалиме)на Святаго СынаТвоего Иисуса, помазанногоТобою, Ирод иПонтий Пилатс язычникамии народомИзраильским»(Деян. 4, 27). Множественноечисло -«царие»и «князи» объясняетсясвойствомеврейскогоязыка, а такжевидят в этоми таинственныйсмысл, именноес именем царяИрода соединяютдиавола — царягреха, вооружившегосяпротив Христа, а с князем Пилатом- многих князей, т.е. начала ивласти темныхсил, духов злобыподнебесных.Так как во Христедве природы, невидимая(божественная)и видимая(человеческая), то Ему надлежаловести борьбус невидимымии видимымиврагами.
«НаГоспода и наХриста Его»- возмутилисьи воссталипротив Отцаи Сына, КоторогоОтец поставилЦарем над всемиязыками, давЕму их в наследие, как ПомазанникуСвоему. Враждапротив Сынакоснулась иОтца.
Ст.3:«Расторгнемузы их и отвержемот нас иго их».
СвятительАфанасий толкует, что это сказаноот лица тех, которые, возмутившисьи словом и делом, распяли ИисусаХриста на кресте, свергли с себяиго повиновенияСыну, порвалиузы всякогоподчиненияОтцу и отверглизаконную связьс Богом.
БлаженныйФеодорит полагает, что эти словасказаны от ЛицаДуха Снятого, заповедующеговерующим потомкамотказатьсяот идолопоклонстваязычников иот нечестияиудеев, «расторгнувузы» ослепленныхязычников и«отвергнувот себя иго»потерявшихверу иудеев, воспринятьна себя благоеиго Христово.
Ст.4:«Живый на Небесехпосмеется им, и Господь поругаетсяим». Здесь — предостережениебогохульствующимврагам Христа, состоящее втом, что живущийна небесах Отеци Сын, Господьвсяческих поСвоему Божествупредставляетсястоль сильным, что Он можеттолько как быпосмеиватьсянад врагамиСвоими. Речьпринимаетиносказательнуюформу и усиленныйтон для того, чтобы показатьврагам Господа, как они безрассуднопокушалисьна тщетное иневозможное, думая умертвитьсамого Господа, Источника иНачало жизни.
Ст.5:«Тогда возглаголетк ним гневомСвоим…» Здесьразумеется, что Господьвоспылал гневомСвоим, когдаОн явно изобличалиудеев в ихнеправдах ивозвестил имгрядущие бедствия, повторяя приперечислениинеправд Своихврагов. «Горевам, книжникии фарисеи, лицемеры»и пр. (Мф. 23), а взаключениисказал: «Сегоради отиметсяот вас ЦарствиеБожие» (Мф. 21, 43).
“… и яростиюСвоею смятетя”.
Господьпроявил гневСвой (ярость- высшая мерагнева), когдапо Его попущениюримское войско, напав на иудеев, опустошилоИерусалим, сожгло храм, большую частьуцелевшихжителей предалосмерти, а остальныхподверглорабству.
Ст.6«Аз же поставленесмь Царь отНего над Сионом, горою СвятоюЕго…» Здесьречь от ЛицаИисуса Христа, таково свойствопророчеств, что в них предметыи лица меняются, как это частоможно видетьв книгах пророческих.Иисус Христоспредвозвещаетцарство, котороедано Ему Отцом, как Человеку, о чем и засвидетельствовалОн по воскресенииСвоем, сказав:«Дадеся Ми всякавласть за небесии на земли» (Мф.28, 18). Под Сиономразумеетсявся вселенскаяЦерковь.
