Содержание
Введение
1. Понятие депривация впсихолого-педагогических исследованиях
2. Особенностипсихического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации
Заключение
Литература
Введение
Однойиз важных проблем психологии является исследование социально-психологическойдепривации, т.е. психического состояния, возникшего в результате жизненныхситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения еговажнейших потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительноговремени.
Психологическиеаспекты депривационных расстройств в настоящее время мало исследованы, масштабыизменений, связанных с ними, не прогнозируются. Особенно трудно понять, какдействуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда онинакладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, исозревание нервной системы, формирование психики. Всё это определило актуальностьданной работы и выбор темы исследования: «Психическое развитие ребенка вусловиях социально-психологической депривации».
Цельюработы являетсяизучение психического развития ребенка в условиях социально-психологическойдепривации.
Для достижения целиисследованиянеобходимо решить следующие задачи:
1. Изучитьпонятиедепривация в психолого-педагогических исследованиях;
2. Раскрытьособенностипсихического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации.
Изучением проблемысоциально-психологической депривации занимались такие известные педагоги ипсихологи как: Ландгмейер Й., Матейчик З., Марцинковская Т.Д., Залысина И.А.,Смирнов Е.О. идр. Как, показывают результаты исследований Марцинковской Т.Д.и другихавторов, уменьшение коммуникаций детей с окружающими – приводит ксоциально-психологической депривации.
1.Понятие депривация в психолого-педагогических исследованиях
Всвязи с тем, что проблема психической депривации находится в стадии разработки,в настоящее время по этой теме нет единой терминологии. Наиболее частоиспользуется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-занедостаточного удовлетворения основных психических жизненно важныхпотребностей.
Зачастуюавторы сужают термин соответственно тому, какую психическую потребность онипринимают в качестве самой важной и самой «недостаточной».
Взависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации– психологическую, эмоциональную, социальную, двигательную, сенсорную,информационную и др.
Психическаядепривация характеризуется особым психическим состоянием, возникающим вдепривационной ситуации. Данное психическое состояние проявляется в поведении,отличающемся характерными признаками, что и позволяет распознать депривацию.Механизм депривации связан с отчуждением ребенка от определенных отношений смиром людей и предметным миром и вызывается недостаточным удовлетворением основныхпсихических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейсядетской личности.
Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой-либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут [4, с. 158].
Единогодепривационного синдрома, по мнению многих исследователей, не существует, таккак последствия психической депривации могут охватывать всю шкалу психическихотклонений, начиная от легких особенностей психического реагирования и до оченьгрубых нарушений развития интеллекта и всего психического склада личности.
Такимобразом, психическая депривация – это определенное психическое состояние,возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку непредоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребностив полной мере и в течение достаточно длительного времени [4, с. 162].
Считается,что для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена прежде всегопотребность в любви и признании. Одни считают ее базовой, врожденной, другиеговорят о ней как о приобретении в процессе жизни. Неудовлетворение этойпотребности ведет к искажению развития личности и появлению эмоциональнойдепривации. Наиболее яркое выражение последствий этого вида депривациинаблюдается у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.
Другимвидом депривации является сенсорная, связанная с обедненной предметной средой идефицитом раздражителей органов чувств. С этим видом депривации такжеприходится сталкиваться в домах ребенка, детских домах и т.д.
Депривацияможет иметь место не только в учреждениях интернатного типа, но и в семье, гдеможет отсутствовать мать или она недостаточно эмоционально относится к ребенку(так называемая холодная мать), и в таких случаях употребляется понятие«материнская депривация». При отсутствии отца или его отчужденности от ребенкавозникает патериальная депривация [2, с. 97].
Выделяют также социальную депривацию. Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. С точки зрения психологии общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структурам [5, с. 89].
Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.
Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А.Г. Хаузер, волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их последующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия социальной депривации неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии (за исключением к членам группы, перенесших то же самое, например в случае развития детей в условиях концентрационных лагерей), значимость чувства «МЫ», завистливость и чрезмерная критичность [7, с. 56].
Такимобразом, психологи выделяют разные виды депривации и все виды депривации несутпагубные последствия и, в конечном итоге, выливаются в социодепривацию.Неуверенность, тревожность, депрессия, страх, задержка интеллектуальногоразвития – наиболее характерные черты депривационного синдрома.
