Психологические основы предварительного следствия

Содержание
 
Введение
Психологические основыпредварительного следствия
Психология осмотраместа происшествия
Психология обыска
Психология допроса
Психология очной ставки
Литература

 
Введение
Становлениенезависимой Украины, значительное обновление законодательства, усилиягосударства, направленные на защиту прав и свобод граждан, на борьбу спреступностью обуславливают социальную значимость юриспруденции, повышениепрестижности профессии юриста и авторитета правовых наук. Вместе с тем, среформированием общества возрастает потребность в юристах высокой квалификации.
Значительныйрост преступности, а также развитие её наиболее опасных форм (организованнаяпреступность, коррупция, заказные убийства и т.п.) предъявляют повышенныетребования к деятельности правоохранительной системы государства. С дугойстороны, эти требования обусловлены необходимостью усиления охраны прав иинтересов отдельных граждан в процессе привлечения их к уголовнойответственности. С этим связана необходимость высокого уровня профессиональнойкомпетентности работников правоохранительной системы, которая определяется нетолько правовой подготовкой, но и системой психологических знаний и навыков.
Большойвклад в решение сложных, многопрофильных задач укрепления правовой основыгосударства, усиления борьбы с правонарушениями и преступлениями вноситпсихологическая наука, в частности, юридическая психология. С учетом этогоюристу необходимо глубокое усвоение теоретических положений юридическойпсихологии, осмысление её сущности, объекта, предмета и метода, сфер приложенияи т.д. Всестороннее исследование правонарушений и преступлений требуетпсихологического анализа личности и юридической деятельности, который опираетсяна изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, ихособенностей в правовой сфере. Все эти вопросы можно объединить одним понятием— психологическая культура юриста. Она предполагает наличие у всех работниковюридических органов развитой системы психологических знаний, а также навыков иприёмов, которые обеспечивают высокую культуру общения. Психологическаякультура повышает эффективность юридической деятельности, способствует еёгуманизации.
Юридическаяпсихология как наука начала развиваться более ста лет тому назад, когда впрактике уголовного судопроизводства всё чаще стало использоватьсяпсихологическое знание для объяснения различных сторон совершённогопротивоправного деяния, черт личности преступника. Это направление вюридической психологии на сегодня является самым развитым. Достаточноразработанными направлениями в юридической психологии являются те, которыенаходятся на стыке с криминалистикой и криминологией. Одно из них связано сприменением психологических знаний в оперативно — розыскной и следственнойдеятельности, другое — с выявлением психологических детерминант совершённогопреступления и применением психологических методов в предупреждении асоциальныхпроявлений. Разный уровень развития различных направлений юридическойпсихологии можно объяснить разными потребностями правоприменительной практики,неравномерностью формирования отдельных сторон исследуемых проблем, недостаточношироким привлечением смежных отраслей знаний, ограниченностью экспериментальныхданных.
Юридическаяпсихология включает в себя различные областинаучных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит какпсихологии, так и юриспруденции. При изучении дисциплины решаются следующиезадачи:
1)Изучение основных теоретических понятий и положений курса юридическойпсихологии.
2)Ознакомление с основами общей и социальной психологии применительно к курсуюридической психологии.
3)Усвоение специфики психических закономерностей в правовом регулировании.
4) Приобретенноенавыков в самостоятельной работе над психологической и юридической литературойпо данной дисциплине.

 
Психологическиеосновы предварительного следствия
Исследованиесоциально-правовых отношений между различными субъектами права, познание истиныв процессе рассмотрения преступлений является составной частью профессиональнойдеятельности многих юристов. Им необходимы знания не только процессуальногопорядка проведения этих действий, которые регламентируются законодательством,но и психологических особенностей поведения лиц, участвующих в них, оценивающихдоказательную информацию, получаемую с этих действий.
Предварительноеследствие — это целенаправленный процесс, целью которого являетсявосстановление прошлого события преступления по следам, обнаруженнымследователем в настоящем. Именно на этапе предварительного следствия создаётсямодель прошлого события преступления.
Напредварительном следствии процесс познания отличается определённойнеупорядоченностью поступления информации. Приток информации здесь не всегдазависит от желания и не поддаётся регулированию. Объём информации, скорость,время её поступления во многом зависят от обстоятельств, в ходе которых осуществляетсяпознание. Процесс познания начинается с получения следователем необходимойинформации о предмете исследования с помощью органов чувств. Полученнаяинформация подвергается логической обработке, а полученные выводы — проверкепрактикой. Что касается полной картины совершённого преступления, то она вовсех случаях воссоздаётся опосредованным путём, поэтому знание, которое долженполучить в ходе расследования следователь, всегда появляется как результатсложной мыслительной работы.
Процесспознания истины при расследовании преступлений начинается с выдвижения гипотезы- обычно нескольких следственных версий, которые подвергаются тщательнойпроверке. Для этого разрабатывается комплекс мероприятий, необходимых дляполучения фактических данных — судебных доказательств, на основании которыхможно было бы сделать вывод, какая из выдвинутых версий соответствуетдействительности (т.е. составляется план расследования), а после сбора ипроверки доказательств производится оценка полученных судебных доказательств.[4, с.464]
Необходимоотметить, что следственная деятельность характеризуется чрезвычайнымразнообразием задач, которые стоят перед следователем, и правильное решениекоторых требует применения разнообразных качеств, умений, навыков и знаний.
