Кировоградский институт регионального управления и экономики Контрольная работа по психодиагностике по теме “Психодиагностика как наука , и психологические тесты” студента 2курса психолого-педагогического факультета группы ПС 99-1 заочного отделения Голобокова Святослава Кировоград 2001 План контрольной работы Наука психодиагностика. Цель и задачи психодиагностики. Психодиагонтика в моей работе. Психологические тесты. Первые тесты(история возникновения). Цели и задачи тестов. Виды тестов. Требования к проведению тестов. Правила проведения тестов. Литература. Наука Психодиагностика
Развитие психологической науки в нашей стране и за рубежом сопровождается значительным повышением интереса к проблемам психодиагностики. Цель современной психодиагностики -фиксировать в упорядоченном виде различия между людьми и группами людей. Её задачей в самом общем виде является установление индивидуальностой степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей .
Предмет психодиагностики нередко ограничивают набором различного рода диагностических методов , посредством которых выявляется психическое своеобразие человека . Иногда к психодиагностике относят еще и статические измерения динамики изменения психического статуса под влиянием тех или иных обстоятельств . При этом упускают из виду , что характер полученной информации и интерпретация её в психодиагностическом измерении в значительной степени зависят от общей теории личности , которую использует предмет психодиагностики.
Психическое в предмете психодиагностики обнаруживается в самых разных формах и проявлениях , однако диагностически релевантным оно становится лишь будучи включенным в систему конкретных отношений :
интраиндивидуальных связей когда диагностические данные отражают взаимную связь и отношения психических свойств человека как целостной функциональной системы , целостной личности ;
интериндивидуальных вариаций , когда диагностические данные служат основанием для установления различий между людьми ;
субъект-объективных отношений , когда диагностические данные о личности приобретают диагностическую ценность , если они несут информацию об отношении человека к условиям своего существования требованиям окружающей среды . Психодиагностика в специальной литературе понимается как особая форма познавательного процесса–распознавания в отличие от познания в научном плане несводимого к узнаванию в обыденном представлении . Психодиагностическое распознавание является отдельной и специфической сферой человеческой деятельности , которая предполагает специальное обучение . Своеобразие диагностического распознавания заключается в том , что представляется в направлении внедрения единичного из общего . Но главная особенность–именно в предмете диагностики , который является своеобразным выражением и конкретизацией общенаучного понятия“состояние” . В психодиагностике понятие “состояние”применимо и к психическим процессам и к психическим свойствам личности , и к собственно к психологическим состояниям . Предметом же психодиагностики становиться распознавание конкретного психического явления , пребывающего в динамическом состоянии , с локализацией его по качеству и времени , равно как и по отношению . Локализация , состояние , качество , скорость , интенсивность , отношение , развитие– все это индикация психодиагностики , её предмет . Психодиагностика занимает промежуточное положение среди наук , изучающих психические явления. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией , а по отношению к используемым методам выступает в качестве общей основы , объединяющей все области их практического применения . Во всех , практически , случаях , практическая психодиагностика решает ряд типичных для неё задач , к ним относятся следующие :
Установление наличия у человека того или иного психологического свойства или особенности поведения.
Определения степени развитости данного свойства и её выражение в определенный количественных и качественных показателях
Описание диагностических психологических поведенческих особенностей человека в тех случаях когда это необходимо
Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей
Все четыре задачи практической психодиагностики решается каждая в отдельности , или комплексно, в зависимости от цели проводимого обследования. Итак , психодиагностика есть особая , достаточно сложная область профессиональной деятельности психолога без которой не может обойтись ни один специалист психолог любого профиля, если он имеет дело не только с теорией . А теперь если подойти к рассмотрению задач и предмета психодиагностики с точки зрения сферы своей работы то я считаю , что как руководитель я должен иметь элементарные представления об основах психологии , о психологии труда и управления , чтобы решать проблемы управления своей организацией рационального подбора, расстановки и использованию кадров, а с точки зрения специалиста психолога воспользоваться всем комплексом полученных знаний , для успешной работы с людьми, для создания благоприятной обстановки в коллективе, для достижения более эффективной и продуктивной деятельности всей организации.
