Психокоррекционная программа на развитие внимания для старшего дошкольного возраста

Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Орловскийгосударственный университет»
Факультетпедагогики и психологии
Кафедрапсихолого-педагогической технологии
Психокоррекционнаяпрограмма
на развитиевнимания
длястаршего дошкольного возраста.
«Юныепутешественники»
Подготовила
студентка 4 курса 43группы
Борюк Я.Ю.
Орел 2009

Содержание:
 
Пояснительная записка
1.        Занятие № 1 «Вгостях у мышки»
2.        Занятие № 2 «Вгостях у белки»
3.        Занятие № 3 «Вгостях у птички»
4.        Занятие № 4 «Вгостях у собачки»
5.        Занятие № 5 «Вгостях у муравьёв»
6.        Занятие № 6 «Вгостях у пчёлки»
7.        Занятие № 7 «Вгостях у мишки»
8.        Занятие № 8 «Вгостях у курочки»
9.        Занятие № 9 «Вгостях у кошки»
10.     Занятие № 10 «Встречаеммишку»
Список используемой литературы

Пояснительнаязаписка
 
Цель коррекционнойпрограммы: развитиевнимания ребёнка старшего дошкольного возраста.
Задачи коррекционнойпрограммы:
1.        Развиватьобъём, устойчивость, переключаемость и распределяемость внимания.
2.        Формироватьконцентрацию внимания.
3.        Воспитыватьсамоконтроль у ребёнка.
Форма организации: групповая (не более 10 человек),смешанная. Используется групповая и смешанная формы проведения занятий, так какименно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущейдеятельностью данного возрастного этапа.
Продолжительность: время проведения – 25 минут, 2 раза внеделю. Это обусловлено тем, что для детей старшего дошкольного возраста такаяпродолжительность занятий является оптимальной, не вызывает переутомления.
Этапы проведениякоррекционной работы:
1.        Ориентировочныйэтап – даётвозможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждымребёнком в ней.
2.        Коррекционныйэтап –непосредственно коррекционная работа, в данном случае – развитие и коррекцияосновных свойств внимания. Используются специально подобранные игры иупражнения.
3.        Итоговыйэтап – закрепление, подведениеитогов проведённой работы.
Данная психокоррекционнаяпрограмма основана на следующих принципах:
1.        Принципсистемности коррекционных, развивающих и профилактических задач. Данная программа составлена с учётомсистемы задач трёх уровней:
·          Коррекционныезадачи направлены на устранение трудностей в развитии внимания, его основныхсвойств. В данном случае работа направлена на формирование концентрациивнимания ребёнка, которая, по результатам диагностики, у ребёнка слабо развита.
·          Развивающиезадачи направлены на развитие свойств внимания и навыков его эффективногоиспользования в основных видах деятельности ребёнка. Данная программанаправлена на развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемостивнимания, а также на их успешное применение на игровых занятиях и в другойдеятельности дошкольника.
·          Профилактическиезадачи направлены на предупреждение отклонений в формировании различных свойстввнимания: объём, устойчивость, концентрацию, переключаемость и распределяемостьвнимания; а также на профилактику и предупреждение возможных трудностей вдеятельности ребёнка (игровой, предметной, учебной и т.д.) С этой целью следуетвоспитывать самоконтроль у ребёнка, что бы после проведения коррекционнойпрограммы ребёнок, контролируя своё внимание, смог избежать трудностей.
2.        Принципединства коррекции и диагностики. Прежде чем составить коррекционную программу, была проведена психологическаядиагностика ребёнка. На основе диагностики было выявлено недостаточное развитиевнимания у дошкольника, что учитывалось при составлении программы. Также вработу включены игры с диагностическим характером для определения динамикиразвития внимания у ребёнка. По окончании работы вновь проводитсяпсихологическая диагностика с целью определения эффективности проведённойработы с ребёнком и для составления дальнейших рекомендаций.
3.        Принципприоритетности коррекции каузального типа. В соответствии с этим принципом приоритетной цельюпроведения коррекции является устранение причин трудностей и отклонений вразвитии ребёнка. В данном случае причинами нарушения внимания являетсяповышенная двигательная активность ребёнка, отвлекаемость, невозможность долгосидеть на одном месте. Данная коррекционная программа построена таким образом,чтобы устранить эти причины: использование интересного наглядного материала,чередование дидактических и подвижных игр, проведение физкультминуток иупражнений на релаксацию.
4.        Деятельностныйпринцип коррекции. Вданной программе учитывается ведущая деятельность дошкольника – игра. Такимобразом, в программе подобраны игры и игровые упражнения на развитие вниманияребёнка.
5.        Принципучёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей клиента. Данная программа учитывает возрастныеособенности старшего дошкольного возраста. В этом возрасте отмечаетсязначительный рост концентрации и устойчивости внимания, расширяется объёмвнимания. Развитие произвольного внимания является одним из важнейшихдальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребёнка волевыхкачеств. Также в работе учитываются индивидуальные особенности ребёнка,выявленные в ходе диагностики его познавательной и личностной сферы.
6.        Принципкомплексности методов психологического воздействия. В данной психокоррекционной программеиспользуются различные методы психологического воздействия: дидактические игры,подвижные игры, рисуночная терапия, физкультминутки, упражнения на релаксацию
7.        Принципактивного привлечения ближайшего социального окружения к участию вкоррекционной программе. Для эффективности психокоррекционного воздействия необходимо привлекатьк работе близких ребёнка, педагогов и т.д. С этой целью в программепредставлены домашние задания на развитие внимания, которые ребёнок выполняетдома с родственниками. (После занятий №4, №8, №9).