Ст.7:«ВозвещаяйповелениеГосподне». Это- продолжениемысли предшествующегостиха. «Я поставленкак Царь возвещатьзаповеди евангельскиена горе Сионе», откуда взяласвое началоЦерковь Христова.«Повелением»Господним онназывает самиэти заповеди, показывая приэтом единствоволи Своей сволей Отца. «Немогу Аз о Себетворити ничесоже»,- говорил Он, проповедуяучение евангельское.«Якоже слышу, сужду; и судМой праведенесть, яко неищу воли Моея, но воли пославшегоМя Отца». «ЯкоАз от Себе неглаголах, нопославый МяОтец, Той Мнезаповедь даде, что реку и чтовозглаголю».«Аз и Отец единоесма» (Ин. 5, 30; 12, 49;10, 30). (Господь речеко Мне: Сын Мойеси Ты, Аз днесьродих Тя”. Подэтими словамиразумеетсяи предвечноерождение Бога-Сынаот Бога-Отцаи рождение Егопо человечествуво времени.Словом «днесь»выражаетсякак бы граньмежду вечностьюи временем, когда предвечныйСын Божий соделалсяБогочеловеком.БлаженныйФеодорит утверждает, что слова «Азднесь родихТя» относятсяк человеческомуестеству Спасителя.Поэтому следующийстих святыеотцы рассматриваюткак пророчествоо Царстве ИисусаХриста почеловечеству.
Ст.8:«Проси от Мене, и дам Ти языкидостояние Твое, и одержаниеТвое концыземли». Когдаиудеи не принялиИисуса Христа, Он обратилсяк народам языческим.Мы видим из ст.8, что воля Отцасостояла в том, чтобы ХристосСпасительизбрал Себев наследиеязычников. ИГосподь, будучицарем, как Бог, приемлет владычество, как человек, над всеми народами, не только настоящими, но и прошедшимии будущими. «Иодержание Твоеконцы земли»- власть наследияТвоего распространитсядо пределовземли. Так исбылось, ибослово евангельскоепронеслосьпо всей землево все концывселенной (Пс.18, 5; Мф. 24, 14; 10, 18). Сам БогОтец предлагаетСыну, чтобы Онпросил этогонаследия в знакСвоего благоволенияи желаниявосстановитьпадшее человечество.И Бог Сын в ТайнеСущества Св.Троицы ходатайствуетоб этом предБогом Отцом.Ради нашегоспасения Онсошел с небес, вочеловечилсяи соделалсяПосредникоммежду Богоми человечеством.
Ст. 9:«Упасеши яжезлом железным, яко сосудыскудельничисокрушиши я».Под «жезломжелезным»святительАфанасий понимаетсвятой крест.Пророк имеетв виду здесьтак же и иудеев, как бы говоря: тех, которыене принялиТвоей проповеди, сокрушил Тыжезлом железным, как сосудыгоршечника.Так обозначеныпоследующиебедствия иудеевот римлян идругих народов.Иногда жепредполагают, что здесь говоритсяо спасенииязычников, истолковываятак: упасетязычниковжезлом железным.«Своим крепкимнесокрушимымцарством сокрушит(вразумит) их, как сосудыскудельника, разрушит мудрованияязычниковСвятым благочестиеми затем купельювозрожденияобновит их, сообщит имблагодатнуюкрепость огнемДуха» (блаженныйФеодорит).
Ст.10:«И ныне, царие, разумейте, накажитесявси судящииземли».
Слово- «ныне» имеетзначение заключениясказанного.Смысл всегостиха таков:«Итак, вы, могущественныецари всех народов, и вы, судьи всейземли, судящиеживущих наземле людей, ведая, что Богизбрал вас внаследие, образумьтеськ покаянию, умудритесьво спасение, руководствуясьопытом и БожественнымиПисаниями».А в лице царейи судей пророкразумеет инароды, имподчиненные, и их призываетк такому женаучению.
