СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение. Основные понятия 2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов 3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения 4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов 5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов 6. Заключение 7. Список литературы 14 1.
Введение. Основные понятия Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде¬ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни¬жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ¬ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Психофизиологическая характеристика труда- сопряженная характеристика изменения состояния психофи¬зических и физиологических систем и функций организма под влияни¬ем определенной трудовой деятельности. Работоспособность- потенциальная возможность челове¬ка выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов челове¬ка.
Различают максимальную, оптимальную и сниженную работоспособ¬ность. Утомление- временное объективное снижение работоспо¬собности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мо¬тивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физи¬ческое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и дру¬гие виды утомления. Переутомление- накопление утомления по причинам нера¬ционального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного вос¬становления. Влечет за собой снижение работоспособности и продук¬тивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстрой¬ство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.
Усталость- комплекс субъективных ощущений, сопровож¬дающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством сла¬бости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.) Рекреация- отдых, необходимый для восстановления сил ор¬ганизма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими упражнениями, спортом и в других случа¬ях.
Релаксация- состояние покоя и расслабленности, возникаю¬щее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной, вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д. Самочувствие- субъективное ощущение внутреннего со¬стояния физиологического и психологического комфорта
или дискомфор¬та. 2. Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс в условиях объективно существую¬щих противоречий, к которым относятся: – противоречия между большим объемом учебной и научной ин¬ формации, и, дефицитом времени на ее освоение; – между объективно текущим постепенным, многолетним процес¬сом становления социальной зрелости будущего специалиста и желанием как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя; – между стремлением к самостоятельности в отборе знаний с уче¬том личных Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом состоянии студентов.
Учет и понимание студентами такого рода противоречий необхо¬димы для нормального протекания их учебной деятельности. Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и дру¬гие вопросы. Студенческий возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного развития психофизиологических
и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, обществен¬но-политической деятельности. Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые сказываются порой весьма существенно
на учебе и психоэмоциональном состоянии студентов. К ним относится целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в со¬вокупности дающие отрицательный эффект, который можно назвать не¬приспособленностью студентов к обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительными становятся следующие: – резко отличающиеся от школьных методы и организация обу¬чения, требующие значительного повышения самостоятельности в овладе¬нии учебным материалом; – отсутствие хорошо налаженных межличностных отношений, а стало быть, и группового контакта, что характерно для всякого формирующегося коллектива; – ломка старого, сложившегося за годы учебы в школе или на про¬изводстве жизненного стереотипа и формирование нового, "вузовского"; – сопутствующие поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета, планирование
и организация своего учебного и свободного времени и др.) Особенно в затруднительном положении оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу включаться в на¬пряженную работу, требующую применения всех сил и способностей, с другой само по себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в но¬вую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным
напряже¬нием, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой ак¬тивности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудно¬стями процесса адаптации. Для становления личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально-психологическая и дидактическая адаптация. Рассмотрим подробнее эти условно выделенные виды адаптации. Профессиональная адаптация означает идентификацию (отождест¬вление) себя с избранной профессией, с
социальной ролью, которую пред¬стоит выполнять после окончания вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии и активно положительным отношением к избранной специальности. Первостепенное значение в этой адаптации имеет формирование профессиональной направленности личности. По окончании процесса профессиональной адаптации студент должен полу¬чить целостное представление о той деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориенти¬ровочная основа его деятельности. Социально-психологическая адаптация означает интеграцию лич¬ности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет из¬менение направленности потребностей. На процесс внутренней переориентации личности оказывают влияние факторы межличностных отношений, в процессе которых скла¬дываются установки, удовлетворяющие личностный статус
студента, фор¬мирующие уровень его притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент активно включается в деятельность коллектива учеб¬ной группы. Дидактическая адаптация предполагает повышение уровня психи¬ческой и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения. Низкий уровень этой готовности при поступлении в вуз приво¬дит к психической усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д. Высшая школа требует нового типа учебного поведения, более
сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают дан¬ные опроса студентов – первокурсников, характеризующие основные при¬чины, вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обуче¬ния. Среди причин отмечены: необходимость организовывать самостоя¬тельную работу – 31% опрошенных студентов; изменение системы кон¬троля за успеваемостью – 23,8%; изменение опросной системы – 16,4%; необходимость конспектировать лекции –
7,6%; сложность лабораторных и практических занятий – 6,9% (Виленский М.Я 1993 г.). На психофизическом состоянии студентов отражаются также объ¬ективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний, способность адаптироваться к но¬вым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и др.), работоспособность, утомляемость и т.п. Серьезным испытанием организма является информационная пе¬регрузка студентов, возникающая при изучении многочисленных учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем которых все время возрастает. Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный период – один из вариантов
