Психофизиологическое
состояние учеников пятых классов,
обучающихся по гимназической и общеобразовательной программе в динамике учебного
года.
Фуксина Т.Н., Новоселова Е.И.
В последние годы наблюдается тенденция снижения здоровья
детей, занимающихся в школе с дифференцированным обучением (Александрова и др.,
1994) , что усугубляется на фоне гиподинамии, значительного нервно-эмоционального
напряжения и неблагоприятной экологической обстановки, которая в первую очередь
влияет на психофизиологические характеристики (Медведев и др.,1998). Сердечно-сосудистая
система является наиболее реактивной системой организма, реагирующей на небла- гоприятные
воздействия. Она обеспечивает приспособление к различным условиям и находится в
тесной взаимосвязи с психологическими показателями (Блинова и др., 1994): возбудимость,
доминантность, беспечность, самоконтроль, напряженность, которые в свою очередь
влияют на адаптационные реакции (Березин, 1988). Важным фактором, изменяющим функциональное
состояние организма школьников, с которым сталкиваются ученики при переходе из младшей
школы в среднюю, являются новые формы обучения. Поэтому, целью наших исследований
явилось сравнительное изучение функционального состояния организма и личностных
особенностей пятиклассников гимназического и общеобразовательного классов в динамике
учебного года. Было обследовано 50 “условно здоровых” учеников 10-12 лет
школы-гимназии № 61 г Уфы. Регистрировались одномоментно артериальное давление
(в мм. рт. ст.): систолическое (САД) и диастолическое (ДАД), частота сердечных сокращений
(ЧСС, уд/мин), измерялись рост (см) и вес (кг). Рассчитывались: минутный объем крови
(МОК, мл), индекс напряженности миокарда (ИНМ), коэффициент экономичности и адаптационный
потенциал системы кровообращения (КЭК и АП) (Антропова, 2000), коэффициент выносливости
(КВ), вегетативный индекс Кердо (ВИК). Личностные особенности оценивались по тесту
Кеттела (Рогов Е. И., 1999). Обследование показало, что у учеников гимназического
класса, выявлены, по сравнению со школьниками, обучающимися по обычной программе,
достоверно более высокие показатели САД, ДАД, ИНМ, АП, ВИК в течение всего года
(табл. 1). Максимальные значения артериального давления, АП, ИНМ, КЭК, ЧСС, ВИК
в обоих классах зафиксированы в феврале и обнаружена тенденция к повышению их в
течение учебного года. Аналогичные данные по этим же показателям были получены для
детей 10-12 лет М.В. Антроповой (2000) и А.А. Айдаралиевым с сотр. (1988), и, по
их мнению это является показателем роста нервно-психического напряжения, может характеризовать
наступление состояния утомления и более напряженную работу сердечно-сосудистой системы
школьников в середине учебного года. ЧСС меняется раньше, чем наступает процесс
утомления и является информативным показателем в анализе состояния организма (Агаджанян
Н.А., 1997). В наших исследованиях в динамике учебного года она достоверно повышается
к февралю, а к маю достоверно понижается. Стойкое повышение ДАД, наблюдаемое нами
при обследовании в течение всего года, свидетельствует о большей гиподинамии и вызывает
наклонность к системному спазму мелких сосудов (Калюжная, 1973). Достоверное понижение
значений МОК к концу года можно рассматривать как проявление принципа экономичности
системы кровообращения (Тимощук Г. И и др., 1995). Функциональная проба выявляет
резервные возможности организма, вызывая сдвиг в артериальном давлении, и характер
сдвига является информативным показателем в оценке состояния сердечно-сосудистой
системы. Максимальное время восстановления ЧСС, артериального давления в обеих группах
было зафиксировано в начале учебного года, что характеризует напряженное состояние
организма в период вхождения в учебный процесс. Об этом так же свидетельствует наибольший
% УП в сентябре месяце (табл. 1).
Расчет ВИК показал выраженную активацию симпатического
отдела ВНС в течение учебного. Наибольший уровень симпатикотониии выявлен в феврале.
Достоверных различий в показателях деятельности центральной гемодинамики между мальчиками
и девочками одного класса обнаружено не было. Преобладающими чертами личности у
пятиклассников являются добросовестность, открытость, ответственность, дружелюбие,
высокие мыслительные способности (рис. 1).
Психологическое обследование, проведенное со школьниками
показало, что в общеобразовательном классе ребята более жизнерадостны, ответственны,
ранимы, менее эмоционально устойчивы. К концу года у них повышается возбудимость,
импульсивность и напряженность, доминантность достигает максимума в феврале и к
концу года снижается. В гимназическом классе в течение года наблюдается снижение
мягкосердечности и рост импульсивности. Наивысший уровень невротизации у учеников
обоих классов отмечается в феврале. Выявлены достоверные взаимосвязи (при р
0,05) между уровнем невротизации в пределах нормы и ВИК (r = 0,5) в сентябре, КВ
(r = -0,6), КЭК(r = -0,6), АП (r = -0,5) в мае; интеллекта с САД (r = 0,6), ЧСС
(r = -0,5), КВ (r = 0,7), КЭК (r = -0,6) в мае; мягкосердечности с САД (r =
-0,5), ИНМ (r = -0,5), КЭК(r = -0,6) в сентябре и МОК (r = 0,7) в мае; силы Я с
ДАД (r = -0,5) и ВИК (r = 0,5) в феврале. В начале и середине учебного года корреляционных
взаимосвязей выявлено меньше, чем в конце. Таким образом в динамике учебного года
наблюдается рост напряжения функционального состояния сердечно-сосудистой системы
в обеих группах с максимальными показателями в феврале. Организм детей, обучающихся
в гимназическом классе функционирует напряженнее. Выявлены различия в личностных
характеристиках между учащимися гимназического и общеобразовательного классов. В
обеих группах выявлена зависимость большего количества показателей состояния сердечно-сосудистой
системы от личностных особенностей к концу учебного года.
Список литературы
1. Айдаралиев А. А., Баевский Р. М., Барсеньева А. П. И
др. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе, 1988, с. 11.
2. Агаджанян Н. А., Руженкова Ю И., Старшинов В.П., Ермакова
Н В., Куцов Г.М., Радыш И.В. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского
организма..//Физиология человека, 1997, т. 23, № 1,с. 93-97.).
3. Александрова Л.А., Кругликова О.С., Симзяева Е.Н. Особенности
физического развития и сердечно-сосудистой системы школьниц и студенток с отклонениями
в состоянии здоровья. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции
с участием зарубежных ученых. 8-9 июня 2000г., г Бирск, С.72-75
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация
человека. – Л.: Наука. 1988. – 270.
5. Блинова Н.Г., Мирзаханова Р.М., Жуков Ю.В., Тарасова
О.Л., Ботин С.В., Шабашева С. Индивидуальные функциональные особенности детей младшего
школьного возраста в зависимости от гармоничности их физического развития. // Физиология
человека. 1994. Т.20. №5. С.46-50.
6. Калюжная Р. А. Физиология и патология сердечнососудистой
системы детей и подростков М., 1973. 325с
7. Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических
механизмов в процессе адаптации. // Физиология человека. 1998. Т. 24. №4. С.
7-13.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога:
Учебное пособие: в двух кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
Кн. 1. С.26.
9. Тимощук Г. И., Мальцева Л. Н., Короткевич В. Н. Количественный
подход к оценке психофизиологического состояния здоровья учащихся гимназии. // Физиология
человека. Т. 21. № 1. 1995. С. 110-114.
Для подготовки данной работы были использованы материалы
с сайта http://www.bashedu.ru