Ст.11:«РаботайтеГосподеви сострахом и радуйтесяЕму с трепетом».Это дальнейшееобращение, кнародам: «таккак вы уже знаете, что вы — наследиеБожие, то нужноработать Ему, выполняя Егоправду», т.е.уничтожая всебе все греховное.Указываетсястрах, так какгде страх Божий, там и выполнениеЕго заповедей.«И радуйтесяЕму с трепетом».Служа, радуйтесьЕму как Спасителюи Ходатаю. Таки Апостол говорит:«Радуйтесяо Господе; ипаки реку: радуйтеся»(Фил. 4, 4). Но радостьэта пусть будетс трепетом.Радуйтесь супованием ивместе трепещитеза грехи, ибоГосподь праведени нелицеприятен.Трепещите предвозможностьюоскорбить Богасвоею греховностью.
Ст.12:«Приимитенаказание, дане когда прогневаетсяГосподь и погибнетеот руки праведного, егда возгоритсявскоре яростьЕго. Блаженивси надеющиисяНань». «Приимитенаказание»- этими словамипророк усиливаетсказанное вст. 10: образумьтесь, умудритесьсовершеннои окончательно.По святителюАфанасию — приимитеевангельскоеХристово учение.
«Да некогда прогневаетсяГосподь и погибнетеот пути праведного», т.е. если вы неисправитесь, то вы будетевдали от путиправедного, не будете напути спасаемых; по святителюАфанасию — будетевдали от Пути, т.е. от ХристаСпасителя.
«Егдавозгоритсявскоре яростьЕго», т.е. когданастанет судБожий, то этобудет неотложно,«вскоре» и выпогибнете.

ПсаломДавиду, у евреевненадписанный.
Содержание:В первом псалмеправителейиудейскогонарода провозгласивнечестивыми, грешникамии губителями, в настоящемпсалме показываеттакже их делатакими наименованиями, каких сталиони достойны.И окончив первыйпсалом упоминаниемо нечестивых, тем же начинаетопять и второйпсалом, научаяэтим, что упомянутыйвыше конецнечестивыхприимут иожесточившиесяпротив Спасителя.
(1).Вскую шаташасяязыцы, и людиепоучишасятщетным?Шатанием называетнеразумнуюгордыню. Слово«вскую»относится ковсей речи, т. е.для чего илюдие поучишасятщетным?И действительноне тщетно либыло предприятиеих — не принятьСпасителя родусвоему? Какаяже причинатакой ненависти, что языцыи людисобираютсявкупе?Та, что они шаташася,аэто значит: втакой меревозгордились, что с превозношениеми с какою-товысоковыйностиювозмутилисьи взволновались.Подобие этовзято с неразумногостремленияконей, ничемне удержимых.Это и было сиудеями, восставшимипротив Христа.По какой жепричине собралисьвкупеязыцы и людие?Или израильтянразумеет подсловами: языцыи людие;или слово «языцы»употребил обИроде и Пилате, как об язычниках, а слово «людие»обиудеях.
(2).Предсташацарю земстии,т. е. сами себяопределилина это Ирод иПонтий Пилат.Так истолковалиэто и святыеАпостолы вДеяниях (Деян.4, 26–27). Икнязи собрашасявкупе, —упомянутыевыше книжники, фарисеи и законники.НаГоспода и наХриста Его.Ибо злоумышлениепротив Христаесть злоумышлениепротив самогоОтца. И еслиОтец в Сыне иСын во Отце, тозлоумышлениемэтим не одинаковоели наноситсяИм оскорбление?
(3).Расторгнемузы Их.Здесь не достаетслова «говоря»,чтобы вышелтакой смысл: собрались наГоспода и наХриста Его, говоря: расторгнемузы.Ибо не восхотелибыть в священноймрежи, о которойнаписано: подобноесть царствиенебесное неводу(Мф. 13, 47). Иотвержем отнас иго Их, т. е.тяготу закона, о котором сказалГосподь: игоМое благо, ибремя Мое легкоесть(Мф. 11, 30).
