Московский Региональный Институт Высшего Социально- Экономического Образования Тестовые задания По предмету: « Общая психодиагностика» Преподаватель: Аржакаева Т.А. Студентка: Бричковская М.Н. группа: 3ПС-07/У Видное 2009г. Тема 1. Психодиагностика как научная дисциплина и практическая деятельность.
1.Выберите из предложенных вариантов ответа ( А, Б, В, Г), только один правильный. Психодиагностика-это: А. отрасль психологии, изучает приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека. Возникла в начале XX века. Термин предложил в 1903 немецкий психолог
Штерн, а в 1908 немецкий психолог Мюнстерберг сделал попытку оформить как науку, определив её содержание и методы. Б. буквально — наука о детях, фактически — совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических, социологических концепций развития ребёнка, не представляющая целостной теории. В. — это область пси хологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических
особенностей человека. Первые упоминания термина встречаются в совместной работе А.Бине и врача Т.Симона, выпущенной в 1905 году во Франции Г. раздел психологии, посвященный изучению роли биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализации психической деятельности. 2.Установите соответствие между терминами (1,2,3,4) и их определениями (А,
Б,В,Г): 1.Предмет психодиагностики А. а) определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, а также к условиям проведения психодиагностической работы;б) выявление и оценку психологических особенностей личности и группы. 2.Психодиагностика как практическая деятельность включает в себя: Б. составляют принципы диагностирования и заключения, методы и методики исследования, дифференциальная психометрика, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик. 3.Психодиагностическое обследование (практическое) В. это комплекс работ, направленных на формулирование концепции измеряемого свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве, это создание и испытание методики регистрации выявленных признаков. 4.Диагностическое исследование Г. это процесс применения уже готового, разработанного теста, а его результат – сведения о психических
свойствах конкретного испытуемого. Тема 2. История становления психодиагностики как науки. 1. Заполните пробелы (****) в предложениях: 1. (****)-направление в прикладной психологии, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. 2. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). Направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми Основной системой взглядов в (****) является концепция свойств нервной системы,
развитая применительно к человеку Б. М. Тепловым и В. Д. Небылицыным и берущая свое начало от работ И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. 3. (****)-показатель умственного развития, уровня имеющихся знаний и осведомлённости, получаемый на основе различных тестовых методик. Идея количественного определения уровня интеллектуального развития детей с помощью системы тестов впервые
была разработана французским психологом А. Бине (1903). 4. (****)- буквально — наука о детях, фактически — совокупность психологических, анатомо-физиологических, биологических, социологических концепций развития ребёнка, не представляющая целостной теории. В современной зарубежной науке термин не употребляется. 5. (****)-отрасль психологии, изучает приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека. Возникла в начале XX века. Термин предложил в 1903 немецкий психолог Штерн, а в 1908 немецкий психолог Мюнстерберг сделал попытку оформить как науку, определив её содержание и методы. 6. (****)-понятие в психологии, предложено А. Бине и Т. Симоном в 1908 г. За основу взят уровень интеллектуального развития человека по сравнению
с уровнем интеллекта людей такого же возраста. То есть возраст, в котором — по среднестатистическим данным — люди могут решить тестовые задания такого же уровня сложности. 2.Установите соответствие между авторами ( 1, 2, 3, 4, 5, ) и их вкладом в психодиагностику (А, Б, В, Г, Д, ) 1.Личко А.Е. А. В конце 60-х гг 20в. под его руководством началось изучение вопросов диагностики умственного развития детей. Им была выдвинута и подтверждена в лонгитюдных экспериментах
оригинальная гипотеза о наглядном моделировании как основной форме опосредствования мыслительной деятельности ребенка-дошкольника. «Диагностика умственного развития дошкольников» (1978), «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания» (1986) 2. Венгер Л.А Б. С его именем соединяют учение о 4-х темпераментах, ибо сам способ объяснения всех индивидуальных различий несколькими типами "смешения" ограниченного числа физиологических компонентов ("
соков") соответствовали его учению. "Избранные книги", М 1936; "Сочинения", т. 2—3, М 1941—1944 на русском языке. 3. Роршах Г. В. Под его руководством разработан патохарактерологи-ческий диагностический опросник, основные работы: «Психопатия и акцентуации характера у подростков», 1977; «Подростковая психиатрия», 4. Гиппократ Г. Создатель проективного теста чернильных пятен. "Психодиагностика"-1921. 5.Бине А. Д. Совместно с Т. Симоном разработал первый психометрический тест интеллекта (Бине- Симона умственного развития шкала). Тема 3. Объект психодиагностики, психологический диагноз. 1. Упорядочите перечисленные вразброс этапы (1,2,3,4,5,6,7) психодиагностического процесса:
1- построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуемым и коллегами. 2- постановка задачи исследования, выбор методик; 3- обработка и интерпретация данных 4 сбор данных об объекте на феноменологическом уровне 5- выдвижение гипотезы о причинных основаниях, обусловивших данное состояние объекта; 6- уточнение гипотезы в ходе дополнительного обследования, обобщение результатов;
7- принятие заказа (осознание проблемной, неблагополучной ситуации) 2.Установите соответствие между терминами (1,2,3,4,5) и их определениями (А,Б,В,Г,Д): 1.Проблемная ситуация А. психические расстройства, отклонения от нормы, психологические переменные индивида и группы, причины, факторы, влияющие на особенности поведения. 2.Психодиагностические ситуации Б. возникает при соотнесении условий психодиагностической задачи с
ее целью и характеризуется неполнотой эмпирических сведений, полученных при обследовании, наличием разновероятных причин, обусловивших в качестве факторов то или иное состояние индивида. 3.Предметом психодиагностического заключения являются: В. представляет собой результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории 4.Психологический диагноз Г. это не наблюдаемые непосредственно, глубинные обобщенные признаки, по которым различаются между собой диагностические категории. 5. Диагностические факторы Д. ситуации, в которых осуществляется совместная деятельность экспериментатора и обследуемого, целью которой является получение каких-либо данных о личности с помощью психологических тестов. Тема 4. Основные психодиагностические подходы. 1.
