Психодиагностика личности

Министерство образования и науки РФ
Гуманитарный университет
г. Екатеринбург

Факультетсоциальной психологии
Специальность«Социально-культурный сервис и туризм»
Форма обучениязаочная
Курс 1 (2006 г.н.)сокращенное
Ф.И.О.студента   Ичетовкина Виктория Сергеевна

Дисциплина
Психодиагностика
Контрольная работа
 
Тема: «Психодиагностика личности»
 
Преподаватель:Зотова Е.Ю.
Дата сдачи:
Результат к/р
Дата возврата

Екатеринбург2007
ОГЛАВЛЕНИЕВведение.Предмет и принципы психодиагностики  Основные методы психодиагностики  иих классификация   Понятие личности в психологииТесты как вид психодиагностики.Многофакторные личностныетест-опросники  Заключение.Список использованной литературы

Введение.
Психология наших дней – теоретическая дисциплина,изучающая человека, а так же система прикладного знания, позволябщая ипсихологу-практику, и специалисту-смежнику (педагогу, руководителю, тренеру,врачу) совершенствовать свою работу с людьми. Тема данной работы посвященапсиходиагностике – разделу психологического знания, формирующемуся на стыкефундаментальных отраслей психологии с практическими отраслями жизни.
Современнаяпсиходиагностика все шире используется в таких областях социальной практики,как:
1)   расстановка кадров, профотбор ипрофориентация;
2)   прогнозирование социальногоповедения, например: стабильности брака, законопослушности;
3)   оптимизация обучения и воспитания;
4)   консультативная ипсихотерапевтическая помощь;
5)   судебная психолого-психиатрическаяэкспертиза;
6)   прогнозирование психологическихпоследствий изменения среды.
Помимо этогопсиходиагностические методики это – один из инструментов научных исследований впсихологии личности и межличностных отношений. Таким образом, психодиагностикаслужит интересам общества в целом и интересам конкретных его членов (учащимся,пациентам, клиентам психологических консультаций).