(4). Живыйна небесехпосмеется им,как совещавшимсяна дело несмысленное.Ибо пригвожденныйи преданныйими смерти, Сущий на небесахи все содержащий, тщетными исуетными соделываетих замыслы.Отец же Его иобщий всехВладыка воздастим должноенаказание. ИГосподь поругаетсяим,уничижит, возненавидитих и возгнушаетсяими. — «Посмеется»сказано вместо: возненавидити отвратится.Тот, кто вышеэтих замышляющих, говорит Псалмопевец, посмеется илиявит смешнымизамыслы их, таккак они предпринимаютнеразумное.Ибо смех естьдыхание, выпускаемоечрез ноздри, в уничижениевысокомудрствующихо себе. А говоритсяэто с особенноюнастойчивостью, чтобы сильнеевыразитьсправедливостьосмеяния. И нетолько этоиспытают они, но подвергнутсяи гневу.
(5). Тогдавозглаголетк ним гневомСвоим. Чтоже означает— тогда?Не то ли самоевремя, когдасказали они:расторгнемузы Их?И что возглаголанок ним во гневе? Не cиe ли? горевам книжницыи фарисее(Мф. 23, 13); и: отыметсяот вас царствиеБожие(Мф. 21, 43); и еще: ивам горе законником(Лк. 11, 52); потомучто покорилоих римскоевоинство. Яростьи гнев различаютсямежду собоютем, что яростьесть гневвозгорающийсяи еще пламенеющий; а гнев естьжелание заскорбь воздатьскорбию. Посему, ярость естьнедостигшийполноты гнев, а гнев — самаяполнота. И таковомуизъяснениюслов этих учитсамый конецсобытий. Иборимское войско, в нашествиесвое, разорилогород, сожглохрам, и большуючасть иудеевпредало смерти, а избегших мечапокорило ипоработило.Верному женадлежит знать, что упоминаютсяодно за другимдва лица, и во-первыхГосподь Христос, ибо сказано:наГоспода и наХриста Его;а потом — Живыйна небесех иГосподь: Живыйна небесехпосмеется ими Господь поругаетсяим.Тот же образречи соблюлПсалмопевеци в последующем.
(6). Азже поставленесмь царь отНего над Сионом.Возвещает имо той вере, какая, по отвержениинарода израильского, будет у язычников.Сионже означаетЦерковь.
(7). Господьрече ко Мне: Сын Мой еси Тыи проч., то есть, естество Отчееподтверждает, что Я Сын. Неповелениемпроизведеноэто, но самаясущность показывает, что Я — образипостасиОтчей (Евр. 1, 3).Весьма кстатиприсовокуплено«ecu»в означениепредвечногорождения; потомучто Сын былвсегда. Ноприсовокупленотакже: днесьродих Тя,чтобы показатьи рождение поплоти; потомучто слово «днесь»указывает навремя и употребленов означениевременногорождения.Следовательно, о человеческомрождении разумеютсяи последующиеслова: родихТя.Видишь, какОтец Себе присвояети рождение поплоти единородногоХриста.
(8). Иодержание Твоеконцы земли.
(9). Упасешия жезлом железным,то есть, крестом; ибо в нем, хотявещество древа, но крепостьжелеза. Некоторыеже под жезломразумеют римскоевладычество.
(10). Иныне цариеразумейте,то есть, размыслитеи обратитеськ покаянью.Накажитесявси судящииземли.Словом «накажитеся»выражает преспеяние, а словами: nриимumeнаказание —совершенство.
(12).Приимитенаказание,то есть, учениеевангельское.Ипогибнете отпути праведнаго,—Пути сказавшегоо Себе: Азьесмь путь(Ин. 14, 6).

ФёдорСтудит, преп.
Подвижническиемонахам наставления
Слово
281
1) Обозрев страданияГоспода, возбудимсяна спострадание.
2) Вы уже спострадали, но и после пребудьтеи в спостраданиии во всех другихдобродетелях.
3) Воодушевляясьнадеждою, чтос Ним и прославимся: ибо какая тогдабудет радостьспострадавшим, и какая тугауклонившимсяот сего?!
4) О семпомышляя будемхранить себячистыми и преуспеватьво всем добром.