2. Особенности психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации
Обеднение природной среды и социального окружения ребенка следует рассматривать как условия социально-психологической депривации. Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Развитие ребенка, в естественных природных условиях является значимым фактором его физического и психического благополучия.
Известно, что ребенку необходимо общение. Однако само наличие живого общения ребенка со взрослыми еще не достаточно для его гармоничного психического развития, для полноценного созревания его личности. Большое значение имеют количество и качество общения Последствия недостаточного общения ребенка со взрослым нарушает и изменяет ход нормального психического созревания ребенка [1, с. 114].
Вусловиях социально-психологической депривации, дети имеют целый ряд личностныхособенностей, в частности, они не усваивают навыков продуктивного общения приналичии ярко выраженной потребности в любви и внимании; не умеют налаживатьобщение с окружающими. В силу неправильного и недостаточного опыта общения детичасто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию.Эмоционально нестабильное положение ребенка, ведет к нарушениюаффективно-личностных отношений [7, с. 121].
Поданным М.И. Лисиной, дети первого года жизни, в ситуации социально-психологическойдепривации, вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них сниженапознавательная активность, упрощены эмоциональные проявления, предличностныеобразования или внутренние структуры, которые ложатся в основу формированияличности, деформированы. У них не возникает привязанности к взрослому, онипечальны и пассивны; у детей дошкольного возраста специфические условия социально-психологическойдепривации приводят к вынужденной поверхностности чувств, эмоциональнойнедостаточности [2, с. 167]
Висследованиях И.А. Залысиной, показано, что у детей дошкольного возрастаимеются нарушения в личностном общении, в основе которого лежит потребность вовзаимопонимании и сопереживании; для них характерна сниженная эмоциональность,активность в общении, скупость выражения своих переживаний [3, с. 134].
Поданным исследования Рыжиковой, эмоциональные реакции дошкольников и младшихшкольников в условиях социально-психологической депривации отличаются болеевысокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональнойфрустрации, выражающихся в агрессии. Условия социально-психологическойдепривации (ограниченность эмоционально-идентификационных отношений с ребенком)выступают как неблагоприятные для развития сопереживания, не способствующиереализации потребности ребенка в признании взрослыми и сверстниками. Дети,испытывающие депривацию, приходя в школу неспособны находить выход изконфликтных ситуаций, у них преобладают экстрапунитивные реакции по типусамозащитных: враждебность, агрессивность по отношению к окружающим [9, с. 96].
Длядетей, находящихся в ситуации депривации, характерна слабая выраженностьзначимости дружеских связей, отсутствие постоянных диад и триад, носящих восновном ситуативный характер. У воспитанников закрытых детских учрежденийотношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизниребенка. В жизни этих детей имеет место не личное, а функционально-ролевоеобщение, выбор партнера по общению осуществляется на предметно-содержательнойоснове [8, с. 84].
Ограниченныйкруг контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения сосверстниками и взрослыми и затрудняет формирование адекватной картины мира,что, в свою очередь, оказывается существенным препятствием на пути их адаптациии интеграции в более широком социуме.
Дефицитобщения ребенка со взрослым приводит к гипертрофии, сверхценности этойпотребности, к практически полной зависимости эмоционального благополучияребенка от отношения к нему взрослого [2, с. 174].
Нафоне напряженности потребности в общении со взрослым и одновременно повышеннойзависимости от него обращает на себя внимание агрессивность в отношении ковзрослому. Исследования Т.Д. Марцинковской показывают, что дети,находящиеся в ситуации депривации, не успешны в разрешении конфликтов и со взрослымии со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих ввозникновении конфликта, не могут осознать свою вину, неспособны кпродуктивному, конструктивному выходу из конфликта.