стрессовой ситуа¬ции, протекающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующейся повышенной ответственностью с элементами неоп¬ределенности. Отрицательное воздействие на организм усиливается при суммар¬ном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одно¬временно и принимают хронический характер. 3. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний сердеч¬но-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди сту¬дентов является следствием все увеличивающейся интенсификации умст¬венного труда и нервно-эмоциональных перегрузок. К факторам риска, способствующим появлению сердечно¬сосудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также соци¬альные перемены, жизненные трудности, непонимание близкими людьми, нетерпение,
постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, сме¬на работы и профессии и т.п. Особенно остро интенсивная умственная работа отражается на со¬стоянии ЦНС и на протекании психических процессов. Большая нагруз¬ка на ЦНС и на ее высший отдел – кору головного мозга проявляется пре¬имущественно в таких психических процессах, как внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей мас¬сы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг дол¬жен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельно¬сти студентов, снижают эффективность кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении сидя
за столом, нервно-психическое напряжение, отрица¬тельные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высо¬кая ответственность за результаты усвоения знаний и др. Длительная напряженная умственная работа снижает также воз¬можности организма к ее качественному продолжению, наступает утомле¬ние, как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состоя¬ние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и явля¬ется
субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонима¬нии значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чув¬ство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в од¬ном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффек¬тивности в другом виде. Так, например, устав производить вычислитель ные операции, можно успешно заниматься чтением.
Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом. Утомление снимается своевре¬менным эффективным отдыхом, особенно связанным с ДА. Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (табл.3.1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам – только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной рабо¬тоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное по¬следствие. При систематическом перенапряжении нервной системы воз¬никает переутомление, для которого характерны чувство усталости до на¬чала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражи¬тельность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.
Таблица3. 1 Внешние признаки утомления в процессе умственного труда студентов (по С.А.Косилову) Объект наблюдения Уто мление Незначительное Значительное Резкое Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное; реак¬ции на новые раз¬дражители (словес¬ные указания) от¬сутствуют Поза Непостоянная, потя¬гивания ног и вы¬прямление тулови¬ща
Частая смена поз, пово¬роты головы в разные стороны, облокачива-ние, поддержание голо¬вы руками Стремление поло¬жить голову на стол, вытянуться, отки¬нуться на спинку стула Движения Точные Неуверенные, замед¬ленные Суетливые движе¬ния рук и пальцев (ухудшение почер¬ка) Интерес к новому материалу Живой интерес, задавание вопросов Слабый интерес, отсут¬ствие вопросов Полное отсутствие интереса, апатия
Объективными признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлек¬сов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потли вость, выраженный дермографизм, снижение сопротивляемости орга¬низма инфекциям, заболеваниям и т.п. Оценка степеней переутомления представлена в табл. 3.2. Таблица 3.2 Краткая характеристика степеней переутомления (по
К.К.Платонову) Симптом Степень переутомления 1-начинаю- II- легкое III- IV- тяжелое шееся выраженное Снижение рабо- Малое Заметное Выраженное Резкое тоспособности Появление ранее При усиленной При обычной При облегчен- Без видимой на- отсутствовавшей нагрузке нагрузке ной нагрузке грузки усталости при умственной на- грузке Компенсация Не требуется Полностью Не полностью Незначительно понижения рабо- тоспособности волевым путем Эмоциональные Временное Временами Раздражитель- Угнетение, резкая сдвиги снижение инте- неустойчивость ность раздражитель- реса к работе настроения ность Расстройства сна Трудно засы- Труднее засы- Сонливость Бессонница пать и просы- пать, просы- днем паться паться
Снижение умст- Нет Трудно сосре- Временами Заметное ослаб- венной работо- доточиться забывчивость ление внимания и способности памяти Вегетативные Временами Часто тяжесть в Временами Частые головные сдвиги тяжесть в голо- голове головные боли, боли, потеря ап- ве снижение аппе- петита тита Профилактиче- Упорядочение Отдых, физиче- Организован- Лечение ские мероприя- отдыха, физиче- ская культура ный отдых, тия ская
культура, предоставление культурные отпуска развлечения Таким образом, умственная деятельность, связанная с психиче¬скими напряжениями, предъявляет высокие требования к организму и при определенных неблагоприятных условиях может быть причиной серьезных заболеваний. 4. Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов Работоспособность определяется как способность человека к вы¬полнению конкретной умственной деятельности
в рамках заданных вре¬менных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция – психо¬логический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мыш¬ления и др.; физиологические – состояние сердечно-сосудистой, дыха¬тельной, мышечной, эндокринной и других систем; физические – уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работо¬способность зависит от возможностей человека, адекватных уровню моти¬вации и поставленной цели. В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании. Работоспособность в учебной деятельности в определенной сте¬пени зависит от свойств личности, типологической
особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняе¬мой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного кон¬кретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА. 4.1. Влияние на работоспособность студентов периодично¬сти ритмических процессов в организме Исследованиями установлено, что суточная динамика работоспо¬собности человека во многом определяется
периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных – внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, измене¬ния кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечи¬вается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических
функций. Есть студенты с устойчивой стереотипностью и последовательно¬стью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и сту¬денты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жа¬воронки") и вечерние ("совы") типы. Студенты – "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадост¬ны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза. Студенты – "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, Они поздно ложатся спать, чаще всего не высыпаются, нередко опазды¬вают на занятия; в первую половину
дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза. Очевидно, период спада работоспособности у обоих типов сту¬дентов целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразное 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным раз¬делам программ. Аритмики занимают промежуточное положение между рассмот¬ренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа. 4.2. Общие закономерности изменения работоспособно¬сти студентов
в процессе обучения Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в те¬чение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года. Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сра¬зу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает опти¬мального уровня.
Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями. Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет про¬должительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется. Третий период – период полной компенсации, характеризуется по¬явлением начальных признаков утомления, которые компенсируются воле¬вым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарас¬тает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также коле¬бания продуктивности учебной деятельности. В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспо¬собности, которое перед окончанием работы может смениться кратковре¬менным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конеч¬ный порыв). При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, про¬исходит резкое уменьшение ее продуктивности
в результате снижения ра¬ботоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) – вре¬менно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повы¬шенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров). Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает са¬моподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при само¬подготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий (рис.9.4).
Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.). Учебная неделя. Динамика умственной работоспособно¬сти в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода враба-тывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда – четверг) и
снижением в последние дни недели. В неко¬торых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва" (рис.9.5). Типичная кривая работоспособности может изменяться при на¬личии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполне¬ние контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача заче¬та и т.п. Учебный семестр и учебный год.В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работо¬способности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) на¬ступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижать ся. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливает¬ся.
В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к ис¬ходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности. Начало второго полугодия также сопровождается периодом враба-тывания, продолжительность которого сокращается по сравнению с пер¬вым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособно¬сти со второй половины февраля до начала апреля характеризуются
устой¬чивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособно¬сти, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления. 5. Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и
функционального состояния студентов Среди мероприятий направленных на повышение умственной ра¬ботоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмо¬ционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие: – систематическое изучение учебных предметов студентами в се¬ местре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов; – ритмичную и системную организацию умственного труда; – постоянное поддержание эмоции интереса; – совершенствование межличностных отношений студентов между собой и преподавателями вуза, воспитание чувств; – организацию рационального режима труда, питания, сна и отды¬ ха; – отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркоти¬ ков, курения и токсикомании; – ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организ¬ ма в состоянии оптимальной физической тренированности; – обучение студентов методам самоконтроля за состоянием орга¬ низма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной кор¬ ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики.
5.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигатель¬ной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха свя¬зано с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие. Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умст¬венной деятельности,
где подобранные соответствующим образом физиче¬ские нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной рабо¬тоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные заня¬тия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мы¬шечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует
сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время актив¬ного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстано¬вительных процессов. 5.2. "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов относятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов с использованием физиче¬ских упражнений (физкультминуты). Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной формой для ускоренного включе¬ния студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаля¬ет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую,
нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеваритель¬ных органов, способствует более продуктивной деятельности коры голов¬ного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами эффектив¬ное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма. Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов на¬чинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособность восстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее сниже¬ние. С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомен¬дуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин после каж¬дых 2-х часов самоподготовки,
т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хо¬рошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших уча¬стие в обеспечении учебно-трудовой деятельности. Исследования показывают, что эффективность влияния физкуль¬турной паузы проявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном – на 2,5-6%. Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физи¬ческих упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умст¬венном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов воз¬никают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относи¬тельно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным
характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий. В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные ди¬намическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц – антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей конечностей
и туловища (рис.5.1). При продолжительной напряженной умственной работе реко¬мендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упраж¬нения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, напри¬мер, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием. Рис.5.1.Комплекс позотонических упражнений. Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.