1)Настоящий день(страстнаясреда) свят ипоклоняем: ибов него Господьначинает приниматькрестные занас страдания, по слову Давидарекшего: вскуюшаташася языцыи людие поучишасятщетным? предсташаЦарие земстиии князи собрашасявкупе на Господаи на Христа Его(Пс.2:1.2). Собрались, злой советсоставляяпротив Владыкисвоего, на коемлукавый Иудаотрицаетсяот Учителясвоего и продаетЕго. За этимпотом последовали- предательскоелобзание, связаниеи ведение Господавсяческих коврагам на суд, представ накоторый, Судиявсех вопрошаетсяи ответствует, и ответив, — острашное слышание,- рабом ударяетсяв ланиту идолготерпеливопереносит то, говоря: ащезле глаголах, свидетельствуйо зле: аще лидобре, что мябиеши(Ин.18:23); потомоклеветываетсяи осуждается; затем приемлетнаругания, осмеяния, издевания, оплевания, заушения, ударытростью поголове, бичевание, пригвождениеко Кресту, накоторый возшедшимолится заубийц Своих:Отче, отпусти им: неведят бо чтотворят(Лк.23:34); наконец, напояетсяжелчью с уксусом, и умираетбессмертный, предав дух СвойБогу и Отцу, имертвый прободаетсяв ребра. Таковы, вкратце пересказанные, страданияГоспода! — И кторазумно слушаетЕвангельскиео них сказания, тот не станетуже ни гневаться, ни огорчаться, ни неистовствовать, ни гордиться, ни выситьсянад братом, низавидовать, ни славолюбствовать; но всяческистараться будетсмиряться, сокрушаться, считать себяземлею и пеплом, желать общенияХристовымстрастям, бытьсообразнусмерти Его, чтоб причастнубыть и славыв воскресенииЕго.
2)Дерзайте, скажувам, и вы; ибовы уже приобщилисьВладычнимстрастям ипребываетев сем общенииим. Посмотрите, где вы? Не заслово ли Егои не за свидетельстволи Его вы в изгнаниии в гонении? Нои прежде сегоне испыталиль вы заключенияв темницу? Непролили лькрови средипоношений иоскорблений? Не скончалисьли некоторыеиз братий нашихсреди страданийдоблестно? — Вот в чем похваланаша в Господе! И вот каков дарнаш! — Но кактвердость нашаненадежна попричине нашейизменчивости, и мы не можемнаверное утверждать, что породитнаходящий день; то прошу вас, стойте о Господенепреклоннои непреложно, единодушнои единомудренносподвизаясьза веру Евангельскую, не колеблющесяни о едином-жеот сопротивных(Фил.1:28), ини едино ни вчемже дающепретыкание(2Кор.6:3), ново всем представляющесебе, яко Божиислуги(2Кор.6:4) в послушании, в смиренномудрии, в кротости, ввеликодушии,втерпении мнозе: терпения боимате потребу, да волю Божиюсотворше, прииметеобетование.Еще бо малоелико еликогрядый приидети не укоснит(Евр.10:36.37).
3)Если же приидети не укоснит; то что нам стужатиси в скорбех(Еф.3:13), а не пачеготовыми бытьумирать заГоспода всякийдень? — Ибо написано:ащес Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, сНим и воцаримся: аще отвержемся, и Той отвержетсянас: аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися босебе не может(2Тим.2:11-13). Какуюрадость будутиметь святые, когда узрятГоспода грядущегос небес со Ангеламисилы Своея, призывающегоих к радостинеизглаголанной, венчающегои с Ними соводворяющегосяна все веки? Икакое напротивтерзание будутиспытыватьтогда не уверовавшиеЕвангелию ипреступившиезаповеди Его, кои, как написано,мукуприимут погибельвечную от лицаЕго, и от славыкрепости Его: егда приидетпрославитисяво святых Своих, и дивен бытиво всех веровавших(2Сол.1:9.10).