Ну а учитывая то , что моя работа связана в первую очередь с общением, я должен очень тщательно обдумывать мои слова, действия и поведение в той или иной обстановке , для того чтобы максимально положительно влиять на психику моих слушателей(так как работаю я на радио). Для правильного построения эфира я должен максимально логично выстраивать стиль , темп, количество и качество музыки которая будет звучать , так как если в моем построении будет нелогичность , это введет слушателей в состояние раздражения и я не смогу после этого контролировать их настроение и состояние. Еще очень важно в моей работе то , что я должен во время прямого эфира со слушателем , практически моментально провести его психодиагностику для моего дальнейшего с ним диалога, а учитывая то , что я этого слушателя совершенно не знаю , то иногда эта задача бывает не из легких, т. к. на диагностику у меня дается времени не больше 15 секунд , ну или 2-3 вопросов. В момент связи со слушателем мне очень важно знать какие у человека те или иные психологические свойства или особенности поведения, так как именно я к нему , а не он ко мне должен“ подстраиваться”при общении, если у меня в эфире проходит игра , то я должен определить степень развитости данного индивидуума, свойства и скорость его мышления , обработки информации, и уровень его интеллекта, т. к. только исходя из этого я подбираю для него вопрос или задание , которое он смог бы выполнить. Психологические тесты
Во все времена развития человечества перед каждой личностью непременно вставали извечные вопросы– “ Кто я есть? ” , и “Что я могу? ”. Наверное именно эти вопросы явились двигателем человеческой мысли и определяли прогресс нашей цивилизации. Во все времена, как только человек переставал задавать себе эти вопросы , человечество начинало топтаться на месте . Психология относится к тем областям человеческого знания , которые привлекают к себе внимание многих. Люди в быту и в повседневной практике постоянно сталкиваются с“проблемами человека”, и нет на земле людей , которые не имели бы психологических проблем. Поэтому Обращение к психологии становиться занятием не только интересным и любопытным, но и довольно популярным , а обращение к психологическому тестированию дает инструмент в познании самого себя.
Что же такое тест? Еще совсем недавно столь крамольное слово объяснялось, как выдумка буржуазной пропаганды и неприемлемое для развития советского человека. Если перевести с английского слово тест, то это оказывается“проба; испытание”. Время все расставило по своем местам. Тесты получают все более широкое распространение в медицине , педагогике , в промышленности. Точность и объективность результатов тестирования являются основой их применения. В психологическом словаре вы найдете : “Тест- краткое стандартизированное, обычно ограниченое во времени психологическое испытание”. Прежде чем определение “тест”попало в психологический словарь, оно проделало исторический путь длиною в один век. За точку отсчета исторического пути развития тестов мы взяли научно основанные испытания, которые проводил английский ученный Гальтон в своей антропометрической лаборатории в конце прошлого века. Зарождение тестов произошло гораздо раньше в процессе обыденной жизни, повседневнего общения. Они совершенствуются во многих видах деятельности, в частности, в горниле педагогической и медицинской практики. Уже с древнейших времен в педагогике вырабатываются различные способы тестирования учеников, для качества полученных знаний. Медицина же столкнулась с необходимостью разграничивать душевную паталогию и норму, а также изобретает проверочрые средства. Но во всех этих случаях самые разнообразные тесты- от общежитейских до педагогических и медицинских, – будучи непременным условием множества практических задач, еще не стали объектом научного анализа, экспериментальной проверки, математической обработки.
Первые попытки перейти от интуиции и эмпирических соображений к тестированию связаны с именами двух интереснейших людей своего времени Лафаретом и Галлем. Первый например утверждал , что существуют надежные корреляционные связи между особенностями лица и психическим складом личности.