Наиболеепсихологически сложной для следователя является ситуация, когда в одномпроизводстве сосредоточивается большое количество уголовных дел, каждое изкоторых требует немедленного принятия решений и производства следственныхдействий. Успешное решение в подобных ситуациях может быть достигнуто врезультате эффективного планирования, самоорганизации, целеустремлённости,умения организовать людей, работающих над раскрытием преступлений. Кроме того,следователю приходится работать в условиях активного противодействия со сторонылиц, заинтересованных в сокрытии истины. Здесь могут пускаться в ход ихитрость, ложь, обман, клевета, и шантаж, угрозы, подкуп — арсенал такихсредств практически ничем не ограничен. Следователь же вправе действоватьтолько законными и безупречными в нравственном отношении средствами.Неравенство в положении следователя и заинтересованных лиц связано ещё и с тем,что последние знают, что нужно скрывать, а следователь зачастую не знает, чтодолжно и может быть установлено по делу и всегда оказывается «в хвостесобытий». Преступник же имеет выигрыш и во времени, и в инициативе.
Ограниченностьсрока расследования также создаёт экстремальность условий, в которых протекаетпознавательная деятельность следователя. Данное обстоятельство нередко «давит»на психику следователя (особенно, когда речь идёт о тяжких преступлениях), чтопорождает опасность поспешности в принятии решений. Недопустимым является ивозникновение тенденций к решению поставленных задач по принципу «цельоправдывает средство».
Своеобразнойчертой расследования дел является необходимость сохранения следственной тайны.Преждевременная огласка доказательств и замыслов следователя может помешатьрасследованию и создать угрозу лицам, содействовавших раскрытию преступления.Кроме того, предварительные решения и выводы могут быть восприняты какбесспорно установленные факты, которые могут оказать внушающее воздействие насвидетельские показания и общественное мнение, чем может быть нанесённезаслуженный ущерб репутации людей. А, как известно, виновным в совершениипреступления человека может признать только суд.
Рассматриваниедел неизбежно связано с проникновением в личную жизнь людей, оглашение данных окоторой может привести к компрометации человека или даже к личным трагедиям. Входе расследования следователь имеет доступ и к данным, которые могутсоставлять государственную или коммерческую тайну, имеющие определённую степеньсекретности, что вызывает свои психологические трудности. Однако, умениемолчать является не природным даром, а продуктом воспитания и самовоспитания,зависит от стойкости и дисциплинированности.
 
Психологияосмотра места происшествия
Однимиз наиболее распространенных и в то же время наиболее ответственнымследственным действием является осмотр места происшествия, следственный осмотрвещественных доказательств, обнаруженных на месте совершения преступления.
Местопроисшествия — это, прежде всего пространство, на котором разворачиваетсяпредметная деятельность лица, совершившего преступление, а также потерпевшего, свидетелей,а в последующем — следователя, понятых, специалистов. Осмотр места происшествия— самостоятельное следственное действие, которое проводится «с цельювыявления следов преступления и других вещественных доказательств, выясненияобстановки преступления, а также других обстоятельств, имеющих значение длядела» (статья 190 УПК Украины). Вместе с тем, осмотр может быть исоставной частью других следственных действий: задержания, обыска, выемки,следственного эксперимента, проверки показаний на месте и проч.
Осмотрместа происшествия является незаменимым следственным действием, посколькуинформацию, получаемую при осмотре, в большинстве случаев невозможно обнаружитьв любом другом месте, добыть путём проведения иных следственных действий. Частоосмотр происходит в условиях неопределённости, и следователю предстоит выяснитьбыло ли совершено преступление, или произошёл несчастный случай, или же этоинсценировка. Особенностью следственного осмотра является также его неотложныйхарактер, поскольку любая задержка может привести к изменениям обстановки,потере или исчезновению следов и улик, забыванию свидетелями и очевидцамиобстоятельств, которые могут оказаться важными для расследования дела.Очевидно, что таких условиях следователь должен действовать быстро, сповышенной ответственностью, сосредоточенностью и устремлённостью, понимая, чтолюбая ошибка может привести к невосполнимой потере доказательств и (или)направить следствие по ложному пути. Именно с этой целью преступники нередкоприбегают к различного рода инсценировкам (т.е. инсценируется совершение одногопреступления для сокрытия другого или непреступное событие — для сокрытияпреступления).
Какправило, инсценировка сопровождается умышленным искажением действительнойкартины события, уничтожением определённых вещественных доказательств.Показателями инсценировок на месте происшествия являются: признаки сокрытия,уничтожения отдельных следов преступления; демонстративный характер признаковменее опасного преступления; признаки совершения несовместимых преступныхдействий; негативные обстоятельства, противоречащие наблюдаемой картине наместе происшествия. [9, с.349] Поскольку инсценировка на месте происшествияявляется одной из форм проявления ложного поведения преступника, то независимоот его желания создаются внутренние противоречия, которые должны привлечь вниманиеследователя.
Осмотрместа происшествия проводится в присутствии других людей (членыоперативно-следственной группы, понятые, свидетели и проч.), что требуетопределённой психологической подготовки, в частности, умения сосредоточиться,сохранять устойчивость, концентрированность ипереключаемость внимания. Кроме того, являясь фактическируководителем оперативно — следственной группы, следователю необходимоорганизовать работу группы так, чтобы действия членов группы не дублировалиработу друг друга, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферусотрудничества.
Какотмечает В.Л.Васильев, событие преступления (как и всякое событие) оставляет вовнешнем мире систему следов. Эти следы обладают специфическими особенностями ив целом образуют систему, существующую в пространстве и времени. Успешныеосмотры предопределяются выделением следователем системы следов. Одной изглавных причин неудачных осмотров является неумение выделить эту систему изокружающей действительности [4, с.471]. Явные признаки преступления обычнорезко выделяются, привлекают внимание соей необычностью или несоответствиемпривычному порядку вещей и обстоятельств. Однако, трудности заключаются в том,что невозможно заранее предусмотреть, как эти признаки сочетаются между собой.
