Психика и деятельность

Содержание
1. Понятие психики. Психические явления
2.  Активность. Поведение. Деятельность
3.  Единство сознания и деятельности
4.  Основные компоненты деятельности
5.  Психологическая характеристика деятельности
6. Индивидуальныйстиль деятельности
Литература        

1.Понятие психики. Психические явления
Психика — способность мозга получать информацию об окружающейдействительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этойоснове собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляетсятолько в процессе активной деятельности человека, животного. Активнаядеятельность — важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования,усложнения, Углубления.
Активноеотражение действительности — важнейшее свойство дифференцированного,обладающего многоуровневыми связями между различными отделами — высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее,чем сформированней мозг, тем большими способностями обладает психика, тем болееона развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает учеловека.
Психикачеловека включает все, что он ощущает,воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, егоиндивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражениюпсихологов, механизмов он это делает.
Психикадает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающегомира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такаяопережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшейстепени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, чтослучится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Онапозволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию.Например, если вам не хочется делать уроки или готовиться к экзамену, оченьполезно представить себе свое будущее эмоциональное состояние. Что вы будетечувствовать, когда вас вызовут, а вы не сможете сказать ни слова. Что будетеиспытывать, когда вас будут спрашивать о результатах экзамена. Такое «эмоциональноепредвосхищение», как правило, позволяет преодолеть лень и начать заниматься.
Психикаимеет индивидуальный характер. Психические особенности образуютиндивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальныеособенности.
Психологияизучает психические явления: психические процессы, психические состоянияи психические свойства.
Психическиепроцессы описывают три основные стороны душевнойжизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психическихпроцессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательнымпроцессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, спомощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место средипознавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всехпроцессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.
Чувства,эмоции отражают переживание человеком своегоотношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяютто, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливаютличностную значимость того или иного события.
Воля,произвольность обеспечивает сознательнуюрегуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели,принятому намерению.
В понятии«психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность,изменчивость, непрерывность психической деятельности.
Психическиесостояния — относительно устойчивые психические явления.К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость,тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явленияпсихики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней ивнутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, чтоего вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.
Психическиесвойства — наиболее устойчивые и существенные особенности,отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствамотносятся особенности личности человека, его направленность, качестваличности, черты характера, темперамент, способности.
Психическиепроцессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельнодруг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Например,любопытство как выражение познавательного процесса, может переходить всостояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, каклюбознательность.
 
2. Активность. Поведение. Деятельность
 
Единствовсех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность — общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить- значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живомусуществу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служитосновой развития и саморазвития. Активность обеспечивает поведение человека- его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) ивнутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разнойстепени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями илиосуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.
Важнейшейформой человеческой активности является деятельность. Деятельность — сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразованиевнешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека — игра,учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойстваличности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психологияуделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как вней проявляется, формируется и развивается человек.
Основная рольсовременной психологии личности — объяснить с позиций науки, почему людиведут себя так, а не иначе.
Социальнаяпсихология занимается психологическимиособенностями, поведением и деятельностью людей, которые связаны с ихпринадлежностью к определенным социальным группам (дружеской, учебной,профессиональной, национальной, расовой и др.).
Одним изважнейших направлений психологии личности явилась разработанная А.Н.Леонтьевым (1903-1979) теория деятельности. Деятельность рассматриваласьА.Н. Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью,выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению егопотребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процессразвития его деятельности.
А.Н.Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности как такой, котораястановится центральной, основной на различных этапах развития и оказываетнаибольшее влияние на формирование сознания, личности.
Характер – совокупностьустойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаясяв деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Понятие характеравесьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежнойхарактерологии можно выделить три направления:
конституционно-биологическое(связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к суммеконституции и темперамента);
психоаналитическое(З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д. Характер объясняется,исходя из бессознательных влечений человека);
идеологическое(психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов,которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какимисанкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд:характер определяется социальным положением человека и т.д.).
В отечественнойпсихологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского,П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева,В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова ит.д.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические,биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этойтеме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительнуюустойчивость психологических характеристик.
 