Различия в форме носа , например, трактовались , как показатель различных степеней агрессивности характера. Создатель френологии австриец Галль искал основание для определения психических свойств уже не в структуре лица , а в строении черепа. Исходя из представлений о том, что в“шишках”выражены различия в развитии отдельных участков головного мозга, каждый из которых служит органом особой способности. Таким образом, Галль, ощупав череп какого-либо доверчивого человека, предсказывал ему будущее. Конечно как вы полагаете, полное отсутствие научности метода не могло получить иной интерпретации, кроме фантастической. И только Гальтон сделал тестирование научно обоснованным методом.
Триумфальное шествие тестирования началось после опубликования французскими психологами А. Бине и его сотрудником А. Симоном в 1905 году набора тестов для диагностики интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы выявить тех, кто не в состоянии будет обучаться в массовой школе. Эти тесты получают широкую популярность в Германии, России, США. Эта задача не проста, как видится на первый взгляд. Ведь требовалось определить детей, способных к обучению, но ленивых, от страдающий прирожденными дефектами. Но Бине этим не ограничился, внутри самой “нормы”(детей, способных к обучению) выявил несколько градаций. В основе изобретения Бине лежала очень простая идея : ребенку предоставлялись определенные задачи и результаты сравнивались с результатами, полученными у его сверстников. Если восьмилетний ребенок мог решить задачи только для шестилеток, то его интеллектуальный уровень оценивался меньше единицы и обратно, если восьмилетний ребенок мог решал задачи для десятилетних детей, то его IQ оценивается выше единицы ( IQ-коэффициент интеллекта). Слабость гипотеза Бине состояла в его исходных посылках: представление об абстрактном уме, темпы развития которого предопределены природой индивида. Как вы прекрасно понимаете, нельзя говорить о неизменности IQ независимо от обучения социально-культурных факторов. Большой вклад в развитие тестирования внесла советская психологическая школа. В 1924 году в Москве открылся Центральный институт труда. Организовал этот институт В. Гастев.
В институте были проведены интереснейшие эксперименты по профпригодности на рабочие специальности. Были разработаны специальные тестовые проверки по профотбору. Бурное время 20-х годов– время становления страны, время становления тестологии. Стране нужны управленцы, способные работать по-новому, и тестология приходит на помощь, стране необходимы смелые люди, способные покорять небо, лететь в стратосферу, и психологи готовят тесты для отбора таких людей.
В сущности задача психологических тестов –измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. До сегодняшнего дня определение интеллектуальной неполноценности остается важной областью применения определенных видов психологических тестов. Клиническое использование таких тестов включает обследование правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими типами отклонений в поведении. Серьезным импульсом к развитию тестов стали проблемы типа тех, что возникают при обучении. В настоящее время школы–один из основных потребителей тестов. Отбор и распределение персонала на промышленных предприятиях–еще одно , достаточно обширное приложение психологического тестирования. Подобным же образом , психологическое тестирование применяется при отборе и распределении военнослужащих. Использование тестов, столь незначительное в первой мировой войне, во время второй мировой войны необычно вырастает, расширяются границы применения, вариативность психологических тестов. Использование тестов при консультировании постепенно расширилось от узконаправленных советов относительно учебных и профессиональных планов, до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Эмоциональное состояние и действенные межличностные отношения все больше и больше становятся объектом консультирования. Растет так же использование тестов как средство самопознания и развития личности. В последнем случае показатели тестов становятся средством облегчающим индивиду принятия решения.
Из сказанного ясно, что психологические тесты в настоящее время применяются при решение широкого круга практических проблем, поэтому и существуют две категории тестов: профессиональные и любительские. Термин“ тест”означает метод диагностики, использующий стандартизованную систему вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений.