Наэтом этапе расследования выдвигаются версии, каждая из которых в результатепроверки либо подтверждается, либо опровергается. И именно на этом этапеследователя подстерегают определённые трудности психологического характера.Поскольку существенную роль в организации восприятия, мыслительных процессовиграет установка, то именно она направляет познавательную деятельностьследователя, либо помогая кратчайшим путём прийти к истине, либо заводя его втупик.
Впервом случае установка стабилизирует поисковую деятельность следователя,оказывая ему помощь в преодолении всевозможных побочных отрицательныхвоздействий. Во втором случае наоборот, выполняет функцию своеобразного«тормоза», препятствующего творческому решению познавательных задачна месте происшествия, поскольку под воздействием установки следователь нетолько не ищет следы преступления на месте происшествия, но и не замечает их,несмотря на то, что они оказываются в поле его зрения. В этом случае онзамечает только те следы, которые подтверждают правильность его версии. От этойзакономерности никуда не денешься, о ней надо просто знать и учитывать её роль,чтобы в случае сомнительного решения иметь мужество сказать себе: я тоже могуошибаться. Если же это не удаётся и следствие заходит в тупик, то наиболееразумным может быть решение надзирающего прокурора о передаче дела другомуследователю. В случае же, если сам следователь обнаруживает несостоятельностьпервоначальной версии, необходимо продолжить поиски недостающих данных.
Однако,бывают случаи, когда новой информации не поступает, тогда целесообразно«расчленить» на отдельные элементы созданную ранее системуобстоятельств и ещё раз пересмотреть каждый из этих элементов по другим, неотражённым ранее признакам и связям, рассмотреть «та же предметы под новымуглом». На основе такого анализа может возникнуть новая системаобстоятельств, а вместе с ней и новая версия.
Рассматриваяпсихологические особенности осмотра места происшествия нельзя не сказать о ролиэмоционального фактора. Как известно, на месте преступления обычнососредотачивается достаточно большое количество различных раздражителей,которые и могут вызывать отрицательные эмоции, влияющие нарезультативностьследственного осмотра. Так, неприятные запахи (в частности, трупный запах илизапах крови), вид окровавленных трупов и прочее вызывают эмоцию отвращения, врезультате чегочеловек подсознательно стремится отстраниться отобъекта, вызывающего такие эмоции, либо сократить, время контакта с ними. Такимобразом, сильные эмоции отвращения могут привести к деструктивному поведениюследователя и вследствие этого существенно снизить результативность осмотрамест происшествия.
 
Психологияобыска
Вотличие от осмотра места происшествия поисковая деятельность следователя вовремя обыска осуществляется чаще всего в условиях непосредственного контакта слицами, но заинтересованными в успешности его деятельности, и обстановкеоткрытого психологического противодействия. Поэтому при рассмотрении психологическихособенностей обыска, следует выделить две части: психологические особенностидеятельности следователя (ищущего) во время обыска и психологическиеособенности поведения обыскиваемого (прячущего) во время обыска.
Обыск— это следственное действие, целью которого является отыскание и изъятиескрытых предметов и документов, имеющих доказательственное значение дляраскрытия преступления. В ходе обыска могут осматриваться (и исследоваться)участки местности, жилище, разнообразные постройки, внутренняя обстановкапомещений, личные вещи, одежда и даже тело человека (в т.ч. прически иестественные отверстия в теле человека) с целью обнаружения информации, котораямогла бы способствовать расследованию преступления.
Несмотря на противодействие со стороны обыскиваемого (т.к. цели участников обыскапротиворечат друг другу, что уже обуславливает конфликтную ситуацию),следователь может и должен использовать факторы, способствующие успеху обыска.Это, прежде всего, подготовка (в т.ч. числе и психологическая) к производствуобыска, целый ряд личностных качеств и навыков следователя, наблюдение и анализрезультатов этого наблюдения.
Какотмечает В.Л.Васильев, в ходе подготовки к обыску следователю рекомендуетсяполучить ответы на следующие вопросы:
—Что следует искать? Как выглядят разыскиваемые предметы (форма, цвет, запах ит.д.) ?
—Что представляет собой объект, который подлежит обыску (площадь объекта, рельефобъекта, его планировка, количество помещений, количество дверей и окон и ихрасположение, наличие мебели и ее расположение и т.д.)?
—Кто, кроме обыскиваемого, может находиться на объекте во время проведенияобыска?
—Каково искусственное и естественное освещение объекта обыска?
—Имеется ли на объекте телефон или другие средства связи (рация, звонок, селектори т.п.)?
—Где могут находиться искомые предметы?
—Кто будет производить обыск?
—Какие технические средства и другие материалы следует взять с собой?
—Когда наиболее удобно начать обыск?
— Сколько времени онможет продлиться? и т.д.
Чемподробнее следователь ответит на указанные выше вопросы до обыска, тем меньшенеожиданностей будет его подстерегать в момент производства обыска и тем большешансов на успех при его проведении. [4, с.515]
Крометого, существенной является и психологическая подготовка к обыску,формирование, так называемой, целевой установки на успешное проведение обыска,т.е. создание того эмоционального настроя, который сопутствует любой творческойи поисковой деятельности. Ведь для того чтобы найти что — то, нужно этого оченьхотеть. А неуверенность в себе, в успехе дела, проведение поиска «навсякий случай, а вдруг чего-нибудь найдем» является в психологическомотношении одним из самых серьезных препятствий на пути успешного проведенияобыска.