5.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физиче¬ским совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое ис¬пользование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активно¬сти и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физи¬ческого воспитания является одной из ведущих в социальном отношении. В цикле исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спор¬том в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается сни¬жение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на
протя¬жении всего учебного года. Динамика работоспособности в течение рабочего дня характери¬зуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в ре¬зультате наступившего утомления. Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного
труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный. Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наи¬больший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положи¬тельное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последую¬щих 2-3
дней, после чего оно постепенно затухает. Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в не¬посредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно по¬вышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уро¬вень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности. Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов: 1-й вариант – занятия проводятся раз в неделю после сдачи экза¬менов. Продолжительность – 90 мин. Содержание – плавание, спортивные игры, легкоатлетические и общеразвивающие
упражнения умеренной ин¬тенсивности; 2-й вариант – два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой: упражнения на внимание – 5 мин общеразвивающие – 10 мин подвижные и спортивные игры – 25 мин дыхательные упражнения -5 мин.; 3-й вариант – два занятия в неделю по 45 мин. по возможности по¬сле экзамена. Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются са¬мими студентами. Занятия дополняются ежедневной
УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда – физкультурной паузой до 5-10 мин.; 4-й вариант – ежедневные занятия по 60-70 мин. умеренной интен¬сивности, в содержание которых включаются плавание, минифутбол, спо¬койный бег, общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена про¬должительность занятий увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;
5-й вариант – отличается комплексной организацией ЗОЖ студен¬тов в экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую рег ламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 »<асов в день. Физическая активность определяется выполнени¬ем 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий – во второй. По желанию студентов вторая про¬гулка может заменяться играми с мячом. Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера. При проведении исследований наблюдались три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической
активности; у 2-й группы была нор¬мализована физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ жизни. Полученные во время весенней сессии данные об изменении умственной работоспособности при¬ведены в табл. 9.3. Из таблицы видно, что градиент снижения работоспособности под влиянием экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельст¬вует о том, что только при комплексно упорядоченном образе жизни
нор¬мализуется процесс восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же ДА оптимально организована, но не связана с общей структурой жизнедеятельности, полноценное оздоровление условий жизни студентов в период экзаменов не обеспечивается. При проведении учебно-тренировочных занятий в период экза¬менов следует снижать их интенсивность до 60-70% от обычного уровня. Таблица 5.1 Изменение умственной работоспособности студентов за экза¬менационный
период, к исходному уровню, принятому за 100% Период обследования Группы 1-я 2-я 3-я Сразу после третьего экзамена 23,1 31,4 46,7 На следующий день 80,3 82,2 99,8 Сразу после завершения всей сессии (четырех экзаменов) 64,5 78,9 89,4 Через неделю после сессии 82,3 89,3 100,5 Нецелесообразно изучать технику новых упражнений и пытаться совершенствовать ее. Направленность этих занятий можно характеризо¬вать как профилактическую, а для занимающихся спортом – как поддержи¬вающую уровень тренированности. 6. Заключение Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде¬ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни¬жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ¬ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма
из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использо¬вании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физи¬ческой культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высо¬кой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, явля¬ются:
длительное сохранение работоспособности в учебном труде; уско¬ренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбиваю¬щим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы. 7.Список литературы 1. Здоровье человека и профилактика заболеваний.
Учебное пособие. / Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998. 2. Валеология: формирование и укрепление здоровья. Учебное пособие. / Под ред. В.П.Зайцева. /Белгородская ГТАСМ, 1998. 3. Социально-биологические основы физической культуры. Учебное пособие. /Под ред. ЯН.Гулько./МГСУ, 1996. 4. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания. Учебное пособие. / Под редакцией Т.Г.Савкива. МГСУ, 1995. 5. Основы спортивной тренировки и методы контроля за состоянием организма студентов в вузе. Учебное пособие. / Под ред. Т.Г.Савкива. МГСУ, J997. 6. Основы здорового образа жизни. Учебное пособие. / Под ред.
Л.М.Крыловой. МГСУ, 1997. 7. Врачебный контроль за физическим развитием, подготовленностью и функциональным состоянием организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом в вузе. Учебное пособие. / Под ред Т.Г.Савкива. МГСУ, 1995. 8. Методические подходы к проведению занятий со студентами по лечебной физкультуре в специальных медицинских группах. Учебное пособие. / Под ред М.М.Щепотова, В.
В.Садовского, М.В.Вдовина. Пензенская ГАСА, 1999. 9. Физическая культура в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Под ред В.В.Садовского, В.З.Суровицкого. Пензенская ГАСА, 1999. 10. Физическая культура. Учебное пособие/Под ред. В.А. Коваленко. – М.: АСВ, 2000