3. Единство сознания и деятельности
 
Как уженеоднократно отмечалось, одним из важнейших вопросов, которые волновалипсихологию с самого ее основания, был вопрос о недоступности явлений сознанияобъективному исследованию. Отечественный философ и психолог С.Л. Рубинштейн(1899-1960) подошел к решению этого вопроса сформулировал в качестве основногообъяснительного принципа психолога принцип единства сознания и деятельности.Деятельность для С.Л. Рубинштейна — это прежде всего труд по преобразованиюокружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру,свою собственную психику, изменяет и окружающий мир, и самого себя. Тем самымдля изучения сознания необходимо не описывать те или иные его стороны,доступные лишь самосозерцанию, а анализировать, как в процессе конкретнойдеятельности происходят изменения в объектах. Этот метод психологическогоисследования С.Л. Рубинштейн назвал методом единства воздействия и изучения.
С.Л. Рубинштейндал свой ответ и на вопрос о том, что определяет психические явления — влияниесреды или внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации роли среды,которая была в то время едва ли не господствующей идеологической установкой,охватывавшей не только психологию, но и все естественные науки. В противовесэтому он выдвинул принцип, согласно которому внешние причины воздействуют наобъект, в том числе и человеческую психику, через внутренние условия.
4. Основные компоненты деятельности
Деятельностьчеловека — сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками.Психология изучает психическую сторону деятельности.
Находясь вбодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает,играет, трудится, размышляет и т.д. Жить — это значит действовать. Каким бытрудом ни занимался человек, он является деятелем, созидателем, творцом. Вдеятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний,воображение, способности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам.
Под деятельностьюпонимается активность человека, направленная на достижение сознательнопоставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами,которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценнойжизни. Герой романа И. Гончарова Обломов с горечью говорит о себе: «Когда незнаешь, для чего живешь, так живешь как-нибудь, день за днем; радуешься, чтодень прошел, что ночь пришла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачемжил этот день, зачем будешь жить завтра».
Человек недействует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельностьвсегда обусловлена теми или иными потребностями.
Потребности — источник активности личности, они заставляют человека активнодействовать. Что такое потребность? Это осознание человеком нужды в чем-либо,что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к поиску предмета ееудовлетворения, к совершению деятельности. Сама деятельность состоит визыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, атакже в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.
Потребностиоказывают влияние на чувства, мышление и волю человека. Удовлетворениепотребностей вызывает приятное чувство, неудовлетворенная потребность вызываетнеприятное чувство. Для удовлетворения потребностей человек ищет определенныепути и средства — это активизирует его мышление. Усилием воли человек в состояниипреодолевать трудности на пути достижения цели, удовлетворения своихпотребностей.
Такимобразом, потребность, или переживаемая человеком нужда в чем-либо побуждаетчеловека к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Этот предметпотребности есть действительный мотив деятельности человека.
Подпсихофизиологическими функциями в теории деятельности понимаютсяфизиологические обеспечения психических процессов. Они составляют одновременнои необходимые предпосылки, и средства деятельности.
Движение идействие
Любой виддеятельности связан с движениями. Это и мускульно-мышечные движения руки приписьме, а также при выполнении любой трудовой операции, и движения речевогоаппарата при произнесении слов.
Движение — это моторная функция живого организма, самая простая составнаячасть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития- зародышевой. Различают движения непроизвольные и произвольные, врожденные иприобретенные. Непроизвольные движения — моргание, сосание, крик — врожденные.Большинство движений являются приобретенными, они приобретаются человеком вжизненном опыте.
Действия — более сложная часть деятельности.
Действияпредставляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены наопределенный объект (предмет). Действия всегда социальны. Любые действиячеловека состоят из движений и выполняются, как правило, сознательно,осознанно. Например, учение как деятельность состоит из многих действий:слушания преподавателя, мысленного поиска ответа на поставленный вопрос,решения задачи, конспектирования, записывания лекции, выполнения упражнений,устного ответа по подготовленному материалу и т.д. Таким образом, в учениишироко представлены не только предметные действия, но и сложныеинтеллектуальные: восприятие, запоминание, мышление, речь. Выделяют действияпредметные (едим ложкой, пишем ручкой или карандашом, гвоздь забиваеммолотком), умственные, волевые; действия, направленные на других людей, — поступок (или проступок).
Отдельныедвижения и даже действия еще не составляют целостной деятельности.
Деятельность- это совокупность действий, объединенных единой целью. Сущность деятельностикак раз и состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также втех мотивах, во имя которых она совершается. Например, студент читает книгу.Если книга представляет для него личный интерес, мы можем говорить, что вданном случае его деятельность — чтение. Если студент читает книгу, потому чтоэто необходимо для сдачи экзамена, то деятельностью его является не чтение, аподготовка к экзамену, а чтение в этом случае — действие, которое включено вдеятельность.
Следуетотметить, что цели бывают близкие и дальние. Для становления личности большоезначение имеют дальние цели, которые дают определенное направлениедеятельности, показывают перспективу ее развития.
Знания,умения, навыки
Какими быпрекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ееосуществление и успешность находятся в зависимости от тех знаний, умений,навыков, которыми мы обладаем.
Знания о той области действительности, в которой она осуществляется илибудет осуществляться, необходимы человеку. Но знания не существуют ради знания.Они теснейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся снезнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как сним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но ещене владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученикиуже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма.Умения и навыки связаны между собой. Для формирования умения важно понимать,что требуется, и знать способ действия.
В однихслучаях умения могут предшествовать формированию навыков, в других — являютсярезультатом дальнейшего развития деятельности. Например, нередко ученик,имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительночитать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умениеможет появиться и без большого числа повторений. Умения основаны на знаниях инавыках.
Умение — это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях,сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложныхдействий в различных условиях.
Умениеобразуется только в деятельности. Для того чтобы приобрести умение плавать,нужно идти в воду, тренироваться плавать. Рабочие умения образуются только всоответствующей работе.
Навыки — это частично автоматизированные действия, которые образуются врезультате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельностичеловека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые даютвозможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов сминимальными затратами энергии.
Автоматизированныминазываются такие действия, которые в результате многих повторений перестаютнами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но быловремя, когда каждый из нас учился писать, старательно выводил каждый элементбуквы.
Навык — этоспособ выполнения действий. Автоматизированный характер навыков означает, чтоне все внимание человека принимает участие в выполнении деятельности, часть егоосвобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности.Так, опытный специалист лучше работает и меньше устает, чем начинающийработник.
5. Психологическая характеристика деятельности
Человек вдеятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами ипреследующая какие-то цели. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что существенно важнымдля воспитания является то, какие именно мотивы станут для человека ведущими.Именно они определяют направленность личности человека. Формированиепотребностей и мотивов происходит под влиянием условий жизни в процессевоспитания.
Вформировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационнойсферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровеньпритязаний личности иуровень достижений.
Успех илинеуспех в деятельности
Понятие«успех» имеет двойное толкование: 1) удача в достижении поставленной цели, ввыполнении деятельности или создании ее продукта, 2) общественное признаниедостигнутой удачи. Когда же человек испытывает ощущение успеха? Когда он нетолько сам понимает, что добился удачи, но когда видит (понимает), чтоокружающие значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. С.Л. Рубинштейнотмечал, что «с общественной природой мотивации человеческой деятельностисвязано влияние, которое оказывает на нее оценка — обусловленная общественныминормами самооценка и оценка со стороны окружающих, особенно тех, мнениемкоторых человек дорожит».
Ощущениеуспеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия еепротекания.
Видыдеятельности
Основным,исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессеонтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом ипроизводные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру,свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется вконкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной,спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сференравственности, религии и пр.
Всеосновные виды деятельности — игра, учение, труд присутствуют в жизни каждогочеловека, в недрах этих деятельностей происходит развитие психики и личности.Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, онивзаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективыразвития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуетсяособое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и вплане их содержания.
 