Серьёзнымпсихологическим препятствием является и рассеивание внимания следователя вусловиях незнакомой и многопредметной обстановки. Чтобы снизить влияние этихфакторов, следователю необходимо научиться мысленно разбивать всю обстановку наотдельные участки и определить последовательность их изучения. Также во времяобыска необходимо делать небольшие перерывы в работе, чтобы снизитьутомляемость и поддерживать на определенном уровне работоспособность.
Входе проведения обыска весьма важно исключить воздействие на психику, сознаниеследователя отвлекающих и отрицательных раздражителей (например посторонниеразговоры, громкая музыка по соседству и т.п.). Также необходимо следить засвоим эмоциональным состоянием, особенно в ситуации, когда возникает чувствобрезгливости или отвращения.
Большоевлияние на эффективность обыска оказывают интеллектуальные качестваследователя, его высокая познавательная активность, гибкое, творческое,нестандартное мышление, позволяющее в изменяющейся обстановке своевременноиспользовать новую, порой незначительную на первый взгляд информацию, быстропереключать своё внимание в условиях воздействия большого объема информации,выбрать из информации самое нужное в данный момент. К этим качествам следуетдобавить собранность, организованность, высокую работоспособность, склонность коперативному анализу, сопоставлению разрозненных фактов и выявлению на этойоснове скрытых взаимосвязей.[9, с.362]
Однимиз основных способов получения информации во время проведения обыска являетсянаблюдение и анализ его результатов, причем наблюдать следует не только за всейокружающей обстановкой, но и за поведением самого обыскиваемого и обыскивающих.При проведении наблюдения за обстановкой следует особое внимание уделятьвсевозможным отклонениям от «нормального порядка вещей» (в неудобномместе стоит кровать или стол; книги, лежащие на холодильнике; прикроватныйковрик, висящий вместо картины; зонтик в комнате; зеркало, в которое невозможнопосмотреть и проч.)
Наиболеепростой способ сокрытия разыскиваемых предметов состоит в укрытии их втруднодоступных местах (захламленные помещения, выгребные ямы, специальныетайники, различные части бытовых приборов). В таких случаях делается расчет натрудности в преодолении объективно существующих преград. Однако, преступники сболее развитым интеллектом иногда в расчете на то, что следователь, проводятщательный обыск в труднодоступных местах, не обратит внимания на объекты,открыто находящиеся в его поле зрения, специально оставляют искомое «навиду». Помимо этого, часто устраиваются и, так называемые, фальшивыетайники. В этих случаях обыскиваемые рассчитывают на то, что обнаружив одинпустой тайник, следователь менее тщательно будет осматривать другие такие же.Также в расчете на проявление такта и других благородных побуждений со стороныследователя преступники иногда прячут искомые предметы в кровати тяжелобольногоили маленького ребенка. Предварительный сбор информации об обыскиваемом итщательный её анализ позволяют следователю мысленно разгадать действияобыскиваемого.
Оченьмного информации может дать и наблюдение за поведением обыскиваемого, еслиследователь знает основные психологические закономерности его поведения.Следует отметить, что для самого обыскиваемого могут сложиться две ситуации:когда обыск является неожиданным (в этой ситуации он не успел предпринятьдействий, направленных на сокрытие вещественных доказательств, что облегчаетработу следователя), и когда обыск предвиделся и фактически является ожидаемым(здесь и вещественные доказательства уже «надежно» спрятаны, ипроведена психологическая подготовка к будущему обыску).
Наповедение обыскиваемого во время обыска, на выбор места сокрытия искомоговлияют его особенности мышления, уровень интеллектуального развития,познавательные интересы, профессиональные знания и навыки, привычки, а такженекоторые особенности характера (эгоизм, жадность, трусливость, аккуратность,самоуверенность и т.д.). Поэтому, если есть такая возможность, в ходеподготовки к обыску следователю желательно изучить личностные качества и особенностиобыскиваемого.
Поведениеобыскиваемого во многом определяется следующими факторами:
1)Находясь в такой ситуации, он прогнозирует своё будущее в зависимости отрезультатов обыска. Это обстоятельство, как правило, приводит обыскиваемого всостояние сильного эмоционального возбуждения, которое он обычно стремитсяскрыть.
2)Приближение обыскивающего к месту хранения искомых предметов приводит какцентированию в мозгу обыскиваемого тех очагов, которые связаны с событиемпреступления и его последствиями, и это обстоятельство не может не сказаться наповедении обыскиваемого, так же как и удаление обыскивающего от«опасного» места. [4, с.516] Это несколько напоминает детскую игру«тепло — холодно», но здесь следователь действует с открытымиглазами, а сигналы «тепло» или «холодно» подают емумикродвижения рук и ног обыскиваемого, его мимика, изменение голоса, частотыдыхания, цвета лица и т.д.
Обыскиваемыес более высокой степенью самоконтроля, стараясь скрыть своё волнение или ввестиследователя в заблуждение, прибегают к различного рода уловкам:
—демонстрируют мнимое сотрудничество со следователем, свою готовность оказатьему содействие в расчете на то, что бы притупить его бдительность,настороженность, внушить ему мысль, что его поиски бесплодны, так как искомыепредметы отсутствуют;
—умышленно отвлекают внимание» следователяпостороннимиразговорами, различнымипросьбами,жалобами на свое здоровье, хождениепоквартире под видом какой-либо срочной необходимости,
—дезориентируют следователя относительно объектов, подлежащих осмотру, вплоть допрямогоего обмана;
—совершают провокационные действия, высказывают в адрес следователя всевозможныйугрозы, направленные на то, чтобы вывести его из состояния психическогоравновесия.