Предмет и принципы психодиагностики
Психодиагностика — это нетолько направление в практической психологии, но и теоретическая дисциплина.
Психодиагностику впрактическом смысле можно определить, как установление психологическогодиагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельнаяличность, группа или организация.
Психодиагностика осуществляется на основе специальныхметодов, может входить составной частью в эксперимент или выступатьсамостоятельно, как метод исследования либо, как область деятельностипрактического психолога, направляясь при этом на обследование, а не наисследование.
Психодиагностикапонимается двояко:
1.        В широком смысле – сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться клюбому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, каквыявление и измерение его свойств;
2.        В узком смысле,более распространенном – измерение индивидуально – психодиагностических свойствличности.
В психодиагностическомобследовании можно выделить 3  основных этапа:
Сбор данных;
Переработка иинтерпретация данных;
Вынесение решения –психологический диагноз и прогноз.
Психодиагностика как наука определяется, как областьпсихологии, разрабатывающая методы  выявления и измерения индивидуально –психологических особенностей личности.
Как теоретическаядисциплина, психодиагностика имеет дело с переменными и постоянными величинами,характеризующими  внутренний мир человека. Психодиагностика с одной стороны,это способ проверки теоретических построений, а с другой – конкретноевоплощение теоретических построений – способ движения от абстрактной теории, отобобщения к конкретному факту.
Теоретическаяпсиходиагностика опирается на основные принципы психологии:
Принципотражения –адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективнуюрегуляцию его деятельности;
Принципразвития –ориентирует изучение условий возникновения психических явлений, тенденции ихизменения, качественные и количественные характеристики этих изменений;
Принципдиалектической связи сущности и явления – позволяет увидеть взаимное обуславливание этих философскихкатегорий на материале психической реальности при условии их нетождественности;
Принципединства сознания и деятельности – сознание и психика формируются в деятельности человека,деятельность одновременно регулируется сознанием и психикой;
Личностныйпринцип – требует отпсихолога анализа индивидуальных особенностей человека, учета его конкретнойжизненной ситуации, его онтогенеза.
Эти принципы положены в основу разработкипсиходиагностических методик – способов получения достоверных данных осодержании переменных психической реальности. Современная психодиагностикавыделилась в отдельную область научных и практических психодиагностическихзнаний.  
Основные методы психодиагностики и ихклассификация
В настоящее время созданыи практически используются множество психодиагностических методов. В начале ХХв. в психодиагностике как науке были признаны и приняты требования,предъявляемые к наиболее развитым современным наукам, напр. физике. Этотребования операционализации и верификации.
Операционализация – предполагает указания напрактические действия или операции, которые может выполнить любойисследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явлениеобладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.
Верификация – т. е. всякое новое понятие, вводимое в научный оборот ипретендующее на научность, должно пройти проверку на его непустоту, т.е. на реальность существования явления, определяемого этим понятием.
Самую общую схемуклассификации психодиагностических методов можно  представить в виде следующейсхемы:
Таблица 1Классификацияпсиходиагностических методов
/>/>/>/>/>МЕТОДЫ /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
психодиагностические   />
исследовательские   /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> На основе
наблюдений   />
Объективные психодиагност. методы  
опросные  
Эксперимент.методы   /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
прямое   />
косвенное   />
интервью   /> />
анкета   />
опросник   />
Существуют также другие  методыпсихолого-педагогического исследования, такие как, ранжирование, рейтинг, иметод графов.
 Понятие личности в психологии В широком плане личность человекаявляется интегральной целост­ностью биогенных, социогенных и психогенныхэлементов.Биологическая основа личностиохватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод,жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессысозревания и развития организма.
Понятия “человек”, ”личность”.Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающихвида  Homo sapiens
 Человек– существо общественное, и это самый главный его признак. Общественная жизнь итруд совершенствовали природу человека и подчинили его себе. Благодаря обществучеловек способен не только познавать и трудиться, но и осознавать своивнутренние процессы, действовать разумно. Самосознание является вершинойразвития  сознания человека в филогенезе (истории рода) и в антогенезе (историижизни индивида).
Человекявляется объектом изучения естественных и общественных наук. Понятие личностьуже, чем понятие человек. Личность – категория общественно-историческая.  Личность – объект исследования только общественных наук: истории, философии,этики,    эстетики, психологии, педагогики.
Личность– сознательный индивид, занимающий определённое положение в обществе и выполняющий определённую общественную роль. Роль – это социальная функцияличности: роль матери и отца – воспитание детей, роль директора школы –управление коллективом, организация процесса обучения.
Позицияличности – это система её отношений к материальным условиям жизни, к  обществу,людям, к себе, к собственным и общественным обязанностям, труду. Эти  отношенияхарактеризуют нравственный облик личности, её социальные установки.Материалистическая философия и психология рассматривают личность каксоциальную  сущность. Личность – это тот же человек, но взятый со стороны егообщественной значимости и о  бщественной деятельности.Социальное «измерение» личностиобусловливается влияни­ем культуры и структуры общностей, в которых человек былвоспи­тан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагае­мымиличности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье,школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное подвлиянием воздействия дру­гих представление о собственной особе, и отраженное«Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений другихлюдей о нас самих.В современной психологии нет единогопонимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личностьесть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная сово­купность черт,определяющих образ (стиль) мышления данного че­ловека, строй ее чувств иповедения.В основе личности лежит ееструктура — связь и взаимодейст­вие относительно устойчивых компонентов(сторон) личности: спо­собностей, темперамента, характера, волевых качеств,эмоций и мо­тивации.Способности человека определяют егоуспехи в различных ви­дах деятельности. От темперамента зависят реакциичеловека на ок­ружающий мир — других людей, обстоятельства жизни и т. п. Харак­терчеловека определяет его поступки в отношении других людей.Волевые качества характеризуют стремлениечеловека к достиже­нию поставленных целей. Эмоции и мотивация — это,соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.Личность представляет собой во многомжизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается впоследователь­ности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступ­ков.Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных си­туациях довольновариативно.В тех свойствах, которые былиприобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менееустойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятель­ствам,к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностныхориентации и т. д. в таких условиях является положительным свойством личности,показателем ее раз­вития. Типичным примером этого является изменение ценностныхориентации личности в современный период, в период перехода Рос­сии к рыночнойэкономике.Тесты как вид психодиагностики.Тест- это особый видэкспериментального исследования, представляющий собой специальное задание илисистему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычноучитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственногоразвития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальныхособенностей протекания психических процессов. Тестовое исследование отличаетсясравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложныхтехнических приспособлений, требует самого простого оснащения (часто это простобланк с текстами задач). Результат решения теста допускает количественноевыражение и тем самым открывает возможность математической обработки. Отметим ито, что в процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленныхусловий, которые так или иначе влияют на результаты, — настроение испытуемого,его самочувствие, отношение к тестированию. Неприемлемыми являются попытки спомощью тестов установить предел, потолок возможностей данного человека,прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.  Многофакторные личностныетест-опросники Существуют многофакторноеобследование личности для психически-здоровых людей. Тест-опросник 16ЛФ.История построения теста. Структура и интерпретация 16 личностных факторов.Правила проведения и подсчета тестовых баллов. Шкалы стенов. Типовые профили иих интерпретация. Национальные и специализированные популяционные нормы.Уравнения эффективности для прогноза профессиональной успешности. Возможностикомпьютеризации. Особенности русскоязычной версии 16РФ: различия англо- ирусскоязычного тезаурусов личностных черт. Четырехполюсная концепция личностнойчерты. Система ТЕЗАЛ.

Заключение.
 Итак, в психологии используют целыйряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельномслучае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычноиспользуют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих иконтролирующих друг друга. Тесты применяются на всех этапахдидактического процесса. С их помощью обеспечивается предварительный, текущий,тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости иакадемических достижений.Не все необходимые характеристикиусвоения можно получить с помощью тестирования. Такие, например, показатели,как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умениесвязанно и логически выражать свои мысли, некоторые другие характеристикизнаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит,что тестирование должно обязательно сочетаться другими формами и методамипроверки.

Список использованнойлитературы
1.  Абрамова Г.С. Практическаяпсихология. Изд. 3 Екатеринбург: “Деловая книга”,1998.
2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3:Психодиагностика.   М.: “ВЛАДОС”, 1998.
3. Рогов Е.И. настольная книгапрактического психолога:  В 2 кн.-М.: изд. ВЛАДОС, 1998.-Кн. 1
1.    Общая психодиагностика/Подред.А.А.Бодалева и В.В.Столина. — М.: Изд-во Моск.ун-та, 1987. –  304с. (Переиздание — С. – Петербург: Речь, 2000).