Психологическая служба в школе

МИНЕСТЕРСТВООБАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОУ Волжскийинститут экономики педагогики и права
Факультетзаочного обучения
Кафедрапсихологии и педагогики
Психологическаяслужба в образовании
Психологическаяслужба в школе.
Контрольнаяработа
                                                                             Выполнила студентка группы
                                                                              3зУПП-2:Головлёва А.Г.
                                                                             Проверила: Шматкова Л.В.

Волжский2007г.

 Содержание:
1. Цели, содержание, принципыорганизации деятельностипсихологической службы школы.
2. Стратегии психологической работы в школе
2.1Соотношение психологической коррекции и проектирования

1.  Цели, содержание, принципыорганизации деятельности психологической службы школы.
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБАШКОЛЫ —специализированное подразделение в системе народного образования, основнойзадачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценномупсихическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешаетсвоевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся иведет к необходимости психолого-педагогической коррекции. Деятельностьпедагогической службы школы осуществляется практическим психологом, работающимв учебно-воспитательном учреждении (детский сад, школа, ПТУ, детский дом,школа-интернат) или в психологическом кабинете при отделе народногообразования, оказывающем консультативную помощь всем учебно-воспитательнымучреждениям региона. Основные направления деятельности. педагогической службышколы — психопрофилактика, психодиагностика, развитие и психокоррекция,психологическое консультирование. Психодиагностика направлена на углубленноепсихолого-педагогическое изучение школьника на протяжении дошкольного ишкольного детства, выявление индивидуальных особенностей, определение причиннарушений в учении и поведении. Психопрофилактика направлена на формирование упедагогов и родителей потребности в получении и использовании психологическихзнаний о психическом развитии детей на каждом возрастном этапе с цельюсвоевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности иинтеллекта. Задачи развивающих и психокоррекционных направлений определяютсяориентацией психологической службы на обеспечение соответствия развития ребенкавозрастным нормативам, помощь педагогическим коллективам в индивидуализацииобучения и воспитания детей, развитии их способностей, становлении личности.Консультативная работа состоит в оказании помощи педагогам, родителям, детям поширокому кругу личностных, профессиональных и других конкретных жизненныхпроблем.
Цель   психологической  службы  –  обеспечение  психологических  условий, способствующих максимальному психическому иличностному развитию каждого школьника.
Содержание:
1. Психологическое просвещение — приобщение педагогов и родителей кпсихологическим знаниям.
2. Психопрофилактика — психолог должен проводить постоянную работупо предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностномразвитии.
3. Психоконсультирование — помощь в решении тех проблем, с которымиприходят учителя, учащиеся и родители.
4. Психодиагностика — проникновение во внутренний мир школьника.Результаты обследования дают информацию по необходимости коррекции или развитииученика, об эффективности профилактической или консультационной работы.
5. Психокоррекция — устранение отклонений.
Основная идея психологической службы — идея сопровождения,которое должно быть направлено на создание психологических условий дляуспешного обучения и психологического развития.
Главный принцип организации психологической службы — системность, т.е. психолог должен реализовывать все 5 функции и делать этосистематически (составить рабочий план)
2. Стратегии психологической работы в школе
В самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначитькак психологическое обеспечение педагогической деятельности. Как, каким образомтакое обеспечение может строиться? Мы предлагаем выделить две стратегии, дваосновных направления психологической деятельности в школе. Их можно обозначитькак психологическое консультирование и проектирование (или«конструирование»).
Проектирование деятельности.
Этот вид профессиональной деятельности психолога представляетсобой сложное взаимодействие с представителями других специальностей (в нашемслучае, это в первую очередь педагоги) по прогнозированию будущей ситуации изакладыванию в нее таких психологических условий, которые бы обеспечивалиоптимальное протекание определенной социальной деятельности.
Консультирование.
Под консультированием же мы понимаем решение коррекционныхзадач (в самом широком смысле) уже сложившейся ситуации, т.е., иными словами,психолог должен помочь клиенту (отдельному человеку, группе, организации)адаптироваться к уже существующим условиям.
Можно сказать, что если при консультировании цель психолога —максимальное проникновение в особенности конкретного случая и поискпсихологических механизмов его коррекции, то при проектировочной деятельностиего задачей становится выявление психологического содержания определенного видаситуаций. Для полноценной проектировочной деятельности необходимовзаимодействие психолога с другими специалистами, только совместно с педагогамивозможно провести содержательный анализ педагогической деятельности, вычленитьее психологические составляющие. Можно также говорить о необходимостисотрудничества с социологами, например, для выявления тех социальных тенденций,которые определяют развитие всей системы образования в обществе, или дляпрогнозирования направления изменений в межпоколенных отношениях, которые,конечно, являются важным фактором сферы воспитания.