Втаких случаях следователю необходимо, сохраняя самообладание, нейтрализоватьподобные усилия обыскиваемого. Лучшим способом предотвращения всевозможныхэксцессов во время проведения обыска является уравновешенное поведениеследователя. [9, с.360]
Такимобразом, чтобы никакая информация не ускользнула от следователя, чтобывозможность ошибки свести к минимуму, обыск целесообразно проводить не менеечем двум сотрудникам. Один из них непосредственно проводит обыск, другой в этовремя наблюдает за обыскиваемым, а также и за обыскивающим, так сказать«со стороны», чтобы в случае допущения какой-либо ошибки вовремяликвидировать её. Следует также отметить, что поиск можно прекратить лишьтогда, когда есть безусловная уверенность в том, что сделано было всевозможное, чтобы найти искомые предметы. Если такой уверенности нет, завершатьобыск нельзя.[9, с.361]
Взаключение хочется отметить, что в целях обеспечения наивысшей направленности исосредоточенности сознания на поисковую деятельность следователь ни в коемслучае не должен приступать к обыску в усталом или дискомфортном состоянии, апри малейших появлениях признаков усталости делать перерывы для отдыха. Впротивном случае обыск будет неэффективен, более того — это будет пустая тратавремени.

 
Психологиядопроса
Допросв ходе предварительного следствия является наиболее распространенным видомпроцессуального общения и занимает более четверти рабочего времени в работеследователя. В ходе допроса следователь должен получить сведения о фактическойстороне расследуемого события и дать оценку этим сведениям. С социально —психологической стороны допрос — довольно динамичная разновидностьпрофессионального общения, которое протекает в режиме, характеризующимся целымрядом психологических особенностей. Центральными психологическими проблемамидопроса являются диагностика истинности показаний, систем приёмов правомерногопсихического воздействия с целью получения правдивых показаний, способыизобличения ложных показаний. [2, с.214]
Каки любое следственное действие, проведение допроса регламентируется Уголовно-процессуальнымкодексом Украины (статьи 107, 143—145, 166—171) и имеет установленный порядок.Первый этап допроса — вводный, во время которого следователь устанавливаетанкетные данные допрашиваемого, предупреждает об ответственности за дачу ложныхпоказаний. На этом этапе оба участника допроса определяют линии своегоповедения по отношению друг к другу. Второй этап допроса — стадия перехода кпсихологическому контакту, стадия, на которой задаются вопросы незначительные.Важно на этом этапе установить контакт между следователем и допрашиваемым,определить общие параметры беседы (темп,ритм, уровень напряженности, основные аргументы для убеждения друг друга). Третийэтап является главной частью допроса. Именно здесь следователь организует полученияот допрашиваемого основной информации, необходимой для расследования ираскрытия преступления. На четвертом этапе всю полученную информациюследователь сопоставляет с уже имеющейся в деле, а затем приступает к устранениювсех неясностей и неточностей. На заключительном этапе допроса следовательфиксирует полученную информацию и уже в письменном видепредставляє! допрашиваемому, который подтверждает правильность записанногов протоколе своей подписью.[4, с.485]
Дляуспешного проведения допроса, следователю необходимо к нему подготовиться. Иодной из основных задач следователя при этом является создание информационнойбазы допроса. При изучении личности допрашиваемого следователь выявляетсоциальный статус данного лица, выполняемые им социальные роли, социально —положительные и социально — негативные личностные качества, по возможности,выясняет качества темперамента (по которым можно судить о возможной динамикеповедения лица — уравновешенности, эмоциональной устойчивости илинеустойчивости, замкнутости, общительности и т.д.).
Всёэто нужно учитывать при подготовке к допросу и его планированию, посколькухолерики и меланхолики более вспыльчивы, менее переключаемы, более категоричныв своих суждениях, импульсивны. Флегматик более спокоен, вынослив, но и более фригиден,стандартен в своих суждениях, оценках, в выборе тактической линии поведения.Сангвиники отличаются нервной выносливостью, устойчивостью настроения.
Придопросе сильных и подвижных типов (холерики и сангвиники) темп, ритм инапряженность допроса могут быть достаточно высокими, вводная стадия допросаможет бать сокращена донеобходимого минимума, переход од одной темы к другой можно осуществлять безпредварительной подготовки. При допросе сильных, уравновешенных, инертных типов(флегматик) следует учитывать такие динамические характеристики, как медлительностьв сочетании с силой нервных процессов: у такого человека сравнительнодлительный период «втягивания». Поэтому динамику допроса флегматикахарактеризует относительно большая вводная часть, медленный переход отосвещения одного эпизода к другому, сравнительно замедленный ритм беседы.
Особогоподхода требуют при допросе слабые типы. Следует помнить, что слабость нервнойсистемы обычно сочетается с её высокой чувствительностью, и поэтому меланхоликгораздо «тоньше» других типов реагирует на похвалу или порицание егодеятельности. Одной из характерных реакций этого типа на различные жизненныетрудности является склонность к охранительному запредельному торможению.(Характерным примером из обыденной жизни таких людей является так называемый«экзаменационный ступор»). При очень высоких ритмах напряженностидопроса у меланхолика может возникнуть состояние вялости и апатии. [4, с.491]
Следуеттакже при построении тактики допроса учитывать и специальный тип допрашиваемого(«художественный» или «абстрактный»). При допросе лица,относящегося к «художественному» типу более эффективными будутобразные аргументы: предъявление вещественных доказательств, фотографии,фоторобота, рисунка и т.п. Такие люди могут довольно подробно описатьмалознакомую местность, дать сравнительно точный словесный портрет того илииного лица. И наоборот, при допросе лица относящегосяк «абстрактному»типу наиболее действенными будут логическиеаргументы: ознакомление с заключением экспертизы, с логическим анализом доказательств.В своих показаниях такие лица склонны даватиподробный анализ описываемых событий с выявлениемпричинно — следственных связей.