4)Сие созерцаяумом и о семпомышляя, очистимсебе от всякияскверны плотии духа, творящесвятыню в страсеБожии(2Кор.7:1), к лучшемустремясь, насовершеннейшеевозводясь(Евр.11:16; 6:1), ненавидящезлое, прилепляющесяже к благому: братолюбиемдруг другулюбезни: честиюдруг другабольша творяще: тщанием нелениви, духом горяще, Господевиработающе: упованиемрадующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе(Рим.12:9-12); чтобыв такой непорочностиискренно пребывая, и наступающуюПасху отпраздноватьнам достойнымобразом, иудостоитьсявечно вкушатьнебесные блага.
Добротолюбие.т.4. — М.Паломник,2000

Златоуст
Какпоступает Онс праведникамии грешниками, так точно поступаетс богатыми иубогими. Подобнотому, как грешникаОн восставляетмилосердием, а праведникаустрашаетстрогостью, так точно Онпроявляет Своепопечение ив делах мира.Если Он видитблистающихдостоинствамимогущественныхцарей, князей, всех (словом)кто изобилуетбогатством, то говорит сними, возбуждаястрах, и с пользойприсоединяетк власти страх.Иныне цариеразумейте: накажитесявси судящииземли. РаботайтеГосподеви сострахом, и радуйтесяЕму с трепетом(Пс. II, 10, 11), потомучто Он естьЦарьцарствующихи Господьгосподствующих(1 Тим. VI, 15).

Списокиспользованнойлитературы:

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издания, посвящённое тысячелетию Крещения Руси – М.: Издание Московской Патриархии, 1988. – 1371 с.

Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений, 12 томов, 4т., книга вторая — М.: «Златоуст», 1995. – 923 с.
Толковая Библия, или комментарии на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — / Репринт. воспроизвед. изд. преемников А.П. Лопухина 1904 –1907 г.г./ — Стокгольм: Второе издание Института перевода Библии, 11 томов, 1т., 1987. – 669 с.
Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. Составитель архимандрит Никифор /Репринт. воспроизвед. изд. 1891 г./ — Издание Свято – Троице – Сергиевой Лавры, 1990. – 901 с.
А.П. Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. — /Репринт. воспроизвед. изд. 1889 г./ — Издание Свято – Троице – Сергиевой Лавры, 3 тома, 1 т., 1998. – 1000 с.
Святитель Кирилл Александрийский. Творения. Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея. Библиотека Отцов и Учителей Церкви 12 томов, 9 т., — М.: Паломник, 2001 – 797 с.
По мат. www.orthlib.ru/Athanasius/ps002.html; Текст приводится по изданию: Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах. Том IV.— М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.—  С. 36–423.  Репринтное воспроизведение издания: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902–1903, из фондов Государственной Исторической библиотеки.
По мат. sedmica.orthodoxy.ru/kds-vz-4.php; Киевская Духовная Семинария КОНСПЕКТ по Ветхому Завету
(Учительные книги) для 4-го класса
По мат. www.pagez.ru/lsn/studit/281.php; Феодор Студит, преп.
Подвижнические монахам наставления. Слово 281. Добротолюбие. т.4. — М.Паломник, 2000.
По мат. www.orthlib.ru/Feodor_Studit/p_ogl.html; Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения и завещание. ПОУЧЕНИЕ 67-Е [1].Во святую и великую среду.О спасительных страстях Христовых, и о смиренномудрии и терпении.— М.: Издательство московского подворья Свято-Троицккой Сергиевой Лавры, 1998.— 342 с.  Репринтное воспроизведение издания 1896 г.
По мат. des.tstu.ru/orthodox/ccel.wheaton.edu/Zlat21/Pok7.htm; СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО БЕСЕДЫ О ПОКАЯНИИ. БЕСЕДА СЕДЬМАЯ. О покаянии и сокрушении сердца, а также о том, что Бог скор на спасение и медлен на наказание; здесь же дивная повесть о Раави.