Под стандартизованостью таких методов имеется ввиду то, что они всегда и везде должны применятся одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Применяются тесты для эталонного измерения и индивидуальных различий между людьми. Тест созданный для измерений одного свойства психики, называетсягомогенным, а тест, созданный для измерения совокупности различных проявлений психики, связанных общими чертами или свойствами -геторогенным. Как первый, так и второй тесты можно встретить и в открытых (любительских) и в закрытых (профессиональных) методиках.
Любительские тесты создаются для массовой аудитории, широко публикуются. Как и профессиональные, они снабжаются всем инструментарием: инструкции, стимульным материалом (заданием), алгоритмом обработки и расшифровки (интерпретации). Однако ориентированы они преимущественно на внешние формы проявления сущности явлений в поведении, общении какой-то специальной деятельности и не раскрывают глубинных основ психики, её организации и закономерности. Эти тесты отражают наиболее общие наблюдаемые опытным путем явления, поэтому просты и доступны в обращении. Вместе с тем , они выявляют самые общие тенденции психики, что вызывает к ним доверие.
Опираясь только на материалы любительских тестов, нельзя выйти на глубинную коррекционную работу, хотя они и дают повод испытуемому задуматься, обратить внимание на что-то типичное в его поведении, образе жизни, характере и др. Поскольку любительские тесты не обладают необходимыми показателями валидности надежности, их применение в профессиональной практике требует дополнений и уточнений со стороны научных экспертных методов диагностики. Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов), личностные и межличностные. По особенностям используемых задач выделяют практические, образные, и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестового материала предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки– на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояния и свойств. Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления ( интеллекта) человека и его отдельных процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, речь.
Личностные тестысвязанные с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются такие которые дают разностороннюю комплексную оценку состояния личности или степени развитости её отдельных свойств. К числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы , эмоции, например, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и др.
Межличностные тестыпозволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической само аттестации группы как коллектива.
Практические и тестовые заданиявключают в себя задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно-действенном плане, то есть практически манипулируя реальными материальными предметами или их заменителями.
Образные заданиясодержат в себе упражнение с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование воображения мысленных преобразований образов.
Вербальные тестывключают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнения объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций и т. п. Многие задания, которые используются в тестах , имеют комплексных характер, т. е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и вербальные действия и упражнения.
Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводиться для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.
Бланковыминазываются такие тесты, при использовании которых испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков: рисунков , схем, таблиц, опросников и т. п. Аппаратурные –это такие тесты, в которых используется различного рода аппаратура для предъявления и обработки результатов тестирования, например, аудио и видео техника, ЭВМ.
Процессуальныминазывают тесты с помощью которых исследуется какой либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точное качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе. К группе тестов достиженийотносят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.
Тесты состояния и свойствкасаются диагностик более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, например, как черты личности, свойства темперамента, способности и т. п.
В особую группу выделяют проективные тесты. Они основаны не на прямой, на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др. Предполагается , что в оценки интерпретации подобных объектов человек бессознательно“вкладывает” или “проецирует”самого себя. К этой группе тестов относиться, например, тест Роршаха, Тематический Апперцептивный Тест и многие др.
К проективным тестам обращаются тогда , когда дело касается психодиагностики скрываемых или не осознаваемых испытуемыми психологический особенностей. Психодиагностический эксперимент как метод применяется в исключительных случаях и в основном тогда, когда выявить и оценить нужные качества другим способом не представляется возможным.
Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если исследователя интересует особенности протекания психических и поведенческих процессов у испытуемых, а тесты достижений- когда решается задача оценки способностей, умений и навыков людей.
В отдельную группу тестов выделяются тесты интеллекта, к которым обращаются, если возникает необходимость точно определить и количественно оценить общий уровень интеллектуального развития человека.
Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования. Первая из них-социокультурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране. Если, например, созданный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирующим в структуре интеллекта является не словестно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обязательно должен быть социокультурно адаптирован. В противном случае, применяя его в первоначальном, и не адаптированном варианте, мы, скорее всего, получим низкие результаты, которые не будут соответствовать уровню развития мышления у жителей данной страны. И, наоборот, используя в качестве теста интеллекта такой, где преобладают задания на практическое мышление, в стране с доминированием вербального интеллекта, мы там можем получить неадекватные показатели умственного развития.