Проектировочная деятельность.
Выделив такой вид активности психолога в школе, какпроектировочная деятельность, остановимся на ее содержании. Первый аспект этойработы представляет собой психологическое обеспечение организационных решенийвсей системы образования и отдельных ее элементов. Возрастные границы началаобучения в школе, проблема дифференциации обучения, влияние всеобщности иобязательности обучения на его качество, связь выбора учебного заведения иместа жительства, — все эти вопросы требуют комплексного решения с учетом в томчисле и психологических аспектов. Причем привычное для психологов внутринаучноеделение на «разные психологии» в практической деятельности непроходит. Так, в жизни современной школы тесно переплетены проблемы, которые мымогли бы отнести к психологии педагогической, возрастной, медицинской и,конечно, социальной. Разделить их в реальной деятельности довольно трудно ивряд ли необходимо. Однако при попытке профессиональной рефлексии, которой мысейчас занимаемся, такое деление необходимо. Поэтому в дальнейшем мы,естественно, большее внимание будем уделять социально-психологическойпроблематике, которая, с одной стороны, в достаточном объеме представлена вработе школьного психолога, а с другой — является составляющей многих сложныхкомплексных задач.
Ключом к решению многих проблем этого направлениядеятельности психолога в системе образования выступает анализ функционированияшколы как института социализации. Одним из аспектов этого анализа будетсостояние нынешнего общества и такая его характеристика как нестабильность.Другим аспектом является анализ организации жизни школы.

2.1 Соотношение психологической коррекции и проектирования
Успешная проектировочная работа психолога в школе создаетусловия для оптимального решения педагогических задач. Мы посвятили анализуданной стратегии психологической работы большую часть главы. Это вызвано двумяпричинами. Первое, это относительно новый взгляд на практическую психологическуюработу и он не слишком широко представлен в литературе. Второе направление —психологическое консультирование, — наоборот, пользуется очень широкойпопулярностью и существует большое число работ как обобщающего характера, так ипосвященных конкретным методом коррекции.
Все же скажем несколько слов о коррекционной стратегии ипрежде всего отметим некоторые важные особенности проведения психологическогоконсультирования в школе. Школьный психолог часто выступает связующим звеноммежду клиентом (ученик, учитель, иногда родители) и психологом, специалистомболее узкого профиля. Это требует от него ориентации в широком кругепсихологических проблем и диагностических навыков. Своеобразна ситуация с такимпостулатом коррекционной работы, как проведение ее лишь при непосредственномобращении человека к консультанту. Особенностью работы школьной психологическойслужбы является некоторая «смещенность» роли клиента. Часто первымсобеседником психолога бывает учитель (или родитель), который просит помощи вработе с каким-либо учеником. Таким образом, психолог получает как бы двух«клиентов»: реального — учителя и потенциального — ребенка. Этотребует дополнительной работы как с обратившимся за помощью, так и с тем, накого, возможно, должна быть направлена психологическая коррекция.
Еще одна особенность деятельности школьного психолога состоитв том, что он сам может выступить для себя заказчиком на работу с тем или инымпроблемным случаем. Так, проведя предварительно этап диагностики, он можетпредвидеть те случаи, с которыми впоследствии могут обратиться к нему клиенты.Будучи включенным в школьную жизнь, наблюдая и исследуя ее, психолог можетвыйти на кризисную ситуацию в самом начале ее возникновения, до того, как онабудет осознана ребенком или же взрослым. Эта особенность позиции школьногопсихолога приводит к внешнему стиранию грани между работой чистоконсультационной (коррекцией уже сложившейся ситуации) и проектировочной(попыткой создать условия для оптимального развития конкретного ребенка,эффективности педагогической деятельности конкретного учителя, функционированияшколы как целого).
Итак, мы кратко рассмотрели два основных направления работыпсихолога в школе — проектирование и консультирование.
Школьная психологическая служба должна осуществлять работу,направленную на исправление уже сложившейся ситуации, а также создаватьпрограммы, которые обеспечили бы возможность избежать множества психологическихошибок, трудностей в педагогической деятельности. Две предложенные стратегиипомогут осознанию содержания тех целей, которые ставит перед школьнымпсихологом нынешняя ситуация в обществе.
Кризис в социуме, реформирование разваливающейся системыобразования, комплекс личностных проблем, накапливающихся и у детей, и увзрослых, — все это делает позицию школьного психолога весьма сложной, а егоприсутствие — необходимым.