6. Индивидуальный стиль деятельности
 
Индивидуальный стильдеятельности — система приемов и способов осуществлениядеятельности, которую субъект постепенно вырабатывает с учетом своих стойкихличных качеств. А именно, он максимально использует те свои стойкиеособенности, которые содействуют успеху в достижении целей деятельности и,наоборот, преодолевает или компенсирует (возмещает) качества, недостающие илипротиводействующие успеху.
Индивидуальносвоеобразны не только внешние исполнительские действия, но и внутренние — ориентировочно-интеллектуальные действия. Действия человека ориентируются иконтролируются ценностными эталонами, схемами, поведенческими образцами. Вповедении человека закрепляется его операционально-стереотипизированныйповеденческий механизм, формируются его целевые и операциональные установки.Все это дает возможность идентифицировать личность по комплексу (синдрому) егоповеденческих особенностей. (Преступник может и не оставить следов рук и ног наместе преступления, но он обязательно оставит там свой неповторимый поведенческий«отпечаток».)
Деятельность индивида — устойчивая системаего взаимосвязей с миром, основанная на концептуальном образе мира истереотипизированном поведенческом фонде.Этотфонд способов поведения реализуется в виде простых и сложных волевых действий.

Литература
1.   Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М. НОРМА, 2002. 624 с.
2.   Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М. Юрайт, ЧеРо.2002. 336 с.
3.   Дубровина И.В., Данилова Е.Е. и др. Психология. Учебник для студ.сред. пед. учеб. заведений. М., ИЦ Академия. 2004. 464 с.
4.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Академия,2004. 352 с.
5.   Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс — М.ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 511с.