Если тест повторно используется в условиях, которые существенно отличаются от тех где он был первоначально создан, то почти всегда требуется соотнесение этих условий друг с другом, или адаптация текста к новым условиям. В первую очередь это касается бланковых тестов, заимствованных из другой страны и написанных в оригинале на другом языке. Перевод совестных формулировок тестовых заданий с одного языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому содержанию понятий. Для того чтобы максимально возможной степени снять это неизбежное в силу самой природы языка несоответствие, приходиться иногда отказывается от буквального перевода и делать его относительно производным, близким не по значению слов , а по их смыслам.
Второе требование к тестам –простота формулировок и однозначность тестовых заданий. Согласно данному требованию в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов (слов, рисунков и т. п. ), которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.
Третье требование, ограниченное время выполнения тестовых заданий. Здесь речь идет о том, что полное время выполнения заданий психологического теста не должно превышать полутора-двух часов, так как в течении большого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне. Четвертое требование- наличие тестовых норм для данного теста. Под такими нормами понимается репрезентативные средние показатели по данному тесту, т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду других релевантных показателей. Нормы теста- это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.
Всякая норма со временем, как правило, изменяется вместе с теми естественными изменениями, которые с годами происходят в психологическом развитие людей. Так, нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, т. к. уровень развития мышления людей значительно возрос. Существует имперически установленное правило, в соответствии с которым как минимум один раз в пять лет , нормы теста, особенно интеллектуально, должны пересматриваться.
Процедура пересмотра существующих норм и установления новых типично и выглядит следующим образом, сначала определяется группа людей, на которых предполагается проводить исследования с помощью данного теста. Затем эта группа людей разделяется на подгруппы, различающиеся по своим социально-демографическим характеристикам. Для каждой подгруппы подбирается и по средствам разработанного теста изучается достаточно представительная выборка людей. Далее путем усреднения полученных на ней показателей определяется тестовая норма для данной совокупности людей. Заметим, что в описании теста для каждой включенной в него нормой обязательно должно быть указано , где, как, на ком и когда она была установлена.
Кроме требований, предъявляемых к нормам теста существуют определенные, строгие правила проведения тестирования, обработки и интерпретации его результатов. Наиболее важные из этих правил следующие:
Прежде чем применять тот или иной тест, психологу необходимо познакомиться с ним и попробовать его на самом себе или на другом человеке. Это позволит в дальнейшем избежать возможных ошибок связанных с провидением тестирования и обусловленных недостаточно хорошим знанием его нюансов.
Важно заранее позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения тестовых заданий испытуемые хорошо поняли их и сопровождающую тест инструкцию. Во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно, независимо друг от друга и не оказывали друг на друга влияния.
Для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации результатов, позволяющая избежать ошибок, возникающих на этом этапе тестирования. Это, в частности, касается приемов математико-статистической обработки первичных данных, которые также должны быть строго и заранее установлены.
Прежде чем приступить к практическому тестированию, необходимо провести определенную подготовительную работу к нему. Она состоит в следующем. Вначале испытуемым представляют тест и объясняют, для чего он предназначен, с какой целью проводиться тестирование, какие данные в результате него могут быть получены и каким образом они могут быть использованы в жизни. Затем дают инструкцию и добиваются того, чтобы она была правильно понята испытуемыми. Убедившись в этом, психолог приступает к тестированию, строго следя за соблюдением инструкции и всех указанных выше условий, обеспечивающих достоверность получаемых результатов. Литература 1. Бодылев “Общая психодиагностика”. 2. Гуревич “Психологическая диагностика”. 3. Немов “Психология” книга 3. 4. Бине Альфред “Тесты”. 5. Психологический словарь.