Приложение 1
 
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
 
Вид деятельности
Мероприятия
Класс
Сроки выполнения
Диагностика 1. Диагностика уровня готовности  к обучению в школе 1 Сентябрь – Октябрь 2. Диагностика уровня социально – психологической готовности детей к обучению в среднем звене 5 Октябрь – Ноябрь 3. Диагностика уровня воспитанности учащихся школы. 6-10 Ноябрь 4. Диагностика уровня сплоченности классных коллективов
6-8
9-10
Ноябрь
Декабрь 5. Диагностика удовлетворенности учащихся школы учебно-воспитательной работой 8-11 Апрель 6. Профориентационная диагностика 9-11 Март 7. Диагностика уровня социально – психологической готовности к обучению в среднем звене школы 4 Апрель 8. Определение социально-психологического статуса подростка. 8 Февраль 9. Диагностика уровня конфликтности классных коллективов.
8-9
10-11
Февраль
Февраль 10. Определение социально-психологического климата классных коллективов 8-11 Апрель 11. Анкетирование родителей «Что в школе плохо и что хорошо?» (с точки зрения здоровья) 1-11 В течение года 12. Экспертная оценка причин неуспеваемости 8-10 Март
Развивающая и коррекционная работа 1. Проведение адаптационных встреч «Новичок в средней школе» 5 Октябрь – Ноябрь 2. Проведение адаптационной игры «Планета моего класса» 5 Октябрь 3. Проведение коррекционных психологических игр для младших школьников: «Необитаемый остров», «Деревья – характеры», «Сказкотерапия». 1 Октябрь – ноябрь 4. Коррекционные игры для подростков «Ключи в мой внутренний мир», «Поговорим о застенчивости» 8 Декабрь – январь 5. Психокоррекционная работа с учащимися, имеющими внутриличностные и межличностные проблемы. 4 В течение года
Консультирование 1. Консультация классных руководителей по итогам диагностик 1-11 В течение года 2. Консультация родителей по вопросам семейного воспитания, взаимоотношений родителей и детей 1-11 В течение года 3. Консультационная работа с учащимися школы 5-11 В течение года 4. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания. 1-11 В течение года 5. Консультирование педагогов по проблемам обучения, поведения и межличностного взаимодействия учащихся школы. 1-11 В течение года
Просветительская работа
1. Лектории для учителей:
/>   «Психологический подход в работе с одаренными детьми»
/>   «Психология крика»
/>   «Особенности работы с детьми девиантного поведения»
/>   «Пути и формы формирования здорового образа жизни в классном коллективе» 1-11
Ноябрь
Февраль
Апрель
Сентябрь
2. Лектории для родителей:
/>   «Основные проблемы адаптации ребенка к школе»
/>   «Роль ребенка в семье»
/>   «Подростковый кризис: его особенности» 1-11
Октябрь
Февраль
Апрель 3. Родительская конференция на тему: «О задачах семьи по формированию навыков здорового образа жизни – здоровье психическое и психологическое» 1-11 15.09.06 4.  Проведение психологических занятий по профориентации 9-11 В течение года
Экспертная работа 1. Участие в проектировании образовательной среды в школе В течение года 2. Технологическая поддержка проектировочной деятельности педагогического коллектива В течение года 3. Индивидуальная психологическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с детьми. В течение года 4. Посещение занятий учащихся 1 класса Сентябрь-октябрь 5. Участие в заседаниях Совета по профилактике правонарушений В течение года 6. Организация работы Психолого – педагогического консилиума В течение года 7. Психолого – педагогическая диагностика учащихся школы в рамках ПМПК В течение года 8. Экспертная оценка  социально-образовательных программ, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни» Сентябрь 9. Проведение коммуникативного тренинга с педагогическим коллективом школы В течение года
Организационно-методическая работа 1. Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ, проведения психологического консультирования. В течение года 2. Участие в работе городского методического объединения педагогов-психологов  В течение года 3. Участие в работе научно-практических семинаров, конференций, методического совета школы, педагогического совета школы. В течение года 4. Организация работы клуба «Здоровье» В течение года 5. Супервизорство В течение года 6. Анализ и планирование деятельности В течение года

Список литературы:
 
1.Немов Р.С. «Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. —4-е изд. «М, 2003г.
2.Практикум по психодиагностике: Учебно-методическое по­собие. Балашов, 1992г.
3.        Байбородова Л.В.Педагогические основы социального взаимодействия в разновозрастных группахучащихся. — М., Педагогика, 1994