Взависимости от ситуации, складывающейся во время допроса, от позициидопрашиваемого, криминалисты различают допрос в конфликтной и бесконфликтнойситуации. Бесконфликтная ситуация обычно присуща допросу свидетелей ипотерпевших, конфликтная — допросу подозреваемых и обвиняемых. Однако,необходимо учесть, что некоторые лица, являющиеся в начале предварительногоследствия свидетелями, в дальнейшем могут оказаться подозреваемыми иобвиняемыми. Поэтому следователь, собирая данные о допрашиваемом в ходеподготовки к допросу, прогнозирует и какую позицию займет допрашиваемый,намечает пути установления с ним взаимопонимания, преодоления возможныхконфликтов.
Вбесконфликтной ситуации при допросе свидетеля и потерпевшего целесообразно напервых этапах прибегнуть к форме свободного изложения, когда допрашиваемый впроизвольной форме сам рассказывает свое видение события преступления, своевосприятие этого преступления, и только после этого задавать вопросы. Следуетучесть, что вопросы могут быть дополняющие, уточняющие, напоминающие, но ни вкоем случае не наводящие, т.к. наводящий вопрос является, по существу, вопросом— подсказкой. Информация, сообщаемая свидетелю при постановке вопроса не должнаиметь прямого отношения в выясняемым следователем обстоятельствам дела, эта информациядолжна способствовать возникновению в сознании допрашиваемого ассоциации посмежности, сходству или контрасту.
Допросможет происходить в бесконфликтной форме не только в случае, когдадопрашиваемый заинтересован в положительных результатах расследования и своимипоказаниями старается оказать помощь следствию, но и в случае безразличногоотношения свидетеля к деятельности правоохранительных органов. Такие лица нехотят лгать, но в то же время и не хотят оказывать помощь следствию, занимаюпозицию «моя хата с краю». Такое поведение обычно объясняется либонизким уровнем правосознания, либо опасениями за свою безопасность, забезопасность своих близких. С такими лицами, как правило, бесполезно говорить одолге, более целесообразным будет формировать у свидетеля личностное отношениеко всему происходящему, переводить разговор в круг привычных представлений.
Бесконфликтнойситуация может быть и при допросе обвиняемого. Такая ситуация характеризуетсяпризнанием объективно установленных фактов и готовностью давать правдивыепоказания. Однако, даже в такой ситуации нельзя рассчитывать на полную откровенностьобвиняемого. Как отмечает В.Л. Васильев, учет таких особенностей обвиняемого,как завышенная самооценка, некритичность к собственной личности,недоброжелательное отношение к окружающим, позволяет предвидеть вольное илиневольное стремление обвиняемого к смягчению своей вины. [4, с.496]
Мнимаябесконфликтность ситуации допроса возникает в случае самооговора обвиняемого.Самооговору допрашиваемого могут способствовать состояние безнадежности,безысходности, слабоволие, неумение отстаивать свою позицию, повышеннаявнушаемость, слабая психическая выносливость. Нередко обвиняемые прибегают ксамооговору, чтобы избавить от наказания действительного виновника по влияниемдружеских или родственных чувств, под влиянием угроз и запугивания, из — зажелания получитьотзаинтересованных лиц материальную выгоду. Иногда путем самооговора обвиняемыепытаются уклониться от ответственности за более тяжелое преступление или жеприняв на себя вину за групповое преступление, освободить от ответственностисоучастников и, в результате, получить менее строгое наказание.
Конфликтнаяситуация допроса характеризуется противодействием допрашиваемого лицанамерениям следователя установить истину, которое выражается в отказе даватькакие-либо показания или в даче ложных показаний.
Частомотивами дачи ложных показаний являются боязнь оказаться разоблаченным всовершении преступления или других неблаговидных поступков, боязнь мести состороны соучастников, стыд за содеянное, желание скрыть интимные стороны жизни,антипатия к следователю. В любых показания искажающих истину, содержится ложь.С точки зрения психологии, ложь — это феномен общения, состоящий в намеренномискажении действительного положения вещей; представляет собой осознанныйпродукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов в заблуждение.[8] По своей структуре можно выделить следующие виды ложных показаний:
—показания полностью состоящие из вымысла;
—показания, частично содержащие ложные утверждения, которые либо прикрываютправду, либо являются дополнением к ней;
— показания, состоящиеиз правдивых фактов, но несколько смещенных во времени или пространстве, или вэтих показаниях придается фактам иная окраска.
Допрашиваемый,который открыто лжет, уже этим частично разоблачает себя, потому что показываетсвою заинтересованность в сокрытии истины. Полный вымысел опровергнуть довольнопросто. Проверка места, времени и других обстоятельств вымышленного событиянеминуемо приводят к разоблачению.