Воснове недоразвития «интимно-личностной» сферы общения лежит отсутствиеэмпатии, т.е. сопереживания, умения и потребности разделить свои переживания сдругим человеком. В тоже время исследования Т.Д. Марцинковской позволяютговорить о том, что у депривированных детей содействие, как умение оказыватьпомощь другому, представлено значительно шире, чем сопереживание. Этот феноменпозволяет затронуть один из важнейших вопросов развития личности – проблемуотчуждения, «обособления». Ситуация депривации способствует развитию феноменаотчуждения, и именно это продуцирует отсутствие любви, тепла в отношении ковторому, третьему поколению в семье (как некая последовательная цепь поколений,прервать которую бывает достаточно сложно) [5, с. 192].
Какпоказывают исследования, проводимые Мухиной, в условиях социально-психологическойдепривации формируется феномен «мы». Это совершенно особое психологическоеобразование. Дети без родителей, в условиях социально-психологическойдепривации делят мир на «свои» и «чужие», «мы» и «они». От «чужих» онисовместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовыиспользовать их в своих целях. У них своя нормативность по отношению ко всем«чужим». Однако внутри своей группы дети чаще всего также обособлены: они могутжестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Этапозиция формируется по многим причинам, но, прежде всего, из-за неразвитой иискаженной потребности в любви и признании, из-за эмоционально нестабильногоположения ребенка [7, с. 129].
Таким образом, анализ психолого-педагогических исследованийпоказывает, что дети находящиеся в ситуации социально-психологическойдепривации отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами,большим накалом эмоциональной фрустрации, выражающихся в агрессии. Они неусваивают навыков продуктивного общения при наличии ярко выраженной потребностив любви и внимании; не умеют налаживать общение с окружающими.
Заключение
Анализпсихолого-педагогической литературы по проблеме психического развития ребенка вусловиях социально-психологической депривации позволил сделать следующиевыводы:
1. Депривация – термин, который означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
Психологивыделяют разные виды депривации – психологическую, эмоциональную, социальную,двигательную, сенсорную, информационную и др. и все виды депривации несутпагубные последствия и, в конечном итоге, выливаются в социодепривацию.Неуверенность, тревожность, депрессия, страх, задержка интеллектуальногоразвития – наиболее характерные черты депривационного синдрома.
Социально-психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени. Обеднение природной среды и социального окружения ребенка следует рассматривать как условия социально-психологической депривации.
2. Дети находящиеся в ситуации социально-психологическойдепривации отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами,большим накалом эмоциональной фрустрации, выражающихся в агрессии. Они не усваиваютнавыков продуктивного общения при наличии ярко выраженной потребности в любви ивнимании; не умеют налаживать общение с окружающими. В силу неправильного инедостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людямагрессивно-негативную позицию.
Дети, находящиеся в ситуации депривации, приходя в школу неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми и со сверстниками, ониагрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не могутосознать свою вину, неспособны к продуктивному, конструктивному выходу изконфликта. Последствия недостаточного общения ребенка со взрослым нарушает иизменяет ход нормального психического созревания ребенка. Ограниченный кругконтактов препятствует формированию продуктивных навыков общения сосверстниками и взрослыми и затрудняет формирование адекватной картины мира,что, в свою очередь, оказывается существенным препятствием на пути их адаптациии интеграции в более широком социуме.
Таким образом, в данной работе мы пришли к выводу, что социально-психическая депривация, изоляция ребенка, нарушает и изменяет ход нормального психического созревания ребенка.
Следовательно, цель работы достигнута, основные задачи решены.
Литература
1. Выготский Л.С. Основыдефектологии. СПб, 2003
2. Дубровина. И.В., Лисина М.И. Особенностипсихического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенностипсихического развития детей. М., 1999.
3. Залысина И.А., Смирнов Е.О. Некоторыеособенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи //Вопросы психологии. 1998. №2. С. 129–141.
4. Лангмейер Й.,Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага, Авиценум, 1998.
5. Марцинковская Т.Д. Детскаяпрактическая психология: учебник. – Москва: Гардарики, – 2000.
6. Мухина В.С. Возрастнаяпсихология. – М., 1998. – 456 с.
7. Лишенные родительскогопопечительства. Хрестоматия / Ред.-сост. B.C. Mухина. M., 1999.
8. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Особенностимладших школьников, воспитывающихся вне семьи. // Вопросы психологии. –1998. – №2. – с. 80 –86
9. Рыжикова С.Е. Особенностивзаимодействия сопереживания и потребности в признании у 6-летних детей. М., 2002.