Установите соответствие между терминами (1,2,3,4,5) и их определениями (А,Б,В,Г,Д): 1.методы психодиагностики А. методы выявления измерения индивидуальных особенностей на базе процедур и техник, подтвердивших свою эффективность. 2.Метод психодиагностический Б. это конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента
испытуемых (объект обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования 3.Тест В. тесты, применяющиеся для диагностики групповых психических процессов – уровня сплоченности групп и коллективов, особенностей группового психологического климата, межличностных взаимоотношений, силы "давления" группы на ее членов и др. 4.Групповые тесты Г. фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных
и качественных индивидуально-психологических различий 5.Методика Д. – это приемы оценки индивидуальных психологических различий и определения с точки зрения нормы в конкретных жизненных ситуациях деятельности и общения состояния психологических переменных, характеризующих конкретную личность или коллектив. 2. Выберите из предложенных вариантов ответа ( А, Б, В, Г) только один правильный. Стандартизированные методы –это: А. совокупность групп заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта. Б. совокупность методик, позволяющих оценивать и анализировать непроизвольные физические или физиологические реакции организма человека. В. методы, которые отличает: а) регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и способов их предъявления, бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании,
условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов; б) стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов); в) надежность и валидность методик. Г. совокупность психодиагностических методик, в которых применяется тот или иной вид собственной творческой активности испытуемого: вербальной, образной, материальной; Тема 5. Психометрические основы психодиагностики. 1.Установите соответствие между названиями видов
валидности (1, 2, 3, 4, 5, 6) и их определениями (А, Б, В, Г, Д, Е). 1.Валидность теста конструктная А. степень соответствия теста программам обучения и образовательным стандартам. 2.Валидность теста по критерию Б. – свойство показателя, придающее ему интуитивно ощущаемую достоверность. 3.Валидность теста по содержанию В. критерий качества теста, с помощью которого можно судить об интересующем
нас аспекте психики индивида в настоящем и будущем. Для его определения необходимо сопоставить результаты тестирования с уровнем развития измеряемого признака, качества личности на практике. 4.Валидность теста прогностическая Г. Это соответствие результатов валидизируемого теста независимому критерию, отражающему состояние исследуемого тестом качества в момент проведения исследования. 5.Валидность теста диагностическая Д. критерий качества теста, используемый при предсказании характера развития измеряемого параметра в будущем. Одним из самых существенных недостатков подобных тестов является то, что они не учитывают неравномерность развития измеряемого параметра у различных людей в будущем. Данный вид валидности является особо ценным с практической точки зрения. 6.Валидность теста очевидная Е. критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо сложного
психического феномена, имеющего иерархическую структуру, измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно. 2.Заполните пробелы (****) в предложениях: 1. (****)- это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. 2. (****)-надежность теста, которая устанавливается путем проведения повторного тестирования на той
же выборке испытуемых, которая проходила первое тестирование, с последующим расчетом коэффициента корреляции между двумя показателями. 3.(****)- характеристика, получаемая с помощью (вариантов) теста, проведенных на одной и той же выборке испытуемых. Корреляция результатов обоих тестов является показателем надежности. В реальной ситуации, доказать этот тип надежности теста или провести повторное тестирование с соблюдением одинаковых условий не представляется возможным. 4.(****)- характеристика надежности психодиагностической
методики, получаемая путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов (заданий) теста. 5.(****)- это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик. 6.(****)- индивидуальный опыт обследуемого, приобретенный в ходе выполнения различных психологических тестов. Обследуемый, имеющий значительный опыт участия в психологических тестированиях, приобретает тем самым определенные преимущества перед индивидом, впервые участвующим в подобном обследовании. Ответы: Тема 1. Психодиагностика как научная дисциплина и практическая деятельность. Тест 1. В. Тест 2. 1.Б. 2.А 3.Г. 4.В. Тема 2. История становления психодиагностики как науки. Тест 1. 1. Графоло́гия 2. Дифференциальная психофизиология 3. Коэффициент интеллектуальности 4. Педология 5. Психотехника 6.
Умственный возраст Тест 2. 1.В. 2.А 3.Г. 4.Б. 5.Д. Тема 3. Объект психодиагностики, психологический диагноз. Тест 1. -7; -2; -4; -3; -5; -6; -1. Тест 2. 1.Б. 2.Д. 3.А. 4.В. 5.Г. Тема 4. Основные психодиагностические подходы. Тест 1. 1.Д. 2.А. 3.Г. 4.В. 5.Б. Тест 2. В. Тема 5.
Психометрические основы психодиагностики. Тест 1. 1.Е. 2.В. 3.А. 4.Д. 5.Г 6.Б. Тест 2. 1. Надёжность методики 2. Ретестовая надежность 3. Надежность параллельных форм 4. Надежность частей теста 5. Норма теста 6. Искушенность тестовая