Болеераспространенной и труднее распознаваемой является ложь, сочетаемая иувязываемая с фактами реальной действительности. Реальные факты здесьиспользуются в качестве опорных точек для вымысла и бывает довольно сложноотделить ложь от истины. Однако, и в такой ситуации знание психологическихзакономерностей, внимание и наблюдательность позволят следователю добитьсяуспеха. Ведь в процессе подготовки ложных высказываний допрашиваемомуприходится производить гораздо большее число мыслительных операций с фиксациейсвоего внимания, особенно памяти, на том, какие его высказывания правдивы, акакие основаны на вымысле. Возросшее количество искусственно сконструированныхпосылок и следствий «загромождает» память, заставляя допрашиваемогопостоянно соотносить вновь высказываемое суждение с реальной действительностью,а также с уже ранее высказанными ложными утверждениями. И чем их становитсябольше, тем труднее соотносить содержание вымысла с реальными фактами, что можетпроявляться в различного рода оговорка, неадекватных реакциях на вопросыследователя. [9, с.419] Вот почему лгущий нередко рискует проговориться. Влитературе достаточно часто можно встретить довольно широкий перечень признаковложности показаний. В частности, такими могут быть:
—полное или частичное несоответствие показаний бесспорно установленным фактам;
—неестественное (с учетом времени события, возраста, профессии и т.п.)«забывание» допрашиваемым некоторых обстоятельств расследуемого дела;
—однотипность и «заученность» сообщаемых сведений;
—употребление несвойственных допрашиваемому речевых форм и суждений (особенно,если такие же ранее использовались другими допрашиваемыми, проходящими поданному делу). Как уже было отмечено, допрос является одним из видов общения, алюбое общение предусматривает не только получение, но и передачу информации.Следовательно, в ходе допроса происходит своеобразный обмен информацией, однакос самого начала предполагается неравенство в таком обмене.
Передачаинформации со стороны следователя всегда должна быть ограничена, четкоопределяться целями допроса, поскольку излишняя информация может толькопомешать достижению этих целей. В основном поток информации должен бытьнаправлен в сторону следователя, и только самая необходимая информация должнанаправляться в сторону допрашиваемого.
Оченьчасто допрашиваемый (чаще всего подозреваемый или обвиняемый) стремится взятьинициативу в свои руки и таким путем получить для себя важные сведения. Поэтомуследователь постоянно должен контролировать процесс обмена информацией,сохранять инициативу, не допускать встречных вопросов и держать допрашиваемогов некотором неведении о познаниях следователя в элементах расследуемогособытия. Подобный недостаток информации заставляет всех допрашиваемыхстремиться к тому, чтобы воспроизводимая ими модель события по возможности соответствовалатой модели, которой, вероятно, располагает следователь. И именно эта ситуациянеопределенности, недостатка информации для допрашиваемого позволяет выявитьнеточности и противоречия в его показаниях. Эта же ситуация при допросеобвиняемого усиливает состояние внутреннего напряжения, для облегчения которогодопрашиваемый нередко сообщает следствию долго скрываемые им факты.
Кромедозирования, недостатка информации, эффективным для установления истины в ходедопроса подозреваемого или обвиняемого может быть и неожиданное предъявлениематериализованной информации (вещественного доказательства, фотографии,человека и т.д.), связанной с совершением преступления, действиями поподготовке к нему, сокрытию следов преступления. По реакции на предъявлениетакой информации можно сделать вывод о действительном отношении допрашиваемогок определенным событиям. Эмоциональное воздействие предъявляемой информации темсильнее, чем большую роль, по мнению допрашиваемого, может сыграть эта информацияв его разоблачении. Однако, необходимо учесть, что информация должна бытьпредельно эмоционально нейтральной для человека, не знающего обстоятельстврасследуемого дела (ведь предъявление трупа, к примеру, способно вызватьэмоциональные изменения у любого человека, совершенно не связанного субийством). Также в момент предъявления самой информации следует воздержатьсяот любых словесных разъяснений. Наблюдая за реакцией допрашиваемого следовательможет убедиться в правильности своей гипотезы или её ложности, исоответствующим образом скорректировать дальнейший ход проведения допроса.
Еслидопрашиваемый упорно скрывает некоторые сведения или сообщает заведомую ложь,то следователь может изобличить его, опровергнуть его утверждения, показать несостоятельностьпутем предъявления судебных доказательств, вскрытия противоречии, использованиялогической аргументации. Для достижения этих целей кроме вышеописанныхиспользуются также методы повторного допроса, постановки косвенных вопросов,стимулирования положительных качеств допрашиваемого, группового допроса идругие.
Непоследнюю роль в успешности действии следователя играет и пространственнаяорганизация общения во время проведения допроса. Выбор следователемпространственных форм общения зависит от тактического замысла следователя и отхарактера ситуации допроса (конфликтная или бесконфликтная).
Обычнодопрос проводится в специальном помещении или кабинете следователя. Возможендопрос какого—либо должностного лица в его кабинете, но в психологическомотношении такая ситуация является неблагоприятной для следователя. В этойситуации допрашиваемый сохраняет за собой внешние признаки доминирования.Однако, для успешного проведения допроса важно чтобы следователь сохранял засобой статусно-доминирующее положение.
В процессе общения, сучетом характера диалога, проявляются закономерности восприятия людьми другдруга — от подчеркнуто формализованного, когда допрашиваемый занимает местопосреди кабинета в 2 — 3 метрах от стола следователя и ощущает себя как бы«на виду», до психологически сближенного, когда допрашиваемый сидит внепосредственной близости от стола следователя, в его персональной зонеобщения, что подчеркивает доверительный характер беседы.
 
Психологияочной ставки
«Следовательвправе провести очную ставку между двумя ранее допрошенными лицами, впоказаниях которых имеются противоречия.» (статья 172 УПК Украины). Этообстоятельство приводит к тому, что очная ставка, как правило, связана с остройконфликтной ситуацией. Особенно это проявляется тогда, когда существеннозадеваются интересы кого-либо из допрашиваемых, тем более когда один из нихизобличает ложность показаний другого. Конфликт в этой ситуации являетсясредством разрешения противоречий.
Результативностьочной ставки, как и любого другого следственного действия, во многом зависит отее подготовки. Понятие «подготовка» включает в себя как техническуюготовность следователя (наличие магнитофона или диктофона, готовность кпротоколированию, подготовка всех вещественных материалов к немедленномупредъявлению и проч.), так и психологическую готовность всех ее участников.Особое внимание следует уделить психологической подготовке того участника очнойставки (чаще всего свидетеля), показания которого способствуют изобличениюлживости второго допрашиваемого.
Проводяочную ставку, необходимо учитывать, что во время этого следственного действияособенно активно может проявить себя механизм внушающего воздействия одного издопрашиваемых на другого, причем не только на вербальном уровне, действуянепосредственно чрез сознание, но и подсознательно. Поэтому при подготовке кочной ставке прежде всего следует обращать внимание на волевые,интеллектуальные (память, мышление, речь) качества, свойства характера, ролевыепозиции будущих участников очной ставки, выяснить и оценить их социальныйстатус, социально — психологическую зависимость.
Еслиу следователя возникают предположения, что свидетель может оказаться подвоздействием другого участника очной ставки и в угоду тому вопреки истинепопытается изменить свои показания, видимо, целесообразнее такую очную ставкуотложить либо вообще ее не проводить. [9, с.429]
Входе подготовки к очной ставке следователь должен также планировать еепротекание. Кроме формулировок и количества задаваемых вопросов, их очередностии порядка постановки этих вопросов участникам (кого первым и по каким вопросамвыслушивать), следователю следует предусмотреть различные позиции участниковочной ставки и различные варианты ее проведения в зависимости от этих позиций.
Какуже было сказано, проведение очной ставки связано с острым межличностнымконфликтом допрашиваемых лиц. Этот конфликт иногда специально обостряетсяследователем путем постановки перед ними таких вопросов, которыми ониизобличают друг друга. В таких ситуациях поведение допрашиваемых частосопровождается различными эмоциями: аффективно окрашенным возбуждением,состоянием психической напряженности, фрустрации. Все это находит своеотражение в их поведении, речи, мимике, жестикуляции. Поэтому в течение всейочной ставки необходимо постоянное, непрерывное наблюдение следователя задопрашиваемыми. Непрерывность такого наблюдения необходима и для того, чтобыисключить всякий бесконтрольный контакт между допрашиваемыми (как словесныйобмен информацией, так и обмен различными сигналами с помощью мимики и жестов).
Анализследственной практики показывает, что очная ставка наиболее эффективна, еслипроводится неожиданно для лица, дающего ложные показания. Немаловажным являетсяи «эффект присутствия», когда изобличающие показания произносятся вприсутствии изобличаемого. Именно поэтому очная ставка оказывает большоевоздействие на лиц, дающих ложные показания и часто играет роль переломногомомента в их дальнейшем поведении на следствии.
Дляуспешного проведения очной ставки, следователю необходимо — как отмечает В.Л. Васильев— контролировать свое собственное состояние. Острая конфликтная ситуация,высокая эмоциональная напряженность очной ставки требует от него, как ееорганизатора, прекрасного волевого тонуса и хорошей эмоциональной устойчивости.Перед очной ставкой у следователя должны быть ясная голова, ровное, спокойноенастроение и полная уверенность в торжестве правды над ложью. Если такоесостояние отсутствует — очную ставку следует отложить, ибо в противном случаесам следователь может ее провалить. [4, с.500]
Важноезначение для управления ходом очной ставки имеет пространственная организацияее участников. Обычно очная ставка проводится в служебном кабинете.Допрашиваемых надо разместить таким образом, чтобы они постоянно находились вполе зрения следователя, но не в его персональной зоне общения. Размещениедопрашиваемых в кабинете должно исключать возможность тактильных контактов,обмена знаковыми сигналами. Их следует рассаживать на некотором расстоянии другот друга лицом к следователю.
Нецелесообразнопроведение очной ставки между потерпевшими и свидетелями с одной стороны, иобвиняемыми с другой, в условиях следственного изолятора в силу сильногопсихологического воздействия такой обстановки на добросовестных участниковочной ставки. Часто под влиянием этой обстановки у свидетелей и потерпевшихнепроизвольно возникает чувство жалости к обвиняемому, что отрицательносказывается на результатах проведения очной ставки.
Правильное пониманиесущности очной ставки, тщательный психологический анализ лиц, принимающих в нейучастие, их психологическая подготовка, продуманное и направленное воздействиеследователя — все это способно значительно повысить результативность данногоследственного действия.

Литература
1. АванесовГ.А. Криминальная и социальная профилактика. — М. 1980.
2. Антонян Ю.М.,Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений.— М. 1996.
3. Антонян Ю.М.Психология убийства. — М. 1997.
4. Васильев В.Л.Юридическая психология. — СПб. 1997.
5. Дулов А.В. Судебнаяпсихология. — Минск. 1975.
6. Конецкая В.П.Социология коммуникации. — М. 1997.
7. Кудрявцев В.Н.Причины правонарушений. — М.1996.
8. Психологическийсловарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — М. 1990.
9. Романов В.В.Юридическая психология. — М. 1998.
10. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. — Минск. 1997.